На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сказкотерапевтическое коррекционное занятие

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
          
      Введение…………………………….………….……………………………...2
      1. 1. Что такое сказкотерапия…...…………….……………………………...7
          2. Как действуют сказки..………………….………………………………9
          3. Виды сказок…..…………………………….…………………………...11
          4. Принципы работы со сказками……...…………….…………………..13    
          5. Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического
занятия……………………………………………………………...…………….14
          6. Рекомендации родителям…...…………………………………………15
      2. Сказкотерапевтическое коррекционное занятие………….…………….16
     Литература…………………………………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

       Сказкотерапия является самым интересным психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философской жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывалось, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Многие считают, что в сказкотерапии адресатом могут быть только дети, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеют границ.
      Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок… Самая что ни на есть правда – именно через сказку дети получают уроки мудрости, постигают законы мира, учатся тому, как действовать в тех или иных ситуациях.
      Сказка, как и игра – настоящий символ детства – тут и герои и анти-герои, тут и сценарии, которые могут стать даже жизненным сценарием ребенка, тут и описание моральных и нравственных законов жизни,  тут и «молодцам урок» в ненавязчивой форме, идущий прямиком в бессознательное, минуя детское сопротивление родительским наставлениям.
      Сказка как вид работы с детской психикой и ее врачевания тем и хороша – обращаясь напрямую к нашим самым глубинным слоям психики, она минует все то, что мешает изменить себя к лучшему -  сознательные запреты, сопротивление урокам, преподанным навязчиво или декларативно, негативной оценке себя, неверию в свой успех и т.д.
       Попадая в сказку, мы попадаем… в сказку. В мир, где надежды сбываются, в мир, где возможно все, в мир, где добро побеждает зло, где самый маленький и испуганный зайчик, в конце концов, спасает целый лес, а замученная Золушка находит-таки своего принца. Где пример героя помогает себе самому – в геройской борьбе со своими детскими страхами, не знанием, проблемами.
      Итак, сказка: 
    - расширяет багаж знаний об 
окружающем мире, о других и о себе; 
    - транслирует моральные и нравственные законы; 
    - помогает осознавать причинно-следственные связи событий; 
    - показывает, сколь  велик  человеческий потенциал  и сколь богат мир своими возможностями;  
    - учат тому, что безвыходных ситуаций не бывает и воспитывает веру в возможность позитивного решения проблем. 
       В общем, самый настоящий кладезь сокровищ для детской души. Впрочем, не только для детской, сказкотерапия как вид психотерапии успешно используется в работе с самыми разными поколениями – от малышей до взрослых. 
      С помощью огромного культурного наследия и багажа уже сочиненных сказок, а также применяя специально сочиненные для ребенка (или взрослого) психокоррекционные, авторские сказки, сказкотерапевт может решить различные проблемы – от трудностей в обучении до травмы после развода родителей, от детской ревности до умения преодолевать страх и так далее.

      Сказки бывают разными и преследуют разные цели. Так, через диагностическую сказку (когда ребенка просят сочинить сказку о некоем герое (протопипе самого малыша) можно узнать много: от базового жизненного сценария и поведенческих стереотипов до реакции малыша на определенную жизненную ситуацию. Собственно терапевтическая, психокоррекционная сказка помогает случиться нужным переменам.
      Словом, сказкотерапия – самый подходящий вид терапии для работы с детишками. Недаром психотерапевты, профессионально использующую эту весьма непростую методику, становятся все более популярными. А некоторые родители, увлеченные этим методом, и сами отправляются на курсы сказкотерапии и читают соответствующие книги.
 
      Цель сказкотерапии:
  
      Позволяет человеку более четко осознать свои проблемы, стать самим собой, а также построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.     

      Задачи сказкотерапии: 

    Научиться тому, как учить;
    Изобрести методы обучения для тех, кто желает познавать только то,
что интересно, а не то, что необходимо;
    Изобрести методы гармонизации для тех, кто привык к внутренней
дисгармонии и  для кого хаос – это способ адаптации;
    Пробуждение Веры. Именно Вера способна активизировать ресурсы
личности и  сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя Вера формирования духовной цели. Искренняя Вера в  успех приводит к результату. Испокон  веку Веру пробуждали, постепенно, используя  для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращается в осознанные способности. 

      Методы сказкотерапии: 

      Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
      В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки. Выразить свой страх и гнев по отношению к родителям, братьям, сестрам и другим значимым людям. В каждом из элементов терапии психолог поощряет ребенка обращаться к самому себе, заново постигать и принимать свои чувства. Свобода говорить, выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя и все прочие процессы, позволяют ребенку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы.
       Характерная особенность игры - ее  двуплановость, присущая также драматическому искусству:
       Играющий выполняет реальную  деятельность, осуществление которой  требует действий, связанных с  решением впеолне конкретных, часто нестандартных задач.
      Ряд моментов этой деятельности  носит условный характер, что  позволяет отвлечься от реальной  ситуации с ее ответственностью  и многочисленными привходящими  обстоятельствами.
      Двуполановость игры обуславливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
       Арттерапия - это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
      Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
      В качестве еще одного возможного  коррекционного механизма, может  быть рассмотрен сам процесс  творчества как исследование  реальности, познание новых, прежде  скрытых от исследователя сторон  и создание продукта, воплощающего  эти отношения.
Приемы арттерапии используют при исследовании внутрисемейных проблем.
      Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпритации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятия по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
      Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознании клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арттерапии в форме рисунка и живописи.
      Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Что такое сказкотерапия. 

      Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые и ненавистные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь,  и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому совсем не удивительно, что в рамках такой науки как психология постарались осмыслить и структурировать  знания о сказках, и о их влиянии на психику человека. Так появилось направление психологической работы – сказкотерапия. С каждым днём сказкотерапия становится всё более популярной. Но открытым остаётся вопрос – в чем же особенность сказкотерапии? Что отличает сказкотерапию от любых других психологических направлений?
      Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.  Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление не имеет возрастных ограничений. Сказкотерапия идеально подходит и детям и взрослым, и людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования, ведь мы знакомимся с языком сказок куда раньше, чем научаемся читать и считать.
      Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт со своим клиентом, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор. Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить открыто.
      Сказкотерапия помогает максимально безопасно вскрыть и обозначить проблему клиента, начать незамедлительную работу даже в тех случаях, когда речь идёт о сильных стрессовых ситуациях и конфликтах. Сказкотерапия дает возможность тонкого присоединению к клиенту, сказкотерапевт достигает поставленной задачи в наикратчайшие сроки. Уже после первой консультации на лицо улучшение эмоционального состояния, снятие негативного психического напряжения.
      Сказкотерапия создаёт безопасную среду, в которой клиент получает возможность раскрыть и исследовать свою личность, выявить и развить её ресурсы. Атмосфера волшебства и сказочности часто используемая в сказкотерапии позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает клиент, расширить фокус его внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.
      Сказкотерапия позволяет исследовать и расшифровать смыслы легенд, мифов, былин и притч, но не только. Психолог-сказкотерапевт вместе с клиентом выстраивают мостик между сказочной реальностью и жизнью клиента. Это шанс связать сказочные события с событиями и поведением человека, а значит усвоить и применить на практике всю мудрость, скрытую в сказках.
      Сказкотерапия даёт возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность. В сказках всё наполнено гармонией, которая передаётся клиенту.
      Сказкотерапия, являясь эклектическим направлением практической психологии, даёт специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодраммы, гештальт-психологии, арт-терапии. Одним из интереснейших синтезов  сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет, эффективно решает задачи, как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях.    Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.
       Благодаря методу песочной терапии, клиент оказывается способным взглянуть на любую ситуацию со стороны и прямо на месте совершить те перемены, которые ему бы хотелось, а главное – увидеть и прочувствовать результат этих перемен. Эти переживания сложно смоделировать в жизни, потому что сами перемены даются сложнее, но в психологической песочнице возможно всё, даже путешествия в пространстве и времени.    Мы с лёгкостью можем смоделировать будущее, или проиграть своё прошлое, или совершить путешествие в совершенно другую волшебную реальность и взять из этого путешествия какие-то ценные знания и навыки.
      Безусловно, специалист-сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, научиться присоединению к клиенту и следованию за ним в его волшебном путешествии по своему внутреннему миру. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Как действуют сказки.   

    Как  уже отмечалось, являясь одним  из психокоррекционных методов, особо эффективной сказкотерапия оказывается при работе с детьми, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется в литературе с двух позиций: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, то есть процесс «эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов», а он, наряду с механизмом проекции, является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому.  
    Сказка  служит одним из доступных  путей переноса своих собственных  переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных  чувств через окружающих. Поэтому,  воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным  героем, и это позволяет чувствовать  и понять, что не у них одних  есть проблемы и переживания.  Во-вторых, посредством ненавязчивых  сказочных образов детям предлагаются  выходы из различных сложных  ситуаций, пути решения возникших  конфликтов, позитивная поддержка  их возможностей и веры в  себя.  
    Принято  считать, что детям 3-5 лет более  понятны и близки сказки о  животных и сказки о взаимодействии  людей и животных. В этом возрасте  дети часто идентифицируют себя  с животными, легко перевоплощаются  в них, копируя их манеру  поведения. С 5 лет ребенок может  идентифицировать себя с человеческими  персонажами. Примерно с 5-6 лет  ребенок предпочитает волшебные  сказки. Читая или слушая их, ребенок  «вживается» в повествование.  Он может идентифицировать себя  с главным героем и с другими  одушевленными персонажами. При  этом развивается способность  децентрироваться, вставать на место другого.   
    С  другой стороны, в дошкольном  возрасте восприятие сказки становится  специфической деятельностью, обладающей  невероятно притягательной силой  и позволяющей свободно мечтать  и фантазировать. При этом сказка  для детей – «особая деятельность, которая позволяет раздвигать  рамки обычной жизни, сталкиваться  со сложными явлениями и чувствами  и в доступной для понимания  детей «сказочной» форме постигать  взрослый мир чувств и переживаний».   
    Значение  сказок для сказок для воспитания  и развития личности ребенка  Осипова А.А. сводит к следующим  позициям:
    1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
    2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации ипроблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
    3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
    4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках   
   Таким  образом, как отмечают многие  авторы, сказки обладают большой привлекательностью и ценностью для детей. Ребенку требуется в специфической символической форме показать, как разрешаются проблемы, как сохранять ощущение безопасности до достижения зрелости. Именно сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.  
    Волшебные  сказки описывают глубинный человеческий  опыт прохождения эмоциональных  кризисов и преодоления страха. События сказки вызывают у  человека эмоции, герои и их  отношения между собой проецируются  на обыденную жизнь, ситуация  кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных  социальных и моральных нормах  жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и  что такое плохо. Она дает  возможность отреагировать значимые  эмоции, выявить внутренние конфликты  и затруднения. Во время прослушивания  страшных сказок или сказок  «со страшными» эпизодами ребенок  учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится  гибким и насыщенным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Выделяют пять видов сказок: 

      1. К художественным  сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
      Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.
      Авторские художественные  сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
      2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл  и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
      3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
      4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.
      5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.
      В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.
      Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков.
      Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным сказкотерапевтическим материалом.
      Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особо хороши анекдоты о Ходже Насреддине. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить.
      Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут использоваться в работе с подростками.
      Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не только информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и для познания многообразия окружающего мира  и общих закономерностей его устройства.
       Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, он в определенном смысле программирует себя. 
 
 
 

1.4 Принципы работы со сказками: 
 

Принцип
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.