На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Регулирования института выборов в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика.…………………………………………………………..4
    §1. Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права…………………………………………………………5
    §2. Субъективное избирательное право и избирательный процесс предметы правового регулирования: особенности законодательного закрепления принципов проведения выборов в России.………………..8
    §3. Избирательная система, как предмет регулирования в избирательном праве: понятие, критерии, типологизация......................11
     §4. Особенности избирательной системы при выборах депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации………………14
Заключение………………………………………………………………………17
 

Введение
     Последние два десятилетия с момента  развала Советского Союза, проходит процесс демократизации всех институтов нашего российского общества. Не обошел стороной этот процесс такую сферу  правоотношений, как выборы.
     Особенно  активно реформация законодательства в этой области началась в 2000-е  годы, за этот период был принят колоссальный  массив правовых актов, регулирующих процедуру  выборов, что в свою очередь породило не поддельный интерес к данной отрасли  законодательства, поскольку от его  состояния, во многом зависит расстановка политических сил, формирование и работа представительных органов, стабильность политической системы в целом. В связи с этим большое количество известных юристов принялись анализировать состояние избирательного права России, составлять свое мнение об этой отрасли права, прогнозировать дальнейшее изменение. Среди них можно выделить таких как, Любарев А. Е., Постников А. Е., Князев С., Кынев А., Дмитриев Ю.А. и другие представители.
     Как и в любой другой отрасли права, Россия не могла пойти по обычному пути развития в силу своего исторического, политического опыта. Поэтому избирательное  право России намного сложнее для понимания нежели аналогичная отрасль права европейских государств. Факт приведенный выше натолкнул автора к изучению именно данной отрасли законодательства, так как по достаточно спорным вопросам можно формировать свою точку зрения, или позицию, в отличие от тем которые изучены досконально, в которых лишь приходиться соглашаться с видными ученными, которые не первые год занимаются своими разработками.
     Целью данной работы является выявление особенностей регулирования института выборов в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика
§1. Избирательное  право, предмет, метод, место в системе  российского права
    Понятие избирательного права может быть истолковано исходя из двух смыслов  понимания данного термина 1) в  объективном смысле избирательное  право представляет собой систему  правовых норм, регулирующих порядок  формирования выборных государственных  органов власти, т.е.  избирательную  систему; 2) в субъективном смысле это  право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной  власти, это определение понимает под собой наличие у гражданина активного и пассивного избирательного права, соответственно.  Предметом  избирательного права являются совокупность общественных отношений, регулируемых избирательным правом. Предмет избирательного права является одной из важнейших характеристик данной подотрасли конституционного права.
    Под методом избирательного права следует  понимать совокупность юридических  приемов и средств, с помощью  которых осуществляется правовое регулирование  общественных отношений, составляющее предмет. Вместе с предметом метод  служит юридическим критерием квалификации избирательного права, выделения избирательного права в самостоятельную отрасль. Основные черты метода правового регулирования состоят в том, что он является инструментом государственного воздействия на соответствующие общественные отношения, объективно нуждающиеся в таком воздействии; обусловлен характером социально-правовой среды, то есть единым предметом правового регулирования; имеет специфическую в общесоциальном плане материально-правовую основу в виде установленных или санкционированных государством юридических правил (норм), система которых образует российское право. Для децентрализованного метода регулирования, используемого в избирательном праве, характерно равноправие участников избирательных правоотношений; автономия участников избирательных правоотношений, которая означает способность субъекта права свободно (независимо от других) формировать свою волю на участие в избирательных действиях; самостоятельность избирательных правоотношений: например, кандидат может самостоятельно распоряжаться денежными средствами избирательного фонда, нести ответственность за нарушение избирательного законодательства, возмещать ущерб (как моральный, так и материальный), причиненный его неправомерными действиями. В избирательном праве используется и метод централизованного, императивного, правового регулирования. В этом случае правоотношения строятся на принципах субординации, подчиненности. Субъекты, выполняющие властные функции, действуют самостоятельно в пределах предоставленных им полномочий (избирательные комиссии всех уровней). Одним из признаков, свойственных публично-правовому методу, является позитивное обязывание, которое находит выражение в подготовке и издании актов, регламентирующих общие подходы, задачи, цели, функции конкретного органа или выполняет роль конкретного индивидуального предписания на совершение конкретных юридически значимых действий. В юридической литературе отмечается, что в комплексных отраслях права, в зависимости от характера регулируемых отношений, данные методы встречаются в различных вариантах и сочетаниях.
    Общественные  отношения, включаемые в предмет  избирательного права, опосредуют осуществление  и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также процедуру реализации этого права в процессе организации  и проведения выборов и в межвыборный период.
    В предмет избирательного права не входят общественные отношения, возникающие  в связи с отзывом депутатов  и выборных должностных лиц. За рамки  избирательного права выходят также  и общественные отношения по вопросам организации и проведения референдумов. Правовое регулирование указанных  общественных отношений осуществляется в рамках соответствующих институтов конституционного права.
    В субъектном составе данных отношений  основная роль принадлежит носителям  субъективного избирательного права, поскольку реализация последнего выступает  в качестве цели правового регулирования, осуществляемого на основе соответствующих  норм, образующих рассматриваемую комплексную  отрасль права.
    Будучи  систематизированными в рамках нормативных  правовых актов и классифицированными  по определенным критериям, данные нормы  образуют систему избирательного права  и являются его источником.
    По  юридической силе нормы избирательного права подразделяются на законы и  подзаконные акты. Верхнюю позицию  в этой иерархии занимает Конституция  Российской Федерации, закрепившая  субъективные избирательные права  как таковые и создавшая основу для более детального правового  регулирования посредством законотворчества. Данное регулирование содержится в  комплексе федеральных законов, определивших порядок и процедуры  реализации соответствующих прав граждан: выдвижение кандидатов и списков  кандидатов, инициирование и назначение референдума, голосование за кандидатов и списки кандидатов на основе принятой избирательной системы, голосование по вопросам референдума, установление результатов голосования и т.д. Основополагающими в числе таких законов являются:
    -  Федеральный конституционный закон  от 28 июня 2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме  Российской Федерации";
    - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав»);
    - Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", (далее ФЗ №51 «О выборах депутатов»);
    - Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее ФЗ №19 «О выборах Президента»).
    В связи с наличием законодательной  базы доля подзаконных актов в  системе нормативной регуляции  избирательного права достаточно невелика. При этом они, как правило, не содержат комплексного регулирования, а содержат отдельные нормы избирательного права, призванные конкретизировать некоторые  положения законодательства.
    В качестве примера таких подзаконных  актов можно привести  Постановление  Правительства Российской Федерации  от 17 сентября 2007 года N 589 "О мерах  по оказанию содействия избирательным  комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  и Президента Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 года N 391 "О  порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме".
    Кроме того, Президент издает указы о  назначении выборов в Государственную  Думу, однако эти акты являются не нормативными, а правоприменительными и принимаются  в порядке реализации Президентом  его конституционного полномочия по назначению выборов.
      Нельзя  так же забывать о таком источнике  права, как постановления Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации, которыми регулируются многие формальные стороны избирательного процесса.
    Следующим источником избирательного права являются международные правовые акты, особенно важны три из них:
1) Всеобщая  декларация прав человека;
2) Международный  пакт о гражданских и политических  правах;
3) Европейская  конвенция о защите прав человека  и основных свобод;
4) Конвенция  о стандартах демократических  выборов, избирательных прав и  свобод в государствах — участниках  Содружества Независимых Государств, подписанная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г., ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 2 июля 2003 г.).
    Определяя место избирательного права в  российской правовой системе, следует  отметить, что ему может быть отведено место, как самостоятельной комплексной  отрасли, так и подотрасли конституционного права. Такая неоднозначная трактовка имеет под собой несколько оснований. Во-первых, как уже было определено выше, избирательное право имеет свой собственный предмет правового регулирования – отношения складывающиеся в процессе организации и проведения выборов и референдумов.  Данная точка зрения возникает, если рассматривать определение избирательного права в объективном смысле. С другой стороны, если принимать во внимание субъективную сторону данного определения, то предмет правоотношений будет иным, а именно наличие пассивного и активного избирательного права у граждан Российской Федерации. Это право также имеет отношение к другой более обширной отраслевой группе прав – конституционных прав граждан. Рассматривая избирательное право как комплексную отрасль, мы акцентируем внимание на том, что оно в процессе своего функционирования использует различные методы, свойственные как публичному, так и частному праву. Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что четкой позиции поэтому вопросу не выработано, поэтому можно лишь придерживаться одной из позиций. Автор данной работы полагает, что избирательное право является самостоятельной отраслью права, постольку поскольку уже на протяжении долгого времени идут споры относительно принятии в России избирательного кодекса, что свидетельствует о стремлении выделения самостоятельной отрасли законодательства. Хотя даже без данного нормативно-правового акта, система избирательного права, включает достаточно большой массив правовых документов, а их кодификация всего лишь техническое улучшение, для более удобного поиска и применения норм права. И если учитывать опыт субъектов России, то многие из них приняли собственные избирательные кодексы.
 

§2 Субъективное избирательное  право и избирательный процесс  предметы правового регулирования: особенности законодательного закрепления  принципов проведения выборов в  России;
     Органы  государственной власти формируются  двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.
     Хотя  определение субъективного избирательного права изложенного в первой главе содержит указание только лишь на права граждан избирать и быть избранным, но с учетом последних изменений, когда политическая партия получает все больший и больший вес среди всех участников избирательного процесса, нельзя забывать о ней как обладательнице субъективного избирательного права. Подробнее эти вопросы будут освещаться ниже при описании избирательных систем на разных уровнях выборов в России.
     Большой юридический словарь определяет выборы, как способ формирования органов  государства и местного самоуправления с помощью голосования. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия  в управлении государством.
 Выборы  могут быть парламентскими и  президентскими, всеобщими или частичными, общегосударственными или местными, очередными или досрочными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, на альтернативной основе и, прямыми или косвенными, основными или дополнительными. Классификация выборов в определенной степени определяет те принципы, которые рассмотрены ниже.
Особенностью  России является и то, что в отличие  от многих других государств с относительно новыми конституциями в ее Конституции  нет специального раздела об избирательном  праве (избирательной системе), в  котором были бы закреплены общие  принципы избирательного права —  всеобщее, равное, прямое избирательное  право при тайном голосовании  и др. Только в самой общей форме  активное и пассивное избирательное  право закреплено в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Между тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.
    Принципы  права согласно общетеоретической  характеристике данной категории представляют собой исходные начала правового  регулирования общественных отношений. При этом выделяют общие принципы права, характерные для регулирования  отношений, независимо от их отраслевой принадлежности, а также принципы отраслей и институтов, выражающие основные начала регулирования, обусловленные  его предметом и спецификой субъектного  состава.
    Принципы  избирательного права в основном закреплены законодательно и обозначены в статье 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" как принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. По своему содержанию они соответствуют положениям Конституции и международным стандартам непосредственной демократии.
    Гражданин Российской Федерации участвует  в выборах на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а  в референдуме - на основе всеобщего  равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
    Принцип всеобщего избирательного права  и права на участия в референдуме  конкретизирован в статье 4 указанного Федерального закона, согласно которой  гражданин Российской Федерации, достигший  возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов  Российской Федерации, - быть избранным  в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
    Гражданин Российской Федерации имеет право  избирать, быть избранным, участвовать  в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Принцип равного  избирательного права заключается  в установлении для граждан равных оснований участия в выборах  и референдуме. Если на выборах в  законодательный (представительный) орган  государственной власти или в  представительный орган муниципального образования образуются избирательные  округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном  округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
    Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах  и референдумах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных  законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы  или против них непосредственно.
    В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме" голосование на выборах и референдуме  является тайным, исключающим возможность  какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, что отражает содержание принципа тайного голосования.
    Выборы  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов  этих органов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. В данном положении статьи 9 указанного Федерального закона отражено содержание принципов обязательности и периодичности выборов.
    Статья 3 указанного Федерального закона закрепляет принцип независимости органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и  референдум. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
     Кроме того, статья 3 закрепляет принцип открытости и гласности в осуществлении  комиссиями деятельности по подготовке и проведению выборов, референдума, подсчету голосов, установлению итогов голосования, определению результатов  выборов и референдума.
     Все эти принципы реализуются процессе проведения выборов, который включает в себя: а) назначение выборов; б) регистрации избирателей в установленном законом порядке; в) организацию избирательных округов, районов, избирательных участков и пунктов для голосования; г) выдвижение кандидатов; д) проведение голосования; е) определение результатов голосования, и распределение депутатских мандатов. 

§3 Избирательная  система, как предмет регулирования  в избирательном праве: понятие, критерии, типологизация;
    Основным  элементом избирательного права  является избирательная система, понятие  которой определяется в двух смыслах.
    Избирательная система в узком смысле — это  совокупность правил и приемов, регламентирующих процесс формирования органов власти путем голосования в ходе выборов.
    Избирательная система в широком смысле - это  весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов.
    Сущность  любой избирательной системы - характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или  партийный список, и полученных ими  мандатов.
     Как и по многим другим вопросам, классификация  избирательных систем не имеет четкого  разграничения.
     В данной работе представлена классическое деление и современный взгляд на проблему классификации избирательных систем.
     Мировая практика выборов, выделяет следующие  типы избирательных систем используемых при формировании высших органов  государственной власти:
1) мажоритарная; 2) пропорциональная;
   Мажоритарная  избирательная система (от фр. majorite - большинство, от лат. маjor - большой) предполагает, что результаты выборов определяются большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе.
  Мажоритарная  система относительного большинства  это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников.
  Мажоритарная  система абсолютного большинства  отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается); б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.
  Мажоритарная  система квалифицированного большинства - при этой системе избранным считается  кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство  голосов. Квалифицированное большинство  устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.
  Пропорциональная  избирательная система - предполагает голосование по партийным спискам, т.е. избиратель голосует не за кандидата, а за партию, которая выдвигает свой список депутатов.
     Так же существует ряд смешанных избирательных  систем, каждая из которых включает в себя элементы обоих систем представленных ранее.
     Теперь  подробнее хотелось бы остановится на современной классификации избирательных систем, которая были представлена в диссертации кандидата юридических наук Любарева Аркадия Ефимовича. В основу своего деления он положил четыре следующих аспекта:
    содержание голоса;
    величина округа (или порядок суммирования голосов);
    правило переведения полученных голосов в мандаты;
    голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов).
     И так, исходя из данных критериев, можно выделить представленные ниже типы избирательных систем. 
     В одномандатных округах по его мнению возможна только система, которую принято называть мажоритарной. Обычно выделяют два типа подобной системы – абсолютного и относительного большинства. Такое деление связано со значением третьей переменной.
    По  его мнению, более важной характеристикой  при выборах по одномандатному округу (особенно с точки зрения избирателей) является способ голосования (т.е. первая переменная). Как уже отмечалось, из четырех типов голосования  здесь целесообразны только два – категорическое и ординальное (преференциальное). Использование первого дает классическую мажоритарную систему (абсолютного большинства с перебаллотировкой или относительного большинства), а второго – систему мажоритарно-преференциальную (другое ее название – система альтернативного голосования – представляется не вполне адекватным). Последняя применяется крайне редко (на общегосударственном уровне – только на выборах в нижнюю палату австралийского парламента), однако она имеет серьезные преимущества при избрании должностных лиц местного самоуправления.
     В случае многомандатного округа с  голосованием за конкретных кандидатов возможны все четыре из перечисленных  способов голосования. При категорическом голосовании мы получаем систему единственного непередаваемого голоса, при кумулятивном – кумулятивный вотум, при ординальном (преференциальном) – систему единственного передаваемого голоса. При одобрительном голосовании действует одна из двух версий “блоковой” системы: ограниченного вотума, когда избиратель имеет меньше голосов, чем разыгрывается мандатов, или неограниченного вотума, когда число голосов у избирателя соответствует числу мандатов.
    Случай  многомандатного округа с голосованием за партии – это знакомая нам  с 1993 г. система закрытых партийных  списков. Ее разновидности обусловлены  методикой распределения мандатов, наличием или отсутствием заградительного  барьера и величиной округа, так  выборы могут проводиться как  по единому или общенациональному  или общерегиональному округу, так и по нескольким многомандатным округам.
    Гораздо сложнее классифицировать смешанные  ситуации, когда избиратель голосует и за партию, и за конкретных кандидатов. Здесь приходится использовать дополнительные переменные. Одна из них отвечает на вопрос: является ли голосование раздельным? В одних случаях избиратель голосует отдельно за кандидата и отдельно за партию. В других – голосование  за кандидата считается одновременно и голосованием за партию, в список которой он включен.
    Другая  переменная отвечает на вопрос о том, раздельно или нет подводятся итоги голосования по кандидатам и по партийным спискам? Мандаты могут сначала распределяться между партиями, а потом – между кандидатами внутри партийного списка. Другой вариант – мандаты между партийными списками распределяются в больших многомандатных округах, а результаты голосования по кандидатам определяются в меньших округах (обычно одномандатных).
    Таким образом, мы получаем четыре конструкции. Первая – система открытых партийных  списков. Необходимо отметить, что голосование  за партию всегда категорическое, тогда  как при выборе кандидатов внутри партийного списка могут использоваться все четыре перечисленных способа  голосования категорическое, кумулятивное, одобрительное, преференциальное.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.