Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

Глава 1. Основные вопросы правового статуса личности в зарубежных странах 

1.1. Гражданство  (подданство): понятие, порядок приобретения  и утраты 

1.2.Правовое положение  лиц без гражданства (апатридов)  и лиц с множественным гражданством 

1.3. Классификация  прав, свобод и обязанностей человека 

Глава 2. Принципы правового положения и конституционные  гарантии прав и свобод 

2.1. Принципы  правового положения личности  в зарубежных странах 

2.2. Конституционные  гарантии прав и свобод человека и гражданина 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Гражданство, как  правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это  лицо, которое обладает правом и  обязанностью активно участвовать  в реализации государственной власти1. 

Актуальность  темы. Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в  конституциях, подробное регулирование  осуществляется обычными законами.  

Есть конституции, которые не содержат специальных  норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт. 

Конституция США 1789 г. была первой конституцией этого  государства и является действующей  до сих пор. Конституция США включает три компонента: преамбулу, семь статей и двадцать шесть поправок. 

Конституция США  первоначально почти не содержала положений о правах и свободах граждан, хотя ряд важных норм можно найти и в тексте конституции. 

Права и свободы  граждан в основном закреплены в  первых десяти поправках, точнее - дополнениях, получивших название Билль о правах, принятых первым конгрессом в 1789 г. 

Что касается характера  закрепленных прав и свобод, то они  относятся лишь к политическим и  личным, и среди них почти целиком  отсутствуют социально-экономические  права и свободы. 

Нынешняя конституция  Франции была принята и утверждена на референдуме в 1958 г. Конституция Франции 1958 г. - это всего лишь часть действующего основного закона. В соответствии с преамбулой акта 1958 г. его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан. 

Особенностью  действующего основного закона Франции  является его структура и порядок  закрепления провозглашаемых прав и свобод граждан. 

Конституция Италии вступила в силу с 1 января 1948 г. Демократизм  итальянского основного закона выразился в закреплении обширного круга демократических прав и свобод. Около третьей части конституции составляют статьи отличные от классического перечня прав и свобод, заметно выделяются социально-экономические права и свободы. 

Но до сих пор некоторые положения конституции остаются декларативными, желаемыми, не всегда практикуемыми, особенно это касается статей, регулирующих права и свободы граждан.  

Конституционные права можно классифицировать на индивидуальные и коллективные, основные и дополнительные, но наибольшее значение имеет классификация прав по содержанию: личные (гражданские), социальные (экономические и культурные), политические. 

Цель курсовой работы рассмотреть регулирование  вопросов гражданства в зарубежных странах. 

Глава 1. Основные вопросы правового статуса личности в зарубежных странах  
 

1.1. Гражданство  (подданство): понятие, порядок приобретения  и утраты 
 

Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство  и подданство равнозначны в том плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверенитет государства (т.е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие «подданство» традиционно относится к государствам с монархической формой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, характерно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью активно участвовать в реализации государственной власти1. 

Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются  в конституциях, подробное регулирование  осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных норм о гражданстве. Например, Конституция Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и дополнениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, например, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт. 

Институт гражданства  включает нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), беженцев. Тесно связаны с институтом гражданства вопросы предоставления политического убежища, выдача человека другому государству (экстрадиция), возможность высылки из страны. 

В государствах с унитарной формой правления  существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т. д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации. 

Институт гражданства  постоянно развивается. Одной из последних новелл является учреждение гражданства Европейского Союза, которое распространяется на всех граждан государств - членов ЕС и способствует существенному расширению их прав и свобод. 

Существует несколько  способов приобретения гражданства (подданства). Подавляющее большинство людей приобретает гражданство по рождению. Такой способ называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципа «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей. В большинстве стран законодательство предусматривает оба основания приобретения гражданства по рождению: и права крови, и права почвы. 

Вторым общепризнанным способом приобретения гражданства  является натурализация. Натурализация - это прием в гражданство иностранца по заявлению. Обычно натурализация  может иметь место после определенного  срока проживания иностранца на территории данного государ­ства (например, чтобы получить гражданство Венгрии, нужно прожить на се территории 3 года, Алжира - 7 лет, Республики Чад - 15 лет). 

Кроме проживания на территории данного государства  к лицу предъявляются и другие требования. Одним из таких требований является знание языка страны, в гражданство которой лицо желает вступить. Предъявляется также требование к состоянию здоровья данного лица (например, отсутствие заболевания СПИДом), наличие дееспособности. В большинстве стран предъявляется требование - не быть зарегистрированным в качестве члена террористической организации. 

В отдельных  арабских государствах (Кувейт, ОАЭ  и др.) в гражданство могут быть приняты только мусульмане. 

Вступление в  брак, как правило, не влечет автоматического  предоставления гражданства, хотя и облегчает процедуру его получения. 

Наряду с двумя  указанными повсеместно распространенными  способами приобретения гражданства  существуют и менее распространенные1. 

Гражданство может  быть приобретено путем оптации, т. е. выбора гражданства одного из двух государств, при изменении границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Частный случай оптации - трансферт, который предполагает обязательную смену гражданства при изменении границ двух государств. 

Гражданство может быть приобретено в результате репатриации, т. е. восстановления раннее утраченного гражданства. 

Гражданство некоторых  лиц зависит от гражданства других лиц. Гражданство несовершеннолетних детей по законодательству ряда стран  соответствует гражданству родителей и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например, в Болгарии с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства родителей влечет за собой изменение гражданства детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усыновителей. 

В некоторых  странах объем прав граждан различается  в зависимости от способа его  приобретения. Так, в США президентом страны может быть избрано только лицо, являющееся гражданином по рождению. 

Гражданство прекращается вследствие таких причин, как отказ  от гражданства (выход из гражданства), утрата гражданства, лишение гражданства, оптация другого гражданства, а  также по некоторым другим причинам. 

Отказ от гражданства  или выход из него имеет место  по заявлению заинтересованного  гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания  для отклонения заявления обычно устанавливаются законодательно. 

Утрата гражданства как особый случай прекращения гражданства носит автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных действий, например, поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства. В США, например, автоматически (т. е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или особым образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению. 

Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам в течение небольшого срока после натурализации. 
 

1.2.Правовое положение  лиц без гражданства (апатридов) и лиц с множественным гражданством 

Лицами без  гражданства являются те, кто не может доказать наличие у них  какого-либо гражданства. Правовое положение  лиц без гражданства во всех странах  приравнивается к правовому положению  иностранцев. Государства, как правило, не заинтересованы в проживании на их территории большого числа лиц без гражданства и поэтому создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территориях лиц без гражданства. 

Наиболее частным  случаем многогражданства является бипатризм, т. с. принадлежность лица к гражданству двух государств, что удостоверяется соответствующими документами. Двойное гражданство в ряде случаев создает для его обладателя определенные сложности, если каждое из государств требует от него выполнения гражданских обязанностей. 

Следует отличать двойное гражданство от многоуровневого  гражданства в федеративных государствах. В федерации союзное гражданство  не может вступить в противоречие с гражданством субъектов федерации, поскольку в рамках последнего могут предоставляться лишь дополнительные гарантии, единых для граждан всего союза прав, и устанавливаться некоторые дополнительные права и обязанности, отражающие специфику члена федерации, но которые не должны вступать в противоречие с общефедеральным статусом гражданина.  

Правовое положение  иностранцев. 

В демократическом  государстве иностранцы, которые  практически постоянно проживают  в данной стране, по своему правовому  положению в основном приравниваются к правовому положению граждан  данного государства. Но они не обладают политическими правами, не подлежат призыву на военную службу, не могут занимать некоторые должности (например, должность судьи, капитана корабля, командира воздушного судна, полицейского и т. д.). 

Временно пребывающие на территории другого государства иностранцы в большей степени ограничены в правах (в плане трудовой деятельности, социального обеспечения, образования и др.). 

Особое место  среди иностранцев занимают дипломатические  и консульские представители. Правовое положение этих лиц урегулировано международными актами, например, Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 г. Венская конвенция о представительстве госу­дарств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Дипломаты и консульские представители освобождены из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Дипломаты пользуются налоговыми и таможен­ными льготами. 
 

1.3. Классификация  прав, свобод и обязанностей человека 
 

Начать следует с группы личных прав и свобод. Характерной особенностью группы личных прав и свобод является то, что обладание этими правами непосредственно не зависит от принадлежности человека к гражданству государства. Эти права неотчуждаемы и принадлежат каж­дому человеку по факту рождения. 

Перечень их наименований, отработанный и обогащенный  двумя с лишним веками истории  конституционализма, стал универсальным  настолько, что не отрицался даже коммунистами. 

Главным личным правом человека является право на жизнь. Посягательство на жизнь является тягчайшим преступлением. В демократическом государстве это неотъемлемое естественное право человека обеспечивается всей совокупностью государственно-правовых и других общественно-политических институтов. Государство должно избегать при проведении внутренней политики внутренних межнациональных вооруженных конфликтов, бороться с преступлениями и т. п. Так, в ст. 9 Конституции Киргизской Республики закреплено, что использование вооруженных сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается, а пропаганда и разжигание межнациональной розни являются антиконституционными. Ст. 18 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов неприменения силы или угрозы силой и мирного решения споров. 

Каждый имеет  право на честь и достоинство (ст. 35 Конституции Азербайджана, ст. 17 Конституции Грузии, ст. 28 Конституции  Украины и т. д.). Ничто не может  быть основанием для умаления достоинства  человека, каждый имеет право на защиту от посягательства на его честь, доброе имя и достоинство. Всем гарантируется право на личную свободу и безопасность, что включает в себя право постоянно проживать в любом месте государственной территории, свободно перемещаться по данной территории, покидать ее и свободно возвращаться в страну, при соблюдении правил, установленных законом. Право на личную безопасность предусматривает свободу от произвольного ареста. Задержание возможно на сроки, прямо установленные в текстах конституций (например , п.2., ст.17 Конституции Испании 1978 г. устанавливает срок предварительного заключения – максимум 72 часа, после чего задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям). 

Как правило, в  новейших конституциях закрепляется право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Также в новейших конституциях провозглашается право на защиту частной жизни от незаконного вмешательства. Гарантии данного права проявляются в том, что конституции, как правило, запрещают сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия1.  

Никто не обязан заявлять о своих религиозных  или антирелигиозных убеждениях. Верующие вправе совершать религиозные  культы, которые не должны нарушать общественный порядок, мораль, использоваться в политических целях. Никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждений, группы лиц или отдельного лица разрешается обучение детей религиозному вероучению в свободное от образовательных школьных занятий время, с согласия родителей и самих детей. В ряде стран, если религиозным убеждениям человека или его вероучению противоречит несение воинской службы, а также в иных установленных законом случаях, допускается замена ее альтернативной гражданской службой (Грузия, Казахстан, Узбекистан). Эта свобода может быть ограничена только в случае необходимости охраны общественного порядка, здоровья и морали. В свою очередь, осуществление права на свободу совести не должно ограничивать общечеловеческие права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 2 ст. 22 Конституции Казахстана). 

Во многих новейших конституциях провозглашается право  свободного передвижения по стране, а  также право свободно покидать страну и беспрепятственно возвращаться, за исключением ограничений, установленных законом (ст. 52 Конституции Польши 1997 г. провозглашает: 

«1. Каждому обеспечивается свобода передвижения по территории Республики Польша, а также выбора места жительства и пребывания. 

2. Каждый может  свободно покидать территорию  Республики Польша. 

3. Свободы, о  которых говорится в ч. 1 и 2, могут подлежать ограничениям, определенным  в законе.»). 

Из других личных прав следует отметить право на неприкосновенность жилища (ст. 33 Конституции Азербайджана, ст. 29 Конституции Беларуси, ст. 29 Конституции Молдовы и т. д.). Никто не вправе войти в жилище гражданина, производить обыск или досмотр, иначе как в слу­чае и порядке, предусмотренных законом. Конституция Республики Молдова запрещает проникать не только в жилище человека без его согласия, но и в место пребывания лица (в п. 1 ст. 29 установлено: «Жилище и место пребывания неприкосновенны. Никто не может проникать или находиться в жилище или месте пребывания лица без его согласия»). 

Кроме вышеперечисленных  прав и свобод к этой группе можно  отнести и свободу мысли, слова, убеждений и свободное их выражение (ст. 19 Конституции Грузии, ст. 16 Конституции  Киргизстана и т. д.), которая одновременно может быть также отнесена к политическим правам и свободам. Во все новейшие конституции это право включено и считается неотъемлемым для демократических государств. 

Согласно одной  из самых распространенных классификаций  прав и свобод по группам, второй группой  прав и свобод являются политические права. Эта группа прав и свобод предоставляет гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. 

В новейших конституциях перечень этих прав в основном традиционный, хотя есть и некоторые особенности. Остановимся коротко на характеристике политических прав и свобод в конституциях последнего времени. 

Практически во всех современных конституциях закрепляется право граждан на участие в  управлении делами общества и государства  как непосредственно, так и через  своих представителей (ст. 62 Конституции Польши провозглашает: «Польский гражданин имеет право участвовать в референдуме, а также избирать президента Республики, депутатов, сенаторов и представителей в органы территориального самоуправления, если не позднее дня голосования достиг 18 лет»). 

Во многих новейших конституциях закреплено также право  обращаться с индивидуальными и  коллективными посланиями (петициями). Наличие этого права является гарантией общественно-политической активности граждан. Часто в формулировках конституционных положений, посвященных данному праву, содержится и конституционная гарантия, которая выражается в обязанностях государственных органов и органов местного самоуправления (например, в ст. 40 Конституции Украины закреплено: «Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным или служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок»). 

Во всех демократических  государствах граждане имеют право  на объединение. Граждане имеют право  объединяться в политические партии, профессиональные союзы, участвовать  в массовых народных движениях и  т. п. В конституциях некоторых государств оговорено, что военнослу­жащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо партии (ч. 2 ст. 23 Конституции Казахстана). 

Из политических прав самым важным, конечно, является право избирать и быть избранным. Как правило, в новейших конституциях активное избирательное право предоставляется  гражданам с 18 лет; часто это право  провозглашается обязательным (например, в Бразилии в факультативном порядке могут голосовать лишь лица старше 70 лет, молодежь от 16 до 18 лет и неграмотные). Пассивное избирательное право наступает с более зрелого возраста. 

Из политических прав, помимо избирательных, следует  отметить право собираться мирно и без оружия (ст. 40 Конституции Молдовы, ст. 35 Конституции Узбекистана и т. д.). В большинстве современных конституций принят разрешительный порядок этого права. 

Собрания должны проводиться только мирно, без какого бы то ни было оружия, с обеспечением охраны их участников и окружающей среды, без нарушения нормальной эксплуатации дорог общественного пользования, транспортного движения, функционирования предприятий, учреждений и организаций, без перехода к насильственным действиям, ставящим под угрозу общественный порядок, жизнь людей, а также сохранность их имущества. Собрания на площадях, в парках и других местах массового скопления населения регулируются в соответствии с общими распоряжениями полиции. Органы государственной власти могут приостанавливать или запрещать проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности. Не допускается проведение собраний в помещениях органов публичной власти и местного самоуправления, прокуратуры, судов, на предприятиях, в учреждениях, организациях со специальным режимом безопасности труда либо с вооруженной охраной. 

Ситуация с  социальными, экономическими, культурными  правами в новейших конституциях практически противоположная, чем  ситуация с гражданскими правами. 

В отличие от гражданских и политических прав вопрос о необходимости и целесообразности конституционного закрепления социально-экономических и культурных прав является в современном конституционализме предметом научно-теоретических и политических споров. Сторонники конституционного провозглашения социально-экономических прав делают упор на то, что Конституция является не только юридическим, но и нравственным, идеологическим документом, а значит открытым для норм-принципов и норм-целей, которые необязательно должны иметь судебную защиту. 

Противники включения  этих групп прав в тексты основных законов приводят ряд доводов, среди  которых и необходимость соблюдения «юридической чистоты» конституции, несовместимой  с наличием в них расплывчатых и заведомо невыполнимых норм, и необходимость «деидеологизации» основных законов, и опасность развязывания государству рук для широкого вмешательства в экономические процессы. 

Наиболее широко социально-экономические, культурные и экологические права оказались  представлены в новейших латиноамериканских конституциях (Бразилии 1988 г., Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г.), а также и в бывших странах социалистической ориентации. 

Закрепление прав граждан в основных законах1. В  отдельных же новейших конституциях англосаксонской правовой семьи этим правам вообще не уделяется почти никакого внимания. 

В группу «позитивных» прав на современном этапе можно  включить следующие: экономические, трудовые, социальные, культурные, экологические. 

К первым относятся  право собственности, в том числе частной, право наследования, право заниматься экономической деятельностью. В последнее время эти права не претерпели каких-либо заметных изменений. 

Вторая группа: трудовые права претерпевают значительные изменения. Если взять содержание этих прав в социалистических конституциях, то трудовые права включали в себя: 

- право на  труд как гарантированную возможность  получения работы от государства; 

- право на  выбор профессии; 

- право на  безопасные и здоровые условия  труда; 

- право на  отдых в виде ограничения рабочей недели и ограничения рабочего дня, гарантированное предоставление выходных дней и отпусков; 

- право на  профессиональные организации (не  всегда).  

На смену этому  перечню в социалистических конституциях в постсоциалистических странах  пришла их либеральная интерпретация. Право на труд почти повсеместно заменено «свободой труда», т. е. правом свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ст. 16 Конституции Киргизской Республики 1993 г., ст. 29 Конституции Эстонии 1992 г.). Если в отдельных случаях буквальное выражение «право на труд» и встречается в новейших постсоциалистических конституциях, то следующие за ним положения и общий контекст не оставляют сомнения, что под «правом на труд» конституции подразумевают совсем не то, что раньше (ст. 37 Конституции Узбекистана 1992 г., ст. 70 Конституции Венгрии в редакции 1989 г., ст. 35 Конституции Словакии 1992 г.). 

Почти неизменными  остались положения о праве на безопасные и здоровые условия труда, их можно найти практически в любой новейшей постсоциалистической конституции (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ч. 4 ст. 16 Конституции Монголии 1992 г., ст. 31 Конституции Словакии 1992 г. и т. д.). Правда, теперь право на отдых стало излагаться с минимальным раскрытием его содержания. Крайне редко теперь можно встретить в Конституции ограничение продолжительности рабочего дня или недели. Зато весьма широкое распространение в постсоциалистических конституциях получило право на забастовку (ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ст. 30 Конституции Киргизской Республики 1993 г., ст. 50 Конституции Болгарии 1991 г. и т. д.). 

К новым трудовым правам следует отнести также  защиту от безработицы (ч- 3 ст. 37 Конституции  РФ, ст. 29 Конституции Киргизской Республики, ч. 5 ст. 48 Конституции Болгарии); право на минимальное трудовое вознаграждение не ниже прожиточного минимума (ч. 5 ст. 48 Конституции Болгарии 1991 г.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.