Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Бухгалтерский учет и анализ выпуска и продажи готовой продукции

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

на  тему:
Бухгалтерский учет и анализ выпуска и продажи
готовой продукции
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
 
 
 
 

Работа  допущена к защите Зам. директора Сыктывкарского  филиала НКИ
_______________ Дорошенко В.Н.
«____»___________________2006 г. 
 
 
 

дипломная работа защищена
«____»___________________2006 г.
с оценкой _____________________
ИСПОЛНИТЕЛЬ: Студент 6 курса группы 3/6-Б(в)зС заочного отделения
Баранова  И.Е.___________ 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Кандидат  экономических наук, доцент
Жаринов В.В. ______________ 

РЕЦЕНЗЕНТ:
____________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сыктывкар, 2006 г.
                     ПЛАН
  Введение…………………………………………………………………. 3
    Организация бухгалтерского учета  движения готовой  продукции.
    1.1 Понятие готовой продукции, задачи и принципы учета готовой продукции. Система нормативно правового регулирования учета готовой продукции……………………………………………………….. 6
    1.2 Оценка готовой продукции…………………………………………. 13
    1.3 Синтетический  и аналитический учет движения  готовой продукции………………………………………………………………... 16 


    Организация учета движения готовой  продукции на ООО  «Сыктывкарский фанерный завод».
    2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………… 30
    2.2 Особенности учета движения готовой продукции на ООО «Сыктывкарский фанерный завод»…………………………………….. 39
    2.3 Определение  финансового результата от продажи  готовой продукции……………………………………………………………..… 49
    2.4 Контроль  за сохранностью готовой продукции……………………52 


    Анализ  выпуска и продажи  готовой продукции.
    3.1 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа готовой продукции……………………………………………. 56
    3.2 Анализ объема выпуска готовой продукции………………………63
    3.3 Факторный анализ прибыли от продажи готовой продукции……76
   Заключение……………………………………………………………..85
   Список  литературы…………………………………………………….88
   Приложения…………………………………………………………….90
  Введение
 
       Цикл  выпуска и продажи готовой  продукции является основным разделом деятельности промышленного предприятия. В этом цикле формируются такие значимые для пользователей бухгалтерской отчетности показатели, как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от продажи. Они отражают эффективность основной деятельности хозяйствующего субъекта, способность его к расширению своего производственного ассортимента, к удовлетворению социальных и материальных потребностей коллектива, к выполнению обязательств перед бюджетом и другими организациями. Операции по продаже готовой продукции являются объектом налогообложения и соответственно основным участком контроля, осуществляемым налоговыми органами и аудиторскими фирмами.
    Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
       формирование  полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
       обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской  отчетности для контроля за соблюдением  законодательства Российской Федерации  при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
       предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной  деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
       Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета выпуска, отгрузки и продажи готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. От темпов роста объема производства продукции, повышения ее качества непосредственно зависят прибыль и рентабельность предприятия. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения. Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение населения высококачественной продукцией.
       Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности, организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации.
       От  выбранного организацией или предприятием метода оценки готовой продукции, и  признания выручки от ее продажи, зависят многие показатели деятельности предприятия или организации. Одним из таких показателей, который  наиболее значим на мой взгляд, является величина налогооблагаемой выручки, а следовательно, и величина чистой прибыли, которую получит организация после уплаты всех налогов и сборов.
       Целью данной работы является систематизация теоретических аспектов учета выпуска, отгрузки и продажи готовой продукции. А так же теоретическая часть представлена с практическими примерами на основе данных бухгалтерского учета и отчетности на конкретном предприятии.
       Примеры оформления основных документов, связанных с учетом готовой продукции, представлены в приложениях.
       Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются теоретические  вопросы организации учета готовой  продукции. Во второй главе на конкретном примере приводится организация  учета выпуска и продажи готовой продукции. В третьей главе данной работы, на основе приведенных аналитических расчетов, показаны выявленные резервы увеличения выпуска и реализации продукции и предложены пути для принятия эффективных управленческих решений по производству и продаже готовой продукции. 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Организация бухгалтерского учета движения готовой продукции.
 
        Понятие готовой продукции, задачи и принципы учета готовой продукции. Система нормативно правового регулирования учета готовой продукции.
 
   Готовая продукция – это часть материально-производственных запасов организации, предназначенная  для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой, технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.
   Готовая продукция отражается в бухгалтерском  балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям затрат.
   Отгруженные товары, сданные работы и оказанные  услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.
   Вопросы правильной постановки и организации бухгалтерского учета готовой продукции имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений. Весьма существенной является информация о состоянии и движении готовой продукции для исчисления налоговой базы по основным косвенным налогам, прежде всего, по налогу на добавленную стоимость.
   Правильность  определения финансовых результатов, налога на прибыль и размера прибыли, остающейся в распоряжении организации, напрямую зависит от точного отражения в бухгалтерском учете и отчетности реализационных операций, и правильного определения себестоимости реализуемой готовой продукции.
   Готовая продукция (как вид активов, предназначенных для продажи) относится к категории материально-производственных запасов.
   В ПБУ 5/01 приводится следующее определение: «Готовая продукция относится к части материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, являясь конечным результатом производственного цикла, а также законченными обработкой (комплектацией), активами, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством».
   Основные  задачи учета материально-производственных запасов вообще и готовой продукции в частности, определены пунКтом 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н.
  В соответствии с этим нормативным документом задачами учета готовой продукции являются:
    формирование фактической себестоимости готовой продукции. Данная задача решается посредством организации бухгалтерского учета затрат по созданию готовой продукции. При этом должно быть обеспечено достижение таких целей как полное и своевременное отражение в учете всех расходов, которые могут быть включены в фактическую себестоимость готовой продукции, а также распределение осуществленных расходов между объемами готовой продукции и объемами незавершенного производства. Исчерпывающий перечень таких затрат и условия их включения в фактическую себестоимость материалов приведены в ПБУ 5/01 и подробно расшифрованы в Методических указаниях;
    правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по поступлению и выбытию готовой продукции. Эта задача должна решаться при организации бухгалтерского учета в организации вообще - то есть учета всех видов имущества и обязательств, так как выполнение данной задачи предполагает, прежде всего, оформление первичных документов бухгалтерского учета, рационализацию их оборота между отдельными структурными подразделениями организации, а также обеспечение условий для оперативной обработки таких документов;
    контроль за сохранностью готовой продукции в местах ее хранения и на всех этапах ее движения. Контроль за этой стороной деятельности организации осуществляется, как правило, соответствующими комиссиями - создаваемыми на отдельный период или действующими постоянно. Помимо административных методов контроля (проведение плановых и внезапных проверок, осуществление предварительного и последующего контроля за целесообразностью и правомерностью использования материальных ресурсов), могут использоваться и экономические методы контроля (материальное стимулирование снижения норм расхода и, напротив, меры материального воздействия за перерасход материалов). Во втором случае контроль осуществляется опосредованно;
    контроль за соблюдением установленных организацией норм материальных запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции. Выполнением этой задачи достигается оптимизация размера оборотных средств. Так как данная задача решается экономистами и менеджерами организации, то бухгалтерская служба призвана обеспечить соответствующие структурные подразделения организации необходимой информацией;
    проведение анализа эффективности использования запасов готовой продукции. Последняя задача сформулирована в общем виде, который предполагает наличие методики анализа, применительно к специфике конкретной организации, наличия специалистов соответствующей квалификации и, главное, возможности использования результатов анализа при принятии управленческих решений.
  Необходимыми  предпосылками действенного контроля за сохранностью готовой продукции являются:
    наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);
    размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-сорто-размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.), таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
    оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой. Данное условие не является обязательным для организаций всех отраслей материального производства, а только для тех, где готовая продукция в натуральном выражении оценивается в весовых или метрических единицах (а не штуках или комплектах);
    сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
    определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
    определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операции, а также за сохранностью вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;
    определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов продукции, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз продукции со складов и иных мест хранения;
    наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции, тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).
  По  трем последним условиям необходимо издание на год отдельного распорядительного документа (приказа руководителя) с указанием не только должностей, но и персональных данных соответствующих работников. При увольнении или переводе работников в распорядительные документы вносятся изменения. Для сравнения, в учетную политику организации изменения можно внести только со следующего календарного года. Поэтому в учетной политике достаточно указать только перечень должностей и рабочих мест, работа на которых сопряжена с материальной ответственностью.
   Учет  операций с выпуском, отгрузкой и продажей готовой продукции ведется в соответствии с такими регулирующими законодательными и нормативными документами:
    Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003 ,с изм. и доп. вступившими в силу 01.01.2004) «О бухгалтерском учете»
    Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
  Закон определяет понятие бухгалтерского учета, его объектов и основные его задачи. Рассматривает основные требования к ведению бухгалтерского учета, предъявляемые к бухгалтерской документации и бухгалтерской отчетности.
    Приказ МФ РФ № 34н от 29.07.98 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
  Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности.
Основные  правила ведения бухгалтерского учета
      Требования к ведению бухгалтерского учета
     -Организация ведет бухгалтерский учет путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
     -Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.
      Документирование хозяйственных операций
    - Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
    - Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. 

      Регистры  бухгалтерского учета
          - Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
    Приказ МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (с изм. и доп. от 07.05.2003 г. № 138).
    Приказ МФ РФ № 44н от 09.06.2001 г. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.
  Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах  организации. Дается формулировка определения  готовой продукции, как части  материально -производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора.  Рассматриваются способы оценки.
5.Приказ МФ РФ от 28.12.2001 г. № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».  
     Раскрывает  информацию принятия готовой продукции  к бухгалтерскому учету, о применении варианта оценки готовой продукции, учета и оформления первичных  документов, учета и контроля (инвентаризации) готовой продукции.
    Постановление Российского статистического агентства от 09.08.99 г. № 66 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения».
     Приводит  унифицированные формы первичной учетной документации на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность в отраслях экономики.
  
 

        Оценка готовой продукции.
 
      В настоящее время применяется  шесть основных видов оценки готовой  продукции.
По  фактической производственной себестоимости.
      Этот  способ используется сравнительно редко, в основном на предприятиях индивидуального  производства, выпускающих крупное  уникальное оборудование и транспортные средства. Может применятся на предприятиях с ограниченной номенклатурой массовой продукции.
По  неполной (сокращенной) производственной себестоимости  продукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов. Может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции.
По  оптовым ценам реализации.
      Оптовые цены применяются в качестве твердых  учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывается на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции является самым распространенным, так как позволяет сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска.
По  плановой (нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены. При этом способе обуславливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании учета. Однако если плановая и нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то переоценка остатков готовой продукции усложняется. Вариантом этого способа оценки готовой продукции является оценка по сокращенной плановой производственной себестоимости.
По  свободным рыночным ценам.
      Этот  вариант оценки применяется для  учета товаров реализуемых через  розничную сеть.
      Правильность отгрузки и продажи продукции производится при наличии следующих условий, если:
    заключены и правильно оформлены договора на поставку готовой продукции;
    правильно оформлены цены на отгруженную продукцию. Реализация продукции (работ, услуг) производится по следующим ценам:
    а) по свободным отпускным ценам и  тарифам, увеличенным на сумму НДС;
    б) по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;
    в) по государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим НДС (продажа товаров населению и оказанию ему услуг);
    правильно установлены отпускные цены, с учетом расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя в соответствии с заключенным договором поставки.
      Различают следующие виды франко-мест, до которых  все расходы по отгрузке продукции  несет поставщик:
Франко-склад  поставщика, когда все расходы, связанные с отгрузкой, предприятие-поставщик включает в платежное требование-поручение (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги, стоимость перевозки и железнодорожный тариф);
Франко-станция  отправления – поставщик включает в платежное требование железнодорожный тариф и стоимость погрузки продукции в вагоны;
Франко-вагон  станция назначения -  поставщик включает в платежное требование только сумму железнодорожного тарифа;
Франко-станция  назначения – все расходы по отгрузке, включая железнодорожный тариф, оплачивает поставщик;
Франко-склад  покупателя – кроме указанных расходов поставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на его складе и стоимость перевозки до его склада и др.;
    своевременность предъявления в банк платежного требования-поручения за отгруженную продукцию;
    правильность оформления документов по отпуску продукции, если продукция отпускается непосредственно со склада поставщика;
    правильность организации складского учета готовой продукции;
    правильность ведения аналитического и синтетического учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг). Порядок учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) зависит от выбранного предприятием метода учета реализации продукции (этот метод должен быть отражен в приказе по учетной политике предприятия);
    соответствие записей синтетического и аналитического учета по счету 90 «Продажи» в журнале-ордере №11 записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).
     
      Синтетический и аналитический учет движения готовой продукции.
 
      Для обобщения информации о наличии  и движении готовой продукции  предназначен счет 43 «Готовая продукция». Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность. Готовые изделия, приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость выпускаемой продукции) или в качестве товаров для продажи, учитываются на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 «Готовая продукция» не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи списываются со счетов учета затрат на производство на счет 90 «Продажи». Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, частично предназначенной для собственных нужд организации, отражается по Дебету счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, то она на счет 43 «Готовая продукция» может не приходоваться, а учитывается на счете 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.
      При признании в бухгалтерском учете  выручки от продажи готовой продукции ее стоимость списывается со счета 43 «Готовая продукция» в дт счета 90 «Продажи».
      Если  выручка от продажи отгруженной  продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском  учете (например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки эта продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». При фактической отгрузке ее производится запись по Кредиту счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетом 45 «Товары отгруженные».
      Согласно  п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98г. № 34н, готовая продукция может отражаться в бухгалтерском балансе:
    По фактической себестоимости;
    По нормативной (плановой) производственной себестоимости;
    По прямым статьям затрат.
      В случае учета по нормативной (плановой) себестоимости при списании готовой  продукции со счета 43 «Готовая продукция» относящаяся к этой продукции  сумма отклонений фактической производственной себестоимости, принятой в аналитическом учете, определятся по проценту, исчисленному исходя из отношений отклонений на остаток готовой продукции на начало отчетного периода и отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца, к стоимости этой продукции по учетным ценам.
      Сумма отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, относящаяся к  отгруженной и реализованной продукции, отражается по Кредиту счета 43 «Готовая продукция» и Дебету соответствующих счетов (счет 45 «Товары отгруженные» или счет 90 «Продажи») дополнительной или сторнировочной записью в зависимости от того, представляют ли они перерасход или экономию.
Формирование  себестоимости готовой  продукции
      Согласно  Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) должны группироваться по статьям затрат. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
      Установленная для соответствующей отрасли (подотрасли, вида деятельности) группировка затрат по статьям должна обеспечить выделение затрат, связанных с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо включены  в их себестоимость (так называемые прямые затраты). Прямые затраты списываются на счет 20 «Основное производство» с Кредита счетов 10, 60, 68, 70 и т.д. На счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» собираются косвенные затраты.
      В отличие от прямых косвенные затраты  невозможно в момент их возникновения  увязать с конкретным видом продукции, например амортизация зданий, арендная плата за пользование основными средствами, расходы на оплату управленческого персонала и т.д. Косвенные расходы переносятся на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Расходы со счета 26 могут списываться непосредственно на счет 90 «Продажи» в зависимости от принятой учетной политики. При выборе учетной политики в данном вопросе предприятие определяет необходимость формирования полной либо неполной (ограниченной) себестоимости продукции.
      В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства в промышленности наиболее часто используют:
    попередельный метод – на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, с непрерывным технологическим процессом;
    позаказный метод – в индивидуальном и мелкосерийном производстве, а также при выполнении опытных, экспериментальных и других работ;
    нормативный метод – на предприятиях пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляциями. По своему составу они должны быть идентичны и соответствовать типовой номенклатуре, предусмотренной в отраслевых инструкциях по планированию и учету себестоимости. Применение установленных в производстве норм при изготовлении продукции осуществляется с помощью бухгалтерского учета согласно установленной документации по оформлению затрат по нормам, по отклонениям от них и по изменениям норм.
      При использовании для учета затрат на производство счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» готовая продукция отражается на счете 43 «Готовая продукция» по нормативной (плановой) себестоимости. По Дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».  По Кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция». Сопоставлением Дебетового и Кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на 1-е число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной из производства продукции от нормативной (плановой) себестоимости. Экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической сторнируется по Кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и Дебету счета 90 «Продажи». Перерасход, т.е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой), списывается со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дт счета 90 «Продажи» дополнительной записью. Счет 40  закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.
            Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы:
    на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
    по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
    комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
    по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
    на рекламу;
    на представительские расходы;
    другие аналогичные по назначению расходы.
      В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности  следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
      По  Дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливается сумма произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в Дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению:
    в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);
    в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);
    в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в Дебет счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 «Животные на выращивании и откорме» (расходы по заготовке скота и птицы).
      Все остальные расходы, связанные с  продажей продукции (товаров, работ, услуг), ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Учет  готовой продукции  на складе
      Учет  готовой продукции на складе ведет  материально ответственное лицо, с которым заключается договор  о полной материальной ответственности. На каждый вид готовых изделий бухгалтерской службой открывается карточка количественного учета, которая передается на склад для дальнейшего учета. Записи в карточках (поступление, выбытие) делаются на основании первичных документов (накладных, лимитно-заборных карт, требований-накладных и т.д.) После каждой записи в карточках выводится остаток готовых изделий, имеющихся на складе. Бухгалтерская служба обязана контролировать учет на складе путем периодических проверок правильности и полноты записей в карточках и выведения остатков. Одновременно необходимо проводить выборочную проверку соответствия фактического наличия готовых изделий данным оперативного складского учета, а также карточек складского учета, производственных и материальных отчетов на предмет соответствия данных аналитического и синтетического учета.
Учет  продажи готовой продукции.
      Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли, определяет, что для целей  налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявлению покупателю расчетных документов.
      Следует отметить, что метод продажи продукции по отгрузке пока не получил широкого распространения в нашей стране (кроме строительной промышленности), хотя он повсеместно используется в международной практике. Основными причинами этого факта являются: неплатежеспособность многих предприятий; недостаточность распространения вексельного обращения и страховых гарантий оплаты; несовершенство форм расчетов и банковского обслуживания; невозможность создания текущих резервов сомнительных долгов (разрешается указанный резерв создавать после окончания отчетного года) и др. В перспективе эти недостатки будут устранены и этот метод учета продажи продукции найдет широкое применение. Но на данный момент, использование этого метода многим организациям не кажется целесообразным. В последнее время широко применяется предварительная оплата намечаемой к поставке готовой продукции.
       Для учета реализации продукции  (работ, услуг) используется счет 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:
    готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
    работам и услугам промышленного характера;
    работам и услугам непромышленного характера;
    покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
    строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;
    товарам;
    услугам по перевозке грузов и пассажиров;
    транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;
    предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);
    предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);
    участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.
      При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается  по Кредиту счета 90 «Продажи» и Дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с Кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «расходы на продажу», 20 «основное производство» и др. в Дебет счета 90 «Продажи».
Виды  реализации продукции:
I. Реализация продукции по договору купли-продажи
      Договоры  купли-продажи регулируются главой 30 ГК РФ. Согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в  собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять  этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Отгруженная или сданная на месте покупателям (заказчикам) готовая продукция, расчетные документы за которую предъявлены этим покупателям (заказчикам), списывается в порядке реализации со счета 43 «Готовая продукция» в Дебет счета 90 «Продажи».
      Если  договором поставки обусловлен момент перехода владения, использования и  распоряжения отгруженной продукцией и риска ее случайной гибели от предприятия к покупателю (заказчику), отличный от указанного в главе 30 ГК РФ, то до оговоренного договором момента перехода права собственности эта продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». При фактической отгрузке ее производится запись по Кредиту счета 43 «Готовая продукция» и Дебету счета 45 «Товары отгруженные». В дальнейшем в момент перехода права собственности на отгруженную покупателю продукцию в бухгалтерском учете отражается проводка Дт счета 90 «Продажи», Кт счета 45 «Товары отгруженные»
II. Реализация продукции по договору комиссии
      Договоры  комиссии регулируются главой 51 ГК РФ. Согласно ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется  по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
      Готовая продукция, переданная комитентом комиссионеру для реализации по договору комиссии, списывается со счета 43 «Готовая продукция  в дт счета 90 «Продажи». Моментом реализации продукции в бухгалтерском учете комитента является дата получения извещения комиссионера об отгрузке продукции покупателю (заказчику). При этом фактическая себестоимость отгруженной продукции и расходы по оплате услуг комиссионера, предварительно учтенные на счете 44 «Расходы на продажу», списываются в Дебет счета 90 «Продажи».
III. Реализация продукции по договору мены
      Договоры  мены регулируются главой 31 ГК РФ. Согласно ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой товар. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
      Статьей 568 ГК РФ предусмотрено, что если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. В случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанностей передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
      Следует отметить, что в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) отражен порядок определения  выручки по договорам мены. В соответствии c п. 6.3 ПБУ 9/99 величина выручки определяется на основании стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость товаров, полученных организацией, выручка определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции.
      Одним из существенных моментов договора мены является переход права собственности на обмениваемые товары. Гражданский кодекс РФ содержит диспозитивную норму, согласно которой стороны могут оговорить в договоре момент перехода права собственности на обмениваемые товары. Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеим сторонам. Моментом отражения выручки от реализации продукции является дата исполнения обязательств сторонами договора. Если в договоре определен иной момент перехода права собственности, выручка от реализации отражается в момент перехода права собственности на передаваемый товар.
      Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ (часть первая) налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по товарообменным (бартерным) операциям.
Учет  расчетов с покупателями и заказчиками
      Учет  расчетов с покупателями ведут на счете 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками». Здесь учитываются  расчеты по предъявленным покупателям  и принятым к оплате расчетным  документам за отгруженные товары, расчеты покупателями при наличии длительных хозяйственных связей, задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченную полученными векселями, а также по полученным авансам и предоплатам.
        Аналитический учет по счету  62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» ведется по каждому  предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
      Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуют в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, причитающиеся с покупателей, на которые покупателям предъявлены расчетные документы (при применении метода определения выручки по отгрузке и предъявлению расчетных документов).
            Кредитуют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов).
    Расчеты с покупателями могут  быть осуществлены путем зачета, взаимных задолженностей, что отражается  проводкой:
            Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
            Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
        При этом при наличии незачтенной  суммы она оплачивается покупателями  в обычном порядке.
        Не взысканные суммы задолженности покупателя по истечении сроков исковой давности списывается на убыток через счет 91 (при этом числится за балансом) проводкой:
            Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»
            Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
         Следует помнить, что плательщик  имеет право полностью отказаться  от оплаты в случаях, если: товары или услуги не заказаны (не предусмотрены договором); товары поставлены досрочно без согласия покупателя; документально установлена недоброкачественность или некомплектность товаров; не согласована цена товаров; предъявленное требование оплачено раньше или поступило бестоварное требование, по которому фактически не произошла отгрузка или не оказаны услуги. Частичный отказ от акцепта разрешается в случаях отгрузки наряду с заказанными не заказанных товаров или отгрузки их в большем количестве, чем указанно в счете, или более низкой сортности, или отсутствия согласованных цен на часть товаров, или превышения установленных цен, арифметических ошибок в требовании, или недостачи товаров.
         При отказе от оплаты покупатель  принимает поступающий товар  на ответственное хранение и  по мере поступления распоряжения  поставщика отгружает его в указанный адрес.
        Синтетический и аналитический   учет расчетов с покупателями  за отгруженные им товары (учет  операций по счету 62) ведется  в журнале-ордере № 11 (обороты  по кредиту), ведомости отгрузки и реализации товаров в разрезе каждого дебитора, которые дают возможность контролировать наличие задолженности покупателей, сроки оплаты за отгруженный товар.
            В зависимости от объема учетной  работы и необходимости получения  данных по различным группировкам  можно вести несколько журналов-ордеров (по отдельным контрагентам, по транзитным операциям).
   Источниками информации учета цикла выпуска и продажи готовой продукции являются:
    карточки складского учета готовой продукции (приложение 1.4.1);
    прейскуранты цен (приложение 1.4.2);
    договоры на поставку продукции (приложение 1.4.3);
    счета-фактуры (приложение 1.4.4);
    доверенности покупателей (приложение 1.4.8);
    ведомости учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения (приложение 1.4.9);
    выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами (платежные поручения, требования) (приложение 1.4.10);
    кассовые документы о поступлении выручки (приложение 1.4.7);
    учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 20 «Основное производство», 40 «Выпуск готовой продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи» и др.
    бухгалтерская отчетность:
Бухгалтерский баланс (ф. № 1) и в частности, строки баланса: стр. 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи»; стр. 215 «Товары отгруженные»; стр. 217 «Прочие запасы и затраты», по которой показываются запасы и затраты, не нашедшие отражения в других строках подраздела «Запасы» раздела II бухгалтерского баланса; стр. 231 «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»)
(приложение 1.4.6);
Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) – отражение суммы выручки проданной продукции, себестоимости, финансового результата.
(приложение 1.4.5)  
 
 
 
 
 
 

 

  
    Организация учета  движения готовой продукции на ООО «Сыктывкарский фанерный завод».
 
     
      Краткая характеристика предприятия.
 
  Организация – ООО «Сыктывкарский фанерный завод».
  Форма собственности – общество с ограниченной ответственностью.
  История предприятия начинается с 1976 года, когда был запущен цех по производству древесностружечных плит (ДСП) с проектной мощностью 140 тыс. м3 в год. Оборудование поставила финская фирма «Rauma-Repola». Цех перерабатывал отходы деревообработки и выпускал продукцию для мебельной и строительной отраслей. В 1987 г. Был пущен в строй цех по выпуску большеформатной фанеры, в котором было установлено современное высокопроизводительное технологическое оборудование  финской фирмы «Raute». Производственная мощность была установлена на уровне 100 тыс. м3 фанеры в год. Оба цеха связались в единый технологический цикл и успешно работали в системе деревообрабатывающего производства.
  Площадь территории завода составляет 23 га, площадь  производственных помещений – 52000 м2.
  На сегодняшний день ООО «Сыктывкарский фанерный завод» - один из крупнейших производителей фанеры и ДСП в России. Богатый производственный опыт, применение современного оборудования и высококачественных материалов, а также новейших технологий переработки древесины позволяют производить продукцию на уровне мировых стандартов.
  Более 80% производимой фанеры идет на экспорт  в страны Европы, Америки и страны ближнего зарубежья. Основными покупателями внутри страны являются: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Абакан и др.
  ДСП полностью идет на внутренний рынок  России и в страны СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия). Основными покупателями ДСП являются мебельные фабрики из Санкт-Петербурга, Ивановской области, Поволжья.
  Высококвалифицированный и технически грамотный персонал является одним из конкурентных преимуществ ООО «СФЗ». В настоящее время в организации работает около 1500 человек.
  Благодаря грамотному менеджменту, проведению маркетинговых  мероприятий и наличию комплексной компьютерной сети, объединяющей все структуры завода, обеспечивается эффективное управление и контроль производственно-сбытовой деятельности.
     Структура аппарата управления ООО «СФЗ» представляет собой взаимодействие отдельных элементов, являющихся служебными отделами, которые подчиняются непосредственно заместителям директора, выполняющим конкретные функции в определенных сферах деятельности. Во главе данной структуры находится директор ООО «СФЗ», за ним остается решающее слово в организации деятельности предприятия.
  Организационная структура  ООО «СФЗ» - это линейная структура управления. Образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство, сосредоточивший в своих руках все функции управления. Сам он находится в подчинении руководителя высшего уровня. Разделение происходит по производственному признаку (приложение 2.1.1, Схема 1).
  В ООО «СФЗ» весь учет автоматизирован и осуществляется в системе «Галактика», которая является многопользовательской системой управления организацией.
  Модульный принцип построения системы «Галактика» допускает как изолированное использование отдельных программных модулей, так и их произвольные комбинации в зависимости от производственно-экономической необходимости,  взаимосвязь бухгалтерии с другими контурами в системе «Галактика можно наблюдать на схеме 2 (приложение 2.1.2).
  Контур  бухгалтерского учета  обеспечивает полную комплексную автоматизацию бухгалтерского учета организации. В контур входят следующие модули: касса, ФРО (финансово-расчетные операции), материальные ценности, основные средства, нематериальные активы, хозяйственные операции (формирование записей в учетных регистрах по первичным документам), бухгалтерская отчетность, Банк-Клиент, налоговый учет, ведение налоговых расчетов и др.
  ООО «СФЗ» имеет расчетные счета  в двух банках:
  1. Сыктывкарcкий филиал «МПИ-Банк» (ЗАО) г. Сыктывкар
  2. ЗАО «Международный Московский Банк» (IMB Link) г. Москва.
  С каждым из этих банков у организации заключен договор на расчетно-кассовое обслуживание, который предусматривает осуществление  безналичных расчетов с использованием документов в электронной форме. Предметом договора является деятельность банка по оказанию своему клиенту услуг по осуществлению безналичных платежей.
  Основные  экономические показатели ООО «СФЗ» за 2004 г. представлены в таблицах 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4.
 

  Таблица 2.1.1 

  Основные  экономические показатели деятельности ООО «СФЗ» за 2004 – 2005 гг. 

Показатели 2004 2005 Отклонение +,- Темп  изменения, в %
1 2 3 4 5
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 1 181 712 1 443 439 261 727 122,1
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 737 322 978 559 241 237 132,7
Удельная  себестоимость (себестоимость, приходящаяся на один рубль выручки), руб./руб. 0,62 0,68 0,05 108,7
Валовая прибыль (маржинальный доход), тыс. руб. 444 390 464 880 20 490 104,6
Валовая прибыль (маржинальный доход), на один рубль выручки, руб./руб. 0,38 0,32 -0,05 85,6
Коммерческие  и управленческие расходы, тыс. руб. 162 846 181 657 18 811 111,6
Прибыль от продаж, тыс. руб. 281 544 283 223 1 679 100,6
Рентабельность  продаж, % 0,24 0,20 -0,04 82,4
Проценты  к уплате, тыс. руб. 0 2 791 2 791  
Доходы  от участия в других организациях, тыс. руб. 0 0 0  
Сальдо  операционных доходов и расходов, тыс. руб. -9 138 -18 424 -9 286 201,6
Сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс. руб. -8 342 -25 966 -17 624 311,3
Прибыль до налогообложения 264 064 241 624 -22 440 91,5
 
     Данные  таблицы 2.1.1 говорят о том, что в 2005 году предприятие сработало рентабельно, но по сравнению с данными прошлого периода прибыль до налогообложения уменьшилась на 22 440 тыс. руб. (241624-264064), положительное влияние на формирование прибыли до налогообложения оказало увеличение прибыли от продаж на 1 679 тыс. руб. (283223-281544), увеличение процентов к уплате на 2 791 тыс. руб. Значительное изменение и превышение операционных и внереализационных расходов над доходами оказали отрицательное влияние на формирование прибыли до налогообложения соответственно на 9 286 тыс. руб. и на 17 624 тыс. руб., а так же увеличение коммерческих и управленческих расходов на 18 811 тыс. руб.
  Темп  изменения себестоимости на 32,7 % , (увеличение удельной себестоимость  на 0,05 рублей) превышает темп изменения  выручки на 22,1 % , что тоже говорит  об отрицательном влиянии на формирование валовой прибыли. 

  Таблица 2.1.2 

  Показатели  эффективности использования экономического потенциала 

№пп Показатели 2004 2005 Отклонение +,- Темп  изменения, в %
  1 2 3 4 5
1 Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 1 181 712 1 443 439 261 727 122,1
2 Прибыль от продаж, тыс. руб. 281 544 283 223 1 679 100,6
3 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 264 064 241 624 -22 440 91,5
4 Средняя стоимость  аКтивов, тыс. руб.(5+6) 855 451 1 076 913 221 462 125,9
5 Средняя стоимость  основных средств по первоначальной оценке, тыс. руб. 374 062 712 015 337 953 190,3
6 Средняя стоимость  оборотных средств, тыс. руб. 481 389 364 898 -116 491 75,8
7 Средняя стоимость  материально-производственных запасов, тыс. руб. 85 800 140 993 55 193 164,3
8 Среднесписочная численность, чел. 1 343 1 430 87 106,5
9 Фондоотдача основных средств, руб./руб.(1/5) 3,159 2,027 -1,132 64,2
10 Фондоемкость  основных средств, руб./руб.(5/9) 0,317 0,493 0,177 155,8
11 Рентабельность  основных средств, %(2/5)*100 75,3 39,8 -35,5 52,8
12 Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств 2,79 3,41 0,62 122,1
13 Коэффициент оборачиваемости  материально-производственных запасов 10,42 12,73 2,31 122,1
14 Коэффициент закрепления  оборотных средств 0,36 0,29 -0,06 81,9
15 Коэффициент закрепления материально-производственных запасов 0,10 0,08 -0,02 81,9
16 Рентабельность  оборотных средств, %(2/6)*100 58,5 77,6 19,1 132,7
17 Рентабельность  активов, %(2/4)*100 32,9 26,3 -6,6 79,9
18 Производительность  труда, тыс. руб./чел.(1/8) 879,90 1 009,40 129,49 114,7
19 Прибыль от продаж на одного работника, тыс. руб./чел (2/8) 209,64 198,06 -11,58 94,5
 
     Из  данных таблицы 2.1.2 видно, что за отчетный год существенно изменилась структура активов предприятия, увеличилась средняя стоимость  основных средств на 90,3 % или на 337 953 тыс. руб., а оборотных соответственно уменьшилась на 75,8 % или на 116 491 тыс. руб. в связи с этим изменилось органическое строение  капитала: на начало периода отношение основного капитала к оборотному составляет  0,78 % (374062/481389), а на конец 1,95 % (712015/364898).
     Увеличение  коэффициентов оборачиваемости  оборотных средств и МПЗ по сравнению с прошлым периодом соответственно на 0,62 и на 2,31 говорят  о замедлении оборачиваемости и  о снижении интенсивности использования средств предприятия и его деловой активности, но не смотря на снижение оборачиваемости оборотных средств на 0,62 рентабельность их возросла на 19,1 % в основном за счет снижения их стоимости на 116 491 тыс. руб. Опережающий рост всех активов на 25,9 % по сравнению с прибылью от продаж привел к снижению рентабельности активов на 6,6 %. Показатель производительности труда увеличился на 14,7 % за счет увеличения выручки на 22,1 % и среднесписочной численности на 6,5 %. Прибыль от продаж на одного работника снизилась на 12 тыс. руб. или на 5,5 %.
     Результаты  производственной и финансовой деятельности предприятия во многом зависят от того, какие средства вложены в  основные и оборотные средства, сколько  их находится в сфере производства и в сфере обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимальны их соотношения.
     Проводя анализ в составе и структуре активов и пассивов баланса можно сопоставить между собой величины конкретных статей баланса в абсолютном и относительном выражении, установить структуру баланса и выявить динамику изменения.
     Основным  источником для проведения анализа  состава структуры и динамики имущества и источников его образования является форма №1 «Бухгалтерский баланс», так на примере данных баланса по ООО «СФЗ» за 2004-2005 гг. (см. таблицу 2.1.3)  
 

 

      Таблица 2.1.3 

     Аналитическая группировка и анализ статей актива и пассива баланса
 
               
Статьи на  начало года на  конец года отклонение +,- темп  роста изменение уд. веса +,-
т. руб. уд. вес,% т. Руб. уд. вес,% т. руб. % %
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Иммобилизованные активы 374 062 43,7 712 015 66,1 337 953 190,3 22,4
2. Мобильные активы 481 389 56,3 364 898 33,9 -116 491,0 75,8 -22,4
2.1 запасы 85 800 10,0 140 993 13,1 55 193 164,3 3,1
2.2 дебиторская задолженность 176 620 20,6 189 595 17,6 12 975 107,3 -3,1
2.3 денежные ср-ва и краткосрочные  финансовые вложения 218 969 25,6 34 310 3,2 -184 659 15,7 -22,4
ИТОГО БАЛАНС 855 451 100,0 1 076 913 100,0 221 462,0 125,9  
3. Собственный капитал 784 106 91,7 962 579 89,3 178 473 122,8 -2,4
4. Долгосрочные пассивы     1 727 0,2 1 727   0,2
5. Краткосрочные пассивы 71 345 8,3 112 607 10,5 41 262 157,8 2,2
в том числе:              
5.1  краткосрочные кредиты и займы         0    
5.2 задолженность поставщикам и  другим организациям 50 841 71,3 75 609 67,1 24 768 148,7 -4,1
5.3 задолженность по внутреннему  долгу 10 613 14,9 14 832 13,2 4 219 139,8 -1,7
5.4 задолженность фискальной системе 9 891 13,8 22 166 19,7 12 275 224,1 5,9
ИТОГО БАЛАНС 855 451 100 1 076 913 100 221 462 125,9  
 
     Анализируя  данные таблицы 2.1.3 можно отметить следующие моменты: структура активов существенно изменилась, на конец периода общая стоимость предприятия увеличилась на 221 462 тыс. руб. или на 25,9 %.
     Стоимость иммобилизованных активов к концу 2005 года увеличилась почти в 2 раза, т. е. на 337 953 тыс. руб. или на 90,3 %, а размер мобильных активов, наоборот, уменьшился на 116 491 тыс.
     Анализ  изменения в структуре текущих активов баланса показывает, что значительное уменьшение оборотных активов произошло, главным образом, за счет статьи денежных средств на 184 659 тыс. руб. или на 22,4 %, что может свидетельствовать об использовании оборотного капитала на расширение своего производства, с целью получения в будущем дохода.
     Уменьшение  дебиторской задолженности в структуре мобильных активов на 3,1 % свидетельствует об использовании средств во внутреннем обороте.
     Увеличение  запасов в структуре на 3,1 %  или на 55 195 тыс. руб.,  а в частности статья «сырье» на 39 104 (47 077-7 973)тыс. руб., еще раз указывает о направленности предприятия на расширение производства продукции, предварительная заготовка сырья необходима в связи со спецификой предприятия.
     Доля  собственного капитала на конец 2005 года уменьшилась на 2,4 %,  доля долгосрочных и краткосрочных пассивов увеличилась соответственно на 0,2% и 2,2 %.
    Таблица 2.1.4 

    Показатели  платежеспособности предприятия 

Показатели 2004 год 2005 год отклонения +,- Рекомендуемые показатели
1 2 3 4 5
Коэффициент абсолютной ликвидности 3,07 0,31 -2,76 ?  0,2
Коэффициент быстрой ликвидности 5,27 1,54 -3,73 ?  1
Коэффициент текущей ликвидности 6,68 3,19 -3,49 ?  2
Коэффициент общей платежеспособности 1,34 1,32 -0,02 ?  2
 
      По  данным таблицы 2.1.4 видно, что на конец 2004 года все показатели значительно завышены, это объясняется тем, что по данным бухгалтерской отчетности статья «денежные средства» в своем составе по счету 55 «Прочие денежные средства» на 31.12.2004 года числится депозитов на сумму 171 245 тыс. руб., что и искажает значение коэффициентов. В 2005 году показатель абсолютной ликвидности 0,31, так как считается, что предприятие на текущий момент может на 31 % погасить все свои долги свидетельствует о нормальной платежеспособности. Коэффициент общей платежеспособности чуть ниже рекомендуемого, и следует обратить внимание на статьи: запасы и дебиторской задолженности, необходимо принять решения по уменьшению этих статей в структуре оборотных активов.  
 

     
      Особенности учета движения готовой продукции на ООО «Сыктывкарский фанерный завод».
 
  Ведение бухгалтерского учета на предприятии ведется в соответствии с  приказом «Об учетной политике предприятия» (приложение 2.2.7) а именно:
          Бухгалтерский учет организации ведется силами структурного подразделения – бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером, который подчиняется непосредственно Генеральному директору.
          Бухгалтерский учет ведется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94-Н. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется с помощью бухгалтерской программы «Галактика» АОЗТ  «Новый Атлант» (приложение 2.2.1).
          В введении бухгалтерского учета имеют применение унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденных соответствующими постановлениями Госкомстата, а также формы первичных учетных документов, применяемых для хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, и которые организация разрабатывает самостоятельно, за подписью лиц, имеющих право подписи согласно утвержденному перечню. Документальное оформление хозяйственных операций и предоставление их в бухгалтерию, сроки и порядок выдачи наличных денежных средств производится на основании Положений, действующих на предприятии. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности лежит на главном бухгалтере.
          Учетной политикой установлена следующая совокупность способов ведения бухгалтерского учета и оценки отдельных видов имущества и обязательств:
      Учет основных средств.
   К основным средствам организации  относятся средства, исходя из срока  полезного использования более 12 месяцев и стоимости по договору с поставщиком без НДС свыше 10 000 руб.
      Независимо  от срока службы и стоимости в состав основных средств относятся следующие предметы:
    отдельно приобретаемые части компьютеров: системные блоки, мониторы, принтеры, компьютеры, а также приобретаемые в комплектации;
    средства радиосвязи и оргтехника: сотовые телефоны, радиотелефоны, радиостанции, модемы, факсы, копировальные аппараты;
    бытовая техника: холодильники, телевизоры;
    оружие, в том числе боевое;
    квартиры для служебного использования.
     Амортизация объектов основных средств производится линейным способом, исходя из первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной, исходя из срока полезного использования. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, производится на основании определения Правительства РФ (Постановление о классификации ОС № 1 от 01.01.02 г.). Возможно, сроки полезного использования объектов основных средств устанавливать в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01.
     Объекты основных средств, полученные по договорам аренды, учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» (за исключением случаев, предусмотренных в договоре лизинга) в оценке, принятой в договоре аренды.
      Ускоренная  амортизация не применяется.
      Переоценка  ОС без специального постановления  Правительства не производится.
      Учет  «малоценных ОС», стоимостью не более 10 000 руб. за единицу до их отпуска в производство или передачу в эксплуатацию осуществляется на счете 10 «Материалы» в случае их существенности. Критерий существенности определяется значимостью объекта для технологического цикла в пределах 3 % от стоимости основного объекта, в котором производится замена (установка). По мере отпуска указанных объектов в эксплуатацию в учете производятся записи по списанию их стоимости в корреспонденции со счетами затрат на производство. В случае несущественности производимых организацией затрат на приобретение «малоценных ОС», указанные затраты сразу списываются на производство, без предварительного учета на счете 10 «Материалы» (Дебет 25 Кредит 60).
      В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 приобретенные  книги, брошюры и издания списываются на затраты производства по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. Исходя из требований рациональности, для целей обеспечения контроля, данное имущество учитывается за балансом.
      Учет нематериальных активов.
      Стоимость нематериальных активов организации погашается путем начисления амортизации линейным способом, исходя из норм, исчисленных на основе срока полезного использования с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов».
      Амортизация начисляется по следующим объектам нематериальных активов:
    исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;
    исключительное авторское право на программы для базы данных;
    исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
    деловая репутация организации и организационные расходы.
      В соответствии с п. 58 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности РФ – сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, запасные части и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском учете по их фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.
      Материально-производственные запасы в учете отражаются на счете 10 «Материалы» с применением счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Накопленные на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отклонения списываются в конце отчетного периода согласно расчета по распределению отклонений (Дебет 20,25,26,08,29 Кредит 16). При списании материальных ресурсов в производство применяется метод оценки запасов по средней себестоимости.
      В зависимости от роли, которую материальные ресурсы играют в процессе производства, они подразделяются по следующим группам:
    сырье;
    материалы;
    химикаты;
    топливо;
    запчасти;
    тара;
    хозяйственный инвентарь.
     Учет  хозяйственного инвентаря ведется  в составе материалов на счете 10 «Материалы» по следующим критериям:
    предметы, используемые менее оного года независимо от их стоимости;
     Учет движения и остатков на складах ведется количественно-суммовым методом. Движение ТМЦ в учете отражается в момент совершения операций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.