На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Живопись и архитектура как вид искусства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
    Культура  – это определенный вид искусства, а так как тема моего реферата заключается в рассмотрении жизни  художника А. М. Герасимова, мы будем  рассматривать культуру с точки  зрения живописи.
    Отражение культуры в искусстве полностью  зависит от своего создателя, от его  взгляда на жизнь, как он относится  к окружающей действительности и  от того кто его окружает.
    Понятие «искусство» - это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и  другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения  действительности.
    В истории эстетики сущность искусства  истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение  сверхчувственного и тому подобное.
    Эстетика  рассматривает искусство как  форму общественного сознания, специфический  род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого  общения, в узком смысле – изобразительное  искусство, высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.
    Основные  виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, литература, кино, театр. 
    Жизнь Герасимова очень разнообразна и  в ней очень много было трудностей, поэтому в своем реферате я  рассмотрю более подробно его  жизнь, обучение в художественной школе  и о его взрослой жизнь. Как  и чего смог добиться художник. Как  к нему относились современники и  товарищи. Услышать отзывы об его творчестве и многое другое.
    По  мимо основного вида искусства Герасимова А. М., я в кратце затронула и  еще один вид искусства этого  творческого человека – архитектуру, хотя свой талант в данном искусстве, он раскрыть до конца не смог, об этом тоже описано в моем реферате.
    К основному виду искусства Герасимова можно смело отнести – живопись, а следовательно, живопись и является культурой этого человека. 
 
 
 
 
 

Живопись  и архитектура  как вид искусства
      Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей до новейших течений живописи XХI в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.
      В конце XIX-XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские  течения завоевывают себе право  на существование.
      Появляется  абстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.
      В XX в. продолжался поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что несомненно привело к появлению новых  стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых  любимых техник художников.
    Архитектура (лат. architectura, гр. аrchi - главный и tektos - строить, возводить) - зодчество, искусство проектировать и строить. Архитектура может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Вероятно поэтому говорят, что архитектура - это застывшая музыка.
    Различают три основных вида архитектуры: объемные сооружения (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (беседки, мостики, фонтаны и лестницы для  скверов, бульваров, парков);  градостроительство - создание новых городов и реконструкция  старых. Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные  ансамбли. Архитектор должен заботиться о красоте, пользе и прочности  создаваемых сооружений, иначе говоря - эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.
    В разные исторические периоды применялись  разнообразные строительные материалы  и технологии, существенно влияющие на создание архитектурных конструкций.
    Современный уровень развития техники, использование  железобетона, стекла, пластических масс и других новых материалов позволяют  создавать необычные формы зданий в виде шара, спирали, цветка, ракушки, колоса и тому подобное.
      Основные выразительные средства, применяемые в архитектуре - пластика  объемов, масштабность, ритм, пропорциональность, а также фактура и цвет поверхностей. Архитектурные сооружения отражают  художественный стиль эпохи, как  и произведения любого другого  вида искусства. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства. Архитекторы создают для человеческой жизнедеятельности художественно организованное пространство, которое является возможной средой для синтеза искусств (ансамбль). Всемирно известные архитектурные сооружения и ансамбли запоминаются как символы стран и городов (пирамиды в Египте, Акрополь в Афинах, Колизей в Риме, Эйфелева башня в Париже, небоскребы в Чикаго, Кремль и Красная площадь в Москве и др.).
    Полихромия (от греч. polys - многочисленный и chroma - цвет) - многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве.
    Раскраска многими цветами особенно характерна для изделий народного и декоративно  прикладного искусства. Полихромный  орнамент наиболее популярен, чем монохромный (одноцветность).
    Полихромия  часто использовалась в архитектуре  и изобразительном искусстве  Древнего Египта и античности. Различные  сооружения, скульптурные рельефы, статуи, бюсты могли быть раскрашены несколькими  яркими цветами.
    В настоящее время цвет все активнее входит в скульптуру, особенно в  мелкую пластику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автобиография А. М. Герасимова
    ГЕРАСИМОВ, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1881-1963), русский  художник. Родился в Козлове (ныне Мичуринск) 31 июля (12 августа) 1881 в купеческой семье. Окончил (в 1915) Московское училище живописи, ваяния и зодчества; среди его наставников были А.Е.Архипов, К.А.Коровин и В.А.Серов. Испытал большое влияние импрессионизма. Жил и работал в Козлове (1918-1925) и Москве (с 1925). Был членом АХРР.
    Незаурядный талант живописца, жизнерадостная, "сочная" манера письма — все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице соцреализма обретало парадный лоск. Его полотна (среди них В.И.Ленин на трибуне, 1929-1930, Исторический музей, Москва; повторение 1947 в Третьяковской галерее; И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле, 1938, Третьяковская галерея; Гимн Октябрю (торжественное заседание партийной общественности Москвы), 1942, Русский музей, Петербург, Сталинская премия 1943; И.В.Сталин у гроба А.А.Жданова, 1948, Третьяковская галерея, Сталинская премия 1949) обычно создавались бригадным методом, т. е. подмастерьями, сам Герасимов прописывал лишь живописные детали. На фоне этого непрерывного партийного официоза Герасимов как бы отводил душу в портретах творческой интеллигенции (Балерина О.В.Лепешинская, 1939; групповой портрет старейших художников И.Н.Павлова, В.Н.Бакшеева, В. К. Бялыницкого - Бирули, В. Н. Мешкова, 1944, Сталинская премия 1946), порой — в грубоватой эротике (эскиз незаконченной картины Баня, 1938, Дом-музей художника). В иллюстрациях к Тарасу Бульбе (1947-1952) и поздней, тоже недописанной картине Половецкие пляски (1955, собственность семьи художника, Москва) стремился возродить национальный романтизм начала века.
    Занимая посты председателя оргкомитета  Союза советских художников (1939-1954) и первого президента Академии художеств  СССР (1947-1957), Герасимов неутомимо  боролся с инакомыслием в искусстве  под лозунгом "верности великим  традициям русского реализма" (при  его активном участии был, в частности, закрыт в 1946 Музей нового западного искусства в Москве); поэтому его опала во второй половине 1950-х годов была воспринята общественностью как один из симптомов "оттепели".
    Умер  Герасимов в Москве 23 июля 1963; в том же году вышли его мемуары "воинствующего реалиста" (Жизнь художника). В Мичуринске существует дом-музей А.М.Герасимова. 
 
 
 
 
 
 

История жизни Герасимова
    Народный  художник СССР А.М.Герасимов вошел  в историю русского и советского изобразительного искусства как  автор известных портретов, тематических картин, пейзажей. Им создано около  трех тысяч произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства. Произведения А.М.Герасимова находятся во многих художественных музеях и картинных галереях бывшего СССР: Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, Музее Вооруженных Сил, в Историческом музее и др. А.М.Герасимов был первым президентом Академии художеств СССР с 1947 по 1957 гг. На протяжении многих лет он возглавлял Оргкомитет Союза художников, уделял особое внимание развитию многонационального искусства во всем его своеобразии и многогранности. Художник много сил отдавал преподаванию и работе с творческой молодежью
    Дед и отец были крепостными сельца Карандеевка Сергеевской волости Козловского уезда — владельца Г. Чичерина. На волю вышли они без надела, как дворовые. Дед и отец переехали в город Козлов.
    Отец  будущего художника  до 40 лет был приказчиком, потом стал заниматься торговлей лошадьми и быками (прасол). Он ездил на юг страны, скупал скот, пригонял в Козлов и продавал на базарных площадях города.
    Позже Герасимов вспоминал, что отец кроме  двухэтажного дома-особняка ничего не нажил - не всегда его дело приносило  большие доходы, иногда оно просто "прогорало". "Семья наша, - вспоминал Александр Михайлович, - жила по старым обычаям и очень строго придерживалась их".
    После церковно-приходской школы Герасимов был отдан в уездное училище, но учился там плохо, так как отец с 11 лет начал приучать его к своему делу. Зимой день начинался с 5 часов утра, а летом в 4 часа. Он много ездил по ярмаркам и базарам. Увлекался объездкой лошадей и хорошо знал шорное дело (шитье сбруи).
    Приблизительно  в 1896 г. в Козлове было открыто среднее учебное заведение, но поступить туда Герасимов не мог. Семья его была старозаветная, крепкая и здоровая (отец прожил 85 лет и умер в 1937 г., мать прожила 84 года 8 месяцев и умерла в 1947 году). Но в 18 лет благодаря тому, что некоторые его товарищи были учениками среднего учебного заведения, он познакомился с книгами Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Писарева, в нем проснулось непреодолимое желание учиться.
    Рисовать  Герасимов начал с детства, но, ни он сам, ни окружающие не придавали этому никакого значения, считая это баловством. Товарищи помогали ему приготовиться за средне-учебное заведение.
      В начале 90-х годов в Козлов приехал выпускник Петербургской Академии художеств С.И.Криволуцкий и открыл художественную школу.
    В это время А.М.Герасимов начинает увлекаться рисованием. Как-то, сидя с  отцом в трактире за чаем, он нарисовал  лошадь, а когда показал рисунок  своим друзьям, они сказали: "А лошадь-то у тебя получилась как живая". Чуть позже он с абсолютной точностью нарисовал многих козловских купцов. Узнав об открытии школы рисования, он стал посещать ее. Когда Герасимов показал свои рисунки Криволуцкому, Сергей Иванович сказал ему: "Молодой человек, поезжайте поступать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества". 
Несмотря на нежелание родителей, он едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища. Его учителем в пейзажном классе был М.К.Клодт, в головном - К.Н.Горский и А.М.Корин, в фигурном классе - С.Д.Милорадович и Н.А.Касаткин, в натурном - А.Е.Архипов и Л.О.Пастернак. Многое в живописи ему дали учителя В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов. Блестяще закончив живописное отделение Училища, А.М.Герасимов решил посещать мастерскую К.Коровина. Для этого нужно было, по совету Коровина, поступить еще на какое-либо отделение Училища. Герасимов твердо решил - на архитектурное. Многое дал ему Константин Коровин, по праву считающийся основоположником русского импрессионизма. Часто бывая в Париже, К.Коровин рассказывал студентам о французском импрессионизме и, разумеется, влиял на творчество молодого Герасимова. Особенно это влияние прослеживается в его ранних ученических работах, созданных в 1912-13-х гг.: "Портрет В.А.Гиляровского", "Портрет Н.Гиляровской", "Портрет В.Лобанова". Все эти работы писались на даче В.Гиляровского, в Гиляевке. "Портрет В.А.Гиляровского" ныне находится в квартире писателя в Москве, а два других портрета - в собрании музея-усадьбы А.М.Герасимова. 
В.А.Гиляровский в эти годы часто посещал ученические выставки в Училище живописи, ваяния и зодчества. По работам он легко мог определить не только талант художника, но и откуда тот или иной художник. Он приобретал картины совсем молодого Герасимова, поддерживал его морально и материально и это благоприятно сказывалось на творчестве художника. 
Начиная с 1909 года, А.М.Герасимов принимает участие во всех отчетных выставках Училища. В 1911 году он показал около десяти работ: "Пчелы гудят", "Рожь покосили", "Белеет ночь". В 1912 году - "Большак. Зной", "Теплый чернозем", "Стога мечут", "Праздник весны", "Зимняя дорога. Тройка". Эти ученические работы были оценены критикой: "Герасимов, - писала московская пресса тех лет, - зарекомендовал себя интересным пейзажистом… Другие еще только ищут, а он уже нашел свою дорогу. Прекрасный, своеобразный изобразитель весеннего пейзажа, он может назваться воистину поэтом весны, поэтом молодой пробуждающейся природы". 
С самого начала А.М.Герасимов заявил о себе как художник, следующий традициям русского реалистического искусства. "Я любил жизнь и реальное в искусстве. Поэтому мне так нравилась жизнь красок А.Е.Архипова", - вспоминал он. 
А.М.Герасимова привлекали такие художники как А.Цорн, К.Моне. По его словам, в них он ценил искренность, поэтичность и цельность. 
По окончании Училища в 1915 году Герасимову вручается два диплома - художника I степени и диплом архитектора.

    Его единственной архитектурной постройкой является здание театра, построенного в Козлове в 1913 году. "Еще будучи учеником я проектировал здание театра в Козлове в стиле модернизированного ампира. Это единственная постройка - остальные проекты остались на бумаге, потому что всю свою жизнь  я посвятил живописи", - вспоминал  А.М.Герасимов.
    В Первую империалистическую войну, благодаря  некоторой известности по выставкам, был назначен на безопасное место  — начальником подвижного склада, но чинов никаких не получал, оставаясь  нестроевым солдатом. С фронта вернулся весной 1918 г., сдав в Проскурове имущество склада Проскуровскому земству.
    Приехав в Москву, не мог там оставаться из-за формалистов и уехал в Козлов, где основал группу художников, учителей и любителей. С ними оформлял все революционные праздники, кино и писал декорации. Лично выполнил бюст К. Маркса для городской площади, т. к. все это Герасимов делал в своем родном городе, где была его семья и дом, то, думаю, что это может быть некоторым доказательством того, что он без колебаний встал на советскую платформу.
    Так проработал я в Козлове до 1926 г., за исключением 1921 г., когда ему было особенно трудно содержать семью, состоявшую из 8 человек, кроме художника. Он поступил прорабом в Железком РУж.-д. на заготовку дров. Жил в лесу на Хопре, район ст. Вертуновка и Ртищево. Там тогда же находился центральный склад Английской миссии в помощь голодающим детям Поволжья, куда он случайно поступил переводчиком (Герасимов сделал по фото портрет одного из сотрудников); на должность был оформлен Советским правительством при миссии в г. Саратове. В 1922 г. он вернулся в Козлов, куда его пригласили на должность декоратора театра.
    В 1925 году А.М.Герасимов переезжает в  Москву и вскоре вступает в АХРР, работая одновременно художником-декоратором  в Московском театре оперетты, Малом  театре.
    В тридцатом году он сделал портрет В. И. Ленина, который укрепил его как советского художника, что дало ему возможность устроить свою собственную мастерскую, до этого Герасимов ютился кое-где, не имея жилплощади.
    Начиная с 1934 года он посещает с творческими  командировками Германию, Францию, Италию, Турцию. Из этих поездок он привозит много этюдов, акварельных зарисовок, путевых набросков. В 1936 году в Москве открылась первая персональная выставка А.М.Герасимова, на которой было представлено более ста произведений. На ней  он показывает картину "Ленин на трибуне" (1930), "Портрет И.В.Мичурина" (1926), портрет - картину "К.Е.Ворошилов  на маневрах Красной Армии" (1936) и  многие зарубежные этюды, в которых  художник восхищается великолепными  памятниками прошлого, передает ритмы  больших европейских городов 30-х  годов. В том же году художник награждается орденом Ленина. После Москвы персональная выставка художника была показана в Мичуринске. 
    В конце 30-х годов А.М.Герасимов  увлекается портретом: "Портретный жанр является основным видом моего  творчества, выражающим мою сущность как художника", - писал Герасимов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное  и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне  неудержимо хочется запечатлеть  его в красочном образе", - вспоминал  А.М.Герасимов. Потребность в увековечивании сильного, прекрасного человека, увиденного в его широких связях со временем, эпохой, средой вылилась в создание поистине грандиозной серии портретов. Среди них особенно выделялся "Портрет  балерины О.В.Лепешинской" (1939). Балерина изображена в репетиционном зале, на фоне огромного зеркала, стоя на пуантах. Этот прием позволяет показать фигуру танцовщицы в двух ракурсах. В зеркале отражается столик с  гримировальными принадлежностями и часть балетного станка, виден  и мольберт, за которым работал художник.
    Замечательны  портреты А.К.Тарасовой (ГРМ), актера МХАТа  И.М.Москвина (1940) (Львовская картинная  галерея), "Портрет артистки Тамары Ханум" (1939). Позже он пишет "Групповой  портрет старейших артисток Государственного академического Малого театра СССР А.А.Яблочкиной, В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой " (1956), "Портрет Рины Зеленой" (1954) и др.
    В 1936 году А.М.Герасимов закончил работу над большим многофигурным холстом "Первая Конная Армия". Годом позже, в 1937 году это произведение было показано в Париже на Всемирной выставке и  получило высшую награду - Гран-При. 
    В 1943 году художнику было присвоено  звание "Народный художник СССР". 
В 1944 году А.М.Герасимов написал "Групповой портрет старейших художников И.Н.Павлова, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бируля, В.Н.Мешкова". В 1946 году за это произведение художник получил третью Государственную Премию. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе за эту же работу он удостоен золотой медали.

    А.М.Герасимов  видел красоту во всем, даже в  самом простом и незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской "Мокрой террасе", написанной в  своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной  часа. Третьяковская галерея сразу  же приобрела эту картину. "Мокрая терраса " написана как бы на одном  дыхании. Мягкость света, промытая дождем зелень сада, бесчисленное многообразие рефлексов на мокром полу, на полированном столике, осыпавшиеся лепестки роз - все это захватывает дух. Так  писать "мир вещей" мог только художник, восторженно влюбленный в  жизнь. Впервые это произведение было показано на первой персональной выставке в Москве в 1936 году.
    В 1947 году А.М.Герасимов становится первым президентом Академии художеств  СССР. Много времени и сил он отдавал институтам им.В.И.Сурикова и им.И.Е.Репина. Он возглавлял Государственную  комиссию по присуждению дипломов, вел творческую мастерскую в Академии в Ленинграде. Вопросы воспитания молодых художников он ставил на сессиях  Академии художеств СССР. В 1951 году он становится доктором искусствоведения. Чем бы ни был занят А.М.Герасимов, какие бы сложные задачи он не решал, он, прежде всего, был живописцем, влюбленным в жизнь, мастером реалистического  искусства. 
Несмотря на то, что художник долгие годы жил в Москве, он очень любил свой дом в Мичуринске. Здесь жили его родители, его сестра, здесь он женился и у него родилась дочь Галина. Герасимов объехал весь мир, он побывал во многих странах, и когда возвращался из-за рубежа, как правило, сразу же на следующий день приезжал в свой родной Мичуринск. Как - то раз он сказал своей сестре: "Милая Саня! В каких отелях я жил за границей, с микроклиматом, и вот сейчас, когда я приехал в свой родной дом, я готов целовать вот эти камни". Так говорил художник, сидя на скамеечке возле дома и глядя на мощеную из белого камня дорожку, которая вела от дома к мастерской, где он создал свои самые лучшие произведения козловского периода творчества.

    После смерти А.М.Герасимова в 1963 году общественность города и области ходатайствовала  о создании в городе Мичуринске мемориального музея. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Представление других лиц, знакомых с Герасимовым
и их отношение к  искусству

Письмо  Рокуэла Кента  А. М. Герасимову

Стокгольм, 16 марта 1950 г. 
Уважаемый господин Герасимов!

    При первой возможности, когда я уехал  из Москвы в прошлую субботу, я  пишу Вам, чтобы извиниться за то, что  не смог прийти на нашу встречу с  Вами. Это связано с рядом обстоятельств, которые для иностранца в Москве были неизбежными и которыми я  не хочу обременять Вас. Было почти 4 часа, когда я пришел в галерею и  узнал, что Вы, прождав около часу, наконец, ушли. 
Испытывая неловкость за то, что я заставил Вас ждать так долго и напрасно, я в полной мере воспользовался возможностью посмотреть картины. Я пишу Вам о моих личных впечатлениях от работ и начну с вашего великого художника Репина. Я считаю, что он является одним из великих портретистов всех времен в мире. С чувством особого восхищения я посмотрел его портреты генерала и Глинки. Большое впечатление произвели на меня картины Крамского — его «Портрет женщины» и его «Портрет Верещагина», «Портрет Даргомыжского» работы Маковского, портрет живописца Левитана и его невесты работы Серова. Среди пейзажей Левитана особое впечатление произвела па меня деревенская сцена. Затем были картины Ярошенко и историческая живопись Сурикова. Я был знаком с портретом «молодого Толстого» работы Крамского по публиковавшимся репродукциям. Толстой оказал на меня большое влияние в жизни, и этот портрет показывает его во всем величии его характера.

    Жаль, что я не могу согласиться с  Вами, что современное искусство  России, то, что я видел, сопоставимо  качественно с искусством старых русских мастеров. Я ценю мастеров дореволюционного периода. Их искусство  таково, что его понимают все. Это  подлинно народное искусство. Но отдавая  должное реализму современного советского искусства и его сильному желанию  быть точным по существу, я думаю, что  ему не достает тех качеств, которые  являются важными для меня — взывания к чувствам, что усиливало бы социальную ценность. Сила речи достигается не только тем, что говорится, но и как  говорится. Дело не только в самих  словах, но и в тембре голоса. Вот  этого, на мой взгляд, не хватает  в самом современном советском  искусстве.
    Судя  по тем большим достижениям, которые  русские люди имеют в музыке, хореографии  и драматическом искусстве, и  по моим впечатлениям из моих встреч с  самими людьми, я знаю, что эти  качества являются присущими русскому народу. И я уверен, что они  в конце концов воплотятся и в  графике, и тогда Ваши достижения в этом виде искусства будут в  полной мере сопоставимы с вашими великими достижениями в других видах  искусства.
    Все то, что я увидел в Москве, произвело  на меня сильное впечатление и  глубоко меня тронуло. Надеюсь еще  раз приехать, чтобы еще лучше  узнать русский народ и его  жизнь, чтобы рассказать об этом с  полным правом моим соотечественникам. Еще раз прошу простить меня, что  опоздал на нашу встречу. 
С самыми теплыми воспоминаниями о Вас и тех, кого я у Вас встретил, остаюсь искренне Ваш, 
Рокуэлл Кент

А. М. Герасимов об А. Н. Яр-Кравченко
    Советское искусство является новым, качественно  отличным этапом в развитии мирового искусства. Одухотворенное идеями коммунизма, оно по-новому отображает действительность, мобилизуя людей на борьбу, на трудовой подвиг. Боевое марксистско-ленинское  мировоззрение — вот идейная  основа творчества советских художников. Очень благородна задача, стоящая  пред художником — быть певцом своего времени и убедительным языком изобразительного искусства рассказать о великих  делах и свершениях советского человека, строящего замечательное коммунистическое Завтра. И советские художники  честно служат своему народу.
    Одним из таких художников является заслуженный  деятель искусств Литовской ССР, лауреат Государственной премии Анатолий Никифорович Яр-Кравченко.
    Художник  с ранних студенческих лет стремится  служить своим творчеством огромному  созидательному труду советской  страны. Еще будучи студентом Ленинградской  Академии художеств, Яр-Кравченко со своими товарищами выезжает на промышленные новостройки и в колхозы. Его  рисунки на страницах «Ленинградской правды», «Смены», «Вечерней красной  газеты» были настоящими газетными  репортажами, оперативными и актуальными. 
В студенческие же годы начинается его дружба с писателями. Он создает акварельные и живописные портреты Н. Тихонова, К. Федина, К. Чуковского, А. Прокофьева, А. Чапыгина, Б. Лавренева и др. Осенью 1935 г. Яр-Кравченко едет в Сочи к Николаю Островскому. В предельно простом по своему композиционному решению портрете художник отобразил неиссякаемую жизненную энергию любимейшего писателя советской молодежи Николая Островского. Этот портрет остался единственным портретом Островского, сделанным с натуры. Интересно, что и в партийном билете писателя наклеена фоторепродукция с этого портрета. В качестве дипломной работы художник пишет картину «Горький читает свою сказку «Девушка и Смерть». Центральный образ картины — А. М. Горький — полон высокого поэтического вдохновения.

    В предвоенные годы художник выполнил и ряд других произведений. Им были созданы портреты Героев Советского Союза — участников боев на озере  Хасан, акварельный портрет своего учителя И. И. Бродского, портрет  заслуженного артиста республики Георгия  Орлова, большой портрет маслом и  несколько графических портретов  ближайшего друга и соратника  В. И. Ленина Владимира Дмитриевича  Бонч-Бруевича. В это же время художник задумал написать большое эпическое полотно «Писатели». Но тут грянула война.
    Вступив в армию, А. Н. Яр-Кравченко начинает свою новую, трудную, полную военных  тревог боевую жизнь в летных частях Ленинградского фронта. В короткие часы отдыха между боями офицер Яр-Кравченко  создал множество рисунков, акварелей, зарисовок, рассказывающих о бессмертных  подвигах героев войны, о суровых  героических буднях защитников Ленинграда.
    Тут портрет летчика-истребителя Антонова, первым на Ленинградском фронте сбившем  фашистский самолет, тут и портреты героев тарана Жукова, Здоровцева, Харитонова, тут и Герои Советского Союза  А. Севастьянов, И. Шишкань, Н. Свитенко, тут и дважды Герои Советского Союза Г. Паршин и А. Покрышев, тут  и рисунки, запечатлевшие бессмертный  подвиг комсомольского экипажа Черных, Губина, Косинова. Заканчивается военная  серия берлинскими зарисовками.
    И как бы хорошо ни воевал офицер Яр-Кравченко, немалый вклад в дело победы советского народа над фашизмом внес он как  художник. 540 рисунков, 8 фронтовых альбомов, открытки, буклеты — таков неполный перечень работ художника. Непосредственное участие в боевых операциях придало  этим работам свежесть, непосредственность, эмоциональную взволнованность  и насыщенность. Альбом и рисунки  — это страстный рассказ очевидца, одна из ярких страниц истории  Великой Отечественной войны.
    Три боевых ордена и две медали украшают грудь художника-патриота. 
После демобилизации из армии художник приступает к осуществлению своего давнишнего замысла — созданию портретного цикла выдающихся советских писателей. В 1947 г. вышел 1-й альбом «Галерея советских писателей», куда вошли 55 портретов представителей нашей многонациональной литературы. После выхода в свет 1-го альбома художник продолжает работу над образами советских писателей. За это время им сделано свыше 300 портретов писателей. И как итог почти тридцатилетней работы над «писательской» темой в 1960 г. была закончена картина «Ответственность на вас!», написанная А.Н.Яр-Кравченко в содружестве с художником А.П.Зарубиным.

    Художник  разработал в картине трудную  и благородную тему — встречу  великих людей современности. Картина  написана в хорошей реалистической манере и свидетельствует о большом  даровании Яр-Кравченко как портретиста. 
О своей работе над картиной Анатолий Никифорович рассказывает следующее: 
— В 1947 г. я гостил у писателя Петра Андреевича Павленко в Ялте, где он тогда жил, и писал его портрет. Однажды к Павленко зашли отдыхающие в то время в Ялте Маргарита Алигер и Савва Голованевский. Завязалась дружеская беседа, во время которой Петр Андреевич рассказал о встрече писателей на квартире у А. М. Горького в 1932 г., накануне 1-го съезда писателей. Блестящий рассказчик, Павленко сумел так образно нарисовать картину этой знаменательной встречи, что мне почти наяву представился этот большой разговор о судьбах советской литературы.

    ...За  окном синие сумерки, кое-где  в домах чуть теплятся огоньки  Москвы. А здесь Алексей Максимович  — великий зачинатель социалистической  литературы — гневно громит  групповщину, страстно призывает  к консолидации всех писательских  сил. Молодой стране нужна была  новая, советская литература. Как  впоследствии верно определил  значение этой встречи писатель  Федор Панферов, Горький завещал  тогда знамя социалистического  реализма молодому поколению  советских писателей. Обращаясь  к ним, Алексей Максимович сказал: «Ответственность на вас!»
    В картине 36 портретов. И каждый из них  не просто изображение человека, а  выражение его сути. В наше время, когда человек создает невиданные в мире ценности, создание образа советского человека — основная задача нашего искусства. И тут для Яр-Кравченко  громадное поле деятельности. Художника  вдохновляет грандиозность событий, происходящих в нашей стране, величие  ее планов, ее прекрасное будущее.В  этом смысле очень интересны портреты из серии «Герои Волгоградской и  Братской ГЭС». Эти портреты — живое  воплощение образа, правдивый рассказ  о судьбах героев.
    А. П. Яр-Кравченко посчастливилось  быть приглашенным и рисовать на XXII съезде КПСС. Результатом его напряженной  работы на съезде явилась серия рисунков, которые образно, правдиво рассказывают нам об историческом съезде. 
В последние годы художнику много раз приходилось бывать за рубежом. И оттуда он привозил замечательные портреты наших друзей и тонкие, проникновенные пейзажи.

    Побывав на выставке Анатолия Никифоровича Яр-Кравченко, уходишь с приятным чувством. Искусство  художника возмужало за эти годы. Исчезла некоторая скованность, наблюдавшаяся в его ранних работах.Почерк художника стал тверже, уверенней, самобытней. В любом его портрете, пейзаже, композиции чувствуется большая  человечность. Большим знанием жизни, оптимизмом, поэтичностью, глубоким уважением  к людям пронизано все творчество этого замечательного художника. 
Народный художник СССР, лауреат Государственной премии 
Александр Герасимов 
Москва, 27апреля 1962 г.

Письмо  А. Н. Яр-Кравченко  А. М. Герасимову

    Дорогой Александр Михайлович!
    Мы  никогда не были с Вами особенно близки, но мне, как и Вам, очень  дороги судьбы нашего искусства, традиции великой реалистической русской  школы и подвижническая любовь русских  художников к родному искусству. И потому я с большим и хорошим  чувством всегда относился к Вам  — художнику большого темперамента, замечательному организатору, наделенному  природой государственным умом, и сердечному человеку.
    В день, когда художественная общественность торжественно отмечала 200-летний юбилей Академии художеств, я, сидя в президиуме собрания, слушая в течение часа равнодушный голос с трибуны, который рассказывал нечто об Академии художеств.
    В докладе не было названо имен воспитанников  Академии, получивших в ее стенах реалистическое воспитание и ныне составляющих ядро советского изобразительного искусства. Ее было убедительно рассказано об организации Советской Академии художеств, о той большой роли, которую сыграла Академия, поставив на правильный путь дело воспитания и, вследствие этого, давшая стране грамотных, профессионально сильных, стоящих  на крепких реалистических ногах, художников. В этой неповторимой деятельности должно было упомянуть тех советских  художников, которые отдали много  своих сил и энергии делу организации  Советской Академии художеств. И  среди них первое место по праву  и заслуженно принадлежит Вам, дорогой Александр Михайлович!
    В докладе почти не рассказано о  напряженном пути борьбы с формализмом, с разными трюкачествами, с бесшкольем, которые в свое время имели  место у нас. Ознакомясь с выставками в Венеции и на VI Всемирном  фестивале в Москве, мы увидели, к  чему привели все эти «изобретения»  на Западе: исчезла школа и умение, показываются дилетантские заявки на художественную индивидуальность. Когда  смотришь эти выставки, тобой овладевает уныние и чувство безысходности. И сегодня, когда мы гордимся нашим  целеустремленным, ясным, реалистическим искусством, когда надо обратиться к миру с предложением организовать всемирную выставку художников-реалистов, которые имеются в каждой стране, сегодня, когда надо еще выше поднять  знамя нашего здорового искусства, особенно хотелось с торжественной, юбилейной трибуны услышать имена  непримиримых борцов и создателей советского изобразительного искусства и в  первом ряду Ваше имя, дорогой Александр Михайлович!
    Сидя  почти рядом с Вами, а затем  встретя Вас одиноко бредущего  домой, я испытал жгучую боль и  стыд за человеческую неблагодарность  и жестокую несправедливость. И мне  до слез захотелось так просто, по-человечески  сказать Вам, что Вы не одиноки, что  это только показалось, что есть много чистых, хороших людей, как  в искусстве, так и вне его, которые очень любят Вас. Александр  Михайлович, дорогой, большой художник, неутомимый труженик и общественный деятель, голос которого мы привыкли слышать с ученических лет, которому мы всегда верили, верим и будем  верить. Большое, сердечное спасибо, русский богатырь! Вашу неутомимую борьбу за чистое и ясное реалистическое искусство честные люди нашей  культуры всегда будут высоко ценить и помнить. И в канун Нового Года от всей души желаю Вам доброго  здоровья, хорошего творческого самочувствия и большого успеха в том трудном, неблагодарном, но благородном деле, которому Вы посвятили большую половину своей жизни. 
Поздравляю и верю, что Новый Год будет годом торжества справедливости. 
Мои поздравления с Новым Годом и пожелания всего самого лучшего передайте Вашей семье. 
С сердечным приветом, А. Яр-Кравченко Николина Гора, 30 декабря 1957г. 

  

Знакомство  с А.М.Герасимовым

С.Г.Архипов 
    Преподаватель Козловского коммерческого училища  Николай Аркадьевич Бубнов был большим  любителем живописи, много копировал, а потом стал работать самостоятельно и достиг хороших результатов, особенно в пастели. Он был давно знаком с А.М.Герасимовым и был с  ним в приятельских отношениях. Вот  он-то и познакомил меня с Александром  Михайловичем в 1918 году после того, как тот вернулся с фронта. Мы стали бывать друг у друга. Нашлось много общего во вкусах.
    Знакомство  это было для меня весьма важным. Он в то время был уже вполне сложившимся мастером и очень  интересным человеком. А мне в  ту пору был 21 год, и хотя я считал себя тоже уже бывалым человеком, понюхавшим фронта и кое-чего повидавшим, влияние Александра Михайловича  на мне сказывалось. В то время  я увлекался импрессионизмом, любил  и изучал русскую иконопись и  писал как символист. Однако любил  и ценил Рылова, Туржанского, Жуковского, а узнав Герасимова, полюбил и  его. Под его влиянием я стал заметно  отходить от символизма, начал больше работать на природе. Интересно то, что Александр Михайлович никогда  не говорил мне ничего отрицательного о моих работах, но, тем не менее, я начал уходить от символизма к реализму, стал понимать, что надо много и упорно учиться и работать.
    А научиться у Александра Михайловича  можно было многому, просто глядя, как он работал. Примерно в это время и была им организована коммуна «Творчество». В состав этой коммуны вошли в основном участники нашей первой выставки. Хочется сказать несколько слов о наиболее интересных членах этой коммуны.
    Пожалуй, больше всех подавал надежды Сергей Масленников, к сожалению, рано ушедший  из жизни... На первой выставке он был  представлен только копиями. После  поездки в Москву он, можно сказать, прозрел и начал работать талантливо и оригинально. Хорошо чувствовал природу. Это был типичный, так сказать, прирожденный импрессионист. 
Ходил в коммуну Николай Савченко, студент первого курса института гражданских инженеров, прекрасный рисовальщик, с большим вкусом, спокойный и милый человек, а также Н.А.Бубнов, о котором я уже упоминал. Здесь были А.А.Кирпичев, А.С.Барковский, И.С.Шмелев.

    Членами коммуны были и художники с  законченным художественным образованием: братья Щепкины и Д.Р.Панин, прекрасный лирический пейзажист. Впоследствии он много работал вместе с Герасимовым  в Москве. Несколько его работ  сейчас находится в Мичуринском  краеведческом музее, музее-усадьбе  А.М.Герасимова. Среди членов коммуны был также Романов-Скороходов.
    Сергей  Сергеевич Варсонофьев... О нем  надо бы написать отдельно. Это был  прекрасный художник и педагог. Где  бы он ни работал, он всегда был на своем  месте. Рисовальщик, карикатурист, декоратор, жанрист... А.М.Герасимов особенно ценил  его дар композиции. Это был  прекрасной души человек... Многие из нынешних художников ему обязаны.
    Коммуна обосновалась в рисовальном кабинете коммерческого училища. Кабинет  этот был прекрасно организован, как, впрочем, и все кабинеты этого  училища. Просторный угловой кабинет  на третьем этаже, индивидуальные пюпитры  расположены амфитеатром, много  гипсов и рисунков из Академии художеств. Словом, только учись. Помогал нам  и художественно-промышленный музей, главным образом, своим штампом и печатью.
    Александр Михайлович был человеком деловым  и хорошим организатором. Когда  вопрос о помещении был решен, встал вопрос о материалах, поэтому  Герасимов организовал поездку в Москву.
    Нужно заметить, что в те времена такая  поездка была делом не простым. Требовалось  специальное разрешение. На обратный проезд в Козлов мы получали пропуск  в Кремле. Поехали втроем — Герасимов, Масленников и я. Командировка была в Пролеткульт, где мы получили идеологическую зарядку, а краски приобрели у  Лосекина в изрядном количестве. 
Как раз в это время встал вопрос о праздновании первой годовщины Октябрьской революции. Всю организацию оформления взял на себя А. М. Герасимов: добыл материалы — холст, подрамники, клеевые краски, словом, все необходимое. В рисовальном кабинете коммерческого училища началась работа по оформлению празднования первой годовщины Октября. В конечном итоге это выглядело так. На балконе теперешней поликлиники большой плакат работы Александра Михайловича «Кузнецы», очень эффектный, в широкой герасимовской манере; на балконе музыкальной школы — вертикальный большой плакат — человек с пятиконечным щитом; на торцовой стене бывшей гимназии — плакат в половину всей стены — свобода, равенство и братство. Много более мелких плакатов и лозунгов по широкой Советской (тогда не было памятника Ленину и бульвара). В театре над сценой во всю ширину декоративное панно «Степан Разин» работы А.М.Герасимова, яркое, красочное, мастерски сделанное. Кроме этого, им же был выполнен бюст Карла Маркса высотой примерно 1,5 м. Лепил и отливал его Александр Михайлович у себя дома, оттуда все члены коммуны перенесли его на место и установили на высоком деревянном постаменте. Бюст был установлен около Покровского собора, там в то время была ровная площадка, где он простоял вплоть до нашествия Мамонтова.

    Работоспособность Александра Михайловича была неиссякаемой, можно судить об этом хотя бы по тому, что он организовал и выполнил все перечисленные работы по оформлению, но попутно еще написал прекрасный большой в натуральную величину портрет своей свояченицы акварелью  и этюд базара из окна рисовального кабинета.
    Впоследствии  коммуна переселилась в дом Калмыкова  и преобразовалась в студию, которой руководил С.С.Варсонофьев.
    В 1919 году я вступил в Красную  Армию и вернулся в Козлов с  Южного фронта в 1921 году. Меня демобилизовали как бывшего студента для продолжения  образования. В 1922 году мы, Александр  Михайлович и я, вновь встретились  и организовали весной выставку «Стрелец». 
На этой выставке Александр Михайлович занял, конечно, главное место. Он дал иллюстрации к Гоголю, портреты, весенний пейзаж и много других хороших работ, среди них акварель «Тройка», которая сейчас находится в Тамбовской картинной галерее. Каталог этой выставки сохранился.

    Александр Михайлович увлекал меня своим ярким  талантом, широтой живописного темперамента, своей влюбленностью в нашу природу. Это был реалист непримиримый, не склонный ни к каким компромиссам. В нем этот реализм облекался  в поэтическую форму, трогал своей  простотой и ясностью. Написал  он в то время картину «Скошенный луг», формат широкий, стожки скошенного сена, на заднем плане лесок. Очень  простой сюжет, но с какой любовью  картина была сделана! Недаром древние  говорили: «Простота — печать истины». 
Или взять его цветущие сады — «Пчелы гудят». Лучше названия и не придумать.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.