На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методы научных исследований

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Методы  научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых  ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов  исследования, от того насколько они  валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
  Метод - это способ, путь изучения объективной  действительности, познания истины. В  переводе с греческого " methodos " означает "путь". По справедливому замечанию И. П. Павлова: "...метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных" [231, с. 26].
  В зависимости от того, кто и с  какими целями пользуется методами психологии, целесообразно различать методы собственно научного исследования и  методы, непосредственно применяемые  в практике. Методы могут быть более  общими и более частными. Во всех случаях методы психологии, как и  методы других наук, явно или скрыто отражают те общие философские позиции, с которых проводится исследование.
  Изучение  психических явлений возможно только на основе единственно научного диалектико-материалистического  метода познания, опирающегося на объективные  законы, существующие независимо от сознания и воли людей.
  Методы  психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. И это вполне закономерно. Ведь форма предметов  и явлений не совпадает с их содержанием. Но данное требование не всегда может быть выполнено с  помощью одного метода и поэтому  при изучении психических явлений  обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга. Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять  естественным экспериментом, использовать целевые тесты.
  Своеобразие психических явлений заключается  в том, что они, как таковые, недоступны непосредственному наблюдению. Например, ощущение и мысль увидеть нельзя. Поэтому и наблюдать за ними приходится косвенно. При этом ключ к познанию человека дают его практические дела и поступки.
  Обобщение сведений, полученных при изучении одной личности в различных видах  деятельности, будет раскрывать психологическую  сущность этой личности. В этом проявляется  один из основных принципов психологии - единство личности и деятельности.
  Поскольку сознание человека есть историческая категория, а личность является продуктом  того общества, в котором она формировалась, методы психологического исследования должны быть нацелены и на выявление  социальных влияний на психику человека. Нельзя, например, понять свойства личности работника, не сопоставив их с социальными условиями формирования. В этом проявляется второй основной принцип психологии - социальная обусловленность психики человека.
  Методы  психологии направлены на изучение психических  явлений в развитии и изменении. При этом изучаются развитие и  изменение психики в истории  животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под  влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий  внешней среды, вследствие заболеваний.
  Каждый  из этих аспектов изучения психики  опирается на свои частные методы. Крайне важно, чтобы тот или иной применяемый метод был подчинен решаемому вопросу, адекватен ему. Прежде всего, уточняются возникшая  задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а  потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод. Поэтому  далеко не все методы, применяемые  в научно-психологических исследованиях, требуются для практической работы руководителя. Однако, чтобы грамотно использовать необходимые ему психологические методы, руководитель должен быть достаточно хорошо ориентирован в вопросе о методах психологии.
  Основными методами психологии, как и большинства  других наук, являются наблюдение и  эксперимент. На их различия указывал И. П. Павлов еще в 1899 г.: "... наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы  то, что он хочет" [229, с. 274:].
  Основным  и наиболее распространенным методом  психологии является метод наблюдения.
  Наблюдение - это такой способ, при котором  явления изучаются непосредственно  в тех условиях, в которых они  протекают в действительной жизни.
  На  основе наблюдения делаются выводы о  тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения - сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все  особенности и проявления психической  деятельности человека в течение  какого-то определенного периода. В  отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.
  Результаты  наблюдений, проводимых с исследовательской  целью, как правило, фиксируются  в специальных протоколах. И хотя в условиях повседневной деятельности развернутые записи обычно не ведутся, руководителю иногда полезно записывать результаты своих наблюдений. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем  полученные данные сопоставляются и  обобщаются (методом обощения независимых наблюдений).
  При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие  требования:
  Предварительно  намечать программу наблюдения с  выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  Проводимые  наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  Наблюдение  одного и того же психического явления  целесообразно проводить на различных  лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и  глубже можно познать, сравнивая  с другими.
  Наблюдение  должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы  оно было преемственным, то есть повторные  наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
  Эти требования к наблюдению как методу психологии имеют важное значение не только в процессе научно-исследовательской работы. Они должны учитываться и в практической деятельности современного руководителя.
  Наблюдение  может быть непосредственным, проводимым самим руководителем, и опосредствованным, при котором он обобщает ряд сведений, полученных им от других лиц (заместителей, начальников отделов и служб  и т. д.)
  Следует особо остановиться на так называемом методе самонаблюдения. Метод самонаблюдения, или интроспекция, в течение ряда столетий психологами-идеалистами  рассматривался как основной и даже как единственный метод психологии. Но он не дал и не мог дать ответы на вопросы, стоящие перед психологией  как наукой. Материалистическая психология не может ограничиваться тем, что  говорит человек о себе на основе своих переживаний. И. М. Сеченов  писал: "У человека нет никаких  специальных умственных орудий для  познания психических фактов, вроде  внутреннего чувства или психического зрения, которое, сливаясь с познаваемым, познавало бы продукты сознания непосредственно, по существу" [295, с. 172].
  Но  это отнюдь не значит, что психология должна полностью отказаться от самонаблюдения, как это пытаются доказать американские психологи-бихевиористы ("бихевиор" в переводе с английского - "поведение"). Они отрицают сознание или считают его непознаваемым и рассматривают психологию как науку только о поведении.
  Конечно, правильно понимаемое самонаблюдение (в виде самоконтроля) играет в жизни  человека и в психологии большую  роль. Человек может путем самонаблюдения установить: "Я забыл сделать  то-то". Но самонаблюдение не дает ему  ответа на вопросы: "Почему забыл?", "В чем сущность памяти?" Поэтому  самонаблюдение, хотя и служит важным предметом психологического исследования, не может являться самостоятельным  и, тем более, основным методом познания сущности психических явлений.
  Своеобразной  формой наблюдения является беседа, устная или письменная. Ее цель - выяснить ограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению. Однако большое практическое значение беседы наряду с широтой применения позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного, хотя и не основного, метода психологии.
  Беседа  должна проводиться в виде непринужденного  разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность  этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда основных требований. Необходимо заранее определить содержание беседы и продумать план выяснения  намеченного круга вопросов. Очень  важно перед беседой обеспечить хороший контакт с человеком, устранить все, что может вызвать  у него напряженность, настороженность  или неискренность. Задаваемые вопросы  должны быть понятными. Наряду с прямыми  вопросами могут ставиться и  косвенные. Так называемые наводящие вопросы следует задавать продуманно, чтобы они не подсказывали ответы. Иногда в беседе ставятся неожиданные вопросы. Во время беседы надо наблюдать за поведением человека и сопоставлять результаты наблюдения с полученными ответами. Содержание беседы следует запоминать для последующих записей и анализа. Делать записи в процессе самой беседы не рекомендуется, так как это обычно лишает беседу непринужденности, настораживает человека и делает его ответы искусственными, надуманными.
  О результатах беседы судят не только по содержанию и полноте ответов  на вопросы, но и по их "подтексту": замеченным недоговоркам, обмолвкам, а также по всему поведению человека.
  В современной психологии этот метод  известен также как опрос . Устный опрос позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, его внутренний мир, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.
  Используемые  иногда для массового заполнения анкеты являются своего рода "заочной" беседой (или письменным опросом). Получаемые материалы, если можно так сказать, проигрывают в глубине и достоверности  отдельных ответов, но выигрывают в  массовости, экономят время.
  Интересный  материал психологии дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые  он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной  подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка  биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.
  Кроме пассивных наблюдений в психологии используются специально организуемые опыты (или эксперименты).
  Психологический эксперимент – это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным изменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности.
  Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Руководитель в своей практике широко использует метод естественного эксперимента. Знание сути и правил лабораторного эксперимента помогает ему в этом.
  Лабораторный  эксперимент изучает особенности  искусственно сформированного вида деятельности. Он строится по принципу психологического моделирования этой деятельности, что позволяет в  лабораторных условиях изучать какую-либо изолированную часть целостной  деятельности с большой точностью  регистрации и замеров и с  необходимой степенью глубины и, главное, повторно. Однако результаты, полученные этим методом, всегда желательно проверять дополнительно в экспериментальных  исследованиях или хотя бы сопоставлять с материалами неоднократных  наблюдений.
  Метод лабораторного эксперимента может  быть направлен на исследования отдельных  процессов (аналитический подход) и  деятельности в целом (синтетический  подход). Этот метод может быть без-аппаратурным или аппаратурным, с объективной регистрацией или без нее и т. д.
  В последнее время все большую  популярность приобретает выделившийся из лабораторного психологического эксперимента метод тестирования.
  Термин "тест" (по-английски - задача, или  проба) был введен в 1890 г. в Англии. Тесты получили широкое распространение  в детской психологии после 1905 г., когда во Франции были разработаны  серии тестов для определения  одаренности детей, и в практике психодиагностики после 1910 г., когда  в Германии была разработана серия  тестов для профессионального отбора.
  Применяя  тесты, можно получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты  отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки  первичных данных, а также своеобразие  их последующей интерпретации. С  помощью тестов можно изучать  и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.