На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений младшего школьника со сверстниками

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Влияние внутрисемейного  взаимодействия на характер межличностных отношений  младшего школьника со сверстниками.
Содержание.
Введение                                                                                                                 4
1. Теоретические основы проблемы                                                                   4
1.1.  Сущность  понятия и психологическая характеристика  межличностных отношений младшего  школьника со сверстниками.                                          4
1.2. Особенности взаимодействия младшего школьника со сверстниками.  6
1.3. Характеристика  семьи и типов семейного воспитания.                           10
2. Практическая работа по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками.                                                                                                       15
2.1. Констатирующий этап эксперимента.                                                       15
2.2. Рекомендации родителям.                                                                            32
 Заключение                                                                                                           33 Список литературы                                                                                               34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством  за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. [7, с. 24-28].
Семья является первым и наиболее важным институтом социализации ребенка, выполняющим функцию первичного социального контроля. [3, с 10].
Именно семья, являясь для ребенка первым и  наиболее значимым проводником социального  влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего  быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств, а также взаимоотношения с окружающими. Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.
Если у детей  плохие отношения с одним или  обоими родителями, если дети
чувствуют, что  их считают никуда не годными, или  не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в  преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, что может привести к тому, что ребенок будет изгоем в группе сверстников. В связи с этим мы решили  определить тему нашего курсового исследования «Влияние внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений  младшего  школьника со сверстниками». Тема достаточно актуальна, так как ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. В младших классах поведение детей очень разнообразно, одни спокойны и усидчивы, другие тревожны, агрессивны и гиперактивны, важно выявить, влияет ли тип родительского воспитания на характер межличностного взаимодействия младшего школьника со сверстниками и каким образом. В связи с этим мы определили цель нашего исследования: выявить характер влияния внутрисемейного взаимодействия на взаимоотношения младшего школьника со сверстниками.
Объект: Процесс  межличностного отношения младшего школьника со  сверстниками.
Предмет: Влияние  внутрисемейного взаимодействия на характер межличностных отношений младшего школьника со сверстниками.
Задачи:
    Проанализировать психолого-педагогическую, методическую, научную литературу по проблеме исследования.
    Изучить влияние семейных отношений на отношения со сверстниками.
    Провести качественно-количественный анализ результатов исследования.
    Разработать рекомендации для родителей, направленные на улучшение стиля семейного воспитания.
Гипотеза: мы предполагаем, что характер внутрисемейных отношений влияет на взаимоотношения младшего школьника со сверстниками.
Теоретическая база исследования
Методы исследования:
База исследования: МОУ СОШ № 11 г.Иркутска. 1 «А» класс количество учащихся-20 человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками.
1.1 Сущность понятия и психологическая характеристика межличностных отношений младшего школьника со сверстниками.
Межличностные отношения, будучи закономерно включенными  в самые разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности и являясь одним из основных факторов любого социального процесса, всегда остаются актуальным предметом для исследований (А.И. Донцов., Б.И. Аристов., Я.Л. Коломенский. и др.) [8,с. 286]. 

В словаре практического  психолога дается следующее определение Межличностным отношениям. Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. [23,с. 380].
В электронном  словаре Межличностные отношения рассматриваются как,   отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.[30].
Межличностные отношения являются таким понятием социальной психологии, интерес к  которому не зависит от временных  тенденций.
В энциклопедии социологии говорится о том, что Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций членов группы относительно своих коллег, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе. [28].
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и  способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
В словаре Петровского  А.В Межличностные отношения рассматриваются как система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе. [13].
В Азбуке социального психолога Отношения межличностные выступают как, объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, "задает" определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности. [12].
В младшем школьном возрасте все большое значение для  развития ребенка приобретает его  общения со сверстниками. В общение  со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремления к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат. От того как ребёнок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе является одним из факторов развивающим личность. Анализ рассмотренной литературы позволяет сказать, что существует множество различных определений межличностных отношений, но в рамках нашего исследования мы будем придерживаться следующего определения: межличностные отношения- это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Особенности  взаимодействия младшего школьника  со сверстниками.
В настоящее  время в психологической науке  работы, посвященные проблемам изучения групповых феноменов и развития личности в группе, вытесняются исследованиями психического и личностного развития человека. Но для изучения психологического и личностного развития человека нужно изучить и малую группу, в которой он взаимодействует.
Ребенок - это  личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.
Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно, но критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов [24, с. 277].
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских  контактов. Приобретение навыков социального  взаимодействия с группой сверстников  и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе . [9, с.423].
С приходом в  школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между  детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью. [5, с.151].
Приобретение  навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе. [20, с.74].
Новая социальная ситуация и новые правила поведения  приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень  конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую  группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.  [17, с.227].
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений  и преобразований, происходящих с  личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить. [19, с.260].
В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни». [10,с. 30-39.].
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
В младшем школьном возрасте у ребенка развивается  направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.
Способность к  сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых  деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества. [6,с 40].
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного  субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. [29].
Взаимоотношения рассматриваются М.И. Лисиной как  один из продуктов деятельности общения. Они зарождаются, меняются и развиваются в ходе коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений определяются характером общения. Наблюдения автора показали, что партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении на достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит.  [15, с. 29].
Заметим, что если ребенок агрессивен, гиперактивен, замкнут, либо наоборот излишне требователен к окружающим, требует постоянно завышенного внимания к себе, он чаще является изгоем в группе сверстников. На развитие таких качеств личности большое влияние оказывает тип семейного воспитания. 

1.3 Характеристика семьи и типов семейного воспитания.
Для того, чтобы  разобраться в данной проблеме, необходимо обратиться к понятию «семья»  и проанализировать особенности  влияния внутрисемейных отношений и типов воспитания в семье на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками. Существует несколько его определений.
Так Ю. Семенов  рассматривает семью как  организованную социальную группу, члены которой  связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. [22, с. 80].
По определению  Н.Я. Соловьева, семья - это “малая социальная группа общества, важнейшая форма  организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство”[2, с. 15].
Куликова пишет, что «семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей». [14, с. 32]. 

Из приведенных  выше определений видно, что именно семья является первым наиболее важным институтом социализации, от которого зависит дальнейшее развитие всех ее членов.
В родительской семье выделяют различные  стили  семейного воспитания. 
    В  психологической литературе понятия  «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы.
В своей работе, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему  разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков, под стилем понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
     Так,  А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют  четыре типа родительского отношения [4, с. 42]:
1. Принимающий  – авторитарный – субъективное  благополучие родителей, подразумевающий  теплое отношение и принятие  ребенка с требованиями социальных  успехов и достижений при контроле  в этих областях.
2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации, подразумевающий эмоциональное отвержение ребенка, низкую ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.
3. Симбиотический  – стремление установить с  ребенком тесный напряженный  эмоциональный контакт, соучаствовать  во всех мелочах его жизни.
4. Симбиотическо-авторитарный  – гиперпротекция и тотальный  контроль поведения психической  жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.
Из проанализированных нами классификаций, сопоставляющих особенности  формирования личности детей и стили  семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной нам представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер [16, с. 38].
Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного  воспитания:
- гипопротекция,  характеризующаяся недостатком  опеки и контроля. Ребенок при  таком стиле семейного воспитания  остается без надзора. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи часто приводит к асоциальному поведению, агрессии по отношению к окружающим; ребенку трудно наладить контакт со сверстниками.
- доминирующая  гиперпротекция, проявляющаяся в  повышенном, обостренном внимании  и заботе, чрезмерной опеке и  мелочном контроле поведения,  слежке, запретах и ограничениях, что приводит либо к реакции  эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя; ребенок часто становится изгоем среди сверстников.
- потворствующая  гиперпротекция. Так называют воспитание  «кумира семьи». Родители стремятся  освободить ребенка от малейших  трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы в отношениях со сверстниками: ребенок не является лидером и часто всерьез не воспринимается коллективом класса.
- эмоциональное  отвержение, когда ребенком тяготятся,  его потребности игнорируются, иногда  с ним жестоко обращаются. Этот  стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка и выражается в его замкнутости, повышенной тревожности, что негативно влияет на отношения с окружающими. Из-за высокого уровня недоверия ребенок часто избегает тесного общения с людьми, в данном случае, со сверстниками.
- жестокое взаимоотношение  может проявляться открыто, когда  на ребенке срывают зло, применяя  насилие, или быть скрытыми, когда  между родителями и ребенком  стоит «стена» эмоциональной  холодности и враждебности. Часто  ребенок применяет этот стиль отношений в общении с другими, поэтому говорить о нормальных взаимоотношениях со сверстниками при таком типе семейного воспитания не имеет смысла.
- повышенная  моральная ответственность, когда  от ребенка требуют честности,  порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Младший школьник, стараясь всем угодить, в итоге не угождает никому, он может стать любимчиком учителя, но среди одноклассников будет изгоем.
- дисгармоничный  стиль воспитания негативно влияет  на отношения младшего школьника со сверстниками, так как способствует развитию у него тревожности, замкнутости, агрессии и других качеств, мешающих нормальному развитию отношений с окружающими. 
    - Также  выделяют гармоничный стиль воспитания, характеризующийся взаимным эмоциональным принятием, признанием самоценности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания. Такой стиль отношений способствует гармоничному развитию личности ребенка; в отношениях с окружающими он открыт для общения и часто является лидером класса.
Так же некоторые авторы выделяют авторитарный и демократический стиль семейного воспитания. [27, с. 70 ]. 

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ребенка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные  родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. [1, с. 18 ].     
Исследуя взаимоотношения  учащихся в младших классах, психологи  выявили, что отношения, складывающиеся в семье, обычно переносятся в  класс.  Учащиеся из  семей, в которых  присутствует гармоничный и демократический тип воспитания, легче строят хорошие взаимоотношения со своими сверстниками и чаще становятся лидерами. Учащиеся же из семей, в которых присутствует авторитарный и дисгармоничный стиль отношений (гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность),  не умеют строить благоприятные и хорошие отношения в классе и чаще становятся изолированными.[11, с.67].
Отсюда следует  вывод: для формирования благоприятных  межличностных отношений младших  школьников со сверстниками ребенку необходимо обеспечить гармоничный стиль семейного воспитания.
Таким образом, для более четкого понимания темы нашего исследования, рассмотрев сущность и характеристику межличностных отношений в младшем школьном возрасте, и типы семейного воспитания.  Мы пришли к выводу, что для того, чтобы ребенок активно овладел благоприятной системой межличностных отношений, его родителям нужно придерживаться гармоничного или демократического стиля семейных отношений. Это связано с тем, что межличностные отношения, представляют собой систему установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. И если в семья будет присутствовать благоприятный климат соответственно школьник будет переносить его в сферу своего общения, окружающие будут воспринимать и оценивать его положительно, и он может быть лидером коллектива, а при дисгармоничном и авторитарном стилях воспитания будет изгоем, так как окружающие будут воспринимать и оценивать его негативно.  

Глава 2. Практическая работа по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками.
2.1 Констатирующий  этап эксперимента.
Эксперимент по исследованию влияния внутрисемейных отношений на характер межличностного взаимодействия младших школьников со сверстниками проводился в МОУ СОШ № 11 г.Иркутска. В 1-ом «А» классе. Испытуемые – дети (7-8 лет) младшего школьного возраста из полных семей и их родители. Количество детей, участвовавших в исследовании – 20 человек, количество родителей, участвовавших в исследовании – 20 человек.
Для решения  поставленных задач нами были использованы следующие методики.
    «Два дома»
    «Семейная социограмма»
    Тест родительского отношения.
Свою работу мы начали с исследования детей для этого мы использовали методику «два дома» [21,с. 118]. Целью данной методики является диагностика сферы общения младшего школьника со сверстниками. По следующим критериям:
    "звезды" – наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;
    высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;
    пренебрегаемые – члены группы, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений;
    отверженные ("изгои") - члены группы, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные.
На основе анализа  проведенного исследования нами были получены следующие индивидуальные данные, которые приведены в таблице 2.1.
Результаты обследования детей по
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.