На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Основные средства на предприятии на примере ЗАО «Статор»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет
Кафедра «Экономика предприятий» 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 

Факультет: СПО «Экономика фирмы»           Специальность: 080103
«Национальная экономика»        
Кафедра: «Экономика предприятий»  
Дата защиты: 13.11.2010
Оценка: __________________________
Исполнитель: Зяблых Ирина Лизмовна 
Группа: СПОЧНЭ(ЭФ)-07
Руководитель: Дубровский
Валерий Жоресович 
Доктор экономических наук, профессор
Нормоконтролер: Мосеева
Ольга Ивановна 
Кандидат педагогических наук   

Рецензент: Дерескова Ольга Георгиевна
Главный  бухгалтер
ЗАО «СТАТОР
 
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург
2010
    СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
    Теоретические и методические аспекты учета основных средств 6
      Понятие, классификация и оценка основных средств, задачи их учета 6
      Нормативно-законодательная база по учету основных средств 14
      Методы амортизации основных средств 16
      Упрощенная система налогообложения основных средств 24
    Организация учета основных средств в ЗАО «Статор» 26
      Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Статор» 26
      Документальное оформление учета основных средств 32
      Порядок исчисления амортизационных отчислений 39
      Учет ремонта основных средств 42
    Анализ состояния и эффективности использования основных средств 46
      Назначение и информационное обеспечение анализа основных средств 46
      Анализ обеспеченности основными средствами 51
      Анализ и оценка эффективности использования основных средств 58
    РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕР НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ эффективности использования основных средств НА предприятиИ……………. 68
      Цели и задачи повышения эффективности использования основных средств на предприятии 68
      Программа мер повышения эффективности использования основных средств на ЗАО «Статор» 75
      Ожидаемая эффективность мер по улучшению использованию основных средств на ЗАО «Статор» 84
Заключение 88
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников 91
Приложения 94
       ВВЕДЕНИЕ 

       Актуальность  темы исследования. В рыночной экономике от предприятий требуется повышенная эффективность производства, конкурентоспособность продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством. Одним из важнейших факторов является, повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий потребительской кооперации служит обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.
       Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.
       Правильность  учета основных средств определяет предоставление достоверной и полной информации об основных средствах и их структуре. Данная информация необходима при анализе использования основных средств для разработки направлений более эффективного их использования, что является необходимым условием реализации основной цели предпринимательства – получение прибыли.
       В настоящее время, в период реформирования бухгалтерского учета в РФ, которое  происходит в условиях развития и  становления рыночных отношений, особенно важно и актуально осознать для  себя важность управленческого учета  и его применения в российской действительности. Управленческий учет обеспечивает информацией экономическое, технологическое, инновационное и структурное управление организацией. Немаловажную роль в осуществлении управленческого учета играют также сведения и о средствах труда, то есть об основных средствах, их структуре и эффективном использовании.
       В связи с расширением  прав  предприятия в области  постановки  и ведения  бухгалтерского учета (в зависимости от принятой  учетной  политики) перед  бухгалтерскими  службами возникает  проблема  оптимальной  организации  учета объектов основных средств, капитальных и  финансовых вложений и т.д.
       Все эти обстоятельства, а именно: возможность  изучения  существующих в нашей  стане  принципов учета  основных  средств и капитальных вложений, определения направлений  развития учетной практики в России  в  целом, в том числе  учета  имущества предприятия, анализ возможности  использования  методов, применяемых  в бухгалтериях  стран с развитой  рыночной экономикой, для более эффективного использования основных средств и обусловило выбор темы дипломной  работы.
       Цель  данной дипломной работы – изучить порядок отражения в бухгалтерском учете операций с основными средствами, их документальное оформление, учет движения основных средств.
       Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
    определить значение основных средств для обеспечения деятельности организации;
    изучить ключевые понятия учета основных средств и их классификацию;
    изучить бухгалтерский учет операций с основными средствами, их документальное оформление;
    провести анализ состава, структуры, технического состояния и эффективности использования основных средств.
       Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются методологические, методические и практические вопросы организации бухгалтерского учета основных средств. Объектом исследования явилось действующая система учета основных средств в организациях России, отдельные вопросы рассмотрены на примере ЗАО «Статор».
       В дипломной работе использовались данные, полученные в результате прохождения производственной и преддипломной практики в ЗАО «Статор».
       Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения [приложение Д]. Устав ЗАО «Статор» [приложение К].
       Основным  правовым документом ЗАО « Статор» является Устав, в котором в том числе указаны основные виды деятельности. На предприятии ведется мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета. При обработке учетной информации применяется как ручной способ ведения учета, так и компьютерная техника.
       На  предприятии ведется мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета. При  обработке учетной информации применяется  как ручной способ ведения учета, так и компьютерная техника. Примерами из практики будут рассмотрены вопросы учета поступления, амортизации, затрат на ремонт и выбытия основных средств.
       Методика  исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились законодательные и нормативные документы по организации бухгалтерского учета и отчетности основных средств, научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов и другие источники.
       Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения, список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
    Теоретические и методические аспекты  учета основных средств
 
       
      Понятие, классификация и  оценка основных средств, задачи их учета
 
       Учет  основных средств регламентируется «Положением по бухгалтерскому учету  основных средств», утвержденным приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (ПБУ 6/01), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н (в ред. От 28.03.2000г.)
       Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н) определяет основные средства  как часть имущества, используемую в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил положений по бухгалтерскому учету[5].
       В соответствии с ПБУ 6/01,   при принятии к бухгалтерскому учёту активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
    использование их в производстве продукции, при выполнении  работ или оказания услуг либо для управленческих нужд организации;
    использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
    способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
       Сроком  полезного использования является период, в течение которого использование  объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных  групп срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объёма работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
       Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на издержки производства (обращения) в течение срока их полезного использования путем начисления износа (амортизации).
       Основными задачами бухгалтерского учёта основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение  в учётных регистрах поступления  основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учёте суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования [9].
       Для организации учёта основных средств, отвечающего поставленным задачам, имеют следующие предпосылки: классификация  основных средств; установление принципов  оценки основных средств; установление единицы учёта предметов основных средств; установление единицы учёта предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учётных регистров[6].
       В организациях применяется единая типовая  классификация основных средств, в  соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.
       Группировка основных средств по отраслевому  признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.
       По  назначению основные средства организации  подразделяются на производственные основные средства основной деятельности; производственные основные средства других отраслей; непроизводственные основные средства.
       По  видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочее [приложение А].
       К основным средствам относятся также  капитальные вложения на коренное улучшение  земель (осушительные, оросительные и  другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включается в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым  в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
       В составе основных средств учитываются  находящиеся в собственности  организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
       Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учёта.
       По  степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.
       В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на: объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду); объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; объекты основных средств, полученные организацией в аренду.
       Различают первоначальную, остаточную и восстановительную  стоимость основных средств.
       В бухгалтерском учёте основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:
    изготовленном на самом предприятии, а также приобретённых за плату у других организаций и лиц – исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;
    внесённых учредителями в счёт их вкладов в уставный капитал (фонд) – по договорённости сторон;
    полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтённых объектов основных средств – по рыночной стоимости на дату оприходования;
    приобретённых по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами – по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
       При невозможности установить стоимость  ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим использование обязательств неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
       Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств  слагаются из:
    сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором купли-продажи (продавцу), а также за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам и за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
    регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведённых в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
    таможенных пошлин и иных платежей;
    невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
    вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретён объект основных средств;
    иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению до их состояния, в котором они пригодны к использованию.
       Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются  или увеличиваются) с учётом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда  оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранно валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублёвой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия её к бухгалтерскому учёту, и рублёвой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату её погашения.
       Коммерческая  организация может не чаще 1 раза в год (на начало отчётного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей стоимости  путём индексации или прямого  пересчёта по документально подтверждённым рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которым они отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности, существенно не отличалась от текущей стоимости [33].
       При определении рыночной стоимости  могут быть использованы данные о  ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов  государственной статистики, торговых инспекции организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.
       Не  включаются в фактические затраты  на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.
       Стоимость основных средств, в которой они  приняты к бухгалтерскому учёту, не подлежат изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.
       Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается также в  случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.
       Оценка  объектов основных средств, стоимость  которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путём пересчёта иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учёту.
       Остаточная  стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств.
       С течением времени первоначальная стоимость  основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.
       Восстановительная стоимость – это стоимость  воспроизводства  основных средств  в современных условиях (при современных  ценах, современной технике  и  т.п.).
       Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации (дебетуют счёт 01 «Основные средства», кредитуют счёт 83 «Добавочный капитал»). При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределённую прибыль организации (Д-т 83 К-т 84). Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведённой в предыдущие отчётные периоды и отнесённой на счёт прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счёт прибылей и убытков отчётного периода в качестве дохода[8].
       Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, приведённой  в предыдущие отчётные периоды и  отнесённой на счёт прибылей и убытков  в качестве операционных расходов, относится на счёт прибылей и убытков отчётного периода в качестве дохода. В этом случае сумму дооценки отражают по дебету счёта 01 и кредиту счёта 91[приложение Г].
       Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учёту при дооценки допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции.
       Сумма уценки объекта основных средств  относится в уменьшение добавочного  капитала организации, образованного  за счёт сумм дооценки этого объекта, проведённой в предыдущие отчётные периоды (Д-т 83 К-т 01). Превышение суммы уценки над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведённой в предыдущие отчётные периоды, относится на счёт прибылей и убытков в качестве операционного расхода (Д-т 91 К-т 01). Оценка объекта основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путём пересчёта суммы в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учёту. [приложение Г].
       Результаты  переоценки основных средств, проведённой  организацией в добровольном порядке, учитываются для целей налогообложения. Для целей налогообложения сумма  добавочного капитала, списанного при  выбытии основных средств, учитываться не будет.
       Выбытие объекта основных средств имеет  место в случаях продажи, безвозмездной  передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях  и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций.
       Если  списание объекта основных средств  производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается  к бухгалтерскому учёту в сумме, согласованной сторонами в договоре и оформляется актом (накладной) по форме ОС-1. На основании этого документа делается соответствующая запись в инвентарной карточке учёта основных средств по форме ОС-6[12].
       Доходы  и расходы от списания с бухгалтерского учёта объекта основных средств  отражается в бухгалтерском учёте в отчётном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учёта подлежат зачислению на счёт прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.
       Для определения целесообразности и не пригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации приказом руководителя может быть создано постоянно действующая комиссия, состав которой входят соответствующие лица, на которую возложена ответственность за сохранность основных средств.
       Согласно  плану счетов, выбытие основных средств  отражается следующим образом. К  счёту 01 нужно открыть субсчёт  «Выбытие основных средств». В дебет  этого субсчёта списывается первоначальная стоимость объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. 
       Восстановление  объекта основных средств может  осуществляться посредствам ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты  на восстановление объекта основных средств отражается в бухгалтерском учёте отчётного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначальные принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.
       В случае наличия у одного объекта  нескольких частей, имеющий разный срок полезного использования, учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.
       Единицей  учёта основных средств является отдельный инвентарный объект, под  которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.
       Каждому инвентарному объекту присваивают  определённый инвентарный номер, который  сохраняется за данным объектом на всё время его нахождения в  эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств. Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющим вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном объединяющем их объекте. Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия[11]. 

       1.2 Нормативно-законодательная база по учету основных средств 

       За  последние годы значительно изменилась нормативная база по бухгалтерскому учету основных средств, которая  включает  в  себя  наряду с законом РФ «О бухгалтерском учете»  и положение по бухгалтерскому учету.
       «Учет основных средств». Учет основных средств  на  предприятии  организуется в  соответствии  с  ПБУ  6/01  (приказ  Минфина   от   30.03.01,   №26н)   и методическими  указаниями   по   бухгалтерскому   учету   основных   средств (утверждены приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 года за номером 33 н).
       Госкомстатом  России  разработаны  и  введены  в  действие  типовые межотраслевые  формы  первичной  учетной  документации  по  учету   основных средств.
       Эти и другие нормативные документы  внесли  существенные  изменения  в технику и методологию учета  и налогообложения основных средств.
       Основными нормативными документами, регулирующими  учет основных средств, являются: 
    ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» (подписан Президентом РФ 21.11.96 г. № 129-ФЗ с учетом изменений и дополнений).
    Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.
    Налоговый кодекс РФ. Часть 1. Федеральный закон от 31.07.1998 г.№ 146-ФЗ (в редакции от 29.12.01г.)
    Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (в редакции от 31.12.01г.)
    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: утверждено  приказом  Министерства  финансов  РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999г. № 107н, от 24.03.2000г. № 31н)
    План счетов бухгалтерского учета финансово  –  хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н  (с учетом изм. и доп., внесенных приказом от 07.05.2003г. № 38н)
    Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. № 49н.
    О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: постановление Правительства РФ от 01.01.2002г. №1 (с изм. и доп., внесенными постановлением от 09.07.2003г. № 45).
    Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н  "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01.
    Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".
 
       1.3 Методы амортизации  основных средств 

       Основные  средства  являются объектами длительного  пользования. Следовательно, свою стоимость  они переносят на вновь созданный продукт постепенно, через начисление амортизации.
       Амортизация должна обеспечивать возмещение первоначальной стоимости  объектов основных средств  с целью накопления источников на приобретение новых объектов.
       Начисление  амортизации производится с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, до полного погашения стоимости этого объекта, либо списания с баланса торговой организации. Начисление производится ежемесячно[25].
       Начисление  амортизации не приостанавливается в течение всего срока полезного использования объектов основных средств, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации, перевода по решению руководителя торговой организации на консервацию (с продолжительностью не менее трех месяцев).
       Поскольку перевод основных средств на консервацию  тесно связан с порядком начисления амортизации, указанный перевод  должен быть предусмотрен в учетной  политике организации.
       Начисление  амортизации приостанавливается и  на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
       Чтобы рассчитать величину амортизации, подлежащую отнесению на затраты в отчетном периоде, для каждого объекта  основных средств необходимо количественно  определить:
    первоначальную стоимость актива,
    амортизируемую стоимость,
    срок полезного использования,
    способ начисления амортизации.
       Амортизируемая  стоимость актива совпадает с  его первоначальной стоимостью. Во всех случаях для расчета сумм амортизации применяется показатель срока полезного использования объектов, который согласно пункту 20 ПБУ 6/01 определяется при принятии объекта основных средств к учету исходя из:
    ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
    ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонтов;
    нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
       В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» предусмотрены две группы амортизации: обычная амортизация (пропорциональная) и ускоренная амортизация (регрессивная). Первые характеризуются тем, что ежегодно в течение всего срока функционирования амортизационные отчисления  рассчитываются  по  одной  и  той  же  норме  от первоначальной  стоимости  основных  средств.  При  ускоренной   амортизации основная  часть  начислений  концентрируется  в  первые  годы   эксплуатации основных средств, сокращается амортизационный период,  создаются  финансовые условия для ускоренной замены оборудования [5].
       К пропорциональным методам начисления амортизации относятся: линейный метод, метод  списания  стоимости  пропорционально  объему  продукции  или работ [26].
       Линейный  способ.
       При использовании линейного способа годовая сумма амортизации объекта основных средств определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, рассчитанной на основе срока полезного использования этого объекта [приложение В]:
                   
             (1)

    где Т — номер года от начала срока использования объекта основных средств ( );
          — годовая сумма амортизационных отчислений;
          Т  — срок полезного использования объекта (в целых годах);
         — первоначальная стоимость объекта основных средств.
       Начисление  амортизации таким способом предполагает равномерность перенесения стоимости  актива на затраты в течение срока  полезного использования.
       Способ  списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
       При способе списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ) сумма амортизационных  отчислений за отчетный период определяется , исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств:
                              ,   (2)    
    где - натуральный показатель объема продукции (работ) в отчетном периоде;
            - предполагаемый объем продукции (работ) за весь срок использования объекта основных средств. Имеется в виду только та продукция, которая получена с использованием данного конкретного объекта основных средств.
       По  сравнению с предыдущими, этот способ не предполагает расчета годовой суммы амортизации. Размер начисляемой амортизации определяется за каждый месяц, отдельно исходя из фактического объема произведенной продукции [23].
       При начислении амортизации способом списания стоимости пропорционально объему продукции ее величина линейно зависит от выпуска продукции. Фактический выпуск может оказаться больше, нежели предполагаемый объем продукции за весь срок использования объекта. Однако стоимость объекта основных средств может быть списана на себестоимость только один раз (переамортизация не допускается).
       Согласно  ПБУ 6/01 к  ускоренным  методам  начисления амортизации относятся: метод уменьшаемого остатка и  метод списания  стоимости  по  сумме чисел лет срока полезного использования [5].
       Способ  уменьшаемого остатка.
       При этом способе годовая сумма амортизационных  отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств  на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Годовая сумма амортизации равна:
                                                                  (3)
  где - величина накопленной амортизации на начало т-го года.
       Этот  метод начисления амортизации является ускоренным, т. е. в начале срока полезного  использования основного средства амортизация начисляется в больших суммах, нежели в конце этого срока.
       Способ  списания стоимости по сумме чисел  лет срока полезного использования.
       При этом способе годовая сумма амортизации  определяется исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
        Годовая сумма амортизации определяется:
                                                  ,           (4)
  где - сумма чисел лет срока службы объекта.
       При использовании этого способа, как  и при линейном способе, за основу берется первоначальная стоимость объекта. Однако норма амортизационных отчислений меняется с каждым годом полезного использования основного средства. Наибольшая величина амортизации начисляется в первые годы использования объекта основных средств с постепенным уменьшением к концу срока.
       Этот  метод начисления амортизации является ускоренным, т. е. в начале срока полезного  использования основного средства амортизация начисляется в больших суммах, нежели в конце этого срока.
       Наряду  с положительными моментами пропорциональные методы имеют и свои недостатки. Они не всегда обеспечивают полный перенос стоимости основных средств на производимый продукт. Образуется «недоамортизация» основных средств, представляющая собой прямую потерю стоимости, убыток. Равномерное начисление амортизации не обеспечивает  концентрацию  ресурсов, необходимую для быстрой замены оборудования, подверженного активному влиянию морального износа.
       Стимулирующая роль амортизации существенно возрастает с применением методов ускоренной амортизации основных  средств. 
       Срок  полезного использования объекта  основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
       Определение срока полезного использования  объекта основных средств производится исходя из:
    ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
    ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
    нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
       В случаях улучшения (повышения) первоначально  принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
       Начисление  амортизационных отчислений по объекту  основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств, прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета [24].
       В течение срока полезного использования  объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
       Начисление  амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.
       Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском  учете путем накопления соответствующих  сумм на отдельном счете.
       Для учета амортизации основных средств  используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств [7].
       Начисленную сумму по собственным основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств». По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 (если арендная плата формирует операционные доходы), а по основным средствам непроизводственного назначения — по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и кредиту счета 02.
       По  объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства и другим аналогичным  объектам (лесного и дорожного  хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также у некоммерческих организаций сумма износа начисляется по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в конце года на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
       При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» с кредита счета 01 «Основные средства» [17].
       Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.
       Накопление  и использование амортизационного фонда в бухгалтерском учете  не отражаются. В составе выручки  от продажи продукции (работ, услуг) амортизационные отчисления зачисляют на расчетный счет или другие счета предприятия и списывают с этих счетов на финансирование капитальных вложений в основные средства.
       Организация вправе выбирать способ начисления амортизации. Однако для целей налогообложения  начисление амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется в соответствии со ст. 258 и 259 главы 25 НК РФ:
    амортизируемое имущество распределяется на 10 групп в соответствии со сроками его полезного использования;
    налогоплательщик начисляет амортизацию одним из следующих методов: линейный; нелинейный [приложение В].
       Линейный  метод (аналогичен линейному способу по ПБУ 6/01) представляет собой равномерное списание стоимости, ежемесячное начисление одних и тех же сумм в процентах от первоначальной (восстановительной стоимости) имущества. Сумма отчислений получается путем деления первоначальной стоимости на срок полезного использования объекта в месяцах.
       Нелинейный  метод представляет собой комбинированный ускоренноравномерный вариант списания первоначальной стоимости объектов основных средств на издержки производства и обращения. При этом первая часть в размере 4/5 (80 %) первоначальной стоимости объекта основных средств списывается ускоренно с использованием способа уменьшаемого остатка исходя из удвоенной нормы амортизации и остаточной стоимости объекта основных средств, а оставшаяся сумма стоимости в размере 1/5 части (20 %), называемая "базовой", списывается затем равномерно в течение количества месяцев оставшегося срока полезного использования данного объекта основных средств.
       Не  начисляется амортизация на следующие  основные средства:
    Основные средства, полученные по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, жилищному фонду, по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства и.т.д.
    Объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).
    По приобретенным изданиям (книги, брошюры и.т.п.).
       Таким образом, каждая организация должна отразить в учетной политике способ начисления амортизации. В нашем случае в ЗАО « Статор» в учетной политике организации, утвержден линейный способ начисления амортизации. 

       1.4 Упрощенная система  налогообложения основных средств 

       Упрощенная  система налогообложения является специальным налоговым режимом, соответственно, налогоплательщики, воспользовавшиеся таким режимом, применяют иные правила налогообложения, чем основная масса налогоплательщиков, использующая общий режим налогообложения. Такие правила изложены в гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения».
       Особенности учета основных средств.
       Прежде  всего отметим, что в главе 26.2 НК РФ не дается определения понятию  «основные средства». Поэтому, учитывая, что, при отсутствии необходимых  налогоплательщику понятий в  гл. 26.2 НК РФ, он обращается к наиболее близким по предмету регулирования актам законодательства, и то, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену среди прочих уплаты налога на прибыль единым налогом, представляется, что налогоплательщик вправе руководствоваться понятиями, которые содержатся в гл. 25 НК РФ (то есть применять понятие «основные средства» в том же смысле, что и при исчислении налога на прибыль). В целях исчисления единого налога расходы на приобретение основных средств уменьшают полученные налогоплательщиком доходы (пп. 1 и. 1 ст. 346.16 НК РФ), При этом такие расходы учитываются в особенном порядке (а не посредством применения традиционного способа — амортизации), который зависит от того, когда были приобретены основные средства — до или после перехода на упрощенную систему налогообложения [3].
       Если  расходы на приобретение основных средств  были произведены в период применения упрощенной системы налогообложения.
       В случае если расходы на приобретение объектов основных средств были произведены в период применения упрощенной системы налогообложения, в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 346,16 НК РФ налогоплательщикам (организациям и индивидуальным предпринимателям) следует принимать такие расходы в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию[3].
       В то же время, исходя из того, что затраты  становятся расходами только после  их оплаты, по мнению авторов, должно соблюдаться  общее правило, в соответствии с  которым основное средство, вводимое в эксплуатацию, должно быть оплачено для признания расходом затрат на его приобретение. А это означает, что в целях исчисления единого налога затраты налогоплательщиков на приобретение основных средств следует признавать расходами только после их фактической оплаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Организация учета  основных средств в ЗАО «Статор» 

       
      Организационно-экономическая  характеристика ЗАО  « Статор»
 
       Предприятие ЗАО «Статор» основано в 1968 году на базе Еманжелинского АТП.
       Место нахождения ЗАО «Статор», 456581, Челябинская область, Еманжелинский район, г. Еманжелинск, переулок Заводской, дом 15. Почтовый адрес общества совпадает с его юридическим адресом.
       Основной  целью деятельности ЗАО «Статор» является реставрация электрооборудования  и узлов для автотранспорта.
       Основным  правовым документом ЗАО «Статор» является Устав (приложение К), в котором в том числе указаны основные виды деятельности. На предприятии ведется мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета. При обработке учетной информации применяется как ручной способ ведения учета, так и компьютерная техника.
       Начиная с 1970 года ЗАО «Статор» стал работать по договору заключенным с АТП  по УТТУ. Предприятие  согласно разработанной  планировки имеет замкнутый технический  цикл.
       На  предприятии 8 участков:
    Разборочное отделение
    Дефектовочнное  отделение
    Моечное отделение
    Участок реставрации
    Механический участок
    Участок сборки готовой продукции
    Участок КИП ОТК
    Склад готовой продукции
       В 1991 году предприятие перешло на арендное содержание предприятия.
       В 1992 году образовалось товарищество с  ограниченной ответственностью  «Статор».
       В 1999 году предприятие стало закрытым акционерным обществом «Статор».
       ЗАО «Статор» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный  и другие счета, фирменное наименование, круглую печать.
       Учредителями  являются лица, работающие на ЗАО «Статор».
       ЗАО «Статор» для достижения своей деятельности вправе от своего имени совершать  сделки, приобретать имущественные  права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ЗАО  «Статор» отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а его акционеры несут риски по обязательствам общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.
       ЗАО «Статор» действует в условиях полной самостоятельности и самоуправления, хозрасчета и самофинансирования, на основе демократических принципов. Экономическую основу ЗАО «Статор» составляет коллективная собственность на землю и средства производства. ЗАО «Статор» не имеет вышестоящей организации.
       Учетная политика предприятия обеспечивает следующие принципы:
          полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;
          тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;
          обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
       Принятая  учетная политика бухгалтерского учета  на ЗАО «Статор» включает в себя:
       Критерии отнесения предметов к основным средствам.
       К основным средствам относятся материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда при выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (приложение А). Основные средства, приобретенные за плату, отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам на их приобретение. Отражать фактические затраты, связанные с приобретением основных средств по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете учета капитальных вложений, относить на дебет счета 01 «Основные средства» [приложение Г].  
       Порядок начисления износа (амортизации) основных средств.
       Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. В части зданий и сооружений, машин и оборудования, а также хозяйственного инвентаря амортизация начисляется линейным способом по установленным нормам. Учет амортизации учитывается на счете 02 «амортизация основных средств» [29].
    Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
       Первоначальная стоимость нематериальных активов погашается в суммах рассчитанных исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования с использованием счета 05 "Амортизация нематериальных активов".
       Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).
       Процесс приобретения материалов, топлива, комплектующих  изделий, запасных частей, тары и других материальных ресурсов в бухгалтерском  учете отражать с применением счета 10 «Материалы» с оценкой материальных ресурсов на счете 10 по фактической себестоимости, с присвоением субсчетов.
       Метод оценки производственных запасов при  отпуске их в производство и прочем выбытии для целей бухгалтерского и налогового учета по средней себестоимости.
    Способ  учета затрат на производство.
       Бухгалтерский учет затрат на производство ведется  с подразделением затрат на прямые (собираемые по дебету счета 20 «Основное  производство», по дебету счета 23 «вспомогательное производство» - ремонтные мастерские) и косвенные (отражаемые на сч.26 «Общехозяйственные расходы».) Расходы по вспомогательному производству в конце отчетного периода списываются на счет 20 «Основное производство». Общехозяйственные расходы, учтенные на сч.26, по окончании отчетного периода списываются на счет 20 «Основное производство».
       Налоговый учет затрат на производство ведется  с разделением затрат на прямые и  косвенные. Распределение затрат на прямые и косвенные оформляются  бухгалтерской справкой.
       Коммерческие  расходы для целей бухгалтерского учета включаются в себестоимость продукции прямым путем.
       Способ  учета реализации .
       В целях начисления НДС и налога на пользователей автомобильных  дорог установлен метод определения  выручки от реализации по мере поступления  средств за товары (работы, услуги) при безналичных расчетах в учреждениях банков, при расчетах наличными деньгами в кассу организации, а при взаимозачетах – акт взаимозачета, согласованный и подтвержденный обеими сторонами и скрепленный  печатями сторон.
       В целях исчисления налога на прибыль установлен метод определения выручки от реализации по методу начисления.
       Сроки погашения расходов будущих периодов.
       Согласно учетной политике, на ЗАО «Статор» затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются на счете 97  "Расходы будущих периодов" и списываются на издержки обращения равными долями в течение срока, к которому они относятся.
    Порядок проведения инвентаризации.
       В целях обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности, проводится полная инвентаризация имущества и финансовых обязательств предприятия 1 раз в год в течение четвертого квартала.
    Необходимость и порядок создания фондов.
       Резерв  расходов на проведение всех видов  ремонта основных средств не создается, а затраты по ремонту относятся непосредственно на себестоимость того периода, к которому они относятся.
       В целях равномерного включения предстоящих  расходов в себестоимость отчетного  периода создаются «Резервы предстоящих  расходов и платежей» на предстоящую плату отпусков работникам, уходящим в очередной отпуск и учитываются на счете 96.
         Для обеспечения рациональной  организации бухгалтерского учета  большое значение имеет разработка  плана его организации. План  организации бухгалтерского учета  включает:
          план организации документации и документооборота;
          план проведения инвентаризации;
          план применения счетов и их корреспонденция;
          план бухгалтерского учета, составления и предоставления отчетности;
          план требования по техническому оформлению учета;
          план организации труда работников бухгалтерии.
       Выполнение  указанных принципов,  при ведении  бухгалтерского учета, основывается на документировании всех хозяйственных  операций путем регистрации их в  соответствующих формам первичной  учетной документации.
       Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется бухгалтерией во главе с главным бухгалтером. Бухгалтерский учет ведется с соблюдением действующими нормативными документами. На предприятии применяется журнально-ордерная форма учета. Аналитический и синтетический учет осуществляется в единой системе записей, используя для этого два вида бухгалтерских регистров: журналы – ордера и вспомогательные ведомости.
       Некоторые участки учета автоматизированы, а именно:
        ведение журнала хозяйственных операций;
        составление оборотных ведомостей, журналов ордеров по счетам бухгалтерского учета;
        ведение аналитического учета Основных средств, материалов и.т.д;
        расчет затрат на производство по бухгалтерскому и налоговому учету;
        расчет заработной платы;
        выписка платежных поручений.
       Бухгалтерский учет на этих участках ведется с  использованием программы «Интегратор».
       На  главного бухгалтера возложены функции  по  обеспечению правильной постановки учета, его достоверность, своевременность, контроль за сохранностью, рациональным и экономным использованием всех средств организации.
       Бухгалтерия осуществляет бухгалтерский учет хозяйственной  деятельности и контроль за потоками денежных средств, их поступлением и расходованием, а также за движением материальных ресурсов. Бухгалтерия формирует бухгалтерский баланс и годовые, квартальные отчеты. Годовой отчет подлежит проверке ревизионной комиссией Общества. Заключение ревизионной комиссии рассматривается на общем собрании  Общества.
       Инвентаризация  в ЗАО «Статор» проводится согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых результатов, а также Положению о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации. В ходе инвентаризации устанавливают соответствие между учетными данными и фактическим наличием основных средств, определяют их  техническое состояние.
       Инвентаризацию  основных средств проводит инвентаризационная комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия 1 раз в год. До начала инвентаризации производится выверка данных бухгалтерского учета о наличии и техническом состоянии всех находящихся на заводе основных средств, проверяют наличие и состояние технических паспортов, инвентарных карточек, уточняют перечень основных средств по местам нахождения. При инвентаризации члены комиссии в присутствии лиц, ответственных за сохранность основных средств, осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным номерам.
       При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым  в регистрах бухгалтерского учета  отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия включает в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. Оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. По однотипным предметам хозяйственного инвентаря одинаковой стоимости поступившим одновременно в один отдел, данные о которых отражаются в инвентарной карточке группового учета, сведения в описях приводят по наименованиям с указанием количества предметов. Данные о непригодных к эксплуатации и восстановлению основных средств вносят в отдельные инвентаризационные описи.
       На  предприятии не разрешается проводить  инвентаризацию не в полном составе  инвентаризационной комиссии. 

       2.2 Документальное оформление учета основных средств  

       В ЗАО «Статор» каждая запись на счетах бухгалтерского учета производится на основании первичных учетных документов, которые фиксируют факт совершения той или иной финансовой или хозяйственной операции.
       При учете основных средств и их движения в ЗАО «Статор» разработана рациональная система документооборота.
       В ЗАО «Статор» приказом определен круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность и перемещение объектов основных средств, за правильное и своевременное оформление этих операций, определены должностные лица, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, ввод в эксплуатацию, перемещение и списание основных средств.
       В соответствии с Законом о бухгалтерском  учете № 129-ФЗ первичные учетные  документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной  операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники) [1].
       Согласно п. 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете № 129-ФЗ и п. 5 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с вышеизложенными требованиями.
       Несоблюдение  всех этих требований (в частности, отсутствие в первичных учетных документах хотя бы одного из обязательных реквизитов) означает ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка и может стать причиной применения к организации финансовых санкций.
       Движение  основных средств документально оформляется в соответствии с типовыми формами первичного учета в промышленности и строительстве и краткими указаниями по их применению и заполнению, которые утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003г. № 7.
       Для учета основных средств в ЗАО « Статор» действуют следующие унифицированные формы первичной учетной документации:
    Форма ОС-1 – «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме здании, сооружений)»
    ОС-1а - «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»
    ОС-1б – «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений»
    Форма ОС-2 – Накладная на внутреннее перемещение основных средств.
    Форма ОС-3 – «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов»
    Форма ОС-4 – «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»
    Форма ОС-4а – «Акт о списании автотранспортных средств»
    ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»
    Форма ОС-6 – Инвентарная карточка учета основных средств (для зданий и сооружений)
    ОС-6а – «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств».
    ОС-6б – «Инвентарная книга учета объектов основных средств»
    Форма ОС-14 – «Акт о приемке оборудования»
    Форма ОС-15 – «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж»
    Форма ОС-16 – «Акт о выявленных дефектах оборудования»
       Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1) применяется в ЗАО «Статор» для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:
    приобретения за плату у других организаций;
    строительства хозяйственным или подрядным способом;
    получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;
    внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
    получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
    взятия в аренду с последующим выкупом;
    поступления по акту дарения;
    передачи в совместную деятельность и доверительное управление;
    передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
       Документ  применяется для учета ввода  объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию.
       При оформлении приемки основных средств  акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами приемочной комиссии, назначенной приказом руководителя организации. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
       ОС-1а  «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»  применяется при приеме-передаче зданий и сооружений.
       ОС-1б  «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)»  применяется при одновременной приеме-передаче группы основных средств.
       Форма ОС-2 – Накладная на внутреннее перемещение основных средств в ЗАО « Статор» применяется для оформления внутреннего перемещения основных средств в двух экземплярах работником структурного подразделения организации. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению организации служит основанием для соответствующих записей в инвентарной карточке.
       Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.
       Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившего ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации.
       Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) ЗАО « Статор» и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.