На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа М. М. Понсе

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19 (не полная). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Нижегородская государственная  консерватория
им. М. И. Глинки. 
 

      Факультет народных инструментов. 
 
 
 

      Попов А. Ю. 
 
 

М. М. Понсе 
«Романтическая  соната». Анализ музыкальной формы и исполнительские рекомендации 1 части. 
 

(Дипломный  реферат) 
 
 

           
Руководитель
  доцент Петропавловский А.А.
 
Рецензент
  доцент Митяков В.Н. 
 
 
 

Нижний Новгород
2010 г.

Содержание :

 
 
 
 
    Введение.
    Жизнь и творчество М. М. Понсе.
    Обзор сонат, написанных Мануэлем Понсе для гитары. Черты стиля композитора.
    Анализ музыкальной формы «Романтической сонаты» М. М. Понсе.
    Исполнительские рекомендации 1 части.
    Заключение.
    Список литературы.

    1.Введение.

 Куэльяр Мануэль Мария Понсе – мексиканский композитор, чье содружество со знаменитым испанским гитаристом XX века Андресом Сеговией стало благодатнейшей почвой для рождения одной из самых прекрасных страниц современного репертуара классической гитары. Символично то, что до встречи с испанским маэстро Понсе не писал для гитары. С начала дружбы с Андресом Сеговией в 1923м году (началом стала Соната№1) и до последних дней жизни композитор сочинял для этого инструмента. В статье «Заметки сердца и памяти», Андрес Сеговия писал: «Необъятная география моих путешествий подарила мне только двух или трех людей, которые могли бы сравниться с Понсе своим душевным благородством. Нуждался ли он в какой-нибудь помощи, сочиняя для гитары? Я должен был познакомить его с техническими возможностями гитары. И хотя он не играл на ней, ему было нетрудно  почувствовать их. Все сочинения Понсе были чистыми и прекрасными потому, что композитор был всегда искренним, не писал для успеха, не интересовался теми, от кого зависела судьба его сочинений. Он писал потому, что чувствовал потребность высказаться в звуках».
 ХХ век, благодаря Андресу Сеговии, стал поистине «золотым» для гитары.  Это было время создания нового репертуара для инструмента. Активная концертная деятельность Сеговии сделала  возможным появление творческих союзов исполнителя с серьезными и талантливыми композиторами разных стран. В родной Испании писали Федерико Морено-Торроба, Хоакин Турина, Мануэль де Фалья и Хоакин Родриго, в Мексике – Мануэль Мария Понсе, в Бразилии – Эйтор Вила-Лобос, в Италии – Марио Кастельнуово-Тедеско, в Польше – Александр Тансман. Это далеко не полный список мастеров, вдохновленных игрой и масштабностью творческой личности великого испанца. Создают свои концерты для гитары с оркестром М.Кастельнуово-Тедеско, Э.Вила-Лобос, Ф.Моррено-Торроба, Х.Родриго и М.М.Понсе.
 Мануэль Мария Понсе создал для классической гитары ряд сонат. Художественную ценность и значение этих сонат для репертуара инструмента  сложно переоценить. Как  истинный профессионал, он обратился  к вершине музыкальной формы  – написанию сонат, и в каждом случае наполнил произведение своим  глубоким и оригинальным содержанием. Как большой художник, он держал руку на пульсе своего времени, был  в курсе всего, что происходило  в мире серьезной академической  музыки, но всегда оставался романтиком, который верен своим корням. Мануэль  Понсе умело вплетал народный мексиканский мелос в рамки строгой, академически стройной сонатной формы. В результате же всегда получалось интересное, логически построенное и оригинальное  сочинение, которое одинаково тепло воспринималось и коллегами – профессиональными музыкантами и самым широким кругом слушателей.
 Цель  данной работы – познакомить читателя с такой масштабной творческой фигурой, как Мануэль Мария Понсе, с  его наследием и остановиться на более подробном рассмотрении  его сонат, в особенности «Романтической Сонаты». Решение более внимательно и тщательно разобрать и проанализировать именно это произведение обусловлено тем, что «Соната №3» является, на мой взгляд, ярчайшим образцом сонатного творчества М.Понсе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

2.Жизнь и творчество М.М.Понсе.

 Мануэль Мария Понсе родился в Мексике, в  городе  Фреснильо 8 декабря 1882 года. Через несколько недель после  его появления на свет,  семейство  переезжает в Агуаскалиентас. До достижения 15ти летнего возраста Понсе жил  в этом городе.
 Если  обратиться к биографам композитора, мы узнаем, что Понсе называли «музыкальным феноменом». Едва достигнув 4х лет  от роду, он поразил окружающих следующим  своим поступком. К старшей сестре Мануэля на дом приходил учитель  давать уроки фортепиано. После очередного занятия, на котором присутствовал мальчик, Понсе сел за инструмент и без всякой подготовки сыграл одну из пьес, услышанных только что. Родители будущего композитора незамедлительно начали обучать мальчика вместе с сестрой игре на фортепиано и музыкальной грамоте.
 В 1901 году Понсе поступает в Национальную Консерваторию одинаково успешно  сразу по двум специальностям: как  пианист и как композитор, и  занимается в Мехико до 1903 года. Затем  он возвращается в родной город. Это  было лишь началом его музыкального образования. В 1904 году Понсе отправляется в Италию, чтобы продолжить свою учебу в «Болонской Школе». Далее  он совершенствуется в Германии в 1906-1908 годах. По возвращении на родину, он начинает преподавать фортепиано и  историю музыки в Консерватории  Мехико. В 1912 году Понсе  опубликовал  «Эстрелиту» (название этой песни можно  перевести, как «маленькая звездочка). Это не обычная любовная песенка, а, скорее, «ожившая ностальгия». В этом же году композитор организует и проводит в театре «Arbeau» концерт мексиканской музыки, составленный, по большей части, из его собственных произведений. Этот концерт стал, безусловно, событием музыкальной жизни, запомнившимся надолго. Последовал шквал нападок на Понсе в прессе от ярых поклонников традиционной европейской музыки. Но с этого концерта начинается возрождение национальной мексиканской песни, да и музыки в целом. Написав ряд мелодий в народном стиле, Понсе получает почетный титул «Создателя современной мексиканской песни». Мануэль Понсе становится также первым мексиканским композитором популярной музыки, вышедшим на международную арену. «Эстрелита», например, прочно вошла в репертуар лучших оркестров мира и бесчисленного количества вокалистов. Очень жаль, что исполнители часто опускают в концертах имя композитора и позволяют себе слишком свободную трактовку авторского текста.
 Творчество  Мануэля Понсе неразрывно связано  с мексиканским фольклором. Начав  в Мехико свое музыкальное образование, Понсе продолжил его в Италии, Германии и Франции. В Париже мексиканский музыкант занимался у Поля Дюка, последователя и друга Клода Дебюсси. Вернувшись в Мексику, Понсе активно участвует в развитии национальной музыкальной культуры: становится во главе консерватории, основывает и возглавляет журнал «Cultura Musical» (Музыкальная культура). Мануэль Понсе – автор сочинений различных жанров: концертов для фортепиано, скрипки (один из его лучших исполнителей – Генрих Шеринг), струнного квартета, симфонического триптиха «Чапультатек», мексиканской баллады для фортепиано и оркестра, оркестровой сюиты в старинном стиле – «Пение и танцы древних мексиканцев» и многих других. О глубоком проникновении Понсе в мексиканский фольклор свидетельствует знаменитая песня «Эстрелита» (эта песня известна и в транскрипции для скрипки Я.Хейфеца). Среди других вокальных сочинений следует отметить «Гранаду» (посвящена А.Сеговии) и три песни на стихи М.Ю.Лермонтова.
 В1932 году в издательстве «Шота» Андрес Сеговия  опубликовал в своей редакции «Вариации на тему Испанской Фолии» и Фугу Мануэля Понсе. По мнению Сеговии, это одно из самых значительных сочинений  среди когда-либо созданных для  гитары. В цитированной выше статье «Заметки сердца и памяти», Сеговия  вспоминает о совместном автомобильном  путешествии с Мануэлем де Фальей из Швейцарии в Венецию на международный  музыкальный фестиваль. Во время  этого путешествия Сеговия много  говорил о Понсе. «На конкретных примерах, - вспоминает Сеговия, - я стремился  раскрыть честный и возвышенный  характер мексиканского маэстро, его  простой, скромный образ жизни. Однажды  в Кремоне Фалья вошел ко мне  в тот момент, когда я работал  над «Вариациями на тему Испанской  Фолии». Он слушал с большим вниманием. Его нетерпение узнать, кто автор, было столь велико, что он пытался  узнать это жестами. Окончив исполнение, я ответил: «Понсе». «Как я рад, - воскликнул облегченно Фалья, - что это его  сочинение». Фалья был обрадован  тем, что эта правдивая и прекрасная музыка была рождена такой же правдивой  и прекрасной душой». (Segovia A. Manuel M. Ponce \\ Ritmo. 1972. №422)
 Мануэль Понсе настолько доверял художественному  вкусу Сеговии, что посылая для  редакции это сочинение, состоящее  из двадцати вариаций, предложил ему  отказаться от тех, которые полностью  его не удовлетворят. Отредактировав все вариации, Сеговия решил пошутить и в письме к композитору написал: «Дорогой Мануэль! Со всеми вариациями у меня ничего не получается. Поэтому  думаю опубликовать только четыре-пять». Понсе ответил кратко: «Согласен». Каково же было удивление композитора, когда Сеговия вручил ему опубликованные издательством «Шотт» все двадцать вариаций.
 В творческом содружестве Понсе с Сеговией рождался«Южный Концерт», также посвященный  великому гитаристу. «С весны 1926 года, - вспоминает Сеговия, - основные темы этого  сочинения зрели в его душе. Но обстоятельства моей жизни, разделившие  нас на долгие годы, не позволили  завершить этот концерт. Частично это  было связано с возникавшими трудностями. Мы боялись, что нежная звучность  гитары потонет в звучании оркестра или что прозрачные краски гитары, подобно ночным светлячкам перед  зарей, померкнут в соединении с  оркестром. Создание «Южного Концерта»  задерживалось до тех пор, пока не появился концерт Кастельнуово-Тедеско Ре-мажор, исполненный мной в Мексике с оркестром, которым дирижировал Понсе. Это послужило толчком к возвращению Понсе к работе над концертом. Я откладывал все дела и с огромным наслаждением отдавался изучению того, что выходило из-под пера Понсе». (Segovia A. Manuel. M. Ponce \\ Ritmo.1972 №422)
 Творческое  сотрудничество Сеговии с Мануэлем Понсе оказалось исключительно  плодотворным. Помимо названных выше сочинений, Понсе посвятил Сеговии  «Классическую сонату» (дань почтения Фернандо Сору), «Романтическую сонату» (Дань почтения Францу Шуберту), «Мексиканскую  сонату», «Тему, вариации и Финал», «Этюд», «Вальс», «Мазурку». Мексиканский композитор сделал для Сеговии и обработку  сочинений А.Скарлатти, Н.Паганини, И.С.Баха. Сравнительно недавно стало  известно, что Понсе принадлежит  и Сюита, которую считали сочинением знаменитого лютниста Сильвиуса  Леопольда Вайса. Эту Сюиту (Прелюдию, Аллеманду, Сарабанду, Гавот и Жигу) Понсе написал по инициативе Сеговии, продемонстрировав высочайшее искусство  художественной стилизации.
 Мануэль де Фалья, восторгавшийся талантом Понсе, высоко ценил его пьесы в стиле  Вайса. «Мой дорогой друг, - писал  Мануэль де Фалья 5 апреля 1943 года Мануэлю  Понсе, - опубликовали ли Вы прекрасную пьесу в стиле XVIII века, которую Андрес Сеговия лет десять назад играл в Гранаде? Никогда не забуду впечатления, которое она произвела на меня».
 «Сюита  в стиле Вайса» бесподобна – завершающая  ее блестящая, виртуозная Жига подчеркивает танцевальный характер произведения и, безусловно, должна вызывать восторг  у слушателей. Прекрасны также  изысканная Аллеманда, чувственная  Сарабанда, а моторная динамика Гавота просто побуждает вас пуститься  в пляс. Но, на мой взгляд, наиболее выразительна среди всех пьес Прелюдия. Волнообразно, постепенно «раскручиваясь», как пружина, она приковывает  к себе внимание слушателя, очаровывая своим совершенством мелодики и  гармонии.
 Щедрый  мелодический дар Мануэля Понсе  раскрывается и в его «Двенадцати  Прелюдиях», посвященных Сеговии. «Мексиканская  Соната», трехчастная «Тема с  вариациями и Финал» - все эти  пьесы составляют неотъемлемый репертуар  современных гитаристов.
 Понсе умер в 1948 году. Незадолго до своей кончины  он получил «Национальную премию Искусства и Науки. Композитор похоронен  у себя на родине, в Мехико, в «Круглом Доме» пантеона «Долорес», где покоятся выдающиеся личности Мексики. В его  честь сделана надпись  на колонне  «Exedra». Эта мемориальная  надпись говорит о вкладе Мануэля Марии Понсе – поэта от музыки в сокровищницу национального искусства Мексики.
  Композитор  до сих пор пользуется признанием  на родине, да и во всем мире. 10-13 марта 1982 года в Мехико к  столетию со дня рождения Мануэля  Понсе состоялся Первый Международный  Конкурс гитаристов его имени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Обзор  сонат, написанных  Мануэлем Понсе  для гитары. Черты  стиля композитора.

   В  данном разделе работы будут  рассматриваться «Классическая  соната», законченная в 1923 году (посвящение виртуозу гитары XIX века и замечательному композитору Фернандо Сору), «Романтическая соната» (дань памяти Францу Шуберту, любившему гитару), написанная Мануэлем Понсе в 1929 году и «Мексиканская соната», созданная композитором в период работы над «Южным Концертом» для гитары с оркестром и других крупномасштабных произведений, основанных на национальной музыке Мексики. «Соната №3» будет подробно рассматриваться в следующих разделах.
 Обращение Понсе к неоклассицизму говорит  о глубоком и искреннем интересе композитора к истории европейской  классической и романтической музыки. Интересен еще и тот факт, что курс истории музыки. Неоклассические произведения Понсе  показывают нам его отличные знания гармонии, контрапункта и особенности стилей композиторов прошлого.
 Все сонаты Мануэля Понсе посвящены Андресу  Сеговии. Замысел «Классической  сонаты» появился у композитора  после того, как в Париже он услышал  в исполнении Сеговии музыку Фернандо Сора, «Бетховена гитары». Сор был испанцем по рождению, но практически всю свою творческую жизнь провел во Франции, Англии и России. Менуэты Сора, миниатюры по форме, являются, однако шедеврами в плане освоения гармонического словаря гитары и технических возможностей инструмента. Музыка Сора – чистый образец классического стиля.
 «Классическая соната» Мануэля Понсе является ярким образцом неоклассицизма. Форма  и произведения в целом, и отдельных  его частей полностью соответствует  понятию «классической сонатной формы»
 Открывает сонату Allegro, построенное по всем канонам жанра: яркая главная партия создает основной контраст с оттеняющей ее лиричной побочной. Повторяющаяся буквально экспозиция заканчивается яркой, триольной заключительной партией. Затем начинается разработка. Этот раздел построен на всестороннем развитии элементов всех партий экспозиции. Здесь мы видим Понсе, как композитора, который не разбрасывает как попало мелодический материал, а умело развивает интонацию, и показывает весь скрытый потенциал любого мелодического оборота. Разработка заканчивается классическим предыктом на доминантовом органном пункте в стиле Бетховена, Сора и других композиторов-классиков. В репризе, как и положено, главная партия «примиряется» с побочной, проходя в одной тональности. Построение завершается оптимистичной, полной и совершенной каденцией с задержанием к тонике в верхнем голосе (типично классический прием, уходящий, однако, своими  корнями в барокко).
 Вторая  часть Сонаты, как и положено, написана в темпе Andante. Это лирическая трехчастная пьеса с чертами сицилианы или медленной сарабанды с хоральным эпизодом в середине. Здесь очень выразительно слушается пунктирный ритм, создающий смысловые аллюзии с музыкой VIII века.
  Третья  часть – типичный образец менуэта  Сора, тонально обогащенный за  счет достижений гармонического  языка Понсе, впитавшего все  последние достижения в этой  области.
  Финал  – сонатная форма с чертами  рондо. В роли рефрена выступает  побочная партия, элементы которой  мы встречаем в разработке  в Фа-мажоре. Вообще, следует заметить  тяготение Понсе к рондосонатности в заключительных разделах сонат (так же черта классического сонатно-симфонического цикла). Темп Allegro, насыщенная событиями разработка и кода на материале главной партии ставят логическую точку в формообразовании. Классические традиции подчеркнуты завершающей коду каденцией с задержанием к тонике.
 Классическая  соната Мануэля Понсе является образцом полного проникновения в стиль  Фернандо Сора, композитора начала XIX века, художником ХХ столетия с пониманием, любовью и большой ответственностью.
 В 1929 году Понсе заканчивает еще одну стилизацию. На этот раз это Соната, посвященная  Францу Шуберту, великому романтику. Она  так и называется: «Романтическая Соната». Произведение действительно  «дышит» настроением музыки Шуберта. Уже в первой части  четырехчастного  цикла (Allegro moderato) мы встречаем две темы, типично по-шубертовски взаимодействующие между собой через внезапные смены настроения и ритмически капризные. Понсе использует типичные для австрийского романтика мажоро-минорные сопоставления. Здесь мы видим даже излюбленный прием Шуберта – внезапную паузу на целый такт. Очень интересен раздел разработки триольного строения, сильно напоминающий своим настроением и тревожной темой в басу знаменитого «Лесного царя» Ф.Шуберта.
  Второй  раздел – чувственная песня,  наполненная подголосками и имитациями, -  написана в форме АВА. Средний  раздел – хорал, создающий  ощущение легкой встревоженности,  которое испаряется при повторном  проведении основной песенной  темы. Прерванный оборот в коде  окончательно утверждает состояние  полного успокоения и приносит  твердую уверенность в том,  что все беды и невзгоды  рано или поздно заканчиваются.  Я бы назвал Andante expressivo «Романтической Сонаты» колыбельной песней.
 Третья  часть (Allegro vivo – piu lento expressivo) – также трехчастна. Здесь контраст основан уже на темповом противопоставлении крайних разделов тревожно-вопросительного характера и середины, – хорала успокаивающего, слегка отрешенного характера, перекидывающего «смысловую арку» во вторую часть Сонаты. 
 Финал –  это «романтическая соната» в  буквальном смысле, со всеми драматическими событиями, присущими романтизму. Главная  партия – маршеобразная песня  жизнеутверждающего характера. Она  уступает место контрастной, развернутой  и  модулирующей связуюшей партии встревоженного характера, построенной  на арпеджио. Далее следует изящная  побочная партия игривого характера, на материале которой строится следующий  за ней раздел разработки. Связующим, «цементирующим» элементом этой части сонаты является начальный марш, который проводится в разных тональностях три раза, придавая финалу черты Рондо. Кода – аккордовая последовательность, расцвеченная красками романтических гармоний. Здесь дается жизнеутверждающий ответ на  все вопросы, которые были подняты в предыдущих частях сонаты.
 В плане  композиторского стиля и языка  Мануэля Понсе очень интересна  его «Мексиканская Соната». Это  вполне объяснимо – здесь для  автора благодарнейшая почва для  творческого высказывания. Само название и тематика Сонаты были выбраны Понсе  неслучайно. В возрасте 44 лет, неудовлетворенный  своей технической оснащенностью, Понсе едет в Париж и проходит обучение в классе композиции и оркестровки  у Поля Дюка, последователя и друга  великого французского импрессиониста Клода Дебюсси. Здесь он знакомится с Эйтором Вила-Лобосом, отцом  современной бразильской музыки. Вдохновленный Вила-Лобосом и  идеями Дюка о свободном тематическом развитии и оркестровых красках, Мануэль Понсе в очередной  раз обращается к мексиканскому  фольклору. Первыми плодами этого  увлечения стали симфонический  триптих Чапультатек (1929) для оркестра, «Пение и танцы древних мексиканцев» и «Фериал», симфонический дивертисмент. Эти произведения были с энтузиазмом  восприняты думающей  прогрессивной  публикой того времени. В 1929 году его  знания в области мексиканского  искусства были настолько обширными, что он был избран Профессором  Музыкального Фольклора в Университете Мехико.
 Большинство произведений Понсе для гитары посвящены  Андресу Сеговии. Не является исключением  и «Мексиканская Соната». Четыре раздела Сонаты были развиты из предложенных испанским маэстро названий: I. Bailecito del Rebozo (маленький танец длинного шарфа); II. Lo Que Suena el Ahuehuete (грезы Ахьехьете (мексиканское дерево, название которого означает: «то, что не хочет стареть»)); III. Interludio Tapatio (интерлюдия национального мексиканского танца); IV. Ritmos y Cantos Aztecas (ритмы и песни ацтеков). Как видно из вышесказанного, замысел произведения был изначально программным. Однако в окончательной редакции «Мексиканской Сонаты» Мануэль Понсе решил не давать программных названий частям опуса. Вся программа сжалась до названия опуса – «Мексиканская Соната».
 В этой Сонате мы видим симбиоз классической сонатной формы с тематизмом, основанным на национальном фольклоре Мексики  – родины композитора.
 Уже с  начальных тактов первой части (Allegro moderato), мы попадаем в мир гармоний и ритмов, непривычных для уха европейского слушателя. Невольно возникают ассоциации с ранними стилями джазовой музыки, такими, как фокстрот и регтайм. Ритмика здесь изыскана. Практически во всех партиях сонатной формы мы встречаем синкопы и смысловые акценты на слабых долях такта. Поражает кристальная чистота и выдержанность канонов сонатной формы в первой части «Мексиканской Сонаты». Танцевальная главная партия строится с использованием джазовых гармоний при практическом отсутствии «чистых» трезвучий. Здесь в арсенале композитора в основном септаккорды и нонаккорды, часто альтерированные. Связующая партия также остро синкопирована. Основная ее задача – это модуляция в тональность побочной партии (E-dur). Побочная – «жемчужина» ритма. Здесь замечательно используется тембральная палитра гитары – натуральные флажолеты в басу на сильную долю - просто находка. Далее – очень яркая заключительная партия. Здесь резкие расгеадо и характерные полутоновые сопоставления гармоний (E-dur  и F-dur-ный септаккорд) создают аллюзии с музыкой фламенко. Завершается экспозиция пентатоническими пассажами, подчеркивающими связь с фольклорной музыкой. Экспозиция повторяется. Разработка практически вся строится на материале главной партии и заключается в мастерском «жонглировании» попевками. Здесь мы видим полную свободу Понсе во владении гармонией. Он легко модулирует в любую тональность и звучит это всегда оригинально и естественно. Заканчивается раздел многозначительной ферматой на паузе. Реприза полностью повторяет экспозицию. Как и положено, в репризе побочная партия проходит в тональности главной.
 Настоящим импрессионистом показывает себя Мануэль  Понсе во второй части «Мексиканской  Сонаты». Размер 5/8, неторопливый темп, еле уловимые «переползания» из тональности  в тональность. Роскошные, немыслимые гармонии-образы рисуют картину медитации  и вечного покоя. Лишь серединная восходящая секвенция вносит легкую тревогу в повествовательную  безмятежность, но затем опять восстанавливается  вечное, нерушимое равновесие и картина  растворяется вдали.
  Третья  часть, - это скерцо-серенада (Allegretto in tempo di serenata). Она также ритмически и гармонически изыскана. Некоторые элементы (вступительный проигрыш) придают ей черты баркаролы. Это простая трехчастная форма с кодой. Подвижная первая часть сменяется аккордовым эпизодом, растворяющимся в звучании искусственных флажолетов. Ритмически замысловатый (смещение акцентов-аккордов по разным долям такта) и технически сложный пассаж приводит к повторному проведению первой, скерцозной темы. Кода заставляет опять вспомнить об Испании (Ля-мажорное и Си-бемоль-мажорное трезвучия на остинатном басу Ля). В целом, третья часть «Мексиканской Сонаты» выполняет роль, своего рода интерлюдии, связывая медитативную вторую часть с финалом опуса.
 Заключительный  раздел сонаты (Allegretto un poco vivace) написан в сонатной форме. В целом, раздел носит жизнерадостный, танцевальный характер. Главная партия развивается в переменном размере (6/8:3/4). Развернутая связующая партия носит черты разработки, настолько интересно развивает Понсе отдельные фольклорные попевки. Побочная партия более лирична и лаконична. Экспозиция не повторяется, однако разработочный раздел начинается с проведения элементов главной партии в тональности Фа-мажор (основная тональность финала – Ля-мажор). Это придает разделу признаки рондо. Далее мы встречаем в разработке напоминания и о главной партии первой части сонаты, что является, в своем роде, «смысловой аркой», соединяющей крайние части «Мексиканской Сонаты». Вообще форму финала можно назвать сонатной лишь условно: после мощного аккордового нагнетения на доминантовом органном пункте наступает кода, построенная на элементах разработки. В последних тактах сонаты происходит «борьба за тонику» с использованием трезвучия VI пониженной ступени.
 На примере  вышеописанных трех сонат Мануэля  Марии Понсе мы можем сделать  некоторые выводы:
 Во-первых, художник всю свою жизнь находился  в поиске, характеризующая настоящего профессионала постоянная тяга к  самосовершенствованию никогда  не покидала композитора.
 Во-вторых, Понсе стал настоящим мастером стилизации. Он настолько глубоко проникал в  стиль и настроение музыки разных эпох, что порой его музыку можно  легко спутать с ее прообразами (пример – неутихающие до сих  пор споры об авторстве Понсе  в отношении «Сюиты в стиле  Л.С.Вайса»)
 В третьих, попробовав себя в различных стилях и жанрах: классической, романтической  музыки и музыки барокко, Мануэль  Понсе становится на путь истинного  композитора – сына своего народа – обращается к родному фольклору  и применяет свой профессионализм  на благодатнейшей почве родной мексиканской музыки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

4.Анализ музыкальной формы «Романтической сонаты» М. М. Понсе 
 
 
 
 
 
 
 

 

5.Исполнительские  рекомендации 
1 части 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

6.Заключение.

 Значение  наследия Куэльяра Мануэля Марии  Понсе для репертуара классической гитары и воспитания истинного художественного  вкуса  у исполнителей на этом инструменте  сложно переоценить. Благодаря  активной гастрольно-концертной  деятельности и личным качествам великого пропагандиста  гитары XX века Андреса Сеговии появились произведения, уникальные по своей глубине и воздействию на слушателя. Благодаря своему огромному таланту и бесконечной любви к фольклору родной Мексики, Понсе всю свою жизнь не переставал совершенствоваться, чтобы создать непревзойденные по мастерству и художественной ценности произведения, которые навсегда вошли в репертуар лучших концертирующих гитаристов мира. Однако Понсе не ограничился только музыкой, основанной на народных традициях Мексики. Как уже говорилось ранее, композитор создал ряд замечательных стилизаций, всякий раз очень точно попадая в стиль изображаемых мастеров прошлого. Его «Южный концерт» из года в год исполняется лучшими оркестрами и гитаристами на лучших концертных площадках по всему миру. Сонаты входят в обязательную для исполнения программу многих международных конкурсов. Долгую концертную жизнь получили также его  вокальные, оркестровые произведения и сочинения для других инструментов (вокальная «Эстрелита», скрипичный концерт и другие).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.