На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Механизм (аппарат) российского государства: понятие, признаки, принципы организации и деятельности, структура

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «ТЫВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА 
 
 
 

                  Работа  допущена к защите
                  зав. кафедрой теории, истории 
                     государства и права
                  ______________ Сат С.Ч.
                     «___»___________2011 г. 
                 
                 
                 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
по дисциплине «Теория государства и права»

на тему: «Механизм (аппарат) российского государства: понятие, признаки, принципы организации и деятельности, структура»

 
 
 
 
 
Выполнила:
Студент 1 курса ЮФ, ЗФО
Куулар  А.О. 
 

Научный руководитель
к.и.н., доцент кафедры теории,
истории государства и права
Саая  С.В._______________ 

Работа  защищена
«__»____________2011 г.
на оценку____________ 
 
 
 
 

Кызыл – 2011 г.

Оглавление:

 
Введение     3
Глава 1. Механизма (аппарата) государства: понятие и структура
      Понятие механизма государства
      Структура механизма государства
      Орган государства: понятия, признаки и классификация
5 5
6
9
Глава 2. Принципы организации и деятельности механизма российского государства
    2.1. Принцип  разделения властей
    2.2. Принцип народовластия
    2.3 Принцип  гуманизма
    2.4 Принцип  федерализма
    2.5 Принцип  законности                                                
 
15 15
17
18
18
19
Глава 3. Структура государственного аппарата Российской Федерации 22
    3.1 Президент Российской Федерации
22
    3.2 Органы представительной и законодательной власти
23
    3.3 Органы исполнительной власти
25
    3.4 Судебная власть
27
    3.5 Прокуратура Российской Федерации
28
    3.6 Вооруженные силы в механизме государства
28
Заключение                      30
Список  использованных источников и литературы                                                                                                                   32
Приложение  № 1 34
Приложение  № 2 35
 
 
 
Введение 

     Государство – это организация политической власти доминирующей части населения, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность,  осуществляется руководство и управление обществом.
     Государство действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.
     В наше время без управления, без надзора, без законов, и конечно же, без органов, которые выполняют все эти функции невозможна жизнь государства. Поэтому о механизме государства или аппарата государства нужно говорить, писать и воплощать его в жизнь.
     Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий.
     Сегодняшнее российское  государство в последние  годы стремительно менялось и шлифовалось. Изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.
     Объектом курсовой работы является механизм (аппарат) российского государства, а предметом – понятие и структура механизма государства, орган государства, принципы организации и деятельности механизма российского государства, структура государственного аппарата Российской Федерации.
     Поэтому целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.
     Задачами данной работы являются:
     1) дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) российского государства, определить его характерные признаки;
     2) проанализировать классификацию органов российского государства.
     Для раскрытия темы курсовой работы используется теоретический метод исследования: раскрываются сущность механизма государства российского государства и закономерные связи и отношения.
     Структура данной работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Механизм (аппарат) государства: понятие и структура 
 

     1.1 Понятие механизма  государства
     Механизм  государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства.
     Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат»1. Последнее принято употреблять в двух смыслах — широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно- распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права.
     В теории государства и права понятие  государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма  государства.
     Итак, механизм государства — это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства.
     Наиболее  общие характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:
     Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
     Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов  и учреждений, которые находятся  в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.
     В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
     В-четвертых, механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.
     Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет  прийти к выводу, что механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.
     Механизм  современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием  составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
     1.2 Структура механизма  государства
     Структура механизма государства включает в себя (приложение № 1)2:
    государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
     Особенностью  государственных органов является то, что они обладают государственно-властными  полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
    государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
    государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);
    государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);
    государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
    организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.
     Таким образом, механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет большую территорию, то и система управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
            

       1.3 Орган государства: понятия, признаки и классификация 

     Задачи  и функции государства осуществляются посредством деятельности его механизма. Государство существует как таковое, проявляет себя вовне, функционирует  как объективная реальность не иначе, как через свой механизм, через те или иные входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них государственных служащих.
     Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных признаков государственного органа относятся следующие признаки3:
     1. Государственный орган наделен  государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными  полномочиями осуществлять государственную  власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.
     Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:                         а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.
     В понятии государственно-властного  полномочия особенно наглядно проявляются  единство и органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно определить, что это государственный орган. Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими – важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.
     2. Государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.
     3. Каждый государственный орган  выполняет свойственные ему функции  соответственно его компетенции,  роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства.
     4. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, к каковым можно отнести разного рода материальные ценности, а также многочисленные и разнообразные организации, предприятия и учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но сами по себе не являющиеся органами государства.
     5. Государственный орган состоит из отдельных лиц или групп, коллективов людей. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название»4.
     Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как  объединения, коллектива людей, следует, заметить, что, когда речь идет о  физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а  лишь те из них, которые замещают государственные должности, являются государственными служащими.
     Согласно  федеральному Закону «Об основах государственной службы Российской Федерации»5, государственные должности подразделяются на:
     1) государственные должности категории «А» – государственные должности Российской Федерации, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, и государственные должности субъектов Российской Федерации, устанавливаемые конституциями, уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др.);
     2) государственные должности категории «Б», учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». К категории «Б» относятся государственные должности в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и др.;
     3) государственные должности категории  «В», учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.  В рассматриваемом федеральном Законе содержится определение государственной службы, под которой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К ней относится исполнение, должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В» (п. 1, ст. 2). В соответствии с этим в данном Законе решается вопрос о понятии государственного служащего. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным Законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1, ст. 3). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, признаются настоящим федеральным Законом государственными служащими Российской Федерации (п. 2, ст. 3)6.
     Орган государства состоит из коллектива, группы государственных служащих, например: Правительство РФ, Министерство РФ или Государственный комитет РФ, Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ, краевая, областная администрация. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться и в одном лице, занимающем государственную должность, совпадать с ним, например: Президент РФ, президент республики в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ.
     Рассмотренные признаки органа государства в своей  совокупности и органической взаимосвязи  раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение. Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.
     Разносторонность  и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач  и функций государства обусловливает множество его органов. Более глубокому и конкретному представлению о них способствует классификация государственных органов по видам на основе различных научно обоснованных критериев.
     Наряду  с рассмотренным выше разделением  государственных органов в зависимости от того, что они представляют собой – коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность, имеются и другие основания их классификации.
     По  такому критерию, как юридический  источник их легитимности, органы государства подразделяются на:
     а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации  для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент  РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ);
     б) органы, учреждаемые в установленном  законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму – вторичными, производными от первых.
     На  основе принципа разделения властей, в  зависимости от того, к какой ветви  власти относятся, государственные  органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные7 (приложение № 2).
     По  действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.
     По  действию во времени государственные  органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных  органов Российской Федерации и  ее субъектов, согласно Конституции  и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).
     Итак, обобщающим основанием классификации государственных органов являются их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.
     Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех рассмотренных выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Принципы организации и деятельности механизма российского государства 
 

2.1 Принцип разделения  властей
     Принципы  организации и функционирования механизма государства подразделяются на общие принципы, относящиеся к  механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых  распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.
     В качестве примера частного принципа можно отнести принцип осуществления  судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция, ст.4, п.2)8.
     Общие принципы разделяют на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации»9, «О прокуратуре Российской Федерации» и др.).
     Первая  группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.
     Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.
     Принцип разделения властей проявляется  в распределении, разграничении  компетенции между органами, их самостоятельности, во взаимном контроле для выполнения функций10:
     1. Принятие законов (содержащих  обязательные правила поведения)  осуществляет представительный, законодательный  орган.
     Законодательная деятельность – это издание представительными и законодательными государственными органами законов и иных нормативных актов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями.
     2. Исполнение законов возлагается  на органы исполнительной власти. Исполнительная деятельность – это оперативная повседневная реализация органами исполнительной власти (государственного управления) государственных функций в различных сферах общественной жизни – развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.
     3. Осуществление правосудия – защита  прав и свобод человека, наказание  нарушителей этих правил, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением законодательства, - осуществляется независимыми судебными органами.
     Судебная  деятельность – это осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны.
     Разделение  власти основывается на Конституции РФ, которую эти три ветви власти обязаны соблюдать. Их взаимодействие регулируется правом и призвано гарантировать господство права, верховенство Конституции, правовой характер государства.
     Специфика разделения властей в Российской Федерации проявляется, в особенности положения Президента РФ в системе органов государства: он не относится ни к одной из названных ветвей власти, но в то же время обязан обеспечить единство государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 

     2.2 Принцип народовластия
     Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления11.
     Конституция РФ провозглашает суверенитет народа.
     Многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в  России.
     Ему принадлежит суверенная государственная  власть, имеющая верховенство и независимость, и его суверенная государственная  воля обязательна для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, всех лиц, организаций на территории государства.
     Все государственные органы, должностные  лица, органы местного самоуправления должны действовать в соответствии с волей народа, которая выражается в Конституции и законах, в его интересах. Осуществление народовластия происходит через непосредственную (прямую) демократию, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительными органами могут быть и органы государственной власти, и органы местного самоуправления.
     Референдум  – высшее непосредственное выражение власти народа, законодательство предусматривает референдум Российской Федерации, референдумы субъектов Федерации, местный референдум.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.