На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 

Введение 3
1. Порядок формирования  ассортимента товаров на предприятиях  розничной торговли 5
2. Принципы и  факторы формирования товарного  ассортимента в магазинах 12
3. Формирование  товарного ассортимента на конкретном  предприятии розничной торговли 19
Заключение 28
Список литературы 31

     Введение

 
     Актуальность  данной темы заключается  том, что  ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
     К сожалению, руководство многих предприятий  ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтом одним из направлений  экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.
     Товарный  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, подлежащих продаже  в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора  групп, видов и разновидностей товаров  в соответствии со спросом населения  с целью его полного удовлетворения.
     Постоянное  внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного  ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой  номенклатуры товара, которая удовлетворила  бы товарную структуру спроса населения.
     Процесс сбыта товаров характеризуется  наличием жесткой конкуренции.
     Прежде  всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых  образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.
     Целью данной работы является изучение формирования товарного ассортимента на предприятиях розничной торговли.
     Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
     - изучить порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли;
     - рассмотреть принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах;
     - опредлить формирование товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли.
     Предметом данной работы является товарный ассортимент.
     Источниками написания работы служили учебные  пособия таких авторов, как Абрамова П.П., Алексеев А.А., Багиев Г.Л., Бланк И.А., Браверман А.А., Брагин Л.А., Данько Т.П., Иванов Г.Г. и другх. 
 
 
 

     1. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли

 
     Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в  том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям  конкретных категорий покупателей.
     Набор товаров, предлагаемых изготовителем  на рынке, называют ассортиментом.
     Товарный  ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых рынку. Она включает в себя вид товара (автомобиль, трактор, телевизор) и делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными  особенностями, качеством и ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую степень  классификации.1
     Формированию  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции  – построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предпочтения, учитывающих, с одной стороны, потребительские  требования определенных сегментов, а  с другой стороны,  необходимость  рационального использования предприятием ресурсов в целях снижения издержек.
     Как свидетельствует практика, ассортимент  может быть сформирован различными методами – в зависимости от масштабов  сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач изготовителей. Однако все эти методы предусматривают, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга.
     Иногда  целесообразно создать постоянный отдел, главной задачей которого было бы принятие принципиальных решений относительно ассортимента.
     Характеристика  товарного ассортимента включает в  себя:
     1. широту – общее количество  ассортиментных товаров у производителя;
     2. насыщенность – общее число  составляющих ассортимент конкретных  товаров;
     3. глубину – варианты предложений  каждого отдельного товара в  рамках ассортиментной группы;
     4. гармоничность – степень близости  товаров различных ассортиментных  групп относительно их конечного  использования, требований к организации  производства, каналов распределения  и других показателей.
     Возможные решения исходя из параметров ассортименты:
    расширение ассортимента – за счет включения новых ассортиментных групп;
    увеличение насыщенности имеющихся ассортиментных групп;
    углубление ассортимента путем увеличения вариантов (модификаций) каждого имеющегося товара;
    повышение или снижение степени гармоничности товаров различных ассортиментных групп.2
     Планирование  ассортимента – это воплощение уже  имеющихся и (или) потенциальных  технических и материальных возможностей в товары, которые, принося производителю  прибыль, обладают потребительской  ценностью, удовлетворяющей покупателя.
     Иными словами, производитель занят не только созданием и производством  товаров, но и формированием клиентуры  и удовлетворением ее специфических  потребностей.
     Технология  планирования ассортимента имеет следующие  особенности:
     во-первых,  планированию и собственно формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной концепции, дающей научное обоснование и практически выполнимое представление о перспективном ассортименте фирмы (предприятия), его оптимальном варианте, основанном на прогнозных данных относительно будущего спроса и потенциальных возможностей предприятия удовлетворить предполагаемый спрос;
     во-вторых, целевая направленность и искусство планирования проявляются в том, чтобы реализовать имеющиеся и потенциальные возможности предприятия, создав определенное сочетание продуктов, удовлетворяющих потребности покупателя на высоком уровне и позволяющих получить расчетную прибыль;
     в-третьих, типичному циклу планирования ассортимента и реализации его в коммерчески успешные продукты предшествует предварительная оценка замысла, затем следует разработка спецификаций, основанных на требованиях потребителя, создание опытных образцов, проверка возможностей массового производства, рыночный тест товара с целью выявления его жизнестойкости, соответствия требования рынка и прибыльности.
     Процесс сбыта товаров характеризуется  наличием жесткой конкуренции, которая  имеет несколько основных проявлений. Прежде всего это конкуренция  в планировании ассортимента и разработке новых образцов, определяющих состав предлагаемой компанией номенклатуры. Кроме того, следует отметить конкуренцию  в сфере услуг, предлагаемых заказчикам, конкуренцию в сферах сбыта и  реализации рекламных программ.
     Каждому производителю присущи свои уникальные характеристики. У каждого собственная  история, свой круг руководителей, свой собственный багаж знаний и умений, только ей присущее сочетание средств  производства и рабочей силы, отличная от других система сбыта, свой круг контактов на рынке, своя собственная  репутация.
     Указанные характеристики предприятия отражают как его сильные, так и слабые стороны, которые необходимо учитывать  при принятии решений о комплекции товарного ассортимента. Одна из обязанностей руководства заключается в предвидении  наиболее выгодного курса товарной политики на обозримое будущее.
     Товарная  политика предполагает определенный курс действий или наличие заранее  продуманных принципов, благодаря  которым обеспечивалось бы преемственность  решений и мер в области  разработки товарного ассортимента.
     А отсутствие у фирмы указанной  политики обычно приводит к тому, что  решения относительно структуры  ассортимента принимаются под давлением  обстоятельств.
     Чтобы лучше понять проблемы, встающие в  процессе выработки товарной политики, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента продукции компании.
     Роль  руководства заключается в том, чтобы умело сочетать ресурсы  предприятия с требованиями, которые  предъявляются к производству этими  основными факторами, и вести  компанию по дороге товарной политики, обеспечивающей рост прибыли.3
     Изменения в составе товарного ассортимента компании влекут за собой изменения  в конструкции отдельных уже  существующих товаров и в номенклатуре ныне выпускаемых серий.
     1 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки 
     Научные исследования являются могучим фактором, способствующим расширению и диверсификации номенклатуры товаров, выпускаемых  средней фирмой. Основная роль исследования заключается в использовании  уже существующих знаний, для целей  разработки новых или совершенствования  уже существующих товаров и процессов.
     Технический прогресс постоянно набирает темпы, и исследования в области техники  и технологии, несомненно, представляют собой основную движущую силу, под  действием которой происходит изменение  структуры товарного ассортимента компании. Технический прогресс лежит  в основе и целого ряда других факторов, определяющих товарную политику.
     2 Изменения в товарном ассортименте  конкурентов.
     Вторым  существенным фактором, определяющим структуру товарного ассортимента компании, являются изменения в товарном ассортименте конкурентов. Изменение  конструкции конкурентных товаров  является прямым вызовом компании, а если это изменение носит  характер принципиального улучшения, последствия его могут оказаться  плачевными для любого другого производителя, если он не примет мер, чтобы в течении  разумно короткого времени свести действия конкурента или даже превзойти  его.
     Помимо  конструктивных изменений своих  товаров, конкуренты могут внести изменения  и в структуру своего ассортимента, поставив остальных производителей в невыгодное конкурентное положение. Ассортимент компании должен быть по возможности широким в силу целого ряда весьма существенных обстоятельств.
     Численность конкурентов может меняться. Увеличение их числа вызовет ужесточение  конкуренции и уменьшение размеров прибыли. Новые участники рынка  стремятся обеспечить сбыт своих  товаров за счет снижения цен, что отрицательно сказывается как на общем объеме продаж, так и на уровне валовой прибыли первоначального создателя и продавца товара.
     В результате, едва успев выпустить  новый товар на рынок, компания вынуждена  тотчас приступить к его совершенствованию  и поиском новых изделий, которые  могли бы заменить этот товар в  случае появления сильной конкуренции.4
     3 Изменения спроса на отдельные  товары.   
     Падение спроса всегда вызывает тревогу у  руководства и может явиться  причиной расширения товарного ассортимента для компенсации определенных потерь. Задача руководства - полностью использовать любое расширение рыночных возможностей и умело противостоять падению  сбыта.
     Есть  целый ряд факторов, способствующих расширению ассортимента продукции, предлагаемой производителями товаров:
    Покупатели предпочитают закупать несколько разных товаров у одного поставщика, вместо того чтобы организовывать закупки аналогичного товара или серии товаров из разных источников.
     2. Коммивояжер может успешно продавать  несколько разных товаров. Если  продаваемые товары не требуют  наличия у него глубоких знаний, возможен одновременный сбыт  нескольких различных товаров.
    Реализация нескольких разных товаров способствует сокращению издержек сбыта. Каждая компания имеет свою, отличную от других производителей структуру, свой собственный товарный ассортимент, присущие только ей особенности ведения дел и так далее.
    Неиспользованные мощности. Неиспользованные мощности могут проявляться в неполной загрузке имеющегося производственного оборудования, в недостаточном использовании возможностей службы сбыта, научно-исследовательского отдела, в недостаточном использовании имеющихся финансовых возможностей, возможностей и опыта руководящих работников - словом, на любом участке деятельности предприятия.
    Использование побочных продуктов производства. Большинство производственных процессов неизбежно порождает разного рода побочные продукты. Необходимо постоянно и целенаправленно стремиться к получению максимальной отдачи от побочных продуктов производства, изыскивать для них разнообразные применения, иначе они превратятся в отходы.
     Роль  компании в формировании ассортимента во многом зависит от характера ее деятельности и ряда обстоятельств, к рассмотрению которых целесообразно  перейти. 5

     2. Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах

 
     Товарный  ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров,  входящих в состав торговли.
     Формирование  товарного ассортимента – это  разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.6
     К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль  магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической  базы.
     Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей  и роста основных экономических  показателей деятельности товарного  предприятия в значительной степени  зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.
     Формирование  ассортимента представляет собой процесс  подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов  и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс  формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы  его товарной специализации и  размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей  и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.
     В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться  рядом общих принципов.
     Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его  соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.
     Рациональное  построение ассортимента товаров в  магазине предусматривает комплексное  удовлетворение спроса покупателей  в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности  их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или  микрокомплексов. Такой принцип  формирования ассортимента позволяет  создать большие удобства для  покупателей, облегчает им процесс  ознакомления с предлагаемыми к  продаже товарами, сокращает затраты  времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".
     Важным  принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение  достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число  разновидностей товаров по отдельным  потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина  ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения  на потребительском рынке.
     Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его  устойчивости. При реализации товаров  повседневного спроса соблюдение этого  принципа имеет первостепенное значение.
     Устойчивый  ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени  покупателей на поиск товаров, позволяет  стандартизировать все важнейшие  торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
     И, наконец, одним из принципов правильного  формирования ассортимента товаров  в магазине является обеспечение  условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике  рентабельность является необходимым  условием функционирования любого торгового  предприятия. В связи с этим, при  построении ассортимента необходимо учитывать  издержкоемкость и налогоемкость  реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.7
     Так же автор обращает внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров  при формировании ассортимента и  выделяет следующие стадии:
    внедрение – закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;
    рост – закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;
    зрелость – снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама;
    устаревшие – распродажа остатков товара.
     Процесс формирования ассортимента товаров  в магазине осуществляется по следующим  этапам:
    Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
    Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
    Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
    Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.
      Перечень  основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит  от формы его товарной специализации  и специфики обслуживаемого контингента  покупателей.
      В процессе распределения отдельных  групп и подгрупп товаров в  разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь  определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в  универмагах. Обследование показало, что  в универмагах, ассортимент которых  сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.
     Основным  фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся  структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые  другие факторы.
     Результаты  проведенного специального исследования по этому вопросу позволяют рекомендовать  следующую примерную номенклатуру потребительских  комплексов для  универмагов:
    товары для детей;
    товары для женщин;
    товары для мужчин;
    товары для дома;
    культура в быту и организация досуга;
    товары для шитья и вязания.
     Наряду  с постоянными в рамках потребительских  комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в  канун праздников или период осенне-зимнего  или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.
     В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена  специальная площадь для организации  сезонных микрокомплексов.
     Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения  количества разновидностей товаров  в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние  предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое  количество разновидностей товаров  для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1.8 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1
Рекомендуемое количество разновидностей товаров  для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации
Формы специализации магазинов           Размеры торговой площади, кв. м.
до 250 251-630 631-1000 свыше 1000
1. Универсам         - до 700 700-1000 1001-1500
2. Кондитерские товары до 300 301-500 - -
3. Товары для детей   - до 1000 1001-1500 св.1500
4. Товары для молодежи - до 800 801-1200 св.1200
5. Товары для женщин  - до 1000 1001-1500 св.1500
6. Товары для мужчин  - до 800 801-1200 св.1200
7. Одежда             - до 600 601-1000 св.1000
8. Обувь              до 300 301-500 501-800 св.800
9. Хозтовары          до 500 501-800 801-1200 св.1200
10.Галантерея        до 600 601-900 свыше 900 -
                                                            

 
     Заключительным  этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня  товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного  ассортиментного перечня товаров  в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском  рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов.
     Оборот  розничной торговли в Тульской области  в январе-сентябре 2009 года составил 92,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,8% меньше, чем за аналогичный период 2008 года.
     Оборот  розничной торговли в среднем  на одного жителя региона за 9 месяцев  составил 59,6 тыс рублей.
     Согласно  данным Туластата, предприятиями торговли и индивидуальными предпринимателями, торгующими вне рынков, реализовано  товаров на 85 млрд рублей (снижение на 3,3%). На розничных рынках и ярмарках реализовано продукции на 7,6 млрд рублей (снижение на 9,3%).
     Таким образом, изготовитель должен организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным  циклом. Только при таком условии  будет получена полная и достоверная  информация, позволяющая принимать  верные решения. Для облегчения решения  проблемы следует располагать методикой  оценки положения товара на различных  рынках, где предприятие работает, а методика должна быть относительно простой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.