На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Криминологическое прогнозирование

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание

 

 1.Структура и типология личности преступника

 
           Практически вся  жизнь любого общества характеризуется  наличием отклонений. Социальные отклонения, то есть девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
           Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.
           В недалеком прошлом  термин «социальное отклонение»  был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать социальными отклонениями и что представляет собой девиация ?
     Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения, оно может быть вербальным и реальным . Первое складывается из различных высказываний, оценок, суждений и дает нам представление о внутреннем мире человека. Второе содержит определенные действии людей.
     На  основании сопоставления этих действий с представлениями о должном  и неправильном, которые зафиксированы  в моральных правилах, эстетических канонах, в иных социальных предписаниях, человеческое поведение расценивается  положительно, если оно не противоречит общепринятым эталонам поступков, а человек руководствуется ими в своей повседневной жизни. И, наоборот, поведение людей, не совпадающее с нормами "нарушающее общественные правила, трактуется как девиантное (отклоняющееся) и антиобщественное.
           Возникновение концепции  отклоняющегося поведения связано  с именем французского социолога  Э.Дюркгейма, который в течение  всей своей деятельности придавал особое значение выявлению причин порядка  и беспорядка в обществе. Социальная интеграция существует, когда члены общества или его группы придают важное значение его нормам и руководствуются этими нормами в своей жизни. Если индивид не желает соблюдать общие нормы, возникает аномия, то есть такое состояние общества, при котором значительная часть его членов, зная о существовании объязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры, например, при неожиданный экономических подъемах или кризисах.
           Определяя категорию  девиации, необходимо подчеркнуть, что  направленность отступлений от установленных  норм может быть разной. Эти отступления  могут охватывать как полезные отклонения, так и дезорганизующие поступки, социальную патологию - наиболее стойкие, опасные для общества и личности. Таким образом, девиация (социальное отклонение) - это поступки, деятельность людей, социальных групп, не отвечающие установленным в данном обществе нормам или признанным шаблонам и стандартам поведения. При этом, под социальной нормой следует понимать характеристику таких явлений и процессов, которые являются закономерными для данной общественной системы.
           Для того чтобы индивидуальные негативные отклонения от норм приобрели  качество социальных необходимы следующие  условия:
           1)одинаковая направленность  таких отклонений в похожих  группах людей в одинаковых  условиях;
           2)близость или  даже единство причин, из которых  они возникают;
           3)наличие определенной  повторяемости, стойкости названных  явлений.
           То есть социальные отклонения - это не случайные факты, а процессы, которые приобрели определенное распространение в обществе или выявляют к этому тенденцию.
           Социальные отклонения изучаются на индивидуальном и массовом уровне.
           На индивидуальном уровне рассматривается конкретный поступок определенного человека ( либо акт деятельности коллектива, государственной акции в международных отношениях); на массовом - совокупность актов такого вида, система нарушений социальных норм.
           Рассматривая структуру  индивидуального отклонения от социальной нормы, прежде всего необходимо подчеркнуть: если социальную норму принять как эталон поступка, то отклонение от этого эталона должно происходить в разных направлениях. Поступок может не отвечать социальной норме по: объективным или субъективным признакам; целям и мотивам, прямым и побочным результатам. Он может быть новаторским или консервативным, полезным или вредным, случайным или типичным и т.д.
           На уровне массового  явления социальные отклонения выступают  уже как элемент общественной жизни, как одна из его сторон, как нежеланный социальный процесс.
           Определить является ли тот или иной поступок девиацией  нелегко. Это связано с тем, что  стандарты, типы, шаблоны (социальные нормы) - неоправданны и часто обуславливают  разногласия. Наиболее яркие примеры девиации - нечеловеческие поступки, вызывающие почти всегда осуждение (например, убийство, изнасилование). Однако только  на  этом  основании трудно  дать  точное определение девиации.    Даже убийство оправдано (например, во время войны). Кроме того, ожидания, определяющие степень девиантного поведения, со временем изменяются (например, отношения к курильщикам, которые сегодня, в отличие от начала столетия, отождествляются с наркоманами).
           Вторая проблема, возникающая при определении  девиации, связана с неопределенностью поведенческих ожиданий. Иногда правила не совсем понятны. Так, всегда ли является девиацией неосторожный переход через улицу? С одной стороны, это запрещено законом, а с другой - очень распространено, и считается полулегальным до тех пор, пока не нарушится работа транспорта и никто не пострадает.
           Если же правила  или нормы поведения сформулированы неясно, среди населения могут  возникнуть разногласия относительно их законности и правильности. То есть, в плюралистическом обществе девиантное поведение, с точки зрения одного человека, может считаться нормальным для другого человека. Таким образом, всегда важно выяснить реакцию так называемой «публики» на разнообразные виды поведения - речь идет о людях, определяющих, что конкретно является девиантным или недевиантным. То есть люди, с которыми тот или иной человек общается ежедневно - они непосредственно оценивают его или его поведение, а также организации или органы власти, контролирующие его поведение.
           Все эти факторы - относительная природа девиации, неопределенность ожиданий, противоречия в вопросах о правилах - свидетельствуют о недопустимусти навешивания ярлыка девиантности на какой-либо тип поведения при всех обстоятельствах. Но некоторые типы поведения почти всегда считаются такими. Например, почти во всех обществах, человек, отказывающийся разговаривать с другими людьми в течение длительного времени (если это не связано с религиозным ритуалом), считается девиантом.
      Причинный комплекс преступности, складывающийся из причин и условий, становится во главу угла в криминологических исследованиях. Однако криминологов интересуют и другие виды детерминации этого социально негативного явления: корреляция, системно - структурная связь и т.д. Различные по источникам, содержанию, механизму действия и другим признакам. Детерминанты преступности изучаются в криминологии применительно: а) ко всей совокупности преступлений; б) к их отдельным видам (группам, категориям); в) к индивидуальным актам преступного поведения.
      Существуют  различные определения понятия личности преступника, криминологическое же учение исходит из того, что личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно формируется в процессе общественных отношений, т.е. является продуктом социализации человека, а не приобретается с момента рождения. При этом в человеке уживаются социальное и биологическое начала. И в соотношении социального и биологического, биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем в преобразованном, «очеловеченном» виде. Из этого можно сделать вывод, что природа и сущность человека - не тождественные понятия. Ведь, в то время как первое включает в себя генетические и социальные связи человека, второе охватывает лишь существенные социальные признаки. Хотя нельзя отрицать, что социальные признаки включают в себе особенности биологического, психологического порядка.
      Как уже говорилось ранее, личность включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность). Подобный подход к определению сущности личности сформировался в философии давно.
      Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что личность человека представляет собой систему социально-психологических  свойств и качеств, в которых  отражены связи взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности.
      Прежде  всего, конечно, личность преступника  представляет научный интерес. В  изучении личности преступника в  советский период возникали трудности  и теоретического плана. Идеология  того времени была ориентирована на изучение отношений между большими группами людей: классами, социальными слоями, организациями и нивелировала отношения индивидуальные, личностные, представляя их зачастую лишь как отражение межклассовых отношений, с неизбежностью порождаемых преступность именно ими.
      Вместе  с тем, в ходе дискуссий о социальном и биологическом компонентах  в генезисе преступного поведения  ученые сходились во мнении о том, что целый ряд биологических  характеристик (пол, возраст, особенности  нервной системы, аномалии психики и др.) играют определенную роль при совершении преступлений лишь, будучи опосредованными социальными факторами. Безусловно, социальная среда – важнейший фактор формирования личности, однако в последнее время не отрицается и то, что биологически обусловленные особенности человека совместно с социальными условиями обуславливают совершение преступлений. Ведь конкретное преступление всегда совершается конкретным человеком и выражает его волю, взгляды, стремления, привычки, потребности и т.д.
      Понятно, что без учета этих особенностей личности преступника, преступного поведения нельзя правильно оценить причиненный комплекс преступности в целом, отдельных ее видов и конкретного преступного акта.
      Изучение  личности преступника, "почерка" индивидуального преступного поведения позволяет найти и общие криминологические закономерности, определяющие характер и другие показатели преступности и разрабатывать меры противодействия ей.
      В настоящее время проблема личности преступника приобретает особую актуальность и значимость в связи с тем, что в последние годы:
      - во-первых, наблюдается количественный  рост лиц, совершающих преступления;
      - во-вторых, преступления все чаще  носят агрессивный оттенок, т.е.  несут в себе отпечаток жестокости, озлобленности и особой дерзости, а это связано с личностными качествами;
      - в третьих, наблюдается вливание  в преступную среду людей из  нетрадиционных социальных групп  населения, из которых преступниками  раньше люди становились очень  редко.
      В каком же смысле следует говорить о личности преступника? Это человек, просто совершивший преступление, или же это человек, чьи личностные качества, являясь результатом как непосредственных, так и опосредованных влияний окружающей социальной действительности нашли свое выражение в совершенном преступном акте?
      С точки зрения уголовного права, преступник – это физическое, вменяемое, достигшее определенного возраста, лицо, виновно совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. Такая совокупность признаков образует содержание понятия "субъект преступления". Именно это уголовно-правовое понятие обычно имеется в виду, когда употребляется термин "личность преступника". В таком (широком) смысле личность преступника – это личность любого человека, совершившего уголовно наказуемое деяние. Иными словами, личность преступника в широком смысле слова – это уголовно-правовое понятие. Как же следует понимать личность преступника в узком смысле, т.е. как криминологическое понятие.
      Необходимо  учесть, что, во-первых, уголовно-правовое и криминологическое понятие личности не совпадают по объему содержания, во-вторых, уголовно-правовое понятие личности преступника объединяет всех лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, в – третьих, криминология стремиться определить специфическую для преступников систему личностных свойств, выявить различия между личностью преступника и личностью законопослушного члена общества. Подобная специфическая для преступника совокупность свойств и представляет собой содержание понятия " личность преступника" в криминологическом (узком) смысле.
      Многие  криминологи эту систему специфических  свойств личности преступника именуют  антиобщественной установкой, асоциальным  типом личности, асоциальной направленностью, дефектным правосознанием и т.п.
      В основе такого суждения лежит предположение, что сам факт совершения преступления определенным лицом является необходимым и достаточным подтверждением существования принципиальных различий между личностью виновного и личностью гражданина с правомерным поведением.
      Например, Лейкина Н.С. отмечает, что "наличие антиобщественных взглядов, отрицательных черт и их проявление в соответствующей ситуации в виде преступления характерно для всех преступников"1.
      Вместе  с тем, известно, что преступность включает в себя самые разные преступления (убийство, грабежи, изнасилования, обман потребителей, хищения, нарушение правил безопасности и др.), значит, и понятие личности преступника в познавательном смысле должно объединять всех лиц, совершивших преступление, в том числе и совершивших криминальные деяния по неосторожности.
      Личность  преступника отличается от других людей  общественной опасностью, степень которой  определяется глубиной деформации ее нравственно-психологических свойств  и качеств. Общественно-опасная личность формируется до совершения преступления. Именно осознание, устойчивое отношение в обществе, ценностные ориентации и мотивации поведения, взгляды, убеждения и идеалы составляют направленность личности.
      Но  не следует считать, что стойкие  антиобщественные взгляды и ориентации присущи всем без исключения лицам, совершившим преступления. О такой стойкости могут свидетельствовать неоднократное негативное, социально-порицаемое поведение, которое называют еще "отклоняющимся" (от нормы), которое не обязательно должно быть преступным.
      Представляемая  собой индивидуальную форму бытия общественных отношений, личность преступника аккумулирует в себе их негативные стороны, что, естественно, не означает, что эта личность испытывает лишь отрицательные влияния.
      Исходя  из вышесказанного, личность преступника  можно определить как личность человека, виновно совершившего преступление вследствие присущих ему антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к общественным интересам и выбора общественно опасного пути для реализации своего замысла или направления необходимой активности в предотвращении преступного результата.
      Следует отметить, что какой-либо заранее  данной "личности преступника" не существует. О личности преступника  можно говорить с момента совершения им преступления до момента отбытия  им уголовного наказания (хотя существуют и другие точки зрения).
      Личность  преступника с точки зрения криминологии - это термин, предназначенный для  обозначения человека, совершившего общественно опасное деяние, запрещенное  уголовным законом, но не только.
      Следует заметить, что криминология изучает личность преступника на индивидуальном, групповом и обобщенном уровнях.
      Обобщенный (общее понятие личности преступника).
      Групповой (различные категории и типы преступников).
      Индивидуальный, здесь изучается конкретный субъект преступления.
      На  обобщенном уровне разрабатывается  общее понятие личности преступника  – как личности, виновно совершившей  общественно опасное деяние, запрещенное  законом под угрозой уголовного наказания. Общее понятие личности преступника характеризует все  социально-психологические черты и признаки, связи и отношения свойственные всем преступникам.
      На  групповом уровне рассматриваются  общие признаки и свойства, связи  и отношения, присущие различным  категориям и типам преступников (например, личность вора, убийцы, хулигана, грабителя, вымогателя и т.д.).
      На  индивидуальном уровне изучается конкретная личность, как лицо, виновно совершившее  данное преступление. На этом уровне, имеется  возможность влиять больше индивидуальных признаков личности преступника, разобраться в механизме совершения преступления.
      Изучая  признаки, которые в сочетании  с определенными условиями и  обстоятельствами повлияли на совершение данным лицом общественно опасного посягательства, мы получаем возможность  наиболее полного выявления и  устранения причины такого поведения. Здесь уместно вспомнить слова известного русского юриста Познышева С.В., который писал: "Для того, чтобы мстить и пугать, не надо много изучать человека, но для того, чтобы воспитательным образом серьезно повлиять на преступника, нужно знать многое такое о его личности, что дается лишь систематическим научным наблюдением"1.
      При этом решаются следующие задачи:
      1) установление условий нравственного  формирования личности (в семье,  школе, на производстве, среди  ближайшего бытового окружения, связей, знакомств и т.п.) и оздоровление этих условий;
      2) выявление криминологических обстоятельств  конкретной жизненной ситуации, повлиявшей с учетом особенностей  данной личности на совершение  преступления, и устранение подобных  обстоятельств;
      3) анализ социально-психологических  свойств субъекта (взгляды, навыки, привычки, содержание и уровень  интересов и потребностей, особенности  характера и т.п.) и индивидуальное  перевоспитание данного лица.
      Что дает такой уровневый подход к  изучению личности преступника? Он помогает дифференцировать задачи, пределы и методы криминологического изучения личности преступника.
      Поэтому необходимо изучение:
      а) для решения теоретических проблем  криминологии – причин преступности, классификации преступников, системы  мер предупреждения преступности и критериев их эффективности и т.д.;
      б) для разработки методики анализа  состояния преступности и мер  борьбы с ними для практических органов (прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и др.);
      в) для непосредственного планирования и организации борьбы с преступностью или преступлениями определенных видов в пределах определенной территории, отрасли, отдельного объекта и т.п.;
      г) для устранения причин и условий  конкретных преступлений, индивидуальной профилактики.
      Разрабатывая  теоретические основы изучения личности преступника, криминология формирует тем самым исходные положения для решения процессуальных, криминалистических, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных проблем, связанных с личностью преступника.
      Исходя  из вышеизложенного, вытекает, что личность преступника является одним из центральных вопросов криминологии. По своему содержанию проблема личности, в т.ч. и личности преступника –многопланова, поэтому она является объектом изучения ряда наук.
      Криминология  стоит на позициях учения о личности, которое:
      а) рассматривает личность как социальную сущность человека, включенного в  систему общественных отношений;
      б) устанавливает, что личность – категория  общественно-историческая. Это означает, что при изучении личности не надо отрывать ее от социальной деятельности, конкретно-исторических условий;
      в) знакомит с биопсихологическими, фрейдистскими, бихевиористскими, социологическими и  другими учениями, стремящимися понять природу человеческой личности, в  том числе и личности преступника.
      Классификация преступников может быть построена  по различным основаниям, среди которых  следует выделить две большие  группы признаков: социологических (социально-демографических) и правовых.
      К первой из них относятся: пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род занятий, наличие специальности, места жительства.
      Ко  вторым – характер, степень тяжести  совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.
      Отдельную группу составляют признаки, характеризующие  состояние здоровья преступников. В  этой связи могут быть выделены здоровые, а также лица, страдающие соматическими или психическими расстройствами.
      Конечно, приведенный перечень признаков (критериев) классификации преступников не является исчерпывающим и может быть дополнен другими. Здесь многое зависит от того, для чего осуществляется классификация, каким конкретным целям она подчинена. Например, социально-психологическую классификацию предложил А.Г. Ковалев на основе изучения лиц, отбывающих лишение свободы, он выделили три типа:
      1) глобальный преступный тип, для которого характерна "полная преступная зараженность" (особо опасные рецидивисты и др.);
      2) парциальный тип, т.е. "с частичной  преступной зараженностью". Личность  этих людей как бы раздвоена,  в ней уживаются черты нормального  социального типа и черты преступника (например, лица, систематически совершающие хищения на производстве);
      3) предкриминальный тип, охватывающий  людей, которым присуща большая  эмоциональная возбудимость, недостаточное  самообладание и т.п. В конфликтной  ситуации они способны на преступление (хулиганство, убийство из ревности и т.д.).
      Личность  преступника является закономерной социальной фигурой для конкретного  общества настолько, насколько закономерно  существование преступности на данном этапе развития общества. Поэтому можно говорить о личности преступника как временном социальном типе только в связи с преступностью, представляющей собой преходящее социальное явление. Это временный тип, как и преступность в целом, обладает, однако, устойчивыми чертами и свойствами, позволяющими выделить его в качестве самостоятельного.
      Если  криминология – это наука о  природе, причинах преступности и мерах  ее предупреждения, то и изучение личности преступника как более частный  по отношению к ней проблемы осуществляется в тех же целях. Следовательно, типология личности преступника должна подчиняться общей криминологической задаче, т.е. она должна изучаться для того, чтобы знать причины и механизмы преступного поведения в целях его предупреждения.
    При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность ее социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Этот аспект личности наиболее важен для криминологии, поскольку он позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.
       Апи этом необходим максимальный учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное. Их выделение в структуре личности преступника вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений хотя бы потому, что многие психические особенности и биологически обусловленные свойства находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.
       С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяется ряд подструктур:
       -одна  из них включает в себя такие социально-демографические признаки, как социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;
       -уровень  умственного развития, культурно-образовательный  уровень, знания, умения и навыки;
       -в  третью входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления  личности, ее социальные позиции  и интересы, потребности, наклонности,  привычки;
       -четвертую образуют психические процессы, свойства и состояния личности;
       -пятая  объединяет такие биофизиологические  признаки, как пол, возраст, состояние  здоровья, особенности  физической  конституции и т.д. (причем имеются  социальные проявления этих признаков).
       Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, благодаря чему мы имеем дело не с их простой суммой, а со сложной совокупностью элементов, образующих в целом личность преступника.
    Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника. В  частности, известна следующая схема, включающая:
       -социально-демографические  и уголовно-правовые признаки;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.