На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предмет общения и средства общения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИССКУСТВ 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДИСЦИПЛИНА: Основы коммуникативной  культуры. 
 

РЕФЕРАТ

 
НА  ТЕМУ: Предмет общения и средства общения. 
 
 

студентка III курса
специализации: «Педагогика СКС»
Спасская  А.В. 
 

                      преподаватель:
                      кандидат
                      психологических наук
                      Осипова А.А. 
                       
                       
                       
                       

Ростов-на-Дону

2003
 

ПЛАН. 

   Введение……………………………………………………………… 2
    Характеристика подходов, раскрывающих
    сущность понятия  «общение»………………………………………. 5
    Общение, как коммуникативная деятельность………………… 9
    Основные характеристики общения……………………………… 13
    Механизм взаимопонимания в общении………………………… 15
    Структура взаимодействия в общении…………………………… 16
    Средства общения………………………………………………… 18
    Заключение  …………………………………………………………… 27
    Список используемой литературы…………………………………… 28
 

      ВВЕДЕНИЕ.
     Морально-психологичсекие  свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.
     Так, Конфуций (551 – 479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.
     Древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.) обосновал  учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положений этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.
     Ученик  Сократа Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания их общения.
     Говоря  о том, что душа размышляет и разговаривает  сама с собой, Платон по сути дела ставит вопрос о внутренней речи людей. Это один из важных вопросов современной психологии, в том числе психологии делового общения. Заслуживают внимания взгляды Платона на осознанные и неосознанные мотивы поведения людей, анализ которых весьма актуален в настоящее время.
     На  многие психологические свойства личности указывал Аристотель (384-322 до н.э.). Он характеризовал человеческие способности как  функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, его мыслительных ассоциациях, о целесообразном характере его поведения и деятельности.
     Философ Нового времени нидерландец Бенедикт Спиноза (1632-1677) в своей «Этике»  подчёркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующий прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях – аффектах. Таковыми являются, например, любовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть, побуждение к чему-либо и т.д. Вместе с тем, Спиноза указывал на причинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимостью, что, однако, не снимает ответственности с человека за то, что он делает. Всё это также весьма актуально и в наши дни.
     Английские  философы Томас Гоббс (1588-1979) и Джон Локк (1632-1704) пытались показать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни людей и их интересами. Интересы людей определяют характер и содержание общения между ними, – писали они.
     Эти идеи получили подробное обоснование  в работах французских просветителей  XVIII в. Поля Анри Гольбаха (1723 – 1789) и Клода Адриана Гельвеция (1715 – 1771).
     На  обусловленность морали людей их жизненным опытом указывал Вольтер (1694 – 1778), отмечая, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества.
     Весьма  актуальны сегодня высказывания Жан-Жака Руссо (1712-1778) о роли чувств и естественных инстинктов человека в его поведении. Это же можно сказать об учении немецкого философа Иммануила Канта (1724 – 1804) о долге как основании нравственности и о нравственном законе.
     Многие  идеи мыслителей прошлых эпох имеют  прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе их делового общения. Одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием их нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение дисциплины психологии и этики делового общения предполагает осмысление с позиций сегодняшнего дня того теоретического наследия из области психологии и этики, которое может способствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем и их более содержательному анализу. [3, c. 26]. 

     1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДХОДОВ, РАСКРЫВАЮЩИХ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕНИЕ».
     Общение – сложный и весьма многогранный процесс. [5, c. 39] Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
     Определение Б.Д.Парыгина ориентирует на системное  понимание сущности общения, его  многофункциональность и деятельностную природу.
     Анализируя  научную литературу, Л.П.Буева рассмотрела следующие аспекты изучения общения:
    информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);
    интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
    гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);
    аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);
    «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);
    «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем – с другой);
    социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).
      Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.
      Рассмотрение  проблем общения осложняется  различием трактовок самого понятия «общение». Так, А.С.Золотнякова принимала общее как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личные отношения, но и установки на социальные нормы. Общие она видела как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем она подавала «общие» как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида». Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для неё общее было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.
      А.А.Бодалев  предлагает рассматривать общение  как «взаимодействие людей, содержанием  которого является обмен информацией  с помощью различных средств  коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».
      Психологи определяют общение как «атрибут деятельности и как недетерминированное  деятельностью свободное общение».
      Авторы  сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» рассматривают  общение как «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение, как процесс взаимодействия гораздо шире: «общение внутри групп – межгрупповое, в коллективе – межколлективное». Но «только в процессе взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом» реализуется потребность личности в общении.
      А.А.Леонтьев понимает общение «не как интериндивиндуальный, а как социальный феномен», субъект  которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».
      Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н.Панферов отмечает, что  «любая деятельность невозможна без  общения». Далее он поддерживает точку  зрения на общение как процесс  взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».
      Точка зрения А.А.Леонтьева на « общение  как вид деятельности» и на «общение как взаимодействие», которые  в свою очередь, рассматриваются как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Л.И.Анцыферовой и Л.С.Выготского, еще в 30-е годы пришедшего к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение.
      Проблему  общения исследовали и философы. Так. Б.Д.Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социализации личности». Л.П.Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М.С.Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта». В.С.Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками». «С философской точки зрения, – пишет В.М.Соковин, – общение – это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включённая в трудовую деятельность и являющаяся её необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания».
      Из  этого, далеко не полного, перечня высказываний психологов, социологов и философов, видно, насколько велик интерес ученых к феномену общения.
      Но  из всего обилия трактовок общения  можно выделить главное:
        общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;
        общение – атрибут других видов человеческой деятельности;
        общение – взаимодействие субъектов.
      Многообразие  научных подходов к феномену общения  побуждает рассмотреть его с  философской, социологической и  психологической сторон. Это даст нам возможность определить социально-педагогический статус общения как фактора формирования личности.
      Общефилософская концепция представляет общение личности с другими как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения обуславливают форму общения. Методологический принцип марксистско-ленинской философии, обосновывающий зависимость изменения общественных отношений от смены форм общения, стал основанием выделения категории «способ общения». Он определяется как способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии, что зависит от:
      а) социально-экономического уклада общества;
      б) уровня развития идеологии;
      в) от конкретных исторических условий  социального бытия.
      Такой подход позволяет выстроить методологию  социально-педагогического понимания  сущности общения.
      Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимоотношение личности и общества. Социологическая трактовка понятия «общение» предполагает глубокий анализ внутренней динамики общества и её взаимосвязи с процессами общения. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности.
      При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
      Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей.  

      2. ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
      В специальной социально-психологической  литературе общение понимается и  как коммуникативная деятельность.[5, c. 44]
      Коммуникативная деятельность представляет собой сложную  многоканальную систему взаимодействия людей. Так, Г.М.Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).
      А.А.Леонтьев и Б.Х.Бгажноков выделяют два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный  и социально-ориентированный. Эти  типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.
      Как отмечает Б.Х.Бгажноков, высказывания в социально-ориентированном общении  адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к  ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.
      Наряду  с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует её внутренняя, психологическая характеристика. Она, согласно И.А.Зимней, проявляется в социальной и индивиндуально-психологической репрезентативности этого процесса.
      Социальная  репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивиндуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивиндуально-личностных особенностей общающихся.
      Опираясь  на концепцию А.Н.Леонтьева и его  анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим её основные структурные компоненты. Итак,
      предмет общения – это другой человек, партнёр по общению как субъект;
      потребность в общении –  это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке;
      коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение;
      действия  общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении –инициативные и ответные;
      задачи  общения – это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
      средства  общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
      продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
      Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов» (Б.Д.Ломов). Каждый такой «сопряжённый акт» – это взаимодействие двух субъектов, двух наделённых способностью к инициативному общению людей. В этом проявляется, согласно М.М.Бахтину, диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряжённых актов».
      Таким образом, диалог – это реальная единица  коммуникативной деятельности. В  свою очередь, элементарными единицами  диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта – организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса.
      Общение субъекта-организатора с другим человеком  определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) – как групповой, общение с массой - как личностно-массовый. В единстве этих трёх уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организационно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.
      Деятельностный  подход применительно к коммуникативной  технологии означает прежде всего трактовку  её как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это происходит в трёх основных коммуникативных формах:
      а) монологической (преобладают коммуникативные действия-высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов – участников общения);
      б) диалогической (субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны);
      в) политических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно её реализовать).
      Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:
      а) субъектом – инициатором общения;
      б) субъектом, которому адресована инициатива;
      в) нормами, по которым организуется общение;
      г) целями, которые преследуют участники  общения;
      д) ситуацией, в которой совершается  взаимодействие.
      Каждый  акт общения представляет собой  цепь взаимосвязанных коммуникативных  действий:
    Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
    Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.);
    Ориентация в коммуникативной ситуации;
    Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия;
    Постановка коммуникативной задачи с учётом особенностей ситуации общения;
    Выработка подхода к субъекту взаимодействия;
    Пристройка к субъекту – партнёру по взаимодействию;
    Привлечение субъектом – инициатором внимания субъекта-партнёра;
    Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта – партнёра и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;
    Самонастройка субъекта – инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта – партнёра;
    Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;
    Коммуникативное воздействие субъекта – инициатора на субъекта-партнёра;
    Оценка субъектом – инициатором реакции субъекта – партнёра на воздействие;
    Стимулирование «ответного хода» субъекта – партнёра;
    «ответный ход» субъекта – партнёра по общению. Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения.
      Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берёт эту инициативу на себя, назван нами субъектом – инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, – субъектом – партнером. 
 

      3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  ОБЩЕНИЯ.
  Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.[5, c. 47].
      Содержание  общения может быть различным:
      передача (от человека к человеку) информации;
      восприятие друг друга;
      взаимооценка партнёрами друг друга;
      взаимовлияние партнёров;
      взаимодействие партнёров;
      управление групповой или массовой деятельностью и т. д.
      Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):
      - инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определённого действия);
      - синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);
      - самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);
      - трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.);
      Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди  других функций общения можно  отметить:
      экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
      социального контроля (регламентации поведения и деятельности);
      социализация  (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами)
      Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе  две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционно-техническую и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смыловые пласты.
      Внешняя сторона, реально формируемая в  поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:
      - коммуникативная активность в  группе общения;
      - интенсивность действий в общении;
      - инициативность в общении;
      - технико-коммуникативное мастерство  общения.
      Внутренняя  сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый  контакт, мотивы и цели, с которыми человек в общение.
      Манера  общения определяется:
      - тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным);
      - поведением в общении (сдержанностью,  беспокойством, неуверенностью, скованностью);
      - дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).
      Дистанция в общении определяет характер отношения  партнёров. Интимная и личная дистанции  свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает  на официальный, а публичная –  на интеллектуально-демонстрационный характер общения.
      Манер общения много. Общение может  быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьёзной, озлобленной или доброжелательной манере.
      Стиль общения  - это индивиндуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.
      В стиле общения находят выражение:
      - особенности коммуникативных возможностей  человека;
      - сложившийся характер отношений  с конкретными людьми или коллективами;
      - психологическая или социальная  индивидуальность человека;
      - особенности партнёра по общению.
      Фундамент стиля общения личности составляет её нравственно-этические установки  и оценки социально-этических установок  общества.
      Наиболее  распространены следующие стили  общения:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.