На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учётная политика организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ
 
     Переход к рыночным отношениям в экономике  повлёк за собой глубокие  изменения  по организации и ведению бухгалтерского учёта на предприятиях различных  отраслей народного хозяйства. Эти  изменения в значительной  степени  обусловлены быстрым развитием и налаживанием экономических связей субъектов Российской Федерации с иностранными фирмами и компаниями. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности. Эта самостоятельность реализуется путем формирования учетной политики.
     Необходимость изучения вопросов сущности и формирования учетной политики предприятия определило мой выбор данной темы курсовой работы. Считаю, что актуальность данной темы заключается в том, что в современных экономических условиях осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учёта в организации и происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. В настоящее время разработан и принят национальный стандарт "Учетная политика предприятия". Изучение литературы позволило выявить некоторые проблемные вопросы, которые постараюсь раскрыть в данной работе. Конкретнее, показать сущность, понятие учетной политики и подходы к ее формированию.
     Экономический смысл учетной политики организации  сводится к обеспечению формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов ее деятельности. Однако, универсального решения для всех (или хотя бы большинства) организаций в области формирования и раскрытия эффективной учетной политики не существует. Ежегодно требуется производить всесторонний анализ действующих положений учетной политики. Однако нормативное регулирование этих вопросов остается единым для всех организаций, являющихся по законодательству Российской Федерации юридическими лицами (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).
     В настоящее время учетная политика организации составляется как для  целей бухгалтерского учета, так  и для целей налогообложения. При этом учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, а для целей налогообложения – совокупность способов ведения налогового учета организации, а также элементов методики исчисления некоторых видов налогов.
 

     1 Общие принципы формирования учетной политики
     1.1 Понятие, задачи, оформление, изменение учетной политики
 
     При установлении учетной политики для  целей бухгалтерского учета следует руководствоваться ПБУ 1/2008: Учетная политика организации, утвержденным Приказом Минфина РФ 06.10.2008 № 106 н, а также Федеральным законом о  бухгалтерском учете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
     Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и  иные соответствующие способы и приемы [п.2 ПБУ 1/2008].
     Еще один перечень способов ведения бухгалтерского учета приведен в п.12 ПБУ 1/2008. Разница между ними состоит в том, что перечень, изложенный в п.2 ПБУ 1/2008 применяется при оформлении соответствующего распорядительного, или внутреннего документа, а перечень, приведенный в п.12, обязателен для обеспечения гласности учетной политики, то есть доведения ее результатов до заинтересованных пользователей бухгалтерской отчётности.
       Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации [п.9 ПБУ 1/2008]. По причине того, что вид организационно-распорядительного  документа точно не определен, наиболее целесообразным представляется оформление принятия учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены её основные элементы, а те элементы, которые требуют подробной разработки и занимают сравнительно большой объем, следует помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить:
    формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм;
    состав структурного подразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;
    график документооборота и т.п.
     Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с первого  января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа [п.10 ПБУ 1/2008]. Это значит, что приказ (или распоряжение), касающийся учетной политики предприятия, должен быть подписан руководителем организации не позднее 31 декабря года, предшествующего тому в котором данная учетная политика будет применяться.
       Данное требование может показаться  невыполнимым, если  вспомнить, что  некоторые документы системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности утверждаются «задним числом». Однако  ПБУ 1/2008 в разделе IV «Изменение учетной политики» предусмотрена возможность внесения коррективов в учетную политику в течение отчетного года – в случае если появляются  новые нормативные документы. Этим правом можно воспользоваться и тогда, когда опубликование вновь утвержденного документа не позволяет учесть его требования при разработке учетной политики на очередной год.
       Вновь созданная организация  оформляет избранную учетную  политику в соответствии с  настоящим пунктом до первой  публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) [п.10 ПБУ 1/2008].
       В учетной политике отражается  один из способов ведения бухгалтерского учета. Если законодательство допускает многовариантность при решении какой-либо проблемы, то в учетной политике отражается один из вариантов, выбранный организацией. Организация также может столкнуться с ситуацией, которая не урегулирована законодательством о бухгалтерском учете. В этом случае она должна разработать свой вариант учета на основе действующих ПБУ и закрепить его в учетной политике [п.8 ПБУ 1/2008].
       В соответствие с ПБУ 1/2008  п.10 учетная политика основной  организации применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. В противном случае формируемая разными подразделениями учётная информация будет несопоставимой и несводимой.
     1.2 Организационные моменты учетной политики
 
     Бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться:
    бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением данного предприятия;
    специализированной профессиональной организацией на договорных началах, том числе централизованной бухгалтерией;
    соответствующим специалистом на договорных началах.
     В первом случае речь о средних и крупных предприятиях, на которых выделение бухгалтерского учета из общего управленческого процесса немыслимо. Остальные варианты ведения учета используются малыми предприятиями, которых подчас содержание собственной бухгалтерии – дорогостоящее и нерациональное занятие.
     Независимо  от того, имеет предприятие собственную  бухгалтерию или пользуется услугами сторонней организации, ответственность  за организацию бухгалтерского учета  несет руководитель предприятия. В  его обязанности входит создание необходимых условий для правильного ведения бухгалтерского учета, выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
     Главный бухгалтер или лицо, исполняющее  его функции, несет ответственность за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета. Основные его функции состоят в обеспечении контроля и отражении на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственной операции, предоставление оперативной информации, составлении в установленные сроки бухгалтерской отчетности и осуществлении (с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
     К организационно-техническим аспектам относят:
    Выбор формы бухгалтерского учёта.
    Организация работы в бухгалтерии.
    Система внутрипроизводственного учёта, отчётности и контроля.
    Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Разработка порядка документооборота.
    План счетов бухгалтерского учёта с учётом приказа Минфина РФ от 7 мая  2003 г. № 38н.
    Технологические приёмы обработки учётной информации.
    Объём, сроки и адреса представления отчётности.
    Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с органами контроля и управления.
     Перечисленные аспекты учётной политики обоснованы нормативными документами. Приведённый  перечень разделов учётной политики является общим, но может быть расширен, либо уменьшен в зависимости от направлений хозяйственной деятельности и величины предприятия.
     Приведём  расшифровку  первостепенных позиций  организационно-технического аспекта  учётной политики предприятия.
    Выбор формы бухгалтерского учёта. Ведение бухгалтерского учёта имущества и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждённым приказом Министерства финансов РФ от 7.05.2003 г. № 38н и Инструкции по его применению. Доминирующая форма учёта - журнально-ордерная.
    Организация работы в бухгалтерии проводится согласно пункту 2 Федерального Закона о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ: руководитель может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.
    Технологические приёмы обработки учётной информации.  Бухгалтерский учет на предприятии может вестись ручным способом, ручным способом с частичным применением средств автоматизации или автоматизированным способом.
    Полный перечень счетов, используемых субъектами учёта, составляет План счетов бухгалтерского учёта, утверждённый приказом Минфина РФ от 7 мая 2003 г. № 38н. Поскольку перечни счетов, применяемых отдельными субъектами, могут различаться, то существую как типовые, законодательно предписываемые Планы счетов, так и индивидуализированные – рабочие планы счетов.
       Рабочий план счетов бухгалтерского учета составляется всеми организациями, кроме кредитных и бюджетных, всех форм собственности и организационно - правовых форм, ведущих бухгалтерский учет методом двойной записи. Данный документ должен содержать полный перечень синтетических и аналитических счетов, включая субсчета, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Субсчета используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация вправе уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
       План счетов – объект нескончаемого  реформирования: в  названный документ изменения вносятся относительно редко, но их с лихвой восполняют отдельные нормативные акты, самостоятельно устанавливающие корреспонденцию счетов в дополнение или даже в противовес указанной в Плане счетов.
     1.3 Прочие положения учетной политики организации
 
     Одним из обязательных элементов организационной  части учетной политики, утвержденных ст.6 п.3 ФЗ №129 является утверждение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации.  
     Нормативная база проведения инвентаризации и оформления ее результатов представлена в документах всех уровней нормативной системы регулирования бухгалтерского учета в РФ:
    в Федеральном законе РФ от 21.11.96г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н (пункты 26-28);
    в Постановлении Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;
    в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49;
    в отраслевых инструкциях. 
     В соответствии со ст.12 п.2 ФЗ № 129 проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях:
    при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
    перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
    при смене материально-ответственных лип;
    при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
    в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
    при реорганизации или ликвидации организации;
    в других случаях, предусмотренных законодательством.
     Кроме случаев, установленных законодательством, проведение инвентаризации определяется руководителем организации как элемент учетной политики.
     Элементами  учетной политики организации является количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.
     Например, для обеспечения полноты и  своевременности расчетов с поставщиками и покупателями по договорным обязательствам за приобретенные и реализованные товары целесообразно проводить ежеквартально инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами.
     По  расчетам с налоговыми органами, внебюджетными  фондами и другими органами по налогам и обязательным платежам также целесообразно проводить инвентаризацию поквартально.
     Инвентаризацию  кассы необходимо проводить ежемесячно перед составлением внутренней бухгалтерской отчетности.
     Периодичность проведения инвентаризации дебиторской  задолженности для создания резерва  по сомнительным долгам также определяется как элемент учетной политики.
     Для проведении инвентаризации приказом руководителя организации назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ проведение инвентаризации допускается возлагать на ревизионную комиссию.
     Порядок проведения инвентаризации устанавливается приказом руководителя (форма ИНВ-22). Приказ является письменным заданием на проведение инвентаризации.
     Документальное  оформление результатов инвентаризации производится с использованием Унифицированных  форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88.
     В приказе об учетной политике должно быть определено:
    количество инвентаризаций в отчетном году;
    даты их проведения;
    перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них;
    состав инвентаризационной комиссии.
     В тоже время считается, что для  того, чтобы избежать излишней детализации учетной политики, необходимо отразить лишь основные из видов инвентаризации.
     Формируя  учетную  политику,  каждая  организация разрабатывает локальный  нормативный  акт.  Как правило, в учетную политику входят методический аспект, организационно-технический аспект и приложения. Какие  же приложения к учетной политике являются обязательными? Ни в  одном нормативном акте ответа на данный вопрос нет, поэтому к выбору приложений  к  учетной  политике организация подходит индивидуально. При  составлении учетной политики организации в целях бухгалтерского и налогового  учета,  на  наш  взгляд, целесообразно  предусмотреть следующий перечень приложений.
     Для методического аспекта:
      перечни основных  средств,  по которым амортизация начисляется теми  или  иными  способами (линейным, нелинейным и производительным способами);
    перечни   нематериальных   активов,   по   которым  амортизация начисляется   теми  или  иными  способами  (линейным,  нелинейным  и производительными способами);
    номенклатуру статей учета затрат;
    номенклатуру статей учета коммерческих расходов.
     Для организационно-технического аспекта:
    положение о бухгалтерии;
    должностную инструкцию главного бухгалтера;
    должностную инструкцию кассира;
    должностные инструкции работников бухгалтерской службы;
    рабочий план счетов бухгалтерского учета;
    применяемые  формы первичных бухгалтерских документов (если они отличаются от типовых);
    разработанные и утвержденные формы регистров налогового учета;
    положение о системе внутреннего контроля в организации;
    перечень   лиц  (с  наименованием  должностей),  имеющих  право
     подписи первичных бухгалтерских документов;
    график документооборота;
    план-график инвентаризаций на текущий год;
    приказ  со  списком  сотрудников  на право получения для работы бланков строгой отчетности;
    номенклатуру дел бухгалтерии.
     Если  организация ведет  бухгалтерский  учет с применением автоматизированной формы, то реестр  (журнал) типовых бухгалтерских проводок входит в программное обеспечение.
     План  счетов бухгалтерского учета организации  – систематизированный перечень счетов, разработанный организацией на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета, установленного законодательством РБ, с учетом отраслевых  и других особенностей хозяйственной деятельности (ст.2).
       Учетная политика организации  включает в себя:
    план счетов бухгалтерского учета организации;
    применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых;
    регламентацию  движения  первичных  документов  и  регистров  в бухгалтерском учете организации (график документооборота).
     План  счетов бухгалтерского учета организации  и другие документы учетной  политики должны храниться организацией не менее 5 лет после года,  в  котором  они  использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
     Движение  первичных документов в бухгалтерском учете (создание или  получение  от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка,  передача  в  архив  -  документооборот) регламентируется графиком. Особенности документооборота в условиях механизации (автоматизации)  бухгалтерского  учета  определены  соответствующими нормативными документами. График  документооборота  может  быть оформлен в виде схемы или перечня работ по  созданию,  проверке  и обработке документов, выполняемых каждым  подразделением предприятия, учреждения, а также всеми  исполнителями  с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
 

     2 Методологические вопросы учетной политики

     2.1 Учет основных  средств и нематериальных активов

 
     Согласно  ПБУ 6/01 к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые  машины и оборудование, измерительные  и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
     В составе основных средств учитываются  также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
     Основные  средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     Пример  отражения принятия к учету основных средств, приобретенных за плату по первоначальной стоимости:
     Организация приобрела за плату объект основных средств стоимостью 59 000 руб., включая  НДС в сумме 9000 руб. Объект основных средств предназначен для использования в производстве продукции, облагаемой налогом на добавленную стоимость. Все первичные документы и счет-фактура оформлены правильно, и в них выделена отдельной строкой сумма НДС.
     
   Содержание хозяйственной  операции Корреспондирующие счета Сумма, руб.
   Дт    Кт
   1)  Отражена стоимость приобретенного объекта ОС согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС)    08    60    50 000
   2) Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком    19    60    9 000
   3) Произведена оплата за объект  ОС (включая НДС)    60    51    59 000
   4) Объект ОС принят к учету  по первоначальной стоимости (в сумме фактических затрат)    01    08    50 000
   5) Предъявлена к вычету сумма  НДС, уплаченная по принятому на учет объекту ОС    68    19    9 000
 
 
       Первоначальной стоимостью основных  средств, внесенных в счет вклада  в уставный (складочный) капитал  организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
     При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету.
     Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты  к бухгалтерскому учету, допускается  в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
     Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением.
     По  объектам жилищного фонда (жилые  дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, стоимость не погашается, т.е. амортизация не начисляется. По указанным объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.
     В бухгалтерском учете отдельные  операции по начислению сумм амортизационных отчислений по объектам основных средств можно отразить следующими проводками (см. таблицу): 

Содержание хозяйственной операции Корреспондирующие счета
Дт Кт
1)  Начислена амортизация по объекту ОС, используемому при строительстве объекта хозяйственным способом 08 02
2) Начислена амортизация по объекту ОС, используемому в основном производстве (при выполнении работ, оказании услуг) 20 02
3) Начислена амортизация по объекту ОС, используемому во вспомогательных производствах 23 02
4) Начислена амортизация по объекту ОС общепроизводственного назначения 25 02
5) Начислена амортизация по объекту ОС общехозяйственного назначения 26 02
6) Начислена амортизация по объекту ОС, используемому в обслуживающих производствах и хозяйствах 29 02
7)Начислена  амортизация по объекту ОС, используемому  в организациях торговли 44 02
 
     Не  подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).
     Восстановление  объекта основных средств может  осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
     С 23 января 2008 года введено в действие Положение по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2007, утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н. В нем к нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания. В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
           Порядок начисления амортизации нематериальных активов:
    линейный;
    уменьшаемого остатка;
    списания стоимости пропорционально объему продукции.
      В бухгалтерском учете отдельные операции по начислению амортизации объектов НМА при использовании линейного способа отражаются следующими проводками (см. таблицу):
Содержание  хозяйственной операции Корреспондирующие счета
Дт Кт
1)  Начислена амортизация по объекту НМА, используемому при строительстве объекта ОС хозяйственным способом 08 05
2) Начислена амортизация по объекту НМА, используемому в основном производстве (при выполнении работ, оказании услуг) 20 05
3) Начислена амортизация по объекту НМА, используемому во вспомогательных производствах 23 05
4) Начислена амортизация по объекту НМА общепроизводственного назначения 25 05
5) Начислена амортизация по объекту НМА общехозяйственного назначения 26 05
6) Начислена амортизация по объекту НМА, используемому в организациях торговли 44 05
 
     Согласно  п. 40 ПБУ 14/2007 в составе информации об учетной политике организации  подлежит раскрытию, как минимум, следующая  информация:
    способы оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
    принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов;
    способы определения амортизации нематериальных активов, а также установленный коэффициент при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка;
    изменения сроков полезного использования нематериальных активов;
    изменения способов определения амортизации нематериальных активов.
           В налоговом учете  амортизация нематериальных активов, так же как и амортизация основных средств, может начисляться линейным или нелинейным методами.  

     2.2 Учет материально-производственных запасов, готовой продукции и товаров

 
     С 1 января 2002 года вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету “Учет нематериально-производственных запасов” ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.
     Начиная с 2002 года, к производственным запасам  относятся:
    активы, используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, выполнения работ, оказании услуг;
    активы, предназначенные для продажи (готовая продукция, товары)
    активы, используемые для управленческих нужд организации (речь идет об аналоге малоценных и быстроизнашивающихся предметов).
     Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно. При этом такой выбор должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей их учета может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа.
     При подготовке плана счетов организациям необходимо также учитывать, что счет 16 “Отклонение в стоимости материальных ценностей” будет использоваться для учета суммовых разниц. Согласно п. 6 ПБУ 5/01 суммовые разницы включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов только до момента принятия к бухгалтерскому учету.
     Выбор конкретного метода определения  себестоимости списываемых в  производство материалов (реализуемых  товаров) зависит от специфики деятельности предприятия. Так, методы ФИФО, ЛИФО и метод определения средней себестоимости используются при производстве массовой продукции (реализация товаров массового спроса), а метод единичной себестоимости – при производстве (продаже) уникальной, дорогостоящей продукции (товаров).
     Метод ФИФО (метод определения текущей себестоимости) основан на предположении, что материалы (товары) списываются в производство (реализуются) в хронологическом порядке – по принципу “первая партия в приход – первая в расход”.
     При расчете себестоимости методом  ЛИФО предполагает, что первым в производство поступают материалы, приобретенные в последнюю очередь, то есть себестоимость определяется по последним ценам товара.
     Средняя себестоимость, определяется путем  деления суммы стоимости поступивших  материалов и стоимости остатка  материалов на количество этих материалов.
     Рассмотрим  пример, иллюстрирующий оценку материалов всеми вышеуказанными методами (см. таблицу).
     Показатели Количество  единиц материалов, шт. Цена единицы материалов, руб. Сумма (общая  стоимость материалов), руб.
Остаток материалов на начало отчетного периода      100      100      10 000
Поступление материалов за отчетный месяц:      первая  поставка
     вторая  поставка
     третья  поставка
 
 
     100      100
     100
 
 
     200      150
     300
 
 
     20 000      15 000
     30 000
Всего поступило материалов      300      ?      65 000
Итого материалов за отчетный месяц (остаток + поступление)      400      ?      75 000
Отпущено  материалов за отчетный месяц      350      ?      1 – 67 500      2 – 65 625
     3 – 60 000
     4 – 70 000
Остаток материалов на конец отчетного месяца      50      ?      1 –   7 500      2 –   9 375
     3 – 15 000
     4 –   5 000
     Допустим, что количество приобретаемых материалов в каждой партии одинаково.
     Первый  вариант расчета - по себестоимости  каждой единицы. Допустим, что в производство были отпущены все материалы, находившиеся в остатке на начало месяца, все материалы первой поставки, 50 единиц материалов второй поставки и все 100 единиц материалов третьей поставки.
     При таком распределении фактическая  себестоимость израсходованных материалов равна:.
     100 шт. х 100 руб. + 100 шт. х 200 руб. + 50 шт. х 150 руб. + 100 шт. х 300 руб. = 67 500 руб.
     Стоимость остатка материалов, находящихся  в запасе, будет равна:
     75 000 руб. - 67 500 руб. = 7500 руб.
     Второй  вариант расчета - по средней себестоимости. Для списания материалов по средней себестоимости сначала необходимо определить среднюю себестоимость единицы материала путем деления общей стоимости материалов, поступивших в течение отчетного месяца (с учетом имевшегося на начало отчетного месяца остатка), на их количество:
     (10 000 + 20 000 + 15 000 + 30 000) руб. : 400 шт. = 187 руб. 50 коп.
     Фактическая себестоимость списываемых в  производство материалов определяется путем умножения количества израсходованных материалов на их среднюю себестоимость:
     187 руб. 50 коп. х 350 шт. = 65 625 руб.
     Стоимость остатка материалов определяется как  разность между стоимостью имевшихся в наличии и поступивших в течение отчетного месяца материалов и стоимостью израсходованных материалов по средним ценам или путем умножения количества оставшихся материалов на среднюю себестоимость единицы материала:
     (75 000 - 65 625) руб. = 9375 руб. или 187 руб. 50 коп. х 50 шт. = 9375 руб.
     Третий  вариант расчета - по методу ФИФО. Фактическая себестоимость израсходованных материалов по методу ФИФО определяется путем суммирования стоимости материалов, отпускаемых в производство. При этом принимается, что материалы списываются в той же последовательности, в какой они были приобретены:
     100 шт. х 100 руб. + 100 шт. х 200 руб. + 100 шт. х 150 руб. + 50 шт. х 300 руб. = 60 000 руб.
     Остаток определяется как разность между  стоимостью имевшихся в наличии и поступивших в течение отчетного месяца материалов и стоимостью израсходованных материалов или путем умножения количества оставшихся материалов на цену последнего приобретения:
     75 000 руб. - 6 0 000 руб. = 15 000 руб. или 300 руб. х 50 шт. = 15 000 руб.
     Четвертый вариант расчета - по методу ЛИФО. Фактическая себестоимость израсходованных материалов по методу ЛИФО определяется путем суммирования стоимости материалов, отпускаемых в производство. При этом принимается, что материалы списываются в "обратной" последовательности (от конца отчетного месяца к его началу), т.е. по стоимости последних по времени приобретений:
     100 шт. х 300 руб. + 100 шт. х 150 руб. + 100 шт. х 200 руб. + 50 шт. х 100 руб. = 70 000 руб.
     Остаток определяется как разность между стоимостью имевшихся в наличии и поступивших в течение отчетного месяца материалов и стоимостью израсходованных материалов или путем умножения количества оставшихся материалов на цену первого приобретения:
     75 000 руб. - 70 000 руб. = 5000 руб. или 100 руб. х 50 шт. = 5000 руб.
     Так же как и в бухгалтерском учете, для целей налогообложения прибыли  организации могут применять  следующие методы оценки сырья и  материалов:
    по себестоимости единицы запасов;
    по средней себестоимости;
    по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
    по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
     Организации также необходимо выбрать способ оценки остатков незавершенного производства. В соответствии с п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Российской Федерации такую оценку можно проводить одним из следующих способов:
    по фактической или нормативной производственной себестоимости;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.