На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая политика РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  
 
Введение 3  
 
1. Налоговая политика: понятие, сущность, основные цели и задачи 5  
2. Методы и инструменты налоговой политики 13  
3. Налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе, основные направления и пути её совершенствования 23  
 
Заключение 32  
 
Список использованной литературы 34  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  
 
Республика Беларусь вступила на путь рыночных преобразований, что потребовало адекватных изменений механизма государственного регулирования развития народного хозяйства. Среди методов непрямого воздействия на экономику важнейшая роль принадлежит налогам, которые позволяют государству регулировать деятельность предприятий, не ограничивая их хозяйственной самостоятельности. Эффективное использование налогового механизма управления входит в число наиболее сложных задач, от правильного решения которых зависят экономический прогресс и благосостояние общества. Его разработка требует всесторонних обоснований, включая теоретический аспект, определение основополагающей концепции проведения налоговой политики и, в конечном итоге, принятие практических решений по формированию результативной налоговой системы.  
Важным звеном в цепи неотложных проблем является обоснование налоговой политики. Ее стратегической целью на макроуровне должен стать вывод экономики из кризиса, формирование конкурентоспособной рыночной системы, интегрирование Республики Беларусь в мировое хозяйство. На микроуровне необходимо обеспечение технического прогресса, роста инвестиций, ликвидации безработицы.  
Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей общественный прогресс.  
Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.  
При изучении данной темы считается необходимым рассмотреть и изучить следующие моменты: понятие, сущность, цели и задачи налоговой политики, её основные формы. Важно также выделить методы и инструменты налоговой политики, обратить внимание на принципы ее формирования. И, наконец, необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию в Республике Беларусь на современном этапе, выделить основные проблемы, с которыми сталкивается государство при формировании налоговой политики, а также определить основные направления реформирования и совершенствования национальной налоговой системы.  
При написании данной работы использовались такие источники, как книга В.А. Стасенко «Налоговая политика и создание оптимальной налоговой системы Республики Беларусь». В этом источнике дается полное представление о сущности и содержании налоговой политики государства как косвенного метода регулирования экономики, изложены основные принципы формирования налоговой политики. Также использовалась книга «Фискальная политика государства в условиях рыночных преобразований в Республике Беларусь». В этом источнике рассмотрены основные методы и инструменты , которые могут быть использованы при формировании налоговой политики в трансформационный период.  
Также при рассмотрении данной темы использованы периодические издания, такие как журналы «Главный бухгалтер», «Финансы, учет, аудит» «Директор», «Вестник Министерства по налогам и сборам». В данных периодических изданиях описывается реально сложившаяся ситуация в Республике Беларусь по поводу формирования и обоснования налоговой политики, проводится анализ уже достигнутых результатов, а также излагаются основные направления реформирования системы налогообложения в соответствии с новым переходным этапом экономического развития национальной экономики.  
При написании работы была использована информация сайтов Министерства Финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Налоговая политика: понятие, сущность, основные цели и задачи  
 
Налоговая политика является важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.  
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.[14, с.17]  
Современная система налогообложения выполняет следующие функции:  
1 - фискальную, т.е. поступление денежных средств в государственный бюджет и обеспечение финансирования государственных расходов;  
2 - регулирующую, т.е. стимулирование развития отдельных отраслей путем дифференцированных налоговых ставок;  
В свою очередь регулирующая функция делится на распределительную и стимулирующую. Первая функция предполагает перераспределение доходов юридических и физических лиц в соответствии с принятыми в обществе критериями целесообразности и социальной справедливости, вторая функция реализуется посредством представления льгот и привилегий для развития в нужном Правительству направлении.  
При этом основная функция налогов - фискальная по обеспечению пополнения государственной казны, (от латинского слова fiscus - государственная казна).  
Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды,  
т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества .  
Выполнение государством своих экономических функций посредством налоговой политики требует формирования государственных денежных средств путем налоговых поступлений.  
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе принимаемых законов.[13, c.34-35]  
Налоги возникли в глубокой древности, при появлении товарного производства и государства, и выражают изъятие государством части валового внутреннего продукта для удовлетворения потребностей общества.  
Одной из главных задач налоговой политики на всех этапах ее становления является создание условий для научно-технического прогресса.  
Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач.  
Налоговая политика — это целенаправленное регулирование государственных расходов и налоговых поступлений для обеспечения полной занятости, стабильного уровня цен и экономического роста.  
Налоговая политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства и их использованию для решения социально-экономических проблем страны. Налоговая политика предусматривает привлечение государством денежных средств, их распределение и использование для воздействия на процесс воспроизводства.[7, c.67-68]  
Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:  
Экономические
 
Фискальные
 
Социальные
 
Международные
 
Экономические - повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.  
Фискальные - обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций.  
Социальные - обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.  
Международные - выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами. [13, c.45-46]  
Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:  
• стабильности налоговой системы;  
• одинакового налогообложения производителей независимо  
• от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;  
• равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;  
• одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве, и потребителей. [8, c.69-70]  
В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития, и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.  
В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями. [1, c.112-113]  
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей го-сударства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Проводя налоговую политику, государство опирается на налоговые функции, и использует их для проведения активной налоговой политики.[4, c.83-84]  
Налоговая политика, как и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно-обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.  
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической и финансовой политики государства. [14, c.35-36]  
Рассмотрим формы налоговой политики:  
• Политика максимальных налогов  
• Политика экономического развития  
• Политика разумных налогов  
Одной из форм налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов может не существовать, вследствие чего подобная политика может привести к резко негативным последствиям, суть которых будет состоять в следующем.  
Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не остается финансовых ресурсов, что делает невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны с каждым годом все сильнее сползает в пропасть кризиса, падают темпы роста производства во всех отраслях.  
Во-вторых, широкие масштабы приобретает массовое уклонение от налогообложения, приводящее к тому, что по большинству налогов государство собирает чуть больше половины причитающихся доходов. Практика уклонения от уплаты налогов фактически ставит под сомнение целесообразность функционирования налоговой системы.  
В-третьих, массовый характер приобретает так называемая "теневая экономика", уровень производства в которой может достигать от 25 до 40%. Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не идут, как правило, на развитие производства, а переводятся на счета в за-рубежных банках и "работают" на экономику других стран. 
Все это в итоге может стать одной из главных причин острого финансового кризиса, последствием которого станут изменившаяся нало-говая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.  
Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового кли-мата. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики были использованы, в частности, в США в начале 80-х гг. XX в., получившей название "рейганомика".  
Третья форма налоговой политики - политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юри-дических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.  
Таким образом, мы рассмотрели понятие налоговой политики, её сущность. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что налоговая политика является косвенным методом государственного регулирования, а также посредством её реализации государство способно выполнять поставленные перед ним задачи.  
Также были рассмотрены цели, функции, задачи и формы налоговой политики. Исходя из вышеизложенного следует, что основными функциями налоговой политики являются фискальная и регулирующая функции. [12, c.42-44]  
При реализации налоговой политики государство преследует фискальные, экономические, социальные и международные цели.  
Основными формами являются политика максимальных налогов, политика экономического развития и политика разумных налогов. Однако следует заметить, что при применении той или иной формы налоговой политики необходимо учитывать показатели экономического развития государства, т.к. необдуманные действия могут привести к экономическому кризису.  
В данной главе налоговая политика рассмотрена как косвенный метод государственного регулирования. Одновременно она характеризуется совокупностью экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы. Раскрывается сущность налоговой политики посредством подробного анализа содержания и различных форм налоговой политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы  и инструменты  налоговой политики  
 
В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.  
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение по-лучили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок. [4, c.88-89]  
Рассмотрим фискальную политику как важный инструмент экономической политики государства.  
Фискальная экономическая политика государства включает дискреционную и недискреционную политику.  
Дискреционная (проводимая по усмотрению) фискальная политика представляет собой использование правительством государственных расходов и налогов для изменения реального ВВП и уровня занятости, уменьшения инфляции и стимулирования экономического роста.  
Дискреционная (дискретная) политика означает, что она вырабатывается государством в определенные периоды времени для того, чтобы сдерживать колебания экономического цикла, поддерживать в растущей экономике высокую занятость при умеренной инфляции. Фискальная политика является мощным методом воздействия на производство в масштабе страны и используется правительством для регулирования деловой активности.  
Экономическая политика государства проводится в условиях циклического развития экономики, в периоды подъемов и спадов производства. В связи с этим существуют стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.  
Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада и направлена на экономический рост.  
В условиях спада происходит значительное сокращение инвестиционных расходов и совокупного спроса. В результате реальный ВВП уменьшается, падение производства сопровождается ростом циклической безработицы. [2, c.12-13]  
Государство осуществляет стимулирующую фискальную политику следующими методами:  
1 - путем увеличения государственных расходов;  
2 - путем уменьшения налогов;  
3 - путем сочетания данных методов.  
Стимулирующая фискальная политика направлена на создание бюджетного дефицита, т.е. превышения государственных расходов над налоговыми поступлениями.  
Первым методом стимулирующей фискальной политики является рост государственных расходов.  
При росте государственных расходов в период спада в экономике происходит увеличение совокупного спроса, предприятия увеличивают инвестиции капитала в производство, повышается спрос на рабочую силу, растет объем национального продукта, сокращается безработица в масштабе страны. При этом важной закономерностью рыночной экономики является мультипликационный, т.е. множительный, эффект. Это означает, что объем ВВП возрастает на величину большую, чем произошло увеличение государственных расходов.  
Эффект мультипликатора состоит в следующем:  
Если правительство в период спада повышает государственные расходы, это означает, что растут закупки правительством товаров и услуг. Предприятия для производства этих товаров увеличивают инвестиции капитала в производство, нанимают рабочую силу. Одновременно с этим происходит рост объема производства в других отраслях. В экономике растет спрос на станки, машины, оборудование, современные технологии, ноу-хау, т.е. на товары производственного назначения. Это вызывает расширение объема производства в отраслях, выпускающих данные товары. Рост инвестиций приводит к росту спроса и на кредиты банков, расширяется сфера банковских услуг.  
Кроме этого, увеличение спроса со стороны предприятий на рабочую силу вызывает рост доходов работников, а, следовательно, увеличивает спрос на товары потребления. Это приводит к расширению производства продукции в отраслях, выпускающих предметы потребления. В результате в экономике происходит ввод новых производственных мощностей, увеличение производственного потенциала и объема ВВП.  
Мультипликатор государственных расходов (МС) выражает изменение реального ВВП при изменении расходов государства и рассчитывается по формуле:  
 
Изменение реального ВВП  
МС= ———————————————————  
Изменение государственных расходов  
 
Мультипликатор МС представляет собой числовой коэффициент, показывающий рост объема реального ВВП на единицу роста государственных расходов в экономике.  
Вторым методом стимулирующей фискальной политики в условиях спада является снижение налогов.  
При уменьшении налоговых ставок в масштабе экономики растет заинтересованность предприятий и населения в увеличении деловой активности, увеличиваются инвестиции капитала, занятость рабочей силы, повышается объем реального ВВП.  
Однако сокращение ставок налогов вызывает повышение заинтересованности в сбережениях, а не в потреблении. Поэтому при использовании этого метода фискальной политики необходимо снижать налоги на сумму большую, чем увеличивать государственные расходы. В результате государство для достижения роста объема национального производства должно снижать налоги в большей степени, чем для этих же целей увеличивать государственные расходы.  
Мультипликатор налогов Мп показывает изменение реального ВВП при изменении налогов:  
 
Изменение реального ВВП  
Мп= —————————————  

Изменение налогов  
 
Мультипликатор - одна из главных составляющих теории современной макроэкономики. В действительности, если мультипликатор воздействует на систему с неиспользуемыми мощностями и безработицей, то увеличение общих расходов в стране приведет к росту реального объема производства. Однако мультипликатор правительственных расходов и мультипликатор налогов действуют в разных направлениях: если закупки правительства падают, а налоги остаются прежними, ВВП будет сокращаться. При этом налоговый мультипликатор действует менее интенсивно в сторону уменьшения, чем мультипликатор расходов в сторону повышения.  
Правительственные расходы на товары и услуги имеют ключевое влияние на уровень объема производства и занятости. Если правительственные расходы высоки, итоговый объем национального продукта будет выше на величину мультипликатора. Поэтому регулирование величины правительственных расходов может оказать стабилизирующее воздействие на движение ВВП за время экономического цикла. [1, c.47-48]  
Сдерживающая, или ограничительная, фискальная политика осуществляется в условиях высокого уровня совокупного спроса, инфляционного роста цен. Увеличение совокупного спроса в экономике может быть вызвано резким ростом инвестиционных расходов или ростом чистого экспорта.  
Государство выполняет сдерживающую фискальную политику следующими методами:  
1 - путем сокращения государственных расходов;  
2 - путем повышения налогов;  
3 - путем сочетания данных методов.  
Сдерживающая фискальная политика направлена на создание бюджетного избытка, т.е. превышения налоговых поступлений над государственными расходами.  
Первым методом сдерживающей фискальной политики является снижение государственных расходов для замедления темпов инфляции.  
Снижение расходов государства вызывает сокращение совокупного спроса и уменьшение инвестиций. Цены опускаются до низкого уровня. Эффект мультипликатора проявляется в том, что совокупный спрос сокращается на большую величину, чем правительство снизило свои расходы.  
Вторым методом сдерживающей фискальной политики является повышение налогов.  
Рост налогов вызывает мультипликационный эффект совокупного спроса и позволяет осуществлять контроль над уровнем цен.  
Таким образом, целью дискреционной фискальной политики является погашение колебаний экономического цикла и достижение высокой занятости без инфляции цен. В условиях недостаточных инвестиций в экономику и высокого уровня безработицы правительство путем изменения налогов и увеличения государственных расходов стимулирует частные инвестиции для достижения стабильной полной занятости. В условиях, когда частные инвестиции растут, повышаются цены, и увеличивается конкуренция рабочей силы, правительство проводит политику высоких налогов и уменьшения государственных расходов. Занятость рабочей силы повышается, а инфляция падает. [1, c.50-51]  
Мы рассмотрели инструменты фискальной дискреционной политики, осуществляемой правительством.  
Однако дискреционная фискальная политика помогает стабилизировать экономику, только если правительство своевременно определит тенденции в развитии экономики и быстро примет меры по регулированию закупок и налогов. Как же обеспечивается экономическая стабильность? В рыночной экономике существуют механизмы автоматической стабилизации, независимо от действий правительства в этом направлении.  
Современная фискальная система включает, наряду с дискреционной политикой, недискреционные элементы автоматической стабилизации экономики. Существует механизм автоматического изменения величины поступаемых налогов и расходов государства прямо пропорционально изменению величины ВВП.  
Недискреционная фискальная политики включает следующие автоматические, или встроенные, стабилизаторы экономики:  
1) автоматическое изменение налоговых поступлений;  
2) выплаты пособий по безработице и другие социальные выплаты;  
3) программы помощи фермерам;  
4) сбережения корпораций и личные сбережения.  
Рассмотрим действие механизмов автоматической стабильности. Автоматическое изменение налоговых поступлений. В условиях подъема в экономике, активизации инвестиций и увеличения объема производства на предприятиях растут доходы, что приводит к увеличению выплат налогов в бюджет без принятия правительством решении о повышении налоговых ставок. В результате повышения налоговых платежей сдерживается рост ВВП. В период инфляционного роста возникает превышение доходов над расходами, что позволяет избежать «перепева экономики» и наступления фазы спада производства в промышленном цикле.  
В условиях депрессии, сокращения производства на предприятиях, высвобождения рабочей силы, происходит уменьшение ВВП и падение доходов. В результате поступление налогов в бюджет уменьшается без принятия решения правительством о снижении ставок налогов. Это приводит к созданию бюджетного дефицита, когда расходы государства превышают доходы. Правительство увеличивает расходы для стимулирования инвестиций, выхода предприятий из депрессии и вхождения экономики в фазу подъема в промышленном цикле. Следовательно, действие налоговой системы является мощным фактором стабилизации экономики и смягчения колебаний промышленного цикла.  
Выплаты пособий по безработице и другие социальные выплаты. Фонд пособий по безработице формируется за счет налогов. В условиях экономического подъема резко возрастают выплаты в резервный фонд средств, что не допускает слишком больших расходов и повышения инфляции, приводит к замедлению роста ВВП. При спаде производства в периоды низкой занятости, когда увеличивается количество безработных, выплаты из фонда пособий по безработице увеличиваются.  
Следовательно, резервный фонд пособий по безработице приводит к сдерживанию роста производства в фазе подъема промышленного цикла. В фазе спада промышленного цикла пособия по безработице вызывают увеличение доходов людей, а также стимулируют производство предметов потребления, что смягчает последствия спада. В результате формирования резервного фонда и выплат пособий по безработице, а также других социальных выплат, происходит повышение уровня доходов населения и уменьшение колебаний промышленного цикла.  
Программы помощи фермерам.  
В период после второй мировой войны производство сельскохозяйственной продукции во всех развитых странах дотируется государством. Это вызвано ростом сельскохозяйственного производства в условиях НТР, снижением цен на сельскохозяйственную продукцию и падением доходов фермеров. При снижении цен на фермерскую продукцию автоматическая стабилизация достигается путем доплат фермерам к рыночной цене на сельхозпродукцию и закупок излишков продукции государством. При росте цен государство уменьшает выплаты фермерам и выбрасывает на рынок сельхозпродукцию. В результате в фазе спада промышленного цикла программы помощи фермерам стимулируют рост производства и рост доходов фермеров, в фазе подъема промышленного цикла, инфляционного роста цен, происходит ограничение производства и доходов фермеров, смягчается уровень колебаний производства в условиях промышленного цикла.  
Сбережения корпораций и личные сбережения. Стремление корпораций сохранить уровень выплачиваемых дивидендов выступает стабилизирующим фактором при изменении доходов корпораций, т.к. не позволяет значительно увеличивать выплаты при росте прибыли или уменьшать выплаты при падении прибыли. Аналогичным образом автоматическим стабилизатором выступают и личные сбережения. При росте доходов семьи стремятся часть дохода сберегать, что препятствует росту ВВП. При ухудшении экономической конъюнктуры семьи начинают использовать личные сбережения, что стимулирует развитие производства. Следовательно, сбережения корпораций и личные сбережения выполняют роль автоматических стабилизаторов в экономике и оказывают влияние на колебания ВВП в условиях промышленного цикла.  
Таковы автоматические, или встроенные, стабилизаторы экономики. В периоды экономических подъемов они автоматически увеличивают налоговые поступления, сдерживают рост ВВП, способствуют созданию бюджетных излишков. В периоды спадов и сокращения ВВП они автоматически уменьшают налоговые поступления, стимулируют рост совокупных расходов и смягчают экономический спад, создают излишки бюджета.  
При этом, чем выше уровень прогрессивного возрастания ставок налогов с ростом дохода, тем больше степень достижения стабильности экономики. [14, c.27-28]  
Однако при рассмотрении фискальной политики мы должны обратить внимание на следующее.  
Встроенных стабилизаторов недостаточно для того, чтобы обеспечить полную стабильность экономики. Изымание налогов уменьшает действие мультипликатора, т.к. уменьшает размеры инвестиций фирм и размеры личного дохода, увеличивает склонность людей не потреблять, а сберегать. Кроме того, дискреционная фискальная политика, проводимая государством, позволяет осуществлять финансирование народного хозяйства, изменять ставки налогов, выполнять социальные программы.  
Внутренние стабилизаторы направлены на частичное уменьшение колебаний экономики, но для поддержания полной стабильности государство должно проводить политику государственных расходов и налогов. Для этого правительство формирует государственный бюджет за счет налогов и других поступлений, а затем использует бюджет для развития экономики и перераспределения доходов населения. [13, c.58-59]  
Таким образом, можно сделать вывод о том, исходя из методов дискреционной политики, регулирование экономики может осуществляться на основе бюджетного дефицита или бюджетных излишков. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. В мировой практике преимущественно используется метод бюджетного дефицита – превышения правительственных расходов над налогами. Были рассмотрены методы налоговой политики, выбор которых зависит от целей, которые ставит перед собой государство посредством реализации налоговой политики.  
 
 
 
 

Налоговая политика Республики Беларусь на современном  этапе, основные направления  и пути её совершенствования  

В данном вопросе  мы более подробно рассмотрим особенности  налоговой политики Республики Беларусь в условиях рыночных преобразований. Как во всех странах рыночной экономики, в Республике Беларусь осуществляется налоговая политика для обеспечения  роста ВВП, высокого уровня занятости  и умеренных темпов инфляции.  
Главным элементом финансовой системы является государственный бюджет, который отражает экономические отношения государства с юридическими лицами и населением при использовании средств для финансирования хозяйства, социального обеспечения, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. [9, c.38-39]  
Первый самостоятельный бюджет республики был составлен на 1991 г. Бюджет 1991 г. был утвержден Верховным Советом БССР 21 декабря 1990 г. как закон Белорусской ССР, и с этого времени не включался в состав никакого другого бюджета. Республиканский бюджет Белорусской ССР составил по доходам 6,9 млрд. руб., по расходам - 8,5 млрд- руб., предельный размер дефицита- 1,6 млрд руб.  
В бюджете на 1991 г. еще отражались взаимоотношения с бюджетом СССР по поводу передачи в него части налога на прибыль предприятий (22 %), налога с продажи (30 %), других неналоговых поступлений. Однако налог с оборота и подоходный налог были полностью зачислены в бюджет республики. Это явилось результатом сокращения передаваемых центру функций и принятия правительством мер по укреплению доходов государственного бюджета Белорусской ССР.  
Начиная с 1992 г., формирование доходов бюджета Республики Беларусь осуществляется на основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 1 января 1992 г. В условиях рыночных отношений механизм налогообложения основывается на применении косвенных налогов, включающих налог на добавленную стоимость и акцизы.  
Формирование бюджета Республики Беларусь законодательно закреплено в новой Конституции Республики Беларусь, Законе "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах". Законе "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", Законе " О бюджетной классификации Республики Беларусь", налоговом законодательстве. На основе этих законов принимается закон '" О бюджете Республики Беларусь" на каждый год, который регулирует экономические отношения по формированию и использованию государственного бюджета, проведению фискальной политики в условиях социально ориентированной рыночной экономики.  
В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Они складываются при совершении платежей в виде налогов и сборов, направленных на формирование бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики требует использования налогов как основного метода формирования доходов государства.  
Как свидетельствуют данные, основную долю поступлений в бюджет составляют налоги на прибыль и доходы; налог на добавленную стоимость; акцизы. В 1996 г. общий удельный вес этих налогов в бюджете составил 56,0 %; в 2003 г. равнялся 54,4 %. При этом происходило изменение соотношения налогов. С 1996 г. по 2003 г. уменьшился удельный вес налога на прибыль и доходы с 19,2 % до 14,2 % и вырос удельный вес налога на добавленную стоимость с 25,3 % до 30,1 %. Уменьшение доли налогообложения прибыли и доходов свидетельствует о стимулировании предприятий разных форм собственности в увеличении выпуска продукции и создании более благоприятных условий хозяйствования.  
Новым направлением увеличения доходов бюджета являются поступления от свободных экономических зон в Республике Беларусь.  
Важным источником формирования доходов государства являются доходы целевых бюджетных фондов, которые были созданы в Республике Беларусь в 1997 г. Поступления в эти фонды составили в 1998 г. 12,5 % доходов бюджета, а в 2002 г. выросли до 20 %. При этом в 1998 г. и в 2000 г. основные платежи поступали в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; в 2002 г. основные поступления направлялись в Республиканский дорожный фонд. [14, c.13-14]  
Таким образом, основными путями формирования доходов бюджета в Республике Беларусь являются взимание прямых и косвенных налогов, поступления от свободных экономических зон, а также поступления средств от субъектов хозяйствования в целевые бюджетные республиканские фонды.  
Расходование государственного бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.  
В налоговой политике государства в Республике Беларусь происходит изменение структуры расходов бюджета. Основными направлениями расходов являются государственное управление, правоохранительная и судебная деятельность, национальная оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, финансирование народного хозяйства, социальная политика. В условиях рыночных преобразований возрастает деятельность государства по стимулированию увеличения объема национального производства и занятости, развитию социальной инфраструктуры.  
Важной закономерностью использования государственных средств выступает финансирование деятельности государства, обеспечение безопасности и правопорядка. Расходы на национальную оборону за 1996 -2002 гг. снизились с 6,0 % до 5,5 %. Для сравнения отметим, что финансирование национальной обороны в Российской Федерации в 1996г., составляло 18,1 % расходов бюджета, в США в 1993г. достигло 21,0 % федерального бюджета,  
Большое значение, в Республике Беларусь имеет деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и, прежде всего, последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. На эти цели в 1996г. направлялось 10,9 % бюджета, 2002г. - 6,3 %..  
Республика Беларусь является участницей Организации Объединенных Наций и 58 других международных организаций, таких как Всемирная организация здравоохранения, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совет Европы, Международная организация уголовной полиции Интерпол", Международная организация по стандартизации. Международная организация труда. Европейская энергетическая хартия и многих других. В республиканском бюджете предусматриваются расходы на взносы в международные организации системы ООН и другие. Кроме того, из республиканского бюджета уплачиваются взносы в международные финансовые организации - в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, и другие.  
В результате расширения международного представительства Республики Беларусь предусмотрено использование средств бюджета на международную деятельность. Важной составной частью международных расходов республики является финансирование интеграционных процессов Беларуси и России, отчисления в бюджет Союзного государства. Общие затраты на международную деятельность составляют около 2 % республиканского бюджета.  
Значительный удельный вес в бюджете занимает обслуживание государственного долга. На эти цели выделяется свыше 3 % средств. Увеличение расходов связано с выпуском и обслуживанием с 1999 г. государственных краткосрочных облигаций.  
Следовательно, важным направлением налоговой политики государства является использование средств бюджета на обеспечение деятельности государства и безопасности страны.  
Вместе с тем на этапе рыночных преобразований в Республике Беларусь происходит изменение приоритетов налоговой политики. Основной целью деятельности государства по использованию бюджетных средств дискреционной фискальной политике выступает финансирование народного хозяйства и осуществление социальной политики. [12, c.27-29]  
В Республике Беларусь в условиях социально ориентированной рыночной экономики задача государства состоит в регулировании рыночных преобразований в экономике и осуществлении социальной защиты людей. Программой перехода к рыночной экономике предусмотрено создание современного высокоразвитого рыночного хозяйства и обеспечение социальной справедливости в обществе.  
В этих условиях республика осуществляет курс на повышение эффективности производства на основе развития наукоемких отраслей, инвестиций капитала, создания свободы предпринимательства и конкуренции. Решение поставленных задач требует усиления финансирования государством развития науки и отраслей народного хозяйства.  
Реализация научно-технического потенциала республики вызывает необходимость увеличения затрат на финансирование научных исследований. В Республике Беларусь в 1992 г. эти затраты составили 1,4 % расходов бюджета, в 2002 г. повысились до 2,4 %.  
Важнейшим условием подъема экономики, роста ВВП, занятости и благосостояния являются инвестиции капитала в производство. Правительство Республики Беларусь осуществляют целенаправленную политику увеличения инвестиций, стимулирования развития народного хозяйства. Государственные инвестиции направляются в приоритетные отрасли экономики, создание производственной инфраструктуры, ускорение научно-технического прогресса.  
Налоговая политика государства направлена на обеспечение роста национального производства. Анализ расходов бюджета Республики Беларусь показывает, что государство в условиях рыночной экономики увеличивает расходы на финансирование отраслей народнохозяйственного комплекса.  
Таким образом, одним из приоритетных направлений налоговой политики государства в Республике Беларусь в современных условиях является финансирование отраслей народнохозяйственного комплекса. Другим важнейшим направлением деятельности государства в области налоговой политики выступает финансирование социальной инфраструктуры и мероприятий по социальной защите населения.  
Расходы на образование и здравоохранение, культуру увеличивают человеческий потенциал, способствуют повышению уровня трудовых ресурсов. Через бюджетные фонды осуществляется система социальных выплат, которые обеспечивают перераспределение доходов и сохранение стабильности общества. На образование и здравоохранение расходуются значительные средства бюджета.  
Важнейшее значение в условиях социально ориентированной рыночной экономики имеет проведение политики социальной защиты. Государство осуществляет социальную помощь, выплату пенсий, пособий, финансирование специальных социальных программ, выплату социальных пособий гражданам и семьям, имеющим детей. В 2002 г. эти расходы составили 7,6 % средств бюджета, а в 2005 этот показатель возрос до 9,8%.  
Всего на цели социальной политики в 1996 г. было расходовано 11,4 трлн руб., или 27 % средств бюджета, в 2003 г. 1 трлн деноминированных рублей, или 23,6 % бюджета. [14, c.18-19]  
Таким образом, мы выяснили, что источником проведения налоговой политики являются поступления налогов в доход бюджета и использование средств расходной части бюджета государством. При осуществлении стимулирующей фискальной политики расходы бюджета превышают доходы, создается дефицит бюджета, при сдерживающей фискальной политике доходы бюджета превышают расходы, создается излишек бюджета. В развитых странах мира на настоящем этапе применяется преимущественно метод дефицита бюджета.  
В Республике Беларусь экономическая политика государства основывается на применении стимулирующей фискальной политики, дефицитного финансирования экономики.  
Дефицит бюджета Республики Беларусь покрывается за счет внутреннего и внешнего финансирования. Основными источниками возмещения дефицита являются кредиты Национального Банка Республики Беларусь, государственные краткосрочные обязательства, внешние кредиты и займы.  
Следовательно, в финансировании дефицита бюджета Республики Беларусь основными направлениями выступают повышение роли кредитов Национального банка и привлечение внешних займов в виде кредитов правительств иностранных государств и чистых кредитов международных финансовых организаций.  
Таким образом, налоговая политика является важным инструментом экономической политики государства. В Республике Беларусь в условиях формирования рыночной экономики задачей является рост национального продукта на основе развития и совершенствования производства, сокращение безработицы и повышение благосостояния населения. За последние годы в Республике Беларусь были приняты реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом законодательстве:  
• Введена в действие с 1 января 2004 г. Общая часть Налогового кодекса – основного правового документа, регламентирующего сферу налоговых отношений;  
• Сокращено значительное число индивидуальных налоговых льгот и преференций;  
• Снижена ставка основного бюджетообразующего налога – НДС до 18%;  
• Ведется постепенное снижение ставок оборотных налогов и налогов на фонд оплаты труда и упрощается механизм их исчисления и уплаты; [5, c.19]  
Что касается совершенствования налоговой политики Республики Беларусь, то здесь необходимо выделить следующие основные направления:  
Создание налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать комплексность и целенаправленность в формировании как системы налоговых платежей, так и прочих неналоговых и целевых изъятий, базирующихся на единой правовой основе.  
Налоги используются как фискальный инструмент и как инструмент экономической политики в целом.  
Основные направления реформирования системы налогообложения в соответствии с новым переходным этапом экономического развития национальной экономики можно определить следующим образом:  
• Снижение общего уровня централизации в бюджете финансовых ресурсов для дальнейшей стабилизации экономических процессов и экономического роста;  
• Оптимизация структуры налоговой системы за счет сокращения целевых платежей, отчислений в целевые бюджетные фонды, уменьшения налоговой нагрузки косвенными налогами с целью создания благоприятного налогового климата для инновационных и инвестиционных процессов и снижения уровня инфляции;  
• Реформирование системы подоходного и социального налогообложения как реального фактора улучшения благосостояния населения;  
• Ориентация методов налогового регулирования на создание инновационной экономики;  
Предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России. [5, c.20]  
Таким образом, из всего вышесказанного можно сказать, что Республика Беларусь находится на этапе сложных экономических преобразований в сфере налогообложения. Уже заложены основы стабильной и эффективной налоговой системы: издан Налоговый кодекс РБ, что свидетельствует о наличии правовых основ, сокращено некоторое количество налоговых льгот и т.д.  
Однако за это время было положено лишь начало всех преобразований, большинство из которых Республике Беларусь еще предстоит пройти. В частности, предстоит перестройка существующей налоговой системы в соответствии с долгосрочными задачами путем ориентации налоговой системы на стабильность, ориентирование налоговой системы на оказание поддержки другим рыночным экономическим реформам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  
 
В 21 век наша страна вступила со своей стратегией развития, которая определена ведущими политиками и учеными и базируется на Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. И Основных направлениях социально-экономического развития страны на период до 2010 г.  
Обеспечение устойчивого экономического роста органично связано с преобразованием в финансовой системе, включая бюджетно-налоговую, кредитно-денежную и ценовую политику. В связи с этим, наряду с другими методами государственного регулирования, налоговая политика должна соответствовать основным направлениям социально-экономического развития республики и обеспечить устойчивый экономический рост, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, рост реальных денежных доходов населения, социальную стабильность.  
Одномоментно решить весь комплекс задач по достижению намеченной цели не представляется реальным. Поэтому в налоговой политике следует ориентироваться на поэтапное получение результатов.  
Программа разработки и реализации налоговой политики в Республике Беларусь должна включать:  
1. Концепцию поэтапного реформирования налоговой системы.  
2. Разработку механизма налогового регулирования на каждом этапе.  
3. Моделирование принимаемых решений с целью прогнозирования их последствий для государственного бюджета и для налогоплательщиков.  
Реформирование налоговой системы нельзя отождествлять с постоянной корректировкой порядка уплаты отдельных налогов, снижением или увеличением налоговых ставок, предоставлением или ликвидацией некоторых налоговых льгот. Оно должно основываться на определенной государственной концепцией налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции.  
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование и совершенствование налоговой политики в Республике Беларусь должно проходить в соответствии с общепризнанными принципами нейтральности, справедливости и простоты, что позволит государству учесть весь комплекс интересов, как хозяйствующих субъектов, так и граждан, не ограничивая их возможности и удовлетворяя их потребности.  
Нельзя также забывать и внешнюю среду. Эффективная налоговая политика государства должна обеспечивать создание благоприятного налогового климата для инвесторов, что обеспечит приток иностранных инвестиций в экономику страны и повысит привлекательность Республики Беларусь на международной арене.  
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговая политика является частью экономической политики государства, целью которой является обеспечение устойчивого экономического роста путем косвенного воздействия на экономику страны, удовлетворяя как общегосударственные интересы, так и интересы непосредственно каждого члена общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План
Введение 4
1. Налоги, их  виды, функции, способы взимания. 5
1.1 Принципы налогообложения  и распределение налогового бремени. 5
1.2 Налоги и  их функции. 9
1.3 Элементы налога  и способы его взимания 11
1.4 Виды налогов 11
2. Теоретический  и практический опыт в налогообложении  стран с развитым рынком 14
2.1 Теоретическое  наследие 14
2.2 Основные цели  современной налоговой политики 14
3. Налоговая  система Республики Беларусь. 16
    Налог на добавленную  стоимость 16
    Акцизы 17
    Налог на доходы и прибыль 17
    Налог на недвижимость 18
    Земельный налог 19
    Налог на топливо 19
    Транзитный  налог 19
    Подоходный  налог с граждан 19
    Плательщики налога 19
Заключение 21
Список использованной литературы 23
 

      Введение

      Налоги  существовали ещё в библейские времена. Одним из самых известных тогда  налогов была "десятина”.В период рабовладения налоги взимаются в виде различных натуральных податей.
      По  мере развития товарно-денежных отношений налоги приобретают денежную форму.
      Таким образом, налоги - неотъемлемая  часть  государства и его экономической  политики в любую эпоху и при  любом режиме.  Можно сказать, что налоговая политика  государства - одна из составляющих его благосостояния, его политической и экономической  стабильности.
      В условиях  рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из  важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики.
      От  того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.
      На  данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в которых можно найти грамотные, глубоко  продуманные, предложения по созданию эффективной налоговой  системы.
      В данной  работе я попытаюсь рассмотреть  основную часть вопросов, связанных  с налогами и налоговой системой
 

1. Налоги, их виды, функции,  способы взимания.

      С правовых, юридических позиций налоги можно характеризовать как устанавливаемые законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.
      С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов осуществляемого государственными органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников.
      Налоговое регулирование доходов ставит своей  основной задачей сосредоточение в  руках государства, местных бюджетов денежных средств необходимых для решения проблем   социального,   экономического: научно-технического  развития,  стоящих перед народом, страной, регионами, отраслями в целом. В то же время налоговая система функционирует таким образом, чтобы  обязательные платежи,  изъятия средств осуществлялись по отношению к определенным объектам налогообложения с учетом их масштаба и возможностей отторжения.

1.1 Принципы налогообложения  и распределение  налогового бремени.

      Налогообложение относится к числу давно известных  способов регулирования доходов  и источников пополнения государственных  средств. Общие принципы налогообложения  сформулировал еще Адам Смит в  своей широко известной книге "Исследование о природе и причинах богатств народов". Он предложил рассматривать  три источника налога: ренту, прибыль  и заработную плату. Приведу общие  воззрения А. Смита на эту проблему, так как они и сегодня интересны.
      1. Подданные государства должны, по  возможности, соответственно своим  способностям и силам участвовать в содержании правительства. Всякий налог, который в конечном счете падает только на один из трех вышеупомянутых видов дохода, является обязательно неравным, поскольку он не затрагивает двух остальных...
      2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа -все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица...
      3. Каждый налог должен взиматься  в то время или тем способом, когда и как плательщику удобней всего платить его:
      Как видно из приведенного текста, А. Смит исходил из следующих принципов  налогообложения:
      равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
      определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
      простота  и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
      не  отягощенность, то есть умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится  тяжким бременем на налогоплательщика.
      Эти принципы применимы к современному налогообложению. Однако его превращение из простого изъятия средств в систему регулирования доходов и тем самым воздействия на социально-экономическое развитие и экономическую политику государства в целом накладывает свой отпечаток и на принципы проведения налоговой политики.
      В ходе подготовки закона о налоговой  системе были выдвинуты такие  принципы:
      всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
      стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
      равнонапряженность - взимание налогов по идентичным для  всех налогоплательщиков ставкам, в доле от дохода и прибыли с тем, чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равной для субъектов с разными уровнями доходов;
      обязательность - принудительность налога, неизбежность его выплаты;
      социальная  справедливость - установление налоговых  ставок и налоговых льгот таким  образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
      Легко видеть, что наряду с заимствованием давно установленных принципов предпринята и попытка их модернизации. Вместе с тем, представляется, что современные принципы налогообложения должны предусматривать еще, по крайней мере, три пункта.
      1.Налоги  не должны подавлять и тем  более убивать заинтересованность  коллективов и работников в  повышении дохода и прибыли.
      2.Налоги  должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшать.
      3.Налогообложение  не должно приводить к снижению  реальных доходов граждан ниже  предельно допустимого уровня, определяемого  величиной прожиточного минимума.
      Естественно, что построить систему налогообложения,   отвечающую   всем   перечисленным принципам, крайне нелегко. Многие из требований, диктуемых ими, трудно совместимы, противоречивы. В этом, наряду с политической и экономической нестабильностью, характерной для стран СНГ постсоветского периода, состоит причина неустойчивости налогового законодательства, изменения и вида налогов и налоговых ставок.
      Какой с точки зрения общества и отдельного индивида должна быть структура налогов  их шкала, кто должен их платить? На первый взгляд, кажется, что платить  в бюджет (а именно туда идут налоги) должны те, кто имеет выгоды от правительственных  программ и их осуществления. Этот принцип  получил название "принципа полученных благ". Действительно, некоторые  налоги так и построены. Например, налоги на благоустройство территорий, содержание автодорог: те, кто их уплачивает, получают от этих программ разную отдачу. Хорошие дороги, полагают некоторые, выгодны прежде всего владельцам автомобилей. В действительности же они выгодны всем хотя бы потому, что позволяют доставлять в регион много хороших и разных, а главное, нужных товаров. Но если применять принцип полученных благ как основополагающий в налогообложении, то получается, что бедные семьи должны выплачивать налоги, чтобы обеспечить благотворительные программы для малоимущих, а безработные - для выплаты им пособий. А как оценить размер выгоды, получаемый каждым гражданином от существования армии, службы национальной безопасности, развития фундаментальной науки, культуры, образования? А ведь они существуют в основном за счет средств из бюджета, т.е. за счет налогов. Каким же должен быть принцип их взимания на эти нужды? "Принцип платежеспособности" согласно которому больше должны платить те, чьи доходы выше, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении. Согласно закону Энгеля, с ростом доходов возрастает их доля, направляемая на приобретение предметов роскоши, в то время как доля расходов на приобретение предметов первой необходимости падает. Преимущественное налогообложение той части населения, которая имеет высокие доходы, сократит их возможности в приобретении предметов роскоши, а налоги на беднейшую часть населения (особенно косвенные) лишат ее возможности купить самые необходимые продукты и вещи Это значит что средства, изъятые в виде налогов у бедных у которых доходы и так невелики, будут большей жертвой чем те, что изъяты у богатых. Но это вовсе не означает  что богатые с удовольствием, без ропота будут платить в бюджет больше. Вот почему правительствам приходится применять различные по воздействию налоги. Их можно разделить на три группы: "прогрессивные", "пропорциональные" и "регрессивные".
      а)Прогрессивный - это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая  ситуация складывается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Тогда речь идет о "предельной" налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы.
      б)Регрессивный налог характеризуется взиманием  более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с  высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем  доход.
      в)Пропорциональный налог забирает одинаковую часть  от любого дохода (единая ставка для  доходов любой величины).
      Чтобы спрогнозировать воздействие налога на доходы людей, необходимо вычислить  так называемый "дискреционный доход" - часть чистого дохода потребителей, предназначенную для расходов по собственному усмотрению, которая остается после оплаты всех обязательных расходов на удовлетворение жизненных потребностей. Это значит, что для расчета из реально получаемых семьей доходов нужно вычесть обязательные затраты на питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание, транспорт и т.д. То, что останется после вычетов (если останется), и составит дискреционный доход. Он может вырасти или уменьшиться после введения новых (или изменения ставок уже имевшихся) налогов. Это и будет показателем реального воздействия новшеств в налогообложении на население. При таком анализе пропорциональный налог может оказаться регрессивным. Чаще всего регрессивное налогообложение связано с косвенными налогами.
        Какой бы совершенной ни казалась  введенная система    налогообложения  ее авторам, налогоплательщики  всегда  стремятся переложить  их на плечи других сограждан,  т.е.     если удается, заставить платить налоги других. В тех     случаях, когда удается переложить уплату налогов на     потребителей, говорят о "сдвиге вперед", если на производителей - о "смещении назад". Куда именно произойдет сдвиг налогов - "вперед" или "назад" - зависит от эластичности спроса и предложения на товар или услугу.     Продавцам легче переложить уплату налогов на покупателей, когда спрос относительно неэластичен. Если же относительно неэластично предложение, налоги легче переложить на продавцов. Однако, когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не    уклоняются. Но государство, к сожалению, далеко не всегда    заботится о популярности своих действий, особенно, если    экономика неэффективна или преобладает захватническая    политика. Тогда налоги могут стать непомерными, даже разрушительными, привести к социальному взрыву..
      Известны  три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:
        а) расширение круга налогоплательщиков;
        б) увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные  налоги;
        в) повышение налоговых ставок  и при прямом, и при косвенном  налогообложении.
      Стремление  государства увеличить поступления  в бюджет понять можно, однако уровень, налоговых ставок не должен превышать размера , при превышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономики.
      В зарубежных странах используется такой  показатель уровня налогообложения, как "эластичность налоговой системы". Согласно ему ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить  инфляцию, но в то же время столь  низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства. Математически точно определить величину такой ставки сложно, но есть три признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:
      а) если при очередном повышении  налоговой ставки поступления в  бюджет растут непропорционально медленно или, хуже того, сокращаются;
      б) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;
      в) если растет "теневая" экономика - скрытое и явное уклонение  от уплаты налогов.
      Все это свидетельствует об отрицательном  воздействии роста налогов на экономику: ослабляются финансовые и "^экономические стимулы производственной деятельности, -тормозится и деформируется  производство в целом. Если ставки налогов  снижаются, действие экономических  стимулов усиливается, растут подлежащие налогообложению доходы, поступающие в государственный бюджет.
      Таким образом, существуют объективные границы  отчислений налогов, которые позволяют, с одной стороны, увеличить доходы государства, с другой - заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении экономики.
      Исследуя  связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых  средств в государственный бюджет американский экономист Артур Лаффер показал, что всегда повышение ставки налога ведет к росту налогов  доходов государства. Если налоговая  ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А.Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках.
      Это положение можно проиллюстрировать  графически: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Х - уровень налоговой ставки в процентах;
      Y - среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет;
      Х0 - оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума - Y0.
      Действительно, равенство бюджетных поступлений (Y1=Y2) достигается при очень разных уровнях налоговых ставок (X2 значительно больше Х1).
      Дело  в том, что более низкая налоговая  ставка увеличивает  число объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской  деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых  ставках. И наоборот, с ростом налогов  доходы в казну, как это ни парадоксально, уменьшатся, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.
      Исследования  А. Лаффера теоретически доказали: чем  богаче граждане, тем богаче государство.
      Следуя  этому, многие государства стараются  сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги - унифицированными, стабильными,  гибкими. Налоговая  политика в современных условиях должна обеспечивать равно выгодность производства продуктов на предприятиях, независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных видов товаров, ресурсосбережение, технический прогресс.

1.2 Налоги и их  функции.

      Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства  юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане. Платить  налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе и экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в. обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.
      Общественное  назначение налогов проявляется  в их функциях: "фискальная", "регулирующая", "стимулирующая" и "распределительная".
      Фискальная  состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны  ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендию студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.
      Регулирующая.  Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить  себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, не возможно. Иное дело- как она регулируется. Но каковы бы не были формы и методы, центральное место в самой  системе регулирования принадлежит  налогам.
      Государственное регулирование осуществляется в  двух основных направлениях:
      а) Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным  образом в разработке законов, нормативных  актов, определяющих взаимоотношения  действующих на рынке лиц. Это  направление государственного регулирования  рынка непосредственно с налогами не связано.
      б) Регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей.
      Особенности регулирующей функции налогов:
      а) в период долгосрочного спада  основу налогообложения должна составлять кейнсианская модель антицикличного регулирования;
      б) в период долгосрочного подъема  экономики - основу должна формировать  монетаристская модель (долгосрочный курс стимулирования и регулирования  совокупного предложения);
      в) в периоды депрессии и оживления - краткосрочная модель регулирования (стимулирование инфляции) и краткосрочное  кейнсианская модель (стимуляция инвестиционного  спроса).
      Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и  санкций государство стимулирует  технический прогресс. Это стимулирование проявляется, прежде всего, в том, что  сумма прибыли, направленная на техническое  перевооружение, расширение производства товаров народного потребления  и ряда других, освобождается от налогообложения.
      Распределительная. Посредством налогов в государственном  бюджете концентрируются средства, направляемые на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ - научных, экономических и  других. С помощью налогов государство  перераспределяет часть доходов  физических и юридических лиц  на развитие производственной и социальной сферы. Это функция носит ярко выраженный социальный характер.
      Таким образом, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия  налогообложения, вводя одни и отменяя  другие налоги. Государство создает  благоприятные (или неблагоприятные) условия для развития отраслей и  производств.  

1.3 Элементы налога  и способы его  взимания

      Каждый  налог содержит обязательные элементы. В нем указывается - "кто" является плательщиком, т.е. субъектом данного  налога (например, работник, предприятие, наследник и т.д.);
      - что выступает объектом налогообложения  (доход, имущество, товар, наследство);
      - из какого источника уплачивается  налог (зарплата, 'прибыль, доход,  дивиденд, т.п.);
      - в каких единицах измеряется  объект налогообложения (например, денежная единица страны - в подоходном  налоге, налоге на прибыль; гектар  или акр - в поземельном, человек  - в подушном налоге);
      - величина налоговой ставки (если  она выражена в процентах, то  ее называют "квотой") представляет  собой величину налога, приходящуюся  на единицу налогообложения;
      - налоговые льготы, учитывающие специфические  условия хозяйствования.
      В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов: "кадастровый", "у источника", "по декларации".
      Первый  из них основан на использовании  кадастров, т.е. реестров, содержащих классификацию  типичных объектов (земли, месторождений, домов) по их внешним признакам. Именно поэтому такой способ устанавливает  доходность объекта весьма неточно, в среднем. Для оценки доходов, которые  можно получить, например, от использования  земли, необходимо иметь кадастровые  карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение (в нашей стране их составление только начинается).
      Налог "у источника" взимается до получения дохода налогоплательщиком. Этот способ наиболее распространен  в ,нашей стране: бухгалтерия предприятия  до выплаты: зарплаты или любого другого  дохода вычитает из него налог и  перечисляет в бюджет соответствующую  сумму.
      Третий  способ предполагает заполнение налогоплательщиком декларации о совокупном годовом доходе и подачу его в налоговую инспекцию. В последние годы этот способ начинает применяться в практике нашей страны.

1.4 Виды налогов

      Налоги  бывают "прямыми" и "косвенными". Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги.
      Способ  взимания налога, срок и сумма платежа  должны определяться государством таким  образом, чтобы его удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его исчисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае, эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами доходов плательщика.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.