На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Коммерческая тайна

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Основные  понятия 2
Признаки 3
Правовой  режим 5
Меры  по охране 7
Ответственность гражданско-правовая, административная и  уголовная. 13 

 


Основные  понятия

 
      Коммерческая  информация - сведения, связанные с  производством, используемой технологией  изготовления продукции, управлением, финансами и другом деятельностью  предприятия.
      Коммерческая  тайна - форма обеспечения безопасности наиболее важной коммерческой информации, предполагающая ограничение ее распространения, это - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых  обусловлена интересами конкуренции  и возможными угрозами экономической  безопасности фирмы. Коммерческая тайна  возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции.
      Коммерческие  секреты - форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся  к коммерческой тайне фирмы и  подлежащие защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств  путем похищения, выведывания, утечки информации.
      Они различаются по следующим признакам:
      по природе коммерческой тайны (технологические, производственные, организационные, маркетинговые, интеллектуальные, рекламные);
      по принадлежности собственнику (собственность предприятия, группы предприятий, отдельного лица, группы лиц и т.д.);
      по назначению коммерческих секретов.
      Документы, содержащие коммерческие секреты, могут  иметь гриф "конфиденциально", "строго конфиденциально", "конфиденциально  только адресату" и другие. Документы, содержащие государственную тайну, подразделяются по степени секретности  и снабжаются грифом "секретно", "совершенно секретно", "особой важности", "для служебного пользования". Серия "К" (повышенный гриф секретности), "лично", "двойной пакет".
      Носитель  коммерческого секрета - лицо, осведомленное  о коммерческих секретах предприятия  или фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители).
      Промышленный  шпионаж - несанкционированное получение (либо распространение) информации, составляющей объект охраны с помощью коммерческой тайны.
      Патентование - форма защиты информации и искусственных  предметов от несанкционированного коммерческого использования
      Ноу-хау - не являющаяся общеизвестной технологическая  информация, включающая методы, способы  и навыки, необходимые для создания каких-либо объектов или изделий, для  проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, а также формулы и рецепты  изготовления веществ.
      Конкуренция - соперничество, соревнование между  выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразием потребности  покупателей.
      Авторское право - форма защиты продукта интеллектуальной деятельности физического или юридического лица с помощью норм гражданского законодательства.
      Режим секретности - защищенный внутренним законодательством  страны порядок обеспечения безопасности носителей информации, составляющей (применительно к рассматриваемым  ситуациям) коммерческую тайну.
      Активные  и пассивные носители коммерческой тайны - это люди (активные носители), а также электромагнитные поля и  другие материальные объекты, в которых  информация находит свое отражение, а именно: документы, материалы, образцы, модели, приборы, вещества и т.д. (пассивные  носители).
      Экономическая безопасность предприятия - динамичное состояние объективных и производственных, материальных и интеллектуальных ресурсов, формируемое администрацией, при  котором обеспечивается стабильность функционирования, финансово-коммерческий успех, научно-техническое и социальное развитие предприятия.

Признаки

 
     Первый  признак - информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются  те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесении предприятием информации к кругу сведений, составляющих коммерческую тайну, действительная или потенциальная  коммерческая ценность таких сведений предполагается и не нуждается в  доказывании. Однако в случае возникновения судебного спора (например, по иску к контрагенту о возмещении убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны) перед предприятием встанет необходимость доказывать суду наличие у информации коммерческой ценности.
     Второй  признак - к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных и  т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному  круги лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в  этом случае информация автоматически  утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одного из необходимых  критериев - отсутствие к информации свободного доступа.
     Третий  признак - для того, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны  могут быть организационными (например, утверждение внутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала  к коммерческой тайне), техническими (использование сигнализации, защита телефонных переговоров и т.п.) и  юридическими (например, включение  в трудовые контракты с персоналом и договоры с контрагентами положений  о неразглашении конфиденциальной информации). При этом простое определение  круга информации, составляющей коммерческую тайну, не может рассматриваться  в качестве охранной меры.
     Коммерческая  тайна, как разновидность информации, может являться объектом интеллектуальной собственности. При соблюдении необходимых  условий (информация приносит доход  и может быть использована в течение  периода, превышающего 12 месяцев) права  на указанную информацию могут отражаться в бухгалтерском учете в виде нематериальных активов. В то же время  законодательство не рассматривает  факт отражения в бухгалтерском  учете прав на информацию в качестве одного из признаков коммерческой тайны. Поэтому отсутствие в учете указанных  прав не может свидетельствовать  об отсутствие самой коммерческой тайны.
     Коммерческая  тайна не требует для признания  ее таковой какой-либо государственной  регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время  следует отметить, что не любая  информация, соответствующая всем перечисленным  выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство  вправе осуществлять контроль (в том числе налоговый) за деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
     Так, например, Постановлением Правительства  РФ от 05.12.91г. № 35 установлен перечень таких  сведений, к которым, в частности, относятся учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов; документы о платежеспособности; сведения о численности работающих и их заработной плате; документы  об уплате налогов; сведения об участии  должностных лиц предприятия  в других организациях. В соответствии с п.89 Положения по ведению бухгалтерского учета (утверждено Приказом Минфина  РФ от 29.07.98г. № 34н) годовая бухгалтерская  отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут  знакомиться с указанной отчетностью.
     Говоря  о правовых способах судебной защиты коммерческой тайны, следует констатировать, что наиболее распространенным способом является предъявление иска о возмещении убытков, причиненных разглашением конфиденциальной информации. Однако следует подчеркнуть, что обязанность  доказать факт разглашения, а также  размер убытков лежит на самом  истце. В зависимости от конкретных обстоятельств могут быть заявлены и другие иски. Например, предприятие  может заявить иск о признании  права на коммерческую тайну, когда  данное право кем-либо оспаривается, или иск о запрете использовать конфиденциальную информацию лицом, неправомерно завладевшим такой информацией.

Правовой  режим

 
      Любое предприятие (фирма) действует в  правовом пространстве, где его экономические  интересы входят в соприкосновение  с интересами органов государственной  власти и управления. Эти отношения  базируются на правах сторон, закрепленных в законодательном порядке. Четкое знание руководителями предприятий (фирм), служб экономической безопасности своих прав и обязанностей перед  обществом позволяет действовать  эффективно, уверенно, бесконфликтно.
      Определенную  помощь может оказать информация о соответствующих статьях законов, регулирующих право на интеллектуальную собственность, коммерческую тайну, позволяющая юридически обоснованно организовывать и вести эту работу. Для предотвращения перехода экономической свободы в анархию рыночные отношения регулируются комплексом правовых норм. Принятые в Российской Федерации законы охраняют право собственности, не допускают ее использование в ущерб другим, регулируют порядок заключения соглашений, взаимодействие предприятий и организаций с органами государственной власти и управления.
      Право собственности на информацию не должно вступать в противоречие с функциями  государственных и общественных органов контроля; с интересами и  правами государственных органов  в области внешнеэкономической, военно-технической и политической; с личными правами граждан, включая  сотрудников предприятий и организаций.
      В законодательном порядке закреплено положение, что все органы государственной  власти и управления осуществляют свои полномочия в пределах своей компетенции  и в строгом соответствии с  действующими на территории Российской Федерации законами.
      Ущерб, причиненный собственникам вследствие злоупотребления своим монопольным  или доминирующим положением, использование  недобросовестных методов предпринимательства (недобросовестной конкуренции) и совершения иных действий, ущемляющих права и  охраняемые законом интересы других лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
      При осуществлении своего права собственник  обязан принимать меры, предотвращающие  нанесение им ущерба здоровью граждан  и окружающей среде.
      В статье 28 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" указывается: "Предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном  законодательством РСФСР.
      Предприятие предоставляет государственным  органам информацию, необходимую  для налогообложения и ведения  общегосударственной системы сбора  и обработки экономической информации.
      Предприятие публикует данные о своей деятельности, включая годовые балансы, в порядке, установленном законодательством  РСФСР.
      Предприятие имеет право не предоставлять  информацию, содержащую коммерческую тайну. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем  предприятия.
      Перечень  сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяется Советом  Министров РСФСР".
      Правительством  РСФСР принято постановление  №35 от 5.12.91 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".
      В 1991 году введен в действие Закон  РСФСР "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках", определяющий организационные  и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции.
      В статье 10 перечисляются формы недобросовестной конкуренции:
      "Не  допускается недобросовестная конкуренция,  в том числе:
      - распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, способных  причинить убытки другому хозяйствующему  субъекту либо нанести ущерб  его деловой репутации;
      - введение потребителей в заблуждение  относительно характера, способа  и места изготовления, потребительских  свойств, качества товара;
      - некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом в процессе его рекламной  деятельности производимых или  реализуемых им товаров с товарами  других хозяйствующих субъектов;
      - самовольное использованию товарного  знака, фирменного наименования  или маркировки товара, а также  копирование фирмы, упаковки, внешнего  оформления товара другого хозяйствующего  субъекта;
      - получение, использование, разглашение  научно-технической, производственной  или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без  согласия ее владельца."
      Законодательное установление отношений предприятия (фирмы) с органами государственной  власти и управления находится в  стадии активного развития. В связи  с этим, важное значение имеет накопление, систематическое изучение руководителями предприятий и служб безопасности, вводимых в действие правовых актов, регулирующих право собственности  и ее охрану.

Меры  по охране

 
     Основным  фактором, способствующим защите информации, остаются пока режимные, т.е. специальные  меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен или  уже фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по недопущению его удовлетворения.
     Принятие  специальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит, прежде всего, от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде  деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для  них производственная или коммерческая информация, и других факторов.
     Безусловно, хранить секрет его владельцу, если он больше никому не известен, не представляет большой сложности и затрат на его охрану. Он сам не должен допустить  к нему третьих лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носитель информации (документ, дискета, предмет) должен иметь соответствующее место  хранения (не письменный стол, а сейф или другое недоступное для других лиц место). Несколько усложняется  охрана этих сведений, когда о ее наличии становится известно заинтересованным лицам. Возникает необходимость  ограничивать доступ посторонних лиц  к месту хранения секретных материалов.
     Предприятия, фирмы, объединения, где имеется  не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более  сложный объект защиты. Возникает  вопрос о необходимости обеспечения  внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т.е. которые  функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности.
     Качественное  же исполнение заказа негосударственными детективными службами во многом зависит  от тех условий, которые создаются  им органами власти. Например, Санкт-Петербургская  мэрия своим решением запретила  на территории города деятельность частных  предпринимательских фирм, которые  занимались также оказанием услуг  по защите коммерческих тайн. Осуществление  этих частных функций вменяется  государственным правоохранительным органам. И это не смотря на то, как  показывает зарубежный опыт, что частное  предпринимательство охраняет частное  детективное общество. Государственным  же правоохранительным органам, при  всем их желании и возможностях, с этой задачей в полном объеме не справиться[6].
     Это один вопрос. Второй касается изучения самой частной фирмы перед  тем, как обратиться к ней за помощью. Почему? Имеются данные, что некоторые  частные детективные образования, вместо того, чтобы действовать в соответствии со своим уставом, занимаются вымогательством, шантажом представителей других предпринимательских фирм. В принципе здесь идет обоюдная проверка заказчика и клиента перед тем, как заключить договор. Игнорирование этим подходом может привести к серьезным ошибкам.
     Специальные меры, которые осуществляются при  защите информации, можно подразделить на внешние и внутренние.
     К внешним мероприятиям относятся  следующие. Изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность, собирать информацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. При необходимости  производится изучение связей сотрудников  частной фирмы. Выясняются лица, проявляющие  интерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, не относятся ли они  к конкурирующей фирме или  к преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либо противозаконные действия, необходимо информировать соответствующий  правоохранительный орган. Тем самым  пресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частной  фирме. По возможности желательно установить, в чем суть этого интереса и  кому понадобилась та или иная информация. Не повторится ли он в будущем, т.е. что  можно ожидать от конкурента (не исключено и преступных элементов).
     В ходе осуществления внутренних мероприятий  по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в  частное предприятие. Изучаются  их анкетные данные, поведение по месту  жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные  и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился  ли в конфликте с законом (судимость, административные задержания, связь  с преступным миром). В ходе анализа  собранных материалов выясняется, нет  ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно может проводиться  тестирование лица для выяснения  моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей  фирме и причины ухода. После  этого делается вывод о пригодности  кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается. Периодически или в зависимости  от поведения продолжают изучаться  и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не исключено, что конкурент может  специально направить своих людей  для устройства на работу в интересующее его предприятие с целью получения  о нем ценных сведений.
     Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационной основе совершаемых  поступков лежит корысть (получить значительную сумму денег) или месть (не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к предпринимательской  информации. В этой связи, целесообразно  обращать внимание на лиц, которые в  процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. При возникновении серьезных  подозрений о недобросовестности сотрудника по отношению к фирме, предпочтительнее с ним расстаться.
     Компьютеризация предпринимательских структур, накопление с ее помощью различной информации привлекает как конкурентов, так  и преступников. Зачастую лица, желающие воспользоваться этой информацией, находятся среди обслуживающего персонала, а это уже проблема внутренней безопасности. Задача службы безопасности своевременно выявить  среди обслуживающего персонала  тех сотрудников, которые вынашивают намерения использовать имеющиеся  в их распоряжении сведения для продажи  другим лицам или использовать в  своих личных целях для получения  выгоды. Помимо действия в интересах  конкурента, могут совершиться и  действия, преследуемые по закону: мошенничество, саботаж, повреждение ЭВМ.
     Если  исходить из зарубежного опыта, то с  волной компьютерных преступлений, пока для нас новых и, не в полном объеме, пока урегулированных на законодательном  уровне, нам придется столкнуться  в недалеком будущем. Субъектами этих преступлений, как правило, являются высокообразованные специалисты, имеющие  доступ к секретным программам, шифрам, кодам. В банковских системах, например, совершается мошенничество (снимаются  деньги со счетов клиентов вымышленным  лицом, занимаются спекуляцией, используя  банковский капитал, на валютных биржах, оплачивают собственные счета и  т. д.). Развитию данного вида преступлений способствует также и то, что фирмы  и банки не стремятся оглашать факты компьютерных краж, чтобы не отпугнуть клиентов. Преступники, зная такое положение, шантажируют владельцев банков, угрожают раскрыть секретные  коды и шифры, что может повлечь  миллионы расходов для их замены. Только на расследование государственными, частными службами компьютерных ошибок банков приходится тратить около 20 млрд. долларов в год.
     Предприятия, располагающие ценной информацией, должны хранить ее в специальных  несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери ключей от них  или передачи на хранение другим лицам, даже из числа особо доверенных.
     Зарубежные  фирмы, например, используют для хранения секретной информации сейфы (шкафы), открываемые с помощью специальной  магнитной карты или других сложных  сигнальных электронных устройств. Следует отметить, что и эта  мера значительно затрудняет к ним  доступ. Особенно при наличии комплекса  защитных (физических и технических) мер здания, где расположен сейф, иное хранилище.
     Осуществление специальных внутренних и внешних  мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. В этой связи, предпринимателю  целесообразно обращаться за помощью  к частным детективным фирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться  и собственные службы безопасности. Здесь предприниматель сам решает, что ему выгоднее: мириться с утечкой  информации или привлекать частные  службы безопасности к ее защите. Вопрос состоит в том, какой из убытков  меньший: при утечке секретов или  их охране.
     Зарубежные  крупные и состоятельные фирмы  вводят в свой штат дополнительную должность - сотрудника, занимающегося  противодействием хищению ценной информации. Другие же фирмы постоянно или  периодически пользуются услугами частных  служб, специализирующихся на сыске  и охране. Штатная численность  этих служб насчитывает десятки  тысяч сотрудников. Тенденция роста  их рядов не сокращается. В действиях  частных служб и полиции возникают  противоречия, но их пытаются уладить  с помощью закона или на паритетной основе. Существует договоренность об обмене информацией, если на охраняемой территории совершается преступление.
     В Российской Федерации принят Закон  “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, который содержит положения о  сыскной и охранной частной деятельности. Оценивая данный закон с критических  позиций, следует указать и на такие положения, заслуживающие  внимания, как оказание детективами  на возмездной договорной основе помощи гражданам и организациям независимо от их форм собственности. Перечисляются  виды разрешаемых и запрещаемых  услуг, которые могут оказывать  субъекты негосударственной детективной  и охранной деятельности: сыщики и  охранники.
     В частности, Закон предусматривает  возможность создания акционерными обществами собственных служб безопасности, которые, среди других задач, призваны вести “...изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров выявление  некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; ...установление обстоятельств... недобросовестной конкуренции..., а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну...”[7].
     Подводя итоги, следует отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые  применяют похитители. Использование  для защиты секретов частных фирм самых сложных электронных устройств  позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, широко получивший в мировой практике название промышленный (коммерческий) шпионаж. В экономической литературе, исследующей развитие предпринимательской  деятельности, обращается внимание на поддержание этики честной коммерческой деятельности. В ходе же конкурентной борьбы, как неотъемлемого элемента рыночного хозяйствования использование  промышленного шпионажа нельзя отнести  к этическим видам деловых  взаимоотношений предпринимателей. Однако рыночно-конкурентная деятельность немыслима, как показывает зарубежная практика, без экономического, производственного, научно-технического и других видов  шпионажа. Самый благоприятный общественно-экономический  климат для развития предпринимательства  не сможет предотвратить банкротства, если в результате удачной шпионской  акции будут похищены секретные  для фирмы (компании) сведения. Шпионаж - это тень рыночно-конкурентной деятельности, двигатель для одних фирм и  тормоз для других.
     В дополнение к сказанному, на каждом предприятии при создании системы  защиты информации необходимо правильно  организовать:
     1.      учет и охрану некоторых видов  материалов и готовых изделий  (особенно опытных образцов)
     2.      порядок делопроизводства с документами,  содержащими предпринимательскую  тайну (правила циркуляции, учета,  хранения, уничтожения и др.)
     3.      контроль за средствами копирования  и размножения документов
     4.  защиту коммерческой информации  в средствах связи и вычислительной  техники
     5.      охрану территории предприятия  и его основных зданий и  сооружений
     6.      контроль за посещениями данного  предприятия посторонними лицами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.