На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малые предриятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                  Содержание 

 
 
   Стр.
1 Введение  
2 Виды малых предприятий  
3 Критерии выделения малых предприятий   
4 Особенности и функции малого предприятия  
5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой                промышленностью
 
6 Специфика малых предприятий и их роль в экономике  
7 Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы   становления и развития малого бизнеса
 
8 Основные направления мер по решению проблем     малых предприятий в России
 
9 Специализация и кооперация малых предприятий  
10 Создание малого предприятия  
11 Заключение  
Список  литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                         1 Введение 

  В  последнее   время  в  промышленности   индустриально   развитых   стран
наметилась тенденция  к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных  на
одной территориальной  площадке. В связи с наблюдающимся  в  последнее  время
падением серийности производства  и  расширением  номенклатуры  производимых
изделий    развитие    новых    несложных    производств,     второстепенные
производственные  операции, разного рода обслуживание было передано  крупными
корпорациями  специализированным средним и мелким  фирмам,  которые  добились
значительных  успехов в своей деятельности. В современной экономике  сложился
своеобразный  симбиоз крупных корпораций и  средних и мелких фирм.
  Положительная  роль развития предприятий малого  бизнеса несомненна но, тем
не менее, в России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного  сектора
экономики. В  свете  реформирования  экономической  системы  и  все  еще  не
доведенного до конца перехода к рыночной модели малым  предприятиям  следует
уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация  производства  в  Советском
Союзе стала  одной  из  главной  причиной  упадка  малых  городов,  разорения
десятков тысяч  сел и  деревень,  переселения  десятков  миллионов  людей   в
крупные города,  где  создалась  неразрешимая  проблема  жилья,  бытового  и
культурно-массового  обслуживания,   транспорта,   экологии,   преступности.
Развитие малых  предприятий необходимо России  для становления эффективной  и
стабильной экономики.
  Все    вышеперечисленные     факты     обуславливают     целесообразность
проанализировать  в данной  работе  ситуацию,  связанную  с  развитием  малых
предприятий в  нашей стране. В список поставленных задач входит  рассмотрение
вопросов, связанных  с тем положительным влиянием,  которое  оказывают  малые
предприятия на экономику государства, анализ положения малых  предприятий  в
России, выявление  трудностей и барьеров, встающих на  пути  развития  малого
бизнеса, а также  возможные пути преодоления возникающих  проблем.
  Основу информационной  базы  работы  составляют  аналитические  материалы
специализированных  периодических изданий и ресурсы  тематических  источников
информации сети  интернет.  Для  общего  представления  субъекта  анализа  и
рассматриваемых проблем была использована актуальная учебная литература.
  Тематика  рассматриваемого  явления  весьма  обширна  и  включает  в   себя
множество  вопросов  и  проблем,  материалов  для  рассмотрения  и  анализа.
Осветить  все  аспекты  анализируемых  вопросов  в   рамках   одной   работы
невозможно. Поэтому  были выбраны  приоритетные  темы  для  рассмотрения.  За
рамками работы остается вопрос истории развития малых  предприятий  в  нашей
стране, западный опыт в данной сфере. Акцент в работе делается на  детальное
рассмотрение  всех   проблем,   обусловивших   замедление   развития   малых
предприятий  в  России,  поиск  путей  преодоления  выявленных  препятствий.
Завершением проделанной  работы являются выводы по данной  теме,  позволяющие
составить представление  как о самой проблеме, так и  о необходимых  действиях
по исправлению  создавшийся негативной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                2 Виды малых предприятий.  
              

Те, кто впервые  сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий. 
       В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам. 
       Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами. 
       Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты. 
       В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
 

3 Критерии выделения  малых предприятий  
                

Человечество  накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости  от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран  универсального критерия выделений  малых предприятий. Каждое государство  в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам. 
       Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.        

В Японии к категории  малых и средних предприятий  относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых. 
       В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 
       в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; 
       в оптовой торговле – 50; 
       в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30; 
       в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. 
       Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. 
       Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
 

                                4 Особенности и функции малого предприятия.  
              

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В  первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного  управления предприятием. 
       Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. 
       Третья– относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. 
       Четвертая– персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. 
       Пятое– ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией. 
       Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. 
       Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). 
       Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80. 
       В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений. 
       Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах). 
       Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. 

             5 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой                                 
             промышленностью.  
              

Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости  изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий. 
       Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики. 
       Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике. 
       Эту “доводку крупных преобразований” призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления. 
       Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития. 
       Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.       

Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного  развития малого бизнеса в странах  с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах. 
       Предприниматели стремятся быть индивидуалистами. И часто именно это позволяет им раздвигать границы знаний. Идеи являются их “товарными запасами”. Хотя, по словам экономиста Леонарда Вайса: “большинство исследований показывает, что… размеры предприятия мало влияют на интенсивность исследований, но могут снизить ее в некоторых отраслях” 
       Компания “Дженерал электрик”, относит на счет малых предприятий многие новые идеи, в том числе изобретение электротостеров, кухонных плит, холодильников, пылесосов. Малые предприятия дали миру персональный компьютер, вертолет, бритву, транзисторный приемник, фотокопировальную машину, реактивный двигатель и многое другое. 
       В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира. 
       Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия – сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И, поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребность держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной картины. 
       Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом – это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе раскрупления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям. 
       Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап – это период поздней перестройки, период так называемой “приватизации”, когда малые предприятия создавались главным образом с вполне известными целями – чтобы каким-то образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала. 
       Второй период – это уже период приватизации, когда малые предприятия создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия. 
       Как показали беседы с руководством крупных предприятий и анализ ситуации, подавляющая часть этих малых предприятий, сегодня либо умирают, либо стали полностью самостоятельными и фактически превратились в серьезного конкурента материнским предприятиям. 
       Чаще малые предприятия, оставаясь на орбите крупного, вместе с ним медленно агонизируют. Все это сформировало негативное или выжидательное отношение к какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом. 
       Здесь нужно иметь ввиду ряд обстоятельств. Во-первых, низкая конкурентоспособность среды приводит к тому, что если транспортный или ремонтный цех выделятся в отдельное предприятие, оно становится фактически монополистом на инфернальном рынке и несколько месяцев спустя материнское предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых разводят руками. И ничего не поделаешь – других фирм, которым можно передать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупное предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры, применяя при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только такой цех выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить все взаимодействие на корню. 
       Выяснилось, что и малые предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают забюрократизированность самого процесса принятия решения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малого предприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупных предприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что если крупное предприятие упадет на колени, то малое – ляжет ничком. 
       Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленной политики и стимулирования развития малого предпринимательства самого по себе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупная промышленность, – и эти кооперационные связи возникнут сами собой. Тогда, очевидно, можно будет уже ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся в развитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить о стыковке малого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе. Искусственно такие конструкции создавать нельзя.
 
 
           6
Специфика малых предприятий и их роль в экономике 
 

  Малые предприятия  являются неотъемлемой частью  эффективной экономики.  Во
всех развитых индустриальных странах  сфера  малого  бизнеса  играет  важную
роль в экономической  системе государства. Заполняя вакуум между  громоздкими
гигантами, малые  предприятия  в  некотором  смысле  цементируют  экономику,
используют  пустующие  рыночные  нишы  и  стимулируют  деятельность  крупных
корпораций. На предприятия  малого  бизнеса  возложены  вполне  определенные
функции, которые  не выполняются  или  выполняются  в  недостаточной  степени
другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы  играют  роль  фундамента
рыночной экономики, связывают воедино  все  ее  звенья.  Эта  функция  малых
предприятий предотвращает  явление так называемой «лоскутной экономики»,  при
которой изобилие одних  товаров  имеет  место  наряду  с  дефицитом  других.
Другая  важнейшая  функция  мелких  фирм  –  поддержание  конкуренции,   что
обеспечивается  их многочисленностью,  гибкостью,  большей  свободой  ценовой
политики.   Малые   предприятия   ускоряют   заполнение   товарного    рынка
требующимися  потребителям товарами и внедрение  несложных  научно-технических
достижений.
  Поскольку   любая  экономическая  система   не  идеальна  и   на   практике
приходится  иметь  дело  с  несовершенной  конкуренцией,  крупные   компании
стремятся  монополизировать  свою  деятельность,  установить  контроль   над
рынком. В этих условиях существование небольших предприятий ставится  под
угрозу. Обоснованность деятельности малого  бизнеса  и  его  выживаемость  в
условиях рынка  обуславливается следующим. Крупным  корпорациям  часто  бывает
невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую  не  представляют
прямой опасности  для их функционирования. Нередко  поглощение  мелкой  фирмы
оказывается менее  выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь,  так
как малые предприятия  в ряде случаев  являются  поставщиками  более  крупных
организаций. Помимо этого существует различие в сферах  деятельности  мелких
и  крупных  фирм.  Например,  малые  предприятия  предпочтительнее  в  сфере
инновационных технологий, освоения принципиально  новых товаров и  услуг,  то
есть в случаях,  когда  направление  деятельности  сопровождается  серьезным
риском.  Немногие  крупные  корпорации   готовы   рисковать   вложениями   в
необкатанные  товары  или  услуги.   Абсолютное   господство   имеют   малые
предприятия в  тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в  массовом
производстве. Разделение  труда  между  крупными  и  мелкими  хозяйствующими
субъектами позволяет  повысить совокупную рентабельность производства и  тех,
и других. Кооперирование  малого  бизнеса  с  крупным  создает  для первого
устойчивый рынок  сбыта,  охраняет  от  неожиданной  конкуренции,  позволяет
специализировать  деятельность  внутри  фирмы.  С  другой  стороны,  большие
корпорации освобождают  себя от ряда  затратных  функций,  так  как  получают
необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень  важный  фактор  –
поддержка  малого  бизнеса  со  стороны  государства.  Из-за  полезности   и
важности малых  предприятий в экономической  системе страны,  государство  как
правило оказывает  всестороннюю  поддержку  малому  бизнесу,  стимулируя  его
развитие.
  Для решения  вышеупомянутых производственно-технических  задач малый бизнес
должен иметь  ряд  преимуществ  по  сравнению  с  крупным  производством.  К
выделенным достоинствам малых предприятий относятся:
большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
мобильность при  выполнении работ,  связанных  с  внедрением  новой  техники,
изобретений;
более экономичное  использование ресурсов, в том  числе вторичных;
снижение  косвенных  расходов,  связанных   с   содержанием   управленческих
непроизводственных  структур;
повышенная скорость обращения капитала.
  Развитие  сферы малого предпринимательства,  таким  образом,  способствует
решению многих социально-экономических проблем  – создание  среднего  класса,
снижение безработицы, формирование рациональной  структуры  экономики,  рост
доходной части  бюджетов всех уровней  и  др.  Чем  больше  сектор  гибких  и
подвижных малых  предприятий, и чем выше количество занятых в малом  бизнесе,
тем выше стабильность экономики.
  Следует  особо отметить, что понятие малого  предприятия не  имеет  четкого
объективного  определения.  Деление  хозяйственных  структур  на  мелкие   и
крупные можно  осуществлять по целому ряду признаков  и поэтому не  существует
единого  универсального  определения  для  малого  предприятия.  Вопрос   об
определении  предприятия  как  малого  решается  на  уровне  законодательной
власти всех стран, но общий принцип заключается  в выборе критерия  оценки  и
установке  ограничений  на  выбранный признак.   Выделяют   количественный,
качественный  и комбинированный  подходы  к  определению  малого  и  среднего
предприятий. В  определениях малых предприятий, основанных на  количественном
подходе, чаще всего  используют такие легко доступные для  анализа  критерии,
как число занятых, объем  продаж  (оборот),  балансовая  стоимость  активов.
Основное   достоинство   количественных   определений    -    удобство    их
использования. Основными недостатками количественных  подходов  являются их
абсолютность, отсутствие теоретической базы,  определяющей  выбор  того  или
иного показателя и границ его изменения, и трудность  их  использования  для
сравнительного  анализа. Качественные  варианты  определений  предусматривают
использование   качественных   критериев.   Часто   используют    дополнение
качественного определения некоторыми количественными  показателями.  Делаются
также  попытки  определить  размер   "малого",   "среднего"   и   "крупного"
предприятий через  рассмотрение "эффектов" или  последствий влияния размера
на характер деятельности фирмы. К преимуществам  качественного подхода  можно
отнести достижение некоторой степени его теоретического обоснования  и  учет
широкого спектра  "интуитивно"  присущих  разным  предприятиям  качественных
критериев,   таких,   как   "система   менеджмента",    "система    контроля
производительности",   "система   мотивации   производительности"   и   т.д.
Основными недостатками этого подхода являются  сложность  практического  его
применения,   обусловленная,   в    частности,    трудностью    доступа    к
внутрифирменной  информации,  а  также  достаточно  широкий   спектр   самих
критериев. Иллюстрацией комбинированного подхода может  служить  определение
малой  фирмы,  предложенное  в  1971  г.  в  докладе Болтонского   комитета
(Великобритания).    Болтонский    комитет    предложил    так    называемые
"экономическое"  и  "статистическое"  определения   малой   фирмы.   Согласно
экономическому  определению,  к  малым  относятся   фирмы,   удовлетворяющие
следующим трем условиям:
фирма владеет  относительно небольшой долей рынка  в рыночном пространстве  ее
сферы деятельности;
управление фирмой осуществляется ее владельцем (или  соучредителями)  лично,
а не посредством  формализованной управленческой структуры;
фирма  является  независимой   (не   представляет   собой   часть   крупного
предприятия).
  Статистическое  определение  предполагалось  использовать  для  выявления
вклада предприятий  малого бизнеса в валовой национальный продукт, в  решение
проблемы занятости, экспортную деятельность, развитие инноваций и т.  д.,  а
также  для  анализа  изменений  соответствующих  показателей  во  времени  и
обеспечения возможности  проведения сопоставлений на международном  уровне.
  В  нашей   стране  понятие  малого  предприятия  определяется  Федеральным
законом  от  14.06.95  №   88-ФЗ   «О   государственной   поддержке   малого
предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим  законом,
для  того,  чтобы   предприятие   считалось   малым,   должны   одновременно
выполняться четыре условия.
Это должна быть  коммерческая  организация  (иными  словами,  некоммерческие
организации не могут считаться малыми предприятиями).
В  уставном  капитале  организации  доля   участия   Российской   Федерации,
субъектов  Российской  Федерации,  общественных  и  религиозных  организаций
(объединений), благотворительных   и  иных  фондов  не  должна  превышать  25
процентов.
В уставном капитале организации доля, принадлежащая  одному  или  нескольким
юридическим лицам, не являющимся субъектами малого  предпринимательства,  не
должна превышать 25 процентов.
Средняя численность  работников  за  отчетный  период  не  должна  превышать
следующих  предельных  уровней:  в   промышленности   -   100   человек;   в
строительстве - 100  человек;  на  транспорте  -  100  человек;  в  сельском
хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек;  в  оптовой
торговле  -  50  человек;  в  розничной  торговле  и  бытовом   обслуживании
населения - 30 человек; в остальных  отраслях  и  при  осуществлении  других
видов деятельности - 50 человек.
  Что касается  многопрофильных  малых  предприятий,  то  в  соответствии  с
Федеральным законом  от  14  июня  1995  года  №  88-ФЗ  «О  государственной
поддержке  малого  предпринимательства   в   Российской   Федерации»   малые
предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности  (многопрофильные),
относятся к  таковым по  критериям  того  вида  деятельности,  доля  которого
является наибольшей в годовом объеме оборота  или  годовом объеме  прибыли.
Предприятие  самостоятельно  определяет,   какой   из   показателей   должен
применяться - объем  оборота  (объем  реализации  продукции,  товарооборот  и
т.п.) или объем  прибыли, полученной от  всех  видов  деятельности  в  целом.
Выбранный  предприятием  показатель  должен  быть   неизменным   в   течение
отчетного года (п. 1.1.6 Инструкции ГНС РФ  от  10.08.95  №  37  "О  порядке
исчисления и  уплаты в бюджет налога на прибыль  предприятий и  организаций"). 

                   7 Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы
                    становления и  развития малого  бизнеса 
 

  Во всех  развитых странах малому бизнесу  принадлежит немалый удельный  вес
в суммарных  показателях функционирования экономики. Так, например, в США в
настоящее время  функционируют 25 млн. малых  и  средних  предприятий  и  это
составляет 99,6 % всех американских предприятий. На долю малого  и  среднего
бизнеса в Америке  приходится две трети всех занятых  в  экономике  и  больше
половины валового национального продукта.1 Аналогичная  ситуация  характерна
и для других индустриальных стран. В России темпы  развития малого бизнеса  и
фактические показатели присутствия малых предприятий  на  рынке  существенно
занижены,  по  сравнению  с  западными  странами.  На  долю  малого  бизнеса
приходится всего  лишь  6,2  %  от  общего  объема  произведенной  продукции,
количество работников малых предприятий в нашей  стране  представляет  собой
только 13 % от всех занятых в экономике, они  производят  10-11  %  валового
внутреннего продукта.2
  Основной  правительственный  замысел   развития  индивидуального  и   малого
предпринимательства  в  России  в  конце  1980-х  годов  связывался  главным
образом  с  производственной  сферой  экономики,   возможностью   увеличения
товарной массы  на потребительском  рынке,  появлением  массовых  конкурентов
крупным производителям продукции. Для этого предпринимались  особые  меры  по
созданию подходящих  экономических  условий  для  развития  малого  бизнеса.
Однако спустя несколько лет  ситуация  с  малыми  предприятиями  не  внушала
оптимизма.  Из  624  тысяч  зарегистрированных  в  середине  1993  г.  малых
предприятий в  сфере производства удержались очень  не многие,  и  их  доля  в
промышленном  производстве и строительстве составила менее 1%  -  в основном
они сосредоточились  в сфере торговли и посредничества.3
  На 1 июля 1999г.  в России действовали 890  тыс.  малых  предприятий,  что
составило  30  процентов  от  общей  численности   российских   предприятий.
Количество  малых  предприятий  выросло  на  два  с  половиной  процента  по
сравнению с  положением дел на 1  января  1999г.  Значительно  выросло  число
субъектов  малого  бизнеса  в  отраслях  связи,   транспорта,   материально-
технического  снабжения  и  сбыта.  Немного  меньший  прирост  произошел   в
промышленности. Но  в жилищно-коммунальном  хозяйстве,  в  строительстве,  в
сферах  культуры  и  искусства,  науки   и   научного   обслуживания   малых
предприятий стало  меньше.  По  состоянию  на 1  января  2000  г.  в России
действовало 890,6 тыс. малых предприятий. В среднем  по Российской  Федерации
на одну тысячу населения приходится 7 малых предприятий.1
  Для сравнения,  в США этот показатель составляет 74 предприятия, в  Италии
– 68, Японии – 50, Великобритании – 46  и  во  Франции  –  35.2  По  оценкам
экспертов, для  создания эффективной конкурентной среды оптимальным  было  бы
доведение числа  субъектов малого предпринимательства, по  крайней  мере,  до
3,5 млн. к 2005 году.3
  Специфической особенностью  развития  сферы малых предприятий в нашей
стране является сосредоточение мелких фирм в области  торгово-посреднических
услуг – в  ней функционирует до  49  %  мелких  хозяйственных  единиц.  Среди
других  сфер  деятельности  распределение  выглядит  следующим образом:  на
промышленность  приходится 15 % всех малых предприятий,  на  строительство  –
15 %, науку и  научное обслуживание –  4  %,  транспорт  и  связь   –  3  %  и
сельское хозяйство  – 1,5 %. В целом на малых предприятиях России занято  6,5
млн. работников, в том числе в торговле  и  общественном  питании  –  35  %,
промышленности  – 22%  и  строительстве  –  22  %.  При  этом  прослеживается
отчетливая тенденция  снижения числа занятых на одном  предприятии. Так,  если
в 1994 г. в среднем на одно предприятие  приходилось  15  работников,  то  к
2000  г.  их  число  сократилось  до  7.  Следует  отметить  неравномерность
географического  распределения  субъектов  малого  бизнеса   на   территории
Российской Федерации. Больше всего предприятий сосредоточено  в  Центральном
экономическом районе – 36%, причем только в одной  Москве эта цифра равна  20
%. Среди других  регионов выделяются Санкт-Петербург,  Северный  Кавказ,  Урал
и Западная Сибирь – на эти регионы в  совокупности  приходится  около  трети
всех малых  предприятий.1
  Целесообразно  особо отметить, что по некоторым  оценкам,  примерно  девять
десятых  малых  предприятий  в  России,  независимо   от   заявленных   сфер
деятельности, выживают только за счет посредничества и торговли.2
  Несмотря  на увеличение общего числа  малых  предприятий  в   стране,  темпы
роста их количества замедлены. Малые бизнес в  России  поставлен  в  трудные
условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые  заставляют
малые фирмы  уходить в тень, действовать за  рамками  законодательства,  либо
ведут к разорению  и банкротству.
  К главным  проблемам  российского  малого  бизнеса  относятся,  во-первых,
трудности    нормативно-правового    характера,     т.е.     непродуманность
государственной политики  в  отношении  малых  предприятий,  неэффективность
налогового законодательства, слабая система государственной  поддержки  малых
фирм, воздвигнутые  административные  барьеры  и  т.д,  во-вторых,  проблема
финансово-кредитного обеспечения.
  Хотя в  настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса
для развития  российской  экономики,  а  критика  государственной  власти  в
отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается,  само
государство  все  еще  не  уделяет  в достаточной степени внимание   этой
проблеме. Следует  признать,  что  система  государственной  поддержки  малых
предприятий  в  российской  экономике  продумана  явно  недостаточно,  и  ее
эффективность  оставляет  желать  лучшего.  Большинство   владельцев   малых
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.