Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономическое развитие античной Древней Греции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Крито-микенский период 

Основой хозяйственной  жизни в крито-микенский период было дворцовое хозяйство. Оно было близко аналогичным структурам стран  Востока. Дворцы возникали на рубеже III II тыс., одновременно в разных районах  О. Крит. Земли были дворцовые, частные и общинные. Земледельческое население было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворца. Все поступления скота, масла, зерна, вина фиксировались на глиняных табличках и сдавались в дворцовые кладовые, где скапливались огромные запасы. Они служили, вероятно, резервным фондом на случай голода, за их счет обеспечивались ремесленники, работавшие на государство.
Излишки шли на продажу.
Дворец, таким образом, выполнял поистине универсальные функции. Он был одновременно административным и религиозным центром, главной житницей, мастерской и торговой факторией.
В более развитых обществах  примерно такую же роль играли города.
Наивысшего расцвета государство на О. Крит достигло в XVI - первой половине XV в. до н.э. Были отстроены  великолепные критские дворцы, созданы шедевры художественного искусства и ремесла. По всему острову были проложены дороги, существовала единая система мер. Высокая результативность земледельческого труда, наличие избыточного продукта привели к имущественной дифференциации, обогащению знати- В середине XV в. произошло сильнейшее землетрясение, разрушившее критскую цивилизацию, и лидерство среди всех греческих племен перешло к ахеянам.
Ахейское общество достигло наивысшего расцвета в XV XIII вв. до н.э. Ведущую роль играли Микены. Раннеклассовые государства сформировались и в других центрах - Фивах, Иолке, Афинах, Тиринфе, Пилосе. Их экономическое развитие характеризовалось дальнейшим подъемом сельского хозяйства и ремесла. ЗеМля делилась на государственную (земля дворца) и общинную (отдельных территориальных общин) . Государственная земля распределялась на правах условного держания. Знать могла сдавать ее в аренду небольшими участками. Почти также использовали землю территориальные общины, основная часть их земли делилась на наделы с примерно одинаковой доходностью.
Земли были и в руках  отдельных держателей - телестов.
Основными центрами оставались дворцы, включавшие большие ремесленные  мастерские - по переработке сельхозпродукции, прядильные, швейные, металлургические.
Причем государство  держало под контролем все  виды сырья, прежде всего металла.
Основную массу  населения составляли свободные  крестьяне и ремесленники (в надписях из Пилосского дворца упоминаются каменщики, горшечники, оружейники, даже парфюмеры  и врачи) . Господствующий слой включал развитый бюрократический аппарат. В источниках значительное место занимают сведения о рабах, главным образом женщинах, их было немного и все они принадлежали дворцу. Упоминаются и так называемые "божьи рабы и рабыни", арендовавшие участки земли у частных лиц или у общины, т.е. в полном смысле слова рабами они не были, хотя не были и членами общины.
Примерно в конце XII в. крито-микенская дворцовая цивилизация  сошла с исторической арены при  загадочных, до конца еще не выясненных обстоятельствах (некоторые исследователи говорят о дорийском завоевании) . Во второй раз классовое общество и государство зародилось почти через три столетия, но уже в совершенно иной форме. 

Гомеровский период 
 

Хозяйство гомеровского периода (XI-IX вв. до н.э.) было довольно отсталым, греческое общество было отброшено на стадию первобытнообщинного строя. Характерна удручающая бедность материальной культуры. Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег гомеровское общество не знало.
Однако в этот период произошли важные изменения.
Во-первых, в Х - IX вв. до н.э. в греческую экономику  широко внедрилось железо, оно использовалось для изготовления всех рубящих, колющих, режущих орудий труда. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Земельные участки прочно закрепились за отдельными семьями. Право распоряжения землей простиралось вплоть до дробления при передаче по наследству и, возможно, отчуждения.
Налицо имущественное  расслоение, однако, жизнь даже самых высших слоев общества поражает простотой, нет и речи о комфорте микенской дворцовой элиты. Рабство не получило широкого распространения. В аристократических хозяйствах использовался труд нанятых на время поденщиков - фетов.
Политическим и экономическим центром стало поселение, называемое полис. С городом его сближали компактная застройка, наличие укреплений. Однако основная масса населения - не ремесленники и торговцы, а крестьяне-земледельцы и скотоводы. Можно говорить об экономической изоляции Греции в XI - IX вв. до н.э.: общины вели совершенно обособленное существование.
Ремеслом и торговлей  греки почти не занимались, нужные им чужеземные вещи добывали силой.
Таким образом, к концу  этого периода Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединявших крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была резко выделена. 

Архаический период 

В архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) изменения в хозяйственной  жизни привели к созданию новой  экономической системы. Греция обогнала в своем развитии все соседние страны. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию более доходных культур винограда и маслин. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати, обрабатываемые обедневшими сородичами. Земли сдавались в аренду, в качестве платы аристократы взимали 1/2 урожая.
Ремесло сосредоточилось  в городах, четко оформились его  отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение.
Гончарное производство носило массовый серийный характер.
Ведущей отраслью стала  торговля, о ее масштабах говорят  находки греческой керамики вплоть до Центральной и Западной Европы. Появились деньги (предание приписывает  их изобретение лидийцам) . Сделки купли-продажи распространились на все виды материальных ценностей. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Рабы поступали также из колоний. Тем не менее экономическая роль рабов была небольшой, основную массу ремесленников составляли свободные люди.
В VIII - VI вв. осуществилась  Великая греческая колонизация. Ее причинами являлись, во-первых, недостаток земли вследствие увеличения населения  и концентрации земель в руках  знати; во-вторых, необходимость новых  источников сырья, поиск рынков сбыта для продукции сельского хозяйства и ремесла, потребность в отсутствовавшем в самой Греции металле, стремление греков поставить под контроль торговые пути; в-третьих, политическая борьба, вынуждавшая потерпевших поражение искать удачи в колониях.
Выделяют три основных направления колонизации. Первое западное, самое мощное. Сицилия и Италия были так густо заселены колонистами, что стали называться Великой  Грецией.
Второе - северо-восточное - на побережье Черного моря. Третье - южное и юго-восточное, самое слабое, поскольку здесь греки встретили мощное сопротивление финикийских торговцев.
Колонизация несколько  приглушила социальные конфликты, способствовала развитию ремесла, торговли. Она широко распространила очаги эллинской  культуры, открыла простор способностям человека, высвобождая личность из-под контроля рода.
В VIII - VI вв. шло формирование античных полисов городов-государств с прилегающей к ним территорией. В основе полиса лежала античная форма  собственности, представлявшая собой единство государственного и частного принципов собственности- Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности) , выступавшая в качестве экономической основы свободы. Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д.
Можно выделить два основных типа полисов: 1) аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, большим удельным весом труда зависимых работников, как правило, с олигархическим устройством (Спарта, города Фессалии, Беотии) ; 2) торгово-ремесленный, с большим удельным весом ремесел и торговли, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство, демократическим устройством (Афины, Коринф, Милет, Сиракузы и др.) . Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес (более всего изучена Спарта) , позднее - в Аттике (Афины) .
В Спарте все наиболее плодородные земли были разделены  в соответствии с числом полноправных граждан на 9000 наделов и розданы  спартиатам во временное владение. Их нельзя было дарить, дробить, завещать, после смерти спартиата они возвращались государству. Для Спарты характерны стремление к полному равенству, презрение к роскоши, суровая система воспитания, запрещение гражданам заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром, ограничение контактов с внешним миром. Все это было зафиксировано в законах Ликурга (IX в. до н.э.) . Спартиаты коллективно эксплуатировали порабощенное население - илотов.
На каждый надел  земли приходилось несколько семей илотов, которые были обязаны раз в год платить натуральный оброк, равный примерно 1/6 - 1/7 урожая.
Афины в экономическом  отношении были более развиты, здесь  быстрее разлагались родовые  отношения. Законы Драконта (621 г. до н.э.) оформили право частной собственности. Самой важной из реформ Солона (594 г. до н.э.) была так называемая сисахфия Стряхивание бремени) - все долги, сделанные под заклад земли, были прощены, крестьяне восстановили статус собственников, было запрещено обращение афинян в рабство за долги, ограничен ссудный процент. Был разрешен вывоз оливкового масла с целью наживы, а зерна - запрещен.
Ремесленная деятельность поощрялась. Был введен земельный  максимум для ограничения концентрации земельной собственности.
Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати: все афинские граждане были разделены на четыре разряда  по величине земельного дохода.
Теперь размер частной  собственности определял значимость человека. А законодательство Клисфена (509г. до н.э.) завершило ликвидацию родового строя - все граждане, независимо от имущественного положения, наделялись равными правами.
Таким образом, в VIII - VI вв. до н.э. произошло разложение родового строя и установились новые формы  социально-экономической организации, хотя этот процесс в разных частях Эллады протекал по-разному. 
 
 

Классический период 

В классический период (V - IV вв. до н.э.) основной чертой социально-экономического развития стало господство полисов  и распространение в торгово-ремесленных полисах рабства классического типа, хотя сохранялась зависимость типа илотии.
Большинство современных  ученых называют эпоху середины I тыс. до н.э. - середины I тыс. н.э. (вплоть до падения  Римской империи) временем существования  рабовладельческого способа производства. Этот способ производства не был господствующим в современном ему мире, распространился только в Древней Греции и Древнем Риме, но именно он определил характер той эпохи. Мы уже неоднократно упоминали о существовании рабства у разных народов, но это рабство было патриархальное. Очевидно, оно являлось универсальной ступенькой становления классовых обществ. При классическом рабстве раб лишался не только собственности на орудия и средства производства, но и представлял собой "говорящее орудие", полностью принадлежал своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось.
Классическое рабство  было направлено на создание прибавочной  стоимостиИсточники рабства были различными: 1) продажа военнопленных и части  лиц, захваченных во время военных действий; 2) долговое рабство для лиц, не имевших гражданства; 3) внутреннее воспроизводство рабов; 4) пиратство; 5) самопродажа, продажа в рабство своих детей, воров и других преступников.
В этот период рабский  труд проник во все сферы жизни и производства. По приблизительным подсчетам в Афинах общее количество рабов достигало 30 35 % населения. Основной контингент рабов состоял из людей негреческого происхождения, центрами рабства помимо Афин были Хиос, Коринф и Эгина.
В этот период эксплуатация раба давала довольно высокий доход - в среднем раб, занятый в ремесле, приносил в день сумму, на которую можно было прокормить семью из 3-4 человек. Рабов отпускали на оброк. сдавали в аренду; раб мог скопить определенную сумму и выкупиться на волю. В сельском хозяйстве рабский ^труд применялся, однако крупные рабовладельческие хозяйства были исключением. Более широко рабы применялись в ремесле, в больших мастерских, практически чисто рабским был труд в шахтах и мастерских по переработке руды, например в Лаврионских серебряных рудниках.
Новыми явлениями  в V в. стали повышение товарности сельского хозяйства, его региональная специализация, хотя натуральная основа хозяйства оставалась незыблемой. Оливки, масло, а также вино были предметом  выгодного экспорта.
Для ремесла характерен количественный рост рабов, увеличение произведенной продукции, разделение труда, тесная связь с рынком. Успешно  развивались металлургия, металлообработка, кораблестроение, керамическое и гончарное  производство. Греки изготавливали разнообразные изделия высокого качества - одних только видов столовой посуды насчитывалось несколько десятков. Они освоили обработку камня, особенно мрамора, вели активное строительство.
Катализаторами торговли стали рост населения, недостаток зерна, сырья, излишки продукции. В товарном обращении находились и предметы повседневного спроса, а не только предметы роскоши, как это было на Древнем Востоке.
Более развитой была внешняя торговля, особенно морская.
Совершенствовалась  расчетная система, появились зачатки банковских операций. Их осуществляли менялы (трапедзиты) .
Для удобства в проведении торговых операций купцы, особенно связанные  с заморской торговлей, создавали  объединения фиасы, задачами которых  были взаимная выручка ссудами, страховка, обмен информацией.
IV в. до н.э. исследователи  определяют как время кризиса  древнегреческого классического  полиса. Он проходил в условиях  экономического подъема, вызванного  восстановлением хозяйства после  Пелопоннесской войны (431 -404 гг. до н.э.) , в которой Афины потерпели поражение. Полис же как община граждан-земледельцев стал тормозом в развитии товарно-денежных отношений. Полисные принципы мешали значительной части богатых жителей Афин - метекам, занимавшимся ремеслом, торговлей. Не имея прав гражданства, они не могли получать в качестве залога землю. В то же время не земля, а деньги становились престижной формой богатства: в IV в. резко увеличилось число сделок по купле-продаже земли. Результатом стала концентрация земельной собственности в одних руках. Подрывался принцип полисной жизни - единство понятия гражданина и земельного собственника: можно было быть гражданином и не иметь земли и наоборот. Характер собственности изменялся, античная форма все более вытеснялась частной собственностью, полисная мораль уступала место индивидуализму. Кроме того, стало сокращаться число граждан полисов, росло число рабов, стали встречаться рабы-греки. Все чаще даже в земледелии стал применяться труд вольноотпущенников- Усилилась социальная дифференциация, что подрывало устои полиса. Автаркия и автономия мешали расширению экономических связей.
Однако полис не исчез с исторической арены, и  на эллинистическом этапе развития древнегреческой цивилизации (конец IV-I вв. до н.э.) получил новые импульсы для существования, будучи включенным в рамки крупного государства, обеспечившего автономию полиса и его безопасность. К концу I в. до н.э. эллинистические государства были подчинены Риму. И уже в новой форме римского муниципия - полис стал одной из основных социально-экономических и политических единиц Римской империи, способствуя экономическому и культурному прогрессу многих народов Средиземноморья. 
 
 

Боги в Древней  Греции          

Религия античной Греции имеет две главные характеристики: 

Политеизм (многобожие). При всем множестве греческих  богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов  сложился в эпоху классики. 

Каждое божество в  греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:
Зевс — главный  бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть
Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи. Образ Геры вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен
Посейдон — брат Зевса. Посейдон был древним морским  божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней
Афина — богиня мудрости, справедливой войны. Афина - древнее  божество - покровительница городов  и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий "Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении
Афродита — идеализированное олицетворение женственности, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены
Арес — бог войны
Артемида - одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия. В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью
Аполлон в Пелапонессе считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка
Гермес — бог  красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства
Гефест — бог  огня, покровитель ремесленников  и особенно кузнецов
Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия
Гестия — богиня домашнего очага 

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов. 

Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов. 

Древние греки понимали под божеством Абсолют. Космос —  абсолютное божество, а античные боги — это те идеи, которые воплощаются  в космосе, это законы природы, которые  им управляют. Поэтому все достоинства  и все недостатки природы и  человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеют детей, влюбляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди. Эта черта повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту — гуманизм. 

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками. 

Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой  религии, который возникает как  результат чувственного понимания  космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл жизни. 

Поэтому культ героя  особенно характерен для древнегреческой  культуры. В античности присутствует удивительный синтез фатализма и  героизма, вытекающий из особого понимания  свободы. Свобода поступка порождает  героизм. Пантеизм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии (источник). 

Космогоническая тематика в народных верованиях не занимала заметного места. Идея бога-творца отсутствовала  в этой религии. По Гесиоду из Хаоса  родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги (источник). 

Жрецы и жертвоприношения   наверх 

Религия у греков была делом государственным, и жрецы фактически оставались на положении государственных служащих, подчиняющихся законам, обязательным и для других граждан. Жреческие же обязанности при необходимости могли исполнять цари или главы отдельных родов. Жрецы не обучали религии, не создавали богословских трудов, вообще никак не развивали религиозную мысль, и круг их обязанностей ограничивался исполнением обрядов, причем в конкретном храме, к которому они были приписаны. 

Общение с богами во время богослужений у греков обусловливалось  все тем же восприятием их как могущественных, но понятных и благодетельных существ. Жертвы были дарами, в обмен на которые боги должны были исполнять просьбы молящегося. Бескровные жертвы состояли из овощей, фруктов, а также различных лепешек и хлебцев, посвященных отдельным богам. Кровавые жертвоприношения в основном сводились к убийству животных, но иногда, правда очень редко, в жертву приносились и люди. 

Жертвы могли совершаться  как в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бес кровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды. Даже в древнейшие времена у отдельных греческих племен жрецы не играли значительной роли в обществе, и жреческие обязанности мог исполнять любой свободный человек. Это положение сохранилось и после возникновения отдельных государств. 

Традиционными жертвенными  животными были овцы, свиньи и быки. Во время больших праздников или  в особые моменты государственной  жизни (после победы над врагом, перед  народным собранием или началом  земледельческих работ, во время  эпидемий) могли убивать более 100 животных. Такие жертвоприношения назывались гекатомбами. Все жертвенные животные должны были быть безупречны, без малейших недостатков. Жрецы перед началом священнодействия облачались в белые одежды и омывали руки в соленой воде. 

Обряд проходил в полном молчании, при музыкальном сопровождении флейтистов. Часть заколотого животного сжигалась на алтаре, часть доставалась жрецам, а остальное съедалось на торжественном пиру, происходившем после богослужений. После жертвоприношения жрец произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии. Религиозными обрядами были клятва и проклятие, так как произносились они по строго установленным правилам и с призыванием богов. 

Дома у греков также  возводились жертвенные алтари и  устанавливались статуи богов-покровителей. Священным считался и домашний очаг, так как его покровителем была Гестия и, совершая бескровные жертвы у очага, грек напрямую обращался к этой богине. На пятый день после рождения ребенка обносили вокруг очага, чтобы оградить от зла. 

Похороны также  проходили согласно строго установленной  церемонии. Покойника умащали мазями и благовониями и в белых одеждах, с мелкой монетой (оболом) во рту, предназначавшейся  для Харона, перевозчика душ мертвых, клали на погребальные носилки. Один день его оплакивали, потом торжественно выносили из дома. Первоначально в Греции труп сжигали, но этот обычай постепенно вытеснился традицией погребения тела в земле или в специальных гробницах. 

Погребение считалось  сугубо семеным делом. Участники церемонии выражали свое горе шумно и демонстративно (раздирали кожу, рвали на себе волосы и пр.). Вместе с тем к V в. до н.э. погребальные обряды стали занимать важное место и в общественной жизни греческих полисов: появились регулирующие нормы, охватывающие все этапы похоронного ритуала: от выставления тела до поминальных обрядов. 

Греки воспринимали душу (psyche) умершего как нечто находящееся  рядом. Так, на жертвенных сосудах V в. до н.э. она изображалась в виде крылатого  существа и композиционно располагалась vis-a-vis живого человека. Некоторые определения мертвых, относящиеся к семантическому ряду слова "тень", показывают, что мертвые представлялись "тенями" живущих в буквальном смысле слова. 

Взаимосвязь верхнего и нижнего мира - мира живых и  мертвых - получила наиболее полное свое отражение в культе могил, который основывался на общем принципе античной религии "do ut des" ("я даю, чтобы ты мне дал"). С одной стороны, соблюдая похоронные и поминальные обряды, принося дары на могилу, устанавливая надгробные памятники и разыгрывая на могилах настоящие действа, живые получали некоторую власть над мертвыми. С другой стороны, греки верили в способность мертвых воздействовать на судьбы живых, что в конечном счете и стимулировало благочестие последних. 

Дневнегреческая эсхатология, развивая подобные взгляды, способствовала укреплению как фамильных связей, так и представлению о взаимосвязи двух миров. Вера в обитание мертвых возле живущих, около могил легко уживалась в сознании греков с их существованием в подземном царстве. 

В представлении греков жизнь была безусловно предпочтительнее смерти, вместе с тем бывали и  исключительные ситуации. Так, в архаический  период смерть на поле брани оказывалась  более почтенной, чем бесславная старость; смерть иногда предпочитали отказу от идеалов (Антигона, Сократ). Греки считали, что в моменту умирания самосознание личности достигает наибольшей полноты, что нашло отражение в представлении о способности умирающего к пророчеству (пример - предсказание Патрокла) (источник). 

Одной из важнейших обязанностей жрецов были предсказания будущего. Некоторые жрецы занимались только гаданиями, в первую очередь по внутренностям умерщвленных животных и полетам птиц. Но жрецы-эфоры предсказывали грядущие события по изменениям неба, жрецы - пифайсты — по виду молний. Особым почетом у греков пользовались святилища — оракулы, в которых боги через жрецов давали прямые ответы на задаваемые вопросы. 

Известны оракулы  Зевса в Додоне, Геракла в Буре, Аполлона в Милете. Но воистину всегреческой славой пользовался оракул   Дельфах, который был посвящен сначала Гее, потом Фемиде и Аполлону. В центре здания оракула находилась расщелина, из которой вырывались дымные испарения. Над расщелиной был укреплен треножник, на который усаживалась прорицательница — пифия. Одурманенная ядовитыми парами, она впадала в транс, и в этот момент перед ней бог Аполлон открывал тайны будущего. Пророчества Дельфийского оракула, правда, всегда были двусмысленны и туманны. 

Так, Крез, царь Лидии, вопросил жрецов, должен ли он напасть на персидского царя Кира. Пифия ответила, что если он нападет на Кира, то уничтожит великое царство. Когда же разбитый наголову Крез стал проклинать прорицателей, те резонно ответили ему: «Тебе же было предсказано, что будет разрушено великое царство. Ты и разрушил его — только это было не царство Кира, а твое собственное».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.