На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение.
    Инвестиционная политика: сущность, функции и роль в экономике.
    Механизм регулирования инвестиционной политики и его воздействие на валовой внутренний продукт (эффект мультипликатора и акселератора)
    проблемы и направления реализации инвестиционной политики в национальной экономике Республики Беларусь.
Заключение.
Список использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Понятие инвестиция прочно вошло в нашу общественно-экономическую  жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние в Республике Беларусь освещают все средства массовой информации. Интерес к проблемам инвестиционной политики неуклонно возрастает.
     Развитие  общества требует постоянного роста  производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный  процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных  средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства. Благосостояние людей строится на создании и реализации социальных программ. Решение всего комплекса таких задач невозможно без привлечения инвестиций. Этим самым и подчеркивается актуальность данной темы в наше время.
     Активизация инвестиционной деятельности – ключ к развитию экономики и повышению благосостояния людей. Проблема инвестиций – это прежде всего поиск ресурсов. В недалеком прошлом основным источником инвестиций в нашей стране были средства из государственного бюджета. С переходом к рыночной экономике произошли коренные изменения в системе хозяйствования Республики Беларусь, появились новые источники инвестиций, в первую очередь финансовые средства частного капитала. В государственной политике особая роль отводится привлечению зарубежных инвестиций в приоритетные отрасли с одновременным предоставлением налоговых льгот и страховых гарантий, совершенствованием системы правового регулирования иностранного инвестирования, совершенствованием законодательства.
    Важнейший вопрос развития национальной экономики - это темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) и его структура. Вместе с тем для развития отечественной экономики, даже при более скромных темпах роста ВВП, необходим выпуск конкурентоспособных, пользующихся спросом на внутреннем и внешних рынках.
    Эффективный рост ВВП формируется под влиянием множества факторов. Одним из решающих факторов является достаточный объем инвестиций.
    Инвестиционная  деятельность – это стержень всего процесса расширенного воспроизводства и быстрая ликвидация многих диспропорций в развитии народного хозяйства.
    Объект  исследования – инвестиционная деятельность в Республике Беларусь.
    Цель  исследования – показать особенности  инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.
    Задачи:
    - раскрыть общетеоретический аспект инвестиций;
    - исследовать инвестиционную политику в экономике Республики Беларусь;
    - проанализировать динамику инвестиций во взаимодействии с основными макроэкономическими показателями Республики Беларусь при переходе к рынку.
     Структура курсовой работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
     Основой написания теоретической части  явились учебники, учебные пособия. Так основным источником стало учебное пособие для ВУЗов «Макроэкономика» под редакцией А.В. Сидоровича и др. Написание практической части стало возможным после изучения данных статистики и анализа периодической печати, сборников, газет, журналов, отраженных в списке литературы, просмотра официальных сайтов Республики Беларусь.
    При написании курсовой работы использовались такие методы как анализ, синтез, графический, статистический и др.
Курсовая  работа состоит из 37 страниц, в том числе 2 рисунков, 3 таблиц, имеется также 5 приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Инвестиционная  политика: сущность, функции и роль в экономике.
 
    Предпринимательская и инвестиционная деятельность и  состояние экономики в целом  в значительной степени зависят  от государственной политики. Своими действиями государство способно существенно затормозить или ускорить инвестиционные процессы.
    Важным  рычагом воздействия на предпринимательскую  деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика — одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может влиять на темпы и объем производства, ускорение научно-технического прогресса (НТП), изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем.
    Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
    Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещевом праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.[4]
     Основным  нормативно – правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашей стране, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей 30 мая 2001г. и одобренный Советом Республики 8 июня 2001 г. Он устанавливает правовые условия инвестиционной деятельности в стране, защищает права субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности, направлен на эффективное функционирование народного хозяйства.
     Инвестиционная  политика характеризуется целью, задачами и механизмом их реализации.
     Цель  инвестиционной политики государства — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, активизация инвестиционной деятельности для подъема отечественной экономики и повышения эффективности общественного производства.
     Задачи  инвестиционной политики государства определяются ее целью и экономической ситуацией в стране. К ним можно отнести:
— выбор  и поддержку развития отдельных  областей и отраслей экономики;
— поддержку  развития малого и среднего бизнеса;
— обеспечение  сбалансированного развития отраслей экономики;
— реализацию программы жилищного строительства  в областях;
— стимулирование развития экспортных производств;
— обеспечение  конкурентоспособности отечественной  продукции и др.
     Для реализации разработанной инвестиционной политики необходим четкий механизм, который предусматривает
— выбор  надежных источников и методов финансирования инвестиций;
—определение сроков и органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
—создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;
— создание условий для привлечения инвестиций.
Основные принципы инвестиционной политики Республики Беларусь:
— Многовекторность инвестиционного сотрудничества;
—Обеспечение производственной и инновационной направленности привлекаемых инвестиций связанной со структурной перестройкой и модернизацией реального сектора экономики, обеспечением конкурентных преимуществ республики;
—установление равных условий деятельности для иностранных и национальных инвесторов.
     Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.
     Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.
     Государство может влиять на инвестиционную активность с помощью различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой  политики; предоставления различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим средства в реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.
  Грамотная инвестиционная политика предопределяет рост экономики. Увеличение реального  капитала общества (приобретение машин  и оборудования, модернизация и строительство  зданий, сооружений) повышает производственный потенциал экономики. Инвестиции в производство, в новые технологии способствуют выпуску конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции. Инвестиции необходимы для расширения и развития производства, недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов, повышения технического уровня производства, качества продукции конкретного предприятия и обеспечения ее конкурентоспособности, в конечном итоге — для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, его стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.
  Инвестиции  способствуют реализации научно-технической  и инновационной политики. Развитие экономического потенциала на современном  этапе происходит в условиях нового витка научно-технического прогресса. Его достижения выступают важным фактором укрепления экономической мощи страны. Стремительный научно-технический прогресс является главной причиной быстрого морального старения оборудования и техники, требует систематического их обновления в короткие сроки. Именно инвестиции в научно-техническое перевооружение, модернизацию, ввод современных технологий обеспечивают укрепление экономики страны.
   Реализация  инноваций осуществляется с помощью  инвестиций. В период выхода из кризиса  в значительных масштабах осваиваются  базисные инновации, что требует крупных инвестиций в освоение новых поколений техники и технологии, строительство или техническую реконструкцию действующих предприятий. Решающая роль в этом принадлежит государству, которое прямо (путем бюджетных вложений) или косвенно (с помощью экономических льгот) поддерживает эти инновации, имеющие решающее значение для оживления экономики и повышения ее конкурентоспособности.
   Приоритетной  задачей в период экономических  реформ является активно проводимая научно-техническая и инновационная  политика, которая обеспечивает непрерывный процесс замены устаревших технологий в производстве на передовые, отвечающие реалиям современности. Ядром структурных изменений экономики выступает инновационная сфера, и степень ее развития определяет скорость и качество протекающих в национальной экономике преобразований.
   Обновление  технологий в производственной сфере — процесс по своей сути интегрирующий, привлекающий человеческие, интеллектуальные и материальные ресурсы из различных источников.
   В современных условиях актуальное значение приобретают вопросы влияния инвестиций на социальную политику государства. Взаимосвязь инвестиций и социального фактора развития государства проявляется в следующем:
    во-первых, в реализации социальных программ, прямо или косвенно связанных с укреплением экономических основ государства, количественными и качественными показателями производства мобилизационных и трудовых ресурсов;
    во-вторых, в осуществлении программ социальной защиты граждан.
     Главной целью социально-экономической политики Республики Беларусь является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных традиций, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Такого рода инвестиции направляются на создание условий для реализации гражданами своих прав на образование; улучшение состояния здоровья; создание эффективного цивилизованного рынка труда; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны; усиление адресности социальной поддержки населения. Однако они возможны только в результате коренной модернизации экономики, экономической политики, нацеленной на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Ключевым направлением должно стать создание финансовой инфраструктуры, способной трансформировать сбережения населения в инвестиции.
     Инвестирование  социальной сферы поможет заложить фундамент для повышения мобильности рабочей силы, регулирования труда и занятости, установит необходимый уровень социальной поддержки населения, создаст условия для обеспечения высокого уровня социального потребления.
     Решение сложнейших проблем по обеспечению  расширенного воспроизводства в стране неразрывно связано с привлечением инвестиций, играющих важнейшую роль, как на макро -, так и на микроуровне.
     Необходимость инвестиций обусловлена различными причинами, которые можно объединить в следующие группы:
     -обновление материально-технической базы предприятия;
     -увеличение  объемов и масштабов производственно-хозяйственной  деятельности;
     -освоение  новых видов деятельности;
     -повышение  качества продукции;
     Для учета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научно обоснованная классификация. Она позволяет не только грамотно учитывать инвестиции, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики как на макро-, так и на микроуровне.
     Все инвестиции можно классифицировать по различным признакам.
     По  экономическому содержанию инвестиции делятся на реальные, финансовые и интеллектуальные.
     Реальные  инвестиции (прямые, производственные) представляют собой вложение средств в реальные активы (сферу производства). Они могут направляться на развитие собственной деятельности или создание новых предприятий и фирм.
     Финансовые (портфельные) инвестиции предполагают вложение ресурсов в ценные бумаги, эмитированные государством, другими предприятиями и фирмами. Они предусматривают участие в капитале на временной основе и на условиях получения дохода в виде процентов.
     В состав интеллектуальных инвестиций входят вложения в инновации ? в новшества, которые приводят к появлению нового или недостающего на рынке товара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками. В результате инновационной деятельности удовлетворяются потребности производства и других сфер посредством качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства, улучшения предпринимательской и производственной деятельности. [5, с.9]
     В зависимости от срока, на который  вкладываются средства, инвестиции делят  на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года).
     В зависимости от собственника вкладываемых ценностей инвестиции бывают государственные, частные, иностранные и совместные. Государственные в свою очередь подразделяются в соответствии с формами осуществления на:
     - прямые (непосредственно выделяемые из государственного бюджета);
     - скрытые (появляющиеся в результате налоговой политики).
    По  характеру участия в инвестиционных проектах различают прямые и непрямые инвестиции.
    Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в инвестиционном процессе, т.е. инвестор сам определяет объект инвестирования, а также организацию его финансирования. Источниками финансирования в этом случае могут быть как собственные, так и заемные средства.
    В состав собственных средств инвесторов входят прибыль и амортизационные начисления. После уплаты налогов и других платежей у предприятия остается чистая прибыль. Часть ее предприятие вправе направить на капитальные вложения производственного и социального характера, а также на природоохранные мероприятия.
    Вторым  крупным источником финансирования инвестиций в основные средства являются амортизационные отчисления. Величина последних зависит от балансовой стоимости основных средств и установленных норм их амортизации. Обычно норму амортизации определяют в процентах к балансовой стоимости и дифференцируют исходя из вида основных средств и условий их эксплуатации.
    В отношении нематериальных активов  амортизационные отчисления производятся равными долями в течение срока  их существования. Если срок нематериального актива установить невозможно, то период его амортизации устанавливается в 10 лет.
    Заемные средства могут быть представлены в  виде банковских ссуд или ценных бумаг, эмитированных инвестором, под конкретный инвестиционный проект.
    Под непрямыми инвестициями понимается вложение средств физическими или юридическими лицами в ценные бумаги, выпускаемые финансовыми посредниками, которые, аккумулировав необходимые суммы, размещают их по своему усмотрению, руководствуясь прогнозными расчетами о доходности и рентабельности того или иного инвестиционного проекта.
     Для финансирования инвестиций могут быть использованы внутренние и внешние  источники.
     К внутренним источникам относятся:
     - государственные средства;
     - собственные ресурсы хозяйствующих субъектов и граждан, которые включают в себя, прежде всего, внутрихозяйственные резервы инвестора в форме прибыли, амортизационных отчислений, денежные средства предприятий, централизуемых ассоциациями в установленном ими порядке. Сюда же следует отнести сбережения населения и страховые суммы в возмещение потерь;
     - привлеченные ресурсы - средства, получаемые от продажи акций,  паевые и иные взносы членов  трудовых коллективов, физических  и юридических лиц, средства  от благотворительных мероприятий;
     - заемные средства. Очень большое значение имеют источники финансирования, относящиеся к данной группе. Это банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы.
     Внешние источники могут выступать как прямые частные инвестиции и иностранные кредиты и займы
     Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридического или (и) физического лица, или (и) государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Инвестирование может осуществляться в хозяйственно-коммерческие, научные, культурные, благотворительные и любые другие предприятия и проекты, цели которых не противоречат законодательству Республики Беларусь.
     Главной целью инвестиционной деятельности является создание и увеличение основного  и оборотного капитала субъектов  хозяйствования.
    Формы инвестиционной деятельности:
    - создание юридического лица;
    - приобретение имущества или имущественных  прав, а именно:
    - доли в уставном фонде юридического  лица;
    - недвижимости;
    - ценных бумаг;
    - прав на объекты интеллектуальной  собственности;
    - концессий;
    - оборудования;
    - других основных средств.
    Субъектами  инвестиционной деятельности в основном являются юридические лица. Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь к юридическим лицам относятся: хозяйственные товарищества и общества; акционерные общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.
     Основным  субъектом инвестиционной деятельности является инвестор.
    Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных статьей 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь .
     Развитие  международного сотрудничества, глобализация мировых экономических связей ведут  к расширению движения капитала между  странами, к росту международных инвестиций.
     Вкладывая капитал в другой стране, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции, которые для принимающей страны (страны-реципиента) являются иностранными инвестициями. Иными словами, под  иностранными инвестициями понимаются финансовые и материальные средства, вложенные иностранными физическими и юридическими лицами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные ими хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
     Иностранные инвестиции привлекаются в экономику  страны с целью осуществления  ее структурной перестройки и  обеспечения экономического роста. При этом наряду с дополнительными  финансовыми и материальными ресурсами привлекаются зарубежные передовые технологии, техника, оборудование, управленческий опыт и т.д., создаются новые рабочие места. использование иностранного капитала нацелено на развитие экспортного потенциала страны, расширения производства импортозамещения, повышение технического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.
     Иностранные инвестиции могут быть представлены в форме предпринимательского капитала, помещаемого в производственные предприятия стран-реципиентов, и в форме ссудного капитала в виде займов, кредитов, вложений на текущие счета в иностранные банки, причем вложения предпринимательского капитала могут происходить в виде прямых и портфельных инвестиций.
     Прямые  иностранные инвестиции – основная форма экспорта предпринимательского капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающая контроль инвестора или его участие в управлении производством. По определению Международного валютного фонда иностранные инвестиции являются прямыми в том случае, когда иностранный инвестор владеет не менее 25% уставного капитала предприятия.
     Прямые  иностранные инвестиции осуществляются путем создания совместного предприятия  или организации нового; покупки  или поглощения действующих предприятий; открытие зарубежного филиала. Прямые иностранные инвестиции являются долгосрочными и значительными по объему.
     Портфельные инвестиции предполагают ограниченное участие в предприятиях, компаниях  стран-получателей, осуществляемое через  инструменты фондового рынка (покупка  акций, облигаций и других ценных бумаг). При этом инвесторы не контролируют производство компании и почти не влияют на процесс управления ею.
     Ссудный капитал в виде кредитных иностранных  инвестиций – это кредиты иностранных  государств, банков, международных  финансово-кредитных учреждений и организаций, корпораций для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте.
     В зависимости от формы собственности  иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.
     Государственные инвестиции – это займы, кредиты, техническая помощь, предоставляемые одним государством другому в рамках международных договоров, межправительственных соглашений. Частные инвестиции – вложения частных фирм, компаний, банков, граждан в соответствующие субъекты другой страны. Смешанные инвестиции – вложения государственных и частных инвесторов в сочетании.
     Иностранным инвесторам в соответствии с действующим  законодательством запрещается  делать инвестиции в сферы обеспечения  обороны и безопасности Республики Беларусь, изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ (перечень утвержден Министерством здравоохранения Республики Беларусь). Не допускается осуществление иностранных инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики.
     Роль  инвестиций в экономике обуславливается  следующими факторами:
     -инвестирование  ведет к накоплению фондов  предприятий, экономическому росту;
     -величина  инвестиций влияет на объем  национального производства и занятость населения;
     -нерациональное  использование инвестиций может  привести к замораживанию производственных ресурсов.
     На  величину инвестиций влияют:
     -размер  сбережений - чем больше сбережений, тем, как правило, больше объем  инвестиций;
     -величина дохода - чем больше доход, тем больше возможностей для инвестирования;
     - доходы предприятий, их затраты  и ожидания
     Для всех ограниченных ресурсов действует  закон убывающей отдачи, поэтому  каждый последующий инвестиционный проект при неизменных технологиях будет менее прибыльным, т.е. предельная отдача капиталовложений снижается. Дополнительные инвестиции будут осуществляться только в том случае, если норма прибыли будет выше нормы банковского процента. Соответственно функция спроса на инвестиции – это функция, показывающая обратную зависимость спроса на инвестиции I от ставки банковского процента i (рис.1.1):
       i
     
       i1
     I = I (Y)
       i2  

     I1 I2 I 
 
 

     Рис. 1.1 Инвестиционный спрос как функция  от банковской ставки. 

     Непосредственными факторами, определяющими инвестиции, являются:
     - реальная процентная ставка
     - безопасность вложений. Собственники  сбережений будут вкладывать  свои средства даже в условиях  минимальной прибыли, если будут  уверены в том, что свои средства  они не потеряют. Напротив, если  есть угроза потерять вложенные средства, то все большая часть сбережений не будет вовлекаться в инвестиционный процесс.
     - уровень прибыли на инвестиции. Этот фактор всегда действует  в совокупности с фактором  безопасности. Чем выше ожидаемая  прибыль от вложений, тем выше риск данных инвестиций. Менее рисковые вложения, как правило, приносят меньшую прибыль. Но даже если мы имеем дело с практически безрисковыми вложениями (к каковым обычно относят вложения в государственные ценные бумаги), то и эти инвестиции должны иметь какой-то минимальный размер прибыльности, ниже которого владельцы сбережений не захотят осуществлять инвестиции.
     - степень организованности финансового  рынка. Как было показано выше, немалая часть инвестиционных  ресурсов в современных условиях  формируется за счет сбережений населения. Однако население практически лишено возможности непосредственно осуществлять инвестиции в производство. Его участие в основном осуществляется с помощью финансового рынка. И если финансовый рынок хорошо организован, то даже те денежные средства, которые оказываются свободными на незначительный срок (например деньги, предназначенные на текущее потребление населения от одной выплаты зарплаты до другой), также вовлекаются в инвестиционный процесс.
     Таким образом, роль государственной инвестиционной политики должна заключаться, прежде всего, в создании необходимых предпосылок для улучшения инвестиционного климата, условий инвестирования для частного капитала и способствовать, таким образом, увеличению притока частных инвестиций. Инвестиции представляют собой ресурсы и ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности. И у собственника есть два варианта их использования:
    во-первых, за плату передать их для осуществления предпринимательской деятельности т.е. осуществить инвестиции и стать инвестором;
    во-вторых, самостоятельно трансформировать инвестиции в активы, необходимые для производства товаров или предоставления услуг. Иначе говоря: собственник будет участником инвестиционной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    2. Механизм регулирования  инвестиционной политики  и его воздействие  на валовой внутренний  продукт (эффект  мультипликатора  и акселератора) 

     Инвестиционный  механизм представляет собой целенаправленно  созданную, взаимодействующую совокупность методов и форм, источников инвестиций, инструментов и рычагов воздействия на воспроизводственный процесс на макро- и микроуровнях в интересах расширения действующего производства или авансирования вновь создаваемого производства.
     Государственное регулирование инвестиционной деятельности  Республики Беларусь в первую очередь направлено на создание благоприятных условий для ее развития, решение следующих задач:
     -совершенствование  налоговой системы и механизмов  амортизационной политики;
     -расширение  практики страхования инвестиций;
     -установление  специальных видов государственной  поддержки;
     -переход  к размещению государственных  средств на конкурсной основе  под эффективные инвестиционные  проекты;
     -защита  интересов инвесторов;
     -определение  условий владения, пользования, распоряжения землей и недрами;
     -принятие  антимонопольных мер;
     -определение  условий приватизации объектов, находящихся в государственной  собственности;
     -проведение  эффективной бюджетно-финансовой, денежно-кредитной  и валютной политики;
     -использование  других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством.
     Республика  Беларусь – единственная страна среди  стран СНГ, принявшая в 2001 г. Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий национальные и иностранные  инвестиции.
     Дополнительные  гарантии зарубежным инвесторам предоставляются  в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В  настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в т. ч. с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в т. ч. с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой. [15]
     Республика  Беларусь является участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 г. Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.3.1965 г., Конвенция об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11.10.1985 г.
     Важная  роль в создании благоприятного инвестиционного климата (совокупность политических, экономических, правовых, административных условий, определяющих деятельность иностранного инвестора в конкретной стране, а также меры, предпринимаемые в ней для привлечения иностранного капитала) в Республике Беларусь принадлежит Консультативному Совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке.
     По  мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного  климата в разных странах, белорусское  инвестиционное законодательство заслуживает  высокой оценки и является одним  из лучших среди стран СНГ.
     В последние два года в стране предпринимаются значительные усилия по  реформированию и либерализации экономики. Только за 2009 год в этом направлении принято 56 нормативных правовых актов, что свидетельствует о заинтересованности нашей страны в улучшении делового климата.
     Преобразования  затронули широкий спектр отношений, среди которых можно выделить следующие:
     – совершенствование системы налогообложения.
     Среди основных изменений в ней –  введение в действие Особенной части  Налогового кодекса Республики Беларусь, что позволило отменить ряд налогов,
в частности, налог на приобретение автотранспортных средств, налог с продаж в розничной торговле, сбор в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. В общей сложности отменено 22 налоговых платежа, в
результате чего нагрузка на экономику снизилась на 1,3 % от ВВП;
     – сокращение лицензируемых видов деятельности.
     Если  в 2003 году их количество составляло около 150, то сейчас – 53. Кроме того, предусматривается отмена лицензирования еще 16 видов деятельности (подготовлен проект соответствующего акта главы государства).
     – либерализация ценообразования.
     В рамках реализации курса на либерализацию условий экономической деятельности значительная работа проведена в 2009 году по сокращению сферы
административного регулирования цен (тарифов) и расширению сферы свободного ценообразования. В частности, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 года № 70 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285»,
которым значительно расширена сфера  применения свободного ценообразования, упрощены административные процедуры в этой области, на 14 позиций сокращен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются органами государственного управления. Кроме того, постановлением Совета Министров от 10 июня 2009 года № 757 на 58 % сокращен перечень экспортируемой продукции, на которую применяется государственное ценовое регулирование, а постановлением правительства от 8 июня 2009 года № 752 на 44 % сокращен перечень социально значимых услуг, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом;
     – либерализация условий осуществления  экономической деятельности в  области оценки соответствия стандартам.
     Перечень  товаров, подлежащих обязательной сертификации в Беларуси сокращен на 40 % и включает в основном социально значимые товары для населения и некоторые товары производственного назначения. Одновременно упрощены и сами правила и процедуры сертификации (например, срок действия сертификатов на серийное производство продукции увеличен с 3 до 5 лет, а на партии продукции не ограничен; расширены возможности для получения сертификатов соответствия с использованием протоколов испытаний как белорусских, так и зарубежных испытательных лабораторий, а в период действия сертификатов расширены способы подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов; разрешены формы взаимодействия белорусских и зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий);
     – введение заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) с одновременным снижением издержек по открытию и ведению бизнеса.
     – отмена института «золотой акции», который вызывал нарекания международных организаций и бизнеса;
     – ограничение вмешательства контрольных органов в работу бизнеса.
     В настоящее время число контролирующих органов ограничено, введен выборочный метод контроля, учитывающий степень соблюдения законодательства проверяемым субъектом, а вновь зарегистрированные субъекты хозяйствования в течение двух лет с начала их деятельности не подлежат проверке (Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзор ной) деятельности в Республике Беларусь»);
     – упрощение процедуры выделения  земельных участков.
     Полномочия  по предоставлению земельных участков переданы местным  органам управления, действует принцип «одного окна», участки  предоставляются по результатам аукционов. Помимо этого, в Беларуси изменены подходы к структуре собственности и процессу приватизации. С 2008 года формируются планы приватизации конкретных предприятий на  трехлетний период. Например, на 2008–2010 годы в такой план включено 503 республиканских унитарных предприятия. При этом приватизация  рассматривается как способ привлечения в экономику стратегических  инвесторов, которые могут предложить Беларуси на взаимовыгодных условиях новые и высокие технологии, современные управленческие решения, дополнительные рынки сбыта продукции, иными словами, все то, что может повысить эффективность развития белорусских предприятий.[7]
     Рост  объемов инвестиций будет обеспечиваться за счет финансового оздоровления организаций. Собственные средства предприятий в условиях неблагоприятного инвестиционного климата остаются основным источником финансирования инвестиционного процесса. В настоящее время удельный вес амортизации и прибыли в общем объеме инвестиций составил 38,5%. В то же время, по оценкам специалистов, в инвестиционных целях используется от 25 до 40% совокупных амортизационных отчислений.
     Возможность маневра в амортизационной политике предприятий обусловлена принятием ряда правительственных постановлений, наиболее важными из которых являются постановление Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6 «Об утверждении Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов» и постановление Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 декабря 2009 г. № 191/144/27 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», в которых определяются условия регулирования процесса воспроизводства основных средств коммерческими и некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями в их деятельности путем амортизационных отчислений и применения установленных способов и правил. [10]
     В рамках осуществления государственной амортизационной политики предприятиям разрешено применять повышающие или понижающие коэффициенты к действующим нормам амортизации, ускоренные методы ее начисления, а также самостоятельно устанавливать сроки полезного использования объектов основных средств.
     Объективно  необходимым звеном воспроизводственного процесса является замена изношенных основных средств новыми, которая осуществляется с помощью механизма аккумулирования амортизационных отчислений и их использования на приобретение нового оборудования и модернизацию действующих основных фондов.
     Вместе  с тем существенное расширение производства может быть обеспечено только за счет новых вложений средств, направляемых как на создание новых производственных мощностей, так и на совершенствование, качественное обновление техники и технологии. Именно вложения, используемые для развития и расширения производства с целью извлечения дохода в будущем, составляют экономический смысл инвестиций. Основным методом расширенного воспроизводства основного капитала являются прямые инвестиции.
     Постановлением  от 10.02.2010 г. № 169 «Об инвестиционной деятельности» Совет Министров утвердил суммы инвестиций в основной капитал, которые должны привлечь министерства, концерны и местные органы исполнительной власти.
     Анализ  объема инвестиций в основной капитал позволяет сделать вывод, что объем инвестиций в основной капитал неуклонно растет (Приложение 1). Также можно сказать о том, что в период с 2003-2007 гг. объем инвестиций в основной капитал составил 79,5 млрд руб., а за период 2008-2009 гг. составил 80,3 млрд руб., что на 8 млн руб. больше, чем за предыдущие 5 лет.
    Объем инвестиций в основной капитал приведен в таблице 2.1, согласно анализу которой видна тенденция роста инвестиций в основной капитал в отрасли оказывающие услуги. (с 1970 г. до 1995 г. превалировала тенденция роста инвестиций в отрасли, производящие товары).
Таблица 2.1 – Инвестиции в основной капитал в отрасли, производящие товары и оказывающие услуги за период 1970-2008 гг 

Годы В процентах  к итогу от общего объема инвестиций по отраслям
производящим  товары оказывающим услуги
1970 63,2 36,8
1990 58,6 41,4
1995 40,3 59,7
2000 38,8 61,2
2005 45,6 54,4
2008 47,6 52,4
Источник: [13]
    Структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования можно рассмотреть на основании данных (Приложения 2). Основным источником инвестиций являются собственные средства организаций (45,2% в 2004 г и 38,5% в 2008 г.), увеличиваются инвестиции за счет консолидированного бюджета (с 19,6% в 2004 г. до 26,1% в 2008 г.) и кредитов банков (с 14,3% до 21,3%, соответственно).
    И все же основным источником финансирования инвестиций на развитие и модернизацию производства служат средства предприятий. В настоящее время слабая загрузка производственных мощностей, свертывание объемов выпуска продукции, трудности со сбытом из-за ее недостаточно высокого качества, сужения платежеспособного спроса, диспропорции между накоплением и потреблением, получение прибыли в гораздо меньших размерах по сравнению с запланированными, а зачастую и просто убытки, неоправданно большие издержки производства, устаревшие технологии, сильно изношенное физически и морально оборудование, невысокая производительность труда и его неудовлетворительная организация, отвлечение собственных оборотных денежных средств на различные незавершенные проекты (в т. ч. по основной деятельности и капстроительству), низкий уровень менеджмента, высокое налоговое бремя — вот факторы, которые не позволяют рассчитывать на предприятия как основных источников инвестиций.
     Инвестиций в % к ВВП составили в 2009 г. 31,5% (в 2002 г. – 17,2%) (Приложение 3). Это дало возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат - более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.
     Производство  ВВП увеличилось по сравнению  с 2005 г. в 1,98 раза и достигло в 2008 году 128,8 трлн.руб.
     Произошли изменения и в отраслевой структуре  ВВП. Наиболее значительное увеличение ВВП произошло в промышленности и строительстве (Приложение 4). 

     Беларусь  расположена между двумя мощными  центрами силы: Европейским союзом и Россией. Эти факторы в значительной степени определяют белорусские  внешнеэкономические приоритеты. Наша страна – экспортоориентированное  государство, ежегодный прирост ВВП которого в докризисный период составлял примерно 8 %. При этом около 50 % нашего ВВП мы экспортируем.  

     
     Рисунок 2.2 ? Удельный вес инвестиций в объеме ВВП Республики Беларусь 

     Из  рисунка 2.2 видно, что удельный вес инвестиций в объеме валового внутреннего продукта увеличился с 17,8 процента в 2001 году до 27,1 процента в 2007 и 30 процентов в 2010 году, что говорит об устойчивой тенденции расширенного воспроизводства.
     Следует отметить, что после приобретения самостоятельности экономика Беларуси развивалась в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного потенциала, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг требуют значительного увеличения инвестиционного капитала. В этой связи привлечение иностранных инвестиций приобретает особую актуальность, а создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов является нашей важнейшей задачей.
     Сегодня для работы иностранного инвестора на территории республики создана достаточная нормативно-правовая база. В Беларуси принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. Приняты меры по отмене процедуры декларирования происхождения капитала, а возврат банковских депозитов в полном объеме гарантируется государством. Иностранным инвесторам предоставлен ряд преференций в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий. С 7 ноября 2009 года вступил в силу декрет № 10, который позволяет инвестору заключить с Республикой Беларусь инвестиционный договор и установить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала. Декретом предусмотрены дополнительные льготные условия осуществления инвестиционной деятельности и преференции. В целях увеличения притока иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года № 413, которым введен институт инвестиционных агентов. Это физические или юридические лица, располагающие необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов, которые будут оказывать содействие органам государственного управления в поиске и привлечении иностранных инвесторов.
     Результаты  предпринятых мер нашли отражение и в статистических показателях 2009 года. Так, только за последние два года в экономику республики инвестировано столько, сколько за предыдущие пять лет. Удельный вес инвестиций составляет 31,5 % ВВП, то есть практически каждый третий рубль является инвестиционным. За 2009 год в экономику республики поступило более 4,8 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций, что сопоставимо с объемом их привлечения за предыдущие четыре года (Приложение 5). Валовой приток зарубежного капитала составил 9,3 млрд. долларов. И это без учета поступлений прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в банковский сектор экономики.
    Из  прямых иностранных инвестиций (таблица 2.3) в промышленность поступило всего 430,5 млн. долларов, или 18,9% от общих поступлений прямых иностранных инвестиций. Увеличение в структуре инвестиций доли прямых иностранных инвестиций в основной капитал способствует «приходу» новых технологий, а соответственно новому качеству продукции, и доступу к новым рынкам.
Таблица 2.3 – Поступление прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по отраслям экономики, млн. долл. США
 
  2002 2005 2008
Всего 298,9 451,3 2279,8
в том  числе:      
промышленность  40,0 76,7 430,5
сельское  хозяйство 3,9 0,6 21,9
транспорт 4,3 2,5 96,1
связь 94,2 21,9 183,7
строительство 0,6 3,7 37,6
торговля  и общественное питание 146,8 27,2 178,4
материально-техническое  снабжение и сбыт 0,3 9,6
жилищно-коммунальное хозяйство 3,6 0,02 3,0
общая коммерческая деятельность по обеспечению  функционирования рынка 1,8 304,1 1234,1
     Источник: [13]
    В Республике Беларусь увеличивается  количество организаций с иностранным  капиталом: в 2002 г. их было 2 тысячи, сегодня их уже свыше 4-х тысяч более чем из 100 стран мира («Хенкель СИИ Гмбх», Австрия; «Дживиэссе» АО, Италия, ООО «КК Бевриджис Холдингс», Нидерланды и другие). Среди основных стран инвесторов в нашу экономику также выступают Россия, Австрия, Швейцария, Германия и другие страны (Таблица 2.4.). Это реализация крупных инвестиционных проектов по возведению суперсовременного городского района Минск-Сити, логистических центров, инфраструктурных объектов Парка высоких технологий и др. Ведутся переговоры о привлечении в республику российского, китайского, турецкого, израильского, корейского капиталов. Иностранные инвесторы готовы вкладывать крупные средства в строительство гостиниц, спортивных комплексов, деловых центров, жилья.
    Таблица 2.4 ? Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по основным странам-инвесторам, %
  2002 2005 2008
Всего 100 100 100
в том числе:      
Австрия 10,1 9,8 14,5
Виргинские  острова, Британские 12,4 3,1 1,7
Германия  10,3 8,2 1,8
Кипр  9,2 2,8 8,5
Латвия  0,9 7,1 1,5
Нидерланды  0,6 3,9 1,8
Россия  10,5 29,3 33,2
Соединенное Королевство 14,6 4,6 10,9
Соединенные Штаты  10,8 3,5 0,9
Швейцария 0,3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.