На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Отчет о прохождении производственной практики ОАО Банк «Снежинский»

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство  образования Российской Федерации
      Государственное образовательное учреждение
      высшего профессионального образования
      «Челябинский  государственный университет»
      Экономический факультет
      Кафедра финансов и кредита 
 
 

      О Т Ч Е Т
      о прохождении производственной практики 
 
 
 
 

Выполнила: студентка  группы
Проверил:_________________________________________________________
Наименование  организации: Банк «Снежинский» ОАО___________________ 
Руководитель по месту прохождения производственной практики :          главный бухгалтер экономического отдела  _____________ 
Руководитель от кафедры финансов и кредита

__________________________________________________________________ 
 
 
 
 
 

Челябинск  2009
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Характеристика студента с места прохождения производственной  практики………………………………………………………………………..4
1. Общая характеристика базы практики………………………...…………..5
2. Структура и организация управления банка «Снежинский» ОАО.........10

3.Организация учетно-операционной работы, документооборота,             аналитического и синтетического учета……………………………..……..14

4.Организация работы отдела кредитования вексельных и валютных операций……………………………………………………………….……...34
5. Анализ деятельности банка………………………………....…………….42
6. Заключение……………………………………….……………..................46 
7. Список литературы……………………………………………….…...…..47
8. Приложения…………………………………………………......................48  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Производственная практика является составной частью учебного процесса подготовки специалистов ив области финансов и кредитов. Практика является обобщающим этапом в закреплении студентами тех теоретических знании, которые были получены ими в процессе изучения дисциплин учебного плана.
       Цель практики - закрепление профессиональных знаний, полученных в период обучения на экономическом факультете. Приобретение студентами практических навыков, сбор и анализ обобщенных данных, в выполнении профессиональных функций будущего специалиста.
     Задачи практики:
• ознакомиться с особенностями финансовой работы предприятия (организации);
• изучить финансовую документацию: финансовая отчетность предприятия (организации), финансовые планы, их структуры и процесс составления;
• изучить и использовать опыт работы в организации, накопленный специалистами-практиками в сфере финансов и кредита;
• освоить приемы самостоятельной работы в качестве специалиста в области финансов и кредита в соответствии с выбранной специализацией;
• сбор и анализ финансовых показателей, характеризующих работу предприятия (организации) в целом и подразделения, в котором проходила практика;
• сбор, систематизация, обобщение, анализ материалов, необходимых для подготовки дипломной работы;
• составить отчет о преддипломной практике.
     В соответствии с вышеназванными задачами независимо от специфики базы практики изучается специальная литература и руководящие материалы, которые были использованы при выполнении отчета по практике. 

    Характеристика с места прохождения практики 
     

       Студентка, Петухова А.Н., факультета экономики, группа 11ФС-301 Челябинского государственного университета, проходил производственную практику в экономическом отделе ОАО банка «Снежинский» с 02.03.2009 г. по 30.03.2008 г. под руководством главного бухгалтера экономического отдела Федюшкиной Л.Д.
       Приказом № 745 от 02.03.2009 г. по предприятию было разрешено Петуховой А.Н. пройти производственную практику, и в этом же приказе указано о назначении главного бухгалтера экономического отдела Федюшкиной Л.Д. руководителем практики от предприятия.
        За время прохождения практики Петухова А.Н. проявила большой интерес к работе, исполнительность, а также инициативу в изучении широкого спектра документов, необходимых для работы экономического отдела, проявила самостоятельность в подборе документов для отчета по производственной  практике.
        Показала высокий уровень овладения теоретическими и практическими навыками по специальности. Помощь, оказанная студенткой в некоторых аспектах экономической деятельности банка, увязана на основе теоретических знаний в экономическом учёте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель практики от организации 

Главный бухгалтер
экономического отдела                                                           Л.Д.Федюшкина 

1. Общая характеристика  базы практики.
      Банк "Снежинский" работает на финансовом рынке с 1991 года. Центральным Банком Российской Федерации он зарегистрирован 14 февраля 1991 года, и в результате государственной регистрации ему присвоен регистрационный номер (номер лицензии на банковскую деятельность) 1376.
     По состоянию на 1 января 2000 года Банк "Снежинский" вошел в 100 крупнейших банков России. С 24 ноября 2000г. произошло изменение организационно-правовой формы банка. Учредители организации физические лица, поэтому состав, стартовый и уставной капитал является закрытой информацией. Полное официальное наименование банка стало: открытое акционерное общество банк конверсии "Снежинский". В 2000 году банк стал ассоциированным членом международной платёжной системы Visa International и с 2001 года начал эмиссию пластиковых карт Visa. С 2002 года Банк оказывает услуги населению по "Автоматизированной информационной системе", включающей в себя телефонное банковское обслуживание, интернет, мобильные телефоны (SMS). В 2003 году открыты дополнительные офисы в городах Златоуст и Сатка. 21 октября 2004 года банк включен в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов. Банк имеет лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской, дилерской, депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами, выданные ФКЦБ России.
- брокерской  деятельности - N 074-04793-100000 от 05.03.2001 г
- дилерской  деятельности - N 074-04801-010000 от 05.03.2001г
- деятельности  по управлению ценными бумагами - N 074-04805-001000 от 05.03.2001г.
- депозитарной  деятельности - N 074-04809-000100 от 28.02.2001г.
С февраля 2003 года на основании договора с Центральным Банком Российской Федерации Банк является официальным дилером на рынке облигаций.
     Банк входит в состав участников торгов Фондовой биржи MNIBБ. В январе 2006 года открыт дополнительный офис банка в г. Миасс. 26 июня 2006 года банк приступил к оказанию услуг в новом направлении работы: был учрежден и зарегистрирован Главным управлением Банка России по Челябинской области Общий фонд банковского управления «Универсальный».
     Банк конверсии «Снежинский» ОАО, регистрационный номер 1376 по Книге государственной регистрации кредитных организаций. Основая цель его деятельности получение прибыли путем покупки-продажи и хранения ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за третьих лиц, посреднические и доверительные операции и т.п.
     Согласно лицензии на осуществление банковских операций за № 1376, банку «Снежинскому» предоставлено право на осуществление следующих банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте:
- привлечение  денежных средств юридических  лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- размещение  привлеченных во вклады (до востребования  и на определенный срок) денежных  средств юридических лиц от  своего имени и за свой счет;
- открытие  и ведение банковских счетов  юридических лиц и ссудных  счетов физических лиц;
- осуществление  расчетов по поручению юридических  и физических лиц, в том числе  банков - корреспондентов, по их банковским счетам; - инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- купля-продажа  иностранной валюты в наличной  и безналичной формах;
- выдача  банковских гарантий;
- осуществление  переводов денежных средств по  поручению физических лиц без  открытия банковских счетов (за  исключением почтовых переводов).
     Организационное устройство банка «Снежинский» соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.
     Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и др. вопросы, связанные с деятельностью банка, его отношениями с клиентами и перспективами развития. Политика банка проводится на основании Устава Банка (приложение 1 ).
     Одной из важных функций банка «Снежинский» является посредничество в кредите, которое он осуществляет путем перераспределения денежны средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятия и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции банка состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, посредством банка без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях плотности и возвратности.      Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.
     Значение посреднической функции банка для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что он своей деятельностью уменьшает степень риска и неопределенности в экономической системе. Банк «Снежинский» привлекает средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями
заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.
     Вторая важнейшая функция банка «Снежинский» - стимулирование накоплений в хозяйстве. Банк, выступает на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, максимально мобилизуя имеющиеся в хозяйстве сбережения, и формируя достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики банка. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банке. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов и депозитов в банке (приложение 2). Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности банка и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.
     Третья функция банка - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.
     В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция банка, как посредничество в операциях с ценными бумагами. Банк имеют право выступать в качестве инвестиционного института, который может осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника; инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банк выполняет посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.
     В своей практической работе я рассмотрю один из филиалов банка ОАО «Снежинский» расположенный по адресу г. Сатка ул. Ленина д.1 Всего в доп. Офисе банка «Снежинский» г. Сатка на сегодняшний день работает 32 человека, из них приблизительно 65% работает с момента открытия офиса в г.Сатка. За последние два года работы банка штат заметно увеличился (открыты отделы: в Западном районе на ул.Спартака, в г.Бакале по ул. Октябрьской). «Текучесть кадров» в офисе г. Сатка практически отсутствует.
Для повышения  квалификации сотрудников регулярно проводятся учебы по правилам внутреннего контроля в целях противодействия легелизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, для кассовых работников ежегодно проводится учеба по работе с валютой в том числе с иностраннной (распознавание купюр на подлинность). Большая часть сотрудников получает или уже имеет второе высшее образование.
     Желающие устроиться на работу в банк «Снежинский» оставляют свое резюме у секретаря, которое рассматривается главным бухгалтером и Заместителем Председателя Правления банка и начальником отдела (который принимает сотрудника), затем ведется очная беседа, после чего делается заключение и выносится положительный или отрицательный ответ. При приёме на работу с работником заключается трудовой договор.
     Кадровая политика банка «Снежинский» определяет цели, связанные с отношением предприятия к внешнему окружению (рынок труда, взаимоотношения с государственными органами), а также цели, связанные с отношением организации к своему персоналу Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления.    Задачи кадровой стратегии включают:
- поднятие  престижа предприятия;
- исследование  атмосферы внутри предприятия;
- анализ  перспективы развития потенциалов рабочей силы;
- обобщение  и предупреждение причин увольнения  с работы.
     Система оплаты труда в банке разработана таким образом, чтобы каждый участник производственного процесса был заинтересован в конечном результате своей деятельности. Деятельность всего коллектива направлена в одно русло, на повышение прибыли организации. Каждый месяц подводится итог деятельности банка. 

2. Структура и организация  управления Банка  «Снежинский» ОАО. 

        Председатель  правления банка

        Зам. председателя правления банка
 
        Главный бухгалтер

Сектор  по эксплуатации здания и оборудования   Зам. главного бухгалтера   Юрист

Нач. отдела автоматизации   Нач. отдела кредитования
  Нач. отдела по вкладам
  Нач. отдела по работе с физ. лицами   Нач. отдела кассовых операций

Программисты   Экономисты   Бухгалтера   Бухгалтера   Кассиры
 
     Организационное устройство банка «Снежинский» соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.
    Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития. Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вицепрезидентов) и других членов.
     Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При равенстве голосов голос председателя является решающим. Решения правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка. При правлении банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия.
     Кредитная политика банка определяется Наблюдательным Советом Банка и регламентирует основные принципы формирования кредитного портфеля, вытекающие из:
• анализа деятельности банка за предшествующий период;
• перспективного плана проведения активных операций;
• определения параметров, методов кредитной политики по основным
инструментам.
     К основным инструментам, влияющим на создание кредитного портфеля, относятся:
- размещение свободных ресурсов от имени банка в кредиты юридических и физических лиц, межбанковские кредиты;
- финансирование  под уступку денежного требования;
- активные  операции на рынке ценных бумаг;
- выдача  банковских гарантий;
- размещение свободных ресурсов в депозиты.
     Основными целями кредитной политики являются:
- получение  максимальной прибыли из всей совокупности кредитных операций при условии сохранения устойчивой работы банка;
- создание  надежной базы постоянных клиентов - заемщиков и вкладчиков банка;
- адекватное  реагирование на изменяющиеся  экономические, технологические,  законодательные и конкурентные условия внешних и внутренних факторов. Основными методами кредитной политики, влияющими на регулирование устойчивой работы банка, являются:
а) соблюдение нормативов деятельности банка по кредитным операциям:
• максимальный размер риска на одного заемщика;
• максимальный размер крупных кредитных рисков;
• максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам;
• нормативы ликвидности банка (способности банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств).
б) оценка кредитных рисков, классификация  кредитов с учетом уровня кредитного риска и создание резервов на возможные  потери по ссудной и приравненной к ней задолженности.
     Кредитная политика Банка проводится на основании:
- Устава Банка;
- решений Наблюдательного Совета Банка;
- Положения  о кредитной политике открытого акционерного общества банка
конверсии «Снежинский», утвержденного Наблюдательным Советом Банка;
- Положения о Кредитно-инвестиционной комиссии банка, утвержденного Наблюдательным Советом Банка;
- Положений о Кредитных комиссиях Банка, утвержденных Правлением Банка;
- Положения о деятельности Управления кредитования, утвержденного Правлением Банка;
- Положения об Управлении ценных бумаг, утвержденного Правлением Банка; - Положения об отделе межбанковских расчетов, утвержденного Правлением Банка;
- Положения о юридическом отделе, утвержденного Правлением Банка;
- Положения по учету векселей сторонних эмитентов и по выпуску и обращению простых векселей открытого акционерного общества банка конверсии «Снежинский», утвержденного Наблюдательным Советом Банка;
- Положения о проведении операций финансирования под уступку денежного требования открытого акционерного общества банк конверсии «Снежинский», утвержденного Наблюдательным Советом Банка;
- других внутренних документов, регламентирующих кредитный процесс (положений об отделах, должностных инструкций).
     Перспективный план проведения активных операций разрабатывается кредитно - инвестиционной комиссией банка в соответствии с общим планом развития банка в зависимости от целей и задач, поставленных перед банком общим собранием участников и Наблюдательным Советом Банка (приложение1,3,4). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Организация учетно-операционной работы, документооборота, аналитического и синтетического учёта. 

     1.1. Бухгалтерские операции выполняют работники, для которых их выполнение закреплено должностными инструкциями (входит в должностные обязанности). В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетных, кассовых и других документов, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета, кроме работников, обрабатывающих информацию на ЭВМ и не входящих в структуру бухгалтерского аппарата. Все бухгалтерские работники в части выполнения бухгалтерских операций и ведения бухгалтерского учета подчиняются главному бухгалтеру кредитной организации.
     1.2. Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента управления), образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключением документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю. Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер кредитной организации или по его поручению - начальники отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах. Распоряжения руководителя кредитной организации по ведению бухгалтерского учета и конкретные обязанности бухгалтерских работников, закрепление за ними обслуживаемых счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме.
     1.3. Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня (времени), представляющего собой часть рабочего дня (календарные дни, кроме установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства Российской Федерации). В течение операционного дня производится обслуживание клиентов, прием документов для отражения в учете (кроме консультационной работы, которая может проводиться в течении всего рабочего времени). Конкретное время начала, конца операционного дня (времени) определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой клиентуры.
     1.4. Организация рабочего дня бухгалтерских работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
     1.5. При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее:
     1.5.1. Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими проводками также оформляются операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка. Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется кредитной организацией и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.
     1.5.2. Если необходимо по принятым документам осуществить перевод денежных средств с корреспондентских счетов, открытых в учреждениях Банка России или в других кредитных организациях, то операции совершаются в порядке, установленном нормативными актами Банка России. Оплата расчетных и кассовых документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы "овердрафта", определенной договором.
     1.5.3. Утром следующего рабочего дня документы передаются работнику, на которого возложено составление сводных платежных поручений для оплаты с корреспондентских счетов, и в этот же день эти расчетные документы с описью передаются в РКЦ Банка России или другую кредитную организацию для оплаты с корреспондентских счетов. Реестры помещаются в документы текущего дня. При наличии возможности оплаты документов с корреспондентских счетов, операции, указанные в настоящем пункте, могут проводиться текущим днем. Эти документы в реестры принятых документов не включаются.
     1.5.4.Выписки из корреспондентских счетов кредитных организаций должны получать из РКЦ Банка России, других кредитных организаций не позднее чем на следующий день до начала рабочего дня кредитной организации. Полученные выписки разрабатываются, и операции, отраженные в них, включаются в баланс кредитной организации днем их проводки по корреспондентскому счету.
     Зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчетных документов, послуживших основанием для совершения этих операций (если иное не предусмотрено в договоре с клиентом). В тех случаях, когда поступившие суммы не могут быть проведены по счетам клиентов, они отражаются на счетах по учету средств клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России с последующим отнесением на счета клиентов либо на счета до выяснения.
     Выписки по внебалансовым счетам по учету расчетов с Банком России по обязательным резервам кредитные организации получают в порядке, установленном для получения выписок из лицевых счетов по корреспондентским счетам. Средства, зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных документов, кредитная организация отражает или по счету учета сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, или на счета получателей средств. Порядок использования получателями средств, зачисленных без соответствующих подтверждающих документов, определяет кредитная организация по согласованию с клиентом. Кредитная организация принимает оперативные меры к зачислению средств по назначению. Если в течение 5 рабочих дней не выяснены владельцы средств, то суммы, зачисленные на счет по учету сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, окредитовываются РКЦ Банка России, в кредитные организации по месту ведения корреспондентских счетов. Во взаимоотношениях с банками-нерезидентами документооборот регулируется договорами, заключаемыми с ними.
     1.5.5. Чтобы обеспечить выполнение требований, изложенных в пп.1.5.2 1.5.4, кредитная организация должна предусмотреть в договорах банковского счета об установлении корреспондентских отношений обязанности и ответственность каждой стороны.
     1.5.6. Прием расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями должностных лиц, наделенных правом подписи, и заверенных оттиском печати клиента кредитной организации, осуществляется бухгалтерским работником, который оформляет расчетные документы в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими безналичные расчеты.
     1.5.7. При подписании документов фамилия подписавшего работника кредитной организации должна быть обозначена разборчиво (штампами) с указанием фамилии и инициалов. Даты и подписи могут оформляться комбинированными штампами.
     1.5.8. В целях улучшения обслуживания клиентов и равномерного распределения нагрузки в кредитной организации может разрабатываться по согласованию с клиентами график их обслуживания. Физические лица - вкладчики обслуживаются в течение всего операционного дня, при возможности и позже.
     1.5.9. Оплата документов со счетов клиентов при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований производится с соблюдением установленной законодательством Российской Федерации очередности.
     1.5.10. Поручения клиентов на перечисление средств с их счетов могут представляться в кредитные организации в виде расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, а также в виде
электронных платежных документов, передаваемых по каналам связи или иным образом (на магнитных, оптических носителях). Кредитная организация в договоре банковского счета определяет порядок приема электронных документов клиентов, их защиты, оформления и подтверждения в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями. Порядок отражения в учете и помещения подтверждающих документов в документы дня определяется в правилах документооборота кредитной организации.
      1.6. Документы по операциям, связанным с перечислением средств через учреждения Банка России, оформляются в соответствии с нормативными актами Банка России. Расчетные операции через другие кредитные организации (их филиалы) осуществляются на основании договора о корреспондентских отношениях, в котором должны найти отражение следующие вопросы:
- какими документами оформляются расчеты между банками-корреспондентами;
- порядок направления документов и используемые технические средства;
- способы  удостоверения права распоряжения денежными средствами;
- контроль  и выверка расчетов.
     1.7. Прием к исполнению документов клиентов. Распоряжения клиентов на перечисление (выдачу) средств с их счетов принимаются к исполнению на основании документов, оформленных в соответствии со следующими требованиями:
     1.7.1. Представляемые клиентами расчетные документы на осуществление расчетов в безналичном порядке должны быть заполнены в соответствии с требованиями правил Банка России по осуществлению безналичных расчетов.
Документы на получение (выдачу) наличных денежных средств должны быть составлены в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации. Для осуществления валютных операций клиентами представляются документы, предусмотренные соответствующими нормативными актами Банка России.
     1.7.2. Клиент обязан указывать в тексте расчетных документов, а также на обороте денежных чеков, назначение сумм платежа. Организации, которые в установленных случаях по условиям своей деятельности не расшифровывают свои расходы, представляют в кредитные организации платежные поручения и денежные чеки без указания назначения сумм платежа. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков заверяются подписями чекодателя. Чеки и платежные поручения принимаются кредитной организацией в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки. В объявлениях на взнос наличных денег должна быть указана дата фактического представления их в кредитную организацию. Документы должны содержать четкое изложение сущности операции. Каждый документ, предъявляемый в кредитную организацию на бумажном носителе и каждый отдельный лист сводного документа, оформленного на бумажном носителе, например, сводного платежного поручения, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. Подписи на всех документах должны быть сделаны чернилами или пастой шариковой ручки. Объявления о взносе наличных денег подписываются вносителями. В сводном документе незаполненные части должны быть прочеркнуты.
     1.7.3. При передаче распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов должно быть обеспечено использование в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей или иных средств, подтверждающих,что распоряжение составлено уполномоченным на это лицом.
     1.7.4. Кредитная организация отказывает в приеме расчетного документа, если удостоверение прав распоряжения счетом будет признано сомнительным либо при нарушении требований по оформлению документа. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
     1.7.5. При приеме межбанковских расчетов, внесение каких-либо исправлений в поступившие документы не допускается.
     1.7.6. При приеме расчетных и кассовых документов на бумажных носителях ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов, соответствует ли печать и подписи распорядителя счетом заявленным кредитной организации образцам.
     1.7.7. Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на кредитную организацию или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.
     1.7.8. Жалобы на действия работников кредитной организации и другие письма по бухгалтерскому учету принимает от клиентов экспедиция (специально выделенные лица) кредитной организации или лично главный бухгалтер. Об этом порядке клиенты должны быть извещены соответствующим объявлением. Бухгалтерским работникам принимать такую корреспонденцию запрещается.
     1.8. Особенности совершения кассовых операций.
     1.8.1. Кассовые операции совершаются в точном соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.
     1.8.2. Кассовые расходные операции, выполняемые бухгалтерскими работниками, контролируются контролером, рабочее место которого размещается в непосредственной близости от кассы. Контролер ведет кассовый журнал по расходу. Контроль расходных операций должен исключить возможность:
а) оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и  оттиском печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;
б) поступления  в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих  бухгалтерских работников и контролера кредитной организации;
в) внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и
журналы.
     1.8.3. Кассовый журнал по расходу составляется бухгалтерским работником (контролером) на соответствующих бланках в двух экземплярах.
     1.8.4. При ведении бухгалтерского учета с применением ЭВМ или ПЭВМ для передачи информации на обработку направляются отдельные листах кассового журнала по расходу по мере их заполнения - либо при незначительном объеме операции - одновременно все листы кассового журнала с подписью кассира о сверке оборотов с кассой.
     1.8.5. Направление расходных кассовых документов контролером в кассу для оплаты производится внутренним порядком. Передача документов в кассу оформляется в специальном журнале под расписку. Журнал ведется ежедневно по следующей форме:
Номер чека Сумма Подпись Расписка кассира в приёме
или ордера   контролера чека или  ордера
Дата  указывается в начале записей  за день. Если кассовый журнал по расходу ведется в двух экземплярах под копирку, то расходные документы можно передавать в кассу под расписку кассира на первом экземпляре журнала. При таком порядке передачи расходных документов в кассу второй экземпляр кассового журнала остается у контролирующего работника, который проверяет, не внесено ли каких-либо исправлений и дописок в первый экземпляр. Первый экземпляр кассового журнала помещается в кассовые документы дня, второй экземпляр - в мемориальные документы дня. Если рабочее место лица, контролирующего кассовые расходные операции, находится рядом с кассой либо соединено с кассой предохраненным от доступа извне транспортным устройством, то по усмотрению руководителя кредитной организации может быть установлен порядок передачи кассовых расходных документов контролером кассиру без его расписки.
     1.8.6. Документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу, за исключением взносов во вклады граждан, которые могут записываться в лицевые счета вкладчиков до приема денег. При этом документы, подтверждающие внесение денежных средств во вклад, выдаются вкладчику только после фактического поступления денег в кассу.
     Прием денежной наличности производится по объявлению на взнос наличными, представляющему собой комплект документов, состоящий из объявления на взнос наличными, квитанции и ордера. Объявление на взнос наличными принимается бухгалтерским работником, который подписывает его, отражает в кассовом журнале сумму и необходимые реквизиты, предусмотренные кассовым журналом, и внутренним порядком передает в кассу. Объявление на взнос наличными помещается в кассовые документы дня, квитанция выдается вносителю денег после приема их в кассу. Получив обратно из кассы ордер с подписью кассира, свидетельствующей о приеме кассиром денег, бухгалтерский работник проверяет подлинность подписи кассира на ордере с образцами подписей, делает условную отметку в кассовом журнале о возврате ордера из кассы, передает кассовый журнал для отражения операций в бухгалтерском учете, после чего прилагает ордер к выписке соответствующего лицевого счета клиента. При приеме денежной наличности от работника кредитной организации для зачисления на внутрибанковские счета выписывается приходный кассовый ордер и под копирку в трех экземплярах, из которых первый помещается в кассовые документы дня, второй выдается вносителю после приема денег в кассу, а третий помещается в мемориальные документы дня после документов по дебетуемым балансовым счетам и в ленту подсчета не включается. При этом, получив обратно из кассы третий экземпляр приходного кассового ордера с подписью кассира, свидетельствующей о приеме кассиром денег, бухгалтерский работник проверяет подлинность подписи кассира на этом документе путем сверки с образцами подписей, делает условную отметку в кассовом журнале о возврате документа из кассы, после чего передает кассовый журнал для отражения операций в бухгалтерском учете.
     Кассовый журнал по приходу кассы может вестись централизованно. Суммы государственных доходов и платежей по обязательному страхованию, поступающие наличными деньгами, могут записываться в кассовый журнал на основании сводного приходного кассового ордера (ленты подсчета документов), составляемого в конце дня бухгалтерским работником (ответственным исполнителем), ведущим эти операции на основании оставленных им у себя уведомлений первичных кассовых документов.
     1.8.7. Кассовый журнал по приходу по операциям вечерней кассы разрешается составлять на ЭВМ в двух экземплярах с выведением частных итогов по лицевым счетам и общего итога по журналу, с тем чтобы записи в лицевые счета производить итоговыми суммами. Вторые экземпляры журнала, разрезанного на ленты, после проверки записей в лицевых счетах прилагаются вместе с ордерами к объявлениям о взносе денег в вечернюю кассу к выпискам по счетам клиентов. Правильность заполнения ордеров проверяется бухгалтером-контролером вечерней кассы, а при применении кассовых аппаратов - ответственными исполнителями утром следующего дня. Факт этой проверки удостоверяется подписью бухгалтера-контроллера или ответственного исполнителя в ордере к объявлениям.
     1.8.8. Неиспользованные денежные чеки по закрываемым счетам, и по счетам, передаваемым в другую кредитную организацию, принимать от клиентов имеет право только главный бухгалтер или его заместитель, или начальник отдела, который одновременно должен погасить каждый сданный чек путем вырезания части чека, предназначенной для подписи. После этого чеки передаются соответствующему бухгалтерскому работнику, который составляет ордер на закрытие счета и представляет его для проверки и подписания главному бухгалтеру или его заместителю, или начальнику отдела.
Неиспользованные  расчетные чеки при наличии остатка  на счете по учету депонированных средств принимаются от клиентов и погашаются в таком же порядке бухгалтерским работником, который одновременно проверяет и подписывает платежное поручение клиента на закрытие лицевого счета по учету депонированных оставшихся неиспользованных средств. Сданные неиспользованные денежные и расчетные чековые книжки, погашенные в указанном выше порядке, помещаются соответственно в кассовые и мемориальные документы дня.
     1.8.9. По денежному чеку (именному) деньги выплачиваются тому лицу, которое указано в чеке. Передоверие права на получение денег по чеку не допускается, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
    1.8.10. Объявления на взнос наличными и чеки - как денежные, так и расчетные, должны быть заполнены одновременно вручную или на ЭВМ (кроме денежных чеков) с сохранением всех реквизитов бланка. Наименование владельца счета, номер счета и наименование кредитной организации в чеках и объявлениях могут обозначаться штампами.
      1.8.11. Порядок нумерации объявлений на взнос наличных денег, а также квитанций к ним, устанавливается главным бухгалтером кредитной организации или его заместителем в тех случаях, когда при приеме денег плательщику выписывается квитанция, в объявлении работником кредитной организации проставляются 3 последних знака номера выданной вносителю квитанции. В выдаваемых кредитной организацией квитанциях, сумма прописью заполняется в начале строки, свободные места в реквизитах "сумма цифрами" и "сумма прописью" прочеркиваются двумя линиями. Квитанции в приеме наличных денег заполняются только от руки ручками с пастой или чернилами.
     1.8.12. На денежных чеках, расходных кассовых и мемориальных ордерах, на основании которых выдаются деньги и другие ценности, учиняются расписки получателей (ручками с пастой или чернилами). Кроме того, на этих документах делаются отметки о предъявлении паспорта или заменяющего его документа получателя. Допускается заполнение реквизитов предъявленных документов самими получателями, причем бухгалтерский работник кредитной организации, после проверки предъявленном получателем паспорта или заменяющего его документа, проверяет правильность заполнения реквизитов этого документа. Правильность отметки о паспорте или другом документе, удостоверяющем личность получателя, заверяется подписью бухгалтерского работника на чеке или ордере.
     1.8.13. Кредитная организация определяет документооборот по выдаче (продаже) чеков (чековых книжек) клиентам. При этом из кассы чеки должны выдаваться оформленные штампом кредитной организации, выдающей чеки, с указанием на каждом чеке номера счета клиента, с которого будет оплачиваться чек, при выдаче чеков за плату - после внесения (перечисления) денежных средств. Выданные (проданные) за день чеки списываются с внебалансового счета по их учету на основании мемориального ордера, выписанного бухгалтерским работником. Бланки, разные документы и ценности выдаются из кассы на основании переданных внутренним порядком в кассу мемориальных ордеров. На ордерах делается расписка получателя бланков, ценностей и документов. При работе с этими бланками рекомендуется осуществлять контроль за получением, хранением, выдачей и их использованием, обеспечивать своевременное и полное отражение их движения в учете. Пачки (посылки) с бланками проверяются. Бланки в пачках с поврежденной упаковкой пересчитываются полистно. При обнаружении в упаковках недостач или излишков бланков составляется акт за подписями лиц, участвовавших в приеме бланков. Указанные выше бланки хранятся в хранилище ценностей. При выдаче бланков для использования производится их полистный пересчет, проверка правильности нумерации, а также приемка по качеству выявленных при этом недостачах и излишках бланков, а также об обнаружении в них дефектов составляются акты и вносятся исправления в учете.
1.9. Все операции осуществляются кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (с изменениями и дополнениями) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492; 1998, N 31, ст.3829; 1999, 11 28, ст.3459; 2001, 11
ст.2586; N 33 (часть I), ст.3424; 2002, N 12, ст.1093) и перечнем операций, установленных лицензией  Банка России.
     Операции совершаются и отражаются в бухгалтерском учете на основании документов, оформленных в соответствии с требованиями настоящих Правил и иных нормативных актов Банка России по отдельным операциям.
     1.9.1. Документы, являющиеся основанием для совершения операций по начислению (удержанию) и перечислению налогов, оформляются также с учетом требований Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы.
     1.9.2. Операции по счетам клиентов проводятся на основании принятых к исполнению расчетных и кассовых документов клиентов. Операции, совершаемые без документов клиентов кредитной организации, оформляются документами, составляемыми кредитной организацией согласно требованиям настоящих Правил и иных нормативных актов Банка России по отдельным операциям на бланках действующих форм. В частности, приходные и расходные кассовые и мемориальные ордера, распоряжения уполномоченных сотрудников и др. Указанные документы составляются на бланках действующих форм или на ЭВМ и оформляются в установленном порядке работниками бухгалтерии.
     1.9.3. В кассовых ордерах и мемориальных ордерах на оприходование и списание ценностей и документов, хранящихся в кладовой, итоговые суммы повторяются прописью.
     1.9.4. Для сокращения записей в лицевых счетах по ряду операций составляются сводные ордера. Если к сводному ордеру прилагаются первичные документы, на основании которых составлен ордер, в нем делается ссылка на количество приложенных документов.
     1.9.5. Каждый из документов, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должен содержать следующие реквизиты:
- обозначение  номеров счетов по дебету и  кредиту, по которым должна  быть проведена эта запись; в  необходимых случаях и другие  реквизиты;
- дату проводки;
- подпись бухгалтерского работника, оформившего документ, а по операциям, подлежащим дополнительному контролю,
- подписи бухгалтерского и контролирующего работников, и по операциям кредитной организации, связанным с перечислением средств клиентам, другим организациям, - подписи руководителя кредитной организации и главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц. Если основанием для совершения бухгалтерской записи послужило распоряжение, подписанное руководителем кредитной организации и главным бухгалтером, то в этом случае выписанный расчетный документ подписывается бухгалтерским и контролирующим работниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
     1.9.6. Совершение операций в кредитной организации может происходить на основании электронного платежного документа, а в случаях, установленных законодательствам Российской Федерации и договором, - его бумажной копии, заверенной уполномоченным лицом. Электронные платежные документы должны содержать все реквизиты расчетных документов, предусмотренные утвержденными форматами и нормативными актами Банка России. Бумажные копии электронных платежных документов, предназначенные для хранения в качестве оправдательных документов по совершенным операциям, а также подлежащие приложению к выпискам из счетов, заверяются штампами кредитной организации и подписями ее работников.
     1.9.7. Проверка наличия на расчетных и кассовых документах соответствующих подписей работников кредитной организации, уполномоченных осуществлять те или иные операции, возлагается на работников, занятых передачей документов (информации) на обработку. В кредитных организациях, учет которых ведется на ЭВМ, эта проверка возлагается на старшего по должности работника приказом руководителя кредитной организации. Для выполнения указанной проверки составляются перечни операций, подлежащих дополнительному контролю со стороны должностных лиц кредитной организации. Перечни, а также образцы подписей работников кредитной организации, выполняющих контрольные  функции, должны находиться у работников, осуществляющих указанный контроль.
     1.9.8. Право подписания расчетных и кассовых документов, предоставляемое работникам, оформляется распоряжением руководителя кредитной организации. Право контрольной (первой) подписи без ограничения суммой операций на расчетных и кассовых документах, подлежащих дополнительному контролю, имеют по должности руководители и главные бухгалтеры кредитных организаций или, по их поручению, доверенные лица. Предоставление права контрольной (первой) подписи тому или иному должностному лицу не исключает возможности выполнения этим лицом (кроме главного бухгалтера) функций ответственноro исполнителя по определенному кругу операций. В таком случае им контролируются документы по операциям, выполняемым другими работниками.
     Главный бухгалтер кредитной организации обязан следить за тем, чтобы соответствующие образцы подписей были идентичны и своевременно переданы под расписку в кассу, бухгалтерским и контролирующим работникам. Главный бухгалтер обязан следить за своевременным внесением изменений в образцы подписей, которыми пользуются работники кредитной организации в своей работе. Один комплект образцов подписей должностных лиц кредитной организации хранится у главного бухгалтера для учета лиц, которым предоставлено право той или иной подписи на расчетных и кассовых документах.
Для проверки соответствия подписей правомочных должностных лиц кредитной организации на принимаемых к исполнению расчетных и кассовых документах утвержденным образцам, работники должны иметь образцы их подписей.
Контролирующие  работники должны пользоваться своими экземплярами образцов подписей работников кредитной организации, а также образцов подписей и оттисков печатей на документах, представляемых клиентами. Этим работникам запрещается пользоваться тем же экземпляром карточек с образцами подписей и оттисков печатей клиентов и образцов подписей работников кредитной организации, которыми пользуются бухгалтерские работники.
1.9.9. В карточках с образцами подписей и оттиска печати клиентов у исполнителей и контролеров подлежат регистрации номера выданных данным клиентам денежных чеков для проверки номеров чеков, предъявляемых к оплате.
Аналитический и синтетический  учет.
Задачей аналитического учета является контроль за правомерностью совершения банковских операций. Аналитический учет отражает банковскую операцию во всех ее деталях - это подробный конкретный учет. Основными инструментами аналитического учета являются:
1) лицевые  счета;
2) бухгалтерский журнал;
3) ведомость остатков по счетам 1-го и 2-го порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам;
 4) ведомость остатков размещенных и привлеченных средств. Самым распространенным инструментом аналитического учета являются лицевые счета, они подразделяются на клиентские и внутрибанковские. На клиентских лицевых счетах отражаются расчетные и кредитно-денежные взаимоотношения банка и клиента. Внутрибанковские лицевые счета открываются по операциям банка по учету имущества, капитала банка, доходов и расходов и т.д. Лицевым счетам при их открытии присваиваются наименование и номер.
 Синтетический учет носит обобщающий характер, его данные служат средством для проведения анализа деятельности КБ. Его задачей является проверка правильности ведения аналитического учета. Синтетический учет осуществляется на счетах 2-го порядка. Взаимосвязь аналитического и синтетического учета выражается в том, что лицевые счета (аналитического) открываются в разрезе счетов 2-го порядка (синтетического). Основными инструментами синтетического учета является:
1)оборотная  ведомость;
2)ежедневный  баланс.
     Документами аналитического учета являются:
- лицевые счета.
     Порядок отражения операций по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета. Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. В лицевых счетах показываются: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу), остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции, номер корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты.
     Лицевые счета клиентов печатаются применительно к действующим формам бланков в двух экземплярах и передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту. Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки, если иное не предусмотрено договором с клиентом. Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Если по каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляется каждый лист выписки. Выписки на бумажных носителях выдаются в порядке и сроки, указанные в карточках с образцами подписей и оттиска печати. На лицевом счете (первом экземпляре) бухгалтерским работником ставится штамп "Выписка выдана за "   _ г в порядке. Подпись работника кредитной организации.
     Изменение порядка выдачи выписок может быть допущено только в случаях, если выписку желают получить распорядители счетом (один из них). В других случаях отступление от согласованного с клиентом порядка может разрешить
главный бухгалтер, его заместитель, начальник  отдела. По суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету. На документах, прилагаемых к выпискам, должен проставляться штамп и календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ставится. В случае если прилагаемые к выпискам документы, на основании которых совершены записи по счету, предъявляются клиенту в электронном виде, то указанные документы:
- подписываются  аналогами собственноручной подписи  уполномоченного лица;
- содержат  дату провода документа по  лицевому счету.
     Не заверяются оттиском указанного штампа лишние экземпляры оплаченных расчетных документов, прилагаемые к выпискам из счетов клиентов, уже снабженные штампом кредитной организации на ранней стадии их обработки, а также документы по приходным кассовым операциям.
     После выдачи (высылки) выписок клиентам лицевые счета за отчетный месяц брошюруются в пачки в возрастающем порядке номеров счетов по балансовым и внебалансовым счетам и сдаются в архив. База данных лицевых счетов в ЭВМ ведется с обязательным дублированием как минимум на двух различных носителях и должна обеспечивать сохранение информации в течение срока, установленного для хранения соответствующих документов;
ведомость остатков по счетам первого, второго  порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам. Ведомость  составляется ежедневно. По решению  руководства кредитной организации  ведомость остатков в разрезе лицевых счетов по счетам, требующим конфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатков включаются итоги по этим счетам. Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств. Ведомость ведется
по счетам, по которым определены сроки размещения (привлечения) средств, программным путем ежедневно и выдается на печать из ЭВМ по мере необходимости.
     Документами синтетического учета являются:
- ежедневная оборотная ведомость.
     Ежедневная оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам. Внутри месяца обороты показываются за день. Кроме этого, на 1-е число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты - нарастающими оборотами с начала года;
- ежедневный баланс.
     Ежедневный баланс по операциям, совершаемым непосредственно кредитной организацией, должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым кредитной организацией. Баланс для публикации составляется на основе баланса по счетам второго порядка по форме, утвержденной Банком России.
     Балансы и оборотные ведомости подписываются после их рассмотрения руководителем кредитной организации, главным бухгалтером или - по их поручению - заместителями. Ведомость остатков по счетам, ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств подписываются после рассмотрения главным бухгалтером или, по его поручению, заместителем главного бухгалтера.
     Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета. Это должно достигаться устойчивым программным обеспечением, одновременным отражением в ЭВМ, как сказано выше, операций во взаимосвязанных регистрах бухгалтерского учета.
     Перед подписанием баланса главный бухгалтер или, по его поручению, работник кредитной организации должен сверить:
- соответствие  остатков по счетам второго порядка, отраженным в балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам;
- соответствие  остатков по счетам второго  порядка, отраженным в ведомости
остатков  по счетам, остаткам, показанным в ведомости  остатков размещенных (привлеченных) средств.
     В произведенной сверке делается соответствующая запись в балансе перед подписями должностных лиц. Исправление ошибки совершается в момент ее обнаружения. Перепечатывание материалов аналитического и синтетического учета не допускается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Организация работы  отдела кредитования вексельных и валютных операций. 

В функции  экономиста отдела входит:
- согласно распределенному перечню и контроль за выполнением условий кредитных договоров;
- оформление депозитных договоров и контроль за выполнением их условий по предприятиям (организациям, учреждениям) согласно распределенному перечню,
- составление расшифровок отдельных балансовых счетов для расчета обязательных экономических нормативов.
     За время прохождения практики мною были рассмотрены следующие вопросы:
1. условия и порядок предоставления кредитов, выдачи гарантий заинтересованным клиентам, знакомить их с перечнем документов, необходимых для получения кредита и гарантии;
2. изучены  документы, предоставляемые предприятиями (организациями, учреждениями), физическими лицами для получения кредита, банковской гарантии, поручительства, межбанковского кредита, готовить заключение для кредитной комиссии о целесообразности выделения кредитных ресурсов заемщику и предоставления банковской гарантии, поручительства принципалу;
3. проведена  оценку кредитного риска и  классификация кредита с учетом уровня кредитного риска в соответствии с требованиями нормативных документов ЦБ РФ и внутрибанковских положений;
- кредитование предприятии (организаций, учреждений) и физических лиц.
-подготовила проект кредитного договора, договора о предоставлении банковской гарантии, поручительства, договора залога, договора поручительства совместно с юридической службой банка;
5. принимала  участие в составлении финансовой отчетности по кредитному  отделу Управления банка согласно сроков предоставления отчетности ;
б. изучила  учредительные документы юридических  лиц, передающих денежные средства в  депозит;
7. принимала  участие в подготовке проекта депозитного договора. Отрабатывала условия договора совместно с юридической службой банка;
8. научилась  оформлять необходимые документы  по открытию депозитного
счета;
9. контролировала  сроки возврата привлеченных  денежных средств, уплаты процентов  за их использование для обеспечения своевременного исполнения банком своих обязательств.
10. собирала  полную информацию по кредитной  истории Заемщика для формирования  кредитного портфеля:
- сведения  по документам юридического и  кредитного дел предприятия (организаций, учреждений) - заемщиков согласно распределенному перечню;
- оценку  кредитных рисков по Заемщикам,  произведенную согласно нормативных  документов ЦБ РФ для формирования  резерва на возможные потери  по ссудам
- данные  для начисления процентов за  расчетный период в разрезе каждого кредитного договора.
11. наблюдала  за вводом в автоматизированную  программу изменений условий  кредитного договора;
12. участвовала  в проверках соблюдения предприятиями  и организациями
кассовой  дисциплины.
Анализ  источников погашения  кредита.
     После того, как сотрудник банка понял сущность заявки клиента, установил, разумна ли она и соответствует ли реалиям деятельности банка, он проводит анализ источников погашения кредита. Этот анализ, выявляющий первичные и вторичные источники погашения, поможет сотруднику определить, следует ли принять или отклонить заявку клиента на получение кредита. Для того, чтобы определить вероятность погашения кредита, кредитный работник должен исследовать слабые и сильные стороны клиента, оценить заявку клиента с точки зрения его финансовой отчетности, движения наличности, деловой стратегии клиента, рынка его деятельности, квалификации руководства, информации о нем и опыта работы. Очень важно, чтобы кредит был разработан специально для указанной клиентом цели. Цель кредита и его погашение взаимно переплетаются; знание сущности кредита позволяет и банкиру, и заемщику привязать условия погашения кредита к его цели. При тщательном его проведении, анализ источников погашения кредита различен для различных видов кредита. Это различие особенно велико для долгосрочных и краткосрочных кредитов. Долгосрочная прибыльность компании более важна для долгосрочных кредитов, потому что источником погашения здесь служат поступления от инвестиций. В случае же с краткосрочными кредитами, необходимо провести детальный анализ торгового цикла, или цикла оборота активов- товарных запасов в дебиторскую задолженность и наличность, с тем, чтобы определить, какие статьи баланса могут быть превращены в наличность для погашения кредита. Кредитный работник пишет заключение по заемщику (приложение 3).
Структура кредита.
     Сотрудник банка должен определить условия кредита, которые индивидуальны для каждого клиента: процентную ставку, обеспечение, гарантии и особые статьи, которые будут отражать присущий кредиту риск. Структура кредита должна быть тесно связана с ожидаемыми источниками и сроками погашения кредита. Заключительными этапами процесса структурирования кредита являются его одобрение, подготовка документации и составление отчета о нем. Все эти этапы должны быть четко определены в кредитной политике и процедурах банка.
Одобрение кредита.
     Одобрение кредитов в коммерческих банках обычно происходит либо в рамках кредитного комитета, либо в рамках процесса последовательного одобрения кредитов. В первом случае кредиты одобряются кредитным комитетом, членами которого обычно являются руководители банка и его кредитного отдела. Во втором случае, одобрение кредитов идет снизу вверх по цепочке - от простых сотрудников кредитного отдела до руководства, имеющего право (в соответствии с требованиями кредитной политики банка) на окончательное одобрение кредита.
     Кредитная документация обеспечивает защиту от риска, позволяя банку принимать юридические меры, если заемщик не выполняет запретительные оговорки или нарушает график погашения. Кредитный договор-это контракт между банком и заемщиком, в котором оговариваются права и обязанности каждой стороны по отношению к кредиту. Хотя кредитный договор не позволяет кредитору контролировать источник погашения кредита, он содержит условия, оговорки и ограничения, составленные таким образом, чтобы поддержать или улучшить финансовое состояние заемщика, уровень прибыльности, движение денежных средств, что, так или иначе, защищает интересы банка. Хороший кредитный договор, составленный на четкой юридической основе, дает кредиторам вес на переговорах, если состояние кредита начинает ухудшаться.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.