На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Занятость и трудоустройство инвалидов в условиях современного общества и пути их решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение

Глава 1. Общая  характеристика основных проблем занятости  и трудоустройства инвалидов

1.1 Законодательство  Российской Федерации и зарубежных  стран в сфере занятости и  трудоустройства инвалидов

1.2 Специфика  проблем инвалидов в сфере  занятости и трудоустройства  и пути их решения

1.3 Технологии  социальной работы с инвалидами  в сфере занятости и трудоустройства 

Список литературы

                                      

                                                                    Введение.

В настоящее время  особо остро встал  вопрос о том, как  реализовать в  России положения  Конституции, провозглашающие  наше государство  социальным. Соблюдение предоставляемых гражданам гарантии признается одной из основных задач нашей страны. Одним из основных прав каждого жителя нашего государства является право на труд. Его имеют все граждане Российской Федерации. В том числе и люди с инвалидностью. К сожалению, цифры официальной статистики свидетельствуют о том, что количество последних неуклонно растет. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 19.12 2005 №832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" приводятся следующие цифры: наблюдается рост численности инвалидов (1995 год - 6,3 млн. человек, 2004 год - 11,4 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек. Далее в том же постановлении Правительства: "основную долю в общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы - 64 процента. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов. Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Число последних возросло с 453,7 тыс. человек в 1995 году до 613 тыс. человек в 2004 году. Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г." [44]

Во  многом это обусловлено  высоким уровнем  заболеваемости и  травматизма населения, недостаточным качеством  медицинской помощи и услуг, оказываемых  лечебно-профилактическими  учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, неблагоприятной  экологической обстановкой, неблагоприятной  криминогенной обстановкой, а также рядом других причин.

Трудовая  деятельность для  человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей (в  том числе и  творческих), приобщением  к общественным ценностям. Работа позволяет  каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной  частью современного общества.

На  сегодняшний день в сознании людей  еще жив стереотип  о том, что человек  с ограниченными  возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении  близких родственников  и государства. Однако среди инвалидов  есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Анализ  развития проблемы инвалидности, как социального  явления свидетельствует  о том, что, пройдя путь от идеи изоляции "неполноценных" членов общества до концепций привлечения  их к труду, человечество подошло к пониманию  необходимости интеграции лиц с физическими  дефектами, физиологическими, психическим нарушениями  во все общественные институты.

В связи с этим возникает  необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме "неполноценных  людей" и представить  ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Основной  массив существующий в настоящее время, касающийся освещения проблем занятости и трудоустройства инвалидов, направлен на дачу рекомендаций по трудоустройству, описание возможных способов устройства на работу. К ним, например, относится следующие: Новиков М. Л. Межсекторное взаимодействие как модель решения проблемы трудоустройства людей с инвалидностью, Карасаева Л. А. Прикладные аспекты в деятельности отделения профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, Лунев, В. П. Общий накопленный контингент инвалидов трудоспособного возраста населения Российской Федерации и его социально-гигиеническая характеристика и др.. Есть и научные статьи, касающиеся правовых аспектов трудоустройства и занятости лиц с ограниченными

Предметом - проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества.

Целью данной работы будет выявить проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества и пути их решения.

Для ее достижения нам  придется решить следующие задачи:

1. Рассмотреть законодательство  Российской Федерации  и зарубежных стран  регулирующее сферу  занятости и трудоустройства  инвалидов

2. Изучить специфику  проблем инвалидов  в сфере занятости  и трудоустройства  и пути их решения

3. Исследовать технологии  социальной работы  с инвалидами в  сфере занятости  и трудоустройства

4. Рассмотреть проблемы  занятости и трудоустройства  инвалидов на примере  Засвияжского района г. Ульяновска путем проведения специаьного исследования.

5. На основе проведенного  исследования предложить  пути решения проблем  занятости и трудоустройства  инвалидов.

Гипотеза: проблемы занятости  и трудоустройства  инвалидов могут  быть более успешно  решены при условии: их выявления и  более детального изучения через социальные службы и центры занятости; определения эффективных  путей их решения.

.1 Законодательство  Российской Федерации  и зарубежных стран  в сфере занятости  и трудоустройства  инвалидов

Среди достаточно большого количества нормативных правовых актов, регулирующих занятость и  трудоустройство граждан в Российской Федерации (в том числе и инвалидов), определяющее и наиболее важное значение принадлежит Конституции Российской Федерации, где в статье 37 сказано: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду". [13] Делая ударение, именно на слове "каждый", автор этой работы имеет в виду и инвалидов. Но, к сожалению, как это часто бывает, декларируемые в Конституции нашей страны основные права и свободы граждан, не находят полного отражения в реальной действительности. Этому препятствуют самые разные причины экономического, культурного характера.
Следовательно, как утверждает ряд специалистов, "понятие "нетрудоспособен" противоречит Конституции, так как каждый из людей  имеет право на труд"[30, с. 52-53]
Следующим по юридической  силе является Федеральный Закон. В статье первой Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (который является документом, специально регулирующим положение этой категории населения, в том числе и их права, обусловленные их статусом) дается следующее определение понятия инвалида: "Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".[53]
В зависимости  от степени расстройства функций  организма и ограничения жизнедеятельности  лицам, признанным инвалидами, устанавливается  соответствующая степень инвалидности (I, II, III или "ребенок-инвалид").
Признание лица инвалидом осуществляется специальным  органом - федеральным учреждением  медико-социальной экспертизы.
Органы государственной  власти должны содействовать трудовой занятости инвалидов, в том числе  стимулирования создания специальных  рабочих мест для их трудоустройства. Как видно, вышеназванный Федеральный  закон так же не лишен декларативных  элементов, рассчитанных скорее на некий  желаемый результат в будущем.
Следует отметить, что в законе нет определения  понятия занятости и трудоустройства. В толковом словаре даются их следующие  понятия:
Трудоустройство - "устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве" [38, с. 802] .
Занятость - "наличие  работы, обеспеченность работой" [38, с. 208].
Таким образом, становится заметной разница между  двумя понятиями: категория "трудоустройство" шире категории "занятость". Оно  начинается еще до того, как инвалид  найдет подходящую работу и приступит  к ней.
Причинами инвалидности признаются:
Общее заболевание
Инвалидность  с детства
Трудовое увечье
Профессиональное  заболевание
Заболевание, которое  было получено в связи с аварией  на Чернобыльской АЭС, последствиями  радиационных воздействий.
Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства  или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное  с пребыванием на фронте. [3, с. 230], [57, с. 22]
Обеспечение занятости  инвалидов регулирует статья 20 ФЗ "О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с ней, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  путем проведения следующих специальных  мероприятий, способствующих повышению  их конкурентоспособности на рынке  труда:
1) установления  в организациях независимо от  организационно-правовых форм и  форм собственности квоты для  приема на работу инвалидов  и минимального количества специальных  рабочих мест для инвалидов;
2) резервирования  рабочих мест по профессиям, наиболее  подходящим для трудоустройства  инвалидов;
3)стимулирования  создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих  мест (в том числе специальных)  для трудоустройства инвалидов;
4) создания инвалидам  условий труда в соответствии  с индивидуальными программами  реабилитации инвалидов;
5) создания условий  для предпринимательской деятельности  инвалидов;
6) организации  обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям, численность  работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается  квота для приема на работу инвалидов  в процентах к среднесписочной  численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Данная мера, безусловно, должна способствовать облегчению поиска работы инвалидами. Но вместе с тем, Законодатель не обращает внимания на возможность использования дополнительных методов стимулирования работодателей  к приему на работу инвалидов: существенные налоговые льготы, материальное стимулирование и поддержку организаций, принимающих  на работу большое число инвалидов  и другие.
В связи с  вышесказанным, у работодателя в  соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов возникают  следующие обязанности:
1) создавать  или выделять рабочие места  для трудоустройства инвалидов;
2) создавать  инвалидам условия труда в  соответствии с индивидуальной  программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять  в установленном порядке информацию, необходимую для организации  занятости инвалидов.
Специальные рабочие  места для трудоустройства инвалидов  создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов  РФ, за исключением рабочих мест тех инвалидов, которые получили трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие  места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении своих обязанностей по военной службе или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета. Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей - причинителей вреда. [1]
Инвалидам, занятым  в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, создаются  необходимые условия труда в  соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Статья 5.42 Кодекса  об административных правонарушениях  предусматривает административную ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства  и занятости, а именно:
1. Отказ работодателя  в приеме на работу инвалида  в пределах установленной квоты
2. Необоснованный  отказ в регистрации инвалида  в качестве безработного [12]
Помимо данных положений закона, существует еще  целый ряд нормативных правовых актов. В частности, это: Федеральный Закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 №1032-1, Закон Ульяновской области "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" [8], Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)[50], "Европейская социальная хартия "(статьи 9 и 15 предусматривают создание условий труда инвалидов, адекватных их возможностям и равные права при устройстве на работу со здоровыми людьми) [7] (не смотря на то, что Россия подписала эту хартию, в силу в нашей стране она до сих пор не вступила) и другие.
Федеральная целевая  программа "Социальная поддержка  инвалидов на 2006-2010 годы" предусматривает  финансирование в размере около 2147 миллионов рублей.[44] Но очень  важно, что бы такие, достаточно большие  деньги были успешно освоены и  принесли реальную помощь инвалидам, а  не были, как это часто бывает в нашей стране, большей частью просто разворованы чиновниками, отвечающими  за их использование.
Если задачи, заложенные в целевой программе, будут успешно решены, то ежегодно в России будут возвращаться к  активной жизни примерно 150-160 тысяч  инвалидов.[35, с. 40] Это не только снизит нагрузку на бюджет страны, но и даст государству дополнительные рабочие руки.
На уровне регионов власти тоже иногда пытаются реализовать  различные инициативы, направленные на привлечение к труду и занятости  инвалидов. Например, в Воронежской  области принят закон "О квотировании рабочих мест для инвалидов", который  предусматривает более широкий  круг гарантий инвалидов в сфере  занятости и трудоустройства, чем  это предусмотрено федеральным  законодательством [39, с. 13.]; В Мурманской области принята специальная  программа "Профориентация детей-инвалидов"[49,с.40-41.] Что касается нашего региона, то одной  из последних инициатив в этой области Ульяновских властей  является заявление о намерении  брать на госслужбу инвалидов-колясочников. Глава региона Сергей Морозов поручил подготовить правовой акт, регламентирующий трудоустройство в органы власти людей с ограниченными возможностями.[2]
Кроме того, действует  Закон Ульяновской области от 27.04.2009 N 41-ЗО "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании  утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области". Он указывает, что организациям, имеющим место нахождения на территории Ульяновской области и не являющимся общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, численность работников которых составляет более 100 человек (далее - организации), квоту для приема на работу инвалидов (далее - квота) в процентах к среднесписочной численности их работников в следующих размерах:
1) при среднесписочной  численности работников организации  от 101 до 200 человек включительно - 4 процента;
2) при среднесписочной  численности работников организации  от 201 до 500 человек включительно - 3 процента;
3) при среднесписочной  численности работников организации  свыше 500 человек - 2 процента.[9]
1.2 Специфика проблем  инвалидов в сфере  занятости и трудоустройства  и пути их решения
В настоящее  время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно  велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в  начале 1990-х годов в мире насчитывалось  приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного  шара. Такие данные приводит в своей  работе Е.И. Холостова. [54, с. 173]. Так же, она справедливо относит трудовую сегрегацию (или изоляцию) инвалидов, к одним из важнейших социальных ограничений инвалидов.[55, с. 82]
Естественно, такое  большое количество людей с инвалидностью, вызвано разными причинами (войны, катастрофы, несчастные случаи, ухудшение  экологической обстановки, условия  труда и т.д.), которые, несомненно, должны учитываться при формировании законодательства, касающегося социальной защиты этой категории населения.
Как свидетельствует  история, "долгое время к инвалидам  относились не так как ко всем остальным  людям". [27, с. 6]. В настоящее время  отношение к инвалидам так  же отличается от отношения к тем  людям, которые отклонений не имеют. "Отсутствие результативной системы  социальной защиты выработало у многих инвалидов сознание своей второсортности и неполноценности. Это не только унижает достоинство человека, но и ограничивает возможность самозащиты". [48. с. 211]
Однако несомненно, что "переход к новому общественно-политическому  строю привёл к кардинальному  изменению социальной политики в  постсоветском обществе и, вследствие - изменению всей его социальной сферы. Меняются приоритеты и принципы построения социальной сферы, отношение к различным социальным группам и система их социальной защиты". [29, с. 10] При этом, человек с инвалидностью следует рассматривать "не как пассивного получателя помощи и поддержки, а, в первую очередь, учитывать его жизненную силу и энергию, индивидуальные, культурные и гендерные отличия" [19; с. 335]
Анализ развития проблемы инвалидности, как социального  явления, свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции "неполноценных" членов общества до концепций привлечения  их к труду, человечество подошло  к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями во все общественные институты.
В связи с  этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме "неполноценных  людей" и представить ее как  проблему, затрагивающую общество в  совокупности.
Иными словами, инвалидность -- это проблема не одного человека, а всего общества в целом.
Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических  особенностях взаимодействия инвалидов  с окружающим миром.
Принято условно  разделять ограничения функций  по следующим категориям:
· нарушения  статодинамической функции (двигательной),
· нарушения  функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
· сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
· психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
Каждое ограничение  имеет классификацию по степени  выраженности:
1 степень - способность  к выполнению трудовой деятельности  при условии снижения квалификации  или уменьшения объема производственной  деятельности.
2 степень - способность  к выполнению трудовой деятельности  в специально созданных условиях  с использованием вспомогательных  средств
3 степень - неспособность  к трудовой деятельности.
Критерием для  определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая  социальной защиты и помощи.
Для установления первой группы инвалидности - способности  третьей степени. Для второй группы - способности второй степени. Для  третьей группы - способности первой степени. [45, с.6-7]
Как правило, работодатели, отказываясь принимать на работу инвалидов, руководствуются следующим: дополнительные расходы; психологические  особенности; капризы; необходимость  лечения; невозможность заставить  работать дополнительно[23, с. 32]
Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества. "Во времена Советского Союза именно ограничение в трудовых возможностях являлось единственным критерием  установления инвалидности. Государство  просто брало на себя обязательство  материально содержать инвалида, поэтому вопросы социальной адаптации  и трудоустройства даже не поднимались. Единственной государственной программой по созданию рабочих мест для людей  с инвалидностью было создание специализированных предприятий, где инвалиды в изолированных  условиях могли заниматься неквалифицированным  трудом (клеить коробки, собирать розетки  и т.д.)"[24] Не слишком много изменилось в настоящее время. В Федеральный  Закон "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" были заложены механизмы решения этой проблемы. Инвалидность стала классифицироваться не только по трудовым возможностям, но и по другим факторам ограничения  жизнедеятельности. Введена система  квотирования рабочих мест для инвалидов, применены понятия "специальные  рабочие места для инвалидов" и "специальные условия труда  для инвалидов". Но практика оказалась  далека от столь прогрессивных замыслов. Основными проблемами стали отсутствие эффективных государственных программ и квалифицированных специалистов, способных решать эти проблемы. А  в последнее время со стороны  государственной власти наметился  отход и от этих, пусть небольших, но всё-таки "завоеваний" общественного  движения инвалидов.
Кроме того, в  нашей стране отсутствует применяемый  в других странах законодательный  механизм, согласно которому те предприятия, которые не заполняют всю квоту  рабочих мест для инвалидов, вынуждены  платить дополнительные налоги и  сборы, которые в свою очередь, распределяются государством для создания и улучшения уже созданных рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях государственного сектора.
Уровень занятости  инвалидов в общественном производстве имеет тенденцию к снижению "и  за 1980-1994 гг. упал с 45% до 17%".[42] Поэтому  даже срочные и эффективные меры не сразу помогут нам достигнуть даже советского уровня почти тридцатилетней давности. По данным комитета по социальной политике Совета Федерации РФ безработица  среди инвалидов трудоспособного  возраста составляла на 1 января 2004 года в целом по России 70%. Занятость  инвалидов трудоспособного возраста сократилась с 25-28% в дореформенный  период до 11% в 1999 году.[22, C. 214]
Работодатели  находят какие угодно предлоги, что бы не брать на работу инвалидов. В условиях нашего правового поля это сделать достаточно просто. В научной литературе предлагается так же и алгоритм действий для инвалидов, желающих найти работу:
Оформление индивидуальной программы реабилитации
Составление своего резюме
Поиск вариантов  трудоустройства:
- Поиск работы  через родственников и знакомых;
- Трудоустройство  через государственную службу  занятости;
- Ярмарки вакансий;
- Трудоустройство  через кадровые агентства и  агентства по трудоустройству;
- Самостоятельный  поиск работы через объявления  в средствах массовой информации.
Прохождение собеседования. [32, с. 57]
Первоначально, конечно, большинство пытается трудоустроиться  через знакомых и родственников. Так поступают все, а не только люди с инвалидностью. При всем удобстве (быстрее находится работа, более  гибко подбирается рабочий график, меньше обращается внимания на инвалидность и т.д.) он несет в себе и определенные риски. В частности, трудоустраиваясь через родственные связи, инвалид  берет на себя дополнительную ответственность  не подвести человека, который его  рекомендовал. Может так случиться, что это выступит ограничивающим моментом в общении инвалида с работодателем в том числе в вопросах создания специальных условий труда. Хотя бывает и с точностью наоборот, когда именно родственные связи помогают решать проблемы быстрее и эффективнее.
В Российской Федерации  трудоустройством любых безработных  граждан занимается государственная  служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек  с инвалидностью. "Для получения  профориентационных услуг и для ознакомления с имеющимся банком вакансий от него не потребуется никаких дополнительных документов. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить "Индивидуальную программу реабилитации" и у него не должна быть третья степень ограничения к трудовой деятельности" [14, C. 4].
Получать пособие  по безработице, участвовать в программах занятости социально незащищенных слоев населения, приобретать новое  профессиональное образование он сможет, только если состоит на учете в службе занятости в официальном статусе безработного гражданина.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.