На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная социальная помощь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение ………………………………………………………………………..…3
 
Глава 1. Понятие и цели государственной социальной помощи .……………. 5
 

1.1. Законодательство  о государственной социальной  помощи ……………... 5 

1.2. Понятие государственной  социальной помощи .............…………………..8 

1.3. Цели государственной  социальной помощи ...................…………………12 

Глава 2. Виды и  размер государственной социальной помощи……………...16 

2.1. Виды государственной социальной помощи …………………………….16 

2.2. Размер государственной  социальной помощи ...............……………….....19 

2.3. Периоды оказания  государственной социальной помощи .……………...27 

Глава 3. Получатели государственной социальной помощи .....……………..28 

3.1. Получатели  государственной социальной помощи ..........……………….28 

3.2. Порядок назначения государственной социальной помощи…………….30 

3.3. Отказ в  назначении государственной социальной  помощи……...………32 

Заключение……………………………………………………………………….34 

Список использованных источников…………………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является  социальным государством. Под  социальным  государством  принято  понимать  государство, главной  задачей  которого  является   достижение   такого     общественного прогресса,    который  основывается   на   закрепленных   правом   принципах социального равенства, всеобщей  солидарности  и  взаимной  ответственности. Социальное государство призвано помогать  слабым,  влиять  на  распределение экономических благ по  принципу  справедливости,  чтобы  обеспечить  каждому достойное человеческое существование.
   Наиболее     характерные  черты  социального   государства  выражаются  в
его социальной политике, которая в соответствии с  конституцией Российской Федерации направлена “на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.
   Главной  задачей социальной политики  Российской Федерации является
достижение  благосостояния  человека  и  общества,  обеспечение   равных   и
справедливых  возможностей  для  развития  личности.
      Одной из важнейших целей социального государства  является социальное равенство.   Социальное  государство  стремится  к уничтожению  социального неравенства - неравенство  связанное  с  утратой  дохода   или   средств   к существованию  из-за  различных  обстоятельств.  Средством       социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является  социальное обеспечение.
    Развитие  системы  социального  обеспечения   зависит   не   только   от
необходимости в ней, но и от  возможности  государства  осуществлять  такое обеспечение.   Переход   социального   общества   от   первичной   цели   - предоставление человеку минимума средств к существованию - к более  высоким целям - избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того,  в  какой  мере  само  общество может производить средства для социального обеспечения,  которые  могли  бы дополнить средства, выделенные для этого государством.
   В   настоящее  время  социальное  обеспечение  в   Российской   Федерации
постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое  количество   принятых законодательных   актов, регулирующих правоотношения  в  сфере  социального обеспечения в России. Одним  из  важнейших  законодательных  актов  в  сфере социального  обеспечения  является  Федеральный  закон  “О   государственной социальной помощи” от 17 июля 1999 года.
     Данный  закон  впервые  в  российском  законодательстве  предусматривает новую категорию граждан, которые имеют право  на  получение  государственной поддержки в наиболее трудное время -малоимущие семьи  и  малоимущие  одиноко проживающие граждане.
     Данное  положение имеет очень важное  значение, ведь до принятия данного закона эта  категория  граждан  была  не  защищена.  Кроме  того  нельзя  не заметить, что в настоящее время в России очень  много  людей  отодвинуто  за черту бедности, которые по каким  либо  причинам  не  могут  себе  помочь  и чувствуют  себя   “брошенными”   на   произвол   судьбы.   Крайняя   степень неравенства, которая сейчас  присутствует  в  России,  способна  привести  к нестабильности в обществе, социальным взрывам и др. проблемам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и цели государственной  социальной помощи 

1.1 Законодательство  о государственной социальной помощи
Одним из жизненно важных внешнеполитических интересов  современной 
России является ее стремление стать полноправным членом Европейского 
Сообщества и “проживать в общем европейском доме”. Но его реализация всецело зависит от того, как будут восприняты и адаптированы в российских условиях европейские ценности и стандарты. В первую очередь, это относится к правам человека, в том числе и социальным.

Подписав 24 июля 1994 года “Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами - членами с другой”, Россия в очередной раз подтвердила необходимость уважения прав человека, определенных в частности, в Хельсинском Заключительном акте и в Парижской Хартии для Новой Европы ( ст. 2 соглашения). Ставшие важной вехой в развитии европейского сотрудничества, эти документы ОВСЕ содержат значительный перечень гражданских и политических прав. Но провозглашая стремление к социальной справедливости. Соглашение не содержит достаточных характеристик социальных прав. Между тем в ст. 55 Соглашения подчёркнута важность сближения правового регулирования в области охраны труда и социального развития, охраны здоровья и жизни людей, защиты прав потребителей для достижения постепенно совместимости российского законодательства с законодательством сообщества. И хотя в нём не упоминается отдельно социальное обеспечение и социальное страхование, ст. 24 Соглашения предполагает координацию норм в области социального обеспечения, в части семейных пособий, различных видов пенсий ( за исключением тех, которые не вытекают из участия в трудовой деятельности ), суммирование периодов страхования.
Предусматривая  сотрудничество в таких областях социальной политики, как регулирование труда; и социальная защита населения, ст. 74 Соглашения признаёт необходимость проведения реформы систем социальной защиты, которая характерна для рыночной экономики.
Научная разработка основ этой реформы, её прогнозирование  и осуществление могут оказаться весьма болезненными для российского общества, если не будет изучен и использован на практике тот позитивный опыт, который накоплен странами, являющимися членами ЕС.
Граждане европейских  государств, присоединившиеся к Европейской  социальной хартии, выступают сегодня как субъекты различных социальных прав, многие из которых выгодно отличаются от схожих норм Всеобщей декларации прав человека и международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Так, ст. 13 ( п.13) Хартии закрепляет право каждого человека на получение помощи, предотвращающей состояние нужды.. Статья 4 Дополнительного протокола, принятого в 1988 г., зафиксировала право лиц преклонного возраста на социальную защиту, понимая под ним: право на предоставление государством достаточных средств, позволяющих им вести достойное существование и участвовать в жизни общества. Потенциал Хартии сегодня далеко не исчерпан. 
Перечисленные традиции и перспективы Европейской социальной хартии позволяют с некоторым оптимизмом рассматривать значение ратификации этого документа Российской Федерацией для её граждан. Связано это не только с “вступлением в зону европейских стандартов” в области социальных прав; их закрепление в российском законодательстве пока ещё отвечает достаточно высоким мировым стандартам. Особо важны для российских граждан те обязанности, которые государство, подписав Хартию, обязуется перед лицом Совета Европы выполнять и тот контроль, который его органы могут применять в области выполнения государством взятых на себя обязательств.

Среди законодательства о государственной социальной помощи особое место занимает Конституция  Российской Федерации. В соответствии со ст.7 
РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция непосредственно не регулирует правоотношения в сфере государственной социальной помощи, она устанавливает основные принципы, на которых основывается как данный вид социальной помощи, так и социальное обеспечение в целом. Так ст. 39 каждому гарантирует социальное обеспечение в случаях установленных законом. Таким образом, государство предусматривает всем гражданам нашей страны, в случаях определяемых законодательством, государственную поддержку их жизнеобеспечения.

На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и  международных договорах, в России принят ряд других законодательных  актов, которые регулируют государственную  социальную помощь.
Среди нормативных  актов, особое место занимает Федеральный  закон РФ “О государственной социальной помощи”, который был принят 
Государственной Думой 25 июля 1999 года. Данный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Закон “О государственной  социальной помощи” закрепляет понятие  государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также  порядок назначения, категорию получателей  и другие важные вопросы.
Этот важнейший  Федеральный закон также выделяет полномочия 
Российской Федерации в области оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:

-принятие федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов по вопросам  установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи;
-разработка  и реализация федеральных целевых  программ оказания государственной  социальной помощи на всей  территории РФ Закон о 
“государственной социальной помощи” закрепляет понятие государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы.

Этот важнейший  федеральный закон также выделяет полномочия
Российской Федерации  в области оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:
1. принятие федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов по вопросам  установления основ правового  регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи;
2. разработка  и реализация федеральных целевых  программ оказания государственной  социальной помощи на всей  территории РФ;
- формирование  федерального бюджета в части  расходов на оказание
3. данного вида помощи;
4. установление  видов государственной социальной  помощи, оказание которых обязательно  на территории РФ. 
В соответствии со ст. 14 Федерального закона “ О государственной социальной помощи”, данный закон вступает в силу со дня установления 
Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с 
Федеральным законом “ О прожиточном минимуме в Российской 
Федерации”.

Следующим законодательным  актом, который регулирует оказание государственной социальной помощи является Федеральный закон “О прожиточном минимуме в РФ”
Данный Федеральный  закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его  учёта при установлении гражданам  государственных гарантий получения  минимальных денежных доходов и  при осуществлении других мер социальной защиты граждан нашей страны.
Федеральный закон  “ О прожиточном минимуме в  РФ” регулирует следующие вопросы: назначение прожиточного минимума, определение  потребительской корзины, порядок  её установления, величина прожиточного минимума, периодичность её исчисления и порядок установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской
Федерации. 
 

1.2 Понятие государственной  социальной помощи
Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время  наиболее нуждаются в ней. 
Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе “ О государственной  социальной помощи”. Под ней подразумеваются  определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Правильное определение  понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения ( или отказ в её назначении).
Определённым  категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.
В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе “ О государственной социальной помощи”. Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты ( пособия, субсидии, компенсации ), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Правильное понятие  государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного  закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а  также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении ).
Важнейшим принципом  социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию  нуждающихся, что может достигаться  разными путями. Во- первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике, понятия “материальное положение” практически не используется, обычно речь идёт об оценке “уровня доходов” или “уровня потребления”. Для нас предпочтительнее термин “материальное положение”, поскольку он: а) устоявшийся и привычный для населения; б) позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления; в) оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет. Под материальным положением имеются в виду: 1) денежные доходы; 2) натуральное поступление от сада, огорода и т.д. 3) необходимая помощь других членов семьи, родственников, если это им по силам.
Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
Третий путь- создание механизма самоадресования  на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой  работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.
В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия 
Федерального закона “ О государственной социальной помощи” от 17 июля 1999 года точного и конкретного понятия данного вида помощи не существовало на законодательном уровне. Данное обстоятельство делало возможным произвольное определение государственной социальной помощи, что являлось значительным препятствием в её получении определённым группам лиц. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации. По моему мнению, такой подход к понятию государственной социальной помощи, ограничивал круг лиц, которые могли бы получать данную социальную помощь, а также не указывал, за счёт каких средств выделяется данная помощь. Как следствие этого государством не гарантировалось получение малоимущим слоям населения социальной помощи, не устанавливался её минимальный размер, не был чётко очерчен круг лиц, которые могли бы получить данную помощь, а также порядок её получения. В результате данная неопределённость приводила к тому, что лица, которые особо нуждались в поддержке государства оказывались законодательно не защищёнными, что ещё больше ухудшало их положение.

В настоящее  время категории малоимущих семей  малоимущих одиноко проживающих  граждан должны определяться из действительного критерия нуждаемости данных групп населения. Само понятие нуждаемости можно определить как, такое материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, по независящим от них причинам. В этом случае семья ( одиноко проживающий гражданин) признаётся малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.
В связи с  принятием Федерального Закона “О государственной социальной помощи”, те пробелы и недоработки, которые имелись в ранее принятом законодательстве относительно чёткого и понятного определения данного вида помощи будут устранены и ситуация должна измениться в лучшую сторону.
Одной из характерных  черт данной помощи является то, что  она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России Государство считает, что в данный момент наиболее важным инструментом социальной политики является адресная помощь, но данное утверждение является спорным.
Главное же, что  характеризует сегодняшнее социально-экономическое  положение, - подавляющее большинство  населения ( за исключением нескольких процентов самых богатых) попало в зону риска. Бедным может стать  любой человек любая семья. Речь идёт не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товарах, но и о других показателях.
Ряд учёных не согласных  с данной концепцией государства  считают, что главное сейчас выделить приоритеты и сосредоточить немногие имеющиеся у государства ресурсы предназначенные для социальной сферы, на поддержание минимальных государственных стандартов жизни населения по потреблению продовольствия, лекарств, тепловой и электрической энергии. 
Транспортного и другого коммунального обслуживания.

Вопрос о приоритетах - это вопрос о содержании общественного договора между гражданами и государством, в том числе об обязанностях последнего: что оно должно и может реально им дать. Неуклонное соблюдение обязательств такого договора и достижение приоритетных целей необходимое условие успешности внутренней политики любого государства, коль скоро оно хочет сохранить население и, следовательно себя.
Царящий в экономике  и социальной сфере управленческий хаос грозит ослаблением центростремительных  сил в рамках Федерации. Начинать его преодоление следовало бы с наведения порядка в законодательстве, в том числе и социальном. Речь идёт о создании кодекса социального обеспечения, включающего сквозную, прозрачную и внутренне согласованную систему гарантий и правил, что сняло бы многие противоречия в социальном обеспечении и обслуживании, ввело унификацию, способствовало бы экономии, в частности, путём ограничения количества льгот для одного пользователя (с предоставлением ему права выбора в виде “социального ваучера”).
Но законодательными изменениями дело не исчерпывается; надо чётко сформулировать основные принципы социальной политики и следовать им неукоснительно, учитывая снижение роли государства в социальной защите населения.
Судя по широкой  рекламе, которую ведут те, кто  занят подготовкой соответствующих решений, именно адресная помощь признана основным методом социальной поддержки населения и должна заменить действующую систему социальных льгот. Но итоги предпринятых на кредиты Мирового банка пилотных проектов в трёх регионах (Республике Коми, Волгоградской и Воронежской областях) продемонстрировали, насколько узким станет круг получателей указанной помощи: всего 2-6% жителей, тогда как, по оценкам, кредиты Мирового банка пилотных проектов в трёх регионах (Республике Коми, Волгоградской и Воронежской областях) продемонстрировали, насколько узким станет круг получателей указанной помощи: всего 2-6% жителей, тогда как, по оценкам большинства российских специалистов, бедных в стране гораздо больше. Выйти на столь низкие показатели бедности позволил жёсткий подход к определению нуждаемости (завышение норматива учёта доходов от личного подсобного хозяйства, гипотетических доходов от имущества ), селективный выбор претендентов ( нередко они должны быть не только бедными, но и обладать ограниченной дееспособностью). В таком варианте диктуемом безденежьем, государственная адресная помощь скорее направлена на чтобы "сохранить лицо", нежели действительно помочь бедным в стране. 
Хочу напомнить и о ряде недостаточно востребованных нашей практикой направлений антикризисной социальной политики, которые могли бы способствовать стабилизации в социальной сфере. Имеется в виду, прежде всего, поощрение так называемого третьего сектора, производящего услуги при умеренных затратах и ценах. Он чрезвычайно развит на Западе и доказал свою эффективность. По оценкам специалистов, в нашей стране такие организации обслуживают около 20 миллионов человек, а могли бы значительно больше. 
Недостаточно используется и благотворительность во всех формах. 
Традиционное для нашей страны отсутствие льгот, никак не сказывается на улучшении наполняемости бюджета, однако противодействует появлению существенно значимого источника поддержки социальной сферы, поскольку не поощряется государством и, соответственно малопрестижно. 
В целом развитие адресности в нашей стране имеет и положительный опыт, который будет рассмотрен в последующих главах. 
Что же касается второго отличительного признака действующего определения государственной социальной помощи, то это законодательно закреплённое указание на источники финансирования данного вида помощи. В соответствии со ст. 5 Закона ими являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской 
Федерации и средства местных бюджетов. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи, такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счёт средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы РФ или дополнительных источников в порядке установленном законодательством. Данное положение указывает на то, что при принятии и утверждении бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов нашей страны должны учитываться реальные средства, направленные на оказание государственной социальной помощи малоимущим слоям населения. 
Необходимо законодательно предусмотреть и образование внебюджетного фонда для реализации социальной помощи. Полагаю, что в противном случае, может оказаться так, что данное положение будет оставаться на бумаге и не сможет реализовываться из-за нехватки денежных средств в бюджетах разных уровней. 
Следующей чертой государственной социальной помощи является то, что она предоставляется в виде денежных выплат и натуральной помощи. Денежные выплаты предоставляются малоимущим гражданам в виде социальных пособий, субсидий и компенсаций. Под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 
Под субсидией понимается целевое назначение оплаты предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Под компенсацией возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Кроме денежных выплат Закон предусматривает возможность её оказания в натуральной форме. Как указывает Долотин Б. "Закон "О государственной социальной помощи" даёт органам исполнительной власти самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат, так и в натуральной форме. Данное положение позволяет утверждать, что при недостатке денежных средств местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п.”

Отличительной чертой государственной социальной помощи по моему мнению является её временный характер. В соответствии со ст.6 Закона “ О государственной социальной помощи” она может оказываться единовременно или на период не менее трёх месяцев. Кроме того, статья 10 Закона говорит об основаниях прекращения государственной социальной помощи, что указывает на её временный характер.
 
1.3. Цели государственной  социальной помощи

Современная экономическая  ситуация диктует необходимость  повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное финансовых и материальных ресурсов.
Предстоит переориентировать  социальную политику на активизацию  факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за своё материальное благополучие. Стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём; переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи; существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Для достижения всех этих целей, прежде всего, потребуется: восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников; обеспечить справедливое распределение на основе совершенствования системы индивидуального налогооблажения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижение налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения, введение эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путём проверки соответствия разметов декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведённым ими расходам; стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования; обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики; усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи; 
Рынок, кроме того, не обеспечивает полностью социальной справедливости, а напротив, сопряжён с неоправданной дифференциацией доходов, которые не всегда зависят от вложенного труда и капитала. В этих случаях государство должно применять прогрессивное налогообложение для перераспределения доходов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона “ О  государственной социальной помощи”  целями оказания данной помощи являются:
- поддержание  уровня жизни малоимущих семей,  а также малоимущих одиноко  проживающих граждан, среднедушевой  доход которых ниже величины  прожиточного минимума, установленного  в соответствующем субъекте 
Российской Федерации; субъекте Российской Федерации; 
- адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Основной целью  оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также  малоимущих одиноко проживающих  граждан.
В настоящее  время в переходный период для России многие слои населения остались без средств существования, переместились за черту бедности. Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешней России, когда в социальной структуре преобладают крайние группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбогатые, причём в соотношении (по уровню доходов) 1:20/50 (по данным разных источников).
Обеспеченность  человека, групп и слоев населения  неразрывно связанна с их потребностями. Потребности - это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности. Социальных и других групп, общества в целом; это внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов.
Факторы, которые  обуславливают удовлетворение потребностей людей, разнообразны:
- объём и структура  производства, численность и половозрастной  состав населения страны. Общественно-политический  и экономический строй общества, его социальная структура;
- величина и  распределение национального дохода, денежные доходы населения, распределение их между различными группами и слоями населения, имеющиеся товарные фонды, цены на товары и услуги и др.
Все эти группы факторов тесно взаимодействуют  между собой. Однако их влияние неодинаково  на разных этапах развития человеческого общества. В современных условиях России на первый план выдвигаются факторы первой группы ( в первую очередь переходный этап развития российского общества) и третьей группы ( содержание социальной политики, системный кризис российского общества).
Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении ( денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Такое широкое  толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. 
Поэтому чаще всего в качестве обобщающего показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.

Важный показатель уровня жизни - минимальный прожиточный  минимум. 
Минимальный прожиточный минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности. Бедные, или малоимущие, - это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума.

Как указывалось  выше, российское общество 90-х годов  крайне дифференцированно по уровню материального положения различных  слоев и групп. Поляризация достигла невиданного размаха. Разрыв в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного  населения за 5-6 последних лет увеличился с 4 до 15 раз. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего
уровня, миллионы людей постоянно недоедают, к  числу последних относятся и  малоимущие, доля которых с конца 80-х годов увеличилась в 2 раза. Ныне 24% населения ( 35,9 млн. человек ) получают доходы ниже прожиточного минимума.
Среди малоимущих, прежде всего, частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.
Такое положение, естественно вызывает беспокойство миллионов людей, что каким-то образом  пытается учитывать политическая власть.
Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого государства Ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил, гибели людей Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей.
Следовательно, основной целью государственной  социальной помощи является поддержка  малоимущих групп населения: семей  и одиноких граждан, которые проживают  на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым.
Второй целью  оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств.
Прежде всего  необходимо остановиться на том, что  государство не в состоянии оказывать  государственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь  конкретного адресата, то есть тех  людей, которым на сегодняшний момент наиболее необходима данная помощь В соответствии с 
Федеральным законом “ О государственной социальной помощи” социальная помощь выплачивается только малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, т.е. людей действительно в ней нуждающихся
 
 
 

Глава 2. Виды и размер государственной  социальной помощи 

2.1. Виды государственной  социальной помощи
До принятия Федерального закона “ О государственной  социальной помощи”, одним из первых нормативных актов регулирующих оказание населению социальной поддержки, стало Положение о республиканском 
(федеральном ) и территориальных фондах социальной поддержки населения, утверждённое Постановлением Правительства от 19 февраля 1992 года №121.

В соответствии с этим положением средства республиканского и территориальных фондов должны расходоваться по следующим направлениям:
- предоставление  натуральной помощи в виде  предметов первой необходимости  ( продуктов питания, одежды обуви ) бесплатно или по льготным ценам;
- оказание социальных  услуг, в том числе на дому;
- организация  бесплатного питания;
- предоставление  дотаций на приобретение лекарств, протезно- ортопедических изделий  (в соответствии с медицинскими  показаниями, на оплату коммунально-бытовых услуг;
- оказание материальной  помощи в виде дополнительных  выплат;
- обеспечение  ночного проживания бездомных  граждан;
- развитие социально-трудовой  реабилитации и профессиональной  ориентации;
- создание собственных  предприятий с целью организации рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью производства предметов первой необходимости, других изделий для оказания натуральной помощи, пополнения финансовых ресурсов фондов;
- содействие  в предоставлении кредитов на строительство жилья на льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;
- обеспечение  текущей деятельности фондов;
- другие мероприятия,  направленные на социальную защиту  населения. Таким образом, социальная  помощь населению, предусмотренная льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;
- обеспечение  текущей деятельности фондов;
- другие мероприятия  направленные на социальную защиту  населения.
Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная  вышеуказанным положением предусматривала различные виды её оказания.
В настоящее  время виды государственной помощи значительно сужены. Так, например, нет таких видов оказания социальной помощи как оказание социальных услуг, в том числе на дому, организация  бесплатного питания и др., но, тем не менее, такие мероприятия ещё проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся населению. 
Однако это не означает, что в настоящее время государственная социальная помощь будет оказываться в значительно меньших размерах, так как 
Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие  виды оказания государственной социальной помощи:
- денежные выплаты  (социальные пособия, субсидии, компенсации  и другие выплаты );
- натуральная  помощь ( топливо, продукты питания,  одежда, обувь, медикаменты и другие  виды натуральной помощи).
Денежные выплаты  могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и  других выплат.
Под социальным пособием понимается - безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Данным пособиям присущи следующие характерные  признаки:
- безвозмездность  выплаты пособий; 
Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. 
Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

- выплачивается  в фиксированных законом размерах; 
В Федеральном законе “ О государственной социальной помощи” не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи. Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

- являются материальной  поддержкой граждан; 
Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств. одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой.

- выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета; 
Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий. В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Под субсидией  понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам  материальных благ или оказываемых  услуг.
Одним из отличительных  признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.
Компенсация - возмещение гражданам произведённых ими  расходов, установленных законодательством.
Компенсация в  отличие от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.
Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в  натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат ( социальные пособия, субсидии, компенсации ), так и в натуральной форме. Очень часто получается так, что денег в бюджете не хватает, но местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п.
Конечно, для  малоимущих одиноко проживающих  граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь, для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.
Данный факт имеет важное значение, так как  в настоящее время с каждым годом дефицит бюджета увеличивается, и как следствие этого малоимущие граждане даже при наличии Закона о государственной помощи могут остаться без неё в результате того, что государственные органы будут ссылаться на нехватку денежных средств в бюджете.
Видят политические деятели и решение вопроса  улучшения положения малообеспеченных групп населения, в привлечении  дополнительных средств. 
Одним из таких путей, может смело считаться предоставляемая нашей стране гуманитарная помощь.

Гуманитарная  помощь, как известно, оказывается тогда, когда необходимо поддерживать ( по разным причинам ) социально незащищённые слои населения. 
Как правило, это бывает во время стихийных бедствий, войн, катастроф, а также на сложных этапах социального и экономического развития.

Существуют разработанные  стандарты потребностей в продуктах  различных слоев населения. Приоритет  при оказании помощи должен отдаваться нуждающимся многодетным семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам. Органы соцзащиты на местах располагают  сведениями о среднедушевых доходах, поэтому могут сами решать, кому помощь нужна в первую очередь. Но может быть принята и заявительная форма. Однако ясно: нельзя просто механически раздавать продукты, одежду. Нужно знать и каков конечный результат гуманитарной акции. Прежде всего, необходимо руководствоваться прожиточным минимумом, помогать тем, кто имеет доход ниже этого минимума. 
Прожиточный минимум - 2011 на федеральном уровне еще не сформирован. Минимальный прожиточный минимум в целом по стране (прожиточный минимум населения) за IV -й квартал 2010 года составлял 5.902 рубля на душу населения. Для трудоспособного населения прожиточный минимум в 3-м квартале составил 6.367 рублей, для пенсионеров – 4.683 рубля, для детей – 5.709 рублей. Сколько прожиточный минимум составит за I квартал 2011 года? По прогнозам, величина (бюджет) прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам в России за I квартал 2011 года может составить на душу населения 6.473 рубля, прожиточный минимум для трудоспособного населения – 6.986 рублей, прожиточный минимум пенсионеров – 5.122 рубля, прожиточный минимум на ребенка – 6.265 рублей
.
2.2 Размер государственной  социальной помощи
Недостатком ранее  действовавшего законодательства являлось то, что нормативные акты не указывали, в каких размерах оказывается социальная помощь. Данный факт не гарантировал её получателям рассчитывать на получение определённого конкретного минимума.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.