На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Механизм организации и проведение местного референдума

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1 Теоретико – методологические  характеристики понятия  местного референдума
      Понятие и признаки местного референдума
 
   Местный референдум - это осуществляемое в пределах муниципального образования посредством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муниципального образования, направленное на решение (обязательный референдум) или обсуждение (консультативный референдум) вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; это прямое голосование граждан, местожительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом участия в местном референдуме, по наиболее важны вопросам местного значения в целях принятия решений по этим вопросам [6,187].
     Формы непосредственной демократии, такие, как  референдум, сход, собрание, конференция  в большинстве случаев, рассматриваются  не как формы, замещающие представительные органы местного самоуправления, а как характерная особенность деятельности местной власти. В Федеральном законе от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ (ст. 22) по сравнению с ранее действовавшей редакцией 1995г. уточнены и расширены правовые гарантии реализации инициативы граждан по проведению местного референдума, а также гарантии реализации права граждан на участие в местном референдуме. В частности, установлены механизмы осуществления судебной защиты прав граждан по осуществлению инициативы проведения местного референдума, перераспределены полномочия уровней публичной власти по нормативному правовому регулированию вопросов подготовки и проведения местных референдумов. Так, полномочия по нормативному правовому регулированию вопросов подготовки и проведения местного референдума отнесены к полномочиям субъекта РФ, которые должны осуществляться через принятие законов субъектами Российской Федерации, а не уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, как это предусматривалось Федеральным законом в редакции 1995г [4].
     Более детально урегулирован порядок осуществления  инициативы проведения местного референдума. В прежней редакции Федерального закона подробное регулирование  осуществления инициативы проведения местного референдума было отнесено к полномочиям муниципальных образований. Регламентация порядка осуществления инициативы была отнесена к предмету регулирования уставом муниципального образования. В Федеральном законе от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ подобных полномочий для муниципальных образований не предусмотрено.
     В настоящее время в большинстве  субъектов Российской Федерации  действуют законы по вопросам проведения местного референдума. В некоторых субъектах РФ приняты кодифицированные нормативные правовые акты (кодексы субъектов РФ), в которых регулируются правоотношения, связанные с инициированием, подготовкой и проведением местных референдумов. В ряде субъектов РФ действуют отдельные законы о местном референдуме. Существуют также законы субъектов РФ, в которых регулируются одновременно правоотношения, связанные и с проведением местного, и с проведением регионального референдума - референдума субъекта РФ.
     Законы  субъектов РФ, регулирующие вопросы проведения местных референдумов, можно классифицировать по двум группам. К первой группе относятся субъекты РФ, в которых указанные вопросы регулируются отдельными законами. Практика принятия таких специальных законов довольно разнообразна. Так, например, в Удмуртской Республике, Приморском и Ставропольском краях, Калининградской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Тульской областях и других субъектах РФ отдельными законами регулируются вопросы проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, выборы глав муниципальных образований, проведения местных референдумов. В ряде субъектов Российской Федерации, таких, как Архангельская, Ленинградская, Сахалинская области, проведение местных референдумов регулируется специальными отдельными законами.
     Ко  второй группе субъектов РФ относятся субъекты, в которых регламентация проведения местных референдумов проводится в избирательных кодексах. Избирательные кодексы приняты в Алтайском, Хабаровском краях, Владимирской области и других субъектах Российской Федерации. В Алтайском крае в Избирательном кодексе регулируется также институт отзыва избирателями депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
     Понятие местного референдума, равно как  и понятие других форм осуществления  местного самоуправления, обладает своими отличительными признаками. Признаки эти очевидны.
     Первый  признак - это непосредственное осуществление гражданами муниципальных образований власти, источником которой в соответствии с Конституцией РФ является народ всей страны. Власть реализуется в данном случае путем прямого волеизъявления посредством голосования. При этом каждый гражданин, имеющий право решающего голоса, участвует в референдуме лично.
     Второй  признак состоит в том, что в референдуме принимают участие только те граждане, которые проживают на территории данного муниципального образования.
     Третий  признак указывает на локальность территории, где проводится местный референдум.
     Четвертый признак ограничивает сферу влияния референдума вопросами местного значения. Ибо законодательство о местных референдумах, о местном самоуправлении прямо указывает, что на местных референдумах решаются (обязательный референдум) или обсуждаются (консультативный референдум) вопросы местного значения [10,321]. 

     1.2 Виды местного референдума 

     Местные референдумы можно разделить  на две группы: обязательные и консультативные.
     Под обязательным референдумом следует понимать местный референдум, результатом которого является решение, обязательное к исполнению всеми субъектами муниципально - правовых отношений.
     Обязательный  референдум проводится в случаях, когда  иным образом решение по определенному  вопросу не может быть принято. Референдумы, посредством которых решаются вопросы  о принятии или изменении Конституции  называются Конституционными.
     Все законы о местном референдуме субъектов РФ также предусматривают обязательность решений граждан, принятых на референдуме.
     Из  этого следует, что тенденция  развития норм об обязательности решений, принятых на местных референдумах, уже сложилась на всех уровнях нормотворчества, в том числе и в системе местного самоуправления.
     Консультативный референдум, в отличие от обязательного, не имеет такого широкого распространения. Нормы о консультативном референдуме имеются лишь в отдельных законах о местном референдуме и местном самоуправлении субъектов РФ (Ивановская и Иркутская области).
     Консультативные референдумы могут проводить  и не проводить. Его назначают  в зависимости от рассмотрения органа, компетентного назначать референдум либо по инициативе группы граждан какой - либо административно - территориальной единицы. Предметом этого референдума может стать любой вопрос, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых запрещено Конституцией или законами.
     Консультативные референдумы проводятся для выяснения воли граждан при решении важных вопросов, их общего настроения. Консультативный референдум проводится тогда, когда нужно выяснить настроение людей, и государственные органы жестко не связаны этой волей, хотя референдум обладает значительным моральным весом. Государственные власти в демократических государствах обычно учитывают результаты такого референдума.
     Если  проведение референдума связано  с принятием закона (с утверждением народом закона), то ранее названные  дозаконодательные референдумы  обычно являются консультативными (если выясняется мнение граждан), а парламент потом окончательно принимает решение. Если это послезаконодательные референдумы, то народ ратифицирует (утверждает) принятые парламентом законы. Такой ратифицирующий характер референдума чаще распространен, он является более привычной практикой за рубежом, чем дозаконодательные референдумы.
     Теория  референдумов знает деление референдумов на обязательные и факультативные. Иногда слово «обязательные» применяется в смысле императивного референдума, в смысле обязательности принятых на нем решений. Но понятия «обязательный» и «факультативный» референдумы означают нечто иное. Обязательный референдум – такой референдум, проведение которого предусмотрено конституцией или иным законодательством, т.е. проведение их обязательно.
     Факультативный  референдум означает, что проведение референдума, может быть, может и не быть. Решение этого вопроса зависит либо от воли парламента, либо от воли правительства, либо от воли главы государства [11,271]. 
 

     1.3 Принципы местного референдума 

     Принципы  проведения местных референдумов установлены  Конституцией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан РФ. Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдумах, а также на их свободное волеизъявление.
     1. Право граждан  на участие в местном референдуме является непреложным правилом при его проведении. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке референдума. При этом гражданин может участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
     Не  имеют права участвовать в  местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
     2. Непосредственное  участие граждан  в референдуме. В данной норме закреплен механизм прямого волеизъявления, который предоставляет каждому гражданину право участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению местного референдума лично. Каждый выражает свою волю самостоятельно, принимая то или иное решение во время, например, голосования. Граждане действуют не через какие-либо создаваемые органы или формируемые съезды, конференции, а самостоятельно.
     3. Принцип добровольного  участия граждан  в местном референдуме. В соответствии с указанным законом граждане участвуют в местном референдуме на добровольной основе. Законы о местном самоуправлении, о местных референдумах субъектов РФ в большинстве своем раскрывают понятие этого принципа таким образом: «никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в референдуме».
     Участие в референдуме предполагает наличие  у гражданина только права, но не обязанности. Поэтому принуждение к участию или неучастию в референдуме считается незаконным действием.
     4. Принцип свободного  волеизъявления означает, что каждый гражданин, обладающий правом на участие в местном референдуме, голосует по своему собственному усмотрению, руководствуясь внутренним убеждением. Никто не вправе принуждать граждан голосовать вопреки их воле. Выбор решения - это право каждого гражданина, и реализует он это право самостоятельно, без вмешательства других субъектов правоотношений.
     5. Принцип тайного  голосования тесно связан с принципом свободного волеизъявления. Тайное голосование обеспечивает гарантию реализации свободного волеизъявления.
     6. Принцип гласности осуществляется всеми органами и на всех этапах подготовки и проведения местного референдума.
     Осуществление принципа гласности при проведении референдума означает, что вся деятельность ведется, открыто и что граждане муниципального образования систематически и всесторонне информируются о решениях, принимаемых различными органами. Реализация принципа гласности способствует обеспечению законности при проведении местного референдума. Изучение гражданами принятых решений и осуществляемых мер по подготовке и проведению референдума дает им возможность зафиксировать факты нарушений законов, уставов муниципальных образований и потребовать от соответствующих органов и должностных лиц их устранения. В случае невыполнения требований граждане вправе обратиться в суд за восстановлением нарушенного права.
     7. Принцип законности  означает, что местный референдум проводится в строгом соответствии с действующим законодательством. Законодатель выступает одной из главнейших гарантий подлинного народовластия, имеет огромное значение для обеспечения конституционного права граждан на участие в управлении государственными и общественными делами. Принцип законности закреплен в Конституции РФ. Его действие распространяется на все государственные органы, органы местного самоуправления, должностных лиц различных организаций, объединений [14,216]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Механизм организации  и проведения местного референдума в РФ
2.1 Вопросы местного референдума 

     На  референдум субъекта РФ могут быть вынесены вопросы, находящиеся в  ведении субъекта РФ. На местный  референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.
     На  местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
- о досрочном  прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
- о персональном  составе органов местного самоуправления;
- об  избрании депутатов и должностных  лиц, об утверждении, о назначении  на должность и об освобождении  от должности должностных лиц,  а также о даче согласия  на их назначение на должность  и освобождение от должности;
- о принятии  или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
- о принятии  чрезвычайных и срочных мер  по обеспечению здоровья и  безопасности населения.
     Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны также противоречить законодательству РФ и законодательству субъекта РФ, в котором расположено муниципальное образование.
     Право формулировать вопрос референдума  принадлежит группе, инициирующей референдум, поэтому на местный референдум может  быть вынесен любой вопрос, по содержанию отнесенный к вопросам местного значения [4].
     На  случай, если референдум субъекта Российской Федерации или местный референдум будет проведен по вопросу, сформулированному  с нарушением требований федерального законодательства, устанавливается судебный порядок отмены принятого на таком референдуме решения. При этом в качестве основания для вынесения судом решения об отмене решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, будет является его противоречие Конституции Российской Федерации, федеральному закону, а для местного референдума - также и закону субъекта Российской Федерации.
     Законодательством предусматривается обязательность точного воспроизведения текста вынесенного на референдум вопроса  в бюллетенях для голосования, выдаваемых участникам референдума. См. Бюллетень для голосования на референдуме.
     В случае если формулировка вопросов, предлагаемая инициаторами референдума к вынесению на народное голосование, будет не соответствовать Конституции Российской Федерации и требованиям, установленным федеральными законами, то орган или должностное лицо, уполномоченные принимать решение о назначении референдума, обязаны отклонить такую инициативу и отказать в назначении референдума.
     Федеральным законом устанавливаются требования к формулировке вопроса референдума: она должна исключать возможность множественного толкования и предусматривать возможность однозначного ответа. В законах ряда субъектов РФ к вопросам, которые могли быть вынесены на местный референдум, были отнесены вопросы, связанные с изменением границ муниципальных образований. В связи с введением нового института учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление - голосование граждан по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований, из законов субъектов РФ должны быть исключены процедуры учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, посредством проведения местного референдума. 

2.2 Механизм проведения местного референдума: условия и ограничения 

Порядок назначения местного референдума
     Референдум  назначается только на календарный  выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не менее чем за 45 дней до дня голосования.
     В исключительных случаях в целях  совмещения проведения референдума  с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления дата проведения голосования на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) уполномоченным на то органом.
     Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении даты голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия. 

Инициаторы  проведения местного референдума
     Согласно  Федеральному закону инициаторами проведения местного референдума могут быть как отдельные граждане, так и группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а также общественное объединение. Но не всякое общественное объединение может выступить инициатором референдума, а только то, которое зарегистрировано органами юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, а также устав которого предусматривает участие в выборах.
     Кроме того, предложить проведение местного референдума могут и участники собрания - жители соответствующего муниципального образования.
     Все они могут образовать инициативную группу по проведению референдума в  количестве не менее 10 человек. Инициатором  проведения референдума может также  выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности. 

     Порядок регистрации инициативной группы по проведению местного референдума
     Последовательность  работы инициативной группы по проведению референдума такова: сначала она обращается в избирательную комиссию, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. При отсутствии подобной комиссии до ее сформирования такие функции временно выполняет орган местного самоуправления данного уровня.
     Обязательным  требованием является то, что в  ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться  вопрос либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум. Причем, должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса местожительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума.
     К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято  решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
     Комиссия  референдума в течение 15 дней со дня поступления ходатайства  принимает решение о регистрации  инициативной группы, выдает ей регистрационное  свидетельство и извещает об этом представительный орган местного самоуправления при выдвижении инициативы местного референдума, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
     В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение соответствующего органа, в  котором указываются основания  отказа.
     Основанием  такого отказа может быть только нарушение инициативной группой Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. 

     Требования к формулировке вопроса, выносимого на местный референдум
     Указанные вопросы должны исключать возможность  их множественного толкования. Вопрос, выносимый на референдум, не может противоречить законодательству, как РФ, так и соответствующего субъекта Федерации и должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
     Установление  иных ограничений для вопросов, выносимых  на местный референдум, не допускается.
     В случае если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает предусмотренным в законодательстве требованиям, соответствующая комиссия референдума может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Нам думается, что экспертную оценку вопросов или проектов нормативных правовых актов, выносимых на референдум, вправе давать прокуратура, назначением которой как раз и является осуществление контроля за соблюдением законности.
     Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Причем, формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы [4]. 

     Формирование  комиссии по проведению местного референдума
     При отсутствии комиссии референдума представительный орган местного самоуправления, зарегистрировавший инициативную группу по проведению референдума, в течение 7 дней со дня регистрации  инициативной группы формирует соответствующую комиссию референдума.
     Формирование  комиссии референдума осуществляется выборным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных  объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых комиссий референдума – на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
     Лица, замещающие должности муниципальной  службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной  трети от общего числа членов территориальной  или участковой комиссии референдума.
     Выборный  орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава комиссии референдума на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ и в выборном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. 

     Проведение сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума
     С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
     Максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, не может превышать 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
     Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, которые содержат формулировку вопроса, выносимого на референдум. Если на референдум выносится проект нормативного правового акта органа местного самоуправления, то лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.
     Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории предлагаемого  референдума. При этом установление квот для сбора подписей в поддержку  инициативы проведения местного референдума  в отдельных частях территории муниципального образования не допускается.
     Период  сбора подписей жителей муниципального образования должен составлять не менее 20 дней. После его окончания составляется итоговый протокол инициативной группы, в котором указывается общее  количество собранных подписей избирателей.
     Комиссия  референдума проверяет достоверность  собранных подписей и принимает  по результатам проверки постановление. В случае обнаружения нарушений  комиссия референдума выносит постановление  об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.