На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Самозванцы в истории России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Часть 1.Введение 

Ситуация в  России на рубеже 16-17вв.: 

предпосылки Смуты 

На рубеже XVI-XVII веков Русское государство вступило в полосу глубокого государственно-политического  и социально-экономического, структурного кризиса, корни которого уходили  в эпоху правления Ивана Грозного. Настало Смутное время, ввергшее народ в пучину бедствий. Эти годы (1598-1613) называют также эпохой самозванцев. 

В событиях начала XVII века участвовали все сословия, и каждое выдвинуло своих вождей. Из среды боярства вышли такие яркие фигуры, как Федор-Филарет Романов и Михаил Скопин-Шуйский. Дворянство дало стране Дмитрия Пожарского и Прокопия Ляпунова, вольные казаки – Ивана Болотникова и Ивана Заруцкого, посадские люди – Кузьму Минина, духовенство – патриарха Гермогена и целую плеяду самозванцев. 

Бедствия Смутного времени потрясли ум и душу русских  людей. Современники винили во всем проклятых  самозванцев, посыпавшихся на страну как  из мешка. В самозванцах видели польских ставленников, орудие иноземного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество. 

Столкновение  интересов феодального государства  и дворянства, с одной стороны, закрепощенных крестьян, тяглых посадских  людей, холопов и других групп зависимых людей – с другой, явилось источником социального кризиса, породившего Смуту. 

Кризис феодального  сословия стал одним из главных факторов гражданской войны в России. К  началу XVII века поместье подверглось  такому же дроблению, как и боярские вотчины в XV веке. Численность феодалов вновь увеличилась, тогда как фонды феодальных земель оставались прежними. На этот раз кризис приобрел более глубокий характер. Низшие и наиболее многочисленные прослойки поместного дворянства оказались затронуты процессом социальной деградации. 

Коллизии гражданской  войны затронули не только низы, но и верхи русского общества. От времен феодальной раздробленности  Россия унаследовала могущественную аристократию, представительным органом которой  была Боярская дума.  Московские государи принуждены были делить власть со своими боярами. Опираясь на опричнину и дворян, Иван VI попытался избавиться от опеки Боярской думы и ввести самодержавную систему управления. Могущество знати было поколеблено, но не сломлено опричниной. Знать ждала своего часа. Этот час пришел, едва настало Смутное время. 

Вторжение самозванца, принявшего имя младшего сына Грозного – Дмитрия, положило начало новому этапу в развитии Смуты. Самозванство явилось одной из специфических  и устойчивых форм антифеодального движения в России в начале XVII века. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI века, резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя. 

Часть 2.Глава 1. 

Конец законной династии и вопрос 

о престолонаследии 

Династия Ивана  Калиты, внука Александра Невского, правила Московским государством почти триста лет. Основы ее могущества были заложены в то время, когда над Русью тяготело проклятие татарского ига. При Иване III в конце XV века Россия наконец освободилась от господства иноземных завоевателей. 

Иван VI был последним  потомком Калиты, имевшим многочисленную семью. Его первая жена, Анастасия Романова, родила трех сыновей – Дмитрия, Ивана, Федора и несколько дочерей. Вторая царица, Мария Темрюковна, родила сына Василия, последняя (седьмая) жена, Мария Нагая, - сына Дмитрия. Все дочери Грозного и царевич Василий умерли в младенческом возрасте. Царевич Иван Иванович, достигший 27-летнего возраста и объявленный наследником престола, умер от нервного потрясения, претерпев жестокие побои от отца. Единственный внук Грозного появился на свет мертвым, и в этом случае виноват был сам царь, подверженный страшным припадкам ярости. Род Грозного был обречен на исчезновение. Причиной послужило не только несчастное стечение обстоятельств, но и факторы природного характера. Браки внутри одного и того же круга знатных семей имели отрицательные биологические последствия. В середине XVI века стали явственно видны признаки вырождения царствующей династии. Брат Ивана VI Юрий Васильевич, глухонемой от рождения, умер без потомства. Сын Грозного царь Федор Иванович был слабоумным и хилым и тоже не оставил детей. Младший сын царя Ивана Дмитрий страдал эпилепсией. Шансы на то, что царевич доживет до зрелых лет и оставит наследника, были невелики. Но как первенцу Грозного – Дмитрию-старшему, так и его младшему сыну Дмитрию суждена была нечаянная и преждевременная смерть. 

Умирая,  в  марте 1584 г. царь передал трон любимому сыну Федору, а двухлетнему Дмитрию  выделил удельное княжество со столицей в Угличе, где он жил вместе со своей матерью. Наследник престола Федор (1584-1598), болезненный, религиозный, суеверный, был мягким по натуре, но не способным к делам правления государством. Его советниками и блюстителями державы стали князья И.П.Шуйский, И.Ф.Мстиславский, бояре Н.Р.Юрьев, Б.Я.Бельский и Б.Ф.Годунов. Особо царь жаловал Бориса Годунова, который приходился ему шурином (был родным братом его жены Ирины). Годунов стал фактически правителем государства. 

 Человек для  своего времени малообразованный, Годунов отличался живым и  гибким умом, умением ладить с  людьми в любых сложных ситуациях, что и предопределило его быстрое восхождение к власти. В течение 3-х лет после коронации Федора Иоановича  опытный придворный политик Годунов поочередно устранил соперников и с 1587г., умело используя имя царя Федора, стал единолично управлять страной. 

Первым крупным  успехом его как правителя  стало учреждение в 1589 г. самостоятельной  Московской патриархии. Это возвысило  международный авторитет Москвы и укрепило позиции государства  по отношению к церкви. В области  внешней политики ему также удалось проявить себя в качестве способного государственного деятеля: Россия добилась частичного пересмотра итогов Ливонской войны и укрепила безопасность своих южных рубежей, отразив нападение крымского хана. В области внутренней политики самым значительным актом правительства Годунова стало завершение процесса закрепощения крестьянства. 

 На личной  судьбе Бориса Годунова и на  оценке его неспокойного правления  сказалось так называемое «углическое  дело». 15 мая 1591 года Дмитрий-младший  погиб в Угличе. Согласно официальной версии, он нечаянно нанес себе рану, которая оказалась смертельной. К такому заключению пришла комиссия бояр Шуйского. По слухам царевич Дмитрий был злодейски зарезан людьми, подосланными Борисом Годуновым. Однако историки не располагают убедительными документами, которые доказывали бы виновность Годунова. 

В 1598 г. царь Федор  Иванович умер, не оставив после  себя наследника. Династия Рюриковичей, правившая с 862 г., оборвалась навсегда. 

Страна стала  скатываться в пучину гражданской   войны. Все признаки социальной катастрофы были налицо: кризис власти и отсутствие претендента с твердыми правами на престол; недовольство, бунт народа (повсеместно происходили восстания, наиболее крупное из них – под руководством Болотникова); ослабление, а затем и распад государства; иностранная интервенция (шведы захватили Новгородскую землю, в Москве хозяйничали поляки). Во время Смуты у страны появилась альтернатива: или по-прежнему идти путем, близким к восточному, или вернуться на европейскую стезю развития, что означало необходимость ограничения власти, предоставления свободы обществу. На разных этапах Смуты борьба за лучшую жизнь протекала по-разному, но всегда присутствовала тенденция перехода к европейскому типу.
Глава 2
Лжедмитрий I 

В феврале 1598 г. в Москве состоялся Земский Собор, в котором приняли участие люди разных сословий: бояре, дворяне, приказные, купцы, представители всех крестьян. Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова. 

 Мирное течение  московской жизни, нарушенное  голодом 1601-1603 гг., было окончательно прервано самозванческой смутой. В 1603 году распространились слухи о том, что в Польше (по некоторым данным в Литве[1]) появился человек, назвавшийся «чудесно спасшимся»  угличским царевичем Дмитрием Ивановичем. Сначала он объявился у польского магната Адама Вишневецкого, а затем перешел пол покровительство Юрия Мнишек. 

В России было объявлено, что под именем Дмитрия скрывается беглый монах Чудова Монастыря Григорий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). Точных доказательств этому нет, но большинство специалистов склоняются именно к этой версии. Отрепьев обладал незаурядными способностями: он знал латинский и польский языки, имел каллиграфический подчерк, обладал редкой способностью быстро ориентироваться в конкретной обстановке. В молодости он был слугой Федора Романова, после ссылки которого постригся в монахи. Из Москвы с тремя другими монахами он бежал в Литву и Польшу. По всей видимости, Отрепьев сам верил в свое царское происхождение и не боялся никаких обличений в самозванстве. 

В.О.Ключевский справедливо заметил, что Лжедмитрий был лишь «испечен в польской печке, а заквашен в Москве»[2]. Заручившись  поддержкой польско-литовских магнатов, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Он также обещал передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек Северные и Смоленские земли, Новгород и Псков. Лжедмитрий понадобился польским магнатам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному наследнику. Это была скрытая интервенция. 

Осенью 1604 года с войском в 2 тысячи человек самозванец пошел на Московское государство, избрав при этом длинный путь – через  Чернигов, где скопилось много  людей, недовольных Годуновым. Ситуация в стране способствовала успеху его похода. Беглые крестьяне, казаки присоединялись к войску Лжедмитрия. Решающее сражение проходило под г. Кромы, где царские войска перешли на сторону самозванца. В это же время, 13 апреля 1605 г., неожиданно умер царь Борис. 

На трон взошел 16-летний сын Бориса Федор. Юный царь и его мать по требованию самозванца были тайно убиты. 20 июня 1605 года Лжедмитрий вступил  в столицу. Вскоре его  «опознала» мать, инокиня Марфа, а 30 июня 1605 г. «Дмитрий» был провозглашен царем. 

Новый царь был  небывалым явлением на престоле московских государей. В.О.Ключевский характеризует  его следующим образом: «Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в свей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания.[3]»  

Оказавшись в  Кремле, самозванец распустил свое войско и как бы забыл об обещаниях, раздававшихся в Польше. Он держал себя независимо от папы и короля. Самозванец показывал себя православным и не собирался вводить католичество на Русь. Земельных уступок он также не сделал. 

Деятельность  нового управителя вызвала неудовольствие как в Польше, так и в Москве. Он был мало похож не только на государя, но и на благовоспитанного человека: не был богомолен, не держал постов, кутил и пьянствовал, был слишком  близок к полякам, пришедшим с ним в Москву, в целом он не умел сохранять своего достоинства так, как это соответствовало царскому чину. Он управлял с помощью немногих любимцев, отстранив от влияния на дела знатнейших бояр. Окончательно озлобило народ против самозванца его свадьба с Мариной Мнишек. На эту свадьбу были приглашены только иноземные гости и придворные люди, новая царица не приняла православия, а сама свадьба проходила накануне праздника вопреки обычаям. 

 Продолжение  крепостнической политики, новые  поборы с целью добыть обещанные польским магнатам средства, недовольство русского народа привели к организации против самозванца боярского заговора. 17 мая 1606 года бояре во главе с Василием Шуйским ударили в набат, они устремили чернь на дома, занятые поляками, а сами бросились во дворец. Там они убили любимца царя П.Ф.Басманова, затем настигли Лжедмитрия и убили его. Царицу Марину и ее приближенных арестовали и выслали в Ярославль.
Глава 3
Лжедмитрий II 

19 мая 1606 г., без  земского собора был провозглашен  царем князь Василий Иванович Шуйский (1606-1610), главный руководитель заговора. Он дал оформленное в виде крестоцеловальной записи обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не казнить без суда. Знать пыталась разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя. 

С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия  его останки были перенесены по приказу  В.Шуйского из Углича в Москву. Царевич  был причислен к лику святых.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.