На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бедность населения,причины возникновения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 

Введение

 
     Переход от централизованной и плановой системы  ведения хозяйствования к рыночным отношениям резко изменил социальную картину в странах с переходной экономикой, выявил ряд новых проблем, с которыми действовавшая ранее система социальной защиты населения не сталкивалась. Главная проблема – резкое снижение жизненного уровня  основной массы населения и рост бедности.
     Следует отметить, что бедность как социально-экономическое  явление присуща любой стране, в том числе и Беларуси, относящейся  к странам с переходной экономикой. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны на протяжении последних 15 лет, потому что официальный уровень бедности очень высок, и только в последние годы стал уменьшаться.
     Проблема  бедности актуальна не только для  Республики Беларусь, но и для всего мира без исключения. Всегда есть люди, не по собственной воле имеющие низкие доходы и лишенные доступа к занятости, к качественному жилью, образованию, здравоохранению, т.е. те, кто не может из-за нехватки средств поддерживать образ жизни, присущий конкретному обществу, в конкретный период времени, а соответственно являются бедными. Поэтому данной проблемой вплотную занимаются ведущие международные организации: ООН, МВФ и Всемирный банк. В частности, в нашей стране реализуется совместный проект ПРООН и Правительства Республики Беларусь «Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь». Проблема преодоления бедности является ключевой в социально-экономической политике Беларуси, поскольку масштабная и глубокая бедность считается не совместимой  с современными принципами социально-ориентированной экономики.
     Тема  курсовой работы актуальна и важна для Республики Беларусь, потому что по данной категории каждый может оценить достаточность использования государством рычагов социальной и экономической политики.
     Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. К основным задачам относятся:
1. Определение бедности как социально-экономической категории;
2. Изучение основных причин возникновения бедности;
3. Изучение инструментов социальной политики в Республике Беларусь в области предотвращения бедности.

1 Бедность как социально-экономическая  категория

1.1 Понятие бедности  и малообеспеченности

 
     Бедность  населения – одна из основных глобальных проблем, которая остается нерешенной, несмотря на определенные успехи в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия. Даже само понятие бедности может трактоваться по-разному в зависимости от целей его использования.
     С давних времен люди постоянно задавали себе вопрос: «Что такое бедность?» Ответом на него является большое количество определений, сделанных лучшими умами человечества. Каждое из них может считаться правильным и отражает суть понятия «бедность».
     Так, в соответствии с определением, приведенным в толковом словаре С.Ожегова, «Бедность — это жизнь в нужде, состояние того, кто постоянно нуждается; недостаток в необходимом».
     Наиболее  часто используемым в мире определением, в основе которого лежит концепция  ООН, является рассмотрение бедности как «состояния длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни». Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей реализации потенциала человека, вызванное отсутствием достойной работы, удобного жилища, доступа к адекватному образованию и здравоохранению.
     Кроме этого, бедность включает в себя также  бессилие перед обстоятельствами, отсутствие права голоса, ощущение беззащитности и страха, ограничение возможностей участвовать в демократических процессах и быть услышанным.
     Социальное  развитие любого государства, независимо от реализуемой модели экономического развития, оценивается по уровню жизни тех групп населения, которые в силу определенных причин (экономических, демографических, социальных, физических, психологических и др.) оказались на «обочине» общества, и которые не могут даже на минимальном уровне поддерживать принятые в обществе жизненные стандарты (питаться, одеваться, проводить досуг и т.д.). Таких людей называют бедными. 

     Традиционные  подходы к понятию и оценке бедности такие, как абсолютный, относительный и субъективный, рассматривают прежде всего доходы человека или уровень его (ее) потребления. Первый подход – абсолютная бедность – считает бедными тех, кто не в состоянии обеспечить себя суммой благ для удовлетворения основных потребностей в пище, одежде, жилище, для сохранения здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни. Абсолютно бедным считается тот человек, доходы которого находятся ниже некоторого установленного минимума. При использовании критерия абсолютной бедности уровень бедности и численность бедных зависят от границы бедности, официально установленной государством, которая, в свою очередь, зависит от финансовой возможности государства.
     Второй  подход – относительная бедность. При этом подходе исходят из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определяют на этой основе уровень средних  доходов наименее обеспеченных групп. В отличие от концепции абсолютной бедности, в данной концепции по сути признается неустранимость бедности как социального явления. Абсолютная граница бедности может быть преодолена при проведении соответственной государственной политики, тогда как относительная граница бедности будет существовать всегда. В большинстве развитых стран устанавливается именно относительная, а не абсолютная национальная граница бедности. Согласно концепции относительной бедности человек (семья, домохозяйство) считается бедным в том случае, если средства, которыми он располагает, не позволяют ему вести образ жизни, принятый в обществе. В рамках данной концепции для определения черты бедности используется показатель среднего, или медианного, личного располагаемого дохода. Например, в США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, во многих странах Европы – 50%. В Скандинавских странах с их социально ориентированной экономикой граница бедности определяется равной 60% медианного душевого дохода. В Республике Беларусь граница относительной бедности равна 60% национальной медианы дохода. Как свидетельствуют статистические данные, опубликованные в Национальном отчете о человеческом развитии 2006г., количество людей, живущих  в относительной бедности в Беларуси не так уж и много, их процент от общей численности населения составляет 11,2.
     Третий  подход – субъективный, основан на обследованиях общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов. В рамках данной концепции бедность оценивается на основании мнений людей о необходимом уровне потребления, при котором они не считали бы себя бедными.
     Бедность  для населения Беларуси является особенно актуальной проблемой на протяжении последних десятилетий, т.к. по оценкам статистики, официальный уровень бедности в нашей республике колеблется в пределах 17,8 – 47% при пороговом уровне, определяемом в рамках теории экономической безопасности, – 7-10%.
     Республика  Беларусь – одна из первых стран  в СНГ, в которой в 1993г.  была принята официальная методика измерения  бедности. Первоначально к малоимущим (бедным) слоям населения в Беларуси относились лица с уровнем располагаемых доходов  ниже 60% минимального потребительского бюджета. Таким образом, по старой методологии черта бедности (минимально допустимый порог дохода в стране) определялась равной 60% МПБ. Указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Для ликвидации этого недостатка в 1999 году был принят Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», который установил качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и отнесения граждан к категории малоимущих (бедных).
     В научно-исследовательской литературе, посвященной проблеме бедности в Беларуси, как правило, употребляется понятие «бедность», а в законодательных и нормативных актах используется термин «малообеспеченность». Необходимо отметить, что для  Республики Беларусь эти понятия эквивалентны и равнозначны, в данной работе будут использоваться как синонимы.
        В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999г., граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными. Показателем черты бедности является величина бюджета прожиточного минимума (БПМ). Он установлен действующим в стране законодательством на ближайшую перспективу для мониторинга уровня жизни, выявления малообеспеченных граждан, для оказания им различных видов социальной помощи, а также для определения минимальных государственных социально-трудовых гарантий. [1]
     На  начало 2007 года БПМ составлял 165 790 руб рублей. Это и есть черта бедности, население у которого доходы ниже этого уровня относятся к бедному. При сравнении БПМ с минимальным потребительским бюджетом, который равен 258 000 рублей, видно, что на данный момент черта бедности составляет 64,3% МПБ (что больше 60%-ной методики, используемой до 1999 года).
       Оценка степени и масштабов  бедности в конкретном обществе  зависит от выбора и точного определения черты бедности (при этом часто используется метод, основанный на денежных показателях). Каждая страна разрабатывает свой набор показателей, которые не только давали бы точное отражение сферы распространения бедности в обществе, но и способствовали успешной реализации государственной социальной политики. В Республике Беларусь все оценки бедности строятся на основе сравнения располагаемых ресурсов с величиной прожиточного минимума, который представляет собой стоимостную оценку набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи.
     Очень часто происходит смешение того, что  относить к показателям бедности, а что – к факторам, ее определяющим. Система указанных показателей и факторов приводится на рисунке 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
      
    

  
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1 Система показателей, характеризующих  бедность населения Республики Беларусь [22, с.36, рис.1] 

     Раскрыть  наиболее значимые причины, влияющие на вероятность попадания в группу бедных, позволяет подробное рассмотрение факторов бедности, к которым следует отнести:
    Демографические – состав семьи (неполные семьи), размер семьи (количество детей), преклонный возраст (свыше 70 лет);
    Уровень образования – базовое, среднее, высшее;
    Занятость – зарегистрированная безработица, скрытая безработица;
    Состояние здоровья – инвалидность, болезнь, препятствующая осуществлению нормальной трудовой деятельности.
     Количественная и качественная оценка бедности, а также экономического неравенства имеет большое значение для разработки экономической и социальной политики государства. Для обеспечения эффективного управления социально-экономическими процессами в стране необходим мониторинг изменений в социально-экономической структуре общества.

      1.2 Измерение экономического  неравенства и  бедности

 
     Изучение  экономического неравенства  и бедности населения приобретает особую значимость для экономики переходного типа. Значительная часть населения Беларуси в годы преобразований оказалась за чертой бедности, но в то же время весьма  ограниченная часть населения стала приближаться по уровню доходов к наиболее богатым людям в развитых странах мира. Количественная и качественная оценка бедности и экономического неравенства имеет большое значение для разработки экономической и социальной политики государства.
     Наиболее  распространенные показатели, используемые для измерения бедности по доходу, – это коэффициент бедности, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности и синтетический индикатор бедности.
     Уровень бедности или доля бедного населения - это доля населения, чей доход или потребление находятся на уровне ниже установленного в стране порогового значения (черты бедности), который обычно приравнивается к прожиточному минимуму. Применение прожиточного минимума для оценки масштабов бедности обладает двумя достоинствами. Во-первых, прожиточный минимум определяется исходя из определенного минимально необходимого человеку уровня потребления товаров и услуг, отражая национальные особенности в отношении питания и одежды в соответствии с традициями и климатическими условиями страны. Во-вторых, применение прожиточного минимума позволяет сравнивать уровень жизни людей в разных странах и во времени. В Беларуси уровень бедности, или доля бедного населения, определяется процентной долей населения с доходом ниже уровня прожиточного минимума, то есть это часть населения, которая не может позволить себе приобретать товары и услуги из минимальной потребительской корзины. Характеризуя масштабы бедности в стране показатель уровня бедности, тем не менее, не отражает изменений (ухудшение/улучшение) о положении бедного населения. 
 
 
 
 
 

     Общий вид формулы измерителей бедности был предложен Фостером, Гриером и Торбеке. Формула выглядит следующим образом:
     Ра =
                                              (1)

     где      Ра – показатель (мера) бедности;
     а – параметр, показывающий вид показателя бедности;
     Zj – граница бедности для j-го домохозяйства в среднем на душу населения, рассчитанного с учетом половозрастного состава домашнего хозяйства;
     Yj – среднедушевой доход j-го домохозяйства с уровнем доходов ниже прожиточного минимума;
     q – количество бедных домохозяйств;
     Н – общее количество домохозяйств;
     j – номер каждого домохозяйства.
     Используя эту формулу, можно определить три  показателя бедности:
    коэффициент бедности, или доля бедных домашних хозяйств в общем их количестве (Р0):
     Р0 =
                                       (2)

     Использование этого показателя не позволяет оценить, насколько доходы бедного населения ниже границы бедности, а характеризуют только степень распространения бедности.
     Для углубленной качественной характеристики бедности по доходу применяют индексы глубины и остроты бедности.
    индекс глубины бедности 1):
     Р1 =
                                              (3)

     Глубина бедности показывает насколько «беден»  бедный человек, характеризует дефицит доходов бедного населения.
    индекс остроты бедности2):
     Р2 =
                                              (4)

     Острота бедности показывает насколько «беден» самый бедный человек в обществе, то есть характеризует неравенство среди бедного населения. Индекс остроты бедности тоже является относительным показателем и рассчитывается на основе индекса глубины бедности.
     Индекс  остроты бедности в отличие от индекса глубины бедности  придает  больший удельный вес домашним хозяйствам с более значительным дефицитом доходов.
     Увеличение значений индексов глубины и остроты бедности свидетельствует об ухудшении положения бедных людей. Применение этих индексов позволяет определить объемы финансовых средств, необходимых для преодоления дефицита доходов у бедных. Также индексы глубины и остроты бедности могут быть использованы при организации системы государственной адресной социальной помощи беднейшему населению.
     В таблице 1.1 приведены значения коэффициентов  глубины и остроты бедности в  динамике за 1995 – 2003 гг. Проанализировав данные можно сказать, что по сравнению с 1995 годом  коэффициент глубины бедности уменьшился в 1,6 раза, а коэффициент остроты бедности – в 1,7 раза. Хотя тенденция снижения двух коэффициентов в течениие восьми лет была нарушена резким скачком вверх в 1999 году, после чего наблюдается опять ежегодное уменьшение. Таким образом, значения данных показателей в 2003 году стали меньше по сравнению с 1999 г. более чем в два раза. Что говорит об улучшении положения бедного населения в Беларуси, о сокращении дефицита доходов у бедных людей и о сокращении неравенства среди бедного населения. 

     Таблица 1.1. Коэффициенты глубины и остроты  бедности в Республике Беларусь, 1995 – 2003 гг.
Показатели 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Коэффициент глубины бедности 9,5 9,3 7,4 7,9 12,7 10,8 6,9 7,0 5,9
Коэффициент остроты бедности 3,4 3,3 2,6 2,8 4,9 4,1 2,5 2,5 2,0
 
     А.Сен  предлагал объединить абсолютный и  относительный подходы к оценке бедности. Он детально рассмотрел подходы  к учету следующих факторов при оценке бедности: распространенности бедности как социального явления, уровня материальной недостаточности бедных и степени их расслоения по доходам. Синтетический индикатор бедности, предложенный Сеном (Sen-индекс), учитывает воздействие перечисленных выше факторов и является наиболее общей характеристикой бедности: 

     S = L
                                               (5)

     где L – доля бедного населения;
     N – средний дефицит доходов в процентах к границе бедности (промежуток низкого дохода);
     d – средний доход бедных домохозяйств;
     P – граница бедности;
     Gp – коэффициент Джини для бедных домохозяйств.
     В Республике Беларусь данный коэффициент  не рассчитывается.
     Бедность  необходимо рассматривать во взаимосвязи  с уровнем развития экономики и уровнем благосостояния всех слоев общества, то есть с экономическим неравенством в обществе. Экономическое неравенство в обществе свидетельствует о наличии в нем относительной бедности, но не обязательно означает существование абсолютной бедности. Факторы, влияющие на уровень экономического неравенства в обществе, можно разделить на несколько групп:
     • различия в уровне доходов. В данную группу можно включить различия, происходящие из размеров частной собственности, а также зависящие от уровня накопления богатства у той или иной категории людей;
    различия в уровне образования. Эта группа также включает изменения в уровне и качестве образования, а также различия личных достижений и обусловленные происхождением;
    возрастные и физиологические различия людей, а также доступность тех или иных материальных   благ.
     Под воздействием всех этих факторов складываются основные социальные слои общества, различающиеся по уровню материального достатка и потребительскому поведению. Специалистами Всероссийского центра уровня жизни (Москва) была разработана система потребительских бюджетов населения, позволяющая разделить все население страны, исходя из определенных критериев благосостояния/уровня жизни, на определенные группы. Эта система включает в себя три основных социальных стандарта (норматива): прожиточный минимум (ПМ), минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет высокого достатка (БВД).
     Основываясь на системе потребительских бюджетов, все население страны можно условно разделить на четыре социальных слоя: от бедных до высокообеспеченных людей (таблица 1.2). 

     Таблица 1.2. Социальные слои общества в системе потребительских бюджетов [6, с.2]
Социальный  слой
    Критерий
Бедные Доходы ниже прожиточного минимума
Низкообеспеченные Доходы выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета
Среднеобеспеченные Доходы выше минимального потребительского бюджета но ниже бюджета высокого достатка, обеспечивают восстановительный уровень потребления
Высокообеспеченные  (состоятельные) Доходы выше бюджета высокого достатка, обеспечивают развивающий уровень потребления
 
     В публикациях Института социально-экономических  проблем народонаселения РАН предлагается разбить население тоже на четыре социальных слоя: бедные  - со среднедушевым доходом на уровне и ниже прожиточного минимума (ПМ); малообеспеченные – семьи с душевым доходом до двух ПМ; относительно обеспеченные – со среднедушевым доходом больше трёх прожиточных минимумов; состоятельные и богатые – от 5 ПМ и выше. Есть предложения использовать для стратификации шесть категории в зависимости от стоимости минимальной потребительской корзины (МПК) (таблица 1.3).
     Таблица 1.3. Категории населения в зависимости  от соотношения среднедушевых денежных доходов и стоимости МПК [9, с.242]
Категория Соотношение среднедушевого дохода и МПК
Порог нищеты Менее 0,5 МПК
Уровень бедности 0,5 – 1,0 МПК
Малообеспеченные  Более 1,0 МПК, но не мене среднего значения по стране
Обеспеченные  2,0 – 5,0 МПК
Состоятельные Боле 5,0 МПК 
Богатые С доходом, превышающим  среднедушевой доход в 10 и более раз
 
     В публикациях официальной статистики Республики Беларусь можно найти  информацию о распределении домашних хозяйств по уровню материальной обеспеченности в соотношении с бюджетом прожиточного минимума только с выделением трех групп: крайне малообеспеченные (доходы ниже 0,5 БПМ), малообеспеченные (от 0,5 – 1,0 БПМ) и обеспеченные (свыше 1 БПМ) 

       Последняя группа получается  самой большой, т.к. в нее  входят люди с доходами выше 1 БПМ на 10 рублей, а также с доходами превышающими БПМ в 10 раз. Разбиение населения на три социальных слоя явно недостаточно, т.к. не представляется возможность определить средний класс в Беларуси. А называть население обеспеченным с доходами выше БПМ не совсем точно, т.к. необходимо более подробное деление на относительно обеспеченных, состоятельных и богатых.  
     В качестве показателя доходов используется показатель располагаемых ресурсов, который включает в себя денежные средства домашних хозяйств, включая стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за вычетом материальных затрат на их производство, и стоимость предоставленных в натуральном выражении социальных дотаций и льгот.
     Структурную характеристику доходов населения  могут дать следующие оценки:
    Квартили распределения – значения, делящие всю совокупность на 4 равные по объему части. Так, первая квартиль характеризует тот среднедушевой доход не выше которого будут иметь 25% населения; 3-яя квартиль характеризует ту величину не выше которой будут иметь среднедушевой доход 75% населения.
    Квинтили распределения – значения, которые делят совокупность на 5 равных по объему групп, т.е. по 20% населения в каждой группе.
    Децили – значения, которые делят совокупность на 10 равных по объему частей (по 10 % в каждой). Тогда первая группа состоит из значений, которая не превышают первой децили, а 10-ая группа из значений, которые выше девятой децили.
       Для оценки экономического неравенства  в обществе широко применяются коэффициенты концентрации и дифференциации доходов. Коэффициент фондов (децильный коэффициент дифференциации доходов) позволяет сравнивать доходы наиболее и наименее обеспеченных групп населения, представляя собой соотношение общих значений денежных доходов 10%  наиболее и наименее обеспеченного населения, и показывает, во сколько раз минимальные доходы наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы наименее обеспеченного населения.
     Kl =
                                                          (6)

     где l1 и l9 – соответственно первая и девятая децили.
     Таблица 1.5. Коэффициент фондов в Республике Беларусь, 1995-2003гг. [20, с.62]
  1995 1999 2000 2001 2002 2003
Коэффициент фондов 5,5 5,8 5,8 6,1 5,9 5,2
 
     Коэффициенты  фондов приведены в таблице 1.5. На основании этих данных можно сделать вывод, что разрыв между доходами наиболее и наименее обеспеченного населения уменьшается с 2001 года. И в 2003 году минимальный доход 10% наиболее обеспеченного населения в 5,2 раза превышал максимальный доход 10% наименее обеспеченного населения. Таким образом, в 2003г. Величина коэффициента фондов несколько снизилась по сравнению с 1995 годом, хотя и остается достаточно высокой.
     Коэффициент фондов опирается на информацию о  распределении населения по доходам только в нижних и верхних группах. Для изучения дифференциации доходов по всему распределению используется группировка населения по квинтильным группам, которая в наглядной форме иллюстрирует дифференциацию доходов.  В таблице 1.6 приведены данные о распределение общего объема денежных доходов населения за 1995-2003гг. 

     Таблица 1.6. Распределение общего объема доходов  населения Республики Беларусь, после уплаты налогов, на домашнее хозяйство по квинтильным группам за 1995-2003гг., в %. [8]
Показатели 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
1 квинтильная  группа 9,6 9,9 9,8 9,2 9,3 9,3 9,1 9,3 9,8
2 квинтильная  группа 13,9 14,2 14,1 13,4 13,7 13,7 13,5 13,7 14,1
3 квинтильная  группа 17,6 17,6 17,6 17,0 17,5 17,5 17,3 17,4 17,8
4 квинтильная  группа 22,5 22,1 22,2 22,1 22,5 22,5 22,5 22,3 22,5
5 квинтильная  группа 36,4 36,2 36,4 38,3 37,0 37,0 37,6 37,3 35,8
Квинтильный коэф-нт 3,8 3,7 3,7 4,2 4,0 4,0 4,1 4,0 3,6
     Так, в 2003г. На долю 20% наименее обеспеченного  населения приходилось 9,8% общего объема денежных доходов населения, а 20% наиболее обеспеченного населения располагали 35,8% совокупного денежного дохода. Отсюда следует, что совокупный доход населения пятой квинтильной группы в 3,6 раза превышал совокупный денежный доход 20% населения первой группы.
     Полученное  значение является квинтильным коэффициентом, который характеризует отношение доходов, получаемых 20% наиболее и 20%  наименее обеспеченного населения. Динамика квинтильного коэффициента аналогична динамике коэффициента фондов.
     Показателем дифференциации, использующим всю информацию о распределении населения по доходам, является индекс концентрации доходов (коэффициент Джини). Он позволяет оценивать неравенство в распределении общего фонда денежных доходов (потребления) в обществе (между людьми или домохозяйствами). В отличие от коэффициентов дифференциации этот показатель рассчитывают не путем сравнения денежных доходов наиболее и наименее обеспеченных групп населения, а на основе удельных весов доходов, имеющихся у отдельных групп населения в совокупном объеме денежных доходов.
     G =
                                            (7)

     где     k – число интервалов группировки;
     pi – доля населения, имеющего среднедушевой доход, не превышающей верхнюю границу i-го интервала;
     qi – доля доходов i-той группы населения в общей сумме доходов, рассчитанная нарастающим итогом.
     Величина  коэффициента Джини изменяется в  пределах от 0 до 1: чем ближе его  величина к, тем выше уровень концентрации дохода, т.е., чем равномернее распределение общего объема доходов, тем меньше индекс Джини (ближе к 0). И наоборот, чем больше величина индекса Джини (ближе к 1), тем меньшая доля национальных доходов сосредоточена у бедных слоев населения.
     Приведенные в национальном отчете о человеческом развитии за 2003 год индексы концентрации доходов (индексы Джини) рассчитаны по квинтильным группам, их значения за 1995-2003гг. показаны в таблице 1.7. 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1.7. Коэффициент Джини, 1995-2003гг. , [8]
  1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Значение  коэффициента Джини 0,261 0,254 0,258 0,283 0,269 0,270 0,278 0,272 0,254
 
     Рост  коэффициента Джини до 1998 года сменился некоторым снижением его величины в 1999 году, однако затем значения коэффициента вновь повышались до 2001 года. Следует отметить, что в течение 2 последующих лет намечена хорошая тенденция снижения показателя и достижения его в 2003 году величины, равной 0,254, что ниже значения 1995 года. Это свидетельствует об ослаблении  неравенства в распределении денежных доходов населения в Беларуси.
     Для целей международных сопоставлений  Всемирным банком разрабатываются универсальные критерии бедности. Согласно классификации Всемирного банка в развивающихся странах бедными считаются те, кто живет менее чем на 1 долл. в день. По оценкам Всемирного банка:
    Из 6 млрд. людей, населяющих планету, 2,8 млрд. (47%) живут менее чем на 2 доллара в день, а более 1,2 млрд.(20%) — менее чем на 1 доллар в день.
    Каждый шестой взрослый в мире неграмотен.
    115 млн. детей не посещают даже начальную школу.
    Каждый день более 30 тыс. детей в мире умирают от болезней, поддающихся лечению.
    Из каждых 100 детей младенческого возраста 6 не доживают до года, а 8 — до пяти лет.
    Более 1 млрд. человек, т.е. каждый пятый, не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды, и более 2 млрд.— каждый третий, к современным средствам санитарии.
    Около 800 млн. человек (14% населения мира) не получают необходимого минимального уровня питания и почти полмиллиарда человек хронически недоедают, из них треть — дети.
     Таким образом, в первом разделе определены категории бедности и малообеспеченности (для Беларуси эти понятия являются равнозначными), эволюция этих понятий в нашей стране, охарактеризована черта бедности, описаны основные подходы к определению и оценке бедности.
 

2 Причины возникновения  и решение проблемы  бедности населения  в современной  рыночной экономике

  2.1 Бедность: причины  и условия возникновения

 
     В конце ХХ в. страны огромного региона  Центральной, Восточной Европы и СНГ с общей численностью населения более 400 млн. человек столкнулись с серьезной проблемой – резким ростом бедности.
     Такое явление, как бедность, не может быть приписано исключительно переходному  периоду, поскольку оно имело  место и до 90-х годов. В Советском Союзе и его странах-союзниках бедность существовала и раньше, даже если по политическим и идеологическим соображениям официально не признавалась. Это относится особенно к республикам Средней Азии, в частности, Туркмении и Таджикистану, в которых национальный доход на душу населения был примерно в два раза ниже среднего по Советскому Союзу. По оценкам международных экспертов, в конце 80-х годов даже в Украине 11% населения жило за чертой бедности [12]. Несмотря на это, обеспечению надлежащего анализа жизненного уровня в странах бывшего социалистического лагеря не уделялось достаточного внимания. До 1989 года многие статистические данные держались в секрете. Сюда входили периодические обследования бюджетов семей, в которых содержалось большое количество социальной информации, а также наличие инфляции и скрытой безработицы. Попытки проводить серьезные обследования условий жизни пресекались и рассматривались как националистическая пропаганда. Более того, экономические показатели в дореформенный период, которые служили отправной точкой при оценке результатов последующего кризиса, часто были плодами правительственного оптимизма и привычки к регистрации на бумаге плановых заданий, которые никогда не предназначались к исполнению. В дополнение к проблемам экономического роста, все страны бывшего советского блока имеют скудные статистические данные, касающиеся защиты окружающей среды, продолжительности жизни, здравоохранения, образования и обучения. Хотя эти проблемы проявились в значительной степени во время кризиса переходного периода, некоторые из них имеют корни в старой системе. Кризис переходного периода только акцентировал эти проблемы, но не создал их. 
     Уравнительное распределение и перераспределение  благ и услуг при замедлении темпов роста и эффективности производства в последние годы  социалистической системы предопределили быстрый рост бедности уже в условиях трансформационных процессов 90-х годов. Разрыв хозяйственных и торговых связей, структурные реформы привели к катастрофическому падению производства.
     В странах Центральной и Восточной Европы к 1995 г. объем ВВП снизился на 15-20%, а в бывшей Югославии, странах Балтии, СНГ – значительно больше – на 50-70% от уровня 1989г. [11]. Сокращение производства сопровождалось ликвидацией рабочих мест и массовыми увольнениями. Без работы, как свидетельствуют данные Европейского банка реконструкции и развития, оказался каждый шестой трудоспособный житель региона. Вместе с тем  доходы работающих и пенсионеров перестали гарантировать приемлемый уровень жизни, поскольку обесценивались гиперинфляцией и нерегулярностью их выплат. Значительное снижение реальной заработной платы произошло во всех странах с переходной экономикой, за исключением Чешской Республики (ЕВRD, Transition report 1997, 2002). Рекордсменами по этому показателю стали Молдова и Болгария, где падение составило более чем 60% [11].    
     Наряду  со снижением реальных доходов практически  во всех странах региона произошла  их резкая дифференциация: быстрый  рост доходов у 5 – 10% верхних слоев общества сопровождался ухудшением уровня жизни большинства населения. Децильный и квинтильный коэффициенты, индекс Джини, характеризующие этот процесс, в ряде стран с переходной экономикой достигли уровня стран Латинской Америки и Африки, отличающихся крайней социальной нестабильностью.
     Кризис  поразил также и социальную сферу: упало качество бесплатных услуг здравоохранения и образования, усложнился доступ к ним. Сократилась, а в некоторых странах вообще прекратила существование универсальная система социального обеспечения. Социальный стресс обусловил рост заболеваемости и смертности населения, привел к росту алкоголизма и суицидов и сокращению продолжительности жизни. Так, в странах СНГ за время переходного периода продолжительность предстоящей жизни населения уменьшилась на 2-5 лет. Ситуацию усугубили разразившиеся в ряде государств региона гражданские и военные конфликты.  

     Все это привело к катастрофическому  снижению уровня жизни населения, что  к середине 90-х годов поставило  бедность в бывших социалистических странах в ряд самых острых социально-политических проблем, требующих безотлагательного решения.
     Рассмотрим  факторы, определяющие бедность.
     Обедневшие  группы населения часто испытывают финансовые трудности в результате воздействия внешних, независимых факторов. Образованные люди, включая работников сферы здравоохранения, преподавателей и других профессионалов, внезапно столкнулись с трудностями вследствие низких заработков. То же самое верно в отношении многих служащих и работников предприятий, получающих низкие зарплаты и регулярно страдающих от больших задолженностей по ее выплате. В подобной ситуации находятся пенсионеры, пенсии которых были не в состоянии угнаться за инфляцией. Все эти группы населения впали в состояние бедности, порожденной экономическим кризисом, который сопровождал переход от социализма к рыночной экономике.
     Такой беспрецедентный рост бедности произошел  по многим причинам. Так, в результате анализа и оценки бедности в Латвии выявилось, что респонденты связывали резкое ухудшение социальных условий с разными факторами. В числе их назывались: безработица; низкий уровень заработных плат, задержки с выплатами зарплат, осуществляемыми, к тому же, частично или в натуральной форме; высокая стоимость коммунальных услуг; гиперинфляция и крах банка «Балтия» в 1995 году, лишивший людей их сбережений; недостаточный уровень детских пособий, отражающийся, прежде всего, на многодетных семьях; низкие рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию наряду с высокой стоимостью сельскохозяйственной техники и затрат на производство; некомпетентность правительства и его безразличие к вопросам благосостояния населения. В качестве фактора, способствовавшего широкому распространению бедности, называлось также воздействие экономических реформ, проводимых правительством Латвии с началом переходного процесса. Избранный способ приватизации государственных предприятий посредством раздачи приватизационных ваучеров не принес выгоды многим латвийским гражданам и привел к высокой концентрации активов и богатства [12].
     Большая часть факторов носит характер внешнего воздействия на людей.
     Вместе  с тем настроениям апатии и  пассивности способствовали алкоголизм и распространенное иждивенческое  отношение к государству, которое культивировалось в советский период. Алкоголизм тесно связан с безработицей, выступая иногда в роли причины, но часто и как ее следствие. Иждивенческие настроения, с другой стороны, имели, несомненно, сильное влияние в начале переходного периода, когда латвийские граждане еще не отвыкли от системы, в которой предприятия функционировали не только как производственные единицы, но и оказывали социальную помощь своим работникам. Большая часть населения постепенно осознала необходимость полагаться только на себя, помощь своих друзей или родственников. Однако не все сумели успешно приспособиться к новой ситуации.
     Сравнительный анализ профилей бедности в бывших социалистических странах показывает, что в состоянии бедности чаще всего оказываются: большие семьи стремя или более детьми; неполные семьи, особенно семьи матерей-одиночек, а также семьи с иждивенческой нагрузкой на получателя доходов, превышающей среднее значение; сельские домохозяйства, отчасти вследствие преобладания в сельской местности многодетных семей по сравнению семьями в городах; семьи, в которых глава семьи или основной кормилец имеют низкий уровень образования; семьи, возглавляемые лицами, не получающими зарплату, например, семьи безработных или пенсионеров; инвалиды.
     В большинстве стран долговременный характер кризиса увеличил опасность  воспроизводства бедности в последующих поколениях. Долгосрочная бедность может привести к появлению так называемого «люмпенизированного слоя», попавшего в ловушку «культуры бедности». Это относится не столько к экстремальной маргинализации, имеющей место среди бездомных, сколько к возможности прогрессирования и консервации бедности в группах населения, которые в настоящее время лишены возможностей содержать себя и пока не в состоянии изменить эту ситуацию. Эта проблема особенно касается детей. Так, в Польше, стране с относительно хорошей экономической ситуацией, треть людей, живущих ниже уровня прожиточного минимума, составляют дети в возрасте до 14 лет, а доля детей в возрасте до 19 лет составляет почти половину от этого количества. Уровень бедности среди детей до 15 лет в Российской Федерации в 1994 году составил 46%. Соответствующие показатели среди взрослого населения в возрасте 31 - 60 лет и мужчин-пенсионеров составляли, соответственно, 35 и 22%.
     Еще более тревожным является тот  факт, что доля бедных семей с тремя и более детьми в Российской федерации составляла 73% [12]. Эта ситуация вызывает глубокую озабоченность. Вследствие плохого материального положения семей большое количество детей находится под угрозой надолго лишиться важнейших жизненных возможностей. Они могут, помимо прочего, лишиться полного доступа к образованию и иметь психологические или биологические проблемы вследствие недостаточного питания. 
     Наряду  с высоким уровнем грамотности  и большой долей зачисленных  в школы, посткоммунистические страны унаследовали также обширные, хотя бедные системы образования. Однако во многих странах дети из бедных семей имеют теперь ограниченный доступ к образованию вследствие большой удаленности школ, неспособности родителей оплачивать дорожные расходы и проблемы детского труда в сельской местности. Так, например, доля детей, посещающих учебные заведения в Кыргызстане, составляет только 76%, тогда как в Молдове и Украине она равна, соответственно, 87% и 83% [12]. Одна из главных задач, стоящих перед политиками этих стран, не допустить дальнейшего ухудшения ситуации.
     Одной из основных причин бедности в Молдове  рассматривают юный возраст людей, создающих семьи. То же самое имеет место в Армении, где рынок труда очень узок и отдает предпочтение работникам с большим стажем работы на предприятиях в ущерб молодежи, которая подвергается увольнениям. В некоторых странах группу высокого риска также составляют пенсионеры. Из-за низких уровней пенсий в стране они представляют наиболее уязвимую группу в Эстонии. Достаточно хорошая экономическая ситуация для пенсионеров создана только в Польше, которая гордится своей сравнительно щедрой пенсионной системой. Средняя пенсия в Польше составляет 70% средней заработной платы, и государство обеспечивает своевременность ее выплаты [12].
     Интересно отметить, что согласно исследованиям, проведенным в разных странах, половая принадлежность не относится к числу важных определяющих факторов риска бедности. Ситуация имеет, однако, более сложный характер. Обследование по этому вопросу, проведенное в Болгарии (1998), показало, что к социально уязвимым слоям можно отнести четыре группы женщин: разведенные женщины с детьми, матери-одиночки, пожилые одинокие женщины и женщины из групп меньшинств (мусульмане и цыгане) [12].
       Авторы исследования делают вывод: женщины по существу не являются более бедными, чем мужчины, однако неравное распределение бремени кризиса сформировало группы женщин, которые, несомненно, составляют самые бедные слои населения. В другом исследовании, проведенном в Латвии [12], также содержится очень интересный анализ взаимосвязи между бедностью и полом. Автор приходит к выводу, что бедность среди женщин является скорее результатом их социально определенных ролей, в том числе обязанностей по воспитанию детей, чем следствием низкого уровня образования или институционных препятствий для их профессионального роста.
     С другой стороны, главной причиной бедности в регионе является, безусловно, безработица. К основным проблемам, связанным с рынком труда, относятся доступ к рабочим местам, их качество и безопасность, уровень заработной платы и задолженность по оплате труда. Официальные статистические данные по разным странам различаются по достоверности и не дают полной картины. Статистика занятости не отражает ситуацию в «теневой экономике», в которой нашли работу значительное число безработных и лиц, ищущих дополнительный заработок. К тому же безработные не всегда регистрируются в центрах занятости, особенно если регистрация не приносит каких-либо выгод. Скрытая безработица особенно высока в сельской местности. Вследствие этих факторов дать точную оценку масштабов проблемы не представляется возможным.
     Состояние рынка труда приводит к возникновению, наряду с обедневшими безработными, новой социальной категории: работающих бедных. Эти люди часто работают на простых, неконкурентных рабочих местах и должны содержать других членов семьи. По всему региону на протяжении первых пяти лет преобразований отмечалось драматическое снижение реальной заработной платы. Наибольшие объемы снижения имели место в России и Украине, где реальная заработная плата уменьшилась приблизительно на 70%. В Болгарии, где имелись большие различия между частным и государственным секторами, реальная заработная плата снизилась до 30 - 40% к уровню 1990 года, ее падение продолжалось и в 1998 году.  Эта проблема дополнительно осложнена широко распространенными задержками выплаты заработной платы во всех этих странах, особенно в России, Украине и Молдове. Масштаб этого явления меняется в зависимости от региона, отрасли экономики, пола работника и его или ее конкурентоспособности [12].  

     В особенно трудной ситуации находятся  молодые люди, начинающие свою трудовую жизнь, особенно, если у них нет  достаточного опыта работы или, в лучшем случае, имеется только профессионально-техническое школьное образование. Образование определяет не только шансы индивида на получение работы, но также и уровень его заработной платы. Однако конкретная ситуация различна в каждой стране. В Польше образование является критическим элементом социального расслоения, определяющим различия в доходах больше, чем любой другой фактор. Подобная же картина складывается в Балтийских странах, тогда как в Украине или Таджикистане уровень образования имеет большое значение для административных должностей в частном секторе, но не дает гарантий получения высоких доходов для других специалистов, оплата труда которых часто ниже, чем у фабричных рабочих. Несмотря на это по мере роста рыночной ориентированности экономик в регионе роль образования как фактора, определяющего жизненные возможности, будет, безусловно, увеличиваться в каждой стране.
     Учитывая сложившуюся ситуацию, правительства всех стран региона начали принимать активные меры: осуществлялась индексация доходов, вводились пособия и материальная помощь отдельным группам населения, стали реализовываться социальные программы. Однако все это происходило на фоне ликвидации рабочих мест, сокращения налоговых поступлений, уменьшения государственных расходов на образование и здравоохранение, ухудшения коммунальных услуг и роста цен на них. Проблема усугублялась и тем, что правительства, оказавшиеся перед лицом нетрадиционных проблем, не обладали необходимым опытом и знаниями, позволяющими разрабатывать и реализовывать эффективную социальную политику, ориентированную на сокращение бедности.

2.3 Стратегия и тактика  преодоления бедности

 
     В 1995 г. на первом Мировом Саммите социального  развития, инициированном Организацией Объединенных Наций, лидеры более 180 стран мира взяли на себя обязательства по борьбе с бедностью на «этической, социальной и экономической основе». Этим было подтверждено понимание бедности не только как недостатка денег, но и как ограничения возможностей реализации потенциала человека, вызванного отсутствием достойной работы, жилища, доступа к адекватному образованию и здравоохранению. С 1996 г. Программа Развития ООН приступила к реализации глобальной Программы Инициатив по разработке стратегий борьбы с бедностью. Кульминацией последующих действий стран-участниц ООН стало принятие на Саммите Нового тысячелетия (6-8 сентября 2000 г., Нью-Йорк) Декларации тысячелетия, которая содержит в краткой форме цели, задачи, количественные индикаторы для оценки достижения поставленных ориентиров в области развития человечества. Первой среди целей развития тысячелетия выступает сокращение крайней бедности к 2015 г. вдвое. Подписание Декларации главами 116 государств, по сути, явилось обязательством стран по разработке и реализации мер сокращения бедности [11].
     В контексте реализации Декларации ПРООН  всемерно поддерживает инициативы стран по проведению оценки и картографирования бедности; анализу социальных расходов и характера их распределения; подготовке национальных докладов о развитии человека; координации усилий различных государственных и негосударственных структур по сокращению бедности. В то же время центральное место в этом спектре инициатив занимает подготовка национальных стратегий по предотвращению и сокращению бедности. В соответствии с подходами ПРООН, именно национальная стратегия в странах с переходной экономикой призвана стать инструментом сокращения бедности и уменьшения социальных издержек переходного периода, рычагом, позволяющим осуществить позитивные изменения в уровне и качестве жизни населения. С 1996 г. при содействии ПРООН в 18 странах региона были подготовлены национальные стратегии и программы борьбы с бедностью и начата их реализация. 
 
 
 

     Несмотря  на национальные отличия, стратегии  по сокращению бедности стран с переходной экономикой имеют похожую логику построения и содержат такие структурные блоки, как:
      анализ масштабов и глубины бедности;(измерение бедности и выбор порога бедности)
      стратегические цели;
      пути сокращения бедности (в разрезе отдельных направлений и секторов);
      процесс участия;
      реализация и мониторинг стратегии.
     Наиболее  четко стратегические цели сформулированы в документах стран Балтии, причем в Литве и Латвии стратегические цели имеют количественное выражение.
     Так, в Национальной стратегии сокращения бедности Литвы поставлены следующие цели: ликвидация крайней бедности к 2003 г.; сокращение относительной бедности до 13% к 2005 г.; сокращение бедности среди наиболее уязвимых групп населения до 20% к 2006 г.
     Цели  стратегии сокращения бедности в  Эстонии: снижение социальной и экономической уязвимости групп населения, живущих ниже черты бедности; снижение факторов риска бедности, создание возможностей для улучшения условий жизни; развитие и более эффективное использование человеческого потенциала; соблюдение принципа социальной справедливости для людей с низкими доходами (обеспечение доступа к услугам образования и здравоохранения, создание новых рабочих мест, увеличение экономических возможностей).
     Общие цели Национальной стратегии Латвии: улучшение качества жизни бедных и лиц с низким уровнем доходов; обеспечение такого положения в стране, чтобы к 2015 г. количество лиц с низкими доходами не превышало 10% общей численности населения и общее количество бедных и лиц с низкими доходами не превышало 25% общей численности населения [11].
     Основными направлениями достижения поставленных целей, как правило, являются:
    совершенствование макроэкономической политики и обеспечение экономического роста в интересах бедных;
    развитие социальной политики в направлении усиления адресности и ориентации на поддержку наиболее уязвимых слоев населения;
    расширение и углубление процесса участия для обеспечения прав и реализации возможностей людей как активных членов общества;
    разработка системы мониторинга, позволяющей не только отслеживать тенденции реализации стратегии, но и принимать меры по отклонениям от намеченного курса, корректировать намеченные планы.
     Логическим  продолжением разработанных стратегией направлений борьбы с бедностью часто выступают программы их реализации, определяющие временные рамки выполнения тех или иных мероприятий в разрезе организаций, вовлеченных в данный процесс. Основой для постановки стратегических целей, равно как и инструментом их реализации, выступают макроэкономическая политика и обеспечение экономического роста в интересах бедных, совершенствование денежно-кредитной и финансовой политики, бюджетного процесса, политики приватизации, улучшение инвестиционного климата, секторальной экономической политики и институционального регулирования.
     В ходе подготовки и разработки стратегий  Сербии, Армении, стран Балтии был  проведен анализ хода реформ и их влияния  на уровень, масштабы и распространение бедности, были исследованы динамика и распределение экономического роста, изучено место и роль малого бизнеса в решении проблем малообеспеченности. В рамках Национальной стратегии Украины разработана модель для оценки ресурсов, требующихся для поддержания существующей системы социального обеспечения при различных вариантах развития макроэкономической и демографической ситуации. Эта модель позволяет также определить, к каким последствиям в области финансовой, экономической и налогово-кредитной политики может привести реформирование социальной сферы.
     В блоке финансовой политики, как правило, рассматривается влияние действующей налоговой системы на динамику бедности, осуществляется анализ расходов бюджета на социальные цели, оценивается механизм финансирования социальных программ.
     Важным  элементом национальных стратегий, обеспечивающим их реализацию, является совершенствование системы государственного управления и законодательства. Так, например, в стратегических документах России и Литвы осуществлен всесторонний анализ действующего законодательства и его влияния на масштабы и распространение бедности, приведены уровни принятия решений по вопросам реализации национальной стратегии.
     Социальная  политика - это центральный блок национальных стратегий сокращения бедности, поскольку в нем определяются меры, непосредственно направленные на преодоление этого явления, в таких областях, как:
    политика формирования доходов;
    политика на рынке труда, обеспечение занятости;
    развитие социальных услуг (здравоохранения, образования и др.);
    система социальной защиты и социального страхования;
    пенсионная система;
    развитие малого и среднего бизнеса как сферы самозанятости и самопомощи.
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.