На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование товарного ассортимента предприятий розничной торговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


. Теоретические основы  формирования товарного ассортимента  предприятий розничной торговли
2.1 Критерии формирования  товарного ассортимента предприятий  розничной торговли 
2.2 Совершенствование  формирования ассортимента товаров  розничного торгового предприятия
Заключение
Список литературы
Введение: постановка проблемы
Рынок требует четкой взаимоувязки всех звеньев коммерческо-хозяйственной  цепочки - от замысла создать конкретный товар до его использования субъектами рынка.
В процессе движения от изготовления до потребления определенное количество товарной массы сосредотачивается  на складах готовой продукции  изготовителя, в пунктах отправления  и назначения, транспортных средствах, на складах посреднических организаций  и потребителей. Товар здесь располагается  не хаотично, а согласно соответствующим  признакам, воплощенным в понятие  «ассортимент». Ассортимент - определенная совокупность(набор), перечень товаров  различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку(назначению, цвету, размеру, сырью, способу производства и т.п.)
С экономической  точки зрения ассортимент - это прежде всего отражение межотраслевой  и отраслевой пропорции в составе  товарного предложения, которое  характеризует результаты деятельности отраслей и предприятий, производящих товары, т.е. это один из важнейших  факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения отдельных  изделий. Но ассортимент представляет собой и логическое распределение  любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные  категории или звенья разного  уровня. Благодаря этому ассортимент  позволяет ориентироваться на отдельные  виды товаров и их группы, которым  присущи общие признаки, создает  условия для изучения, планирования, прогнозирования, учета и отчетности, определения спроса.
Товарный ассортимент  имеет огромное социально-экономическое  значение, поскольку от него зависят  полнота удовлетворения покупательского  спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка. Оптимальный ассортимент  обеспечивает значительное повышение  эффективности общественного производства, экономное расходование трудовых и  материальных ресурсов. 

Таким образом, для  успешной работы любого предприятия  будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении  различных групп товаров. Рыночный успех отныне является главным критерием  оценки деятельности отечественных  предприятий, а их рыночные возможности  предопределяются правильно разработанной  и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его  развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формирование ассортимента, его управлением и совершенствованием. 

В сложившихся условиях конкуренции фирм, занимаясь продажей товаров, они вынуждены особенно четко формировать ассортимент. В идеале, конечно, было бы желательно иметь полный ассортимент товаров  на складе, на практике складывается иная ситуация. Проблема состоит в том, что вследствие ограниченности ресурсов фирм, они не могут себе этого  позволить. И их цель - выбрать оптимальный  ассортимент, удовлетворяющий максимальный спрос клиентов. 

В настоящее время  в мире происходят постоянные изменения  стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет  актуальный характер. 

Характеризуя степень  научной разработанности исследуемой  темы, следует учесть, что она  уже анализировалась у различных  авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических  изданиях и в Интернете. Тем не менее, при изучении литературы и  источников отмечается недостаточное  количество полных и явных исследований данной тематики. 

С одной стороны, тематика исследования получает интерес  в научных кругах, в другой стороны, как было показано, существует недостаточная  разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь как теоретическую, так и практическую значимость. 

Целью работы является изучение темы Формирование товарного  ассортимента предприятий розничной  торговли. 

Поставленная цель определяет задачи исследования: 

1. Рассмотреть теоретические  подходы формирования товарного  ассортимента предприятий розничной  торговли; 

2. Рассмотреть критерии  формирования товарного ассортимента  предприятий розничной торговли. 

3. Овладеть терминологией  рассматриваемой темы. 

1. Планирование ассортимента 
 

1.1 Ассортиментная  концепция 
 

Формированию ассортимента товаров предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции Ассортиментная концепция - это направленное построение рациональной ассортиментной структуры  товарного предложения при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой -- необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить  изделия с низкими издержками.. Основная роль ассортиментной концепции - выработка решения, направленного  на приведение ее в соответствие с  объемом и структурой рыночного  спроса и товарного предложения  по конкретным видам товара, номенклатуре, группам. 

Ассортиментная концепция  выражается в виде системы обобщенных показателей, характеризующих: возможности  рационального развития товарного  ассортимента, уровень и соотношение  цен на конкретные товары. Ассортиментная концепция ориентирует промышленность, предприятия аграрно-промышленного  комплекса на выпуск товаров, обеспечивающих предусмотренную в заказе оптовой  и розничной торговли структуру  спроса. Такая концепция способствует рациональному размещению производства на территории страны, совершенствованию  коммерческо-хозяйственных связей, подготовке торгового ассортимента в оптовом звене и розничной  сети. 

1.2 Ассортиментная  политика 
 

Рациональному формированию ассортимента товаров способствует и ассортиментная политика Ассортиментная политика - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного  для успешной работы на рынке и  обеспечивающего экономическую  эффективность деятельности предприятия  в целом, при этом за основу принимаются: спрос различных групп потребителей; имеющиеся материальные, финансовые ресурсы для производства разнообразных  товаров, уровня и цен на них; основные потребительские параметры изделий  для различных групп потребителей. субъектов рынка. 

Ассортиментная политика в области товарного обеспечения  рынка строится на основе долгосрочных программ развития ассортимента товаров, направленных на оптимизацию номенклатурной структуры товаров. Для выработки  ассортиментной политики необходимо исследование так называемого «жизненного  цикла товара», основанного на том, что товар на рынке последовательно проходит ряд этапов. В зависимости от особенностей каждого этапа жизненного цикла товара следует вести подбор товаров и планирование ассортимента, устанавливать уровни и соотношение цен, оценивать прибыль, использовать соответствующие формы и методы активизации продажи и т.д. 

Исходя из вышесказанного, задачами ассортиментной политики являются: 

1. удовлетворение  запросов потребителей - один из  основных принципов маркетинга, который соответствует задаче  глубокой сегментации и дифференциации  рынка и обеспечивает тесную  связь с потребителями; 

2. оптимальное использование  технологических знаний и опыта  предприятия; 

3. оптимизация финансовых  результатов предприятия - Формирование  ассортимента основывается на  ожидаемой рентабельности и величине  прибыли, что чаще встречается  в практике работы предприятий,  однако может быть оправдано  при тяжелом финансовом положении,  отсутствии альтернатив и др.; 

4. завоевание новых  покупателей путем расширения  сферы применения существующей  производственной программы. Этот  подход достаточно консервативен,  так как рассчитан на краткосрочные  результаты и предполагает удлинение  жизненного цикла устаревающих  изданий за счет нахождения  новых рынков сбыта; 

5. соблюдение принципов  гибкости за счет диверсификации  сфер деятельности предприятия  отрасли печати и включения  в них нетрадиционных отраслей; 

6. соблюдение принципа  синергизма, предполагающего расширение  областей производства и услуг  предприятия, связанных между  собой определенной технологией,  единой квалификацией кадров  и другой логической зависимостью. 

В масштабах страны ассортиментная политика сводится к  определению социальной и научной  основы ассортимента, оптимизации его  каждой товарной группы. При этом допускается  как сокращение, так и расширение ассортиментных позиций, обновление ассортимента на качественно новой основе. В  условиях рыночной экономики ассортиментная политика предусматривает прежде всего  сокращение ассортимента за счет изделий, пользующихся низким спросом субъектов рынка, переключение сырьевых, трудовых, финансовых ресурсов на производство изделий с более высоким спросом. 

Ассортиментная политика не является чем-то постоянным, а изменяется по мере роста производства товаров, развития оптовой и розничной  торговли, повышения социально-экономического уровня потребителей товарной продукции. 

Успешная коммерческо-хозяйственная  деятельность субъектов рынка требует  оптимизации товарного ассортимента. В связи с этим большое внимание уделяется его формированию.
2. Теоретические  основы формирования товарного  ассортимента предприятий розничной  торговли
2.1 Критерии формирования  товарного ассортимента предприятий  розничной торговли
Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными  группировочными признаками товаров  являются сырьевой, производственный и потребительский. Различают производственный Производственный ассортимент - это  номенклату-ра товаров, выпускаемых  промышленными и сельскохозяйствен-ными предприятиями, а также другими  изготовителями. и торговый Торговый ассортимент - номенклатура товаров, находящихся  в сфере обращения, в часности в оптовых и розничных предприятиях. ассортимент товаров.
Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий  производственный ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую  технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые  ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой  сосредоточен широкий ассортимент  товаров, представляющий собой сочетание  продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой  торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных  и непродовольственных товаров  подвергается подсортировке непосредственно  в магазинах и других предприятиях розничной торговли.
Торговый ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Он включает ассортимент  товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные  товары. Каждая из отраслей делится  на товарные группы, в состав которых  входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени  сложности ассортимента).
В магазинах относительно узкий производственный ассортимент  преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения  с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы потоварную структуру спроса населения.
Формирование товарного  ассортимента - это разработка и  установление в определенном порядке  номенклатуры товаров, образующих необходимую  совокупность для торговли.
Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях - сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного  торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).
К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся  покупательский спрос и производство товаров.
К специфическим  факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в  каждом конкретном магазине относятся: тип и размер магазина, его техническая  оснащенность, условия товароснабжения (в первую очередь - наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым  покрытием, остановок общественного  транспорта и т.д.), наличие других розничных торговых предприятий  в зоне деятельности данного магазина.
Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и  роста основных экономических показателей  деятельности товарного предприятия  в значительной степени зависит  от правильного формирования ассортимента товаров Формирование ассортимента товаров - подбор различных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соотнесении  со спросом субъектов рынка и  направленный на более полное его  удовлетворение. в его магазинах.
Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой  прибыльности их деятельности.
В процессе подбора  для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться  рядом общих принципов:
1. обеспечение соответствия  ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для  обслуживания контингентами покупателей.  Так как успешное проникновение  и закрепление торгового предприятия  на потребительском рынке связано  с поиском и полнотой освоения  той или иной ниши, формированию  конкретного ассортимента товаров,  соответствующему параметрам этой  ниши, отводится первостепенная  роль;
2. рациональное построение  ассортимента товаров в магазине  предусматривает комплексное удовлетворение  спроса покупателей в рамках  избранного сегмента потребительского  рынка. Осуществление этого принципа  предполагает формирование ассортимента  товаров с учетом комплексности  их потребления в рамках определенных  потребительских комплексов или  микрокомплексов. Такой принцип  формирования ассортимента позволяет  создать большие удобства для  покупателей, облегчает им процесс  ознакомления с предлагаемыми  к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок»;
3. обеспечение достаточной  широты и глубины ассортимента. Под широтой ассортимента понимают  число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный  перечень, а под глубиной - число  разновидностей товаров по отдельным  потребительским или качественным  признакам (фасонам, моделям, размерам  и другим показателям). Ширина  и глубина ассортимента товаров  в магазине зависит от ряда  факторов, важнейшими из которых  являются форма товарной специализации,  размер торговой площади, а  так же состояние предложения  на потребительском рынке;
4. обеспечение устойчивости  ассортимента товаров. При реализации  товаров повседневного спроса  соблюдение этого принципа имеет  первостепенное значение. Устойчивый  ассортимент товаров в магазине  обусловливает сокращение затрат  времени покупателей на поиск  товаров, позволяет стандартизировать  все важнейшие торгово-технологические  процессы и операции, организовывать  их выполнение с минимальными  затратами трудовых, материальных  и финансовых ресурсов;
5. одним из принципов  правильного формирования ассортимента  товаров в магазине является  обеспечение условий его рентабельной  деятельности. В условиях перехода  к рыночной экономике рентабельность  является необходимым условием  функционирования любого торгового  предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента  необходимо учитывать издержкоемкость  и налогоемкость реализации отдельных  групп товаров, возможные размеры  торговых надбавок, оборачиваемость  запасов и другие экономические  факторы.
Обратим внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров  при формировании ассортимента и  выделим следующие стадии:
1. внедрение - закупаются  сравнительно небольшие партии  товара у хорошо известных  поставщиков;
2. рост - закупка больших  партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение  непрерывного завоза, сосредоточение  в магазине больших товарных  запасов;
3. зрелость - снижение  закупочных цен, отказ от услуг  слабых поставщиков минимизация  торговых запасов, реклама;
4. устаревшие - распродажа  остатков товара.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
1. определяется перечень  основных групп и подгрупп  товаров, реализуемых в магазинах;
2. осуществляется  распределение отдельных групп  и подгрупп товаров в разрезе  потребительских комплексов и  микрокомплексов;
3. определяется количество  видов и разновидностей товаров  в рамках отдельных потребительских  комплексов и микрокомплексов;
4. разрабатывается  конкретный ассортиментный перечень  товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации  обслуживаемым контингента покупателей.
Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых  в магазине, зависит от формы его  товарной специализации и специфики  обслуживаемого контингента покупателей.
В процессе распределения  отдельных групп и подгрупп товаров  в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь  определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в  универмагах. Обследование показало, что  в универмагах, ассортимент которых  сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового  зала в среднем на 12% выше, а затраты  времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.
Основным фактором, определяющим количество комплексов и  их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся  структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые  другие факторы.
Наряду с постоянными, в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или  весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов. В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может  быть предусмотрена специальная  площадь для организации сезонных микрокомплексов.
Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных  разновидностей товара по их отличительным  особенностям, т.е. его глубины. Основой  для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных  форм товарной специализации является размер торговой площади торгового  зала и состояние предложения  товаров на региональном потребительском  рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных  форм специализации приведено в  таблице 1.
Таблица 1. Рекомендуемое  количество разновидностей товаров  для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации 

Формы специализации  магазинов 
Размеры торговой площади, кв. м.  

до 250 
251-630 
631-1000 
свыше 1000  

1. Универсам 

до 700 
700-1000 
1001-1500  

2. Кондитерские товары 
до 300 
301-500 

 

3. Товары для детей 

до 1000 
1001-1500 
св. 1500  

4. Товары для молодежи 

до 800 
801-1200 
св. 1200  

5. Товары для женщин 

до 1000 
1001-1500 
св. 1500  

6. Товары для мужчин 

до 800 
801-1200 
св. 1200  

7. Одежда 

до 600 
601-1000 
св. 1000  

8. Обувь 
до 300 
301-500 
501-800 
св. 800  

9. Хозтовары 
до 500 
501-800 
801-1200 
св. 1200  

10. Галантерея 
до 600 
601-900 
свыше 900 
 
 
 

На процесс формирования товарного ассортимента оказывает  влияние не только объем, структура, частота спроса на определенную товарную продукцию, но и характер проявления спроса. С этой точки зрения различают  три формы спроса: 

1. твердо сформированный (специальный) спрос представлен  в веде прямого требования, не  допускающего замены данного  товара каким-либо другим, даже  однородным товаром; 

2. альтернативный  спрос (спрос по выбору) допускает  широкую замену товаров. Окончательно  формируется после предварительного  ознакомления с многими товарами, как однородными, так и разнородными; 

3. импульсивный спрос  (неопределенный, скрытый) представляет  собой вид спроса, появляющийся  и формирующийся под влиянием  товарного предложения. Характерно, что покупка основного товара  побуждает приобретение сопутствующего. Такой спрос проявляется в  основном в отношении новых  товаров, с которыми потребители  знакомятся. 

Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых  в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня  товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного  количества разновидностей являются материалы  изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости  товарных запасов. 

Для оптимизации  ассортиментного перечня товаров  применяют данные, сгруппированные  следующим образом. 

Наименование микрокомплекса (товарной секции) 
Наименование товаров 
Количество разновидностей товаров 
Период торговли (месяц)  
 
 

Рис. 2. Форма планирования ассортиментного перечня 

Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах  обеспечивается комплексом мероприятий  в области коммерческой деятельности по закупке товаров. 

Ассортимент продовольственных  товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, примагазинных пекарен, а также продукции отделов  кулинарии. 

Особое внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров в  магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают поздравительные  открытки, кухонную посуду, писчебумажные  товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и  постельное белье, драпировку, бытовые  машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных, птиц, спорттовары, изделия из дерева, кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии  и гигиены. 

Ассортимент товаров  в магазинах с торговой площадью от 250 до 66 кв. м. насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53%, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные  товары - 5%. 

Из изложенного  можно сделать вывод, что необходимо придерживаться одинаковой системы  показателей эффективности ассортимента товаров и его формирования. Выделяют следующие показатели: широту ассортимента, глубину, коэффициент обновления и  коэффициент устойчивости ассортимента.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.