На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Судебная реформа в Российском государстве на современном этапе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ

«Судебная реформа в Российском государстве на современном  этапе»

Московский  Институт Экономики, Менеджмента и  Права
Юридический факультет
Малиборский
  Игорь 
Мирославович
группа  ЮЗВДс+в7.1/0-10 
 
 

Москва 2010 

Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность и основные принципы судебной реформы  Российской Федерации.... 3
1. Понятие «современной судебной реформы».
2. Этапы современной судебной реформы.
3. Содержание судебной реформы в РФ.
 
Глава 2. Основные задачи судебной реформы и состояние ее реализации………………..12

1. Основные проблемы реализации судебной реформы на современном этапе.
2. Тенденции развития судебной системы в РФ.
 
Заключение …………………………………………………………………... 17

Библиография  ………………………………………………………………... 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение 

Происходящие в  стране общественно-политические процессы, преобразования в экономике и  социальной сфере, проводимая административная реформа и другие новшества в жизни государства вызывают закономерный интерес граждан к организации деятельности различных институтов власти, в том числе судебных органов.
Общеизвестно, что  в качестве одной из главных целей, сформулированных в посланиях Президента России Федеральному Собранию РФ, определено построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские и политические свободы. Поэтому расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование судопроизводства, повышение доступа к правосудию, приведение российского законодательства в соответствие с современными международными стандартами стали основными задачами и судебно-правовой реформы, которая является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России 
 
 

Глава 1. Сущность и основные принципы судебной реформы  Российской Федерации 

1. Понятие «современной  судебной реформы» 
Обратимся к понятию  судебной реформы: что такое судебная реформа?
Любая реформа предполагает кардинальное преобразование, смену  ранее существующих принципов построения какой-либо системы. Реформа – «преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры»; «новизна, преобразованье в порядках, устройстве и пр.».
Реформа – предполагает не просто формальное изменение, а кардинальное изменение прежних устоев, их сути.
Действующее законодательство не содержит понятия судебной реформы, такое понятие можно вывести из конституционных норм, программных источников.
Безусловно, понятие  «судебной реформы» намного уже  категории «правовая реформа». Последняя  включает в себя как судебную реформу, так и комплекс преобразований в области системы и содержания законодательства, юридического образования, подготовки юрисконсультов предприятий, а также в сфере корпоративного самосознания юридического сообщества и правосознания населения и т.д. Иначе говоря элементами правовой реформы являются вопросы правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества, в том числе:
Судебная  же реформа – изменения направленные на становление в России самостоятельной судебной власти.
В современной юридической  литературе даются и более широкие  определения судебной реформы как  «реформы суда, прокуратуры, адвокатуры, следствия, системы подготовки и  переподготовки судей, следователей, прокуроров и адвокатов». Данное «широкое» определение выходит за рамки судебной реформы. Представляет, что не утратило актуальности определение судебной реформы, как «преобразование судоустройства и судопроизводства на новых началах…».
Таким образом, необходимо разграничивать понятия «правовой реформы» и «судебной реформы», где под последней понимается – реформа судебной системы, порядка осуществления судопроизводства, нормативных основ судебного процесса, гарантий участникам данной системы.
Говоря о разграничении понятий, необходимо отметить, что судебная реформа и правовая реформа – тесно связаны. Судебная реформа выступает как «локомотив» правовой, административной и иных реформ в Российской Федерации. В тоже время судебная реформа не может быть успешной без проведения широкомасштабной правовой реформы. 

2. Этапы современной  судебной реформы 
Рассмотрим историю  и этапы современной правовой реформы.
Началом судебной реформы  принято считать появление первого  Закона союзного значения "О статусе  судей", где впервые предприняты меры, направленные на обеспечение независимости судей. Именно этим законом был увеличен срок судейских полномочий до 10 лет, а прежде все судьи избирались сроком на 5 лет.
Первый Всероссийский  съезд состоялся в октябре 1991 года и стал выразителем воли всех судей страны. Тогда было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества - Совета судей, который призван содействовать проведению судебной реформы, защищать интересы судей и представлять их в других органах государственной власти.
В октябре 1991 года была принята Концепция судебной реформы, которая закрепила следующие задачи:
1) защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;
2) закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;
3) обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики;
4) создание федеральной судебной системы;
5) признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
6) расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
7) организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
8) дифференциация форм судопроизводства.
В качестве реализации этих задач были обозначены следующие важнейшие направления:
- создание федеральной  судебной системы;
- признание права  каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
- расширение возможностей  обжалования в суд неправомерных  действий должностных лиц, установление  судебного контроля за законностью  применения мер пресечения и  других мер процессуального принуждения;
- организацию судопроизводства  на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции  невиновности подсудимого;
- дифференциацию форм  судопроизводства;
- совершенствование  системы гарантий независимости  судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.
Как отмечают эксперты, авторы Концепции судебной реформы  выдвинули весьма радикальные положения  ее осуществления. В частности, основополагающей идеей являлся максимальный судебный контроль во всех сферах правоохранительной деятельности. Например, передача суду ряда функций, которые исполняет прокуратура: санкции на заседаниях, арест и т.п. Дальнейшее развитие в государстве, связанное, в основном, с экономическими проблемами повлекло осуществление судебных реформ по более умеренному варианту, так как для реализации Концепции в полном объеме требовало многократного увеличения финансирования судебной системы (дополнительные штаты судей и аппарата судов, строительства сотен новых помещений судов, оплата вознаграждение прилежным заседателям и многое другое), но бюджет страны пока не мог его обеспечить.
Затем 26 июня 1992 года был принят Закон "О статусе  судей в Российской Федерации" - основополагающий документ в практической реализации судебной реформы. Этим законом впервые был создан новый орган судейского сообщества - квалификационная коллегия судей, на которую были возложены важные функции, связанные не только с формированием судейского корпуса, но и продвижением судей по службе, их ответственностью и охраной судейской независимости. Наличие независимого от правительства и администрации органа служит непременным условием нормального функционирования судебной власти.
Закон "О статусе  судей в Российской Федерации" гласит: "Судьи независимы и подчиняются  только Конституции России и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны".
Важным обстоятельством явилось создание службы материального обеспечения судов - Департамента судебного управления. Сначала он был в системе Минюста, а потом стал самостоятельным ведомством, подчиненным лишь судейскому сообществу.
Можно выделить следующие этапы современной судебной реформы: Итак, наш взгляд можно выделить
Первый  этап 1991 – 1996 гг. Принимается Концепция, ряд законов о судебной реформе.
Впервые, в 1993 году в  Основном законе страны (Конституции  Российской Федерации) появилось понятие: «Судебная власть».
На этом этапе принимается  ряд конституционных законов:
- Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О  Конституционном Суде Российской  Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.)
- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.)
Второй  этап 1996 – 2002 гг. Начало нового этапа положено принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФК «О судебной системе Российской Федерации». Вслед за указанным конституционным законом принимаются многие законодательные акты о различных звеньях судов в Российской Федерации, финансировании судов и т.д.
В ноябре 2000 года прошел V Всероссийский съезд судей. В Постановлении 5-го Всероссийского съезда судей в ноябре 2000 года констатировано, что период, прошедший со времени одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы в РСФСР, ознаменован утверждением в России судебной власти, которая характеризуется как самостоятельная ветвь государственной власти наличием у нее необходимых властных полномочий, реализуемых только судами; установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов; наличием у высших судов
Выступая на V Всероссийском  съезде судей в ноябре 2000 г., Президент  страны В. Путин отметил: "Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована".
Судебная реформа  продолжалась разрабатывались и  принимались новые законодательные  акты.
Третий  этап 2002-2006 гг. Начало новому этапу было положено принятием Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805).
В декабре 2004 г. проходит VI Всероссийский съезд судей, результатом  которого, в том числе, явилось  Постановление "О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования". VI съезд констатировал главный итог: создана обновленная модель российского правосудия, отвечающая потребностям судебной практики и новым демократическим стандартам. Однако говорить о том, что судебная реформа окончена – еще рано.
В ходе реализации были сделаны серьезные шаги, которым  будут посвящена отдельная глава  нашего исследования.
Четвертый этап 2007-2011 гг. Можно предположить, что это будет завершающий этап реформы, в результате которого должны быть реализованы все задачи Концепции судебной реформы в России, а также новой Программы судебной реформы «Развитие судебной системы России», которая принята 4 августа 2006г.
Новая программа закрепляет следующие цели и задачи.
  Целями Программы  являются:
- повышение качества осуществления правосудия;
- совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций;
Основными задачами Программы  являются:
- обеспечение открытости  и прозрачности правосудия;
- повышение доверия  к правосудию, в том числе за  счет повышения эффективности  и качества рассмотрения дел;
- создание необходимых  условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;
- обеспечение независимости  судей;
- повышение уровня исполнения судебных актов.
В Программе подводятся итоги ранее действовавшей программы, а также предлагаются направления  совершенствования и развития судебной системы, которые будут рассмотрены  нами ниже.
3. Содержание судебной  реформы в РФ 
     Судебная реформа с самого начала имела строго определенную цель - становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.
Для перехода от административно-правового  регулирования к системе регулирования, основанной на праве, требовалось решить три крупных задачи[1]:
1. Привести компетенцию судов в соответствие с требованиями правового государства. Необходимо было покончить с положением, когда целые области общественных отношений находились вне сферы судебных полномочий, когда граждане не имели права обратиться за судебной защитой в конфликтах с представителями исполнительной власти, когда трудовые споры многих категорий работников решались в порядке подчиненности, а не в судах, и т.д.
2. Обеспечить независимость судьи от влияния других ветвей власти, от давления со стороны различных политических группировок и социальных групп для того, чтобы суд мог успешно выполнять свои новые функции.
3. Обеспечить самостоятельность суда и от исполнительной, и от законодательной властей для того, чтобы независимость судьи стала реальностью.
По некоторым из направлений и задач Концепции  за прошедшие 15 лет был достигнут значительный прогресс. Однако явно недостаточно изменилась ситуация по решению таких главных задач Концепции, как:
- утверждение судебной  власти в государственном механизме  как самостоятельной влиятельной  силы, независимой в своей деятельности  от властей законодательной и исполнительной;
- достижение уровня  материально-технического обеспечения  судов.
В качестве основных задач Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы", наряду с подготовкой и обеспечением принятия нормативных правовых актов, направленных на реформу судебной системы, были выделены:
- усиление авторитета  судебной власти, укрепление независимости  и самостоятельности судов и  судей, нормативно-правовое обеспечение  судебной системы;
- кадровое обеспечение судебной системы;
- развитие материально-технического  обеспечения судебной системы;
- информационное обеспечение  судебной системы;
- укрепление научного  потенциала судебной власти, создание  системы профессиональной подготовки  и переподготовки судей и работников аппаратов судов.
В Программе были обозначены основные проблемы современной  судебной реформы.
Во-первых, подчеркивалось, что надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего суды недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а это в свою очередь отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов. Суды вынуждены переносить сроки рассмотрения дел и сокращать количество принимаемых заявлений. Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают их веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищенности личности.
В программе отмечалось, что размещение судов и состояние  занимаемых ими помещений настолько неудовлетворительны, что компрометируют правосудие. Часть судов вообще не имеет помещений. В результате происходит массовое нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращаются фактически в закрытые, доступ к которым вынужденно ограничивается.
Ухудшение положения  судов переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы судов, возникающие на почве неудовлетворительного  финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.
Происходящее в  настоящее время фундаментальное  обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также теоретического осмысления правоприменительной и законопроектной деятельности судов.
Без решения проблем  организационного обеспечения судебной системы Российской Федерации невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.
Во-вторых, акцентировалось внимание на том, что штатная численность судей федеральных судов не соответствует реально необходимому количеству.
     Как подчеркивалось в Программе, несмотря на всю важность принятых законодательных актов, необходимо отметить, что правовая база, которая обеспечивала бы в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права, еще не создана.Требует законодательного регулирования проблема ответственности судей перед обществом за выполнение своего долга. Остро стоит проблема реальной ответственности за неуважение к суду, в том числе за неисполнение его решений. Между тем даже принятые законы, в которых так нуждается судебная система, в полном объеме не реализуются из-за отсутствия необходимого финансового обеспечения. Требуется также принятие нормативных правовых актов, которые будут способствовать укреплению социального статуса судей и работников аппаратов судов, повышению престижности работы в судебной системе, авторитета судебной власти и обеспечению личной безопасности судей. Требуются разработка и принятие федеральных законов или иных нормативных правовых актов по вопросам:
- дисциплинарной ответственности  судей;
- изменения порядка  прекращения полномочий судей,  занимающихся деятельностью, несовместимой  с должностью судьи, либо совершивших поступки, позорящие честь и достоинство судьи или умаляющие авторитет судебной власти;
- проверки соответствия  сообщаемых данных требованиям,  предъявляемым к кандидатам на  должность судьи, и проверки  информации о совершении поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;
- порядка формирования  фонда оплаты труда судей;
- обязательного государственного  страхования судей.
В Программе акцентировалось  внимание на кадровом обеспечении судебной системы, развитии материально-технического обеспечения.
    В связи с завершением действия ФЦП "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, можно говорить о результатах и подводить итоги ее реализации, тем более, что итоги ФЦП были подведены Правительством РФ (Доклад Правительства РФ от 19 января 2006 года «О ходе реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы»), Советом Федерации РФ (Доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» (Законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики в 2004 году; Доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» (Законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики в 2005 году)[4], судейским сообществом (Итоги VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004г. «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования»), МЭРТ РФ (Доклад МЭРТ РФ «О ходе реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы») и др. полномочными органами.
Необходимо отметить и  те причины незавершенности судебной реформы, на которые указывал Совет судей РФ в своем Постановлении от 30 января 2001 г. N 43 "О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы": «совет судей полагает, что истинными причинами незавершенности судебной реформы являются - ненадлежащее законодательное обеспечение деятельности судов, несоответствие процессуальных процедур Конституции Российской Федерации и федеральным законам, недостаточная численность судей и аппарата судов. Во многом судебная реформа тормозится из-за низкого уровня материально-технического обеспечения судов и заработной платы судей».
В качестве основных проблем судебной системы назывались:
1.Обеспечение конституционных гарантий реализации прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности на судебную защиту
- недостаточная численность  судей
-удаленность судов
2.Дефицит финансирования
-обеспечения судов  материально-техническими ресурсами
-строительства и  реконструкции зданий для размещения  судов
-строительство и  приобретение жилья для судей  и работников аппаратов судов
3.Отсутствие современных технологий информатизации судов и ведения судебного делопроизводства
4.Низкая заработная плата судей и работников аппаратов судов
      Основой осуществления судебной реформы явилось создание нормативно-правовой базы как важнейшего условия становления российского правосудия. Сегодня в Российской Федерации подготовлены и приняты федеральные законы в целях обеспечения реализации программного положения о необходимости создания правовой базы в сфере отправления правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, направленные на совершенствование статуса судей, на существенное повышение роли органов судейского сообщества в кадровом и организационном обеспечении деятельности судов, направленных на совершенствование порядка судопроизводства.
За период с 1991 по настоящее время были приняты сотни законодательных актов, и, самый главный – Основной закон Российской Федерации.
В стране был создан Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляющий конституционное  судопроизводство. Для осуществления правосудия в сфере экономики создана система арбитражных судов, а подсистема судов общей юрисдикции пополнилась достаточно большим отрядом мировых судей.
Претерпел серьезные  изменения и порядок судопроизводства, в деятельности по осуществлению правосудия заметно усилились демократические начала, получившие закрепление и в Конституции Российской Федерации 1993 года — презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту, состязательность процесса и равноправие сторон,фактически полностью обновлено процессуальное законодательство - были приняты новые УПК, АПК РФ, ГПК, КоАП, Закон «Об исполнительном производстве» и др.
Пожалуй, центральным законодательным актом современной судебной реформы (конечно, после Конституции РФ) – является Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.). Данный закон является базовым Законом в системе правового регулирования деятельности судебных органов России. По своей юридической силе он уступает только Конституции РФ и международным актам Российской Федерации. Все иные федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, определяющие устройство судов, их полномочия, порядок образования и деятельности, не могут ему противоречить.
Еще в период разработки Закона было отвергнуто предложение  ограничиться только проблемами судоустройства. Закон готовился как нормативный  акт об основных принципах организации  судебной власти в Российской Федерации. Этой идее соответствует конструкция Закона.
Закон «О судебной системе» во исполнение Конституции провозгласил единство судебной системы в Российской Федерации и гарантии его сохранения.
Единство  судебной системы  Российской Федерации обеспечивается путем (ст.3 Закона):
- установления судебной  системы Российской Федерации  Конституцией Российской Федерации  и настоящим Федеральным конституционным  законом;
- соблюдения всеми  федеральными судами и мировыми  судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми  судами Конституции Российской  Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  общепризнанных принципов и норм  международного права и международных  договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности  исполнения на всей территории  Российской Федерации судебных  постановлений, вступивших в законную  силу;
- законодательного  закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных  судов и мировых судей из  федерального бюджета.
  Конституционные нормы-принципы, положенные в основу статуса судей, нашли свое развитие в федеральных законах, составляющих специальную отрасль законодательства, предметом которой являются вопросы организации и деятельности судебной власти.
Закон закрепил, что  правосудие может осуществляться только судами, учрежденными в соответствии с настоящим Законом и Конституцией РФ. Тем самым пресекаются претензии  придать статус правосудного органа различным внесудебным органам. Закон провел четкое разделение судов на федеральные и суды субъектов Федерации, к числу последних отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции. Закон предусмотрел возможность учреждения специализированных судов в системе судов общей юрисдикции, что открывает возможность дальнейшего развития системы федеральных судов в интересах повышения качества правосудия, возможность создания административных судов.
Закон «О судебной системе» позволил начать работу над кодексами, регулирующими уголовный и гражданский  процессы, поскольку структура этих законов во многом обусловлена судоустройством  государства. Было начато наполнение содержанием  судебной системы страны.
Во исполнение положений  Конституции Закона «О судебной системе», программных источников, в последующие  годы был принят ряд законодательных  актов:
- Федеральный закон  от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных  приставах"[9] (с изменениями от 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 03 марта 2007г.)
- Федеральный закон  от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном  департаменте при Верховном Суде  Российской Федерации"[10] (с изменениями от 27 октября 2003 г., 30 ноября 2004 г.)
- Федеральный закон  от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых  судьях в Российской Федерации"[11] (с изменениями от 19 июня, 22 августа, 30 ноября 2004 г., 14 февраля, 5 апреля 2005 г., 11 марта 2006 г.,   2 марта 2007 г., 22 июля 2008 г., 11 февраля 2010 г.)
- Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"[12] (с изменениями от 12 февраля 2001 г., 9 июля 2002 г., 27 мая 2003 г., 17 марта, 28 июля 2004 г., 5 декабря 2006 г., 21, 22 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 14 февраля, 1 апреля, 7 мая, 26 июня, 22 июля, 3 декабря 2008 г., 9 февраля, 13 октября 2009 г., 5 мая, 29 июня 2010 г.)
- Федеральный закон  от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании  судов Российской Федерации"[13]
- Федеральный конституционный  закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"[14]( с изменениями от 04 декабря 2006 г., 29 июня, 28 ноября, 27 декабря 2009 г.,04 мая 2010г.)
- Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"[15] (с изменениями от 18 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г, 14 ноября 2002 г.) (данный закон фактически утратил свою силу с принятием нового ГПК РФ и УПК РФ).
- Федеральный закон  от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах  судейского сообщества в Российской  Федерации"[16] (с изменениями от 4 июля 2003 г., 14 августа 2004 г., 5 апреля 2005г.)
- Федеральным конституционным  законом от 4 июля 2003 г. N 4-ФКЗ "О  внесении изменений и дополнений  в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"[17], были созданы правовые основы для создания арбитражных апелляционных судов - судов по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Закон предусмотрел порядок образования арбитражных апелляционные судов до 1 января 2006 года.
В 2004 году был принят чрезвычайно необходимый Федеральный закон от 20 августа 2004 года №113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации". Были внесены поправки в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", касающиеся порядка замещения временно отсутствующего мирового судьи, и решена актуальная проблема возмещения издержек по делам, рассматриваемым мировыми судьями.
В этом же году был  принят Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[18] (с изменениями от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая, 30 июня, 18 июля, 27 сентября, 31 декабря 2005 г., 10 января 2006 г., 6, 13 марта 2006 г.) – закон, коснувшийся всех отраслей и институтов права, том числе судебной системы.
Пристальное внимание в 2004 году уделялось Арбитражному процессуальному, Гражданскому процессуальному и  Гражданскому кодексам Российской Федерации, а также Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", в статьи которых были внесены необходимые изменения, направленные на совершенствование законодательства в судебной сфере и оптимизацию работы судов.
В 2005 году продолжалась совместная целенаправленная работа всех ветвей государственной власти по законодательному обеспечению судебной реформы. Были приняты законы:
- Федеральный конституционный  закон от 5.04.2005 года № 2-ФКЗ  «О внесении изменений в Федеральный  конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (по вопросу предельного возраста пребывания в должности судьи);
- Федеральный конституционный  закон от 5.04.2005 года № 3-ФКЗ  «О внесении изменений в Федеральный  конституционный закон «О судебной  системе Российской Федерации» (по вопросу предельного возраста пребывания в должности судьи);
- Федеральный закон  от 14.02.2005 года № 2-ФЗ «О внесении  изменений в статью 3 Федерального  закона «О мировых судьях в  Российской Федерации» (уточнение  компетенции мировых судей);
- Федеральный закон от 31.03.2005 года № 26-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»;
- Федеральный закон  от 5.04.2005 года № 33-ФЗ «О внесении  изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (предельный возраст пребывания в должности судьи повышен с 65 до 70 лет).
В 2006 году были внесены  изменения и дополнения в такие  законодательные акты как: Федеральный  конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»; "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации".
Указом Президента Российской Федерации от 26 мая 2005г. № 589 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах некоторых федеральных судов и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» введено ежемесячное денежное поощрение работникам аппаратов федеральных судов и управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в размере 1 оклада с 1 апреля 2005 года.
Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2005г. № 880 «О совершенствовании оплаты труда  лиц, замещающих государственные должности  федеральной государственной службы в аппаратах Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» введено ежемесячное денежное поощрение работникам
В настоящее время  в соответствии с постановлениями  Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002г. № 75 «Об информатизации судов», от 26 декабря 2002г. № 90 «О выполнении мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002 – 2006 годы» по информатизации судов общей юрисдикции системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации завершается создание ГАС «Правосудие», комплекс которой составляет 48,5 тысяч рабочих мест.
Государственная автоматизированная система РФ "Правосудие" - это  территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.
Глава 2. Основные задачи судебной реформы и состояние ее реализации
2. Основные проблемы  реализации судебной  реформы на современном  этапе
Анализ всего многообразия программных источников (ФЦП, докладов, постановления и т.д.), а также  массива проектов законодательных  актов (1992-2010) позволяет сформулировать основные неразрешенные проблемы современной судебной реформы, а именно :
- проблемы нормативного  характера (и механизмы их разрешения);
- проблемы технического  и организационного характера;
В юридической литературе, докладах полномочных органов –  эксперты сходятся во мнении об особой значимости одного из концептуальных вопросов судебной реформы - образовании в России административных судов и административного судопроизводства.
Это одно из проблемных направлений. Проблема заключается, прежде всего, в том, что на протяжении вот  уже десяти лет идет речь о необходимости  таких судов и их правовых основ, однако работа по созданию в России административных судов несколько задержалась. Государственная Дума приняла закон об административных судах в Российской Федерации в первом чтении в 2000 году, но более этот законопроект не вносился на рассмотрение во второе чтение.
Как показывает практика, отсутствие эффективного механизма  рассмотрения в федеральных органах исполнительной власти жалоб на решения подведомственных органов, а также на действия должностных лиц подрывает веру в административные институты тех, кто обращается с жалобами, и, как следствие, влечет поток обращений в суды по вопросам, которые гораздо оперативнее могли бы решаться в системе соответствующих ведомств. Рассмотрение судами значительного количества дел данной категории приводит к перегрузке судов и созданию проблем для доступности правосудия.
Вопрос об административном судопроизводстве, о процедуре рассмотрения административных дел также является конституционным вопросом. В статье 118 Конституции РФ прямо предусмотрено, что судопроизводство в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Таким образом, современная судебная реформа не может быть завершена без введения в действие и принятия административного процессуального кодекса. Проект административного судопроизводства подготовлен группой, в которую входили судьи Верховного Суда Российской Федерации, видные ученые в области административного права, представители Государственной Думы, администрации Президента.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.