На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Федерация как форма государственного устройства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 

Факультет _______________________________________________
Кафедра _________________________________________________ 

КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Теория государства и права»
Студента Тяпкиной Алены Николаевны 

На тему: «Федерация - как форма государственного устройства» 

Автор работы:      
Тяпкина А. Н.               ___________________       
Научный руководитель:     
___________Лебедева Ю.В.    ___________________ 

                                                     
                                                                                 Дата сдачи:
                                                 «____»______________200__г.
                                                Дата защиты:
                                                  «____»_____________200__г.
                                                Оценка: _________________ 
 
 

Москва 2008
Оглавление 

      Введение....……………………………………………..…………………………3 

1.Форма государства………..…….……………..……………………………...5
1.1.Понятие «форма государства»………………...……………….…………5
1.2.Элементы формы государства……………………………………………6
1.3.Формы государственного устройства……………………………………8
     
2.Федерация………..…………………………………..….……………………..9
2.1Понятие « Федерация»……………………………..………………………9
2.2Общие черты различных федераций ........................................................11
2.3Общие признаки федерации……………..……………………………….14
3.Основные признаки федерации…………..………………………………..16
3.1.Территориальная федерация……………………………………………..16
3.2. Национальная федерация………………...……………………………...17
3.3. Отличия территориальной федерации от национальной федерации...18
4.  Российская Федерация……………..……………………………………...19
    
      Заключение..........................................................................................................21
Список использованной литературы.............................................................23
      Приложения.........................................................................................................24 
 

    Введение
     При рассмотрении данного вопроса « Федерация - как форма государственного устройства» прежде всего, нам необходимо уточнить, что форма государственного устройства  является составной частью такого сложного общественного явления как форма государства. Еще со времен Платона, Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась нащупать причины, которые определили ту или иную форму правления. Но если во времена таких мыслителей как Аристотель изучение сводилось главным образом к описанию разнообразных форм правления, то уже в ХХ в. в рамках марксисткой теории политико-правовая мысль пыталась определить форму правления в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим базисом общества. Все это имеет большой познавательный и практический смысл.
     Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
     Для того, чтобы изучить  государство как форму, нам необходимо, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти.
     Работы многочисленных авторов советского периода показали значение «содержания» государств, особенно его «классовую» сторону. История многих стран подтверждает, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно, относится, главным образом, к его форме.
     Именно поэтому,  от формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.
     Отсюда следует, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически - политическое значение. От того, как организованно и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и право порядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенное политическое значение.
     Основные цели нашего исследования заключаются в том, чтобы раскрыть само понятие Федерации, попытаться понять и исследовать сущность, особенности правления, принципы и признаки этого сложного явления.
Из поставленных целей вытекают следующие задачи:…
Наша работа базируется на следующих научных источниках:   «Конституционное право Российской Федерации», учебную литературу «Теория государства и права» и «Конституцию Российской Федерации»...  

   
 
 
 
 
 
 
 

1. Форма государства.
1.1.   Понятие форма государства 

      Понятие форма государства является одной из важнейших содержательных характеристик государствоведения.
       Не случайно Древние греки подчёркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы. У Аристотеля в юриспруденции форма пользуется приоритетом перед содержанием, материей. «Forma dat esse rei» - «форма даёт бытие вещи» - считали римские юристы.
     Форма государства - это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления политической (государственной) власти.11
     Категория "формы государства" рассматривает  кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
        Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, национально-исторические и религиозные особенности, культурные и т.п.  
 
 

1.2 Элементы формы государства. 

     Традиционно отечественная теория государства и права  выделяет форму государства в три основных, взаимосвязанных элемента.
1. Форма правления  - организация верховной государственной власти в стране: структура высших органов власти и управления, порядок их образования и принципов деятельности, распределение компетенции между ними и принципов взаимоотношений друг с другом.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и каково их строение;
- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
     В настоящее время  отечественная теория государства и права может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание  формы правления, как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.
     Форма политического  режима -  совокупность приемов, способов и методов осуществления государством политической власти в стране. Политический режим отражает внеправовые или правовые способы осуществления власти; методы использования «материальных» придатков государства: тюрьмы, иные карательные учреждения; диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление; обеспечение или, наоборот,  нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в управлении народа, политических партий; меры экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.
2. Политический режим - это способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.
3. Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.12
     Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, выражает основания, принцип и особенности территориального структурирования власти в данном государстве, её распределения между общетерриториальными (центральными) и отдельно территориальными (местными) субъектами государственной власти, государственно - правового статуса всех этих субъектов в рамках данного государства, правового порядка их взаимоотношений между собой.23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Формы государственного устройства 

     Форма государственного устройства - это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими органами. Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с территориальной организацией населения - еще одним существенным свойством государства.
     Из всех известных форм государственного устройства выделяют :
- унитарные государства (от латинского «unus»- «один») - это единое  государство, внутри которого нет государственных образований, административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства, из них многонациональными унитарными государствами являются Китай (КНР), Афганистан, Пакистан и другие; однонациональными - Япония, Египет, Гаити.
- конфедерации ( от латинского «confoederation» - «сообщество») - это союз государств, представляющее некое государственное образование, объединение. В настоящее время конфедерацией является союз Боснии и Герцеговины. Термин «конфедерация» употреблялся конституциями Канады и Швейцарии, но на деле это государства давно превратились в федерации.
- федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. 
 
 
 
 
 
 

2.  ФЕДЕРАЦИЯ.
2.1. Понятие федерации. 

     Федерация - соединенное, союзное (от лат. « foedus» - « союз» ) государство. Это сложное образование, имеющее в своем составе административно - территориальные  или национальные образования - субъекты федерации (в Российской Федерации - и то и другое вместе). Субъекты федерации обладают значительной степенью самостоятельности ( штаты - в США, земли в ФРГ, республики, края и области - в России ) или даже суверенитетом ( кантоны - в Швейцарии ). На сегодняшний день, в состав современных федераций входит различное число субъектов: в США- 50, Австралии-6, Канаде-10, Австрии-9, ФРГ-16, Бельгии-3, Индии-25, Югославии-2 и т.д. Субъекты  федераций имеют  собственные территории, конституции и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости.   Многонациональный состав населения оказывает определенное (но не решающее) влияние на форму государственного устройства, поскольку можно выделить административные федерации. 14Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально- политических причин.
     Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и конечно же, географическим положением.
     Существует множество разновидностей прошлых и современных федераций. На сегодняшний день, к числу современных федераций относятся, например, Российская Федерация, США, Австрия, Австралия, Канада, ФРГ, Швейцария, Бразилия, Индия.
     Различные виды федераций отличаются друг от друга способом  их возникновения (путём договора о создании федерации, конституционного оформления уже сложившегося труда государственного единства и т.д.), принципом их построения (по территориальному или национально - территориальному признаку), характером разграничения государственно - властных полномочий между общефедеральными органами власти и органами власти отдельных субъектов федерации и т.д.
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Общие черты различных федераций 

1) Суверенитет единого федеративного государства распространяется на всю его территорию, которая в качестве своих составных частей включает в себя территории отдельных субъектов федерации (республик, штатов, земель, кантонов и т.д.), т.е. суверенитет в федеративном государстве не делится между федерацией и ее субъектами. Федерация - это одно государство, но не в коем случаи, союз суверенных государств, отдающих «часть суверенитета» в пользу  федеральной власти.
Суверенитет - это качество верховенства и независимости государственной власти, и это качество невозможно разделить между государством как целым и его частями. В федеративном государстве делится не суверенитет, а компетенция , при которой суверенитетом обладает только федерация, а не субъекты федерации.
2) Субъекты федерации не являются суверенными государствами.
Входящие в состав федераций штаты, земли, провинции и кантоны в отличие от субъектов конфедераций не обладают суверенитетом. Они лишены права выхода из состава союза (сецессии), не обладают верховенством на своей территории, не имеют независимости в международных отношениях. Право выхода субъектов федераций не предусматривается ни в одной из конституций. Причем попытки сецессии подавляются:
-силой оружия, именно так было в период войны с Зондербундом  в 1847 г. в Швейцарии и в ходе Гражданской войны (1861- 1865 гг.) в США,
-политико-правовыми средствами(отказ в праве выхода штату Западная Австралия в 1938г.).
Но при этом следует отметить, что на практике в ряде случаев сецессия осуществлялась. В начале 30-х годов XIX столетия Венесуэла отделилась от Федерации Великая Колумбия, а в 1965 г. из состава Малайзии вышел штат Сингапур. Но в том и в другом случаях сецессия была проведена в экономически слаборазвитых странах.
3) Конституция, уставы, законодательства отдельных субъектов федерации не должны противоречить общефедеральной конституции и законодательству.
4) Полномочия в области внешней политики и основных вопросов внутренней политики государства принадлежит общефедеральным органам государственной власти. В общефедеральном парламенте верхняя палата (например, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Сенат в США, Бундесрат в ФРГ и т.д.) формируется из представителей субъектов федерации и выражает их интересы.15
     Одним из самых важнейших вопросов при любой форме государственного устройства является распределение полномочий между центром и ее субъектами,  создание условий и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономические и политико-правовые стимулы для отдельных регионов, которые закрепили бы их в составе государства и тем самым сохранили стабильность в государстве.   Предполагают, что федеративное устройство с самыми широкими политическими, экономическими, социальными правами на местах приведет к распаду  государства, а так же сложность ее экономической ситуации усиливает хрупкость государства. Но нужно обратить внимание на то, что великая депрессия  20-х и 30-х гг., поразившая множество федераций, не привела к утрате их целостности. Федерализм сводится к сложному географическому делению страны (особенно многонациональной) на территориальные единицы с вертикальной подчиненностью и полной зависимостью от политического центра. Само же понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельные государства или государственные образования. Стабильность Федеративного государственного устройства зависит от отдельных ее субъектов, так как в силу своего этнического состава они могут иметь различные взаимоотношения с центральным правительством. В федеративном государстве конфликты, возникшие в отдельных регионах, подрывают позиции центрального правительства в принципе слабее, чем в унитарном государстве, где региональные столкновения вынуждены становится объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи привлекать к решению федеративное правительство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Общие признаки федерации 

    1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти.
    2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.
Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации  важнейшие  вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, раз решение  конфликтов  между   субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном  вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе   организация местных органов власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно необходимые работы и службы.  
    3.Территория федерации состоит их :
       а) Субъектов, которые по-разному называются.
       б) Соответственно субъекты из административно- территориальных единиц.
    4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.
   5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства : гражданство субъекта и гражданство федерации.
  6. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его часть (палату). Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.
  7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы, Они выступают на международной арене от имени федерации.
     Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАЦИИ.
3.1.  Территориальная федерация. 

     Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.
     1) Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, не оговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.
     2) Субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях.
     3) В территориальных федерациях конституционное законодательство  не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает односторонний выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.
     4) Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия). 
 
 
 

3.2.  Национальная федерация. 

Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество существенных  особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт :
     1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.
     2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.
     3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.
     4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.
     5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. У такого рода федерации есть понятие - “ Право наций на самоопределение”. То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации и образовать свое самостоятельное государство. Причем согласие субъектов федерации на это как правило не требуется. 
 
 
 
 

3.3. Отличия территориальной и национальной федерации. 

     Эти федерации прежде всего отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может устроить.
     Россия - уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация "состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации" 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Российская Федерация 

Российская Федерация - это конституционно - организованная федерация, сформированная по территориальному и  национально - территориальному принципам. Согласно конституции (ст. 1, 4-6, 65-79), Российская Федерация состоит из 89 равноправных субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республики имеют свои конституции и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - свой устав и законодательство.
   1.  Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
   2. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
     Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
     В Российской Федерации по Конституции (ч. 1 ст. 8) гарантируют единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные  государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а так же государственные органы всех субъектов Российской Федерации    
     Российская Федерация существенно отличается  от других федераций и  характеризуется рядом особенностей. Обычно Федерация  образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство. Однако Российская Федерация (сначала РСФСР) формировалась иным способом. Российская Федерация, образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти созданные государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы. Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный  или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила конституция.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.