Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Миф и его место в первобытной культуре

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 


Введение 
Что такое  мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Само  слово "миф" имеет древнегреческое  происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским  народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие  и римские мифы, позже им стало  известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях  и их героях. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.
 Сегодня  большинство ученых склоняются  к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.
 


       Миф и его роль в формировании первобытной культуры
     «Миф  – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества»
     Несмотря  на фантастичность с точки зрения современного человека наивных представлений  первобытной эпохи о мире, для  древнего человека никогда не возникало даже вопроса о том, насколько достоверно то, что сообщает миф. «Для первобытного человека мифология являлась объективной действительностью» Другими словами, первобытный человек искренне верил в правдивость того, что сообщал ему миф, будь то сказание о богах и древних героях или представления об одухотворенности природы и его посмертном перерождении в новую ипостась. Действительно, мифология выступала не просто основой мировоззрения первобытного человека, она и была этим самым мировоззрением. В таком виде миф стал началом человеческого сознания, представлений человека о мире и своем месте в нем. «Мифология – это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мы можем сказать о первообразе, что он является копией чего-то, что находится вне сознания. О первообразе мы так сказать не можем. Первообраз – образ самого сознания. От любого образа мы можем отделаться, забыть его. А от первообраза нельзя отделаться, хотя можно и не знать о нем, не испытывать его влияния. Первообраз – это глаз» сознания. Мы видим глазом, а самого глаза не видим. Так и с первообразом: с его помощью мы осознаем или мыслим, но помылить сам первообраз так же трудно, как увидеть глаз». Таким образом, можно сказать, что все мышление первобытного человека было мифологическим. Соответственно миф играл роль основы всей духовной культуры первобытного общества, соединяя прошлое и современность. Мифология стала своеобразной идеологией первобытного общества. «Она имела те же особенности, что и первобытная культура в целом: синкретизм, антропоморфизм, примитивный коллективизм».
     Первичные религиозные верования древних  людей были разнообразны, нередко переплетались и сосуществовали и позднее нашли свое отражение в развитых религиозных системах первых человеческих цивилизаций. К ним относятся тотемизм (вера в существование связи между родовой группой и тотемом – видом животных, растений, каких-либо предметов или явлений природы), анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение), фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов), магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом).
     Как и все остальное, что было в  жизни первобытного человека, религиозные  представления должны были служить  задаче выживания рода. Они объясняли  явления окружающего мира, указывали способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, пути существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были весьма устойчивы и при отсутствии внешних воздействий могли, не изменяясь, существовать тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных племен центральной Африки, вероятно, ничем не отличается от того, как жили их предки тысячи лет назад, но можно с уверенностью утверждать, что этот способ построения существования является наиболее оптимальным для данного региона с его особенностями, и можно не сомневаться, что при условии невмешательства внешнего цивилизованного мира и природных катаклизмов в жизнь этих людей их образ существования не изменится еще неограниченно долгое время. И религия играет важную роль в формировании отношений человека и природы.
 


Миф и его альтернативы в культуре
Мифология как форма общественного сознания.
Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и  социальной действительности на разных стадиях общественного развития. В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:
    диахронический (рассказ о прошлом)
    синхронический (объяснение настоящего или будущего).
Содержание  мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный "надежный" опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.
Мифологическое  мироощущение выражалось не только в  повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд  в древних культурах составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры - словесный и действенный, "теоретический" и "практический".
 


Миф не есть выдумка, или  фикция, не есть фантастический вымысел.
Миф не есть выдумка, или фикция, не есть фантастический вымысел. Разумеется, мифология есть выдумка, если применить к ней точку зрения науки, да и то не всякой, но лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской истории последних двух трех столетий. Однако, мы условились рассматривать миф исключительно лишь с точки зрения самого же мифа, глазами мифа, мифическими глазами. А с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя сказать, что миф есть фикция, и игра фантазии. Миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но наиболее яркое и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола. Миф – необходимейшая, прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая категория мысли и жизни, и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинное и максимально конкретная реальность. Ученые мифологи почти всегда находятся во власти этого всеобщего предрассудка, но нас интересует миф, а не та или иная эпоха в развитии научного сознания. Миф не выдумка, а содержит в себе строгую и определенную структуру, а, следовательно, является основной категорией сознания и бытия вообще.
Миф не есть научное построение.
Научное отношение к мифу, как один из видов абстрактного отношения, предполагает изолированную интеллектуальную функцию. Надо очень много наблюдать и  запоминать, очень много анализировать  и синтезировать, внимательно отделять существенное от несущественного, чтобы в итоге получить хоть какое-нибудь элементарное научное обобщение. Наука в этом смысле чрезвычайно хлопотлива и полна суеты. Несмотря на всю абстрактную логичность науки, почти все наивно убеждены, что мифология и первобытная наука – одно и то же. Как бороться с этими застарелыми предрассудками? Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. И тем не менее думают, что это - начало науки. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями.
 


Миф нашего времени.
Миф, т.е. специфически обобщенные отражения  действительности выступающие в форме чувственных представлений и фантастических одушевленных существ, всегда играл значительную роль в религии и религиозной философии.
Для XX века большое значение приобретает политический миф, ведущий к санкранизации государства, "нации", расы", и т.д., что с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма. Причем используемый миф оказывается то традиционно религиозным, как древнегерманская мифология; то сконструированным в рамках буржуазной философии; то демагогически абсолютизированной реальной общностью, как "нация", "народ" и др.
Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой научной  логикой.
Различные формы общественного сознания и  после окончательного выделения из мифологии продолжали пользоваться мифом как своим "языком", расширяя и по новому толкуя мифологические символы. В частности, в XX веке наблюдается также сознательно обращение некоторых направлений литературы к мифологии (Дж. Джойс, Т. Манн, Ж. Котто и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворчество – создание собственных поэтических символов.
 


Мифология древнего мира
Мир  для  первобытного  человека  был  живым  существом.  Эта   жизнь проявлялась в "личностях" - в человеке, звере и растении, в каждом  явлении, с которым человек сталкивался, - в ударе грома, в незнакомой лесной  поляне, в камне, неожиданно  ударившем  его,  когда  он  споткнулся  на  охоте.  Эти явления воспринимались как своеобразный  партнер,  обладающий  своей  волей, "личностными" качествами,  а переживание столкновения  подчиняло  себе  не только связанные с этим поступки и чувства, но,  не  в  меньшей  степени,  и сопутствующие мысли и объяснения. Итак,  человек  сталкивается  с  бытием  окружающего  мира  и  целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение  вовлечены  в него в той же мере,  что  и  интеллектуальные  способности.  Каждое  событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем  самым  объяснения. Подобное единство возможно лишь в  форме  своеобразного  рассказа,  должногообразно воспроизвести и переживаемое  событие и раскрыть  его причинную обусловленность. Именно такой "рассказ" и имеют в  виду,  когда  употребляют слово "миф". Другими словами, рассказывая мифы,  древние  люди  использовали принципиально   отличающиеся   от   привычных   нам   методы   описания    иинтерпретации.   Роль    абстрактного    анализа    играло    метафорическое отождествление.  Например,  современный  человек  говорит,  что  атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы  Ближнего Востока, наблюдая подобное  событие,  внутренне  переживали  его  совершенно иначе. Им на помощь  прилетела  долгожданная  птица  Имдугуд,  покрыла небо черными грозовыми тучами и  пожрала  Небесного  быка,  чье  горячее  дыхание спалило посевы. В этом рассказе (мифе) главное - то единство, с каким  переживается,  а соответственно  мыслится  и  описывается  реальное  взаимодействие  древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях,  от  которых  зависело
само  их  существование.  Они  непосредственно  пережили  столкновение  двух одухотворенных, как им казалось,  сил:  враждебной,  губившей  их  урожай  и угрожавшей  тем  самым  их  жизни,  и   другой,   устрашающей   (гром),   но доброжелательной к ним. Оставалось лишь назвать эти силы и построить  на  их именах  ассоциативно-метафизический  ряд   умозаключений,   являющих   собой причудливую смесь фантазии и реальности. 

     Следует учитывать, что в глазах  первобытного  человека  сверхприродное
пронизывало и поддерживало природное.  Отсюда  текучесть  природы.  Мифы  не объясняют ее,  они  ее  только  отражают.  Она,  эта  сверхприрода,  и дает содержание мифам, столь смущающим наш рациональный ум.
    Мысль в мифологическом сознании  была объектом  внутреннего   восприятия, она  не  думалась,  но  обнаруживалась  в  своей явленности,  так сказать, виделась и слышалась. 
  Образность  в мифе неотделима от  мысли,  так  как  она  и   представляет
собой  ту  форму,  в   которой   закономерно   осознается   впечатление   и,
соответственно,  событие.   Миф    становится   способом   миропонимания   в
 первобытной  культуре,  способом,  которым  она  формирует  свое  понимание истинной сущности бытия, т.е.  миф выступает в роли  своеобразной  философии или метафизики древнего человека. 

      Общепринятой  теории  мифа  нет   до  сих   пор,   поэтому   необходимо
познакомиться  с  самыми  известными  из   выдвигавшихся   гипотез.   Первую серьезную  философию  мифа  создал  итальянский  ученый   Дж.Вико,   который полагал, что мифы складываются  как  игра  фантазии,  вызванная  интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними.  Ему  же  принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на  разных  уровнях  общественного развития.  "Первые  люди,  как бы  дети  рода  человеческого,   неспособные образовать родовые  понятия  вещей,  естественно,  были  вынуждены  сочинять поэтические характеры,  т.е.  фантастические  роды  или  универсалии,  чтобы сводить к ним как к идеальным портретам все отдельные виды''.   Он же  предположил позже,  что человеческие
страхи  и надежды заставляли людей персонифицировать  закономерности  природы,тпоскольку  древние рассматривали ее  по  своему  образу  и   подобию   как наделенную чувствами, страстями, а затем - и телом.
    Миф  -  не  объяснение  явлений,  т.е.  не  теория,  а  выражение   веры,
переживаемой  как действительность. В   первобытной  культуре  миф  выполняет важнейшую  функцию:  он  выражает   и   обобщает   верования,   обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и  культов, содержит практические правила человеческого  поведения.  Поэтому  миф  -  не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни  в коем  случае  нельзя   считать   миф   поэтическими   упражнениями   слабого интеллекта. Миф является прагматическим  законом,  определяющим  религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам - Библии, Корану и  т.д. 

    Миф   для    первобытного   человека   -   это   подтверждение    некоей
предполагаемой   исконной   действительности,   он   как    бы    прецедент,
оправдывающий действие коллектива, идеальный образец  традиционных  моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры. 

     Какие же можно сделать выводы? Современные  представления   о  мифе  при всей  их  разноплановости   позволяют   сделать   некоторые,   самые   общие заключения:
1) мифы - это попытка людей осмыслить  свое бытие и как бы вжиться   в  них,сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических  ассоциаций,
  2)  особенности  мифологического   мышления  связаны  с  нехваткой   общих абстрактных понятий  -  отсюда  потребность  выражать  общее,  универсальное через конкретное.  Например,  в шумерском языке не  было  слова  "убить", использовался оборот "голову палкой  ударить".  Кроме  того,  мифологическое мышление  отождествляло  причинно-следственную  зависимость   с   близостью, сходством, чередованием;
3)  миф  отражает интуитивно распознаваемую  сознанием  первобытного  человека закономерность  и  упорядоченность  явлений  природы  в  форме  ритмичности, цикличности движения своих образов;
4) структура  мифов  отражает,  выражает  определенные  особенности  психики человека;
5) миф  связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом  веры(как мудрость предков). Индивидуальный опыт не  мог  изменить  ее,  миф  как вера предков, как  дело  веры  самого  субъекта  не  подлежал  проверке,  не нуждался  в  логическом  обосновании,   отсюда   коллективно-бессознательнаяприрода мифа;
6) миф  отражал закономерности природы,  ввиду слабости абстрактного  мышлении персонифицировал их, связывал их с  сознательно  действующей  волей,  отсюда основное действующее лицо мифологии -- божество;
7) мифология  - средство самовыражения  человека.  Это  древнейшая  и  вечная форма проявления творческих способностей человека.  Именно  поэтому  система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм  и  типов человеческой  культры. 
 
 
 
 
 
 
 

Религия в первобытных  культурах.
     Всё более глубокий интерес сегодня  проявляется к сакральному периоду бытия, когда мир является людям в своей изначальной цельности, таинстве и всемогуществе.
     В процессе длительной эволюции архаического сознания, его рационализации появляются и закрепляются в культуре представления о “сверхъестественном”. В основе этих представлений лежат “верования в одушевление всей природы — верования, которые достигают высшей своей точки в олицетворении её... Для примитивных человеческих племён солнце и звёзды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевлёнными существами, которые живут наподобие людей или животных. Душа  “способна покидать тело и переноситься с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантам, как призрак, отделённый от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.” Тайлор доказывает, что анимистические представления в дальнейшем трансформировались в первобытные верования: анимизм, тотемизм, фетишизм и магию. Тотемизм — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами — животными или растениями, которые, согласно мифическим представлениям, являлись предком — покровителем данного рода и каждого его члена, символом кровного родства. Фетишизм — поклонение неодушевлённым предметам, которым приписывались чудодейственные свойства (скалы, деревья, раковины, различные бытовые предметы: горшки, барабаны и т.п.). Магия (от греч. mageia — колдовство, волшебство) — обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей и окружающую действительность.
     Представления о сверхъестественном становятся основой развития  более сложного видения мира и воздействия человека на окружающую среду, что и проявляется в магии. Как ни парадоксально это выглядит в обыденных представлениях, именно магия, как это блестяще показал английский учёный Дж.Фрезер, — предшественница науки, потому что она исходит из тех же оснований, из того, что всё в мире связано причинно-следственной связью. А значит, магические ритуалы могут дать в руки человека рычаг управления природой и богами. “Как система природных законов, то есть совокупность правил, которые “определяют” последовательность событий в мире, она может быть названа магией теоретической. В качестве же предписаний, которым люди должны следовать, чтобы достигать своих целей, она может называться магией практической,” —  пишет Дж. Фрэзер. В магии пока ещё слиты реальность и вымысел, опыт и фантазия.
     Магическое  мышление абсолютно безразлично  к противоречиям, очевидным для нас. Объясняется это тем, что в нём чувственное преобладает над логическим, иррациональное над рациональным. Дж.Фрезер пишет о том, что человек той эпохи “никогда не подвергает анализу мыслительные процессы, на которых основываются его действия”. В процессе передачи из поколения в поколение знаний, сведений об обычных и необычных явлениях формируется особая форма закрепления памяти человечества — миф. Мифы представляют собой сложное культурное явление. В них своеобразно запечатлена древняя история человечества, и каждое новое поколение современных людей прочитывают её в духе усвоенных (или утраченных) культурных традиций.
Анализ  большого числа мифов “примитивных” культур показал, что они отвечают всем требованиям логического понятийного мышления, а это означает, что на уровне историко-культурного типа (но не на уровне индивида) первобытной культурой уже достигается тот тип рациональности, который присущ понятийной мысли вообще.
Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более  или менее развитая мифология  существовала практически у всех известных науке народов, что  некоторые сюжеты и рассказы в  той или иной мере повторяются  в мифологических циклах разных народов.
  Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. 

 


мифология - исторический тип мировоззрения
На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями. Эти представления являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия. Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.
В мифологии  отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массовое сознание. 

 


изучение и развитие мифологии
Первые  попытки рационального переосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности, причем преобладало аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифагорейцев). Платон противопоставил наряду с мифологией философско-символическую ее интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.) видел в мифических образах обожествление исторических деятелей, положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов, распространенному и позднее. Средневековые христианские теологии дискредитировали античную мифологию, интерес к ней возродился у гуманистов эпохи Возрождения, которые видели в ней выражение чувств и страстей эмансипирующейся человеческой личности.
Первые  попытки сравнительной мифологии  были стимулированы открытием Америки и знакомством с культурой американских индейцев.
Деятели французского Просвещения рассматривали  мифологию как продукт невежества и обмана, как суеверие. Романтическая  философия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифологию как эстетический феномен, занимающий промежуточное положение между природой и искусством и содержащей символизацию природы. Основной пафос романтической философии мифа состоял в замене аллегорического истолкования символическим.
Во второй половине XIX века друг другу противостояли две основные магистральные школы изучения мифа. Первая из них опиралась на достижения научного сравнительно-исторического языкознания и разрабатывала лингвистическую концепцию мифа. Согласно точке зрения Мюллера, первобытный человек обозначал отвлеченные понятия через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов, а когда первоначальный смысл последних оказывался забыт или затемнен, в силу семантических сдвигов возникал миф. Впоследствии эта концепция была признана несостоятельной, но сам по себе первый опыт использования языка для реконструкции мифа получил продуктивное развитие.
Вторая  школа - антропологическая, или эволюционистская, - сложилась в Великобритании в  результате первых научных шагов  сравнительной этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к некоему представлению о душе, возникающему у "дикаря" из размышлений о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким образом, со своеобразной первобытной наукой, становящейся якобы не более чем пережитком с развитием культуры и не имеющей самостоятельных значений. Серьезные коррективы в эту концепцию внес Дж. Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не как сознательную попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ритуала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера была развита кембриджской школой классической философии.
Впоследствии  интерес в изучении мифологии  сместился в область специфики  мифологического мышления. Леви-Брюль считал первобытное мышление "дологическим", которым коллективные представления служат предметом веры и носят императивный характер. К "механизмам" мифологического мышления он относил: несоблюдение логического закона исключенного третьего (объекты могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим); закон партиципации; неоднородность пространства; качественный характер представлений о времени и др.
Символическая теория мифа, развитая Кассирером углубила понимание интеллектуального своеобразия мифа как автономной символической формы культуры, особым образом моделирующей мир.
 


миф и религия

      Формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре Мифа и религии. Религия, как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации.
   Религиозный взгляд на мир и сопутствующий  ему тип мироощущения первоначально  складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Одновременно существует и тенденция обособления мифа от религии, ибо он обладает имманентной логикой саморазвертывания, которая не обязательно обращена на последнюю реальность — непостижимый абсолют. Сообразно с логикой мифа можно препарировать социо-культурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами художественной фантазии. Интерпретация универсума мифа антропоморфна: он наделяется теми качествами, которые окрашивают бытие индивида и его взаимосвязи с другими людьми. Отсутствие субъект-объектной оппозиции, изначальная нерасколотость мира также специфичны для мифологии. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. Символич. воображение продуцирует образы, воспринимаемые как часть действительности.
   Боги  древнегреческого пантеона, например, столь же реальны, как и олицетворяемые ими стихии. Мифологические образы в высшей степени символичны, являясь продуктом синтеза чувственно-конкретного и понятийного моментов. Так, Посейдон — властитель морской стихии, имя Аида символизирует царство мертвых, а Аполлон — бог света. Конкретный мифологический персонаж соотносится с предельно широкой сферой феноменов, которые объединяются в единое целое посредством метафоры, созидающей символическое.  
 

Заключение.
     Итак, целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало “Илиаду” и “Рамаяну”, “Эпос о Гильгамеше” и “Энеиду”. Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.
Воображение древнего человека создало царство  мифа. Люди искали ответы на волнующие  их философские вопросы, пытались разгадать  загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные в литературных образах, они волнуют нас как вечная и неугасимая мечта о прекрасном.
Мифология древнего мира – великая сокровищница созданий человеческого гения. 
 

Список  используемой литературы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.