На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпринимательства основной элемент экономики социально-культурного сервиса и туризма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический  университет 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВЯ РАБОТА
Предпринимательства – основной элемент экономики  социально-культурного сервиса и  туризма 
 
 
 

Факультет –  Сферы услуг                                             Исполнитель:  В.С.Амелян
Специльнось –  СКСиТ                                                  Группа: Т-08
Специализация – Туризм                                              Руководитель: кандидат
Дата защиты – 28.12.2009 г.                                          Экономических наук, доцент
Оценка                                                                             Курилова Е.В. 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2009
Содержание
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Типология предпринимательства  в СКСиТ.
      История возникновения и сущность туристского бизнеса………
      Условия развития предпринимательства в сфере туризма………
      Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма…………
Глава 2.  Сферы туристского бизнеса
          2.1 Понятие сферы туристского бизнеса………………………………
         2.2 Сфера производства: виды, особенности,  проблемы развития……
         2.3 Сфера коммерции: отличительные признаки, сущность…………
         2.4 Сфера финансово-кредитного предпринимательства:  основные черты и элементы………………………………………………………………
         2.5 Сфера консалтинга: особенности  и проблемы становления в России………………………………………………………………………….
Глава 3. Формы предпринимательства в  сфере сервиса и туризма
           3.1 Формы туристского бизнеса  и критерии их выбора………………..
           3.2 Индивидуальный турбизнес………………………………………….
           3.3 Коллективный турбизнес…………………………………………….
           3.4 Объединение юридически лиц в сфере сервиса и туризма…………
           3.5 Основные формы турбизнеса  в экономически развитых странах…
Заключение………………………………………………………………………..
Список  литературы………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Экономика и предпринимательство в СКСиТ  – общепрофессиональная дисциплина федерального компонента. В современных  условиях экономический аспект в  туристском бизнесе приобрёл особую значимость.        Экономика  и предпринимательство в СКСиТ  – самостоятельная отраслевая экономическая  дисциплина, которая раскрывает базовые  аспекты экономических отношений  в сфере сервиса и туризма.
   Типология предпринимательства в СКСиТ  раскрывает генезис и современное  состояние туристского бизнеса  в России, а также классифицирует его по ряду признаков и определяет комплекс условий, формирующих уровень  развития туристского бизнеса в  стране.
   Сферы туристского бизнеса делят бизнес на четыре базовые области приложения усилий предпринимателя (производство, коммерция, финансы и консалтинг), раскрывает содержание каждой области.
   Формы предпринимательства в СКСиТ  знакомят с базовыми формами туристского  бизнеса в России и за рубежом, их преимуществами и недостатками.
    В Этой курсовой работе поставлена  цель получить представление  о генезисе и современном состоянии  турбизнеса в России; узнать о  содержании таких понятий, как  предпринимательство, субъект предпринимательства,  сфера предпринимательства, форма  бизнеса, индивидуальный предприниматель,  юридическое лицо, объединения юридических  лиц; научиться осуществлять выбор  сферы, формы и вида туристского  бизнеса с учетом социально-экономической  ситуации и бизнес-возможностей; получить опыт оценки конъюнктуры  СКСиТ для использования в  деятельности специалиста по  сервису и туризму. 
    
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1
Типология предпринимательства в СКСиТ.
    1.1 История  возникновения и сущность туристского  бизнеса
   Экономика России функционирует благодаря  деятельности хозяйствующих субъектов  – предпринимателей. Поэтому, говоря об экономике вообще и экономике  туристского сектора в частности, неизбежно приходится концентрировать  внимание на предпринимательстве как  неотъемлемой части экономической  деятельности.
   Учёные мира относят туристский  бизнес к одной из наиболее  значимых экономический категорий.  Учитывая вклад СКСиТ в экономику  России, данное утверждение можно  считать правомерным. Определим  сущность СКСиТ как экономической  категории.
   Практически во всём мире, в  том числе в России, туризм  и сервис представляют собой  зону предпринимательства, а не  бюджетных перераспределений. Туристские  организации (турфирмы, гостиницы,  рестораны) самостоятельно организуют  свою деятельность и работают  в целях извлечения прибыли.  При этом государство способствует  развитию сервиса и туризма,  определяя политику в данной  сфере и принимая соответствующие  законы.
   Возможность использования термина  «туристская деятельность» определена  Законом «Об основах туристской  деятельности в РФ» от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ. Согласно этому  закону туристская деятельность – это туроператская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Учитывая цели туристской деятельности, можно сделать вывод о её принадлежности к предпринимательству.
   Как и любая другая экономическая  деятельность, туристский бизнес  в России прошёл эволюционный  путь развития в соответствии  с социально-экономическими периодами  (циклами) и в процессе этой  эволюции подвергался воздействию  экономических теорий Запада.
   Средние века. В России предпринимательство, в том числе турбизнес, существует с давних времён. Бизнес берёт своё начало ещё в Киевской Руси – преимущественно в торговой форме и в виде промыслов, т.е. уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры были предпринимателями. Представители торговли время от времени совершали путешествия и пользовались услугами постоялых дворов (старинные аналоги современных гостиниц), трактиров (современных ресторанов), станционных смотрителей (современных транспортных организаций). На этом этапе туристским бизнесом занимались частные лица, которые предоставляли путешественникам некоторый спектр услуг с целью собственного обогащения. Здесь собственник и управляющий были объединены в одном лице: предприниматель сам трудился для получения положительного эффекта.
   XVI век. Этот период характеризовался интенсивным развитием торговли предпринимательства как внутри России, так и в международной сфере. Торговля с другими странами приводила к появлению посредников, которые выступали в роли представителей производственных предпринимателей за рубежом и получали свою прибыль в форме комиссии за посредничество. В качестве субъектов предпринимательства выступали путешественники. Так, Марко Поло, стоящий у истоков развития торговли Европы с Китаем, много лет пользовался услугами «туристского сервиса» того времени и в последствии создал гостиничную цепь (гостиницы торговой марки М.Поло представлены на российском рынке), осознавая наличие глобальной потребности в туристском сервисе и высокую доходность туристского бизнеса.
   XVII век. Наибольшее развитие предпринимательства в России приходится на правление Петра I (1689 – 1725), когда по всей Руси создаются мануфактуры, бурно развиваются промышленность и транспорт, расширяются международные экономические отношения, а как следствие, наблюдается рост путешествий с торговыми и политическими целями. В качестве субъектов предпринимательства по-прежнему выступают собственники трактиров и постоялых дворов.
   По мере развития экономики  совершенствуется турбизнес. Кроме  услуг размещения, питания и перемещения  путешественники пользуются также  образовательными и медицинскими  услугами. В сфере образования,  например, туристское предпринимательство,  имеет преимущественно государственную  форму (Пётр I обучался сам и повышал квалификацию своих дворян за рубежом).
   Необходимо отметить причастность  к туристскому бизнесу духовных  лиц. Именно им поручалось строительство  объектов туризма – замков, общественных  зданий, соборов. Туристский бизнес  становился всё более значимым  сектором экономики. Возникали  новые формы турбизнеса, повышалась  экономическая и юридическая  ответственность предпринимателей. Однако размеры прибыли и убытка  всё больше становились зависимыми  от удачливости предпринимателя,  нежели от государственной поддержки.
   XVIII век. Дальнейшее развитие турбизнеса в России сдерживается существованием крепостного права, тогда как в мире наблюдается предпринимательский бум. Широкое развитие получает коллективный турбизнес, расширяется спектр организационных форм предпринимательства, наблюдается становление бизнес-образования, бизнес становится объектом научных исследований, и многие учёные посвящают свои труды предпринимательству.
   В России же наблюдается прежняя  ограниченность форм туристского  бизнеса и прежний уровень  сервиса. В то же время наблюдается  некоторый рост числа лиц, занимающихся  туристским бизнесом, увеличиваются  инвестиции в объекты туристской  привлекательности, зарождается  туристское законодательство. Однако  нетрудно заметить глобальный  разрыв в уровне развития российского  и зарубежного турбизнеса.
   XIX век. Серьёзным стимулом развития турбизнеса в России стала реформа 1861г. Отмена крепостного права, строительство железных дорог, реорганизация промышленности, прилив иностранного капитала – это базовые предпосылки высоких темпов роста предпринимательства в сфере сервиса и туризма. В 1890-х гг. в России сложилась материально-техническая база туризма, западные инновации активно внедряются в российскую практику. Однако разрыв между российским и западным турбизнесом всё увеличивается.
   XX век. В начале этого века туризм в России стал массовым явлением, а турбизнес приобрёл коллективную форму. Экономическая ситуация способствовала интенсивному развитию туристского бизнеса: создаётся рынок рабочей силы, открываются частные акционерные банки, развиваются экономические отношения, процветают промышленность и торговля.
   Однако  после окончания Первой  мировой войны и по завершению  двух революций – Февральской  и Октябрьской – в России  взят курс на ликвидацию рыночных  экономических связей, национализированы  все крупные предприятия, экспроприированы  средства производства и имущества  всех частных предпринимателей.
   В 1996 году издаётся первый узкоотраслевой  Федеральный закон «Об основах  туристской деятельности в РФ».  Так, лишь в конце XX века общество приходит к осознанию важного значения туристского бизнеса экономики. Развитие экономических отношений, переход к рыночной системе хозяйствования предопределяют необходимость правового регулирования туристского бизнеса. 
 
 
 
 
 
 

1.2  Условия  развития предпринимательства в  сфере туризма
Гражданский кодекс РФ позволяет сформулировать определение туристского бизнеса, отражающее его сущность на современном  этапе развития национальной экономики. Турбизнес представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания туристских услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (ч.3 ст.2 ГК РФ).
   Настоящее определение требует  некоторого уточнения характеристик  и субъектов турбизнеса. Базовыми  характеристиками современного  турбизнеса являются:
    Самостоятельность хозяйствующих субъектов, которая проявляется в свободном принятии бизнес-решений в рамках правовых норм;
    Экономическая заинтересованность субъектов туристского бизнеса (получение максимально возможной прибыли);
    Хозяйственный риск и ответственность субъектов туристского бизнеса.
   В соответствии с российским  законодательством субъектами туристского  бизнеса могут быть индивидуальные  предприниматели и юридические  лица. В настоящее время в России  в туристском секторе экономики  функционирует множество туристских  организаций различных форм собственности  и индивидуальных предпринимателей.
   Современное состояние национального  турбизнеса характеризуется высокими  темпами роста. Гостиничный и  ресторанный бизнес, транспортное  обслуживание туристов, туроперейтинг  и досуг в равной степени  привлекательны для российских  предпринимателей и иностранных  инвесторов. Короткий производственный  цикл, высокая рентабельность, отсутствие  незавершенного производства –  это лишь некоторые достоинства  турбизнеса.
   Успех турбизнеса во многом  определяется наличием или отсутствием  оптимальных условий его функционирования: экономических, социальных, правовых.
   Оптимальные экономические условия определяются рядом факторов:
    Наличие предложения и платёжеспособного спроса на рынке туристских услуг;
    Достаточностью квалифицированных кадров и достойным уровнем заработной платы в туристском секторе экономики;
    Наличием и доступностью денежных ресурсов, уровнем доходов на инвестированный капитал, а также величиной заёмных средств, к которым готовы обратиться предпринимателя для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
   Экономические условия обеспечивают  разнообразные организации, составляющие  инфраструктуру туристского рынка, с помощью которой туристские организации могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции:
      банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг;
      поставщики, снабжающие сырьём, материалами;
      оптовые и розничные продавцы, обеспечивающие доведение услуг до потребителей;
      специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
      агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы;
      учебные заведения, обучающие специалистов;
      прочие агентства – рекламные, транспортные, страховые и т.д.; 
      средства связи и передачи информации.

   Оптимальные социальные условия турбизнеса определяются социальным положением непосредственных участников турбизнеса: потребителей, туристских организаций и их сотрудников.
   Социальное положение потребителей  определяет уровень качества  и моду (предпочтения) не те или  иные туристские услуги.
   Туристские организации участвуют  в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности  своих сотрудников, охраны их  здоровья, сохранения рабочих мест. Социальные условия сотрудников  влияют на их отношение к  работе и определяются величиной  заработной платы, нематериальными  стимулами и условиями труда,  предлагаемыми бизнесом.
   Социальная удовлетворённость предпринимателя  выражается в величине прибыли,  социальном статусе и наличии  деловых контактов.
   Турбизнес функционирует в рамках  соответствующей правовой среды.  Поэтому успех турбизнеса во  многом определяется наличием  необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих туристскую деятельность и создающих благоприятные условия для развития предпринимательства в этой сфере. Оптимальные правовые условия турбизнеса складываются из трёх групп факторов.
   Первая группа правовых факторов  турбизнеса направлена на защиту прав туристских организаций. Здесь особое значение имеют следующие условия:
    упрощённая и ускорённая процедура открытия и регистрации туристских организаций, защита турбизнеса от государственного бюрократизма;
    оптимальное налоговое законодательство, направленное на мотивацию туристской деятельности;
    развитие совместной деятельности отечественных предпринимателей и зарубежных представителей турбизнеса, создание региональных центров поддержки малого турбизнеса;
    совершенствование методов учёта и форм статистической отчётности;
    обеспечение правовой гарантии предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств, правовую защиту туристских организаций друг от друга.
   В России защита прав туристских  организаций обеспечивается Гражданским  кодексом РФ, Налоговым кодексом  РФ, Федеральным законом «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках»  от 22 марта 1991г. № 948-1, Федеральным  законом «Об основах туристской  деятельности в РФ» от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ и др.
   Вторая группа правовых факторов  турбизнеса направлена на защиту прав туристов от недобросовестной деятельности туристских организаций. В России защита прав туристов обеспечивается Федеральным законом «О защите прав потребителей» от 1992г. № 15-ФЗ, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ и др.
   Третья группа правовых факторов  турбизнеса направлена на защиту высших интересов общества от предпринимателей, деятельность которых отрицательно сказывается на качестве жизни граждан. Так, открытие офиса турфирмы в подъезде жилого дома, скорее всего, вызовет негативную реакцию со стороны жильцов. В РФ защита высших интересов общества обеспечивается, прежде всего, Конституцией России.
   В настоящее время обеспечить  турбизнес достаточными экономическими, социальными и правовыми условиями  непросто. Этому мешает ряд причин.
    Согласно проведённым исследованиям, около 60% российских представителей турбизнеса являются выходцами из прежней советской номенклатуры со всеми присущими ей традициями и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Некоторые из них сумели адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивают новые знания и стиль поведения, другие продолжают руководить туристскими организациями во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.
    Довольно разнообразным является и «неноменклатурный» сегмент российского турбизнеса: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодёжь, активно работающая в турбизнесе, и высококвалифицированные специалисты, создающие туристские корпорации и объединения.
    Расширяется малый турбизнес, положение, которого, как и российского турбизнеса в целом, чрезвычайно не стабильно. Это в полной мере продемонстрировал финансовый кризис августа 1998г., разоривший множество туристских организаций.
    Отличительной чертой современного российского турбизнеса является его криминализация. Немалая часть новых туристских организаций вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур, которые втягивают в свою орбиту вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами.  Массовым стало уклонение туристских организаций от уплаты налогов, наблюдается расцвет теневой экономики, а также прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики в туристском секторе экономике составляют 25-40% создаваемого валового внутреннего продукта. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.
   Для решения названных проблем  наиболее перспективными являются  следующие направления развития  турбизнеса в РФ:
      Обеспечение турорганизациям экономической свободы;
      Создание инфраструктуры турбизнеса(предприятий, банков и др.), а также разработка программ профессиональной подготовки предпринимателей в туристском секторе экономики;
      Государственное (правовое и налоговое) регулирование туристской деятельности; разработка эстетических норм поведения предпринимателей;
      Установление социально-экономического порядка;
      Чёткое определение понятия «социальная справедливость» и политики доходов;
      Развитие отношений собственности.
   В субъектах РФ работают комитеты  по защите прав потребителей, которые претворяют в жизнь  данную стратегию и способствуют  формированию оптимальных условий  для развития предпринимательства  в целом и турбизнеса в частности. 
 
 

1.3  Виды  предпринимательства в сфере  сервиса и туризма
Интенсивное развитие туристского бизнеса предопределяет его многообразие. Турбизнес может  быть классифицирован по сферам деятельности, формам собственности, количеству собеседников и другим признакам.
   По формам собственности турбизнес  может быть частным, муниципальным, государственным. В туристском секторе экономики преобладает частная форма собственности.
   По количеству собеседников туристская  деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный турбизнес, представлен организационно-правовымии организационно-экономическими формами. В числе первых – товарищества, общества, кооперативы и др., вторых – концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.
   По степени новаторства турбизнес  может быть классическим и  инновационным.
   Классический турбизнес – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объёмами производства, где задействованы внешние )ссуды, протекционизм) и внутренние факторы по выявлению резервов туристской организации для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемых услуг. Такой вид турбизнеса отличается большей степенью предсказуемости, нежели инновационное предпринимательство. Однако добиться существенных результатов здесь непросто из-за высокой конкуренции.
   Инновационный турбизнес – модель предпринимательской деятельности, которая сводится к созданию новшеств посредствам использования новых сочетаний традиционных ресурсов. Предприниматель, занимаясь инновационной деятельностью, стремиться идти в ногу со временем. При этом он ориентируется на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого новые изобретения быстро устаревают. Такой вид предпринимательства требует значительных инвестиций и несёт в себе значительную долю риска, однако именно при таком ведении дел в данной сфере можно добиться высоких результатов и мировой известности своей торговой марки.
   Каждая модель турбизнеса имеет  отличительные признаки, но единые  сущность, цели и задачи. Кроме  того, каждой модели присущи черты,  определяемые сферой бизнеса.
   По сфере и назначению турбизнес  можно подразделить на производственный, коммерческий, финансовый, консультационный. Этот признак является базовым, т.к. определяет саму сущность и специфику турбизнеса.
   Виды турбизнеса представлены  в Общероссийском классификаторе  видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), который  создан на основе Международной  стандартной отраслевой классификации  и Международной классификации  основных продуктов, что обеспечивает  сопоставимость российских и  международных норм и максимальное  соответствие законам отраслевого  управления в условиях рынка. 
   Производственный турбизнес представлен  в ОКДП следующими видами деятельности:
-туроперейтинг
-гостиничное  обслуживание
-предоставление  услуг общественного питания
-транспортное  обслуживание
-организация  досуга
-бизнес-обслуживание
-оздоровительное,  образовательное, спортивное и  экскурсионное обслуживание.
Коммерция предоставлена в ОКДП, прежде всего  турагентской деятельностью, финансы  – страхованием туристов, консалтинг – юридическим обслуживанием  туристских организаций и туристов.
   Виды турбизнеса формируют систему  предпринимательства в СКСиТ.  Дадим краткую характеристику  основных видов предпринимательства  в данной сфере.
   Туроперейтинг – основной вид бизнеса, решающий основную задачу туристского предпринимательства – вовлечение организаций в сферу туристского обслуживания и обеспечение комплексного обслуживания туристов.
   Туроперейтинг относится к производственной  сфере бизнеса. В данной области  создаётся туристский продукт,  который в последствии реализуется  самостоятельно туроператором или  через туристские агентства, представляющие  собой обширную сеть розничной  торговли. Прибыль в системе туроперейтинга  рассчитывается на основе разницы  между себестоимостью и выручкой  от реализации турпродукта.
   Туроператорская деятельность – предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организационном отдыхе.
   Для туроперейтинга характерна  коллективная форма бизнеса. В  туризме действует множество  туроператов в виде мелких  и средних предприятий, а также  в виде крупных корпораций. Наиболее  распространёнными формами предпринимательства  являются общества с ограниченной  ответственностью, акционерные общества  закрытого типа. Выбор таких организационно-правовых  форм обоснован, прежде всего,  ограниченной собственностью субъектов  предпринимательства и незначительным  объёмом стартового капитала.
   Следует отметить малое количество  туроператоров на российском  рынке, что существенно сдерживает  развитие внутреннего и въездного  туризма. Это объясняется рядом  причин, и в первую очередь  низким спросом на внутренние  туры со стороны, как россиян,  так и иностранных граждан. 
   Турагентская деятельность – это предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организационном отдыхе, посредничество в СКСиТ. Данная сфера предпринимательства представляет собой обширную сеть розничной торговли.
   Турагентская деятельность относится  к коммерческой сфере бизнеса.  В данной области туристские  агентства выступают посредниками  между продавцами и покупателями  турпродукта. Прибыль в системе  турагентского предпринимательства  формируется в виде комиссии  от продажной цены тура. Для  турагентского предпринимательства  характерны индивидуальная и  коллективная формы бизнеса. Наиболее  распространёнными формами турагентств  являются общества с ограниченной  ответственностью и акционерные  общества закрытого типа. Выбор  организационно-правовых форм, как  и в туроперейтинге, обоснован,  прежде всего, ограниченной ответственностью  субъектов предпринимательства  и незначительным объёмом стартового  капитала.
   Гостиничная деятельность – это вид предпринимательства с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах размещения.
   Гостиничное хозяйство – это  база любого труда: размещение  в большинстве случаев входит  в турпакет. Уровень качества  и стандарты гостиничного обслуживания, а также количество гостиниц  в том или ином туристском  центре значительно влияют на  возможности приёма туристов.
   Гостиничная деятельность относится  к производственной сфере бизнеса:  здесь создаются и реализуются  туристам услуги размещения. Прибыль  в системе гостиничного бизнеса  рассчитывается на основе разницы  между себестоимостью и выручкой  от реализации услуг размещения.
   Для гостиниц характерна коллективная  форма бизнеса, т.к. гостиничная  деятельность является трудоёмкой  и требует больших капитальных  вложений. В гостиничном бизнесе  действует множество малых и  средних предприятий, а также  крупных корпораций. Наиболее распространённой  формой предпринимательства в  гостиничном секторе экономики  являются акционерные общества  открытого типа, что обоснованно,  прежде всего, объёмом стартового  капитала.
   Гостиницы классифицируются по  уровню комфорта, им на основе  сертификации может быть присвоено  от одной до пяти звёзд. В  настоящее время в России максимальный  удельный вес в общем составе  гостиничной  базы составляют  гостиницы с низким уровнем  комфорта, что оказывает отрицательное  воздействие на развитие внутреннего  и въездного туризма. По мере  роста числа въездных туристских  поездок растёт спрос на гостиничные  услуги, причём качественные услуги. Гостиничный бизнес в настоящее  время является приоритетным, и  предприниматели готовы вкладывать  денежные средства в его развитие.
   Обслуживание туристов питанием – вид предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах питания.
   Одной из основных услуг в  технологии туристского обслуживания  является питание. Уровень качества  и стандарты ресторанного обслуживания, а также количество предприятий  питания в том или ином туристском  центре значительно влияют на  возможности приёма туристов.
   Ресторанная деятельность относится  к производственной сфере бизнеса.  В данной области создаются  и реализуются туристам услуги  питания. Прибыль в системе  питания рассчитывается на основе  разницы между себестоимостью  и выручкой от реализации услуг  питания.
   Для ресторанов и иных туристских  предприятий питания характерны  индивидуальная и коллективная  формы бизнеса. В ресторанном  бизнесе действует множество  мелких и средних предприятий,  а также крупных корпораций. Наиболее  распространёнными формами предпринимательства  в этом секторе экономики являются  общества с ограниченной ответственностью  и акционерные общества открытого  и закрытого типа. Выбор организационно-правовой  формы обоснован, прежде всего,  целями бизнеса и амбициями  учредителей.
   Предприятия питания классифицируются  по качеству обслуживания, им  на основе сертификации может  быть присвоено от одной до  пяти звёзд. В настоящее время  в России функционируют предприятия  всех классов, что оказывает  позитивное воздействие на развитие  внутреннего и въездного туризма  в стране.
   Транспортное обслуживание туристов – предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах перемещения. Транспорт – неотъемлемая часть любого путешествия. Он упрощает и способствует перемещениям туристов. Кроме того, транспорт необходим для экскурсионных целей и для трансферта.
   Транспорт относится к производственной  сфере бизнеса. В данной области  создаются и реализуются туристам  услуги перемещения. Прибыль в  системе транспорта рассчитывается  на основе разницы между себестоимостью  и выручкой от реализации транспортных  услуг.
   Для железнодорожных, автотранспортных  и иных транспортных предприятий  характерна коллективная форма  бизнеса. Наиболее распространёнными  формами предпринимательства в  транспортном секторе в СКСиТ  являются общества с ограниченной  ответственностью, акционерные общества  открытого и закрытого типа. Выбор  организационно-правовой формы обоснован,  прежде всего, целями бизнеса  и сектором рынка.
   Ситуацию на рынке транспортных  услуг можно охарактеризовать  как неблагоприятную для развития  туризма. Основным негативным  фактором на рынке транспортных  путешествий является то, что  в России на законодательном  уровне не урегулированы в  достаточной мере взаимоотношения  туроператора с транспортными  компаниями, а нормы международного  туристского транспортного права  вступают в противоречия с  национальными правовыми актами, тем самым ущемляются права  российских туристов.
   Страхование туристов – предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в обеспечении безопасности жизни и имущества. Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ основной формой обеспечения безопасности туристов при временном пребывании за рубежом является страхование. Поэтому услуги страхования – это обязательный элемент в технологии туристского обслуживания.
   Страхование относится к сфере  финансов. В данной области создаются  и реализуются туристам услуги  страхования. Прибыль в системе  страхования рассчитывается на  основе разницы между себестоимостью  и выручкой от реализации услуг  страхования.
   Для страховых компаний характерна  коллективная форма бизнеса. Наиболее  распространёнными формами предпринимательства  в страховании являются общества  с ограниченной ответственностью  и акционерные общества открытого  и закрытого типа. На современном  этапе в России для страхования  характерны высокие темпы роста.  Расширяется ассортимент услуг  страхования, повышается качество  обслуживания.
   Обучение туристов - предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах образования. Образование – одна из самых молодых составляющих СКСиТ, развитию которой способствует расширение международных связей и обменов.
   Образование относится к производственной  сфере бизнеса. В данной области  создаются и реализуются туристам  услуги образования. Прибыль здесь  рассчитывается на основе разницы  между себестоимостью и выручкой  от реализации образовательных  услуг.
   Для учреждений обучения туристов  характерна коллективная форма  бизнеса. Наиболее распространёнными  формами предпринимательства являются  государственные и муниципальные  учреждения.
   Ситуацию на рынке образовательных  услуг можно охарактеризовать  как благоприятную для развития  СКСиТ. Рынок образования представлен  в России большим количеством  учреждений различного профиля.  Спектр образовательных услуг  также достаточно обширен.
   Восстановление здоровья туристов (курортное дело) -  предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в оздоровительных услугах. Профилактика заболеваний и восстановление физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека – следующая составляющая СКСиТ. Восстановление здоровья туристов базируется на использовании природных лечебных ресурсов в курортных зонах.
   Здравоохранение в СКСиТ относится  к производственной сфере бизнеса:  здесь создаются и реализуются  туристам оздоровительные услуги. Прибыль здесь рассчитывается  на основе разницы между себестоимостью  и выручкой от реализации оздоровительных  услуг.
   Для учреждений здравоохранения  в сфере сервиса и туризма  – санаториев, профилакториев, пансионатов  – характерна коллективная форма  бизнеса. Наиболее распространёнными  формами предпринимательства являются  акционерные общества открытого  типа.
   В настоящее время в стране  развиваются курорты и курортное  дело. На это существует ряд  причин: доступность курортных услуг  по цене, обширные климатические,  культурные и исторические богатства,  большое количество мест для  развлечения и лечения.
   Экскурсионное обслуживание туристов - предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в экскурсионных услугах. Экскурсионное обслуживание является частью комплексной туристской услуги. Экскурсия – форма познания и расширения кругозора путём посещения достопримечательных объектов.
   Экскурсионное обслуживание относится  к производственной сфере бизнеса,  здесь создаются и реализуются  туристам экскурсионные услуги. Прибыль здесь рассчитывается  на основе разницы между себестоимостью  и выручкой от реализации экскурсионных  услуг.
   Экскурсионные учреждения в чистом  виде создаются крайне редко.  Наиболее часто экскурсионные  услуги предоставляются туристам  в комплексе с другими видами  обслуживания в рамках деятельности  туроператоров и турагентств.  Это обусловлено низкой стоимостью  экскурсионных услуг, что предопределяет  целесообразность рассматривать  их как дополнительное обслуживание.
   В настоящее время экскурсионное  дело интенсивно развивается  в нашей стране. Это вызвано  развитием внутреннего и въездного  туризма. Создаются новые маршруты, растёт спрос на познавательные  туры, появляются новые программы  экскурсионного обслуживания. Следует  отметить некоторое развитие  методической и технической базы  экскурсионного дела: применяются  новые приёмы и способы ведения  экскурсий, совершенствуется техническое  обслуживание экскурсионной деятельности.
   Организация досуга туристов - предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в развлечениях. Туризм и досуг – два неразрывно связанных понятия. Индустрия развлечений относительно молодой и интенсивно развивающийся элемент СКСиТ. Индустрия досуга формирует личные и общественные потребности, выполняет функции воспитания, обучения, повышения культурно-образовательного уровня и организации отдыха людей.
   Организация досуга относится  к производственной сфере бизнеса.  В данной области создаются  и реализуются туристам услуги  развлечения. Прибыль здесь рассчитывается  на основе разницы между себестоимостью  и выручкой от реализации услуг  развлечения. Для учреждений досуга  характерна коллективная форма  бизнеса.
   В настоящее время в России  сфера досуга интенсивно развивается:  формируется её инфраструктура, создаются инновационные развлекательные  программы. Однако всё ещё не  решены важные проблемы кадрового  обеспечения и состояния материально-технической  базы, что мешает развитию внутреннего  и въездного туризма.
   Краткий обзор видов турбизнеса  в зависимости от сферы приложения  предпринимательских способностей  позволяет сделать вывод об  их интенсивном развитии и  значительных перспективах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2
Сферы туристского  бизнеса.
      Понятие сферы туристского бизнеса
 
Открыть своё дело субъект туристского бизнеса  может в любой сфере экономики, приносящий доход.
   Сфера туристского бизнеса – это область приложения усилий предпринимателя на рынке СКСиТ, характеризующаяся особыми условиями деятельности, технологиями и способами получения результата.
   Туристский бизнес в разных  сферах различается по форме  и особенно по содержанию операций  и способам их осуществления.  Характер турбизнеса предопределяет  вид услуг, которые туристская  организация оказывает. Она может  самостоятельно производить эти  услуги или перепродавать услуги  других организаций потребителям, а также может только соединять  производителей и потребителей  туристских услуг.
   Различают следующие  основные сферы  турбизнеса:
    производство (туроперейтинг, гостиничное обслуживание, предоставление услуг общественного питания, транспортное обслуживание, организация досуга, образование, бизнес-обслуживание, оздоровительное и спортивное обслуживание, экскурсионное обслуживание туристов);
    коммерция (торговля, посредничество);
    финансовое предпринимательство (банковское дело, страховое дело);
    консалтинг (общее управление, управление производством, финансовое управление кадрами, управление маркетингом, управление инновациями).
  Если  кратко определить роль и место  каждой сферы в СКСиТ и в  национальной экономике, то можно  сказать следующее: в разное  время каждая из этих сфер  может приносить различный доход,  однако главной из них является  производство. Именно в сфере  производства создаются материальные  блага (туристские услуги), необходимые  для жизнедеятельности человека. Так, коммерция в турбизнесе  существует лишь потому, что туроператор  создал продукт, который турагент  перепродаёт. Состояние СКСиТ  как особого межотраслевого комплекса  российской экономики определяется  количеством высококачественных  туристских услуг, которое производится  на душу населения. Эти же  услуги в составе ВВП страны  влияют на уровень развития  национальной экономики. Поэтому  на протяжении всей истории  российской экономики сфере производства, в том числе и в СКСиТ,  придавалось первостепенное значение.
   Значительный удельный вес по  количеству зарегистрированных  туристских организаций в настоящее  время занимает коммерция. Это  объясняется, прежде всего, относительно  низким стартовым капиталом и  конкурентоспособной рентабельностью  бизнеса, однако по уровню доходов  доминирует производство. Финансовый  турбизнес и консалтинг на  сегодняшний день относительно  мало представлены в национальном  СКСиТ.
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Сфера производства: виды, особенности функционирования, проблемы развития
 
Производственный  турбизнес – это процесс создания конкретных услуг для их реализации потребителям (туристам), т.е. любой услуги, необходимой туристу во время путешествия и обладающей способностью быть проданной или обмененной на другие услуги (товары). Как отмечалось ранее, производственный турбизнес включает туроперейтинг, гостиничное обслуживание, предоставление услуг общественного питания, транспортное обслуживание, организацию досуга, образование, бизнес-обслуживание, оздоровительное и спортивное обслуживание, экскурсионное обслуживание туристов и др.
   Производственным турбизнесом могут  заниматься организации различных  отраслей (гостиничное хозяйство,  питание и др.). Соответственно  данную сферу турбизнеса можно  классифицировать по отраслям  и подотраслям. 
   Рассмотрим принципиальную схему  производственного турбизнеса. Туристский  бизнес связан с необходимостью  приобретения предпринимателем  основных и оборотных средств.  Чтобы производить услуги, туристской  организации нужны оборотные средства в виде материальных и нематериальных ценностей. Необходимые средства приходится приобретать у собственников, заплатив, им деньга в сумме, зависящей от количества ценностей и их цены.
   Для производства туристских  услуг нужны также основные средства в виде помещений, машин, оборудования. Если их у туристской организации нет, то надо их приобрести либо арендовать на время. За требуемые для производства туристских услуг основные средства приходится платить их собственникам денежную сумму, зависящую от вида и количества, необходимых для производства основных средств и цен на них. При аренде основных средств оплата будет зависеть также от срока их использования. Конечно, приобретаемые туристской организацией основные средства служат ей в течение длительного времени, поэтому стоимость их покупки неправомерно считать равной расходам туристской организации на производство одной партии услуг. С другой стороны, наличие у туристской организации собственных основных средств не должно восприниматься как отсутствие расходов, связанных с использованием основных средств. Расходы туристской организации, обусловленные использованием основных средств, принимают равными сумме денег, необходимых для компенсации износа этих средств в течение времени производства данной партии услуг или проведения данной бизнес-операции. Эту величину называют амортизацией основных средств.
   Производство туристских услуг  требует привлечения рабочей силы – это наёмные работники, труд которых подлежит оплате, зависящей от количества нанимаемых работников, величины заработной платы и рабочего времени, в течение которого производятся туристские услуги.
   В процессе производства туристских  услуг возникают и другие расходы,  в частности на приобретение  информации, на ремонт оборудования  и т.д.
   Производство в турбизнесе завершается  выпуском услуг, которые продаются  туристской организацией либо  непосредственно потребителю, либо  торговым организациям (чаще всего  турагентствам). В результате туристская  организация получает выручку  от продажи услуг, зависящую  от объёма производства, продажи  и цены услуг, по которой  она продана. Задача туристской  организации состоит в том,  чтобы производство окупилось,  т.е. чтобы доход превысил основные  и дополнительные расходы, а  также и налоги.
   Производственный турбизнес, обычно  связан с необходимостью создания  юридически оформленного предприятия,  так как для него требуются  земельные участки, производственные  площади, помещения и т.д.
   В отношении роли производственного  турбизнеса в СКСиТ, а также  в национальной экономике можно  сказать следующее:
    Производственный турбизнес с народно-хозяйственной точки зрения является определяющим, т.к. именно в этой сфере осуществляется производство услуг, необходимых туристам в частности и государству в целом;
    Субъектами производственного турбизнеса производятся все виды туристских услуг для потребителей;
    Уровень развития производственного турбизнеса определяет экономический рост СКСиТ и национального хозяйства, а также уровень социального развития общества.
   В качестве основных проблем  развития национальной производственной  сферы турбизнеса можно выделить  международную конкуренцию в  сфере туризма и сервиса, высокий  рост и технологические особенности  производственной сферы.
   Проблема международной конкуренции связана с международной специализацией производственных туристских организаций по выпуску наиболее важных видов туристских услуг и их экспортом (импортом) в другие страны на основе международного разделения труда. Второй проблемой в производственной сфере турбизнеса является высокий риск. Производство туристских услуг – наиболее динамичная сфера турбизнеса, характеризующаяся непрерывными изменениями и совершенствованием. Поэтому риск здесь очень высок. Развитие производства в турбизнесе опирается на новейшие результаты технических разработок, требующих вложения денег, причём фактический эффект этих разработок может значительно отличаться от ожидаемого.
   Развитие производственного турбизнеса  в России сдерживается технологическими особенностями производственной сферы – это третья проблема национального производственного турбизнеса. К таким особенностям можно отнести высокие капиталоёмкость, энергоёмкость и трудоёмкость, а также низкий уровень квалификации начинающих бизнесменов и персонала. Между тем производственный турбизнес может обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену, тяготеющему к перспективному и устойчивому делу.
   Вышеизложенное свидетельствует  о том, что производственный  турбизнес имеет значительные  перспективы роста в России  и может сыграть роль катализатора  стабилизации и развития национальной  экономики и экономики СКСиТ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Сфера коммерции: отличительные признаки, сущность коммерческой туристской сделки и посредничества
 
Производственный  турбизнес тесно связан с коммерцией, т.к. созданные услуги необходимо продавать.
   Коммерческий турбизнес характеризуется товарно-денежным и торгово-обменными операциями, его сущность заключается в операциях и сделках по купле-продаже и перепродаже туристских услуг.
   Общая схема коммерческого турбизнеса  в определённой мере аналогична  схеме производственной туристской  деятельности. Однако в отличие  от неё здесь вместо материальных  и нематериальных ресурсов приобретается готовая услуга, которая затем реализуется потребителю (туристу).
   Особенностью коммерческого турбизнеса  являются непосредственные экономические  связи с оптовыми и розничными  потребителями услуг. Туристская  организация-коммерсант покупает  услуги у производителя и платит  ему некоторую денежную сумму,  зависящую от объёма и цены  услуги. Например, если турагент  закупил партию из 50 туров по  цене $500 за тур, то ему придётся  уплатить $25000.
   Следует иметь в виду, что туристская  организация-коммерсант закупает  крупные партии услуг по оптовым  ценам, которые чаще всего ниже  розничных цен, по которым затем  реализуются закупленные услуги. Кроме того,  коммерческий турбизнес  включает поиск и закупку услуг,  продажу услуг и послепродажное  обслуживание туриста. Сюда же  входит и документальное оформление  торговых сделок.
   Коммерческий туристский бизнес  охватывает все виды туристской  деятельности, которые непосредственным  образом относятся к обмену  услуг на деньги, денег на услуги  или услуг на услуги. Хотя основу  коммерческого турбизнеса составляют  торгово-денежные операции купли-продажи,  в нём оказываются задействованными  практически те же факторы  и ресурсы, что и в производственном  турбизнесе, но в меньших масштабах.
   Основная формула коммерческой  сделки в туристском бизнесе:  «услуга-деньги» при продаже и  «деньги-услуга» при закупке.  Коммерцию охватывают и так  называемые бартерные сделки, осуществляемые  по формуле «услуга-услуга». В  зависимости от вида коммерческой  сделки различают два базовых  вида коммерческого турбизнеса: торговля и посредничество.
   Торговля в турбизнесе – это передача туристской услуги за деньги от поставщика потребителю. В таком предпринимательстве продуктом является сама услуга, а прибыль образуется за счёт продажи услуги по цене, превышающей цену приобретения. Деятельность туристских организаций сферы торговли называется коммерческой. Так, продажей туров занимаются большинство туроператоров.
   В общем виде программа любой  коммерческой туристской сделки включает:
    Наём работников для выполнения торгово-посреднеческих услуг (закупки и продажи услуг, проведения рекламной работы, оформление необходимых документов);
    Приобретение или наём помещений (офисов), необходимых для реализации услуг;
    Привлечение кредита денежных средств, для финансирования сделки с последующим возвратом кредита и процентов за пользование им;
    Закупку услуг для последующей продажи;
    Получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции;
    Получение или приобретение информации, необходимой для планирования, оформления и регулирования сделки;
    Реализацию услуг покупателю и получение выручки;
    Регистрацию сделки, выплату налогов и платежей в бюджет.
   Наиболее распространённой формой  коммерции в турбизнесе является  посредничество.
   Посредничество – турбизнес, в котором агент сам не производит (а иногда и не продаёт) туристские услуги, а выступает в качестве связующего звена в процессе бизнес-обмена. Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя туруслуг или потребителя, но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.