На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентоспособность товара и пути ее повышения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
    Выбор темы настоящей работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех стран  мирового хозяйства проблемы повышения  конкурентоспособности, как самих  хозяйствующих субъектов, так и  создаваемых ими объектов (товаров  или услуг).
    Формирование  потенциальной возможности хозяйствующих  субъектов к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов  в сегодняшних условиях осложняется  в связи с необходимостью постоянного  приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения  его конкурентоспособности. Разработка таких концепций обуславливает  необходимость глубокого исследования как самой экономической категории  конкурентоспособности, ее особенностей и признаков, так и сущности влияния  общемировых тенденций, политических факторов, особенностей конкретно-исторической стадии развития на процесс ее формирования и совершенствования. Т. е. в рыночной экономике категория конкурентоспособности  является одной из ключевых, поскольку  ее уровень определяет успех или  неудачу в деятельности предприятия, а повышение конкурентоспособности  продукции и как следствие  рост ее экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения  страны.
    Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и  имеет практическую значимость.
    Целью настоящей работы является определение  путей и методов повышения  конкурентоспособности товара.
    Достижение  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:
    теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность  продукции», изучение его сущности;
    факторов, определяющие конкурентоспособность товара;
    определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции;
    определение конкурентоспособности на примере конкретного предприятия ЗАО «Управляющая компания «Мценский алюминий».
    В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа состоит из аннотации, теоретического раздела, включающих в себя 3 главы, заключения,  списка использованной литературы.
    При написании  курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза, а также методы обработки результатов маркетинговых исследований, включающих методы экспертных оценок, методы экономико-математического моделирования.
    Следует отметить довольно высокую степень  разработанности исследуемой проблемы в научной литературе. Теоретической  и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности товара.
 

Глава 1
Конкурентоспособность продукции  как 
экономическая категория
    Развитие  рыночных отношений неразрывно связано  с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью  получения максимальной прибыли. В  научной литературе и обыденном  общении подобное столкновение интересов  получило название конкуренция [2, с.58].
    Понятие конкуренции лежит в основе такой  экономической категории, как конкурентоспособность.
    Прежде  всего, необходимо различать конкурентоспособность  объекта и субъекта.
    Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется  в процессе деятельности конкретного  экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность  самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)» [18, с.5].
    Конкурентоспособность как экономическая категория  выражает функциональный результат  использования множества факторов действия конкуренции на различных уровнях и сегментах рынка.
    Термин  «конкурентоспособность» рассмотрен в трудах многочисленных отечественных  и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность  – это, прежде всего, способность  конкурировать или соперничать. Дальнейшее уточнение данного термина  раскрывает особенности объектов конкурентоспособности, цели и масштабы оценки, и позволяет  ответить на следующие вопросы:
    С кем (чем) конкурировать?
    По каким критериям и показателям?
    На каком уровне конкурировать?
    Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, так как указывает  на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные вопросы учитывают  особенности объекта и позволяют  увидеть, где и как реализуется  способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность  как термин нельзя рассматривать  вне связи с объектом. Объектами  оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны.
    Рассмотрим  особенности трактовки конкурентоспособность  на нескольких уровнях:
    конкурентоспособность страны;
    конкурентоспособность региона (отрасли);
    конкурентоспособность предприятия;
    конкурентоспособность товара.
    Между понятиями конкурентоспособности  на различных уровнях существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
    С одной  стороны, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары.
    Но с  другой стороны, выпуск конкурентоспособной  продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом.
    Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию. Но это  возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции  на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и  значительная часть прибыли.
    В своей  работе «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» Фатхутдинов Р. А. [16] определил конкурентоспособность всех уровней как внешние факторы конкурентных преимуществ товара. По его мнению, с увеличением конкурентоспособности на уровне страны, отрасли, региона, организации, выпускаемой товар, улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара.
    На наш  взгляд, все уровни конкурентоспособности  имеют двустороннюю связь (рис.1.1). То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней  создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность  объектов на нижних уровнях.
    Однако  не всегда повышение конкурентоспособности  объектов одного уровня способствует повышению конкурентоспособности  объектов другого. Например, производство конкурентоспособной продукции  может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате снижает конкурентоспособность производителя.
    
    Рис.1.1. Схема взаимосвязи конкурентоспособности  на различных уровнях 

    Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность  товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует  положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности  стран.
    В самом  общем виде страновую конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан [8, с.107].
    Свое  понятие конкурентоспособности  страны вводит в своей теории Майкл  Портер [13]. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое  страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность  определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить  инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного  преимущества, изменяя основу, на которой  они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование  товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы  конкуренты не смогли их догнать и  перегнать. Конкуренция — это  не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому  в основе объяснения конкурентного  преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности  чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в  истории - все это в той или  иной степени влияет на конкурентоспособность  национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность  определяется набором факторов, зависящих  от конкретных, локальных условий.
    Конкурентное  преимущество страны на международном  рынке определяет некий набор  детерминантов, «национальный ромб», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:
    Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
    Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
    Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
    Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.
    Существуют  две дополнительные переменные, в  значительной степени влияющие на обстановку в стране:
    случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать;
    государственная политика.
    Крайне  другой подход к конкурентоспособности  страны содержится в работах П. Кругмана. Его позиция в отношении конкурентоспособности страны основана на классической теории Д.Рикардо (теория сравнительных преимуществ, прежде всего) и ее поздних неоклассических расширениях, осуществленных в рамках традиционных для данного теоретического направления предпосылок модели совершенной конкуренции и общего равновесия. Эта концепция сводит конкурентоспособность страны к относительной производительности используемых факторов, что отражается в состоянии торгового баланса, валютного курса, относительных ценах и, в конечном счете, сказывается на благосостоянии страны. Все эти результаты являются свидетельством состояния национальной экономики, а она саморегулируема, что не требует государственного вмешательства. Объектом государственного регулирования в условиях развитой экономики и фиксированного валютного курса может стать национальная валюта, девальвация которой способна выровнять дефицит баланса, но это одновременно приведет к инфляции и в долгосрочном периоде обернется нулевым результатом. Поэтому, по мнению П.Кругмана, конкурентоспособность страны, в отличие от конкурентоспособности фирмы, явление в реальности не существующее, использовать теоретически это понятие «бессмысленно и политически вредно» [9].
    Рассматривая  конкурентоспособность на региональном уровне, необходимо отметить, что современные  концепции экономической мысли  по -разному трактуют понятие региональной конкурентоспособности. Некоторые ученые, такие как предлагают отказаться от использования данного понятия, ссылаясь на то, что главная цель экономической политики региона – обеспечить своим гражданам достаточно высокий уровень жизни. Способность региона сделать это зависит не от какого-то понятия «конкурентоспособность», а от того, насколько продуктивно используются национальные природные ресурсы, а также труд и капитал. Вероятно это и так, но интегрирует эти и другие преимущества региона именно понятие конкурентоспособности     [19, с.11].
    По нашему мнению, наиболее полным будет определение  конкурентоспособности региона  Парахиной В.Н., которое включает три основополагающих аспекта:
    Необходимость достижения высокого уровня жизни населения (конкурентоспособность на рынке труда или конкурентоспособность, обеспечиваемая населением).
    Эффективность функционирования хозяйственного механизма региона (конкурентоспособность на рынке товаров или конкурентоспособность, обеспечиваемая производством).
    Инвестиционная привлекательность (конкурентоспособность на рынке капитала или конкурентоспособность финансов).
    Поэтому под конкурентоспособностью региона  следует понимать его способность  обеспечить высокий уровень жизни  населения и дохода собственникам  капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе экономический  потенциал при производстве товаров  и услуг [10, с.88].
    Что касается конкурентоспособности предприятия, то, опять же, единого определения  данного термина еще не выработано. Одним из наиболее удачных определений, на наш взгляд, является определение  Яшевой Г.А., где под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала [22, с.20]. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным   товаром – лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное – систематическая работа по управлению конкурентоспособностью продукции.
    Конкурентоспособность продукции и лежит в основе всех ранее рассмотренных уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей.
    Нередко конкурентоспособность  продукции  отождествляют с качеством продукции, забывая, что, во-первых, с позиций  качества сравнимы лишь однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара включает также потребительские и ценовые.
    Существует  множество определений конкурентоспособности  продукции. Например, в работе Трубилина [15] конкурентоспособность товара трактуется как комплекс его потребительских  и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке.
    Однако, на наш взгляд, при определении  конкурентоспособности товара, помимо потребительских и стоимостных  характеристик, необходимо также отметить и его качественные характеристики.
    В работе  Гарбацевича [4] конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя.
    Однако  в данном определении неучтено то, что конкурентные преимущества могут  предполагать и более высокие  цены продукции, которые оправдываются  предоставлением больших выгод.
    На наш  взгляд, наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции  является определение Плясункова [11], согласно которому конкурентоспособность продукции – комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации. 

1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров
             Конкурентоспособность товаров  и услуг, понимаемая как их  способность быть выгодно проданными  в условиях конкретного рынка,  является важнейшей характеристикой  товаров и услуг, которая отражает  их отличие от соответствующих  аналогов, представленных конкурентами.  Эта характеристика является  интегральной и обусловливается  следующими основными факторами:
    качество товара (услуги);
    цена;
    затраты в сфере потребления (эксплуатационные затраты);
    качество сервиса.
             Указанные факторы влияют на  формирование покупательских предпочтений  у потребителей, оценивающих товар  (услугу) по наличию и качеству  потребительских свойств в нем.
             Производитель товара (услуги) заинтересован   в знании той степени влияния  каждого из указанных основных  факторов, которое  они оказывают  на важнейшую характеристику  товара – конкурентоспособность.  Ученые – экономисты путем  проведенных исследований дали  ответ на эту заинтересованность. Они установили, что степень их  влияния в указанной последовательности  подчинена следующему отношению  4 : 3 : 2 : 1 [45, стр. 434]. Это отношение показывает приоритетность указанных факторов, которая должна учитываться производителем при формировании стратегии конкурентоспособности. В первую очередь следует направлять внимание и ресурсы на качество продукции (ее степень влияния на КС – 40%), а затем последовательно на остальные факторы (их степень влияния на КС соответственно равна 30%, 20%, 10%). При оценке степени использования совокупности потребительских свойств товара применяют еще одно экономическое понятие – «полезный эффект». Полезный эффект формируется на базе основных факторов КС и наиболее связан с качеством товаров.
             Качество товара (услуги) обеспечивает  потенциальную способность товара  удовлетворить конкретную потребность  потребителя, в то время как  полезный эффект – это фактическая  способность товара удовлетворить  эту потребность.
             Приведем пример. На рынок предоставлены  две партии автомобилей ценой  50 тыс. рублей и 500 тыс. рублей. Пользуясь экономической целесообразностью,  покупатели могут признать для  себя более качественным автомобиль  за 50 тыс. рублей, а не за 500 тыс. рублей, если с их точки зрения сумма дополнительных свойств дорогого автомобиля не стоит дополнительных 450 тыс. рублей.
             На практике полезный эффект  составляет от 40% до 70% от качества  товара. Чем этот процент выше, тем выше уровень экономической  целесообразности. Однако повышать  его за указанный предел невыгодно,  т.к. происходит повышение издержек  производства и цены товара, а  значит, снижается его КС. Формируя  конкурентоспособную стратегию,  производитель должен:
    позаботиться о полезном эффекте своего товара, изучив нужды, интересы и возможности потребителей, тенденции развития этих показателей;
    изучить поведение и возможности своих конкурентов, состояние и тенденции развития рынка соответствующих товаров.
             Итак, КС товара – это оптимальное  соотношение его качества, стоимости  и потребительских свойств. Умение  добиться такого соотношения  является ценным качеством производителя.  Что же такое качество товара, которое является основной составляющей  его конкурентоспособности? Энциклопедия  начинающего предпринимателя предлагает  такое определение: «Качество  – это соотношение стоимости  товара и совокупности его  потребительских свойств, устанавливаемое  на рынке в условиях свободной  конкуренции товаропроизводителей».  Р.А. Фатхутдинов практикует это понятие несколько иначе: «Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности» [45, стр. 434].
            Эти свойства и характеристики  формируются в нормативах на  стадии стратегического маркетинга, уточняются в технической документации  на стадии научно – исследовательских  и опытно – конструкторских  работ (НИОКР), материализуются на  стадии производства, реализуются  (используются) на стадии эксплуатации. В этой цепочке этапов наиболее  ответственным является первый  – стратегический маркетинг.  На этой стадии разрабатываются  стандарты, технические условия  или эталоны на продукцию. При  этом учитываются такие показатели  качества как: надежность, безопасность  использования, экологичность, эстетичность, простота управления и ремонта и т.д.
             Благодаря высокому качеству  товаров и соответствующей ему  цене японские, американские фирмы,  фирмы западноевропейских и некоторых  других стран добились исключительной  конкурентоспособности своих товаров  на мировом рынке. Это общеизвестно. Добились они этого созданием  эффективных систем управления  качеством, направленных на совершенствование процессов труда, постоянное внедрение вычислительной и микропроцессорной техники, новейших материалов, автоматизированных систем проектирования и управления производством. Значительное внимание уделяется обучению кадров, воспитанию корпоративного патриотизма и соревнованию за качество. Государство и фирмы уделяют серьезное внимание процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, усилению социальной направленности своей экономики.
             Указанные страны и их фирмы  используют лучший опыт «плановой»  экономики, чего не скажешь  о нашей стране. Печальный пример  неконкурентоспособности наших  высокотехнологичных товаров приведен  во введении к этой квалификационной  работе. Дадим еще один.
             Конкурентоспособными из наших  товаров на мировом рынке являются  лишь сырье: нефть, газ, лес  и морепродукты. Даже бензин, получаемый  на наших нефтеперерабатывающих  заводах, мы используем только  на внутреннем рынке, т.к. по  своему качеству он не удовлетворяет  запросам  зарубежных потребителей. О товарах сельскохозяйственного  производства и говорить обидно.
             Что же мешает руководителям  нашей экономики и государства?  Некоторые утверждают, что низкое  качество российских товаров  – это традиция. Но это не  так, мы были лидерами на  мировом рынке по многим показателям,  а теперь нас обогнали многие  страны (Китай, Корея, Тайвань  и др.). В нашей стране имеются  инженерно – конструкторские  силы, способные обеспечить предприятиям  выпуск продукции, отвечающей  всем требованиям мирового рынка,  но государство в них не  нуждается. 
             Другие говорят, что существующее  на предприятиях оборудование  морально и физически устарело. На нем невозможно создавать  конкурентоспособный товар. Это  так. А новое оборудование приобрести  не на что, нет средств. А  это неправда. В стране создан  огромный золотовалютный запас  и такой же стабилизационный  фонд за счет «нефтедолларов».  Последний имеет более 750 млрд. рублей. Все деньги содержатся в заграничных банках «на черный день» (для кого?) и в экономику не вкладываются. Препятствует формированию конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке выстроенная в результате «реформ» социально – экономическая политика государства.  Оно освободило себя от ответственности по урегулированию экономических процессов, почти всю народную собственность, включая землю, передало в частные руки и эта собственность варварски эксплуатируется, а то и разворовывается. Все трудовое население оно бросило на произвол чиновников. Оставило за собой лишь право принимать удобные для себя законы, недоплачивать людям за их труд и проводить жестокую фискальную политику. Советская власть тоже недоплачивала людям за их труд, но она недоплату компенсировала дешевым жильем, бесплатным образованием, медицинским обслуживанием и различными льготами. Теперь льготы «монетизировали» (практически отменили) и за все заставили платить в полном объеме, причем цены и тарифы постоянно растут. Льготы и высокие зарплаты оставлены лишь госчиновникам и депутатам. В еженедельнике «Аргументы и факты» № 47 за 2004 г. сообщается: Наша «великая» страна «занимает 105-е место из 111 возможных по качеству жизни; за нами лишь Нигерия, Ботсвана, Гаити, Зимбабве, Туркмения и Узбекистан». А ведь качество – главный фактор конкурентоспособности. В таких условиях задача повышения нашей конкурентоспособности нереальна. Реальная задача – выжить бы!
             Рассмотрим следующий значительно  влияющий на конкурентоспособность  фактор – цена товаров и услуг.
             Цена – это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике она устанавливается путем торга между продавцом и покупателем в зависимости от спроса и предложения. Торг начинается с того, что продавец запрашивает цену выше той, какую надеется получить, а покупатель предлагает цену ниже той, которую рассчитывает заплатить, в процессе торга определяется взаимовыгодная цена. В дальнейшем она является ориентиром в других сделках.
             Главным оценщиком товара является  покупатель, поэтому продавец должен  обеспечить для него прозрачность  и очевидность всех конкурентных  преимуществ своего товара, в первую очередь по качеству и цене. Эффективным средством для этого служит ненавязчивая, разумная реклама. Разъяснять ценность и полезность рекламируемого товара необходимо правдиво, с глубоким уважением к потенциальным покупателям, а не так как это происходит на нашем радио и телевидении. Где реклама превратилась в назойливый «бесконечный сериал».
             Цель рекламы для производителя  – сделать потенциальных покупателей  «своими», а не оттолкнуть их  от себя
             Производителю важно знать не  только как устанавливается взаимовыгодная  цена, но и какие элементы являются  ее составляющими, чтобы обоснованно  определить ее уровень. Такими  составляющими являются:
    Совокупные издержки производства.
    Затраты общественного труда.
    Функции и качество товара.
    Налоговые отчисления.
    Затраты на упаковку, транспортировку и хранение.
    Торговая наценка.
    Затраты на рекламу.
             При разработке стратегии ценообразования  надо иметь определенную цель  и стремиться к ней, добиваясь  оптимальности указанных составляющих. Этого можно добиться созданием  и внедрением определенной системы  управления конкурентоспособностью  товаров.
     
глава 2
Пути  и методы повышения  конкурентоспособности  товара
    Основное  противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие между интересами производителя  и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя  и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление  указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска  изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для  производителя [8, c.108].
    На основании  определенной нами ранее двусторонней взаимосвязи между различными уровнями конкурентоспособности можно утверждать, что пути повышения конкурентоспособности  государства, отрасли и предприятия  повышают и конкурентоспособность  продукции.
    B конкурентной политике относительно  товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.
    Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например:
    добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
    выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее  привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв  на рынке;
    отыскать новое применение выпускаемым товарам;
    своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой  программы предприятия;
    найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;
    осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми  вкусами и потребностями покупателей;
    регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания  реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.
    Интерес представляет анализ конкретных шагов  и действий, которые предпринимают  производственные и технические  лидеры высоко развитых государств для того, чтобы осуществить очередной рывок  «за лидерство».
    Это, прежде всего, относится к постоянному  обновлению ассортимента выпускаемой  продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию  производительности труда, повышению  гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат.
    В международной практике считается  целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический  ряд, образующий  ассортиментный набор [8, c.110].
    Чем обширнее параметрические ряды и  ассортиментные наборы, тем выше вероятность  того, что покупатель найдет для  себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.
    Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.
    Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых  видов продукции. В современном  мире создание и производство новых  товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем  у конкурентов. Выпуская новую продукцию  и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить  зависимость от одного товара, который  может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка  привести к банкротству. Известно, что  значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают  возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное  владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное  время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в  целом неправильно была спрогнозирована  конкурентная политика.
    В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических  параметров, сколько стремление создать  “товар рыночной новизны” с высоким  уровнем конкурентоспособности  относительно других аналогичных товаров.
    При выборе путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременным  решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации  товара. Решение о модификации  товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для  получения большей прибыли.
    Бесспорным  является и развитие такого направления  повышения конкурентоспособности  товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции  и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание. При умелой организации  сервис является решающим фактором повышения  конкурентоспособности товара, так  как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.
    В отдельных отраслях промышленности существует практика, в соответствии с которой фирма-производитель  гарантирует поставку запасных частей к продаваемым изделиям в течение  определенного более или менее  длительного периода (нередко 10— 12 лет, а в Германии например автостроители  законодательно обязаны обеспечить наличие запчастей в течении 10 лет) после снятия их с производства, что весьма привлекательно для пользователей. При этом очень важным является то, что работники службы сервиса, ежедневно соприкасающиеся с установленным оборудованием, служат источником наиболее ценных идей, касающихся повышения уровня конкурентоспособности имеющихся и новых изделий [6, c.43].
    В решении задач повышения конкурентоспособности  продукции с каждым годом все  возрастающее значение приобретает  проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если  на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.
    В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности [5, с.31]:
    изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья,  полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
    изменение порядка проектирования продукции;
    изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы  контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и  монтажа;
    изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и  цен на запасные части;
    изменение порядка реализации продукции на рынке;
    изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и  сбыт продукции;
    изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве  продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
    изменение системы стимулирования поставщиков;
    изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
    Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии  фирмы. Объектами прогнозирования  являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям  товаров конкурентов.
    Напомним, что в странах ЕврАзЭС особое значение имеет экологическая группа факторов, в том числе с точки зрения их влияния на конкурентоспособность предприятий. Во всех странах мира доминантным становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, совершенных очистных сооружений, всемерное улучшение состояние охраны труда и окружающей среды.
    Можно отметить основную возможность, открывающуюся  на экологическом рынке – это  улучшение существующей продукции  путем ее адаптации к новым  экологическим требованиям. Многие действующие компании расширяют  свой бизнес, приспосабливая уже выпускаемую  продукцию или методы производства к новым потребностям рынка. 
 
 

3. Производственно – хозяйственная деятельность ЗАО «управляющая компания «Мценский алюминий» (УК)
           Мценск – один из древнейших городов России. Первые сведения о нем приводятся в Никоновской летописи Руси ХII века. Он старше Москвы и тем более старше Орла. Годом его основания считается 1146-й. благодаря своему географическому расположению он во всей своей истории играл важную роль в трудовых и ратных делах государства. Мценск расположен в центре России, на севере Орловской области, на реке Зуше (притоке реки Ока), которая ранее была судоходной и активно использовалась как транспортная артерия: по ней вывозилась продукция, выращенная и выработанная жителями Мценского края.                                         
            Сейчас через него проходят железнодорожная и автомобильная магистрали, связывающие Москву с южными регионами России, что обеспечивает Мценску возможность устанавливать связи с предприятиями, расположенными в разных частях страны.
            Именно поэтому г. Мценск был избран местом для строительства металлургического завода по переработке промышленных отходов и лома во вторичный алюминий. Такая переработка обусловлена двумя причинами.
Первая: запасы природного сырья для получения первичного алюминия неизбежно уменьшаются и не восстанавливаются. Отходы и лом алюминия постоянно возрастают.
Вторая: получение вторичного алюминия значительно дешевле и экологически чище, чем первичного, и оно также освобождает территории от промышленных свалок.
            В июне 1999 г. создано новое предприятие ЗАО «Управляющая компания «Мценский алюминий» (УК). Ее целью первоначально было: оптимизация финансовых потоков, снабжение сырьем, маркетинг и сбыт сплавов ОАО «Орловские металлы». В 2001 г. на базе УК создается единое объединение трех компаний под названием «Орловские металлы». Таким образом, предприятия, когда-то начинавшие свою историю из одного цеха, вновь образовали единую технологическую цепочку. 
3.2. Общая характеристика ЗАО «УК «Мценский алюминий»
            Объединение «Орловские металлы» представляет собой вертикально интегрированную компанию, образованную на базе ЗАО «Управляющая компания «Мценский алюминий» (УК), ОАО «Орловские металлы» и ОАО «Мценский литейный завод» (МЛЗ).
            В деятельности объединения «Орловские металлы» выделяются следующие направления, соответствующие трём переделам в металлургии:
      переработка лома цветных металлов;
      литьё из цветных сплавов и чугуна;
      механическая обработка литья.
            Лом цветных металлов перерабатывается специализированным предприятием ОАО «Орловские металлы». Производство отливок и их механическая обработка осуществляется на МЛЗ. Координацию работы предприятий, входящих в объединение, осуществляет УК. Деятельность УК направлена на выработку единых стратегических целей объединения, снижение издержек за счёт вертикальной интеграции, выработку единой стратегии поведения на рынке, продажу и продвижение товаров, а также эффективное распределение ресурсов. Конечная продукция объединения включает в себя:
      вторичные алюминиевые сплавы;
      комплектующие для автомобильной и тракторной промышленности СНГ;
      изделия для прочих отраслей промышленности из алюминиевых, цинковых, латунных сплавов, серого и высокопрочного чугуна.
           Значительная составляющая себестоимости алюминиевого литья - стоимость сплавов. Применение вторичного алюминия позволяет снизить эту статью затрат, однако при этом следует учитывать, что качество готовых изделий во многом зависит от чистоты сплава. Вертикальная интеграция объединения позволяет установить двойной контроль химического состава и механических свойств алюминиевых сплавов и, соответственно, добиться высокого качества конечных изделий.
           Одним из основных условий высокого качества и индивидуального подхода к потребителям является наличие собственного производства литейной оснастки, которое считается одним из лучших в России.
            За счёт высокого качества продукции и ответственного подхода во взаимоотношениях с потребителями объединение поставляет до 30% продукции в страны Западной Европы и Северной Америки. Качество изделий подтверждается сертификатом ИСО 9002, полученным в 2001году.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.