Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Деформация правосознания

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  

Введение  
Глава 1. Понятие правосознания  
Глава 2. Деформация правосознания понятие  и виды  
2.1. Правовой нигилизм  
2.2. Правовой  идеализм  
2.3. Перерождение правосознания  
Глава 3. Пути устранения деформации правосознания  в современном  российском обществе
 
Заключение  
Список  использованной литературы  
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение
    Современный период развития Российского государства характеризуется глубоким реформированием политических, экономических, духовных и организационных основ жизни общества. Происходит обновление мировоззрения населения. На первый план обоснованно выдвигаются общечеловеческие ценности, права, свободы и законные интересы личности, демократические формы управления. После долгого пребывания в рамках жесткой административной системы управления, не способной в полной мере учитывать и удовлетворять потребности и интересы граждан в силу уравнительного подхода к индивидуальным качествам, общество в последние годы стремится выйти на путь свободного развития, где высшей ценностью признается конкретный человек, его права и достоинство. Главной задачей государства становится защита конституционных прав и свобод граждан. Но для того чтобы осуществлять данную задачу в полной мере, нужно сформировать у граждан государства позитивное ориентированного сознания.
      Все же большинство населения  страны не способно на сознательном  уровне соблюдать законы. В связи  с этим и проявляется распространение  различных форм деформации правового  сознания.
     Дальнейшее  совершенствование общества, утверждение  принципов правового государства  и гражданского общества, идеалов  нравственности  и гражданственности  немыслимы без преодоления отрицательный  стереотипов, которые сложились  в сознании людей.
     Реформы,  которые проводятся в нашей  стране, не решают проблемы деформации.
   Новый  подход позволяет осуществить  организацию наиболее эффективной  защиты прав и свобод граждан.  Часть Конституции, которая посвящена  правам и свободам человека, может  быть реально воплощена только  при условии формирования эффективного  механизма его реализации.
           При формировании такого механизма,  важное место должно занять решение проблемы деформации правового сознания. Все вышесказанное и составляет всю актуальность данной темы. 

      Состояние научной разработанности  темы. Проблема правового сознания  всегда была объектом пристального  внимания исследователей. Многие  авторы, в том числе В.К. Бабаев, М.И. Байтин, П.П. Баранов, К.Т. Вельский,, Н.Л. Гранат, П.И. Гришаев, А.И. Демидов, Каминский, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Матузов, Г.М. Миньковский, И.Ф. Покровский, И.П. Разумовский, М.Д. Резунов, В.П. Сальников, В.Н. Синюков, Н.Я. Соколов, , В.А. Толстик, В.А. Туманов, , В.А. Щегорцев, A.M. Яковлев. Они в своих исследованиях подробно раскрывали роль правосознания в регулировании общественных отношений, но, к сожалению, они не исследовали многие проблемы деформации правового сознания граждан. 

     До  сих пор отсутствует единый  подход к пониманию сущности  и природы данного социально-правового  явления. Нет комплексных исследований  анализирующих источники ее формирования.
 Объектом исследования  выступают общественные отношения правового сознания граждан. 

Предмет исследования – это деформация правового сознания граждан России как негативное правовое явление.
Целью данной курсовой является изучение деформации правосознания и  устранения ее в российском обществе. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
    Изучить  понятие правосознания и деформации правосознания.
    Определить виды деформации правосознания.
    И найти пути устранения деформации правосознания в современном
    российском  обществе. 

     Поставленные  цели и задачи обусловили структуру  данной работы. Она состоит из введения, трех глав, которые дают ответы на поставленные задачи, заключения и списка используемой литературы. Заключение имеет немаловажное значение, поскольку содержит обобщение  изложенного материала, а также  выводы, сделанные в процессе написания  данной работы. 
 
 
 

     Глава 1. Понятие правосознания
     Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость  и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным  и ненужным). Люди в той или  иной форме выражают свое отношение  ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с  представлениями о праве (к законам  и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных  органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек  как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и  к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может  быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или  иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у  одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.
     Если  признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой  правосознанием. Правосознание —  неизбежный спутник права. Это обусловлено  тем, что право — регулятор  отношений людей, наделенных волей  и сознанием. Достаточно очевидно, что  процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью  людей, что право есть продукт  этой деятельности. Ясно и то, что  процесс воплощения права в жизнь  есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.
     Иллюстрацией  работы сознания как на рациональном, так и на эмоциональном уровне может служить правотворческая деятельность российского парламента (Совета Федерации и Государственной Думы). Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании.
     Правосознание есть совокупность представлений и  чувств, выражающих отношение людей  к праву и правовым явлениям в  общественной жизни.
     Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими  видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается  с моральными воззрениями. Люди оценивают  право и правовые явления с  точки зрения моральных категорий  добра и зла, справедливости и  несправедливости, совести, чести и  др. Отношение к праву часто  определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную  в закон волю господствующего  класса, а закон — как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности  полностью понять его сущность и  роль в жизни общества. В нашей  юридической науке и юридическом  образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества  исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.
     Правосознание теснейшим образом сопряжено  с философскими теориями, идеологическими  воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что  нормы права, их обязательность и  принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право — явление  психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права как внешнего средства регулирования  свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым  регулятором общественных отношений (К. Маркс, В.И.Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта  естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо)1.
     Русский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание  как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию  общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве  определяется прежде всего монархическим  или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что  человек без правосознания будет  жить собственным произволом и терпеть  произвол от других2.
     Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в  механизм правового регулирования  как одного из средств воздействия  на общественные отношения. Специфическая  черта правосознания как составной  части механизма правового регулирования  состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией  правового воздействия. Правосознание  включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени  оно присутствует во всех элементах  механизма правового регулирования  — нормах права, правоотношениях, актах  реализации права.
     Наиболее  зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических  прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно  управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в  том числе правовой.
От уровня, качества, характера, содержания правосознания  в значительной степени зависит  то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально  полезным или неправомерным, социально  вредным и опасным.  

Правосознание - это совокупность представлений  и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение  людей к действующему и желаемому  праву.  

Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено  тем, что существование права  нераздельно связано с волей  и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в  качестве юридических предписаний  до тех пор, пока они не пройдут  через волю и сознание людей. В  то же время и воздействие права  на общественные отношения также  осуществляются через волю и сознание граждан. Все это и вызывает к  жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т. п.  

Правосознание - это одобрительная или отрицательная  реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных  актов и т. п. Так, принятый в 1995 г. Федеральный закон “О ветеранах” сначала обрадовал участников и  инвалидов войны. Установленные  в нем льготы и гарантии они  восприняли как запоздалую, но все  же заботу о тех, кто отдавал свою жизнь и свое здоровье на полях  Великой Отечественной войны. Однако как только данный закон стал реализовываться, радость сменилась разочарованием, ибо он практически не был обеспечен  финансово-экономическими мерами.
Правосознанию присущи следующие черты:
    это есть самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными формами;
    оно выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям (правотворчеству и правоприменению, законности и правопорядку, правомерному и противоправному поведению и т.п.);
    оно охватывает (по словам И. А. Ильина) и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духовного опыта;
    дает представление о прошлом, настоящем и будущем права (взгляд в прошлое помогает понять историю его становления и развития; оценивая настоящее, можно понять, насколько сегодня право соответствует сложившимся представлениям о свободе, равенстве и справедливости; внося предложения по совершенствованию права, люди тем самым закладывают основы желаемого, будущего права)1
     Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его  разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять  уровень осознания необходимости  права, глубину проникновения в  сущность права и правовых явлений  в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику. По данным критериям правосознание  делится на три уровня.
     Первый  уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
     Второй  уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении — одна из бед нашего общества3.
     Третий  уровень — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследойателей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
     По  субъектам (носителям) правосознание  можно разделить на индивидуальное и коллективное.
     Одним из видов коллективного правосознания  является групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. В марксистско-ленинской литературе подчеркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуататоров и эксплуатируемых. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации — работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.
     Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).
     Для характеристики макроколлективов (население  страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное правосознание». Сюда же можно отнести правовые воззрения наций и народностей.
     Например, рядом особенностей отличается правосознание  российского общества. К. Д. Кавелин  в статье «Взгляд на юридический  быт древней России» указывал на предопределенность этих особенностей историческими условиями развития российского менталитета. Русскому народу присущ взгляд на право как  на обязательные предписания стоящих  на вершине власти людей, что свойственно  для обществ патриархального  типа. Вл. Соловьев в работе «Оправдание  добра» пишет, что право русским  народом понимается как средство принудительного осуществления  минимального добра. Такое понимание  права характерно для феодальных обществ, для неограниченных монархий, полицейских, тоталитарных государств, где право существует для пресечения деяний порочных, нерадивых, злых.
     Российскому обществу свойственна подмена правосознания  этическими воззрениями. В течение  столетий идеи права и свободы, правового  государства и прав личности не имели  места в русском историческом опыте. Российскому общественному  сознанию присущи правовой нигилизм, неуважение к праву и закону. Э. Ю. Соловьев иронически замечает, что  если общественный договор по-европейски — это согласие подданных и  власти об обоюдообязательном законе, то общественный договор по-российски  — это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности  при нарушении закона.
     При достаточно очевидном отсутствии в  истории нашей страны стойких  правовых традиций, правовых ценностей  нельзя забывать громадный вклад  русских юристов — ученых и  практиков в дело формирования права  и правосознания в России в  конце XIX — начале XX вв. Но процесс  становления российского правосознания  был прерван в 1917 г. Существенный урон зарождавшемуся российскому правосознанию  нанесла марксистско-ленинская мысль  об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии  завершает XX в. в условиях глубокого  дефицита правопонимания и правосознания4.
     В этой ситуации вопросы понимания  роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. Для российского общества актуальной является задача разработать такую  правовую идею, которая соответствовала  бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление  правового государства и правового  общественного порядка. 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Деформация правосознания  понятие и виды 

     Само  участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание  индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство  заинтересованы в формировании социально  активных и в то же время законопослушных  граждан. Однако в современных условиях участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения  правосознания – правовой инфантилизм  – заключается в несформированности, недостаточности правовых знаний и  установок. Вторая форма – правовой нигилизм, т.е. осознанное игнорирование  требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма  – феномен и его перерождение, т.е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими  словами – “беспредел”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1. Правовой нигилизм 

     Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:
     а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
     б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
     в) не сопряжен с позитивной программой;
     г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.
     В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.
     Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность5.
     Корни правового нигилизма лежат в  юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также в  особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных  с социальной сферой жизни и реализацией  права.
Интересно, что  некоторые ученые считают нигилизм и правовой нигилизм в частности  характерной чертой менталитета  русского народа.
Одной из составных  частей юридического нигилизма является пренебрежительное отношение к  праву, несоответственное его восприятие обществом. В современной России право расценивается не как основа жизни и деятельности граждан, не как база человеческих взаимо- отношений, а как некое побочное, второстепенное и в какой-то степени неинтересное явление  в общественной и политической жизни.
По утверждению  Н.И. Матузова " стойкое предубеждение ; неверие в высокое предназначение права, потенциал, возможности и  даже необходимость права – таков  морально – психологический генезис  данного феномена. Наконец, отношения  к праву может быть просто индифферентным, что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей".*В.А.  Туманов, журнал
"Советское  государство и право" №10,19, 1989 г. Стр. 20).* 

     Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:
     а) умышленное нарушение законов и  иных нормативно-правовых актов;
     б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
     в) издание противоречивых правовых актов;
     г) подмена законности целесообразностью;
     д) конфронтация представительных и исполнительных структур;
     е) нарушение прав человека;
     ж) теоретическая форма правового  нигилизма (в научной сфере, в  работах юристов, философов и  др.).
     Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.
     Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:
     а) на высоком этаже общественного  сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);
     б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);
     в) ведомственный. Последний проявляется  в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.
     Довольно  часто проявление правового нигилизма  освещается в СМИ (Газета "Известия" от 25.04.1990 "Безработные законы";  журнал "Российская Федерация сегодня" №16, 1999 "лучше никакого закона чем плохой", различные телевизионные передачи о политике и т.д.).
В статье "лучше  никакого закона, чем плохой" начальник  правового управления Совета Федерации  Н.А. Хованский приводит пример довольно интересной ситуации, возникшей на одном из заседаний Совета Федераций: " На заседании.один из членов  Совета Федерации, возмутился: "Кто же здесь в конце концов, пишет документы – сенаторы или юристы?" Дело в том, что замечания юристов – работников правового управления аппарата Совета Федераций просто не учитываются при принятии законов. В ходу принцип: Неважно, что говорят юристы, важно – как мы хотим". (Н.А. Хованский). Юридически неграмотный закон, который получает общество при подобном подходе к вопросу, не может эффективно регулировать социальные отношения. Это – один из источников и форм правового нигилизма. Л:Газета "Известия" от 25.04.1990 "Безработные законы";  журнал "Российская Федерация сегодня" №16, 1999 "лучше никакого закона чем плохой"
     Правовой  нигилизм - это патология правового  сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны6. Это:
     а) реформы социально-экономического характера;
     б) изменение содержания правового  регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;
     в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;
     г) улучшение правоприменительной  практики;
     д) теоретическая работа в этом направлении, и др.
     Все это, в принципе, представляет собой  не что иное, как процесс улучшения состояния правовой культуры общества, ее обогащения. 
 

      Правовой  идеализм
    Определяя правовой нигилизм необходимо учитывать и  другое явление, возникшее в области  неправильного толкования назначения права – правовой идеализм.
Правовой нигилизм  и правовой идеализм имеют одни корни  -"Юридическое невежество, неразвитое и деформированное правосознание, дефицит политико – правовой культуры" (Н.И. Матузов).
Несмотря на то, что правовой идеализм в современном  государстве менее заметен чем  правовой нигилизм, он причиняет существенный вред как системе так и обществу. Его последствия, как и последствия  правового нигилизма отрицательно влияют на правосознание и правовую культуру.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.