На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по "Теории бухгалтерского учета"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ
 
 
 
 
 
Голышева  Нина Иосифовна
 
 
 
 
 
 
ТЕОРИЯ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
 
 
 
 
Курс лекций
Москва 2005
 

Содержание 

Стр.
 


    Ведение

      Понятие о хозяйственном  учете
      Измерители, применяемые в учете
      Виды учета
      Задачи бухгалтерского учета
      Принципы бухгалтерского учета

1. Понятие о хозяйственном  учете

     Слово «бухгалтер» переводится с немецкого  как «книговед». Бухгалетерский учет как наука существует более 500 лет, с момента, когда Лука Пачолли выпустил трактат «О счетах и двойной записи». Он впервые предложил использовать дебет одного и кредит другого счета.
     
     Сегодня при ООН существует организация, вырабатывающая единые методики подхода  к бухгалтерскому учету.
     Основным законом, регулирующим бухгалтерский учет в Российской федерации является Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете».
     С появлением производства появился и  хозяйственный учет. Все, что имеет  стоимостное выражение, составляет хозяйство и подвергается учету.
     Хозяйственный учет возник с возникновением материального  производства, он постоянно развивался и совершенствовался. Хозяйственный  учет представляет собой полное отражение  и качественную характеристику учитываемых  объектов.
     Хозяйственный учет ведется путем наблюдения, измерения и регистрации. Основными этапами учетного процесса является: обработка информации и передача ее пользователям.

2. Измерители

     В учете применяется 3 вида измерителей:
     1) натуральные измерители (метры, штуки, кг и т.д.);
     2) денежные изменители (рубли или другие национальные денежные единицы, если учет ведется в валюте, то она переводится в рубли на дату совершения операции);
     3) трудовые измерители (часы, дни, недели, месяцы, чел/час, чел/день и т.д.).

3. Виды учета

     Существует 4 вида хозяйственного учета:
     1) оперативный учет – характеризуется быстротой передаваемой информации, возможностью быстрого реагирования и принятия решений. Для него характерны неточность и отсутствие документального ведения.
     2) статистический учет – отражает общественно однородные явления. Для статистической информации характерны приблизительные вычисления, сравнительные величины и рассмотрение явлений в динамике, документально оформляется не всегда.
     3) налоговый учет – появился с введением гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль». Налоговый учет учитывает налогооблагаемую базу и суммы налогов.
     4) бухгалтерский учет – представляет собой сплошное, непрерывное и документально обоснованное отражение хозяйственных явлений в стоимостной оценке. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

4. Задачи бухгалтерского учета

     Задачи, стоящие перед бухгалтерским  учетом определяются политикой государства. В настоящее время перед бухгалтерским  учетом поставлены 3 основные задачи:
     1) формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации, ее имущественном положении;
     2) обеспечение информацией внешних  и внутренних пользователей бухгалтерской  отчетности для контроля за  наличием и движением имущества,  обязательств, использованием трудовых, финансовых и материальных ресурсов;
     3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов.

5. Принципы бухгалтерского  учета

     Принципы  бухгалтерского учета официально не зарегистрированы ни в одном нормативном  документе, тем не менее они используются в учете.
     На  сегодняшний день принципы бухгалтерского учета делятся на допущения и требования.
     Допущения предполагают, что:
     1) активы и обязательства организации  существуют обоснованно от активов  и обязательств собственников  этой организации и активов  и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
     2) организация будет продолжать  свою деятельность в обозримом  будущем и у нее отсутствует  намерение и необходимость ликвидации  или существенного сокращения  деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
     3) принятая организацией учетная  политика применяется последовательно  от одного отчетного года1 к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
     4) факты хозяйственной деятельности  организации относятся к тому  отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо  от фактического времени поступления  или выплаты денежных средств,  связанных с этим фактом (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
     Требования в бухгалтерском учете должны обеспечивать:
     1) полноту отражения в бухгалтерском  учете всех фактов хозяйственной  деятельности (требование полноты);
     2) своевременность отражения фактов  хозяйственной деятельности в  бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности)2;
     3) большую готовность к признанию  в бухгалтерском учете расходлов  и обязательств, чем возможных  доходов и активов, не допуская  создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
     4) отражение в бухгалтерском учете  фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их  правовой формы, сколько из  экономического содержания фактов  и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
     5) тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечия);
     6) рациональное ведение бухгалтерского  учета, исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины организации  (требование рациональности)
     Активы  и обязательства организации  могут быть долгосрочными (срок их действия больше года) и краткосрочными (срок их действия меньше года). Если срок установлен с 1 января текущего года до 31 декабря этого же года, то он считается меньше года, а если срок установлен с 1 января до 1 января следующего года, то он будет считаться больше года.
    Имущество – это совокупность имущественных прав (актив) или имущественных прав и обязанностей (пассив), принадлежащих определенному лицу.

Предмет и метод бухгалтерского учета

      Хозяйственные процессы и их характеристика.
      Понятие предмета бухгалтерского учета.
      Элементы метода бухгалтерского учета.
      Классификация хозяйственных средств предприятия по составу и размещению (актив, имущество).
      Классификация хозяйственных средств предприятия по источникам образования (пассив, обязательства).

1. Хозяйственные процессы  и их характеристика

     Предприятие (организация), производя продукцию, выполняя работы или оказывая услуги совершает огромное количество хозяйственных операций. Эти хозяйственные операции в совокупности составляют хозяйственные процессы, которые подразделяются на:
     1. процесс снабжения;
     2. процесс производства;
     3. процесс реализации – продажа.
     В результате производственной деятельности хозяйственные средства находятся в постоянном кругообороте.
     Кругооборот хозяйственных средств совпадает  с хозяйственными процессами.
     На  первой стадии кругооборота (процессе снабжения) денежные средства предприятия превращаются в необходимые материальные ценности (сырье), необходимые для процесса производства.
     На  второй стадии кругооборота (процессе производства) происходит превращение хозяйственных средств (материальных ценностей), которые соединяются с рабочей силой, в новый товар, в новую продукцию предприятия, которая отличается по своему внешнему виду, назначению и стоимости.
     На  третьей стадии (процессе реализации – продаж) продукция предприятия превращается в денежные средства, но большего размера, чем их первоначально затрачено.

2. Понятие предмета бухгалтерского учета

     Предмет бухгалтерского учета – это то, что подлежит учету, т.е. имущество и обязательства, принадлежащие хозяйствующему субъекту, т.е. хозяйственные средства и их источники в процессе расширенного воспроизводства (снабжение, производство, реализация и т.д.).
     Каждый  отдельный вид средств и источников называется объектом учета. Бухгалтерский учет не охватывает и не отражает того, что не имеет стоимости.

3. Элементы метода  бухгалтерского учета

     Метод бухгалтерского учета отвечает на вопрос: как ведется учет? Совокупность приемов и способов, используемых для отражения объектов учета в определенной последовательности, называется методом учета:
     1) документация – бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции; первичные документы должны содержать необходимые реквизиты;
     2) инвентаризация – это сверка наличия объектов учета с документальным оформлением этих объектов, т.е. документальное подтверждение наличия;
     3) оценка и калькуляция – имущество и обязательства, а также хозяйственные факты подлежат оценке в денежном выражении. Калькуляция осуществляется в процессе учета себестоимости произведенной продукции, выполнении работ, оказании услуг;
     4) счета и двойная запись – бухгалтерский учет в РФ ведется методом двойной записи, т.е. хозяйственные операции отражаются в дебете одного и кредите другого счета в одинаковой сумме;
     5) бухгалтерский баланс и отчетность  – бухгалтерская отчетность должна  давать достоверное и полное  представление (информацию) об имуществе и обязательствах, а также финансовых результатах деятельности предприятия.

4. Классификация хозяйственных  средств предприятия  по составу и  размещению (актив,  имущество)

     Все имущество предприятия, его хозяйственные  средства можно подразделить на:
     I) основные средства – это активы, срок службы которых более 1 года и они в процессе производства участвуют многократно;
     II) оборотные средства – они однократно участвуют в процессе производства и полностью передают свою стоимость на готовую продукцию.
     К оборотным средствам относятся сырье, материалы, готовая продукция, незавершенное производство (продукция, не прошедшая всех стадий обработки), а также деньги на расчетном счете и в кассе и дебиторская задолженность (нам должны)
     III) отвлеченные средства – это средства (временно и навсегда) изъятые из оборотов предприятия:
     - авансовые платежи поставщикам  и налогов в бюджет;
     - финансовые вложения (долгосрочные  и краткосрочные);
     - убытки (Убытки = Доходы – Расходы < 0 – это антиприбыль)
     Финансовые вложения – это акции, облигации и другие ценные бумаги, а также займы и кредиты выданные, участие в уставных капиталах других организаций.
     IV) нематериальные активы – это стоимость патентов, торговых марок и товарных знаков, названия фирмы, а также деловая репутация организации и организационные расходы (при определенных условиях).
     Деловая репутация – это разность между покупной ценой имущества и стоимостью актива и пассива баланса (Стоимость – (Актив + Пассив) = Деловая репутация).

5. Классификация хозяйственных средств предприятия по источникам образования (пассив, обязательства).

     Хозяйственные средства по источникам образования  подразделяются на:
     I) источники собственных средств:
     1) уставный капитал – величина уставного капитала, зарегистрированного в учредительных документах и представляет собой совокупность вкладов учредителей (участников) организации, то есть их долей, акций, паевых взносов;
     2) амортизация (износ) – это процесс постепенной передачи, переноса стоимости основных средств и нематериальных активов на стоимость готовой продукции;
     3) резервы и целевое финансирование (15-20% прибыли, формируемой в соответствии с уставом за счет прибыли) – резервы создаются для покрытия убытков организации и для обеспечения сомнительных долгов (долг, не погашенный в срок); целевое финансирование, как правило, осуществляет вышестоящая организация и оно предназначено для определенных целей;
     4) добавочный капитал – возникает в случае дооценки основных средств или при получении имиссионного дохода акционерного общества.
     5) прибыль – это разница между доходами и расходами организаций (это финансовый результат хозяйственной деятельности).
     II) заемные (привлеченные) средства:
     1) краткосрочные и долгосрочные  кредиты и займы;
     2) кредиторская задолженность (наш  долг) перед поставщиками, бюджетом по налогам, фондам (пенсионным, социального страхования, фондом медицинского страхования), перед рабочими и служащими оп заработной плате.

Бухгалтерский баланс

      Понятие о бухгалтерском  балансе.
      Содержание и структура бухгалтерского баланса. Особенности бухгалтерского баланса.
      Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций. Четыре типа изменения в балансе.

1. Понятие о бухгалтерском  балансе

     Бухгалтерский баланс представляет собой средства группировки и обобщенного отражения в денежной оценке на 1 число каждого месяца хозяйственных средств предприятия.
     Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, одна сторона которой называется «Актив» (с латинского «быть»). В ней расположены хозяйственные средства предприятия по виду и размещению в специальной группировке. Другая часть таблицы называется «Пассив» (с латинского «объяснять»). В ней расположены хозяйственные средства предприятия по источникам образования в специальной группировке.
     Каждый  отдельный вид средств и источников в балансе называется статьей, например, «Основные средства», «Денежные средства», «Уставный капитал» и т.д. Статьи имеют расшифровки, например, статья «Запасы» имеет расшифровки: «сырье и материалы», «товары отгруженные и прочее».
     Статьи  объединяются в разделы.
     В активе баланса 2 раздела:
     I – Внеоборотные активы
     II – Оборотные активы
     В пассиве баланса 3 раздела (разделы  в балансе имеют сквозную нумерацию):
     III – Капитал и резервы
     IV – Долгосрочные обязательства
     V – Краткосрочные обязательства
     Итог  актива всегда должен быть равен итогу пассива. Этот показатель называют валютой баланса или балансом (строка 300 равна строке 700).

2. Содержание и структура  бухгалтерского баланса.  Особенности бухгалтерского  баланса.

     Существующая  в настоящее время форма баланса, имеющая 5 разделов, статьи и расшифровки, является рекомендованной организациям (то есть не является обязательной к применению). Предприятие имеет право вводить по своему усмотрению показатели в активе и пассиве, которые для них будут являться значительными. В тоже время в балансе должны быть сохранены итоговые показатели разделов и показатели валюты баланса.
     Особенностью  баланса, применяемого в настоящее время, являются статьи:
      1) «Основные средства» (стр. 120), где  должна быть показана остаточная  стоимость основных средств, которая получается как разница между первоначальной стоимостью (счет 01) и суммой накопленной амортизации (счет 02).
     Счет 01 – счет 02 = остаточная стоимость (?0);
     2) «Нематериальные активы» (стр. 110), где также показывается остаточная стоимость нематериальных активов, которая получается как разница между первоначальной стоимостью нематериальных активов и суммой накопленной амортизации:
     Счет 04 – счет 05 = остаточная стоимость  НМА (?0);
     3) «Собственные акции, выкупленные  у акционеров» (счет 81, Активный объект учета), показывается в пассиве баланса в круглых скобках, при подсчете итога раздела III вычитается.
     4) «Нераспределенная прибыль (непокрытый  убыток)», где должна быть показана  прибыль (или убыток) прошлых лет,  учтенная на счете 84 и прибыль (или убыток) отчетного года, учтенная на счете 99; если у организации получается финансовый результат – убыток, то он показывается в строке 470 в круглых скобках, при подсчете итога раздела III также вычитается.

3. Изменения в балансе  под влиянием хозяйственных операций. Четыре типа изменения в балансе.

     Баланс  является средством контроля за работой  предприятия по состоянию на 1 число  каждого месяца. С началом следующего отчетного периода на предприятии  происходит множество хозяйственных  операций, которые по-своему влияют на баланс. Все эти хозяйственные операции можно разделить на 4 типа.
     1) Активные (А+А-). При этом типе изменения происходят в активе баланса: одна статья (или подстатья) увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же величину. Итог не меняется, равенство сохраняется. Например, если получены деньги в кассу с расчетного счета 100.000 р.:
     А «Касса» +100.000
     А «Расчетный счет»  –100.000,
     итог  актива не изменился.
     Например, переданы материалы юридическому лицу как взнос в уставный капитал этого юридического лица 100.000:
     А «Финансовые вложения» +100.000
     А «Материалы» –100.000,
     итог  актива не изменился.
     2) Пассивные (П+П-). При этом изменении одна статья (или подстатья) пассива увеличивается, а другая уменьшается, итог пассива не меняется. Например, часть прибыли направлена на увеличение уставного капитала организации:
     П «Уставный капитал» +100.000
     П «Прибыль» –100.000,
     итог  пассива не изменился.
     3) Активно-пассивные в сторону увеличения (А+П+). При этом изменении в балансе одна статья актива увеличивается и одна статья пассива увеличивается на ту же сумму. Итог актива и пассива также изменится (увеличится) на ту же сумму. Например, поступили материалы от поставщиков:
     А «Материалы» +14.000
     П «Расчеты с поставщиками (кредиторская задолженность» +14.000,
     Увеличение  пассива и актива на 14.000.
     Например, получен краткосрочный кредит банка:
     А «Расчетный счет» +100.000
     П «Расчеты по кредитам и займам (кредиторская задолженность» +100.000,
     Увеличение  пассива и актива на 100.000.
     4) Активно-пассивные в сторону уменьшения (А-П-). При этом изменении в балансе одна статья актива уменьшается и одна статья пассива уменьшается на ту же сумму. Итог актива и пассива также изменится (уменьшится) на ту же сумму. Например, перечислены с расчетного счета средства в погашение задолженности поставщику 60.000р.:
     А «Расчетный счет» -60.000
     П «Расчеты с поставщиками (кредиторская задолженность» -60.000,
     Уменьшение  пассива и актива на 60.000.
     Практическое  задание на типы изменений  в балансе
Содержание  хозяйственной операции Актив Пассив Тип изменения
+ +
1. Выдана  заработная плата работникам  предприятия   50   70 А-П- (IV)
2. Перечислены  налоги бюджету   51   68 А-П- (IV)
3. Отпущены  материалы в основное производство 20 10     А+А- (I)
4. Погашен  краткосрочный займ   51   66 А-П- (IV)
5. Сформирован  уставный капитал открытием расчетного  счета 51 75     А+А- (I)
6. За  счет прибыли начислена премия  работникам     70 84 П+П- (II)
7. Приобретены  акции на бирже 58 51     А+А- (I)
8. Перечислена  задолженность пенсионному фонду   51   69 А-П- (IV)
9. Начислена  амортизация по основным средствам 20   02   А+П+ (III)
10. Обнаружен  излишек в кассе 50   91   А+П+ (III)
11. Обнаружена  недостача материальных ценностей  на складе (списана на убытки)   10   91 А-П- (IV)
12. Начислены  отпускные работникам предприятия 20   70   А+П+ (III)

Счета бухгалтерского учета

      Счета бухгалтерского учета, их строение. Счета  активные, пассивные  и активно-пассивные.
      Двойная запись операций на счетах. Ее сущность. Проводки простые и сложные.
      Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь.
      Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.
      План счетов бухгалтерского учета.

1. Счета бухгалтерского  учета, их строение. Счета активные,  пассивные и активно-пассивные

     Счета бухгалтерского учета представляют собой средства контроля и текущего отражения хозяйственных средств и их источников. Счета открываются на основании статей баланса: на основании статей актива – активные, на основании статей пассива – пассивные.
      Схематически счет представляет собой двухстороннюю Т-образную таблицу. Левая часть счета называется «дебет» («он должен»), правая часть счета называется «кредит» («он имеет»).
     Каждый  счет имеет свой номер и название. Запись на счетах начинается с выноса остатка на начало месяца – сальдо.
     Открыть счет – это значит вынести начальное  сальдо.
      У активных счетов сальдо записывается по дебету, у пассивных – по кредиту!
     В течение месяца на счетах отражается движение средств и источников, так  как в бухгалтерском учете  отчетным периодом является календарный месяц, за который подсчитываются итоги, то есть выводится сальдо конечное.
     У активных счетов по дебету отражается увеличение, а по кредиту – уменьшение объекта учета. У пассивных – наоборот: по дебету – уменьшение объекта учета, по кредиту – увеличение!
     

     В конце месяца по каждому счету  подсчитываются итоги. Итог движения средств  или источников за месяц называется оборотом. В конце месяца после подсчета оборотов по дебету и кредиту подсчитывается сальдо конечное. Которое записывается в дебет и кредит счета (в зависимости от типа счета).
     У активных счетов:
     Ск = Сн по дебету + оборот по дебету – оборот по кредиту (записывается в дебет  счета)
     
     У пассивных счетов:
     Ск = Сн по кредиту + оборот по кредиту –  оборот по дебету
     
 
     Пример  отражения на счетах хозяйственных операций. Составить бухгалтерские проводки и отразить на счетах 50 «Касса», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 51 «Расчетный счет» следующие хозяйственные операции, зная, что Сн по счету 50 = 3.000, по счету 70 = 15.000, по счету 51 = 100.000.
     1. В кассу поступили средства  с расчетного для выдачи заработной  платы в размере 15.000 р.
     Д50 К51 – 15.000
     +А  «Касса» (Д50)
     –А  «Расчетный счет» (К51)
     2. Из кассы выдана заработная  плата работникам предприятия  14.000 р.
     Д70 К50 – 14.000
     –А  «Касса» (К50)
     –П  «Расчеты с персоналом по оплате труда» (Д70)
     3. Сдана на расчетный счет сверхлимитная  сумма из кассы 1.000 р.
     Д51 К50 – 1.000
     +А  «Расчетный счет» (Д51)
     –А  «Касса» (К50)
   
 
     Счета, у которых сальдо может быть как  дебетовым, так и кредитовым называются активно-пассивными. Если сальдо у счета  и по дебету, и по кредиту – оно называется развернутым. Итоговое сальдо называется свернутым.
      В балансе  по активно-пассивным счетам сальдо показывают развернутым, то есть дебетовое  в активе баланса, кредитовое – в  пассиве.
     Например:
     1. Начислена арендная плата арендодателю
     Д20К76 10.000
     2. Начислена арендная плата арендатора
     Д76К91 20.000
     3. Получена арендная плата от  арендатора
     Д51К76 30.000
     4. Перечислена арендная плата арендодателю
     Д76К51 15.000
     В общем, структура активно-пассивного счета выглядит следующим образом:

2. Двойная запись  операций на счетах. Ее сущность. Проводки  простые и сложные

 
     Каждая  хозяйственная операция отражается на счетах дважды в дебете одного и  кредите другого счета в одинаковой сумме. Указанные наименования и  номер дебетуемого и кредитуемого счета называются бухгалтерской проводкой.
     Проводки, в которых один счет дебетуется, а другой кредитуется называются простыми (например, Д50 К51).
     Сложными называются проводки, в которых один счет дебетуется, а два или несколько кредитуются или наоборот (например, получены материалы от поставщиков по договорной цене 300.000 р, в т.ч. 18% НДС).
     Д10 «Материалы» – 254.237
     Д19 «НДС по приобретенным ценностям»– 45.763
     К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  – 300.000
     или в другой форме записи
     Д10К60 254237
     Д19К60 45763
     Любую сложную проводку можно выразить несколькими простыми.

3. Счета синтетического  и аналитического  учета, их назначение  и взаимосвязь

     Счета, открытые на основании статей баланса  называются синтетическими. Они показывают состояние хозяйственных средств, расчетов в обобщенном виде. Это те счета, которые перечислены в плане счетов.
     Более детальную характеристику счета  можно отразить с помощью аналитических счетов. Аналитические счета открываются на основании синтетических счетов. Например, к синтетическому счету 10 «Материалы» могут быть открыты аналитические счета: «Ткани шерстяные», «Ткани полушерстяные», «Красные», «Черные», «Доски», «Топливо» и т.д.
     Основной  особенностью аналитических счетов является:
     1. Сальдо на начало всех аналитических счетов равно сальдо на начало синтетического счета, к которому они открыты.
     2. Сумма оборотов по дебету всех  аналитических счетов равна обороту  по дебету синтетического счета,  соответственно и кредит счетов.
     3. Сальдо на конец всех аналитических счетов равно сальдо на начало синтетического счета, к которому они открыты.
     Счета аналитического учета, на которых ведется  учет только в денежном измерении  выглядят также, как и синтетические  счета. Их показатели имеют только денежное выражение.
     Аналитические счета, на которых ведется учет и в натуральном, и в денежном измерении отражают движение средств и в денежном выражении, и в количественном (натуральном).

4. Оборотные ведомости  по счетам синтетического  и аналитического  учета

     Перед составлением бухгалтерского баланса в конце каждого месяца на основании данных по счетам составляется оборотная ведомость. Она представляет собой таблицу, в которой показываются номера и наименования счетов, остаток на начало по дебету и кредиту и остаток на конец по дебету и кредиту. Условием правильности выполненной работы является наличие трех пар равенств итога:
     1. Остатки на начало по дебету  и кредиту равны между собой.
     2. Обороты дебетовые и кредитовые  между собой равны (т.к. существует  принцип двойной записи).
     3. Остатки на конец между собой равны.
     Оборотная ведомость по аналитическим счетам представляет расшифровку синтетических  счетов. Их на предприятии будет  составлено столько, ко скольким синтетическим  счетам они открыты.
     Оборотные ведомости по аналитическим счетам, на которых ведется учет и в натуральном, и в денежном измерении составляются с указанием количества и суммы.
     Основанием  для заполнения ведомостей по аналитическим  счетам являются аналитические счета. Итог аналитической оборотной ведомости  равен строке данного счета в оборотной ведомости по синтетическим счетам.

5. План счетов бухгалтерского  учета

     План  счетов бухгалтерского учета – это  перечень счетов, отражающих группировку  необходимой информации о хозяйственной  деятельности предприятия, которая  служит для управления, контроля, обобщения и анализа.
     В основу группировки счетов положены экономические особенности учитываемых  объектов, характер их участия в  кругообороте средств, а также особенности  хозяйственных процессов.

Доходы  и расходы организации

     Порядок учета доходов и расходов организации определен в ПБУ 9 и ПБУ 10.
     Доход – это увеличение экономических выгод (экономическая выгода – это получение дохода).
     Расход – это уменьшение экономических выгод.
     Все то, что поступает на предприятие (имущество и обязательства) и выбывает с предприятия можно квалифицировать как доходы и расходы организации или не доходы и не расходы.
       = (к концу года 99 a 84)
     Все доходы и расходы можно поделить на 2 группы:
     1. Доходы и расходы от обычных  видов деятельности (сч. 90)
     2. Прочие доходы и расходы
     – операционные (сч. 91)
     – внереализационные (сч. 91)
     – чрезвычайные (сч. 99)
     Операционные: аренда, лизинговые соглашения, участие в уставном капитале других организаций и проч.
     Внереализационные: штрафы, пени, неустойки, курсовые разницы, безвозмездно полученные ценности и проч.
     Чрезвычайные: доходы и расходы, полученные в результате стихийных бедствий, пожаров и наводнений и национализации, в т.ч. страховое вознаграждение.

Документация  и инвентаризация

      Сущность  и значение документов.
      Классификация документов.
      Требования, предъявляемые в документах.
      Документооборот.
      Инвентаризация, ее виды и значение.

1. Сущность и значение  документов

     Порядок составления документов определен  Федеральным Законом «О бухгалтерском  учете» в ст.9 и «Положением о  документах и документообороте в  бухгалтерском учете», утвержденным приказом Минфина СССР №105 от 29 июля 1983г.
     Документы – это письменное распоряжение на совершение хозяйственной операции или письменное подтверждение факта осуществления операции.
     Документы являются источником учетной экономической  информации, используемой в управлении, контроле и анализе хозяйственной  деятельности, обеспечивают сохранность собственности, имеют правовое и юридическое значение, являются письменными доказательствами при спорах.
     Разрабатывают формы первичных учетных документов Госкомстат, Госстрой, Минтруда и ЦБ РФ.
     Показатели  и значения в унифицированных  формах в организации не должны меняться, они могут дополняться по необходимости.
     Кассовые  и банковские документы  изменению не подлежат.

2. Классификация документов.

     Документы классифицируются:
     ПО  НАЗНАЧЕНИЮ:
     1. оправдательные (накладная, счет, кассовый  ордер);
     2. бухгалтерского оформления (бухгалтерская справка, расчеты);
     3. распорядительные (платежные поручения,  кассовый ордер, приказ о приеме  на работу и зачисление в  штат)
     4. комбинированные (расчетно-платежные  ведомости).
     ПО  ОБЪЕМУ СОДЕРЖАНИЯ:
     1. первичные (кассовый ордер, требование, накладная, чек)
     2. сводные (авансовый отчет, расчетно-платежная  ведомость).
     ПО  СПОСОБУ СОСТАВЛЕНИЯ:
     1. разовые (требования, накладные);
     2. накопительные (лицевой счет, лимитно-заборная  карта).
     ПО  МЕСТУ СОСТАВЛЕНИЯ:
     1. внутренние (накладные-требования);
     2. внешние (платежные требования  или поручения, выписка банка).

3. Требования, предъявляемые  в документах

     К бухгалтерским документам предъявляются  следующие требования:
     – они должны быть составлены своевременно, то есть в момент совершения операции или сразу после ее окончания;
     – документ должен быть достоверным, а  также составлен четко и иметь  ясное содержание.
     К составлению документов предъявляются  следующие требования:
     1. документы должны быть составлены  на специальных бланках;
     2. документы должны строго соблюдать установленные формы и реквизиты;
     3. в документе должен быть четко  и разборчиво написан текст  и цифры;
     4. незаполненные реквизиты прочеркиваются  одной чертой;
     5. денежная сумма указывается цифрой  и прописью.
     В документе должны быть подписи должностных лиц с указанием должности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.