На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Принципы в педагогике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПРИНЦИПЫ В  ПЕДАГОГИКЕ 
 
 
 

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ                            ДИДАКТИЧЕСКИЕ 
 
 
 

    •   аксиологический                    • общие,
    •   культурологический                 • принципы,
    •   антропологический                    относящиеся к целям и
    •   гуманистический                      содержанию обучения,
    •   синергетический                    • принципы,
    •   герменевтический                     охватывающие
        валеологический                      дидактический процесс
                                             и адекватную ему
                                             педагогическую 
 

            Рис. 2.2.1 Классификация принципов  в педагогике 

                   Методологические принципы
     Начнем  с метопринципов. Взяв за основу метопринципы,
сформулированные  В.И. Андреевым, сформируем их список,
включающий      в    себя   аксиологический,   культурологический,
антропологический,        гуманистический,        синергетический,
герменевтический. Дополнив их валеологическим принципом, мы, как
нам кажется, сделаем  первый шаг к формированию системы
метопринципов.
     Сделаем  небольшое отступление, касающееся  важности
методологических  принципов. На протяжении многих веков  педагоги с
неизбежностью выходили на философское осмысление целей,
ценностей, методологических принципов исследования проблем  в сфере
образования. И  это не случайно. Философское осмысление многих
современных проблем  образования важно не только для  разработки
философско – методологических основ педагогики. Оно не менее
значимо и для  педагога – практика, для его профессионального
становления и  философского осмысления своей миссии.
     Приступая     к   философскому    обоснованию    современной
педагогики, нам  хотелось бы убедить читателя в том, что мощь
философских методологических принципов (метопринципов), позволяет
выйти на принципиально  новый уровень и глобально-философски, с позиций педагога-исследователя, увидеть и осмыслить современные проблемы педагогики. Эти метопринципы позволяют не только философски осмыслить многие педагогические проблемы, но и по -новому выстроить и существенно скорректировать профессионально –
личностную философию  преподавателя.
     После  такого предисловия к метопринципам дадим краткую
характеристику  метопринципам, более подробно описываемых в
книге[2]. 

                   Аксиологический метопринцип
      Здесь мы будем говорить о  метопринципе как о методологическом
подходе к анализу  приоритетных педагогических ценностей  в
образовании. Понятие ценность, используемое в философии,
психологии, социологии и педагогике, применяется для  обозначения
свойств объектов и явлений, а также теорий и  идей, служащих эталоном
качества и  идеалом должного в соответствии с социально –
обусловленными  приоритетами развития культуры. Принято  считать,
что для вывода России из кризисных ситуаций необходимо, чтобы
ценностные ориентации в процессе обучения были смещены  на развитие
и саморазвитие духовно – нравственных качеств  личности, ее культуры,
интеллигентности. 

                  Культурологический метопринцип
      В последнее время термин культура  стали использовать для
характеристики  качества различных видов человеческой деятельности,
общения, жизнедеятельности  отдельного народа и даже цивилизации.
Сегодня мы говорим  о культуре общения, профессиональной культуре,
нравственной  культуре и т.д. В книге А.И. Арнольдова «Введение в
культурологию» отмечается, что в настоящее время в научный оборот
введено более 250 различных определений понятий  культура. Сам автор
считает, с чем  можно согласится, что культура специфический способ
человеческой  деятельности, единство многообразия исторически
выработанных  форм деятельности, отражающий, отражающий степень
«очеловечевания» природы и меру саморазвития человека.
      Поскольку культура противопостоит некультурности, варварству,
дикости, то понятие  «культура» характеризует и меру образованности, и
степень овладения  той деятельностью о культуре которой идет речь.
Кроме того, уровень  культуры человека определяется не только тем, что
он есть сегодня, но и тем, к чему он стремиться.
      Одна из уникальных характеристик  человека с высокой культурой
– это способность  к непрерывному самообразованию, самовоспитанию и
саморазвитию. 
 
 
 

                                 143 
 

                 Антропологический метопринцип
     Исследование  осуществляется с учетом достижений  комплекса
наук о человеке с целью получения целостного системного знания о
человеке с целью развития образовательных систем. Принцип требует
синтеза и использования  достижения многих наук и искусств. В
частности, исследования в медицины, физиологии и образования
приводят к  появлению новой биосоциальной педагогики. 

                  Гуманистический метопринцип
      Применительно к открытому образованию  наиболее значимым и
объемным становится гуманистический метопринцип. Принцип требует
учета приоритетных ценностей личности педагога и учащихся,
гармонизации  их интересов.
      То, что образовательными услугами  в системе ОО могут
пользоваться  инвалиды и раненые в результате боевых действий в
горячих точках, офицеры, увольняемые в запас и стремящиеся получить
гражданское образование, безработные и др. уже является реализацией
этого принципа. Сам процесс обучения гуманистичен к личности т.к.,
например, учеба  не ограничивается жесткими рамками  времени,
слушатель разрабатывает  свою траекторию обучения, опираясь на
потенциал различных  вузов, выбирая различные дисциплины для
изучения. Он может  совмещать учебу с производственной
деятельностью. Кроме того, сама процедура вступления в систему ОО
«открытой» со свободным доступом.
      Принцип гуманизации заключается в обращенности обучения и
образовательного  процесса в целом к человеку, в  создании максимально
благоприятных условий для овладения обучающимися социально
накопленным опытом (содержание обучения), для освоения избранной
профессии, для  развития и проявления творческой индивидуальности,
высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических
качеств, которые  обеспечивали бы ему социальную защищенность,
безопасное и  комфортное существование. 

                  Синергетический метопринцип
       В классических науках, начиная  с Аристотеля, и особенно, после
открытий Ньютона, эволюция природы и человека рассматривалась  как
нескончаемая  цепь причинно-следственных связей без  скачков и
возвратов. Однако с развитием релятивистской механики, генетической
биологии стал разрабатываться синергетический  подход, где главный
акцент делается на изучение открытых систем, которые  обмениваются
энергией и  веществом с внешним миром, где  система рассматривается в
позиций самоуправления, самоорганизации, саморазвития. Этот
принцип является базовым в теории открытого образования.
       В 80-е годы прошлого века  большое внимание исследователей
привлекают проблемы самоорганизации, перехода от хаоса  к порядку.
                                 144 
 

Немецкий ученый Г. Хакен назвал теорию самоорганизации
синергетикой (теория совместного действия)Синергетика изучает такое
взаимодействие  элементов системы, которые приводят к возникновению
пространственно-временных      структур      в    макроскопических
масштабах[3].
       Синергетику можно рассматривать  как часть общего системного
анализа, поскольку  и в синергетике, и в системном  анализе основной
интерес представляют общие принципы, лежащие в основе
функционирования  системы[4]. 

                 Герменевтический метопринцип
    Применительно  к обучению следование этому  принципу должено
быть направлено на то, чтобы обучаемый понимал  смысл изучаемого
материала. Герменевтика и переводится как разъясняю, истолковываю.
Требования принципа актуализируются при Интернет-обучении, когда
основные коммуникации проходят при невербальном общении  при
помощи электронной  почты. 

                   Валеологический метопринцип
      Здесь мы обратим внимание  на метопринцип, не упоминаемый
почему-то авторами. Речь идет о здоровье. Очевидно, что  знания и
умения, получаемые в вузе, должны быть у психически и физически
здорового человека.
    Валеологическая проблема стоит и при традиционном обучении, но
особо возрастает при дистанционном обучении, которое  доминирует в
системе ОО. Например, расписание занятий, сложившееся в
традиционной  системе (за соблюдением которого следят и
администрация и преподавательский состав учебных  заведений), единый
ритм учебы, традиционный режим деятельности учебного заведения  как
таковой, -в ДО отсутствует. Поэтому необходимо особое внимание
уделять вопросам валеологии ДО: организации рабочего места
преподавателей  и студентов, взаимодействие с компьютером,
отрицательного  влияния различных факторов этого  взаимодействия на
здоровье участников учебного процесса, режиму учебной  деятельности в
целом. Главным фактором здоровья человека является здоровый образ
жизни, как формы  и способы повседневной жизнедеятельности
человека, направленные на сохранение и укрепление его здоровья, и
одновременно  условие для осуществления этой деятельности. Важной
проблемой становиться  соотношение трех основных сфер деятельности:
труд и подготовка к трудовой деятельности (рабочее  или учебное время)
быт – время, которое тратится на работу по дому, уход за собой и т.д.,
досуг-время, свободное от забот и обязанностей.
    Итак, какая, вообще говоря, практическая  польза от
метопринципов? Нам кажется, что все эти метопринципы позволяют, в
первую очередь, правильно сформировать, увидеть  образ будущей
                                 145 
 

системы образования, контуры которой характеризуются  важными
отличительными  чертами (характеристиками) перспективной  системы
образования, которая  оказалась бы способной найти  необходимые
ответы на вызовы (требования) XXI-го века. С помощью  них можно
выделить и  оценить их уместность и правильность.Например,
применительно к российской системе образования  эти черты в
формулируются в таком видетаком виде[5]:
        ? фундаментализация       образования,   которая    должно
           существенным образом повысить  его качество;
        ? опережающий характер всей  системы образования, ее
           нацеленность       на       проблемы        наступающей
           постиндустриальной цивилизации  и развитие творческих
           способностей человека;
        ? существенно большая доступность  системы образования за
           счет широкого использования  методов дистанционного
           обучения и самообразования на  основе перспективных
           информационных и телекоммуникационных  технологий. 

                     Дидактические принципы
      Как следует из классификации,  кроме метопринципов для
педагогической  практики в системе открытого образоввания важны
дидактические принципы. Они нужны, чтобы научно-обоснованно
подготовить и  провести учебный процесс.
      Принципами обучения (дидактическими  принципами) в высшей
школе принято  называть положения, выражающие зависимость  между
целями подготовки специалистов с высшим образованием и
закономерностями, направляющими практику обучения в  вузе. Учеными
в области дидактики  они рассматриваются, по утверждению  С.И.
Архангельского, «как рекомендации, направляющие педагогическую
деятельность  и учебный процесс в целом, как способы достижения
педагогических  целей с учетом закономерностей  и условий протекания
учебно-воспитательного  процесса, как система общих и принципиально
важных ориентиров, которые определяют содержание, методы,
организацию обучения и способы анализа его результатов».
Дидактические принципы выступают в качестве ориентировочной
основы преподавания. Такое их значение вытекает из утверждения  С.И.
Архангельского  о том, что «началом общей дидактики  является закон
единства учебной  и обучающей деятельности. Этот закон  и принципы
обучения составляют заповеди классической теории обучения.
Дидактика опирается  главным образом на следующие  принципы
обучения: научности, системности, связи теории с практикой,
сознательности  обучения, единства конкретного и  абстрактного,
доступности, прочности  знаний, соединения индивидуального  и
коллективного. Все эти принципы взаимосвязаны  и взаимозависимы,
дополняют друг друга. В практике обучения они находят  применение в
                                146 
 

виде правил, методов и форм организации и проведения учебной
работы. В принципах  обучения заключен исторический и
педагогический  опыт, общественный смысл, они выражают картину
состояния процесса обучения».
      Таким образом, практические указания  по осуществлению
обучения закреплены преимущественно в принципах  и правилах их
реализации, носящих  название дидактических принципов  и правил.
Дидактические принципы (принципы дидактики) — это  основные
положения, определяющие содержание, организационные формы  и
методы учебного процесса в соответствии с его  общими целями и
закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные
основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А.
Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения
характеризуют способы использования законов  и закономерностей в
соответствии с намеченными целями.
      В педагогической интерпретации  правило — это основанное на
общих принципах  описание педагогической деятельности в
определенных  условиях для достижения определенной цели, Чаще всего
под правилами  обучения понимают те руководящие положения, которые
раскрывают отдельные  стороны применения того или иного  принципа
обучения.
      Правила обучения занимают низшую  ступеньку в иерархии
педагогической    теории     ЗАКОНЫ      (ЗАКОНОМЕРНОСТИ)         –
ПРИНЦИПЫ - ПРАВИЛА Они являются как бы переходным звеном от
теории к практике. На основе правил обучения нельзя прогнозировать
развитие дидактических  явлений — это лишний раз доказывает их
практическую  направленность. В правилах обычно предусматривается
типичный способ действия учителей в типичных ситуациях  обучения[6].
      В еще более популярном толковании  дидактические правила —
это конкретные указания преподавателю о том, как  нужно поступить в
типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность
овладения ими  у некоторых теоретиков дидактики  и учителей-практиков
вызывает возражения. Они считают, что скрупулезное исполнение
правил может  отрицательно повлиять на развитие творческой
инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует  уделять
изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого
применения на практике.
      Старая дореволюционная школа,  наоборот, главное внимание
уделяла обучению учителей конкретным правилам учебной  работы.
Учебные пособия  для учителей — это, по сути, сборники
педагогических  правил, рекомендаций, по возможности  на все случаи
школьной жизни. Не удивительно, что все новое  в обучении решительно
пресекалось и  прогресс методики шел медленными темпами.
      Истина, как всегда, находится между  крайностями. Нельзя
слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного
                                147 
 

соблюдения, поскольку  чрезмерно рьяное исполнение их может
действительно привести к сковыванию творческой инициативы
учителей, но нельзя также совсем от них отказываться, обрекая учебную
работу на полную свободу действий. В обучении, как  и во всех других
трудовых процессах, очень много стандартных, типичных ситуаций,
когда особого  творчества учителю проявлять не нужно, более того, оно
может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая
правила. Вспомним, какое значение для практики имели  и имеют
правила обучения Я. Коменского и А. Дистервега.
      Правила предписывают преподавателю  выполнять в той или иной
ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение
определенных  требований, но, как это будет  сделано, целиком и
полностью зависит  от учителя. Например, ученик опоздал  к началу
урока и появился в классе после звонка. Правило  предписывает учителю
осуществить в  данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку
любое нарушение  дисциплины не должно проходить незамеченным. Но
как учитель  отреагирует на это нарушение  — целиком и полностью
зависит от конкретной ситуации, личности учащегося, характера
опоздания, сложившихся  отношений и многих других причин.
      Правила вытекают из принципов  обучения. Принципы
реализуются через  правила обучения, которые есть средство реализации
принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически
следуют из принципов, но являются обобщением практического  опыта
многих поколений  учителей. Практический опыт обучения более всего
закрепляется  именно в правилах (писаных или  неписаных). С одной
стороны, это  играет положительную роль, так как  сохраняется
преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой —
отрицательную, потому что закрепляются не только хорошие, но и
плохие (большей  частью неписаные) правила, изменить которые  бывает
очень трудно.
      Сколько же всего правил? На  этот вопрос лучше всего ответить
словами К.Д. Ушинского: «...Самые эти правила не имеют  никаких
границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них
можно составить  несколько томов. Это одно уже  показывает, что
главное дело вовсе  не в изучении правил, а в изучении тех научных
основ, из которых  эти правила вытекают».
      Обычно правила имеют форму  советов-напоминаний учителю о
том, что нужно  делать для возможно более полного  выполнения
требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они почти не
содержат. Это  обусловливает творческий характер их применения.
      Итак, как стало ясно из изложенного,  принципы обучения
определяют подготовку специалистов через дидактическую  систему, в
которой они выступают как единое целое, отражая некоторую
концепцию. Естественно  поэтому, что каждый ученый в области
дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему
                                 148 
 

принципов обучения, пытаясь найти ответы на вопросы: для чего, как и
чему учить. Исследования, проведенные М.Г. Гаруновым, показывают,
что можно выделить группы стратегических принципов обучения в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.