На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Москва центр развития русской культуры XV- XVI вв

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ОГЛАВЛЕНИЕ 

    Стр.
  Введение……………………………………………………………………… 3

Особенности развития русской культуры XV-XVI вв…………………… 7
2. Архитектура Москвы XV-XVI вв ………………………………………… 9
3. Изобразительное искусство XV-XVI вв…………………………………. 9
4. Декоративно-прикладное искусство……………………………………… 23
5. Литература………………………………………………………………….. 25
6. Театр………………………………………………………………………… 27
7. Музыка……………………………………………………………………… Московский Кремль……………………………………………...................
30 33
8. 9.
Выводы………………………………………………………………………… 34
     
 
 
 
 
 
 

Введение
         Слово культура «cultura» появилось в латинском языке. Оно происходило от «colere», которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать.
         Римляне употребляли слово «культура» только в словосочетаниях, означающих совершенствование. Cтали активно использовать термин «culture», противопоставляя его слову naturale - природа.
         Культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. К культуре относилось только то, что касалось развития, самосовершенствования человека.
      Культура  народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
        Долгие годы русская культура - это устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.
          Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.
        В самые тяжелые времена именно Москва выдвинула идею собирания земель в единое государство, помогла выжить русской культуре.
      Вся энергия государственной жизни исходила от Москвы, она стала мощным очагом культуры, ее бурно развивающимся центром.
      1.Особенности  развития русской  культуры XV-XVI вв.
        Москва всегда играла особую роль в судьбах русского народа. В самые тяжелые времена именно она помогла выжить русской культуре.
      Все силы русского народа были собраны  для создания русского национального  государства. К концу XV в. Русь становится московской, так как Москва играет в ней роль несравнимую с ролью  каких-либо других городов страны. Вся  энергия государственной жизни исходит от Москвы, она становится мощным очагом культуры, ее бурно развивающимся центром.
        На протяжении XV—XVI вв. продолжается расцвет русской культуры, который был связан с подъемом национального самосознания. Расширяются знания о мире, становятся обычным явлением путешествия в Константинополь и на Ближний Восток. В апреле 1564 г. из типографии Ивана Федорова вышла первая русская печатная книга «Апостол». Всего до конца XVI в. в России вышло 20 наименований печатных книг, в основном богословского содержания. Продолжалось развитие ремесел, в частности, литейного дела. Особенно известен стал Андрей Чехов, отливший знаменитую Царь-пушку. 

      2. Архитектура Москвы XV-XVI вв.
      Для этой эпохи характерен значительный подъем строительного искусства. На рубеже XV - XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве - стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, Пьетро Солари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.) и русские мастера (Василий Дмитриевич Ермолин и др.). Использовали при этом традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского, зодчества, а также приемы итальянской архитектуры эпохи Ренессанса.
      Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества  наиболее развитых феодальных княжеств, обретает свой самобытный стиль, в котором переплетаются традиции зодчества домонгольской Руси. Архитектура Московского государства отличалась сравнительным постоянством основных типов строительства, характерных для феодального уклада. Это жилые дома и хозяйственные постройки, церкви и звонницы, палаты и монастырские здания, крепостные сооружения, однако структура зданий и сооружений, их стилевой характер развивались вместе с изменением жизненных реалий, социальных и идеологических условий, оборонительных требований.
        Изменялись конструкции и строительные  материалы, а вместе с ними  — архитектура зданий и сооружений. Наряду с каменными огромное значение имели деревянные постройки, которые на Руси всегда оставались основным видом массового строительств, оказывая влияние на развитие каменных зданий и сооружений.
      Существенно укрепляли столицу близлежащие  монастыри. Достаточно яркую и новую струю в эту архитектуру внесли зодчие Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 20-х гг. XV в.). Они решительно изменили конструкцию храма. В основном четверике здания были опущены угловые части, поэтому центральные членения фасадов кажутся приподнятыми. Второй ярус состоит из трехлопастных арок с крупными кокошниками. В подножье барабана помещены кокошники поменьше. Венчает храм один стройный купол. В результате вся пышно декорированная композиция приобрела необычайно подвижный, динамичный облик, утратив тяжеловатость, столь характерную для некоторых крупных каменных сооружений прежних лет.
        На востоке от Кремля расстилался посад с параллельной Москве-реке главной улицей. В начале XV вв. благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов. Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах.
      В формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич.
      Московский  Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем каменная стена Белого города и деревоземляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально - кольцевую планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин Москвы.
      Радиальные  улицы с бревенчатыми мостовыми  вели к центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских улиц состояла в основном из деревянных домов, имевших два – три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста были использованы итальянскими архитекторами в Московском Кремле. Позднее башни стали декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями, сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений.
      Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры (граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к композиции деревянных хором.
      В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, были использованы традиции владимиро-суздальского зодчества.
      Величественный  пятикупольный храм с редкими  щелевидными окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членений фасада. В других храмах второй половины XV-XVI в. встречаются свойственные Московской архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а размеренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми.
      Рост  Русского государства и национального  самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвящены важным событиям.
      Огромный  размах строительства, связанного с  возведением крепостных стен, культовых и дворцовых зданий Московского Кремля конца XV— начала XVI в., способствовал совершенствованию техники кладки из кирпича, ставшего с этого времени основным строительным материалом.
      Образцом  технического мастерства было строительство  Успенского собора. Русские мастера  начали строить Успенский собор, но секреты строительства подобных сооружений были забыты и недостроенный собор рухнул — фундамент не выдержал тяжести стен. В Москву был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Он начал строить в Кремле Успенский собор по образцу древнерусских храмов. В московском Успенском соборе много традиционных для русской архитектуры черт: пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс. Величественный и спокойный по своей архитектуре, монументальный Успенский собор стал центром не только Соборной площади Кремля, но и всей Москвы. Из каждой части города были видны его золотые купола.
      С 1475 г. белокаменное строительство заменяется кирпичным.                             В 1489 г. в Кремле возводится Благовещенский собор, который был создан псковскими архитекторами, славившимися своими строительными навыками.
        Он служил дворцовой церковью  русских царей. Здесь соединились  черты псковской и московской  архитектуры. Завершил ансамбль  центральной площади Кремля Архангельский  собор, построенный как усыпальница князей и царей. Он был возведен в 1505—1509 годах итальянцем Алевизом Новым. Как и Успенский собор, он шестистолпный, пятикупольный, с пятью апсидами при трех нефах. Его стены украшены пышными деталями венецианской ордерной архитектуры, незнакомыми на Руси карнизами, коринфскими пилястрами. Каждая закомара собора украшена раковиной.
      В те же годы старые стены Кремля заменяются новыми, образованный ими треугольник хорошо вписывается в рельеф местности. Многочисленные кремлевские башни получили шатровый верх. Они имели фортификационное назначение, но, вместе с тем, выполняли роль триумфальных въездов. На Спасской башне устанавливаются первые часы — вокруг неподвижной стрелки вращался ярко расписанный циферблат. В постройке стен деятельное участие принимает мастер Ермолин, который нам известен как реставратор собора в Юрьеве-Польском. Позднее на его место приходят итальянцы — Марко Руффо и Пьетро Солари, которые воздвигают Грановитую палату (1487—1491), получившую свое название по облицовке ее фасада граненым камнем. Ее парадный зал, расположенный во втором этаже, перекрыт крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп. В память о битве за Казань, происшедшей в день Покрова 1 октября 1552 года, в Москве был построен Покровский собор, впоследствии названный храмом Василия Блаженного.
      XVI в. был периодом расцвета крепостного  зодчества. Возникают новые крепостные сооружения в самой Москве: Китай-город, Белый и Земляной города. К этому периоду относятся и отдельные дошедшие до наших дней деревянные церкви. Конструктивные приемы русских мастеров были просты и разумны. Уложенные один на другой венцы создавали клеть. Восьмигранные срубы обычно заканчивались шатром, который венчала маленькая луковичная главка. Шатровая церковь явилась самым совершенным созданием русской деревянной архитектуры.
      В ХV в. (до начала строительства при Иване III) в Кремле было возведено 15 белокаменных и кирпичных построек, среди которых были и жилые палаты. Все эти сооружения не сохранились; подавляющее большинство их было разобрано или перестроено в ХVI — ХVIII вв. Лишь по белокаменному подклету Благовещенского собора, открытому и реставрированному в 1950 г., можно представить себе архитектуру этого времени в Кремле.
    3.Изобразительное искусство.
      В XV столетии московская живопись освободилась от византийского влияния и начался «золотой век» иконописи. Ее расцвет связан с именами Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. В это время живопись была полна новыми идеями. Мастерство московских иконописцев позволяло говорить о рождении самостоятельной художественной школы, истоки которой уходили в предыдущее столетие.
      В начале XV в. усиливается художественная роль Москвы. Здесь  трудились покинувший Новгород Феофан Грек, к кругу его работ можно отнести икону «Донская Богоматерь» — это двусторонняя икона. На лицевой ее стороне Богоматерь Умиление. На обороте иконы представлена сцена Успения Богоматери — центрическая строгая композиция. Предельно скупыми средствами передает художник сцену плача апостолов над телом Марии. Плотные, напряженные краски подчеркивают драматизм события.
      По  свидетельству летописи последние  годы жизни мастер провел в Москве, где в 1405 г. вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля. Живопись Благовещенского собора Московского Кремля является уникальной не только по своим высочайшим художественным достоинствам, но и потому, что она принадлежит древнейшему из сохранившихся иконостасов русской церкви.
      В Третьяковской галерее находятся  три иконы, выполненные для звенигородского собора: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». В этих работах лучше всего сохранился красочный слой, и по ним можно представить себе манеру письма художника. Просветленные чистые краски, тонкая линия рисунка, строгая пропорциональность черт характерны для этих изображений.
      В 1422—1427 годах была создана знаменитая икона «Троица», написанная для каменного  Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского. Сергий, настоятель Троицкого (затем ставшего Троице-Сергиевым) монастыря, в котором прошла юность Андрея Рублева, был страстным проповедником объединения Руси. Идея единства — основная и в иконе. Она написана в память о преподобном Сергии. Композиция иконы, построенной по кругу, создает настроение торжественного покоя. Центральный ангел благословляет стоящую на столе чашу — символ страданий Христа, его жертвы, принесенной им ради людей. Ангелы сидящие, склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют круг – символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение сосредоточенной задумчивости. Гармония подчеркивается и цветом. Синий в сочетании с золотом и охрой придает колориту особое благородство. Яркий чистый голубой цвет, или как его называют, голубец, звучит каждый раз по-новому, но особенно интенсивен в центре иконы, сочетаясь с малиновым хитоном среднего ангела.
      В конце своей жизни Рублев выполнил огромный многорядный иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
      Расцвет живописи конца XV— начала XVI в. связан с творчеством замечательного художника Дионисия (ок. 1440— после 1502), самого известного мастера той поры, иконы которого очень ярки и красочны.
      В 1482 году для Вознесенского монастыря  Московского Кремля Дионисий пишет  икону «Богоматерь Одигитрия» (ПТ). Он изобразил Марию с младенцем Христом на доске старой, испорченной пожаром византийской иконы. Светло-золотистый фон, пурпурный мафорий Богоматери, славящие ее ангелы, ее поза — все служит тому, чтобы подчеркнуть величественность образа.
      В XVI в. в иконописи появляются изображения исторических деятелей и событий. К таким произведениям можно отнести две парные, одинакового размера иконы, выполненные Дионисием для Успенского собора Кремля: «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей». Обе они представляют собой тип так называемых житийных икон. Работы Дионисия отличала огромная сила в передаче настроения, глубокая внутренняя эмоциональность образов.
      Целая серия своеобразных исторических портретов  предстает перед нами в образах  царей и князей в стенописи  Благовещенского собора Московского Кремля, выполненной сыном Дионисия (1508). Некоторые фоны фресок вместо обычных голубых были позолочены. Эти росписи отличает повышенная декоративность. В них нашла выражение характерная для того периода тема преемственности власти московских князей от владимирских и киевских, а через них и от византийских императоров.
      Для Успенского собора Кремля в середине XVI в. создается икона под названием  «Церковь воинствующая», или «Благословенно воинство». Она прославляет казанский поход Ивана Грозного, в аллегорической форме воздает хвалу победителям. Икона написана в сдержанной цветовой гамме. Своеобразным величием пронизано движение войска, разворачивающегося не в глубину, а вширь и вверх. В иконе много жанровых деталей.
      В иконописи конца XVI в. получило распространение своеобразное направление — так называемая «строгановская» школа (некоторые ее художники работали по заказу Строгановых). К этой школе принадлежали многие иконописцы, среди которых самыми известными были Прокопий Чирин, Истома Савин, его сыновья Никифор и Назарий. «Строгановские иконы», обычно небольшие по размерам, характеризуются тонкой манерой письма, почти ювелирной выписанностью деталей. Изысканная красочная гамма обильно включает золото и серебро. Иконы писались для домашних молебен богатых феодалов – ценителей изощренного мастерства. Расширялся контингент заказчиков. Наряду с царским двором, духовенством и боярами украшение каменных церквей и палат вели купцы и разбогатевшие посадские люди.
        Художники умеют захватить зрителя занимательностью рассказа. Фигуры святых на этих иконах имеют сильно вытянутые пропорции. Они стоят на носках, в движении персонажей много манерности. Святой на иконе обращен не к зрителю, он молится, повернувшись к Богоматери, святым или Христу, изображенным в углу иконы в сегменте неба.
      Руками  московских мастеров создавались бессмертные  шедевры по праву занимающие выдающееся место в мировой сокровищнице искусства. 

4. Декоративно-прикладное искусство. 

      На  протяжении первой половины XV в. в Москве было создано немало памятников шитья. Вплоть до XVI в. шитье выполнялось в основном гладью. Разноцветные шелка, которые применяли мастерицы, придавали этим произведениям особую красочную насыщенность. Золотые и серебряные нити вводились очень сдержанно, не утяжеляя обшей радостной гаммы.
      Прикладное  искусство Москвы XVI в. дало много  непревзойденных образцов резьбы по дереву, ювелирного искусства и художественного шитья. Из памятников древнерусской резьбы по дереву наиболее примечательно «Царское место» (1552 г.). На боковых стенках этого трона помещены рельефные сцены изображавшие легенду о получении Владимиром Мономахом царской шапки и барм (оплечья) из Византии. Из произведений московского ювелирного искусства выделяется своим изяществом большое золотое блюдо, подаренное Иваном Грозным в 1561 г. Троицкому монастырю. В центре блюда как бы в ореоле лучей находится двуглавый орел — символ могущества Российского государства. В тонком растительном орнаменте по краям блюда — мотивы, родственные западноевропейскому Возрождению. Не имеют себе равных по тонкости исполнения три золотые цаты (подковообразные подвески), сделанные по распоряжению Ивана Грозного для иконы «Троица». Золотой ажурный орнамент окружает три крупных драгоценных камня, помещенных на каждой из подвесок (История Москвы).
      Московские  вышивальщицы в XVI в. создали разнообразные  предметы художественного шитья, в  которых они стремились передать образы русских людей, их настроения и окружающий мир. В XVI в. лицевое шитье остается, как и прежде, близким к иконным традициям. Однако в нем появляется ряд новых черт. Мастерицы стремятся достигнуть особой пышности и богатства, обильно употребляя жемчуг, драгоценные камни, золотые нити. Стежки, расположенные в определенном порядке, дают многообразные узоры. На некоторых изделиях прикладного искусства этого периода оказало влияние творчество Рублева, например, на покрове с изображением Сергия Радонежского, хранящейся в Загорске, чувствуется глубокая человечность образа, которая восходит к рублевской традиции в русском искусстве. Разнообразием швов вышивальщицы подчеркивают форму. Они искусно комбинируют нити серого, фиолетового, серо-коричневого тонов, придавая серебристость всей палитре.
      В XVI в. существовало несколько больших  мастерских шитья, каждая из которых отличалась своими особенностями. В произведениях, созданных в мастерских Старицких, фигуры грузные, движения преувеличенные. Красочная гамма мягкая, но в то же время звучная. Наиболее яркий пример деятельности этих мастерских - плащаница 1561 года в Историко-художественном музее-заповеднике Сергиева Посада.
      Шитье «строгановской» школы по подбору  красок, по рисунку близко к иконам, заказанным Строгановыми. Самым значительным памятником этих мастерских можно считать  плащаницу, подаренную Никитой Строгановым в сольвычегодский Благовещенский собор. Богоматерь, святые, ангелы в торжественном ритуале склонились над телом Христа, которого они оплакивают. Выполнена плащаница на красной камке лиловыми, голубыми, зелеными шелками. 

       5. Декоративно-прикладное искусство.
      На  протяжении первой половины XV в. в Москве было создано немало памятников шитья. Вплоть до XVI в. шитье выполнялось в основном гладью. Разноцветные шелка, которые применяли мастерицы, придавали этим произведениям особую красочную насыщенность. Золотые и серебряные нити вводились очень сдержанно, не утяжеляя обшей радостной гаммы.
      Прикладное  искусство Москвы XVI в. дало много  непревзойденных образцов резьбы по дереву, ювелирного искусства и художественного шитья. Из памятников древнерусской резьбы по дереву наиболее примечательно «Царское место» (1552 г.). Из произведений московского ювелирного искусства выделяется своим изяществом большое золотое блюдо, подаренное Иваном Грозным в 1561 г. Троицкому монастырю.
      Московские  вышивальщицы в XVI в. создали разнообразные  предметы художественного шитья, в  которых они стремились передать образы русских людей, их настроения и окружающий мир. В XVI в. лицевое шитье остается, как и прежде, близким к иконным традициям. Однако в нем появляется ряд новых черт. Мастерицы стремятся достигнуть особой пышности и богатства, обильно употребляя жемчуг, драгоценные камни, золотые нити. Они искусно комбинируют нити серого, фиолетового, серо-коричневого тонов, придавая серебристость всей палитре. Из мастерской Старицких вышли две большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологической характеристики персонажей и безупречной артистической техникой.
      В XVI в. чеканка и скань дополняются финифтью, развивается растительная орнаментация, сплошь оплетающая изделия. Московская и финифть, теряя в тонкости исполнения и цельности колористической гаммы, выигрывает в яркости и богатстве оттенков, соперничая с блеском драгоценных камней.
      6. Литература.
      Литература  в начале XV вв. развивается особенно интенсивно. В ней можно различить большое количество стилей и тенденций, многообразие жанров и местных особенностей. Ведущими, несомненно, следует признать произведения, посвященные борьбе за освобождение от татаро-монгольского ига, проникнутые героическими и патриотическими идеями.
      Одна  из версий представлена в прекрасном поэтическом произведении — «Задонщина», которая является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Сегодня известно шесть вариантов «За-донщины», самый ранний из которых относится к 1470-м гг.
      В XV в. в Москве создавались общерусские  летописные своды. Первым московским летописным сводом подобного рода была летопись, составленная митрополитом Киприаном в 1408 г. В XV—XVI вв. расширялось количество литературных жанров и произведений. Большой популярностью у читателей пользовались жития святых. С наибольшей яркостью этот жанр отразился в творчестве великого Епифания Премудрого, написавшего памятникам — «Житию Стефана Пермского» и «Житию Сергия Радонежского». В XVI в. была составлена Степенная книга, содержавшая жизнеописание династии Рюриковичей. В устном народном творчестве отразилась борьба с монголо-татарами («Задонщина» — рассказ о Куликовской битве). Почти во всех богатых домах имелся «Домострой» — сборник полезных советов по ведению домашнего хозяйства и «Хронограф» — своеобразный учебник всемирной истории.
      Во  второй половине XV— первой половине XVI в. завершается процесс объединения русских земель в единое государство. В эти годы необычайно возрастает общественное место литературы в жизни государства.
      Литература  обращается к важным проблемам современности, истории, будущего, усиливается интерес к филологии, к комментированию древних текстов, к изучению иностранных языков. Среди многочисленных литературных жанров на первое место выдвигается публицистика.
      Повести и сказания сообщают о важнейших  событиях той эпохи - присоединении  Новгорода Великого и иных русских земель к Москве, царе Иване Грозном и его деяниях, борьбе России с иноземными захватчиками (например, «Повесть о Молодинском сражении» 1572 г., «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» в 1581 г. и др.).
      В XVI в. составляются один за другим большие летописные своды - Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никоновский и др. Они включают в свой состав, помимо п
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.