На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Опросные методы сбора эмпирической информации

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Основы  методики социологического исследования

Предисловие 
§ 1. Основные положения программы социологического исследования 
§ 2. Социальное измерение. Шкалирование. Виды шкал 
§ 3. Выборочный метод в социологии. 
§ 4. Социологическое наблюдение 
§ 5. Методы анализа документальных источников. 
§ 6. Опросные методы сбора эмпирической информации 
§ 7. Социометрическая процедура 
§ 8. Методы экспертных оценок 
§ 9. Обработка социологической информации 
§ 10. «Качественные» методы в социологии. Метод фокус-групп. 
Список рекомендуемой литературы.

§ 6. Опросные методы сбора  эмпирической информации

   Общеизвестно, что в массовом сознании содержание профессиональной деятельности социолога прочно связывается с проведением процедуры опроса населения. Такое представление имеет объективную основу. Действительно, в настоящее время до 80% всей эмпирической информации социологи получают методом опроса. Кроме социологии опрос успешно используется в других областях: статистике (структура населения, бюджеты потребления, времени и т. д.); журналистике (различные виды интервью); педагогике (как средство контроля); врачебной практике (как средство диагностике); юриспруденции (опросы свидетелей); психологии и т. д.
   Широкое использование метода опроса обусловлено  его очевидными достоинствами:
    организационная чёткость и относительная простота (опрос всегда организовать легче, чем любой другой способ получения информации);
    относительная дешевизна;
    конкретность, содержательность и стандартность получаемых с его помощью сведений;
    уникальность (он позволяет получать информацию, которая недоступна другим методам);
    оперативность (при анкетировании);
    эффективное использование формальных и технических средств обработки получаемых материалов.
   Имеются у метода опроса и недостатки. Связаны  они, главным образом, с факторами, негативно влияющими на качество получаемых с его помощью сведений:
    влияние респондента (уровень его образования, культуры, свойства памяти, психики, отношение к организации или человеку, проводящего опрос и т. п.);
    влияние самого исследователя (качество разработки опросника, профессионализм анкетёра или интервьюера);
    влияние внешних факторов (посторонних лиц, неудачное время и место опроса, плохая организация самой процедуры и т. п.).
   Опрос используется в том случае, когда  предпочтительным, а часто единственным источником сведений является человек - непосредственный представитель исследуемого процесса или явления. Получение  необходимых сведений при опросе происходит в ситуации общения по схеме "вопрос - ответ", после которой осуществляется качественная и количественная обработка полученных ответов. Варианты общения могут быть различными: личное или опосредованное (телефон, почта и т. п.); устное или письменное, индивидуальное или групповое. Сведения, получаемые при опросе, всегда фиксируются в виде ответов на вопросы исследователя, которые он формулирует либо заранее (формализованный опрос), либо непосредственно в процессе общения (неформализованный опрос).
   Использование вопроса в социологических опросах  в качестве исследовательского инструмента  базируется на многовековом опыте, в  процессе которого постепенно сформировались методические требования к разработке и использованию вопросов.
   В обыденном речевом общении познавательная задача вопроса представляется интуитивно ясной и непосредственно включённой в формулировку вопроса. Однако при попытке социолога использовать вопрос в общении с различными социально-демографическими группами возникают трудности. Поэтому при разработке формулировки вопроса оказывается целесообразным разделение и обоснование двух его сторон: какую информацию необходимо получить с его помощью и как следует спросить, чтобы получить именно эту информацию. В зависимости от того, как решаются эти задачи, различают четыре концепции: 1) тестовую, 2) традиционную, 3) индикаторную и 4) расширенную информационную.
   Тестовая (психологическая) концепция предусматривает  разработку множества вопросов, характеризующих  только одну изучаемую переменную (установку, информированность, уровень агрессивности и т. д.). Каждый отдельный ответ в получаемых сведениях значения не имеет и не подлежит отдельной интерпретации. Значение изучаемой переменной определяется как результат учёта всей совокупности ответов. В социологии эта концепция используется не часто. Она принимается в тех случаях, когда "лобовые" вопросы не срабатывают, и необходимые сведения приходится получать частями (например, в форме так называемых "прожективных" ситуаций).
   Традиционная концепция исходит из предположения о полном совпадении познавательной задачи вопроса, его формулировки, восприятии смысла вопроса респондентом, его желания и способности дать достоверный ответ. Понятно, что такая ситуация встречается довольно редко и возникает лишь тогда, когда вопросы касаются нейтральных фактов (место жительства, режим работы, состав семьи и т. п.).
   Индикаторная  концепция формулировки вопроса  получила широкое распространение  в современной социологической  практике и основана на следующих посылках.
    Изучаемые переменные далеко не всегда доступны прямой фиксации (убеждения, мотивы, интересы, ценностные ориентации и т. п.). Поэтому вопросы задаются не об изучаемой переменной, а о чём-то другом, что выступает индикатором переменной.
    Содержание индикатора (или их совокупности) не тождественно содержанию индиката, оно его только представляет (репрезентирует). Поэтому индикатор или их совокупность обязательно должны обеспечивать требования полноты и достаточности.
    Подбор вопросов-индикаторов должен исходить из предположения о высокой корреляции их смысла со значением изучаемой переменной.
   Расширенная информационная концепция вопроса  основана на выделении трёх элементов  в структуре вопроса. Первый - текст  самого вопроса. Второй - способ классификации полученного ответа и соотнесения его с тем или иным классом явлений. Третий - связь информации, полученной на основе ответа на данный вопрос, с исследуемой переменной. В рамках данной концепции вопрос как исследовательский инструмент дополняется требованием обеспечения адэкватной связи между всеми тремя названными элементами.
   Основными видами опроса являются анкетный опрос  и социологическое интервью. В  зависимости от критериев классификации  они подразделяются на: сплошные и  выборочные (по масштабам охвата генеральной совокупности), индивидуальные и групповые (по методике проведения), массовые и экспертные (по составу опрашиваемых), устные и письменные (по процедуре проведения опроса и фиксации ответов), очные и заочные (по характеру общения социолога с респондентом), одноразовые и многоразовые (по частоте проведения), стандартизированные и нестандартизированные (по уровню стандартизации процедуры опроса).
   Анкетный  опрос - такая разновидность метода опроса, при котором общение между  социологом (исследователем) и респондентом опосредуется анкетой.
   Анкета - разновидность вопросника, используемого  для сбора эмпирических сведений при письменном опросе. Анкета представляет собой документ, имеющий массовый тираж и содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определённым правилам.
   Различают следующие виды анкетирования. По способу  доставки: раздаточное (анкета оставляется  респонденту для заполнения, а  затем собирается в условленное  время), почтовое (рассылка по почте), прессовое (публикация анкеты средствами массовой информации). По степени участия анкетёра: в присутствии анкетёра, когда он инструктирует респондента перед началом опроса и помогает ему в случае надобности непосредственно в процессе опроса, в отсутствии анкетёра, когда контакт его с респондентом ограничивается вводным инструктажем при вручении ему анкеты и контрольным просмотром при её возвращении.
   Огромная  популярность анкетирования обусловлена  его несомненными достоинствами:
    организационной простотой;
    экономичностью;
    оперативностью.
   Действительно, с помощью анкетирования можно  в короткий срок, относительно недорого и с небольшим числом анкетёров (или совсем без анкетёров при  почтовом или прессовом опросе) обследовать  большие совокупности людей. Однако достоинства анкетирования могут быть реализованы только тогда, когда в точности выполняются соответствующие правила и учитываются особенности этого метода.
   По  сравнению с интервью анкетирование  имеет принципиальные особенности: 1) респондент воспринимает вопрос в  виде текста, а не в виде устной речи; 2) возникает повышенная самостоятельность респондента, в результате чего снижается или совсем исчезает возможность контроля восприятия и понимания вопросов респондентом, его искренности, аккуратности и полноты ответов и т. д. Связанное с этими особенностями снижение качества получаемых сведений устраняется или сводится к минимуму тщательным соблюдением всех методических требований к разработке анкеты и организации самой процедуры анкетирования.
   Процесс анкетирования состоит из трёх этапов:
   1. подготовительный, включающий разработку  программы опроса, сетевого графика  работ, инструментария, пилотаж,  тиражирование инструментария, подбор  и подготовку анкетёров;
   2. оперативный - собственно процесс  анкетирования, имеющий собственные стадии поэтапной реализации;
   3. результирующий, во время которого  производится обработка полученной  эмпирической фактуры и содержательный  анализ её результатов.
   Анкетирование осуществляется силами команды, в которую  входят собственно исследователи (профессиональные социологи) и привлекаемый актив, состоящий, как правило, из непрофессиональных, но обладающих определёнными психологическими, нравственными, демографическими и интеллектуальными качествами. Главное из этих качеств - умение и наличие навыков общения с людьми. Анкетёры могут не знать о целях и задачах исследования, поэтому с ними перед опросом обязательно проводится инструктаж о порядке его проведения, сроки его проведения и сдачи анкет.
   Основным  средством общения между анкетёром и респондентом является анкета, поэтому тщательность её проектирования и разработки методики проведения анкетирования представляют собой необходимое условие успешности этой процедуры. Каждое социологическое исследование, в принципе, - это уникальная исследовательская разработка, в которой используется особая методика. Однако несмотря на разнообразие анкет все они имеют общую структуру. Каждая анкета обязательно состоит из трёх частей: вводной, содержательной и заключительной.
   На  титульном листе или в "шапке" анкеты указывается (если это необходимо) название организации, проводящей опрос и название самой анкеты, отражающее тему или проблему опроса ("Анкета избирателя", "Наши дети" и т. п.). Далее следует вводная часть, цель которой - заинтересовать респондента, сформировать установку на активное сотрудничество с исследователем, ознакомить с техникой заполнения анкеты. Часто во введении подчёркивается важность достоверных и искренних ответов, анонимность опроса.
   Содержательная  часть начинается с наиболее простых вопросов, стимулирующих интерес респондента к опросу. К середине анкеты сложность вопросов нарастает и снижается к её концу. Этим учитывается утомляемость респондента в процессе заполнения.
   Заключительная  часть (паспортичка), как правило, представляет собой социально-демографический блок вопросов, в которых определяются объективные характеристики респондента (пол, возраст, образование и т. п.). Завершается анкета словами благодарности за участие в опросе.
   Главной, конечно же, является содержательная часть. Её композиция (характер и виды задаваемых вопросов, их последовательность, типы используемых шкал и т. д.) определяется задачей получения максимально достоверной информации. Разработка анкеты требует высокого профессионализма. Это предполагает, прежде всего, владение технологией составления анкеты. Она включает: операционализацию концептуальных понятий исследования, приведение в соответствие к ним эмпирических индикаторов, составление для каждого из индикаторов одного или нескольких вопросов анкеты. Формулировка вопросов - самый сложный этап разработки анкеты. Поэтому большое значение имеет типологизация вопросов, без знания которой вообще невозможно грамотно разработать анкету.
   По  предметному содержанию вопросы  подразделяются на:
    вопросы о фактах. Их цель - получение информации о конкретных явлениях, событиях, фактах.
    вопросы о знании. С их помощью выясняется уровень информированности и знания респондента. Это, как правило, вопросы экзаменационного или тестового типа.
    вопросы о мнении. Ответами на вопросы этого типа выступают личные оценочные суждения. По ним определяется отношение человека к определённым явлениям.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.