На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблемы взаимоотношений в коллективе учащихся подросткового возраста

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 

ГЛАВА I.Теоретический анализ проблемы взаимоотношений в коллективе подростков 

1.1.Характеристика  взаимоотношений в коллективе  учащихся……………….4 

1.2.Взаимоотношения  в подростковом возрасте: проблемы…………………...5 

ГЛАВА II. Исследование взаимоотношений учащихся средней школы 

2.1. Методика  исследования и ее описание……………………………………..9 

2.2. Анализ анкет  и полученных результатов………………………………….12 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
Эффективность воздействия коллектива на личность школьника во многом определяется отношениями, складывающимися у ученика с  классом. В подростковом возрасте повышается избирательность общения, что приводит к усилению разделения детского коллектива, причем с годами школьников, чье  положение в классе неблагополучно, становится все больше. Негативные последствия низкого статуса  в школьном классе широко известны: это снижение отношения значимости, связывающего подростков с одноклассниками, открывающее доступ асоциальным  влияниям, невротизация школьника, возникновения  мнительности, тревожности, агрессивности  и т. п. В связи с этим выявление  причин, обусловливающих статус подростка  в классе, является важной научно-практической задачей.
Одним из основных параметров, характеризующих положение  в группе, является место, занимаемое личностью в структуре симпатий и антипатии, которое традиционно  описывается статусом популярности.
Целью данной работы является изучение проблемы взаимоотношений  в коллективе учащихся подросткового  возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по данной теме
- рассмотреть  общую характеристику взаимоотношений  учащихся подросткового возраста
-подобрать методику  исследования по теме
- выявить особенности  взаимоотношений учащихся подросткового  возраста
- обработать  данные, сделать выводы.
Объектом работы является процесс взаимоотношений  между учащимися подросткового  возраста
Предметом –  выявление «звезд» и «аутсайдеров»  в классе и их влияние на коллектив. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.Теоретический анализ проблемы взаимоотношений в коллективе учащихся подросткового возраста 

1.1.Характеристика взаимоотношений в коллективе учащихся
Взаимоотношения отношения детей на протяжении всего  периода их пребывания в школе  развиваются и совершенствуются.
С приходом в  школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между  детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется  новизной коллектива и новой для  ребёнка учебной деятельностью.
Взаимоотношения на 1 году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей (учитель хвалит или порицает ученика и его оценка принимается учениками как главная характеристика качеств товарища).
На 2-3 году обучения изменяются и отношения к личности учителя, и взаимоотношения в коллективе. Личность учителя становится менее значимой, но зато более тесными становятся контакты с одноклассниками. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Дружный целеустремлённый коллектив оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности. Ученики всё глубже осознают те или иные качества личности. Исследования показывают, что выбирая одноклассников для совместной деятельности, около 2/3 учеников 3 класса мотивируют выбор определёнными нравственными качествами товарища.
Взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой малых групп. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нередко складываются особые нормы поведения, свои интересы. Ребята этой группы всецело находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в оппозиции к другим ученикам.
Отношения со сверстниками обычно строятся как партнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
Обособленные  группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим  правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность  их обсуждать,– вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых
людей. Наряду с  непосредственным интересом друг к  другу, у подростков появляются два других вида отношения: товарищеские и дружеские.
Примерно с 5 класса школы общение подростков превращается в
самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий  важную жизненную роль. Старшему подростку  не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя стремление жить групповой  жизнью. Это характерная черта  детей именно подросткового возраста, она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении. Неблагополучные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Многими детьми этого возраста разрыв взаимоотношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное.
На первом месте  во взаимоотношениях подростков стоят  товарищеские отношения. Атмосфера  таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в  себя уважение личного достоинства  другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения  лидерства. Личное внимание со стороны  лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания. Личной дружбой с лидером  он всегда особенно дорожит и стремится  ее завоевать. Не менее интересными  для подростков становятся близкие  друзья, для которых они сами могут  выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.
Сходство в  интересах и делах является важнейшим  фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание  дружить с ним являются причинами  возникновения интереса к делу, которым  занимается товарищ. В результате у  подростка могут появляться новые  познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами  на разные темы у них проходит много времени.
В 7 – 8 классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.
С возрастом  межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется  круг общения, растет число внеклассных  и 
внешкольных друзей, с другой – происходит заметное разделение взаимоотношений в самом классе. Более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних.
Критерии, определяющие статус старшеклассника в его  классном коллективе, сложны и многообразны. Старшеклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся во взаимодействии с товарищами
(честность, готовность  помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые  качества личности, на третьем  – интеллектуальные достоинства.
Статус подростков в коллективе оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. 9/10 обследованных М. А.Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних, были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно.
Изолированность трудного подростка в классе может  быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне  от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений  взаимоотношений в классе.
1.2.Взаимоотношения  в подростковом  возрасте: проблемы
Подростковый  возраст  характеризуется   уточнением и развитием представлений о самом себе – формированием образа  "Я".  По  сравнению с начальной школой у детей интенсивно  развивается  самосознание,  расширяются контакты  со  сверстниками.  Участие   в   работе   различных   общественных организаций, кружков, секций  выводит  подростка  на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых  отношений  сочетается  с
интенсивным  формированием  личностных  взаимоотношений,  которые  с   этого времени приобретают особо важное значение.
Взаимоотношения со  сверстниками  становятся  более  избирательными  и
стабильными. При  сохранении  высоко  ценимых  свойств "хорошего  товарища" повышается  роль  нравственной  составляющей  в оценках.  Морально–волевые   характеристики   товарища   становятся    важным    основанием для предпочтений.  Статус   личности   больше   всего   связан   с   волевыми   и интеллектуальными  свойствами  ученика.   Высоко   оцениваются   сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как  и в начальной  школе,  остается  одним  из  важных  оснований  выбора.
Выявлено, что "звезды"  и "изолированные"  подростки в классе
отличаются разными  системами ориентаций. "Предпочитаемые" в большей  степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают  угрозу  утраты статуса,  их  стратегия  поведения  становиться  активной   и   деятельность приобретает более интенсивный организованный  характер.
Ученики с неблагоприятным  положением в классе  фиксированы  главным  образом на  взаимоотношениях  со  сверстниками.  В  случае  угрозы  их  и  без  того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на  ситуацию  и даже  готовы разорвать   отношения   со   сверстниками.   Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что  их  нарушения, сопровождающиеся   стойкими   состояниями   тревоги    и    психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.
 Как популярные, так и  непопулярные  школьники  отличаются  по  уровню
социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые  подходы  к анализу  конфликтов.  Они  анализируют  ситуации  достаточно  объективно   и рассматривают  их  даже  несколько   отстранённо.   Восприятие   событий   у непопулярных ограничено рамками определенной конфликтной  ситуации.  Они  или уходят  от  решения,  или,  ориентируясь  на  сиюминутный   результат,   не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.
Обостренная потребность  в  индивидуализации  личности  в  сочетании  с
максимализмом  в  оценках  окружающих,  которые  тоже  стремятся  обрести  и продемонстрировать   свою   индивидуальность,   может   осложнять   процессы группового  развития.  Индивидуализация  рождает  напряженную  потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением  во  внутренний мир другого.
Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации.  В  классах,  где  взаимоотношения  основаны  на  доверии, взаимопомощи,  ответственности,  независимо   от
статуса  членов  группы,  встречают  поддержку  и  способствуют   интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только  личность,  проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от  отрицательных  традиций,  но  и коллектив. В группах с  низким  уровнем  коллективных  отношений  проявления индивидуальности  пресекаются  без  учета   их   нравственного   содержания.
Необычность одноклассника  воспринимается как нежелательный  фактор и несет  в себе угрозу  для  персонализации  остальных. В классах с подобным  типом взаимоотношений  индивидуализация   одного   происходит   за   счет деиндивидуализации других.
Из множества  сфер общения  подростком  выделяется  референтная  группа
сверстников, с  требованиями  которой  он  считается  и  на  мнение  которой
ориентируется в значимых для себя ситуациях.
Потребность в  общении  со  сверстниками,  которых  не  могут  заменить
родители, возникает  у детей рано и  с возрастом  усиливается.  Уже  у
дошкольников  отсутствие общества  сверстников  отрицательно  сказывается на развитии  коммуникативных  способностей. Поведение   же подростков по своей сути является коллективно-групповым.
 Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по  нему
подростки узнают многие необходимые им вещи, которые по  тем  или  иным
причинам не сообщают взрослые.
При сходстве внешних  контуров социального поведения  глубинные  мотивы,
скрывающиеся  за  юношеской  потребностью в стремлении быть в обществе других людей индивидуальны .Один ищет в обществе  сверстников  подкрепления  самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другой черпает  недостающую  информацию и коммуникативные навыки. Третий удовлетворяет  потребность  властвовать, командовать  другими. 
Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения  юношей  и девушек  не  совсем  одинаковы. 
На первый взгляд мальчики во всех  возрастах  общительнее  девочек.  С
самого раннего  возраста они активнее вступают в контакт с другими
детьми, затевают совместные игры.  Чувство  принадлежности  к  группе
сверстников для  мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.
 С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а  девочки
– к интенсивному  общению; мальчики чаще всего играют большими  группами,  а девочки – по двое или по  трое. 
Подростковые  группы  удовлетворяют в первую  очередь   потребность   в
свободном,  нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение  –  не просто способ проведения досуга, а  средство   самовыражения,  установления новых человеческих контактов.
Разные формы  и места общения не только  сменяются  друг  друга,  но  и
сосуществуют, отвечая  разным психологическим потребностям.
Если  компании  формируются на   базе   совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально  значимыми,
обычно  остаются  поверхностно. Некоторые из таких  компаний перерастают в антисоциальные.
Юношеские группы и  их  соперничество  –  всеобщий  факт  человеческой
истории. Явление это  многоуровневое.  Самый  универсальный его
пласт – противопоставление. «Мы» и  «Они»  по  территориальному  принципу –существуют практически везде.   

 


Глава II.Исследование взаимоотношений учащихся средней школы 

2.1.Методика  исследования и  ее описание
Для изучения взаимоотношений в классе была проведена социометрия. Для исследования был взят 8 класс МОУ СОШ №8 г. Железнодорожный. В классе 25 учеников: 14 девочек и 11 мальчиков.
Социометрический  метод– это метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Основной измерительный инструмент социометрии - это вопросы в специальной анкете, где каждый член группы проявляет свое отношение к другим. Положительный статус характеризует лидерскую позицию членов группы, негативный - дезорганизирующие тенденцию в его поведении. Позволяет выявить: особенности систем неформальных отношений в группе, степень психологической совместимости конкретных людей, внутригрупповые статусы участников процедуры, качество психологической атмосферы группы в целом.
Сведения, полученные в результате метода, не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляет собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Поэтому социометрический метод использовался в комплексе с методикой изучения малой группы Федоришина (анкета на выявление коммуникативных и организаторских способностей).
Для проведения социометрического опроса использовался бланк анкеты, который  заполнялся каждым учеником класса.
Бланк анкеты
Вопрос:
С кем бы ты хотел  дружить?                  С кем бы ты пошел в поход?                 Кого бы пригласил в гости?                           К кому бы обратился за советом?              Для выявления коммуникативных и организаторских склонностей учащихся класса была взята анкета Б.А. Федоришина. Ученикам выдавались заранее приготовленные листы вопросов, и зачитывалась инструкция: честно и быстро ответить на все предложенные вопросы.
Методика «Оценка  коммуникативных и организаторских  склонностей»
Анкета:
1. Много ли  у вас друзей, с которыми вы  постоянно общаетесь?
2. Часто ли  вам удаётся склонить большинство  своих товарищей к принятию  им вашего мнения?
3. Долго ли  вас беспокоит чувство обиды?
4. Всегда ли  вам трудно ориентироваться в  критической ситуации?
5. Есть ли  у вас стремление к установлению  новых знакомств с различными  людьми?
6. Нравится ли  вам заниматься общественной  работой?
7. Верно ли, что  вам приятнее и проще проводить  время с книгами, или какими- либо другими занятиями, чем  с людьми?
8. Если возникли  какие-либо помехи в осуществлении  ваших намерений, то легко ли  вы отступаете от них?
9. Легко ли  вы устанавливаете контакты с  людьми?
10. Любите ли  вы организовывать со своими  товарищами различные игры и  развлечения?
11. Трудно ли  вы включаетесь в новую компанию?
12. Часто ли  вы откладываете дела, которые  можно сделать сегодня, на другие  дни?
13. Легко ли  вам устанавливать контакты с  другими людьми?
14. Стремитесь  ли вы добиваться того, чтобы  ваши товарищи действовали в  соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли  вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что  у вас не бывает конфликтов  с товарищами из-за невыполнения  ими своих обязанностей?
17. Стремитесь  ли вы при удобном случае  познакомиться с новым человеком?
18. Часто ли  в решении важных дел вы  принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают  ли вас окружающие люди, и хочется  ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь  в незнакомой обстановке?
21. Нравится ли  вам постоянно находиться среди  людей?
22. Возникает  ли у вас раздражение, если  вам не удаётся закончить новое  дело?
23. Испытываете  ли вы чувство затруднения,  чтобы познакомиться с новым  человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли  вы участвовать в коллективных  играх?
26. Часто ли  вы проявляете инициативу при  решении вопросов затрагивающих  интересы ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно  среди незнакомых вам людей?
28. Верно ли, вы  редко стремитесь к доказательству  своей правоты?
29. Полагаете  ли вы, что вам не доставляет  особого труда внести оживление  в малознакомую вам компанию?
30. Принимаете  ли вы участие в общественной  работе в школе?
31. Стремитесь  ли вы ограничить круг своих  знакомых небольшим количеством  людей?
32. верно ли, что  вы не стремитесь отстаивать  своё мнение или решение, если  оно не было сразу принято  вашими товарищами?
33. Чувствуете  ли вы себя непринужденно, попав  в незнакомую компанию?
34. Охотно ли  вы приступаете к организации  мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, вы не чувствуете себя достаточно  уверенным и спокойным, когда  приходится говорить что-либо  большой группе людей?
36. Часто ли  вы опаздываете на деловые  встречи, свидания?
37. Верно ли, что  у вас много друзей?
38. Часто ли  вы оказываетесь в центре внимания  своих товарищей?
39. Часто ли  вы смущаетесь, чувствуете неловкость  при общении с малознакомыми  вам людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно  чувствуете себя в окружении  большой группы своих товарищей?
2.2. Анализ анкет и  полученных результатов
Анализ социометрических анкет позволил установить разные проявления взаимоотношений: предрасположенность, предпочтение, отвержение, избегание, оставление без внимания, игнорирование.
Итак, результаты социометрического метода показали, что в классе:
4 лидера: 2 девочки и 2 мальчика;
15 предпочитаемых: 9 девочек и 6;
4 неавторитетных: 3 девочки и 1 мальчик;
2 отвергнутых - 2 мальчика.
Наличие в классе 2 «изгоев» можно характеризовать как группу с невысоким уровнем благополучия, так как коллектив сверстников выступает определяющим фактором формирования личности подростка. Из-за этого изоляция от коллектива сверстников имеет серьезные последствия в жизни подростка, которые проявляются в формировании негативных черт личности. В связи с этим возникает ряд важнейших педагогических проблем, прежде всего проблема изолированного ребенка, ученика, которого никто не выбирает, никто в классе не любит. У такого школьника в классе не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей. Особую тревогу вызывает тот факт, что именно дети, не принятые в своей группе, часто становятся правонарушителями.
4 детей занимают промежуточное положение, т.е. иногда принимают участие в мероприятиях класса, имеют мало друзей. По отношению к ним осуществляется функционально-ролевое взаимодействие. К ним обращаются по мере необходимости. А интимно-личностное общение не происходит.
4 учеников являются лидерами и предпочитаемыми по успеваемости, по активности, которая выражается в участии в различных школьных мероприятий.
Таким образом, это позволило нам определить лидеров класса, которые занимают высокое положение в коллективе, а также мы определили учеников, которых причисляют к группе «отвергнутых», или «аутсайдеров».
В ходе проведения опроса по анкете Б.А. Федоришина были получены следующие результаты, которые подтвердили проведенную социометрию:
Количество учеников, получивших 5 баллов – 4 человека. Они обладают наивысшим уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Эти учащиеся испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение, могут внести оживление в незнакомую компанию, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
Получивших 4 балла -15 человек, они обладают высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Эти учащиеся не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении,способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Получивших 2 балла - 4человек . Коммуникативные и организаторские склонности им присущи на уровне среднего. Они пассивно относятся к новым знакомствам, предпочитают проводить время по своему усмотрению, не проявляют инициативу в общественной деятельности, многие организаторские мероприятия стараются избегать (им неинтересно).
Получивших 1 балл - 2 ребенка, они обладают низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей (не имеют своего мнения, не участвуют в жизни класса, не заводят знакомств и т.д.).
Выявленные лидеры и аутсайдеры при ответах в  социометрической анкете показали соответственно высокий и низкий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Из этого следует, что при высоком уровне развития коммуникативных качеств для группы лидеров характерен высокий уровень эмоционально - личностного взаимодействия, а для аутсайдеров - наоборот, характерно функционально - ролевое взаимодействие.  
 
 
 
 
 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как в  подростковом возрасте общение выдвигается  на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка  быть угрюмым, недовольным собой. Такие  подростки заметно отстают в  учебе, нередко конфликтуют со взрослыми  и со сверстниками. Не успешность в  общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным  переживаниям подростка. Для того, чтобы  избежать, такого рода переживаний, необходимо, именно, в подростковом возрасте развивать  коммуникативные и организаторские  навыки. Так как,  от общения все  в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.