На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальный институт

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Социальный  институт
Social institution
Социальный  институт - совокупность норм, предписаний  и требований, связанных  с определенной организационной  структурой, посредством  которых общество контролирует и регулирует деятельность людей  в наиболее важных сферах общественной жизни.
Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и  воспитания, наука, средства массовой информации.  

Социальные  институты в социальной структуре 
общества. Институт семьи.

1. Понятие института  и институционализация
Социальные  институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.
Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.
Существование институтов связано с деятельностью  людей, организованных в группы, в  которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.
Процесс образования  институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
    возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.
    появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.
    принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.
    создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.
Семья подразумевает  реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общественных ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.
2. Признаки социальных  институтов.
Семья Образование Государство Экономика Религия
I. Кодекс устный  и письменный.
Нормы:
некоторые семейные запреты и допущения учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся конституция    
Статусы:
жена, ребёнок, теща Студент, преподаватель, декан президент, политический лидер    
II.Социальные  установки и образцы  поведения (роли) - общая  
ориентация человека на какой-либо социальный объект.
привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь... любовь к  знаниям, карьерная ориентация   получение прибыли, расчетливость, бережливость  
III. Идеология - система  идей санкционирующих нормы.
дом, индивидуализм, романтическая любовь идеология академической  свободы, равенство при обучении   право на труд, свободная торговля.  
IV. Символы - знаки,  комплексы знаков, создание образа  института.
брачные ритуалы эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни, флаг фабричная марка  
V. Материальные условия.
дом, мебель аудитории, библиотеки, оборудование.   производственные  отношения и оборудование  
3. Функции социальных  институтов.
Функция закрепления  и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры).
семья:
    репродуктивная функция
    функция передачи статуса (сословных имуществ)
    функция эмоционального удовлетворения
Регулятивная  функция - обеспечивает предсказуемое  поведение. 
семья: -
сексуальное регулирование

Интегративная функция. Связана с консолидацией  усилий (сплочением). 
семья: -
защитная и экономическая функция (совместное ведение хозяйства).

Транслирующая функция. Связана с передачей социального опыта. Коммуникативная функция. Связана с распространением информации внутри института и между институтами. 
семья: - функция социализации (передача опыта из поколения в поколение)

4. Типы семейных  структур.
Форма семьи
    нуклеарная - состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей.
    расширенная = нулеарная + родственники.
Форма брака
    моногамия
    виды полигамии
Выбор предположительного партнера
    экзогамия (правила регулирования браков вне определенных групп)
    эндогамия (правила, регулирующие браки внутри определенных групп)
Правила ведения родословной  и наследования имущества
    мужская, женская линия или что-то другое.
5. Трансформации социальных  институтов. Альтернативные  семейные структуры  и идеологии.
Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция экономическая часто сводится к минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей. Трансформацию соц. институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи, где рождаются желанные дети), а также трансформацию института семьи можно наблюдать на изменении статусов и ролей. Изменение семьи отражается в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее.
Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт будет сменена семьей-товариществом, т.е. единственной основой семьи должны быть любовь и симпатия.
6. Социальный контроль
Социальный  контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.
Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.
Санкции - поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают:
    формальные
    неформальные
    положительные
    отрицательные
Девиации
Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания...
Э. Дюркгейм (1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство" (1897)
Аномия
("номос" - норма, "а" - отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны.
Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:
    эгоистическое
    альтруистическое
    аномическое
Во всех случаях  самоубийство зависит от степени  интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.
Р. Мертон тоже занимался аномией. С его т.з. отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.
Цели - то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с т.з. возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.
Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения.
Типы  поведения Отношение к
целям средствам
1. Конформизм + +
2. Инновация + -
3. Ритуализм - +
4. Ретритизм - -
5. Мятеж ¦ ¦
 
Типология социальных институтов. 

      Социальный институт разделяют  на главные (основные, фундаментальные)  и
неглавные (неосновные, частые). Вторые  скрываются  внутри  первых,  являясь
частью их как  более мелкие образования.
      Помимо  деления институтов  на  главные и неглавные ,   их   можно
классифицировать  и  по  иным  критериям.   К   примеру,   институты   могут
различаться   по   времени   своего   возникновения   и    продолжительности
существования   (постоянно   действующие   и   кратковременные   институты),
жесткости   применяемых   санкций   за   нарушения   правил,   по   условиям
существования, наличию  или отсутствию  бюрократической  системы  управления,
наличию или отсутствию формальных правил и процедур.
      Ч.Миллс  насчитывал  в  современном   обществе  пять  институциональных
порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:
      - экономические – институты,  организующие хозяйственную деятельность;
      - политические – институты власти;
      - семейные – институты, регулирующие  половые  отношения,  рождение  и
социализацию детей;
      - военный  –  институты,  осуществляющие  защиту  членов  общества  от
физической опасности;
      - религиозные – институты, организующие  коллективное почитание богов.
      Предназначение   социальных   институтов   состоит   в   том,    чтобы
удовлетворять важнейшие  жизненные потребности общества как  единого  целого.
Известно пять таких основных потребностей, им  соответствуют  пять  основных
социальных институтов:
      - потребность в воспроизводстве  рода (институт семьи и брака).
      -  потребность  в  безопасности   и   социальном   порядке   (институт
государства и  др. политические институты). 
 
 

                                      6
      -  потребность  в  добывании  и  производстве  средств   существования
(экономические  институты).
      - потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения,
подготовке кадров (институт образования).
      - потребности в  решении   духовных  проблем,  смысла  жизни  (институт
религии).
      Неосновные институты называют  еще общественными практиками.  У каждого
главного  института   есть  свои  системы  наработанных  практик,   методов,
приемов, процедур.  Так,  экономические  институты  не  могут  обойтись  без
таких  механизмов  и  практик,  как  конвертация  валюты,   защита   частной
собственности,
профессиональный  подбор, расстановка и оценка  труда работников, маркетинг, 

 рынок и т.д.  Внутри института семьи и брака  находятся институты  отцовства
и материнства, имянаречия, родовой мести, наследования  социального  статуса
родителей и т.д.
      К неглавным политическим институтам  относятся  ,  например,  институты
судебной  экспертизы,  паспортной  прописки,  судопроизводства,  адвокатуры,
присяжных, судебного  контроля за арестами,  судебной  власти,  президентства
и т.д.
      Повседневные практики, помогающие  организовать согласованные   действия
больших  групп  людей,  вносят  в  социальную  реальность  определенность  и
предсказуемость,  благодаря чему  поддерживают   существование   социальных
институтов. 
 

Функции и дисфункции социальных институтов. 

        Функция (от лат.- исполнение, осуществление)  – назначение или роль,
которую выполняет  определенный социальный институт или  процесс по отношению
к целому (например, функция государства, семьи и  т.д. в обществе.)
         Функция социального института  – это та польза, которую он  приносит
обществу,  т.е.  это  совокупность  решаемых   задач,   достигаемых   целей,
оказываемых услуг.
          Первой  и  важнейшей  миссией   социальных   институтов   является
удовлетворение  важнейших жизненных потребностей  общества,  т.е.  того,  без
чего общество не может существовать  как  токовое.  Действительно,  если  мы
хотим понять, в  чем суть функции того или иного института, мы  должны  прямо
связать ее с удовлетворение потребностей. Одним  из  первых  указал  на  эту
связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения  труда,  это  значит
исследовать, какой  потребностью она соответствует».
Ни одно общество не сможет существовать, если не будет  постоянно  пополнятся
новыми поколениями  людей,  добывать  средства  пропитания,  жить  в  мире  и
порядке,  добывать  новые  знания  и  передавать  их  следующим  поколениям,
заниматься решением духовных вопросов.
Список  универсальных,  т.е.  присущих   всем   институтам   функций   можно
продолжить,  включив  в   него   функцию   закрепления   и   воспроизводства
общественных  отношений,  регулятивную,   интегративную,   транслирующею   и
коммуникативную функции.
         Наряду  с  универсальными  существуют  специфические  функции.  Это
такие функции, которые  присущи одним институтам  и  не  свойственны  другим,
например,  установление  порядка  в  обществе  (государство),   открытие   и
передача новых знаний 9наука и образование), и др.
          Общество устроено так,  что   ряд  институтов  выполняют   несколько
функций одновременно и в то же  время  на  выполнение  одной  функции  могут
специализироваться  сразу   несколько   институтов.   К   примеру,   функцию
воспитания или  социализации детей  выполняют  такие  институты,  как  семья,
церковь, школа, государство. В то  же  время  институт  семьи  выполняет  не
только  функцию  воспитания  и  социализации,  но  и  такие   функции,   как
воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.
            На заре своего возникновения   государство выполняет  узкий   круг
задач, прежде всего  связанных с налаживанием  и  поддержанием  внутренней  и
внешней безопасности. Однако  по  мере  усложнения  общества  усложнялось  и
государство.  Сегодня  оно   не   только   защищает   границы,   борется   с
преступностью,  но  также  регулирует   экономику,   занимается   социальным
обеспечением  и  помощью  малоимущим,   собирает   налоги   и   поддерживает
здравоохранение, науку, школу и т.д.
            Церковь  создавалась  ради  решения   важных   мировоззренческих
вопросов и установления высших нравственных нормативов.  Но со
                                      8
временем   она   стала   заниматься   также   образованием,    экономической
деятельностью (монастырское  хозяйство),  сохранением  и  передачей  знаний,
исследовательской   работой   (религиозные   школы,   гимназии    и    др.),
попечительством.
           Если институт помимо пользы  приносит  обществу  вред,  то  такое
действие называют  дисфункцией.   Об  институте  говорят,  что  он  обладает
дисфункцией, когда  некоторые из последствий  его  деятельности  препятствуют
осуществлению другой социальной деятельности  или  другого  института.  Или,
как определяет дисфункцию  один  из  социологических  словарей,  это  «любая
социальная   деятельность,   вносящая   негативный   вклад   в   поддержание
эффективной деятельности социальной системы».
К примеру, экономические  институты  по  мере  своего  развития  предъявляют
более более   повышенные  требования  к  тем  социальным  функциям,  которые
должны выполнять  институт образования.
Именно потребности  экономики приводят в индустриальных обществах к  развитию
массовой грамотности,  а затем  -  к необходимости подготовки  все большего
количества квалифицированных  специалистов. Но если институт  образования  не
справляется со своей  задачей, если образование поставлено из рук вон  плохо,
или готовит не тех специалистов, которых требует  экономика, то  ни  развитых
индивидов, ни первоклассных  профессионалов  общества  не  получит.  Школы  и
вузы  выпустят  в  жизнь  рутинеров,  дилетантов,   полузнаек,   а   значит,
институты  экономики  окажутся  не  в  состоянии  удовлетворить  потребности
общества.
Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус.
Поэтому деятельность  социального  института  рассматривается  как  функция,
если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.
       Функции и дисфункции социальных  институтов бывают  явными,  если  они
отчетливо выражены, всеми сознаются  и  вполне  очевидны,  либо  латентными,
если они скрыты и остаются неосознанными для  участников социальной системы.
Явные  функции  институтов   являются   ожидаемыми   и   необходимыми.   Они
формируются и  декларируются в кодексах и закреплены  в  системе  статусов  и
ролей.
Латентные  функции  выступают  непреднамеренным   результатом   деятельности
институтов или  лиц, представляющих их.
Демократическое государство, установившееся в России в начале  90-х годов
при  помощи  новых  институтов  власти  –   парламента,    правительства   и
президента,  казалось  бы,  стремилось  улучшить  жизнь  народа,  создать  в
обществе цивилизованные отношения и внушить  гражданам  уважение  к  закону.
Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же  в
стране выросла  преступность, а уровень жизни  упал. Таким оказались  побочные
результаты усилий институтов власти.
Явные функции  свидетельствуют о том, чего  хотели  добиться  люди в рамках
того или иного  института, а латентное – о  том, что из этого получилось.
К явным функциям школы как института образования  относятся
                                      9
приобретение грамотности  и аттестата зрелости, подготовка к  вузу,  обучение
профессиональным  ролям,  усвоение  базисных  ценностей   общества.   Но   у
института школы  есть также и  скрытые  функции:  приобретение  определенного
социального статуса, который позволит  взобраться  выпускнику  на  ступеньку
выше  неграмотного  сверстника,  завязывание  прочных   дружеских   школьных
связей, поддержка  выпускников в момент их вступления на рынок труда.
Не говоря уже  о целом  ряде  таких  латентных  функций  ,  как  формирование
взаимодействия  классной  комнаты,  скрытого  учебного  плана  и  ученических
субкультур.
Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института  высшего  образования
можно считать  подготовку молодежи к освоению различных  специальных  ролей  и
усвоение  господствующих  в  обществе  ценностных   стандартов,   морали   и
идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства  между  имеющими
высшее образование  и не имеющими такового. 
 
 

                                     10 
 
 

                                  Образование как социальный институт. 

           Материальные  и   духовные   ценности   и   знания,   накопленные
человечеством, необходимо передать  новым  поколениям,  поэтому  поддержание
достигнутого  уровня  развития,   его   совершенствование   невозможны   без
овладения   культурным   наследием.   Образование   является    существенным
компонентом процесса социализации личности.
           В  социологии  принято  различать   формальное   и   неформальное
образование. Термин формальное  образование  подразумевает  существование  в
обществе  специальных  учреждений  (школ,  вузов),  осуществляющих   процесс
обучения.  Функционирование  системы  формального  образования  определяется
господствующими   в   обществе   культурными   стандартами,    политическими
установками,  которые  находят  воплощение  в  государственной  политике   в
области образования.
             Под    термином    неформального     образования     понимается
несистематизированное обучение человека  знаниями  и  навыками,  которые  он
стихийно осваивает  в процессе  общения с окружающей  социальной  средой  или
путем  индивидуального  усвоения  информации.  При  всей  своей   значимости
неформальное образование  играет вспомогательную роль по отношению  к  системе
формального образования.
            Наиболее   существенными   особенностями   современной   системы
образования являются:
-  превращение   ее  в  многоступенчатую   (начальное,   среднее   и   высшее
образование);
-  решающее  воздействие  на  личность  (по  существу  образование   является
основным фактором ее социализации);
- предопределение  в значительной степени  возможностей  карьеры,  достижения
высокого социального  положения.
          Институт  образования  обеспечивает  социальную   стабильность   и
интеграцию общества, выполняя следующие функции:
               - трансляция  и  распространения  культуры  в  обществе  (ибо
именно посредством  образования происходит передача от поколения к  поколению
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.