На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Одаренность и ее типы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                                                                 
 
 
 

Кафедра Истории и Психологии 
 

Реферат
По дисциплине «Психология и педагогика» на тему:
«Одаренность  и ее типы» 
 
 

                                                                                                          Выполнила студентка                                                                                            группы
                    Проверила  
                     
                     
                     
                     
                     

2010 год
      Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определение  понятия «одаренность» ………………………………………..4
2. Признаки одаренности…………………………………………………………8
3. Типы одаренности…………………………………………………………….11
4. Принципы и  методы выявления одаренных детей………………………….17
5. Факторы, влияющие на развитие одаренности...………...…………………20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23
 

      Введение

 
     Что же это такое «одаренность» и  как она проявляется в совсем маленьком ребенке?
     В настоящее время наблюдается  повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
     Одаренность сейчас определяется как способность  к выдающимся достижениям в любой  социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует  рассматривать как достижения и  как возможность достижения. Смысл  утверждения в том, что нужно  принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
     Проблема  одаренности представляет собой  комплексную проблему, в которой  пересекаются интересы разных научных  дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического, ибо одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.
     Что заставляет родителей увидеть в  малыше талант и потом искать подтверждения  своего открытия у специалистов? Наиболее частое проявление одаренности  - это  ранняя речь и большой словарный  запас. Наряду с этим замечается необычайная  внимательность, ненасытное любопытство и отличная память. Хотя такие ранние проявления обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные и талантливые дети сызмальства поражают родителей своими талантами. Поэтому для начала нам стоит лучше познакомиться с понятием одаренность и ее основными признаками. Одаренность многогранна. Она может проявиться в одной и более областях. Целью данной работы является изучение понятия «одаренность», рассмотрение основных типов одаренности и рассеяние мифа о том, что
      «чудо-ребенок» родится раз в столетие;
      «чудо-ребенок» долго не живет;
      одаренность «чудо-детей» в одной области компенсируется отсутствием способностей в других областях.
    Задачи:
      дать определение понятию «одаренность»;
      рассмотреть особенности одаренности у детей;
      выявить основные признаки одаренности;
      выделить типы одаренности;
      рассмотреть принципы выявления одаренности;
      установить факторы, влияющие на развитие одаренности.
       Для этого были использованы следующие  методы: обработка литературы, анализ между учебниками для определения  понятия «одаренность», классификация  признаков, типов одаренности, анкета для родителей по выявлению одаренных детей.

     1. Определение понятия «одаренность»

 
     Одаренность – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном.
     Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
     Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет  компенсировать недостаточность отдельных  способностей за счет преимущественного  развития других.
     - общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
     - совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
     - талантливость, наличие внутренних  условий для выдающихся достижений  в деятельности.
     Также существует следующее определение  одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1977) и которого придерживаются психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной и более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности).
     На  сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат  сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью  ребенка (игровой, учебной, трудовой). В  то же время нельзя игнорировать и  роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
     Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как  один из важнейших и в известной  мере независимый фактор одаренности. Американский психолог П. Торренс определил  креативность как процесс, который  порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о  путях ее решения, поиск и обоснование  решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к  неожиданным выводам, в отличие  от конвергентного, последовательного  мышления, причем креативность обязательно  предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку  лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности. Кроме того, в многочисленных исследованиях  была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения  одаренных детей в реализации их потенциала. Согласно концепции  Дж. Рензулли, развитие одаренности  основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче.
     Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” - “одаренные дети встречаются крайне редко”. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.
     Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком  спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие  своего дарования применительно  к разным ее аспектам. Существует множество  видов и форм одаренности, поскольку  психические возможности ребенка  чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
     Одаренность ребенка часто проявляется в  успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально  организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие  не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи  или рассказы, но не хочет демонстрировать  их педагогу. Судить об одаренности  ребенка следует не только по его  школьной деятельности, но и по его  внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.
     В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности  может быть недостаток (в силу условий  жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку  их усвоить, как его одаренность  становится явной и очевидной  для педагога.
     В некоторых случаях причиной замаскированности  проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и  т.п. могут привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей).
     Таким образом, одаренность у разных детей  может быть выражена в более или  менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода “допуск” на недостаточное  знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что  существуют одаренные дети, чью одаренность  они пока не смогли увидеть.
     С другой стороны, одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных  условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с  высоким социально-экономическим  статусом будет показывать более  высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с  ребенком, для которого не были созданы  такие условия.
     Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует  учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он – «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.
     Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и  делают их вклад в нее чрезвычайно  значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство  справедливости; они способны чутко  улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени  в науке, культуре, технике, быстро и  адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
     Вторая  особенность — непрекращающаяся познавательная активность и высокоразвитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
     В-третьих, большинству одаренных свойственна большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
     Исходя  из этого, в практической работе с  одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или понятие «ребенок с признаками одаренности»).
 

     2. Признаки одаренности

 
     Признаки  одаренности – это те особенности  одаренного ребенка, которые проявляются  в его реальной деятельности и  могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы  в ее определении и связаны  с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности  ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому  признаки одаренности охватывают два  аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
     Инструментальный  аспект поведения одаренного ребенка  может быть описан следующими признаками:
     1. Наличие специфических стратегий  деятельности. Способы деятельности  одаренного ребенка обеспечивают  ее особую, качественно своеобразную  продуктивность. При этом выделяются  три основных уровня успешности  деятельности, с каждым из которых  связана своя специфическая стратегия  ее осуществления:
     - быстрое освоение деятельности  и высокая успешность ее выполнения;
     - использование и изобретение  новых способов деятельности  в условиях поиска решения  в заданной ситуации;
     - выдвижение новых целей деятельности  за счет более глубокого овладения  предметом, ведущее к новому  видению ситуации и объясняющее  появление, на первый взгляд, неожиданных  идей и решений.
     Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень  успешности: новаторство, как выход  за пределы требований выполняемой  деятельности.
     2. Сформированность качественно своеобразного  индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все  делать по-своему” и связанного  с присущей одаренному ребенку  самодостаточной системой саморегуляции.  Индивидуализация способов деятельности  выражается в элементах уникальности  ее продукта.
     3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет  в системе, свернутость способов  действий в соответствующей предметной  области, что проявляется в  способности одаренного ребенка,  с одной стороны, практически  мгновенно схватывать наиболее  существенную деталь (факт) среди  множества других предметных  сведений (впечатлений, образов,  понятий и т.д.) и, с другой  стороны, удивительно легко переходить  от единичной детали (факта) к  ее обобщению и развернутому  контексту ее интерпретации. Иными  словами, своеобразие способов  деятельности одаренного ребенка  проявляется в его способности  в сложном видеть простое, а в простом - сложное.
     4. Особый тип - обучаемость. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
     Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка  может быть описан следующими признаками:
     1. Повышенная, избирательная чувствительность  к определенным сторонам предметной  действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным  формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства  удовольствия.
     2. Ярко выраженный интерес к  тем или иным занятиям или  сферам деятельности, чрезвычайно  высокая увлеченность каким-либо  предметом, погруженность в то  или иное дело.
     3. Повышенная познавательная потребность,  любознательность.
     4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой  и неопределенной информации, неприятие  стандартных, типичных заданий  и готовых ответов.
     5. Высокая критичность к результатам  собственного труда, склонность  ставить сверхтрудные цели, стремление  к совершенству.
     Психологические особенности детей, демонстрирующих  одаренность, могут рассматриваться  лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как  порождающие ее. Поэтому наличие  указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для  предположения об одаренности, а  не для вывода о ее безусловном  наличии.
     Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие  признаки одаренности вариативны и  часто противоречивы по своим  проявлениям, поскольку в сильной  мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного  индивидуального случая.
 

     3.Типы одаренности

 
     Дифференциация  типов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.
     Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая типы одаренности. Так, например, Г. Гарднером были описаны особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одаренности, а в Мюнхенском исследовании продемонстрирована независимость когнитивных факторов одаренности: интеллекта, креативности, социальной компетентности, музыкальных и сенсомоторных способностей. Кроме того необходимо отметить, что одаренность может быть специальной – то есть одаренностью к одному виду деятельности, и общей – то есть одаренностью к разным видам деятельности.Часто общая одаренность сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т.д.
     В одаренности можно выделить как  качественный, так и количественный аспект.
     Анализ  качественных характеристик одаренности  предполагает выделение различных  качественно своеобразных видов  одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в  тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик  одаренности позволяет описать  степень выраженности психических  возможностей человека.
     Среди критериев выделения типов одаренности можно выделить следующие:
     1. Вид деятельности и обеспечивающие  ее сферы психики.
     2.Степень  сформированности.
     3.Форма  проявлений.
     4. Широта проявлений в различных  видах деятельности.
     5. Особенности возрастного развития.
     По  критерию вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики выделение типов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.
     Соответственно, могут быть выделены следующие типы одаренности.
     В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в  ремеслах, спортивную и организационную  одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В  художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная  одаренность. В коммуникативной  деятельности, прежде всего, следует  выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность  в создании новых духовных ценностей  и смыслов, служение людям.
     Каждый  тип одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
     Выделение типов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же тип одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку разные компоненты одаренности у разных индивидуумов могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интеграционных процессов “внутри” субъекта, вовлекающих его личностную сферу.
     Деятельность  всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой  деятельности, то деятельность выполняется  в лучшем случае добросовестно и  ее результат даже при блестящем  исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Если ребенок  что-то делает с любовью, он постоянно  совершенствует, реализуя все новые  замыслы, рожденные в процессе самой  работы. В результате новый продукт  его деятельности значительно превышает  первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности».
     По  критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.
     Актуальная  одаренность - это психологическая  характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются  в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных  видов деятельности.
     Особую  категорию актуально одаренных  детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок - это ребенок  с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной  новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт  деятельности талантливого ребенка  оценивается экспертом (высококвалифицированным  специалистом в соответствующей  области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям  профессионального мастерства и  творчества.
     Потенциальная одаренность - это психологическая  характеристика ребенка, который имеет  лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности  в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной  мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной  среды и т.д.).
     Выявление потенциальной одаренности требует  высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку  речь идет о еще несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков, предпосылок. Интеграция способностей, необходимая  для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется  при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние  на исходные психические возможности  ребенка.
     По  критерию «форма проявления» можно говорить о: явной и скрытой одаренности.
     Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том  числе и при неблагоприятных  условиях. Достижения ребенка столь  очевидны, что его одаренность  не вызывает сомнения. Поэтому специалисту  в области детской одаренности  с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким “перспективным ребенком”. Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.