На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Особенности воспитания в ВУЗах

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


особенности воспитания в ВУЗах
     Несомненно, период обучения в вузе - важнейший  период социализации человека. Социализация - процесс формирования личности в  определенных социальных условиях, процесс  усвоения человеком социального  опыта, в ходе которого человек преобразует  его в собственные ценности и  ориентации, избирательно вводит в  свою систему поведения те нормы  и шаблоны, которые приняты в  данной группе и обществе. Процесс  социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного  опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы  все механизмы социализации: это  и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью "профессионального специалиста", и механизмы подражания, и механизмы  социального влияния со стороны  преподавателей и студенческой группы. Явления внушаемости и конформизма  также выражены в студенческой среде.
     Понятие социализации более широкое, чем  понятие "воспитание". Социализация не равна воспитанию, ибо воспитание - это намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом под влиянием сознательно направляемых различных воздействий (внушения, убеждения, эмоциональное заражение, личный пример, вовлечение в определенные виды деятельности и другие приемы психолого-педагогического воздействия) со стороны педагогов, родителей (порой эти воздействия являются неадекватными, или неэффективными, или даже пагубными для личности воспитуемого, а индивид при этом может играть пассивную роль).
     При социализации индивид играет активную роль, сам выбирает определенный идеал  и следует ему, а круг людей, которые  оказывают социализирующее воздействие, - широк и очерчивается неопределенно. Студенческий возраст, как отмечалось, характеризуется именно стремлением  самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль  и идеал. Таким образом, вузовское  обучение является мощным фактором социализации личности студента, и этот процесс  социализации осуществляется в ходе самой жизнедеятельности студентов  и преподавателей. Но встает вопрос, требуются ли целенаправленные воспитательные воздействия на студентов со стороны  преподавателей и эффективны ли они?
     Нет, пожалуй, более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. "Надо ли воспитывать взрослых людей?" Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимать воспитание. "Если его понимать как воздействие  на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для  саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным" (Смирнов С. Д., 1995).
     Традиционный  подход к воспитанию базируется на том, что воспитание студентов - это  воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств - направленности, способностей, сознательности, чувства  долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.
     Свойства  и качества - это целостное выражение  личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и  волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления. Так, например, самостоятельность складывается из понимания, соответствующей оценки ситуации и выбора способа поведения.
     Зная  природу и психологическую структуру  того или иного качества, можно  более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов  и условий вуза в целом. Началом  формирования качества является понимание  факта, явления, события. Далее идут усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, превращение в устойчивое образование - качество. Например, в высшей школе воспитание интереса и любви к избранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в предстоящей области деятельности, о закономерностях ее развития:
• Формирование у каждого студента убеждения  в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости  овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным  планом данного вуза.
• Выработка  стремления следить за всем прогрессивным  в деятельности передовых специалистов.
• Умение направлять все самовоспитание на пользу работе, постоянно пополняя свои знания.
     В этой связи надо подчеркнуть, что  было бы неправильно сводить формирование того или иного качества только к  овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но недостаточно. Нужны  еще мобилизация мотивов, воздействие  на отношение к действительности, создание необходимых психических  состояний, учет противоречий в развитии личности студента. Например, нельзя не считаться с тем, что первокурснику  присуще обостренное чувство  собственного достоинства, максимализма, категоричности и однозначности  нравственных требований, оценок, фактов, событий, своего поведения. Этому возрасту свойственны рационализм, нежелание  брать все на веру, что обусловливает  излишнее недоверие к старшим, в  том числе к преподавателям вуза. Однозначность оценок, иногда необдуманный нигилизм как своеобразная форма  утверждения требуют гибкости в  подходе к воспитанию молодежи, умения использовать и развивать лучшие стороны ее психики, направлять по нужному  руслу ее поведение, умение помочь сохранить  свое юношеское горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам.
     Конечный  результат воспитания студентов  достигается путем решения частных, повседневных, постоянно изменяющихся и приобретающих самое различное  выражение воспитательных задач, встающих перед преподавателями. Причем всегда важно определить ближайшие и  более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально  важных качеств. Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются  основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.
     В 60-80-е гг. зарубежная теория и практика школьного, вузовского воспитания молодежи, связанные с трудами таких  известных специалистов, как Ф. Кумбс, Г. Нинв, Дж. Вильсон, Дж. Брунер, X. Беккер, Ч. Зильберман, Дж. Анкс, К. Кенис-тон, X. Лэш, Ч. Рейс, Т. Роздан, Ф. Кармел и др., единодушно признали наличие кризиса всего процесса общественного воспитания молодежи и прежде всего в учебных заведениях. Современную западную школу обвинили в отсутствии подготовки студентов к активной общественной деятельности и самостоятельности в действиях и суждениях; в приверженности учебных заведений лишь стандартным учебным программам, девальвации моральных ценностей и т.д. В результате якобы развилась "культура нарциссизма" молодежи, характерная формированием у нее равнодушия к социальным проблемам, политическим процессам, состоянию нравов; переключение интереса молодежи в сферу досуга, породившего антисоциальное поведение.
Школы и университеты, считает Л. Кольберг, должны помочь молодежи осознать необходимость и развить в себе такие качества для выполнения в будущем тех функций и той деятельности, которые будут способствовать общественному прогрессу, установлению справедливого общества. При этом воспитание в учебных заведениях должно вестись в системе "ученическая, студенческая общность - коллектив воспитателей", "учитель - ученик", "ученик - ученик". Выход воспитания за пределы своих специфических программ и вторжение в проблемы иных потребностей общности негласно запрещается.
В. В. Антонов, Л. П. Борщевский, П. П. Лопат, Ю. В. Фадеев, Г. И. Вяткина, А. С. Земляко-ва, Ю. Н. Ветров, Е. А. Литвиненко, Л. В. Никонов, А. А. Вербицкий, Н. Г. Ахматова, А. М. Черныш и другие представители социологии высшей школы к началу застоя и перестройки интенсивно обосновывали теорию и методику деловых игр в курсах общественных наук в высшей школе, что было относительным углублением "теории дискуссий", обращением ее к управленческим методам. Но и эти методики стояли на позиции "гипотетизма" и всячески избегали обращения к реальным жизненным явлениям и фактам общности и общества. К сожалению, формирование общественного и индивидуального поведения вербальным способом невозможно. Необходим синтез мысли, слова и действия. Еще воспитатели древности знали: "Verba docent, exemple trahut" - слова учат, примеры увлекают. Дж. Дьюи утверждал: "Не учитель и учебник - источник знаний, а руки, глаза, уши, фактически все тело". Иными словами, чтобы воспитуемые осуществляли поведение, соответствующее общественным идеалам, необходимо, чтобы воспитуемые были включены в приемлемые для этого межличностные отношения, возникающие в результате целенаправленных усилий воспитателя (воспитания) посредством организации определенной деятельности, т.е. самодеятельности, с уяснением ее идейной и нравственной сути. Эту формулу можно назвать важнейшим алгоритмом всего воспитательного процесса, социализации личности. Как известно, достоянием человека становится то, что он сам совершил и в процессе деятельности чувственно-эмоционально и рационально пережил.
     Общение и складывающиеся межличностные  отношения на основе привязанностей, желания совместного общения  и совместной деятельности в процессе практического разрешения острейших  проблем коллективной жизнедеятельности  являются действенным средством  воспитания и развития личности студента. Поэтому студенческое самоуправление может выступать как мощный фактор воспитательного процесса.
     Другое  принципиальное требование к организации  процесса воспитания состоит в неизменно  уважительном отношении к личности воспитуемого как полноценного и  равноправного партнера любой совместной деятельности. Идея равенства, партнерства  и взаимного уважения друг к другу  лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества, принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении. Как утверждают многие крупные ученые и педагоги, основатели научных школ, наибольший учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда учитель и ученик вместе решают задачу, ответа на которую не знает ни тот ни другой.
     Зачем нужен преподаватель в вузе, только ли как носитель и "передатчик" информации? Но как раз в этом качестве он значительно уступает многим другим источникам информации, таким, например, как книги и компьютеры. Специалиста, как представителя  определенной культуры, характеризуют  не только специфический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального  поведения и т.д. Поэтому он не только передает студенту знания и  профессиональные умения, а приобщает  его к определенной культуре, и  чтобы эта культура развивалась  и воспроизводилась, необходимы живые  люди, живое человеческое общение.
     В современной педагогике (и еще  более явно в психологии) начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с выбранным  идеалом (будь то христианские заповеди, или "моральный кодекс строителя коммунизма", или "общечеловеческие ценности"), а как к созданию условий для саморазвития личности.
Самый главный прием воспитания - принятие человека таким, какой он есть, без  прямых оценок и наставлений. Только в этом случае будет сохраняться  у воспитателя контакт с воспитуемым, что является единственным условием плодотворного взаимодействия обоих  участников воспитательного процесса.
     Главная задача воспитателя - раскрыть перед  воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается  самими детьми, подростками, юношами  из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, воспитатель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует только избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за воспитанником право на самостоятельное принятие решения. В противном случае ответственность за любые последствия принятых решений он с себя снимет и переложит на воспитателя.
     Другая  важная задача воспитания - помощь воспитуемому в выработке индивидуального  стиля жизни, индивидуального стиля  деятельности и общения. Для решения  такой задачи преподавателю необходимо владеть некоторыми навыками и методиками психодиагностики, а также вооружить  студентов приемами самопознания. Важнейшее  значение имеет знание психологических  и психофизиологических особенностей студентов, определяемых их социальным статусом, возрастом и характером основной деятельности.
     Отношение же педагога к студенту как к социально  зрелой личности, напротив, как бы повышает планку, раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности  развития личности, а усиливая их своей  верой, внутренней поддержкой.
Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе, - это собственно способность учиться. Научиться  учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время  быстро устаревают. Еще важнее способность самостоятельно добывать знания, основанная на творческом мышлении.
     Самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком  своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и  формировании "образа Я", включающем три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и  поведенческий.
     Заключая  разговор об условиях успешной воспитательной работы, следует напомнить изложенные в начале общие положения о  сущности воспитания как о создании благоприятных условий для самовоспитания человека путем раскрытия перед  ним поля возможных выборов и  их последствий, при том, что окончательное решение всегда должен принимать сам воспитуемый. Важнейшим условием внимания студента к тому, что раскрывает перед ним преподаватель, выступает безусловное принятие студента преподавателем и признания за ним права на любой выбор без того, чтобы быть отвергнутым. Такое продуктивное отношение к другой личности описывают как состояние эмпатии. 

Список  литературы
Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в  России. 1993. № 3.
Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. 1996. № 3.
Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М., 1974.
Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Прсвещение, 1985.
Безрукова В. С. Педагогика. - Екатеринбург, 1994.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный  подход. - М.: Высшая школа, 1991.
Громкова М.Т. Педагогика образования взрослых. - М., 1995.
Жуков В.М. Критерий оценки деятельности преподавателя  вуза // Ветеринария. 1994. № 7.
Казанская В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. - М.: Высшая школа, 1990.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.