На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Внутренняя политика Екатерины II

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО
Профессионально-педагогический институт 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по Отечественной истории 

на тему «Внутренняя политика Екатерины II». 

                            
                                                                       
 

                                                                      Выполнил:
                                                                                        студентка группы СПЗ-10
                                                                     М.М.Иванова
                                                                                     Проверил: к.и.н. доцент
                                                                  Н.В.Петров 
 
 
 

Нижний Новгород
2010 г. 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………стр.3  
1.«Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии.……….................стр.5  

2. Государственные реформы Екатерины Великой…………….................стр.12
3. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева……………...стр.18
Заключение…………………………………………………………………..стр.22
Список  источников литературы……………………………………………стр.25  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   В отдельные периоды существования абсолютной монархии ее идеологией становилась идеология "просвещения": возникали правовые формы, напоминающие западноевропейские (французские, английские), предпринимались попытки создания правовых основ государственности ("правового государства"), конституции, культурного просветительства. Эти тенденции были обусловлены не только личностью того или иного монарха (Екатерины II , Александра I), но и социально-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консервативных методов хозяйствования и политики, искала более гибкие формы. Этому способствовало культурное и промышленное развитие страны. "Просвещенный" абсолютизм возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы управления становились неэффективными. Однако, в любой момент, мог быть осуществлен возврат к старым приемам (либеральный период правления Екатерины II заканчивается после крестьянской войны Пугачева).
   Долгое царствование Екатерины II (1762—1796гг.) наполнено значимыми  и весьма  противоречивыми  событиями  и  процессами.  «Золотой  век   русского дворянства»  был  вместе  с  тем  веком  пугачевщины,  «Наказ»  и  Уложенная комиссия соседствовали с гонениями на Н. И. Новикова и  А.  Н.  Радищева.  И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику,  свою сверхзадачу.  Это  было   время,   когда   императорская   власть   пыталась осуществить  одну  из  самых  продуманных,  последовательных  и  успешных  в истории России программ реформ.  Идейной  основой  реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была  хорошо знакома. В этом смысле ее правление нередко  называют  эпохой  просвещенного абсолютизма. Историки спорят  о  том,  чем  был  просвещенный  абсолютизм  - утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном  союзе королей и философов  или  политическим  феноменом,  нашедшим  свое  реальное воплощение в Пруссии  (Фридрих  II  Великий),  Австрии  (Иосиф  II),  России (Екатерина II)  и др.  Эти споры небеспочвенны.  Они отражают  ключевое противоречие   теории   и   практики   просвещенного   абсолютизма: между необходимостью  радикально  менять  сложившийся  порядок  вещей   (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью  потрясений,  нуждой  в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную  силу,  на  которой  этот порядок держится,  —  дворянство.  Екатерина  II,  как,  быть  может,  никто другой, понимала трагическую  непреодолимость  этого  противоречия:  «Вы,  — пеняла она французскому философу Д. Дидро, — пишете на бумаге,  которая  все стерпит,  я же,  бедная  императрица,  — на   коже   человеческой,   столь чувствительной и болезненной».1
   Целью данной работы является освещение основных аспектов внутренней политики Екатерины Второй и выявление ряда противоречий в ходе её реализации. Исходя из цели реферата, были поставлены следующие задачи:
-   рассмотреть составление «Наказа» и деятельность Уложенной комиссии как программу Екатерины II по  внедрению политики «просвещенного абсолютизма» в России;
- раскрыть суть проводимых реформ в этот период и выявить причины их  ограниченности;
- проследить рост социальной активности в государстве на примере крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева. 
 

                       

                 "Любить Богом врученных мне  подданных
                  я за долг звания моего почитаю..."
                                                                             Екатерина II
1.  «Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии
    Просвещенный абсолютизм —   политика,  порожденная  временем  разложения феодальной системы и вызреванием в ее  недрах  капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных  порядков. Просвещенный абсолютизм отличался  от  обычного  деспотизма  декларированием соблюдения законов, одинаковых  для  всех  подданных.  Теоретические  основы просвещенного   абсолютизма   были   разработаны    выдающимися    деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, Д'Аламбером, Дидро и др.  Эти просветители умеренного крыла  призывали  к  эволюционной,  без  потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза  королей  и  философов,  способного,  как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам. Идеи просвещения  разделяли прусский  король  Фридрих  II,  шведский  король  Густав  III)   австрийский император Иосиф II и др.
    Настала  пора  реализации   широкомасштабных   реформ   в   духе   идей Просвещения. В  конце  1766  г.  она приступила к  осуществлению  важнейшей  акции  своего  царствования - созыву комиссии для составления  нового  Уложения. 
    Вскоре после вступления на  престол Екатерина II обнаружила,  что  одним из   существенных   недостатков   русской   жизни    является    устарелость законодательства: сборник законов был издан еще при Алексее  Михайловиче,  а жизнь  с  тех  пор  изменилась   до   неузнаваемости.   Императрица   видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина  II решила  составить  новое  «Уложение».   Она   читала   множество   сочинений иностранных  ученых  о  государственном  устройстве  и  суде.  Конечно,  она понимала, что далеко не все применимо к русской жизни.
    В ходе подготовки к созданию  новой Уложенной комиссии  был   создан  ряд специальных комиссий, задачей которых было установление  пределов  "законной власти правительства". В 1763 г. создается комиссия о  вольности  дворянской (позже ставшая советом при императрице), в 1762 г. - комиссия  о коммерции, в 1762  г.  -  комиссия  о  церковных  имениях.
    Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями  и  обычаями  народа.  Для  этого  решено  было  созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выработки  нового «Уложения». Это собрание выборных было названо  «Комиссией  для  составления проекта нового Уложения». Комиссия  должна  была  сообщить  правительству  о нуждах и пожеланиях населения, а  затем  выработать  проекты  новых,  лучших законов.
    Широко заимствуя  идеи  передовых   западных  мыслителей,  Екатерина  II составила для этой Комиссии “Наказ комиссии  о  составлении  проекта  нового уложения”. Это были правила, на основании  которых  должно  быть  составлено новое «Уложение» и которыми должны были руководствоваться депутаты.  “Наказ” был  роздан  всем  депутатам.  Но  так  как  введение  законов  находится  в юрисдикции  царя,  то  комиссия должна  была  составить  предложения.   Над “Наказом” Екатерина II трудилась более двух лет.  В  “Наказе”  Екатерина  II говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании  и прочих вопросах.  “Наказ”  показывал  и  знание  дела,  и  любовь  к  людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости  и  уважения  к человеку. “Наказ” был  встречен  с  восторгом.   Текст "Наказа" состоял из 20  глав (526  статей),  разделенных на  пять разделов:
    а) общие принципы устройства  государства;
    б) основы государственного  законодательства  и  общие  формы  правовой политики;
    в) уголовное право и судопроизводство;
    г) основы сословно-правовой организации;
    д) вопросы юридической  техники,  теории  законодательства  и   правовой реформы.
    В  1768  г.  текст  "Наказа"  был  дополнен  двадцать  первой   главой, содержащей основы административно-полицейского управления и главой  двадцать второй  о  регулировании  государственных  финансов.  "Наказ"   обосновывает политические   принципы   абсолютистского   государства:   власть   монарха, бюрократическая  система   организации,  сословное  деление  общества.   Эти признаки выводились из  "естественного" положения  России  и  обосновывались ссылками  на  русскую   политическую  историю.  Девизом  Уложенной  комиссии называлось стремление  обеспечить "блаженство каждого и  всех"  в  обществе, однако никаких ограничений    для верховной  власти  не  предусматривалось.  Сословная   структура  общества   соотносилась  с  "естественным"  делением   на   профессиональные классы:  земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная  власть  отводит особое  место, признавая тем самым особую важность  его  функций  -  военную службу и  отправление правосудия.  Закон  должен обеспечивать полное и сознательное  повиновение.
    В "Наказе" была разработана  юридическая  техника,  ранее   не  известная российскому   праву,    выработаны    новые    представления    о    системе законодательства:
     а) законов должно быть немного  и они должны оставаться неизменными;
     б) временные учреждения определяют  порядок деятельности органов  и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов;
    в) указы являются актами  подзаконными,  могут  быть  краткосрочными  и отменяемыми.
    Также Екатерине  II  казалось  необходимым  предоставить  дворянству  и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала  и  об  освобождении крестьян  от  крепостной зависимости.  Но  отмена  крепостного   права   не состоялась. В “Наказе” говорится о том, как  помещики  должны  обращаться  с крестьянами: не  обременять  налогами,  взимать  такие  налоги,  которые  не заставляют  крестьян  уходить  из  дому  и  прочее.  В то  же   время   она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно  дать свободу.
    Манифест о создании проекта  нового Уложения и о созыве  для  этой  цели специальной Комиссии появился 14 декабря 1766 года. Основной  мотив:  страна не может дальше жить по средневековому кодексу законов - Соборному  Уложению 1649  года.  В Комиссию  был избран  571  депутат от   дворян,   горожан, однодворцев,  казачества,  государственных   крестьян,   нерусских   народов Поволжья, Приуралья  и  Сибири.  По  одному  депутату  выделили  центральные учреждения  -  Сенат,  Синод,   канцелярии.   Лишь   крепостные   крестьяне, составлявшие большинство жителей страны, были лишены  права  выбирать  своих депутатов. Нет депутатов и от духовенства, ибо затеянное дело носило  сугубо мирской характер.
   В итоге в Уложенную комиссию  было избрано около 450 депутатов,  из  коих 33% составляли выборные от дворянства, 36% — выборные от горожан, около 20% — выборные от  сельского  населения,  5%—правительственные  чиновники.  Если учесть,  что  чиновники   являлись   дворянами,   а   некоторые   города   и государственные  крестьяне  избирали  депутатами  дворян,  то  удельный  вес дворянства  в  Уложенной  комиссии,  составлявшего  0,6%  населения  страны, значительно повысится.
   Первая  особенность екатерининской  комиссии  состояла  в   новшестве, неведомом  предшествовавшим  комиссиям:  императрица  составила  «Наказ»   с изложением своих взглядов на  задачи  Уложенной  комиссии,  которыми  должны руководствоваться депутаты.
    Вторая особенность Уложенной  комиссии 1767—1769 гг. состояла в   наличии наказов  депутатам,  составленных  участниками  их  выборов,  —  в   наказах отражены  сословные  требования  избирателей.  Дворянские  наказы  требовали принятия  строгих  мер  против  побегов  крестьян,  в  них  были  жалобы  на обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявших крестьян  и тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков.
    Уложенная  комиссия  открылась  30   июля   1767   года   торжественным богослужением в Успенском соборе Кремля. Однако вместо ожидаемого  ею  «делового обмена мнениями  начались бурные  дебаты  представителей  разных  сословий»2, когда ни одна из сторон ни в чем не хотела уступать другой.   Не было единства и среди представителей и господствующего класса. Дворянство, пользуясь своим большинством, все смелее  требовало  расширения  помещичьего права на личность крестьянина и  плоды  его  труда.  Раздались голоса  и  о применении смертной казни к наиболее непокорным из крестьян.
    Но росло количество выступлений  и противоположного характера,  особенно после того,  как  в  июле  1768  года  на  общее  обсуждение  был   вынесен подготовленный в частной комиссии законопроект о  правах  дворян.  Почти  60 депутатов, в том числе  и  "своих",  дворянских,  подвергли  острой  критике предложенный документ. Это не могло не  обеспокоить  императрицу,  вовсе  не желавшую продолжать прения в подобном неконструктивном духе: депутаты ни  на йоту не смогли приблизиться к единому решению вопроса о дворянских правах.
Работа  Комиссии была фактически  парализована,  и  в конце 1768 года  с  началом  русско-турецкой  войны  ее  "временно"  (а  как оказалось, навсегда) распустили. Хотя некоторые частные комиссии  продолжали работать вплоть до 1774 года.
        Созыв Комиссии имел, таким   образом,  для  императрицы   интерес  прежде всего практический. А что же было  ответом?  "От  дворянства,  купечества  и духовенства послышался этот дружный и страшно  печальный  крик:  "Рабов!"  - пишет  С.  М.  Соловьев.3  Такое решение вопроса о крепостном  состоянии, полагает историк, "происходило от неразвитости нравственной, политической  и экономической.  Владеть  людьми,  иметь  рабов  считалось   высшим   правом, считалось царственным положением, искупавшим всякие  другие  политические  и общественные неудобства".
    Екатерина  четко  понимала,  что  курс  на  реформы  в  политике  и экономике всегда предполагает необходимый  уровень  общественного  сознания, который и делает возможным их проведение в жизнь.  В  реальной  же  ситуации той эпохи, при явном противодействии  дворянства  было  бы  безумием  рубить сук,  на  котором  держалась  самодержавная  власть.   И   это   говорит   о реалистичности государственной  политики  Екатерины  -  она  ее  сознательно отделила от собственных радикальных взглядов.4
        В дальнейшем намеченные императрицей  цели в  сфере  государственного  и общественного устройства сводились, как можно судить по сохранившемуся в  ее бумагах наброску, к пяти основным, эклектическим по своей сути  пунктам,  не выходившим  за  пределы  традиционно  провозглашаемых  в  "век  Просвещения" установок: 
 

    1. Нужно просвещать нацию, которой  должно управлять.
    2. Нужно ввести добрый порядок  в государстве, поддерживать  общество  и заставить соблюдать законы.
    3. Нужно учредить в государстве  хорошую и точную полицию.
    4. Нужно способствовать расцвету  государства и сделать его  изобильным.
    5. Нужно сделать государство грозным  в самом себе и внушающим  уважение соседям.
    Согласимся, что все эти задачи  носят достаточно общий характер  и имеют вневременную ценность.
    Надо  отметить  три  позитивных   результата   деятельности   Уложенной комиссии. Одна из задач Уложенной  комиссии,  обозначенная  в  Манифесте  16 декабря, состояла  в  том,  «дабы  лучше  нам  узнать  быть  можно  нужды  и чувствительные недостатки нашего народа». Наказы депутатам, а также  прения в Уложенной комиссии дали на этот счет достаточный материал — они  выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины  II,  какая  выпала  на  долю шляхетских проектов в 1730 г.,  ставших  программой  действий  правительства Анны Иоанновны.
    Деятельность Уложенной комиссии  способствовала распространению  в России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела  того императрица или нет, выпала на долю ее «Наказа»:  с  1767  по  1796  г.  он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти  тысяч  экземпляров.  Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в  правительственных  учреждениях  наравне  с «Зерцалом правосудия» петровского времени.
    Третий  итог  деятельности  Уложенной   комиссии  состоял  в  укреплении положения Екатерины на троне — она остро нуждалась в опровержении  репутации узурпатора престола. 5 

2.   Государственные реформы Екатерины Великой
   В первую очередь было реорганизовано  наиболее слабое звено государственной системы - местные органы власти. Умудренные опытом крестьянской войны крепостники подвергли местное управление кардинальной перестройке. Активнейшую роль в этом сыграла и сама Екатерина II. В письме к Вольтеру в конце 1775 г. она сообщала: “Я только что дала моей империи “Учреждение о губерниях”, которое содержит в себе 215 печатных страниц... Это плод пятимесячной работы, исполнен мною одной”. Конечно, Екатерина разрабатывала этот проект не одна. Было подано 19 проектов, составленных видными сановниками и государственными деятелями.
  По проекту вся Россия делилась теперь на 50 губерний вместо 23 прежних. Основной фигурой в губернии являлся отныне губернатор, стоявший во главе “губернского правления”. Функции губернского правления были довольно обширны, но главная из них - широкое объявление закона правительственных распоряжений, надзор за их выполнением и, наконец, право отдачи под суд нарушителей закона. Губернскому правлению подчинялись все местные суды и полиция. Всеми расходами и доходами в губернии, ее промышленностью, сбором налогов ведала казенная палата. Она же брала на себя часть функций центральных коллегий. Совсем новым учреждением был “приказ общественного призрения”. Наконец, в губернии были губернский прокурор и целая система судебных учреждений с приданными к ней прокурорами. Самыми высшими из судов были две палаты: палата гражданских дел и палата уголовных дел, имеющие право пересмотра дел губернских и уездных судов. Сами же губернские суды были сословными, т.е. для дворян был свой суд (он назывался “верхний земский суд”), для купцов и мещан свой (“губернский магистрат”). И, наконец, был губернский суд для “свободных” (государственных) крестьян (“верхняя расправа”). Вот здесь и выходит наружу классовый характер суда, так как право апелляции могли осуществить практически лишь представители имущего класса. 6
    Город по реформе 1775 г. стал самостоятельной административной единицей, основными учреждениями в городе были: городской магистрат, совестный суд и ратуша в посадах. Компетенция городового магистрата с городским головой во главе была аналогична компетенции уездного суда, а состав городового магистрата выбирался местным купечеством и мещанством. У купечества и мещанства появилась теперь и своя опека, на манер дворянской опеки - городовой сиротский суд. Таким образом, на первый взгляд, в городе была создана своя сословная полноправная система выборных учреждений.
  В 1789 г. были введены городские полицейские управы. В состав управ входили два пристава (по уголовным и гражданским делам) и два советника (ратманы).7 Децентрализуя управление, царица сохранила вместе с тем мощный и действенный контроль центральной власти над губерниями. Над каждыми 2-3 губерниями Екатеринам II поставила наместника или генерал-губернатора с неограниченными полномочиями.
  Система местных губернских учреждений оказалась настолько прочной, что просуществовала в своей основе вплоть до реформы 1861 г., а в некоторых деталях вплоть до 1917 г.
  Теснейшим образом с губернской реформой 1775 г. были связаны и преобразования центральных учреждений. Их общая тенденция одна - освобождение центральных учреждений от дел текущего управления и сосредоточение власти в руках императрицы. Еще в 1763 г. Сенат окончательно утратил свои широкие полномочия. Тогда он был разделен на 6 департаментов. Два из них (один в Петербурге, а другой - в Москве) занимались судебными делами, одни ведал делами Украины и Прибалтики, еще один департамент выполнял функции Московской сенатской конторы и т.д. Лишь один из шести департаментов сохранил за собой какое-то политическое значение (публикация законов). Таким образом, Сенат стал высшим судебно-апелляционным учреждением. Одновременно резко возросла роль генерал-прокурора Сената и обер-прокурора. Через генерал-прокурора (а им при Екатерине II долгие годы был князь А. А. Вяземский) императрица и сносилась теперь с Сенатом. У генерал-прокурора была огромная власть. Вяземский сконцентрировал в своих руках функции министра финансов, юстиции и государственного казначея.
   Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В Кабинете рассматривались теперь многие вопросы внутренней политики (сенатские дела, вопросы промышленной политики и т.д.). Важнейшими фигурами стали статс-секретари Екатерины такие как А. В. Олсуфьев, А. В. Храповитский, Г. Н. Теплев и др. Через них Екатерина вела основную часть дел по управлению государством. Некоторые екатерининские вельможи выполняли персональные поручения в определенной части внутренней политики. Так постепенно зарождался принцип единоличного управления, что впоследствии вылилось в организацию министерств. С течением времени обнаружилась необходимости в создании совета при императрице из ближайших и влиятельных сановников. С 1769 г. стал действовать Императорский совет.
     В связи с передачей большей части дел текущего управления на места, в губернские учреждения роль коллегий резко снизилась и в 80-х годах назрела необходимость их ликвидации. Из коллегий продолжали сохранять прочное положение лишь три - Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская. Сохранил свое положение в качестве одной из коллегий и Синод, но теперь Синод находился в полнейшем подчинении светской власти.
  В итоге всех этих преобразований окрепла самодержавная власть абсолютного монарха, окрепла и диктатура дворянства на местах, создана была прочная полицейско-бюрократическая система учреждений, просуществовавшая вплоть до эпохи падения крепостного права.
  Помимо реформирования государственного механизма управления Екатерина огромное внимание уделила сословной политике. Это был систематический свод всех прав и привилегий, которые в течение десятилетий одну за другой получали дворяне в XVIII столетии. В Жалованной грамоте подтверждалось вольность дворянства от обязательной государственной службы, свобода от уплаты податей, постоя в дворянских домах войск, от нанесения дворянам телесных наказаний за какие либо преступления. Дворянина имели право судить только равные ему. Имения дворян не подлежали конфискации, даже если владелец, оказался преступником, они передавались его наследникам.
  Важным моментом в Жалованной грамоте была кодификация дворянского самоуправления. У дворян, имеющих обер-офицерский чин, было право организации дворянских обществ (дворянского собрания) в уездах и губерниях, что стимулировало государственную службу. Участвовали в дворянском собрании лишь владельцы населенных имений. Право быть избранным на выборные должности в губернии или в уезде имели теперь лишь дворяне, обладавшие доходом не менее чем в 100 руб. Это отсекало от дворянской корпорации прослойку деклассированного и разорившегося дворянства.
   Вместе с тем по Жалованной грамоте сословное самоуправление дворянской корпорации было поставлено под контроль государственной власти. Право созыва дворянских собраний (раз в 3 года) принадлежало лишь генерал-губернатора и губернатору. Губернатор утверждал результаты выборов дворян вплоть до выборов губернского предводителя.
   Роль губернских и уездных предводителей дворянства с течением времени получала все большее значение. Это были покровители и защитники дворян, всюду охранявшие их монопольные права и привилегии.
  Одновременно с Жалованной грамотой дворянству в 1785 г. была утверждена “Грамота на права и выгоды городам Российской империи”. Важнейшим ее положением было деление всех городских жителей на шесть групп или разрядов. К первой, высшей группе или разряду принадлежали все городские домовладельцы и землевладельцы. Сюда же включены были и владельцы городских строений. Поскольку домами или землей в городе владели главным образом дворяне, чиновники и духовенство, они и составили высший разряд городского населения. Во вторую группу или разряд объединялось купечество всех трех гильдий. Но имущественный ценз для зачисления в купцы был резко увеличен (до 1000 руб.). Горожане второго разряда наряду с уже состоявшимися льготами по уплате подушной подати, по рекрутской повинности освобождались теперь от некоторых казенных служб (продажа соли, вина и т.д.). Первые две гильдии были освобождены от телесных наказаний. И это вновь давало иллюзию их приближения к дворянам.
   Третий разряд городского населения составляли все ремесленники, записанные в цехи (мастера, подмастерья, ученики). Четвертый разряд - иногородние и иностранцы, проживающие в данном городе. В пятую категорию горожан были зачислены “именитые граждане”.
   Наконец, о шестом разряде. Это основная масса горожан -простые “посадские люди” . Наиболее острый вопрос о крестьянах, ставших фактическими жителями городов, остался по-прежнему нерешенным. Оставались в действии и все прежние преграды на пути перехода крестьян в городские сословия.
 Наиболее  интересная часть законодательства в городах - городское самоуправление. На смену городовому магистрату, совестному суду и ратушам как единственным органам самоуправления пришли теперь «общая городовая дума», «шестигласная дума» и «Собрание градского 'общества».
    Конечно, эти преобразования имели  ограниченный характер.  Самодержавный принцип   управления,   крепостное   право,   сословный   строй   оставались незыблемыми.  Крестьянская  война  Пугачева  (1773—1775),  взятие   Бастилии (1789) и казнь короля  Людовика  XVI  (1793)  не  способствовали  углублению реформ.  Они  шли  с  перерывами,  в  90-е   гг.   и   вовсе   прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И.  Новикова  (1792)  не  были случайными  эпизодами.  Они свидетельствуют   о   глубинных   противоречиях просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок  «золотого  века Екатерины II». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева
   Вторую половину XVIII в. отличает резкое повышение социальной активности трудового населения: владельческих, монастырских и приписных крестьян, работных людей мануфактур, пародов Поволжья, Башкирии, яицких казаков. Своего апогея она достигла в крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева. На Яике, где в сентябре 1773г. появился самозванец, выдававший себя за Петра III, сложились благоприятные условия, чтобы его призывы нашли отклик сначала у казачества, а затем и у крестьян, работных людей, башкир и народов Поволжья.
   Царское правительство на Яике, как и всюду, где оно переставало нуждаться в услугах казачества для обороны пограничной территории, начало проводить политику ограничения его привилегий: еще в 40-х гг. была отменена выборность войсковых атаманов, казаки стали привлекаться на службу вдали от родных мест. Ущемлялись и хозяйственные интересы казаков - в устье р. Яик правительство соорудило учуги (заграждения), препятствовавшие продвижению рыбы из каспийского моря в верховья реки.
   Ущемление привилегий вызвало разделение казачества на два лагеря. Так называемая «послушная» сторона готова была ради сохранения части привилегий согласиться с утратой прежних вольностей. Основная масса составляла «непослушную сторону», постоянно посылавшую ходоков к императрице с жалобами на притеснения «послушных» казаков, в чьих руках находились все командные должности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.