На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль Банка России в системе государственного финансового контроля

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Значение  контроля в управлении экономикой 4
Центральный банк Российской Федерации 11
Заключение 19
Список  литературы 21 
 

 


Введение

   В настоящее время в России складывается новый  тип  государственности. Успешное   реформирование   российской   экономики   кроме   всего   прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных  функций  системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из  основных функций государственного управления —  создание  и  поддержание  эффективной финансовой  системы  и,  соответственно,  адекватной   системы   финансового контроля.
   Финансовый  контроль – часть деятельности государственных  полномочных органов, направленная на защиту интересов как государства  в целом и его экономических  интересов и безопасности, так  и на защиту субъектов экономической  деятельности.
   Ни  одна из острейших социально-экономических  проблем не будет  решена, ни о каком возрождении российской государственности не может  быть  и  речи, пока не будет наведен должный  порядок  в  бюджетно-финансовой  сфере,  пока системе государственного финансового контроля не  будет  придана  надлежащая стабильность.  Поэтому  эффективный  и   действенный   финансовый   контроль является   необходимым   условием   сильной   власти,   важнейшим   фактором государственного строительства. 

 


Значение  контроля в управлении экономикой

   Любой вид управления немыслим без контроля, так как нельзя управлять, не проверяя исполнения установленных требований, не выявляя фактического состояния  дел на управляемых объектах.
   Контроль, являясь самостоятельной функцией управления, выступает как средство организации обратных связей, благодаря  которым субъекту управления поступает  информация о состоянии управляемого объекта, о ходе выполнения его решения.
   Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление, особенно управление сложными системами, без контроля может стать бессмысленным.
   Как элемент управления контроль очень  тесно связан с такими элементами системы управления, как учет, анализ хозяйственной деятельности, организация, регулирование.
   Под контролем в наиболее узком смысле (т.е. как функция или стадия процесса управления) следует понимать совокупность следующих действий:
   - определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
   - сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;
   - оценка отклонений, превышающих предельно-допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;
   - выявление причин данных отклонений.
   В соответствии с вышеприведенными определениями  можно дать трактовку понятия  «цель контроля». Цель контроля как  функции управления – информационная прозрачность объекта управления для  возможности принятия эффективных  решений [2, c.31].
   Если  управление по существу есть процедуры  принятия решений, то контроль можно  представить как интегрированную  в данные процедуры систему их информационной поддержки, обеспечения информацией о различного рода отклонениях от определенных параметров [2, c. 32].
   Контроль  – неотъемлемая часть системы  регулирования, благодаря которой  субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему  правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные  последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные  возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую  информацию, субъект управления имеет  все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы  к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.
   Финансовая  система общества в целом и  отдельные ее звенья – типичные сложные системы, управление которыми немыслимо без эффективного контроля. Управление финансовыми процессами, тесно связанными с производственными (экономическими) отношениями, оказывает  непосредственное влияние на общественное производство, а значит, на общественную жизнь. Это управление важно для  всех составляющих финансовой системы  – от финансов отдельных хозяйствующих  субъектов до государственных финансов. Поэтому финансовый контроль, т.е. контроль за функционированием различных звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями общественной жизни.
   Понятие «финансовый контроль» возможно, впервые было упомянуто в «Трактате  о счетах и записях» (1494 г.) Луки Пачоли, который писал «доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними (неисправными маклерами и бухгалтерами) назначили лицо, которому поручили расследовать, хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях». Но в жизни финансовый контроль применялся значительно раньше, поскольку объективная необходимость в нем возникла одновременно с зарождением финансов, т.е. практически с возникновением разделения труда, товарообмена и денежных отношений [6, c. 15].
   Долгое  время под финансовым контролем  понимали деятельность, связанную с  проверкой учетных записей и  наблюдением за полнотой поступления  государственных доходов. Однако постепенно это понятие стало трактоваться более широко.
   Современное толкование понятия «финансовый  контроль» отличают многоплановость  его целей и многогранность задач. В настоящее время финансовый контроль – это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений  финансовой дисциплины. Это, прежде всего  важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.
   Такая интерпретация финансового контроля давно признана в странах с  развитой рыночной экономикой и нашла  отражение в международных документах. Например, в преамбуле Лимской Декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1997 году, указано: «Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом» [6, c.15].
   Контроль  – не самоцель, а неотъемлемая часть  системы регулирования, целью которой  является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов  законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять  корректирующие меры, в отдельных  случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный  ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем [1, c. 24].
   Контроль  может быть охарактеризован как  одна их функций управления, представляющий собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта  с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприятных  ситуаций, о которых целесообразно  своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к  улучшению положения дел [11, c. 7].
   Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной  функции финансов, определяя его  как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления с применением  специфических форм и методов  его организации.
   Основу  контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов как в фондовой, так и в нефондовой формах. Финансовые отношение тесно связаны с производственными, что позволяет финансовому контролю отслеживать происходящие экономические процессы, пропорции распределения денежных ресурсов, полноту и своевременность их поступления в распоряжение хозяйствующих субъектов, экономность и эффективность использования.
   Контрольная функция финансов в единстве с  другой функцией – распределительной  – позволяет путем отслеживания движения финансовых ресурсов контролировать процессы распределения стоимости  произведенного общественного продукта и соответственно управлять этими  процессам.
   Сигналы контрольной функции финансов имеют  форму количественных параметров соответствующих  финансовых показателей. Поэтому исключительно  важны достоверность финансовой информации, ее соответствие реальному  положению дел в каждом звене  финансовой системы. Обеспечение достоверности информации – основная обязанность финансового контроля.
   Таким образом, с точки зрения теории финансов финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми  отношениями, основной задачей которой  является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного  управляемого объекта с целью  определения обоснованности и эффективности  управленческих решений и степени  их реализации, выявления отклонений, о которых целесообразно информировать  органы, способные повлиять на улучшение  ситуации.
   Поскольку финансовые отношения тесно связаны  с производственными, информация финансового  контроля позволяет руководству как отдельных хозяйствующих субъектов, так и крупных хозяйствующих структур и государства в целом осуществлять эффективное финансово-хозяйственное управление.
   Все это дает возможность рассматривать  финансовый контроль как обязательный и важнейший элемент эффективной  системы финансово–хозяйственного управления, обеспечивающий функционирование управляемой системы в точном соответствии с установленными номами и правилами.
   Одновременно  финансовый контроль всех элементов  финансовой системы, включая постоянный контроль финансовых потоков и состояния  финансовых ресурсов отдельных хозяйствующих  субъектов и государства в  целом, способствует укреплению всех финансовых институтов общества, благотворно влияет на развитие экономики, способствует укреплению стабильности общества.
   Финансовый  контроль объективно необходим в  любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения. Его роль велика и в обществе, в котором преобладает государственная собственность, управляемая административно-командными методами, но в демократическом общества с рыночными формами хозяйствования она многократно возрастает. Это обусловлено рядом причин.
   Прежде  всего, рыночная экономика выдвигает  на первое место  достижение высокой  эффективности хозяйственной деятельности. В связи с этим возрастает значение контроля над процессами формирования, сохранности, рационального и эффективного использования финансовых и материальных ресурсов во всех звеньях экономической  системы страны. Проведение контроля способствует повышению качества и  эффективности финансово-хозяйственного управления.
   Обязательным  условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики  системы свободного многоукладного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности  всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому  в рыночных условиях финансовая система  государства приводится в действие и управляется преимущественно  посредством норм финансового права  – совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и его субъектов. Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как  установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной  деятельности государства. Частое изменение  законодательства, использование государством волюнтаристских методов управления взывают недоверие инвесторов и  других участников рынка, сдержанность в реализации долгосрочных программ. В конечном счете это негативно сказывается на развитии рыночной экономики, приводит к росту теневого сектора. Поскольку неукоснительное соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами норм финансового права достигается в первую очередь с помощью финансового контроля, то это также увеличивает его значение.
   Кроме того, для рыночной экономики характерно делегирование полномочий управления хозяйствующими субъектами от их собственников (акционеров, инвесторов) к управляющим. Важнейшее достижение современной  цивилизации – выработка инструментов и процедур, обеспечивающих контроль граждан (применительно к государству) или собственников (применительно  к экономическим субъектам) за управляющими. И главное место здесь занимает финансовый контроль. Его применение позволяет обеспечить стабильность функционирования финансово-хозяйственной  системы, предоставить определенные гарантии для привлечения в экономику  частных инвестиций и личных средств граждан [6, c.18].
   Аналогично  в демократическом обществе через механизм выборности происходит делегирование полномочий управления обществом институтам государственной власти. Возникает необходимость отчетности этих институтов перед общественностью (избирателями), что, в частности, вызывает потребность в подробной и объективной информации об использовании государственных средств. Государственным служащим, законодателям и гражданам необходимо знать, правильно ли и в соответствии ли с законами происходит управление государственными фондами, достигают ли государственные организации, программы и службы своих целей и является ли их деятельность экономичной и эффективной. Получение таких сведений, информирование государственных инстанций и общественности о законности, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, о налаживании действенного управления экономикой и соответствующей установленным нормам административной деятельности – тоже прямая обязанность финансового контроля.
   Указание  причины не только повышают значение финансового контроля, но и дополняют  его содержание новыми гранями.
   Основным  содержанием финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение  качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов  всех субъектов хозяйствования и  управления, государства в целом  и его граждан; проверка соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений; укрепление финансовой системы страны; содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной  и денежной политике; выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного  продукта.
   Государственное управление можно рассматривать  в самых разных аспектах: административном, финансовом, социальном, инновационном, экологическом и т.д. Каждой из областей управления соответствует своя функция  контроля. Поэтому система управления государством предусматривает различные  виды контроля: административный, финансовый, экологический, санитарно-эпидемиологический, пожарный и другие.
   Значение  финансового контроля государственном  уровне состоит в формировании полной и объективной картины о государственных потоках и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Это позволяет объективно оценивать экономическую ситуацию в стране.

Центральный банк Российской Федерации

   Современный этап развития Российской Федерации  характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышения  роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической  сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления. Появление новых контрольных  органов по обеспечению финансового мониторинга или «комитета финансовой разведки» - лишний раз тому подтверждение.
   Государственный финансовый контроль – контроль за исполнением федерального бюджета; федеральными внебюджетными фондами; организацией денежного обращения  использованием кредитных ресурсов; состоянием государственного внешнего и внутреннего долга, государственных  резервов; предоставлением финансовых льгот и преимуществ; финансовыми  результатами, полученными от использования  государственного имущества, закрепленного  за государственными органами, организациями, предприятиями, учреждениями, и иного  имущества, находящегося в федеральной  собственности [10, c.240].
   Существует  несколько принципов деления  органов (или субъектов) государственного финансового контроля на группы.
   Первый  принцип основан на разделении государственной  власти на три самостоятельных ветви, что установлено Конституцией России. Согласно этому принципу выделяют контроль по линии законодательной власти, контроль по линии исполнительной власти и контроль по линии судебной власти. Отдельно выделяют контроль по линии  президентской власти. Банк России относится к органам, которые  осуществляют контроль по линии исполнительной власти.
   Второй  принцип основан на степени значимости контрольных функций в деятельности субъектов государственного финансового  контроля. Выделяют:
   Субъекты  ГФК первого уровня. Они выполняют  контрольные функции для реализации тех функций, которые за ними закреплены непосредственно, т.е. для них контроль является сопутствующим видом деятельности.
   Субъекты  ГФК второго уровня. В их обязанности  входит как контрольные, так и  иные функции, но финансовый контроль является одним из основных видов  или направлений деятельности.
   Субъекты  ГФК третьего уровня. В их обязанностях контроль является определяющим видом  деятельности.
   В соответствии с этим делением Центральный  банк Российской Федерации относят  к субъектам ГФК второго уровня.
   Кроме данных принципов деления есть также  способ деления на основе характера  компетенции. Выделяют общую, отраслевую, межотраслевую и специальную  компетенцию. Банк России относится  к третьей группе, т.е. его компетенция  имеет межотраслевой характер. Центральный  банк Российской Федерации контролирует определенную сферу деятельности независимо от отраслевой принадлежности.
   Роль  Центрального банка Российской Федерации  в системе государственного финансового  контроля определяется возложенными на него полномочиями в сфере валютного  регулирования и управления банковской системой. Согласно Конституции Российской Федерации главной целью деятельности Центрального банка Российской Федерации  является защита и обеспечение устойчивости рубля. В этой цели можно выделить также три направления: укрепление покупательной способности рубля  по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы  России, обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования системы  расчетов. Таким образом, контрольные  функции Центрального банка Российской Федерации не ограничиваются сферой внутрибанковского контроля.
   Выступая  субъектом денежно-кредитной политики, Центральный банк Российской Федерации  контролирует финансовые потоки, объем  денежной массы в стране, работу кредитных организаций, воздействует на деловую активность и решение  многих макроэкономических проблем. Центральный  банк Российской Федерации влияет на объективные предпосылки формирования сбережений юридическими и физическими  лицами и их последующей трансформации  в инвестиции. Такими объективными предпосылками, находящимися в компетенции  Центрального банка Российской Федерации, являются темпы роста инфляции, курс национальной валюты, уровень процентных ставок.
   Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими  обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и  надзора – поддержание  стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов.
   В систему Банка России входят центральный  аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения (для  обслуживания воинских частей), учебные  заведения и др. предприятия, учреждения безопасности, а также Российское объединение инкассации, необходимое  для осуществления деятельности Банка России.
   Банк  России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной  власти и местного самоуправления. Он участвует в разработке экономической  политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из заместителей участвуют в заседании Правительства  Российской Федерации. Министр экономики  Российской Федерации или по их поручению  один из заместителей участвует в  заседаниях Совета директоров Банка  России с правом совещательного голоса [8, c. 133].
   В целях контроля за деятельностью кредитных организаций Центральный банк Российской Федерации получает необходимую информацию и разъяснения по ней, устанавливает правила составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности и проводит проверки кредитных организаций и их филиалов. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными и по отдельным направлениям, внезапными и с предварительным уведомлением руководителя соответствующей кредитной организации.
   Банк  России имеет право для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации запрашивать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти; по результатам проверок направлять организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и  применять установленные законом  санкции по отношению к нарушителям [6, c.125].
   Вопрос  о роли Центрального банка Российской Федерации имеет три аспекта: контроль Счетной палаты Российской Федерации за деятельностью Центрального банка Российской Федерации, контрольные  функции самого Центрального банка  Российской Федерации и его взаимодействие с другими контролирующими организациями.
   По  мнению многих экономистов, контроль за деятельностью Центрального банка Российской Федерации недостаточен, и его следует расширить. Контроль за его деятельностью должен быть таким, чтобы Банк России не оказался самоконтролирующейся организацией. Но необходимо учитывать, что Центральный банк Российской Федерации имеет особый организационно-правовой статус в структуре федеральных органов государственного управления. Банк России относится к некоммерческим организациям и по характеру полномочий собственности фактически представляет собой федеральное государственное учреждение с правами юридического лица.
   Центральный банк осуществляет оперативное управление уставным капиталом и иным имуществом, являющимся федеральной собственностью. Поэтому вопросы, связанные с  прекращением права федеральной  собственности на те или иные объекты, могут решаться только путем принятия соответствующих федеральных законов.
   Вместе  с тем, на деятельность Центрального банка Российской Федерации не распространяется федеральный закон «О некоммерческих организациях». Специфика задач  Центрального банка Российской Федерации  в структуре государственного управления делает его относительно самостоятельным учреждением, не зависящим от органов исполнительной власти. Руководство Центрального банка Российской Федерации всегда подчеркивает и тщательно оберегает независимый статус своей организации, но вместе с тем признает, что Банк России входит в структуру федеральных органов исполнительной власти [9, c. 182].
   Все вышесказанное вполне естественно  должно было привести к разработке и изданию специального закона, который  бы регулировал деятельность Центрального банка Российской Федерации. Это  было сделано в 1990 г. Закон так  и назывался: «О Центральном банке  Российской Федерации» (федеральный  закон №394-1 от 02 декабря 1990 г.). В настоящее  время деятельность Центрального банка  Российской Федерации регулируется федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» №86-ФЗ от 10 июля 2002 г. (с изменениями, внесенными 10 января 2003 г. федеральным  законом № 5-ФЗ). Кроме того, статус, цели, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются главным документом страны – Конституцией Российской Федерации.
   По  отношению к финансовым потокам  в стране Центрального банка Российской Федерации обеспечивает (в пределах своей компетенции) общий контроль. Кроме того, он осуществляет специальный  контроль за деятельностью банковской системы.
   Общий контроль осуществляется с помощью:
   - разработки и проведения во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
   - эмиссии наличных денег и организации их обращения;
   - установления правил осуществления расчетов с Российской Федерации;
   - валютного регулирования, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, установление порядка расчетов с иностранными государствами;
   - валютного контроля, осуществляемого непосредственно и через уполномоченные  банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
   - участия в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса Российской Федерации;
   - анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикации соответствующих материалов и статистических данных.
   Пути  осуществления специального контроля включают:
   - организацию системы рефинансирования (Банк России является кредитором последней инстанции для кредитных организаций);
   - установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
   - государственную регистрацию кредитных организаций, выдачу и отзыв лицензий кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.