На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Возникновение исламских движений, объявивших священную войну Израилю. Характеристика организации Исламский джихад: члены, пропагандистская работа, боевые операции и вооруженные акции, роль в политических процессах на оккупированных территориях.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


http://www.webkursovik.ru/
Реферат на тему:
«Идеологические и политические установки палестинского движения "Исламский джихад"»

Религиозный фактор изначально присутствовал в арабо-израильском конфликте. Тем не менее, Палестинское движение сопротивления (ПДС), представленное ФАТХ и другими организациями, вошедшими в ООП, возникло и развивалось в основном как светское движение. В его идеологии и символике религиозные элементы вплоть до начала 80-х годов осуществлялись весьма слабо. Объясняется это многими обстоятельствами, которые требуют отдельного рассмотрения. Отметим лишь то, что религиозные движения и организации (как христианские, так и исламские) среди палестинского населения после создания Государства Израиль оказались по разным причинам вне общего потока палестинского движения сопротивления.
Ситуация начинает меняться в начале 80-х годов, когда на оккупированных территориях Западного берега р. Иордан и сектора Газа возникают исламские движения, провозгласившие «священную войну» (джихад) в качестве единственной формы борьбы с Израилем. Наиболее известными среди них являются движение «Исламский джихад» (Харакат аль-джихад аль-ислами) и Движение исламского сопротивления - ХАМАС (аббревиатура из первых букв арабского названия организации - Харакат аль-мукавама аль-исламийа), каждое из которых претендует на то, что именно оно было вдохновителем и организатором первой интифады (1987-1991 гг.) на оккупированных территориях. Кроме того, они оказались наиболее активными противниками участия ООП в Мадридском мирном процессе и всех палестино-израильских соглашений. В настоящее время эти организации играют важную роль в политической жизни на территориях, находящихся под юрисдикцией Палестинской национальной администрации (ПНА).
Появление этих движений (а также ливанских шиитских организаций «Хизбалла» и «Амаль») наряду с активизацией радикальных еврейских религиозных движений в Израиле и все большим вмешательством в арабо-израильский конфликт определенных религиозных кругов (вернее, политических кругов, проникнутых определенными религиозными идеями) на Западе внесла качественно новую окраску в данный конфликт, стремясь перевести его в религиозное русло со всеми вытекающими из данного обстоятельства последствиями. В предлагаемой статье мы ограничимся характеристикой различных аспектов движения «Исламский джихад», опираясь на некоторые документы этой организации, а также на весьма скудную информацию о ней, содержащуюся в ряде публикаций на арабском языке и в высказываниях представителей движения.
В публикациях самого движения «Исламский джихад» его возникновение относят к началу 80-х годов. При этом обычно выделяется три этапа:
1. Формирование идеологии и выработки организационных принципов (1980-1983).
2. Вооруженная борьба против оккупантов (1984 - октябрь 1987).
3. Первая интифада (1987-1990) [1].
Название «Исламский джихад» стало регулярно употребляться в публикациях движения после одной из первых боевых операций против израильтян. До этого оно выступало под различными названиями: «Исламское сопротивление на оккупированной Родине» (Аль-Мука-вама аль-исламийа фи аль-ватан аль-мухталль), «Исламское движение на оккупированной Родине» (Аль-Харака аль-исламийа фи аль-ватан аль-мухталль) и др. С 1982 г. в Лондоне под крышей так называемого «Исламского центра исследований и публикаций» стал выходить журнал «Исламский авангард» (Ат-Талиа аль-исламийа), на страницах которого излагались идеи нового движения. Поэтому и само движение какое-то время было известно под этим названием. Позже уже на оккупированных территориях, прежде всего в секторе Газа «Исламский джихад» организовал выпуск газет «Аль-Муджахид» и «Аль-ислам ва филастын», журнала «Аль-Умма», а также множества брошюр, в которых разъяснялись позиция и цели движения.
«Исламский джихад» сразу же дистанцировался от других палестинских движений и организаций, в том числе и от местных «Братьев-мусульман», с которыми у него с самого начала сложились отношения соперничества. Первый генеральный секретарь «Исламского джихада» Фатхи Ибрахим Абд аль-Азиз Аш-Шакаки подчеркивал, что его организация не является продолжением или ответвлением какого-либо другого движения. Это не собрание десяти или двадцати представителей среднего класса, создавших элитарную партию, это и не Народный фронт, отпочковавшийся от Движения арабских националистов (ДАН), и не организация ФАТХ, вышедшая из недр Ассоциации «Братья-мусульмане» (АБМ) и вобравшая в себя остатки националистических партий. Члены нашего движения не состояли в АБМ, однако опыт современных исламских движений был одним из важнейших факторов его создания [2].
На самом деле ряды членов этого движения формировались сложными путями. В руководство «Исламского джихада» при его возникновении вошли палестинцы, учившиеся одновременно с Фатхи Аш-Шакаки в Египте во второй половине 70-х годов: Рамадан Абдаллах Шаллах, Ахмад Садык, Ибрахим Муаммар, Нафиз Аззам, Рамадан Абдаллах аш-Шами, Мухаммад аль-Хинди, Джамиль Альян, Тайсир аль-Гута и Ахмад Шакир. Позже к ним присоединились шейх Абд аль-Азиз Ода и шейх Мисбах ас-Сувари. Многие из них в той или иной степени были связаны с АБМ.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что подавляющее большинство перечисленных деятелей - люди, имеющие светское образование, причем, как правило, довольно высокого уровня. Так, сам аш-Шакаки окончил математический факультет университета в Бир-Зейте и даже работал некоторое время учителем математики в одной из школ Иерусалима, затем окончил медицинский факультет университета в Заказике (Египет) и работал врачом сначала в Иерусалиме, а затем в Газе. Рамадан Абдаллах Шаллах, ставший генеральным секретарем «Исламского джихада» после убийства Фатхи аш-Шакаки в 1995 г., окончил экономический факультет университета в г. Заказике. После возвращения в сектор Газа работал преподавателем на экономическом факультете местного Исламского университета. В 1986 г. уехал в Лондон, где получил степень доктора экономики в 1990 г. В течение нескольких лет руководил Центром исламских и международных исследований в США (штат Флорида), преподавал в местном университете и был главным редактором журнала «Политические чтения», выходившего на арабском языке.
Среди рядовых членов «Исламского джихада», как уверяют его лидеры, немало крестьян, рабочих и представителей других слоев населения. Возможно, это и так. Однако несомненным является тот факт, что большинство участников этого движения - потомки палестинцев, изгнанных израильтянами со своих родных мест в 1948 и 1967 годах и осевших в лагерях беженцев на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа.
Костяк первых боевых ячеек движения «Исламский джихад» сформировался из участников различных палестинских организаций, прошедших через израильские тюрьмы. В частности, в нем оказались бойцы так называемых «Народных сил освобождения», разгромленных израильскими силами безопасности в конце 60-х годов, представители ФАТХ и левых организаций, а также какое-то число бывших членов Ассоциации «Братья-мусульмане».
Выйдя на свободу в результате сделки по обмену пленными в 1985 г. между израильскими властями и «Народным фронтом освобождения Палестины (Общее руководство)», в результате которой израильтяне выпустили на свободу 1200 палестинцев, члены «Исламского джихада» включились в борьбу против израильтян.
«Исламский джихад» широко использовал мечети для осуществления пропагандистской работы. Хатыбы призывали молящихся к выступлениям против оккупантов. Пятничные проповеди, а также проповеди во время двух исламских праздников, на которые собирались тысячи верующих, выливались в политические демонстрации, сопровождавшиеся столкновениями с израильскими воинскими подразделениями.
Первой операцией боевиков «Исламского джихада» было убийство учащегося иудейской школы в Халиле в августе 1983 г. Сразу после этого израильские власти поместили под домашний арест лидеров движения Фатхи аш-Шакаки, Мухаммада Джувда, Рамадана Шаллаха и Абд аль-Азиза Оду. Позже аш-Шакаки был арестован и заключен в тюрьму. Одновременно с ним в тюрьмах оказались и 25 членов организации. 18 мая 1987 г. из израильской тюрьмы бежали 6 членов «Исламского джихада», в том числе шейх Мисбах ас-Сувари. Эта группа совершила ряд вооруженных нападений на израильские объекты в секторе Газа. С «Исламским джихадом» связывают несколько громких операций, в частности в Иерусалиме до начала интифады. Не случайно газета «Файнэншл таймс» (9.11.1987) отмечала, что это движение - новая угроза Израилю. Вне всяких сомнений, деятельность «Исламского джихада», в том числе его боевые операции, была одним из факторов обострения ситуации в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан, что, в конечном счете, вылилось в широкое восстание, получившее название интифада, на первых этапах развития которой движение играло заметную роль.
Однако уже с 1989 г. «Исламский джихад» становится менее заметным на общем фоне активности других палестинских организаций, особенно ХАМАС. Это объясняется как недостатками в его организационной структуре, так и ударами, которые были нанесены по нему израильскими органами безопасности (физическое уничтожение членов движения, аресты, а также высылка из страны многих его лидеров и активистов). Так, 17 ноября 1987 г. был выслан шейх Абд аль-Азиз Ода, в апреле 1988 г. Фатхи аш-Шакаки. За пределами Палестины (в основном в Сирии) находились Рамадан Абдаллах Шаллах, Ахмад Садык и некоторые другие видные члены движения. В феврале 1988 г. на Кипре была взорвана автомашина, в которой находились три руководителя военного крыла ФАТХ «Полки исламского джихада» (Сарайа аль-джихад аль-ислами), сотрудничавшего с «Исламским джихадом»: Мухамамад Басим ат-Тамими (Хамди), Марван Ибрахим аль-Кайали и Мухаммад Бахис. В 1989 г. в перестрелке в секторе Газа был убит шейх Мисбах ас-Сувари. Позже погибли и все члены его боевой группы.
К тому же в движении «Исламский джихад», которое практически никогда не имело строгой организационной структуры, появились признаки раскола. Так, в 1990 г. из него вышел один из активных членов - Ахмад Михна. Когда израильские власти выслали его из Палестины, он создал организацию под названием «Хизбалла/Филастын» Генеральным секретарем новой организации стал другой высланный из Палестины член «Исламского джихада» - Сейид Барака. Если верить Тайсиру Джаббару, автору работы «Роль исламских движений в благословенной интифаде», то к 1992 г., движение «Исламский джихад» в Палестине представляло собой разрозненные группы, между которыми не было согласия в том, что касается методов борьбы и позиций по конкретным вопросам [3].
Начало Мадридского процесса и прекращение интифады поставили «Исламский джихад» в совершенно новые условия, что побудило его лидеров заняться организационными проблемами. В 1992 г. в одной из арабских стран состоялся первый съезд движения, на котором были приняты устав и программа, а также избраны его руководящие органы. В уставе говорится, что Общий съезд - высший орган, который вырабатывает стратегию деятельности движения. Участники съезда избираются от всех ячеек движения. Общий Консультативный совет (Маджлис аш-шура аль-амм) - исполнительный орган, его решения обязательны для всех членов организации. Он состоит из 15 членов, представляющих движение, как на оккупированных территориях, так и за их пределами. Общий Консультативный совет избирает Генерального секретаря «Исламского джихада», который является высшим должностным лицом и официальным его представителем. На местах создаются местные консультативные советы, которым подчиняются первичные организации (секции и комитеты). При этом лидеры «Исламского джихада» отказались от того, чтобы преобразовывать движение в политическую партию, заявив, что в условиях израильской оккупации это не имеет смысла, кроме того, движение «Исламский джихад» не желает создавать впечатление, что его можно поглотить политически [4].
Принятые меры, однако, не усилили сплоченность рядов движения. В 1993 г. из организации вышел Салих Абд аль-Аль, который совместно с Мухаммадом Абу Самрой и шейхом Абд аль-Азизом Одой создал новую организацию - «Движение Исламский джихад в Палестине - Организационное бюро» (Харакат аль-Джихад аль-ислами фи филастын аль-мактаб аль-та сиси), которая, впрочем, довольно скоро прекратила свое существование, практически никак себя не проявив.
В марте 1993 г. стало известно, что за сотрудничество с Ясиром Арафатом из «Исламского джихада» был исключен Мухаммад Абу Самр. Другой член движения - Салих Абд аль-Аль - создал свою партию, пошел на сотрудничество с ПНА и был назначен на одну из должностей в министерстве снабжения. В 1994 г. движение заявило о том, что оно порывает всякие связи также с шейхом Абд аль-Азизом Одой - одним из основателей «Исламского джихада», обвинив его в сотрудничестве с ПНА.
Тем не менее «Исламский джихад» продолжал напоминать о себе вооруженными акциями против израильтян. Считается, что после заключения Соглашений в Осло и вплоть до 1995 г. эта организация осуществила 185 боевых операций, в том числе внутри Израиля. В 1995 г. в результате 7 операций подрывников-смертников, ответственность за которые взял на себя «Исламский джихад», погибли 30 человек, и 239 было ранено. После этого израильтяне нанесли по движению сокрушительные удары. 26 октября 1995 г. на Мальте, как считают палестинцы, агенты Мосад ликвидировали генерального секретаря «Исламского джихада» Фатхи аш-Шакаки. По требованию Израиля власти ПНА арестовали многих членов движения, закрыли его информационные бюро, запретили деятельность активистов «Исламского джихада» в мечетях и т.д.
По словам Фатхи аш-Шакаки, создателя, духовного лидера и первого генерального секретаря движения «Исламский джихад», основы идеологии этого движения сформировались во второй половине 70-х годов, когда молодые палестинцы, обучавшиеся в Египте, пришли к выводу, что одной из слабостей Палестинского движения сопротивления является отсутствие в нем исламской составляющей. Новое движение было первой после 1948 г. попыткой вновь соединить религию, политику и патриотизм в борьбе палестинцев [5].
Сам Фатхи аш-Шакаки (он родился в лагере палестинских беженцев Рафах в 1951 г.) в школьные годы преклонялся перед Насером, но уже в 1968 г. стал членом Ассоциации «Братья-мусульмане» (АБМ). Его политические взгляды сформировались под заметным влиянием книги одного из идеологов радикального исламизма Сейида Кутба «Вехи на пути», а также книги «Сокровенная обязанность» Мухаммеда Абд ас-Саляма Фараджа - одного из основателей движения «Джихад» в Египте. Не остался без внимания и опыт ваххабизма в Саудовской Аравии.
Примечательно, что в одной из своих статей в 1983 г. Аш-Шакаки отметил особую роль ваххабизма в борьбе за возврат к чистоте праведных предков. Ваххабиты, писал аш-Шакаки, первыми осудили разложение, охватившее исламское общество, и предприняли серьезную попытку возвратиться к первичной чистоте ислама, которая была во времена Пророка, праведных халифов и праведных предков… Они боролись с ересью, призывали мусульман к умеренности, воздержанию и к джихаду во имя строительства исламского общества, открыли врата иджтихада (интерпретации), до этого закрытые в течение многих веков… [6].
Вместе с тем Фатхи аш-Шакаки критиковал консервативные салафитские движения за то, что они не осознали объективные условия исламского возрождения и не смогли преодолеть современный кризис ислама, порожденный наступлением Запада [6].
Важными источниками вдохновения в идеологическом и практическом планах для Фатхи аш-Шакаки явились Исламская революция в Иране и книга Хомейни «Исламское решение и альтернатива», которую он опубликовал в 1979 г., находясь в Египте. Не случайно, в политической лексике лидеров «Исламского джихада» заметное место занимают термины, характерные для деклараций вдохновителей Исламской революции в Иране.
Как отмечает один из исследователей исламизма в Палестине Ияд аль-Баргути, ислам составляет основу идеологии движения «Исламский джихад», которое провозгласило и стремится реализовать на практике два фундаментальных тезиса: Палестина - центральная проблема современного исламского проекта, джихад - стратегическое орудие освобождения Палестины [7]. В программных документах «Исламского джихада» говорится, в частности, что исламизм движения заключается в том, что оно придерживается ислама как доктрины, закона (шариата) и системы жизни. Палестина от реки до моря - арабская исламская земля, отказ даже от пяди ее считается смертным грехом, существование сионистского образования противоестественно. Шариат запрещает признание его существования на любой части палестинской земли [7].
Лидеры «Исламского джихада» объявили открытую вооруженную борьбу против оккупантов. По их мнению, война против Израиля - необходимое условие исламского пробуждения и полного возврата к исламским ценностям.
Подобные идейно-политические установки сразу же породили серьезные противоречия между новым движением и существующими в Палестине политическими и религиозными силами. Отношения «Исламского джихада» с «Братьями-мусульманами», которые на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа до возникновения движения ХАМАС были представлены так называемым «Исламским комплексом» (аль-маджмаа аль-ислами) во главе с шейхом Ахмадом Ясином (эта структура была создана в г. Газа с разрешения израильских властей в 1979 г.), с самого начала приобрели характер соперничества. К тому же руководство «Исламского комплекса» рассматривало членов нового движения как группу, отколовшуюся от организации-матери, т.е. от АБМ.
Негативное отношение лидеров «Исламского джихада» к «Братьям-мусульманам» определялось тем, что последние отказывались от вооруженной борьбы, как против израильтян, так и против неисламских арабских режимов. «Исламский джихад» не разделял враждебности «Исламского комплекса» по отношению к ФАТХ, приобретавшей временами характер вооруженных стычек между сторонами, а также критиковал «Братьев-мусульман» за то, что те объявили неверными шиитов-имамитов и не приняли Исламскую революцию в Иране.
Создание ХАМАС, а затем и активное участие этого движения в вооруженной борьбе несколько умень и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.