На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планировка торгового зала магазина и ее влияние

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая: Планировка торгового зала магазина и ее влияние 
СОДЕРЖАНИЕ
     Введение. 3
     1. Основные направления развития  торговли на современном этапе. 6
     2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА № 19 БОРИСОВСКОГО
ГОРПИЩЕТОРГА  И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 13
     3. Виды торговых зданий и интерьеров. 15
     4. Планировка торгового зала магазина  и ее влияние на
организацию торгово-технологического процесса. 18
     5. Размещение и выкладка товаров  в торговом зале. 23
     6. Организация узлов расчета и  оборудование рабочих мест
кассиров контролеров  25
     7. Торговое оборудование магазина  и его характеристика. 28
     8. Пути совершенствования устройства  и планировки магазина № 19. 31
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
ЛИТЕРАТУРА.. 36
      

     Введение 

Торговля Республики Беларусь, как одна из важных отраслей народного хозяйства
на пути рыночных преобразований в настоящее время  столкнулась с рядом
проблем, которые  привели эту отрасль в состояние  глубокого кризиса.
Кризис экономики  в РБ затронул все направления  деятельности торговых
предприятий.
Возникшие проблемы в результате различных причин выдвинули  предложения о
коренной реорганизации  отрасли, необходимости  реформирования торговли.
Кроме того, развитие и образование рыночных механизмов, появление
многообразия  организационно-правовых форм предприятий торговли, вовлечения в
торговлю значительного  числа населения республики, развитие конкуренции,
необходимость широкого внедрения современного оборудования и новых технологий
обусловили потребность  в новых подходах к организации и планированию торговых
предприятий.
Под торговым предприятием понимается самостоятельный хо­зяйствующий субъект с
правами юридического лица, который на основе использования  имущественного
комплекса и  специфической организационной  структуры с целью удовлетворения
потребностей  рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и
реализацию покупателям  товаров, которые  соответствуют  их разнообразным
потребностям.
Основной целью  современного этапа экономических  преобразо­ваний, проводимых в
торговле, является создание благоприятных условий для эффективной
деятельности  торговых предприятий.
Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совер­шенствование
законодательной, финансовой налоговой, среды, в которой  работают торговые
предприятия, а  с другой — требует кардинального улучшения работы самих
предприятий в  условиях рыночных отношений.
Сложность поставленных задач вызывает необходимость всесто­роннего изучения
сущности и  содержания такого понятия, как предприятие  торговли, не
совершенствованное по устройству и планированию, которое в качестве
самостоятельного  хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного
механизма отрасли.
Следует учитывать, что коммерческая деятельность разных торговых предприятий
имеет ряд характерных  особенностей:
·   ассортимент  товаров в значительной степени  зависит от характера спроса и
особенностей  обслуживаемого контингента, его про­фессионального,
национального, возрастного состава, покупательной  способности, условий труда
и быта;
·   предприятия  организационно и торгово-технологически достаточно автономны
и самостоятельны в процессе реализации товаров, и  каждое имеет свои доходы и
расходы, которые  можно учесть и сопоставить;
·   предприятия  максимально приближены к потребителям и по размеру
сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменения рыночной
ситуации;
·   спрос  на товары и услуги торговых предприятий  с учетом профиля
деятельности  подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели
и даже часам  суток;
·   наряду с реализацией товаров предприятия оказывают большой объем
дополнительных  услуг с целью привлечения  покупателей.
Очевидно, что  торговая деятельность розничного предприятия  на современном
этапе преобразований в РБ имеет свои национальные особенности, связанные,
например, со слабостью  экономики, инфляции, несовершенным  законодательством
и т.д., поэтому  готовые рецепты реформирования торговли отсутствуют.
Как отмечается в литературе, например, в [7, с. 4] использовать эффективно
зарубежный опыт по повышению эффективности работы торгового предприятия, пока
не представляется возможным. Различие в экономическом  потенциале стран Запада
с экономикой России, Беларуси и др. стран, недостаточно сформированных
рыночных отношений, неразвитости торговой инфраструктуры, несоответствия
законов в этой области не позволяют слепо копировать лучшие достижения стран
Запада.
Поэтому целью  развития торговли в нашей стране является совершенствование и
повышение эффективности  организации и планирования предприятий  торговли с
учетом опыта  зарубежных стран на основе экономических преобразований,
происходящих  в РБ.
Основная задача торговых предприятий, как оптовых, так и розничных – это
максимальное  приближение торговой сети к покупателям, обеспечение
необходимого  ассортимента товаров на торговом предприятии, обеспечение
каждому торговому  предприятию необходимого объема товарооборота  при высокой
прибыльности  и рентабельности.
Достижение этих целей невозможно выполнить без  совершенствования устройства и
планирования  новых торговых предприятий, без их модернизации  и
реконструкции, без учета новых современных  требований, учитывающих спрос
покупателя, минимальные  потери времени при продаже, высокую  культуру
обслуживания, без  набора всевозможных услуг и т.д.
Очевидно, что  для этого необходимо, чтобы торговое предприятие розничной
торговли, независимо от формы собственности, имело оптимальную  планировку
своих трудовых площадей, имело современное оборудование, развитую сеть
рекламы и т.д.
Все вышесказанное  подтверждает актуальность и необходимость  выбора темы
настоящей курсовой работы. В связи с этим основная цель настоящей работы –
исследование  и анализ организации устройства планирования и оборудования
торгового предприятия  на примере конкретного магазина - № 19 Борисовского
ГПТ, а также  наметить основные пути их рационализации.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть  ряд взаимосвязанных
между собой  теоретических и практических вопросов и дать на них
соответствующие ответы. Нам необходимо рассмотреть  следующие вопросы:
1.       Дать определение и раскрыть сущность розничной торговой сети.
2.       Выявить основные показатели, характеризующие  эффективность работы
торгового предприятия  и розничной  торговой сети.
3.       Очертить круг задач и проблем,  стоящих перед торговлей Республики
Беларусь в настоящее время и наметить основные направления, по которым
необходимо реформировать  отрасль торговли.
4.       Дать характеристику магазину  и выполнить краткий анализ  его
хозяйственной деятельности за 2000/01 гг.
5.       Схематично показать устройство и планирование магазина.
6.       Показать основные требования,  предъявляемые к устройству
планирования, оснащению  оборудованием современного торгового  предприятия
розничной торговли.
7.       Дать характеристику и показать  структуру торговых и неторговых
площадей магазина. Показать возможность реконструкции, ремонта и модернизации
здания магазина и его площадей.
8.       Показать наличие оснащенности  данного магазина необходимым
технологическим оборудованием.
9.       Сопоставить основные характеристики данного магазина с
рекомендуемыми  параметрами аналогичного магазина в литературе. Отметить
основные недостатки и отличия.
10.   В заключении  сформулировать основные выводы, касающиеся путей и
направлений для  совершенствования устройства, планирования и оборудования
торгового предприятия.
    
     
1. Основные направления  развития торговли на современном  этапе 

В [13, с. 257] сказано, что розничная торговая сеть —  это совокупность
розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на
определенной  территории с целью продажи товаров  и обслуживания покупателей.
Функции розничной  торговой сети:
• закупка товаров;
• продажа товаров;
• транспортировка; о хранение;
• принятие риска;
• финансовая деятельность;
• информирование рынка, получение информации о рынке;
• подсортировка, подработка, приведение к товарному  виду.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с ми­нимальной
затратой сил  и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях
свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места
работы и жилья, в удобном количестве.
Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам: стационарности и
товарно-ассортиментному  профилю.
По первому  признаку розничная торговая сеть разделяется  на:
• стационарную (магазины);
• полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски);
• передвижную (развозная и разносная).
По второму  признаку розничная торговая сеть разделяется  на:
• смешанную (предлагающую продовольственные и непродоволь­ственные товары на
одном рабочем месте продавца);
• специализированную (торгующую товарами одной или  двух-трех групп или
комплексов);
• узкоспециализированную (специализирующуюся на отдельных группах  и видах
товаров);
• универсальную (торгующую всеми группами или  продовольственных или
непродовольственных товаров).
Показатель качества розничной сети — это:
• соотношение  предприятий по торговле продовольственными и
непродовольственными  товарами;
• удельный вес  специализированных магазинов в  общем количе­стве торговых
предприятий;
• используемые формы продажи и методы обслуживания;
• соотношение  торговых площадей, используемых для  реализа­ции отдельных групп
товаров;
• продолжительность  использования торговой площади  в тече­ние дня (режим
работы);
• соотношение  торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих
и встроенных зданиях;
• удельный вес  магазинов, обеспеченных холодильным  оборудо­ванием, в том
числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;
• средний размер торговой площади одного магазина.
Специализация торговой сети — это ограничение деятельности отдельных
предприятий по торговле отдельными группами товаров.
Типизация торговых предприятий — система мероприятий, на­правленных на отбор
технически совершенных  и экономически эффективных типов  магазинов,
использующая следующие показатели: торговая площадь, товарный ассортимент,
форма продажи  товаров.
Типизация магазинов  позволяет сократить затраты  на их строи­тельство,
упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень  обслуживания.
Розничная торговля по своей сути является предприниматель­ской деятельностью
в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям
для личного, семейного, домашнего или коллективного  пользования. Это —
конечный этап сбыта. Будучи необходимым звеном системы  распределения, она
обеспечивает  продвижение товаров от изготовителя до конечного потребителя.
В условиях рыночной экономики все предприятия должны покупать и продавать,
чтобы получать средства для развития хозяйственной  деятельности. Экономика
производства  и потребления — это в то же время и экономика купли-продажи.
Посредством розничной  продажи получает общественное признание  стоимость и
потребительная  стоимость части общественного  продукта.
Розничная торговля получает прибыль не от всех актов  купли-продажи. Иногда
она преследует цель привлечения потребителей и  может быть убыточной. Прибыль
же в таком  случае извлекается в других местах и в другое время.
Розничная торговля в основном выполняет следующие  функции: закупку товаров,
их транспортирование  и хранение; принятие на себя риска, финансовую
деятельность, информирование рынка и получение информации о рынке,
подсортировку, подработку, придание закупленной продукции  товарного вида,
продажу товаров, послепродажное обслуживание покупателей. [9, с. 5]
Розничная торговля занимает важное место в системе товаро­движения. Она
обеспечивает  возможность покупателю с минимальной  затратой сил и времени
приобретать нужные ему товары (услуги) путем выбора из имеющегося
ассортимента, недалеко от мест проживания или работы, в удобных для
потребления количествах. Интерьер магазинов часто содействует  совершению
покупки.
Розничная торговля — сложная система, функционирующая  в условиях быстро
меняющейся социально-экономической  среды. Она постоянно учитывает  потребности
и, желания покупателей, изменения социально-экономической среды, конъюнктуру
и обеспечивает необходимый ассортимент товаров, дополнительных услуг,
удобств.
Чтобы хорошо торговать, надо знать, кто покупатель, кто про­изводит  товары
необходимого  качества и по цене, приемлемой для покупателей, а также следует
выяснить, какие  товары продаются в других магазинах  конкурентами.
К розничной  торговле, наряду с магазинами и  другими тор­говыми учреждениями,
относятся предприятия  питания, сфера обслуживания.
Розничный товарооборот — количественный показатель, ха­рактеризующий объем
продаж, он выражает экономические отношения, возникающие  на заключительной
стадии движения товаров из сферы обращения в  личное потребление путем их
обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные
доходы служат основой розничного товарооборота. Схематично эта взаимосвязь
может быть представлена следующим образом [9, с. 6].
      
 
 
 

     Рис. 1.
С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо
рассматривать в трех аспектах; как систему отношений общественного
производства; как  систему отношений обмена денежных доходов населения на
товары народного  потребления; как систему обратной связи с производством.
Объем и тенденции  изменения розничного товарооборота в значительной степени
характеризуют собой уровень жизни населения  страны. Через розничный
товарооборот  реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с
количеством и  качеством затраченного труда. Это  находит выражение в динамике
развития розничного товарооборота и его доли в фонде потребления. Фонд
личного потребления, кроме розничного товарооборота, включает натуральное
потребление и  услуги нетоварного характера, неорга­низованный  оборот.
Розничный товарооборот находится в тесной взаимосвязи  с де­нежным обращением.
В нем участвует  значительная часть обращающихся денег; увеличение или
снижение объема реализации товаров народного потребления  вызывает
соответствующие изменения в поступлении денег  в банки. Его развитие отражает
народнохозяйственные  пропорции между производством и по­треблением, спросом
населения и  предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением.
Согласно определению, данному Министерством статистики и анализа Республики
Беларусь, розничным  товарооборотом действующих предприятий розничной торговли
и общественного  питания, независимо от форм собственности  и вида
хозяйственной деятельности, является продажа потребительских  товаров
населению.
В объеме розничного товарооборота учитывается продажа  непосредственно на
предприятиях, в организациях и учреждениях товаров собственного производства,
а также закупленных  на стороне или полученных в порядке  бартерного обмена. В
розничный товарооборот включается и продажа по безналичному расчету
некоторых потребительских  товаров организациям, учреждениям и предприятиям,
а также продажа  продовольственных товаров организациям социально-культурной
сферы для питания  обслуживаемого ими контингента  населения.
Показатели, характеризующие  качество розничной торговой сети [13, с. 259]:
1. Плотность  торговой сети — количество торговых единиц, при­ходящихся на 10
000 жителей.
2. Обеспеченность  населения розничной торговой  сетью — торго­вая площадь,
приходящаяся  на 1000 жителей.
3. Доля полустационарной  сети в общем количестве розничной
торговой сети.
4. Уровень специализации розничной торговой сети — отноше­ние количества
специализированных  предприятий торговли к общему количеству предприятий
торговли.
5. Общая численность  торговых предприятий.
6. Средняя торговая  площадь магазина.
7. Соотношение  торговой и неторговой площадей магазина.
Основная проблема розничной торговой сети заключается  в обеспеченности
торговыми площадями, что отражается на качестве  торгового  обслуживания
населения, которое  обычно ниже там, где торговой сети недостаточно.
Нигде не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если
в странах СНГ  обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000
человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600— 1000 м2
и более на 1000 человек. Количественная потребность в торговой сети
определяется  в настоящее время в основном ограниченным объемом и ассортиментом
реализуемых товаров. Поэтому развитие торговой сети осу­ществляется  по
принципу разумной достаточности. Но эта разумная достаточность  понимается не с
точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это по
сути означает остаточный принцип в развитии сети. В условиях рынка необходимое
количество розничной  торговой сети будет определяться не товарооборотом и
ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего по­требностями населения.
В перспективе  рост обеспеченности населения торговыми  площадями будет
происходить более  быстрыми темпами за счет значительного  расширения
источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных,
коллективных  и частных предприятий).
Одновременно  с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью
и числа магазинов  происходит процесс укрупнения розничной  сети.
Измельченность  торговой сети является существенным тормозом в
совершенствовании торгового обслуживания населения. В мелких магазинах
невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы
продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического
прогресса. Экономические  показатели таких магазинов как  при строительстве,
так и при  эксплуатации, как важнейшим направлением дальнейшего развития
розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, прежде всего за
счет ввода  в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров.
В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают
вопросы рациональной специализации торговой сети, ее структурного
упорядочения.
В продовольственной  торговле наблюдается тенденция  преимущественного развития
сети неспециализированных магазинов. В наибольшей мере требованиям,
предъявляемым к группе магазинов с универсальным  ассортиментом товаров,
отвечают универсамы.
В непродовольственной  торговле происходит увеличение и совершенствование
специализированной  торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за
последние 10—15 лет значительно обгоняют темпы  роста уни­версальной торговой
сети. В последние  годы широко осуществлялись меры по концентрации торговли
товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако
это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях
приватизации  оно должно сочетаться с необходимостью противодействия
монополизму в  реализации тех или иных товаров, создания условий для
конкуренции в  обслуживании покупателей.
Важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение.
Основная часть  магазинов размещена в центрах  городов. Кроме того, в крупных
городах магазины размещаются главным образом  на первых эта­жах жилых домов  и
в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает
60 и более  процентов). Это отрицательно влияет  на организацию торговой сети
в целом, не позволяет  строить крупные торговые предприятия, создает
неудобства для  проживающих. В таких магазинах  трудно применять современные
торгово-технологические процессы, внедрять средства механи­зации трудоемких
процессов. Строительство  и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных
помещений магазинов  значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.
Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется, когда
предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются  в
зависимости не от потребностей населения, а главным  образом от возможностей
торговой фирмы.
Особое внимание должно быть уделено вопросам проектирования и реконструкции
действующей торговой сети. Подавляющее большинство магазинов  было построено
по проектам, которые не соответствуют требованиям  сегод­няшней технологии
продажи товаров.
Как показано в [16] развитие розничной торговли продовольственными товарами
должно идти в следующих направлениях:
1)       необходимо увеличивать число  малых и средних торговых предприятий;
2)       необходимо создавать разнообразные  организационные структуры нового
типа (добровольные объединения, многомагазинные группы, торговые цепи и
т.д.);
3)       необходимо организовать региональные  оптовые рынки или центры на
базе действующих  площадей;
4)       необходимо создать альтернативные  мобильные торгово-посреднические
структуры для  обслуживания торговых предприятий  малого и среднего бизнеса;
5)       необходимо в перспективе организовать  финансово-торгово-промышленные
группы;
6)       необходимо создавать новые оптовые  склады европейского образца,
оснащенных новыми технологиями;
7)       необходимо создать единый банк  данных, обеспечивающих информацией о
товарах, услугах  и т.д.
В качестве существующих в РБ проблем в розничной торговле можно отметить
отсутствие четкой структуры управления торговлей, несовершенство механизма
приватизации, а  также несовершенство законодательных  норм торговой
деятельности
Для примера  проблем в РБ в таблице 1 показана динамика предприятий розничной
торговли сети потребительской кооперации за 1997-2000 гг.
Данные таблицы  говорят о том, что имеет место  сокращение всех видов торговой
сети (стационарной, мелкорозничной, передвижной).
В силу социальной направленности кооперативной торговли мно­гие ее торговые
предприятия являются убыточными, так как реализуют  преимущественно товары
повседневного спроса. Большинство магазинов находятся  в сельской местности (79
% в 1998 г.), где ограничен контингент обслуживаемого населения. Розничная
торговая сеть торговли в настоящее время представляет собой небольшие магазины
(90 м2), а также  палатки, лотки, киоски и автомагазины, Небольшая
численность жителей  в селах обуславливает наличие широкой сети мелкорозничных
торговых предприятий, автомагазинов и магазинов по торговле товарами
повседневного спроса.
Как отметил  в [20, с. 4-6] Волонцевич Е.Ф., одной из причин, сдерживающих
продажу товаров  в настоящее время является неудовлетворительное товарное
обеспечение. За счет импортных поставок продуктов  питания в результате по
торговле удалось  несколько улучшить ситуацию.
Таким образом, это очень важная проблема (не только  торговая, но и
экономическая), тормозящая развитие торговли.
                                                                       Таблица 1
Динамика предприятия  розничной торговли сети потребительской  кооперации
Республики Беларусь за 1997 – 2000 гг.
     Показатели На 1 января
1997 1998 1999 2000
кол-во, ед. 
торг.пло 

щадь, м.2 кол-во, ед. 
торг.пло 

щадь, м.2 кол-во, ед. 
торг. пло 

щадь, м.2 кол-во, ед. 
торг.пло 

щадь, м.2
1 . Продовольственные  магазины 3818 320,4 3825 316,1 3704 308,4 3664 305,3
2. Непродовольственные  магазины 3272 504,2 2332 399,1 2505 365,6 2010 360,47
3. Смешанные 8120 536,5 7917 545,0 8034 567,1 8040 568,2
4. Всего магазинов 15215 1361 14073 1260,2 13795 1241,2 13714 1234,2
В том числе  в сельской местности 12178 925,2 11242 848,1 10954 831,6 10833 817,2
5. Удельный вес  магазинов в сельской местности 80,0 68,0 80,0 67,3 79,4 67,0 79,0 66,2
6. Удельный вес  магазинов самообслу­живания 74,2 86,5 56,2 52,9 76,2 80,7 60,0 __
7. Развозная  и разносная сеть 69 — 122 — 136 — 129 —
8. Автомагазины  и прицепы-магазины 472 — 470 — 455 — 444 —
9. Палатки, киоски 1824 — 1428 — 1214 — 1130 —
10. Всего торговых  предприятий 17040 — 15502 — 15009 — 14844 — 

11. Торговая площадь  всех магазинов на 1 000 человек  обслуживаемого населе­ния, м2  302  295  278 _ 318 

Норматив торговой площади на 1000 жителей, м2  310  310  310  310 

12. Средний размер  магазина по торговой площади,  м2 — 89,5 — 89,6 — 90,0 —  90,0 
 

                                 
                                  
     
2. ХАРАКТЕРИСТИКА  МАГАЗИНА № 19 БОРИСОВСКОГО
ГОРПИЩЕТОРГА  И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Торговое предприятие  «Универсам» № 19 г. Борисова образовано 19 августа 1994
г. решением исполкома  Советского района г. Борисова (номер  решения городского
исполкома г. Борисова – 1 Б 1671-Т).
Юридический адрес  предприятия: г. Борисов, ул. Ленина, 8.
Предприятие занимает здание по названному адресу.
Торговое предприятие  «Универсам» было акционировано  в 1997 г. По состоянию на
01.01.2001 г. численность  сотрудников – 86 человек, из  них 8 чел. –
управленческий  персонал. В 1994 году предприятие получило лицензию на
торговую и  торгово0посредническую деятельности.
С этого времени  активно занимается коммерческой деятельностью.  Кроме
государственных предприятий,  поставлявших основные товары народного
потребления, фирма  сотрудничает с более чем 30-ю фирмами  торгово-
посреднического профиля. Фирма занимается мелкооптовой и мелкорозничной
торговлей, что  составляет в среднем 2 и 30 % от общего объема товарооборота
соответственно.  Предприятие постоянно следит за ассортиментом к качеством
товара. Торговое предприятие «Универсам»  - это рентабельное и
платежеспособное  предприятие.
Однако при  постоянном росте товарооборота  по сравнению с предыдущим периодом
в сопоставимых ценах наблюдается снижение суммы  прибыли и уровня
рентабельности, что происходит в основном за счет роста издержек, не
зависящих от предприятия.
Так, за 2 квартал 2001 г.  по сравнению с I кварталом  товарооборот возрос на
19%, а балансовая  прибыль снизилась на 2,1%, уровень  рентабельности - на
0,4, чему способствовал  рост издержек по транспортным  расходам на 22,9 %,
зарплате - 7,4,  аренде и содержанию зданий - 97,0, расходам на топливо и газ
- 94,9, процентов  за кредит - 44,7 %.
Основные итоги  финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия
«Универсам» № 19 г. Борисова приведены в таблице 2.
Из краткого анализа приведенных в таблице  данных следует, что данное
предприятие работает в целом эффективно. Основной показатель – прибыль в
2001 г. имеет  рост по отношению к отчетному  1 полугодию 2000 года на 8,8 %.
Валовой доход  от продаж товаров также имеет прирост на 10,6 %.
Издержки обращения (затраты) по сравнению с другими  показателями выросли на
11,1 % (самый большой  прирост), что свидетельствует об  увеличении статей
затрат на осуществление  торговой деятельности.
Единственный  негативный момент – это отсутствие прироста прибыли от
реализации продукции (в % к товарообороту).
Остальные показатели также имеют рост в 2001 году по сравнению  с предыдущим
годом.
При более точном анализе финансово-хозяйственной  деятельности торгового
предприятия, а  также динамики товарооборота необходимо учитывать товарооборот
за каждый месяц  или квартал, чтобы выявить точную динамику и реальную
эффективность деятельности данного торгового  предприятия. Кроме того,
необходимо за базисный год брать не только прошлый  год, но и более ранние
годы, как это  делается на Западе [21, с. 10].
                                                                       Таблица 2
Итоги финансово-хозяйственной  деятельности торгового предприятия  «Универсам»
№ 19 за два последние  года
     Показатель  
2000 год 
2001 год 
% роста
Товарооборот, млн.руб. 18454,0 200670 108,7
Валовой доход, млн.руб. 33025,0 36522,0 110,6
К товарообороту, % 17,8 18,2 102,2
Издержки обращения, млн.руб. 28814,0 32015,5 111,1
К товарообороту, % 15,6 16,0 102,5
Прибыль от реализации, млн.руб. 1337,2 1454 108,8
К товарообороту, % 0,72 0,72 0 

Торговая площадь, м2 1440 1600 111,1 

Товарооборот  на 1 м2 торговой площади, млн.руб. 307,6 334,4 102,9
Численность работников, чел. 84 86 102,3
В том числе  торгово-оперативный персонал, чел. 64 64 0
Товарооборот  на 1-го работника, млн.руб. 219,70 2333,3 106,2
Товарооборот  на 1-го торгово-оперативного работника, млн.руб. 2883,4 3135,5 108,7 
 

    
     
3. Виды торговых  зданий и интерьеров 

Здания, используемые для размещения магазинов, могут быть классифицированы по
нескольким признакам. По типу здания магазины могут быть: в составе торговых
центров, в специальных  отдельно стоящих зданиях, встро­енные, встроенно-
пристроенные.
Магазины в  составе торговых центров обеспечивают наиболее высокий уровень
комплексного  обслуживания при одновременной 'экономии затрат как при
строительстве, так и при эксплуатации здания.
Специальные отдельно стоящие здания обеспечивают удобную  планировку и
компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков,
возможности для  механизации торгово-технологического процесса. Их
строительство позволяет избежать ненужных коммуникаций, характерных для
любою жилого дома. При этом улучшаются транспортные пути, изолируются
хозяйственные дворы магазинов от жилых домов.
Значительная  часть магазинов, особенно старой застройки, размещается в
первых этажах жилых домов, административных зданий или в блоках,
пристроенных  к многоэтажным жилым домам, где  часть помещений магазина
находится на первом этаже жилого дома и в подвале, а другая часть — торговая
площадь — вынесена за пределы первого этажа. Эти  магазины имеют ограниченные
габариты (малая  ширина и высота), не всегда обеспечивают условия
технологического  процесса и внедрения прогрессивных  форм торговли, создают
неудобства для  проживающих (шум от работы торгового  оборудования,
транспортных  средств, загрязненность территории и  т.п.).
По капитальности  сооружения торговые здания подразделяются на капитальные
(магазины) и  облегченного типа (мелкорозничная  торговая сеть).
По особенностям объемно-планировочных решений торговые здания подразделяются
на одно- и  многоэтажные, с подвалом или без  него. Современные проекты
торговых зданий, особенно в продовольственной торговле, предусматривающей
строительство одноэтажных, отдельно стоящих зданий без подвалов, не требуют
средств механизации  для вертикального перемещения  товаров и обеспечивают
наилучшие условия  для торгово-технологичес-кого процесса. Вместе с тем
одноэтажные здания требуют большей территории застройки, что при высоких
ставках за аренду земли экономически невыгодно.
По размеру  торговых площадей торговые здания подразделяются на мелкие (до 250 м
2), средние (250—1000 м2) и крупные (1000—5000 м2).
Современный магазин  требует наличия определенных функциональных помещений,
которые должны обеспечить необходимые условия  для торгового обслуживания
покупателей, удобства для работников и сохранность  товарно-
материальных  ценностей. Устройство магазина, планировка его помещений и
торгово-технологический  процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они
зависят от товарного  ассортимента, торговой площади, методов  продажи, от
характера работ  по подготовке к продаже (перемеривание  тканей, утюжка
одежды, проверка теле- и радиоаппаратуры, продажа  живой рыбы и т.п.).
Между этими  группами помещений должна быть надлежащая взаимосвязь, которая
обеспечивала  бы рациональную организацию всего  технологического процесса.
Например, вспомогательные  помещения должны быть хорошо связаны  с торговым
залом, конторские помещения — с торговым залом и вспомогательными
помещениями. Помещения  для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
не должны быть проходными, их размещение должно соответствовать  схеме
торгово-технологического процесса.
Технологические требования к строительству магазинов  предусматривают прежде
всего беспрепятственное  движение покупательских потоков, выделение  помещений
или зон в  соответствии со стадиями технологического процес­са, отсутствие
перекрещивающихся покупательских потоков и обеспечение  кратчайших путей
движения товаров. Исходя из этого требования в магазине выделяется главная
зона — торговая, на долю которой должно приходиться 50—80% всей полезной
площади торгового  предприятия.
Эргономические  требования сводятся к повышению  производительности труда
торговых работников за счет как применения современных средств механизации и
автоматизации торговых процессов, так и создания комфортных условий для
работников магазинов. Выполнение этих требований связано  с выделением
отдельных помещений  бытового характера (душевых, моечных, комнат отдыха и
т.п.).
В [15, с. 260] перечислены  основные требования, предъявляемые  к торговым
зданиям-магазинам:
• технологические  — наличие специальных помещений  для орга­низации торгового
процесса и  рационального движения покупательских, товарных потоков; условия
для механизации  трудоемких операций, обслуживания покупателей  с минимальными
затратами труда  и средств;
• архитектурно-строительные — использование современных  ин­дустриальных
методов строительства  отдельных помещений; возможность  реконструкции и
расширения отдельных  помещений, наличие удобных подходов и подъездов к
магазину;
• технические  — обеспечение необходимых влажности  воздуха, температуры,
освещенности;
• эстетические — оформление и отделка помещений  в соответ­ствии с их
назначением, современным дизайном;
• экономические  — эффективность торгового процесса, выбор условий,
обеспечивающих  наименьшие затраты на проектирование, строительство,
эксплуатацию.
     Технико-экономические  показатели здания магазинов 
Отношение торговой площади к общей площади магазина:
                        К = SТ/S0,                       
где Sт — торговая площадь;
S0 — общая  площадь.
Этот коэффициент  показывает, какую часть общей площади ма­газина занимает
торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее
используется  площадь здания магазина.
Например, общая  площадь АО «Универсам» составляет 1600 м2, а торговая
площадь – 600 м2, то:
К = 600 / 1600 = 0,38
т.е. торговая площадь  универсама составляет лишь 38% общей, а  неторговая площадь
— 62%. На основании  этого можно сделать вывод, что  площадь здания магазина
используется  неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для
обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского
помещения.
Показатель рациональной расстановки оборудования (эффектив­ности использования
торговой площади) — установочный коэффициент (Ку), показывающий
отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к
общей площади  торгового зала:
              Ку = Sт.об. / Sт.з.,             
где Sт.о6 — площадь, занятая торговым оборудованием;
Sт.з. — общая  площадь торгового зала.
Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3-0,32.
Например, торговая площадь универсама составляет 600 м2, а
установочная  площадь различных видов торгового оборудования (стационарного,
немеханического, контейнеров, холодильников и др.) — 20,34 м2.
Находим установочный коэффициент:
                         Kv = 20,4/600 = 0,34                        
Следовательно, 34% торговой площади занято установленным торговым
оборудованием, а 66% торговой площади — это проходы  для покупателей и
продавцов, места  дополнительного обслуживания покупателей, территория для
товаропотоков.
Материально-техническая  база магазина
(МТБ) магазина  включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки),
подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение,
канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое  и торговое
оборудование, инструменты  и прочий инвентарь [13, с. 261].
Виды зданий магазинов:
• встроенные (в  первых этажах и подвалах жилых домов  и нежи­лых помещений);
• встроенно-пристроенные:
• кооперативного пользования, где подвальное помещение  и пер­вый этаж
занимает магазин, а второй — предприятия бытового об­служивания;
• отдельно стоящие.
     Факторы,  влияющие на размещение розничной  торговой сети [13]:
• градостроительные  — величина города, функциональное зонирование территории,
плотность населения, размещение промышленных и иных предприятий,
административных, культурных и спортивных учреждений; :
• транспортные — направление и интенсивность  основных пото­ков движения
общественного и индивидуального транспорта;
• социальные —  возможность уменьшения затрат времени  на по­сещение
предприятий розничной  торговли, доступность высокого уровня обслуживания;
• экономические  — эффективность капитальных  вложений, оп­тимальный уровень их
доходности.
    
     
4. Планировка  торгового зала магазина и  ее
влияние на организацию  торгово-технологического процесса 

Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений
магазина в  определенной взаимосвязи, позволяющей/ обеспечить рациональную
организацию оперативных  процессов. Планировка формирует пути, траектории
движения людей  и товаров.
Требования, предъявляемые  к планировке магазина [13, с. 262]:
• торговые залы должны быть технологически связаны  с поме­щениями для
подготовки товаров  к продаже;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.