На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы развития бюджетной системы РФ в условиях реформы местного самоуправления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПЕРЕПОДГОТОВКИ 

кафедра финансов, бух. учета и УЭС
                                                            кафедра 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ФИНАНСЫ

 
 
 
 
На  тему: «Перспективы развития бюджетной системы РФ в условиях реформы местного самоуправления» 
 
 
 

Слушатель: 3_курса, заочной формы обучения,
 Специальность  «Финансы и кредит»
№ студенч. билета Фз 09- 43_

____Смирнов Иван Дмитриевич_____

                                                                                          фамилия, имя, отчество 
 

Руководитель: ________Саницкая Надежда Петровна__________
                                                                   ученое звание, степень, фамилия, инициалы 

                                                                              
 
 
 
 
 

Мурманск,

2010
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Государственный бюджет – это основа любого государства. От того, как характеризуется бюджет, зависит его экономическое и политическое  положение. Вопросы формирования и распределения бюджета являются законодательно регулируемыми государственными вопросами. Бюджет – это единственный источник финансирования государственных программ. Все это и обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
      Цель  курсовой работы – провести анализ бюджетной системы Российской Федерации и определить основные направления её дальнейшего развития в условиях реформы местного самоуправления. Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
    Определить понятие бюджетной системы и её значения для государства;
    Определить понятие местного самоуправления;
    Проанализировать бюджетную системы РФ;
    Определить перспективы развития бюджетной системы РФ в условиях реформы местного самоуправления.
Объектом  исследования является бюджетная система  РФ.
      При написании курсовой работы были использованы различные источники, начиная от правовых актов, регулирующих данные правоотношения и заканчивая научной и учебной литературой в сфере финансов государства. Полный перечень использованных источников приведён в конце работы.
      Работа  по своей структуре имеет три  основные части.
      В первой части раскрываются общие теоретические вопросы, характеризующие понятие бюджетной системы. Здесь определяется, что такое бюджетная система, какова её роль в государственном устройстве, какие основные характеристики она имеет.
      Во  второй части рассматривается бюджетная  система РФ. Здесь раскрываются основные принципы её построения, а также межбюджетные отношения.
      В третьей части представлены перспективы  развития бюджетной системы РФ и межбюджетных отношений.

1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1. Бюджетная система, её роль в государственном устройстве

      Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов самостоятельных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах. Бюджетная система является составной частью бюджетного устройства.1
      Бюджетное устройство  определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
      Бюджет  – это форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
      Функционирование  государства связано с выполнением  им определённых задач. К таковым задачам можно отнести:
    Защиту от внешних врагов;
    Борьбу с преступностью;
    Внутреннюю безопасность;
    Обеспечение законности и т.д.
      Как правило, государственные задачи распределяются между самим государством (центром) и между его территориальными единицами. Всё это обуславливает  необходимость формирования соответствующих  финансовых фондов (бюджетов). Бюджеты формируются как на территориальном уровне, так и на уровне государства. В совокупности все уровни бюджетов, если между ними существуют экономические правоотношения, построенные на определённых юридических нормах, образуют бюджетную систему государства. То есть, бюджетная система государства, - это не только объединение бюджетов различных уровней, но и существующие правоотношения между ними (отношения, регулируемые нормой права).
      Рассматривая  вопросы функционирования бюджетной  системы, необходимо дать определение некоторым применяемым терминам:2
      - консолидированный бюджет - свод  бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории;
      - государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне государственного бюджета и бюджетов внутренних государственных территорий;
      - доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствующий бюджет;
      - расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;
      - дефицит бюджета - превышение  расходов бюджета над его доходами;
      - профицит бюджета - превышение  доходов бюджета над его расходами;
      - дотации - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной системы государства на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;
      - субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы государства  или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
      - субсидия - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы государства, физическому  или юридическому лицу на условиях  долевого финансирования целевых  расходов;
      - бюджетный процесс - регламентируемая  нормами права деятельность участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением;
      - минимальные государственные социальные  стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы государства и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории государства;
      - минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов;
      - бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
      - бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету  на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

1.2. Основные характеристики  бюджетной системы

      Сравнение любых объектов связано с определением характеризующих эти объекты  признаков, то есть того, что необходимо сравнивать. Именно поэтому, перед тем, как перейти к сравнению бюджетных систем зарубежных стран и бюджетной системы РФ, необходимо определить критерии сравнения.
      Как уже отмечалось выше, бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов самостоятельных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.
      Таким образом, первым критерием сравнения  является установленная в государстве  система правоотношений между бюджетами административно-территориальных единиц и бюджетом государства. В первую очередь данная система зависит от формы государственного устройства.
      «Форма  государственного устройства - это  национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений межу его составными частями и между центральными и местными органами государственной власти».
      Выделяют  две основные формы государственного устройства:
      Унитарное государство;
      Федеративное государство.
      Унитарная форма государственного устройства присуща многим странам. Основная ее характеристика, - единая структура государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства и правительство распространяют свою власть повсеместно. Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, которые иногда могут обладать  автономией, но никогда не могут обладать признаками государственного суверенитета. В  таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.
      Налоговая система унитарного государства может быть представлена в виде двух не связанных между собой главных артерий, по одной из которых налоги поступают в Центр, а по другой распределяются из Центра в разные регионы.
      «Федеративное государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы».1
      В отличие от унитарных государств, В федеративных государствах государственный суверенитет распределен между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации - это самостоятельные государственные образования, из которых состоит территория федерации в целом. Их органы наделены независимыми от центральной власти полномочиями, необходимыми для организации внутренней жизни. В свою очередь федеральные органы имеют в исключительной компетенции предметы ведения, необходимые для решения общих для всего государства вопросов.
      В качестве других критериев сравнения  бюджетных систем можно использовать следующие критерии:
    Общая величина доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
    Структура доходов государственного бюджета;
    Структура расходов государственного бюджета;
    Источники финансирования бюджетного дефицита;
    Размеры государственного внутреннего долга;
    Размеры государственного внешнего долга;
    Размеры и структура налогообложения, эффективность проведения государством налоговой политики;
    Эффективность проведения государством фискальной политики. [7]
      Общая величина доходов и расходов государственного бюджета характеризует мощь бюджета, то есть, его финансовое состояние. Но данный показатель необходимо рассчитывать на одного жителя, путём его деления на число жителей в государстве. Действительно, бюджет меленького государства практически никогда не сможет сравниться с бюджетом большого государства.
      Структура доходов государственного бюджета показывает, что является основным источником дохода для государственного бюджета. Если налоговые поступления (внутренние источники), то это свидетельствует о самостоятельности государства, а если финансовая помощь иностранных государств, то это свидетельствует о материальной и политической зависимости от внешних факторов, причём степень зависимости прямо пропорциональна доли финансовой помощи в структуре доходов государственного бюджета.
      Структура расходов государства характеризует  государственную политику в разных направлениях. Например, если государство тратит большую часть своих доходов на военные нужды – то это может свидетельствовать о не стабильной обстановке в регионе. Если же государство тратит больше на поддержку научных разработок, то это свидетельствует о политике, направленной на экономическое процветание и т.д.
      Кроме этого, при наличии бюджетного дефицита важным является то, какие источники  государство использует для его  финансирования. Источники условно можно разделить на внутренние (выпуск внутренних государственных обязательств перед населением страны) и внешние (иностранные кредиты, займы, финансовая помощь и т.д.). Возможность использования внутренних источников свидетельствует о самостоятельности государства. Использование внешних источников ставит государство в зависимость.
      Размеры внутреннего и внешнего государственного долга характеризуют государственный бюджет с точки зрения его состоятельности. При правильной бюджетной политике внутренний и внешний долг может формироваться только в исключительно-сложных для государства условиях, связанных с необходимостью возрастания государственных расходов (например, ведение войны, осуществление экономических и политических реформ и т.д.).
      Размеры и структура налогообложения  характеризует налоговую политику государства, а именно. Важным является то, какие налоги в государстве являются главенствующими, то есть, занимающих большую долю в структуре государственного бюджета.
      И конечно же, важную роль играет эффективность  проведения фискальной политики. Принцип оценки здесь такой (принцип «золотой середины»), что государство должно изымать у населения столько налогов, чтобы можно было финансировать государственные органы, а у налогоплательщиков оставались средства для жизни и для расширенного воспроизводства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА  РФ, ЕЁ АНАЛИЗ.

2.1. Принципы построения  бюджетной системы  РФ

      Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.3
      Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями. Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:
    федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    местные бюджеты.
      Первый  и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.
      Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.
      Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.4
      Второй  уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.
      Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.
      Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом. 5
      Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
      Бюджетный кодекс РФ устанавливает следующие принципы построения бюджетной системы РФ:
      1. Принцип единства бюджетной системы
      Означает  единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
      2. Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы
      Означает  закрепление соответствующих видов  доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
      3. Принцип самостоятельности бюджетов
      Он  означает:
      - право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
      - наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;
      - законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе;
      - право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
      - право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
      - недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
      - недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
      С нарушением последнего пункта связано возникновение проблемы федеральных мандатов, т.е. обязательств федерального центра перед гражданами, реализуемых за счет региональных и муниципальных бюджетов. Примером необеспеченного федерального мандата является решение федеральной власти о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, нагрузка по реализации которого легла на бюджеты субъектов РФ, в результате чего образовалась значительная задолженность по выплате заработной платы практически во всех субъектах РФ.
      4. Принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
      Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
      Все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
      Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
      5. Принцип сбалансированности бюджета
      Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
      При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
      6. Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств
      Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
      7. Принцип общего (совокупного) покрытия  расходов
      Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
      Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.