На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Древневавилонская система судопроизводства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение.
     1. Целью данной контрольной работы является выявление основных черт и принципов функционирования древневавилонской системы судопроизводства в той мере, в какой они отражены в своде законов вавилонского царя Хаммурапи. Текст законов, хотя и не полностью отражал реальную правовую действительность в силу действия наряду с ним норм обычного права и всевозможных прочих правовых установлений и распоряжений, всё же позволяет составить представление об организации судебного процесса.
     В работе характеризуется сам источник1, а также рассматривается судебная реформа царя Хаммурапи, предшествовавшая составлению им своих законов. Вторая глава посвящена непосредственно характеристике системы судопроизводства на основании Законов Хаммурапи. Для удобства она разделена на три части, в которых рассматриваются различные аспекты функционирования древневавилонской судебной системы.
     Помимо  самого источника существенную помощь оказали труды по истории и  источниковедению древнего Востока  в целом и Месопотамии в  частности, а также по истории  государства и права этого периода.
     2. Воссоединение Германии в единую Германскую империю состоялось, несмотря на то, что многие попытки объединения, такие как Рейнский союз (1806 - 1813 годов), образованный Наполеоном I, и Германский союз, просуществовавший с 1815 по 1866 год, были не очень удачными. Огромную роль в этом объединении сыграл в то время первый министр Пруссии, а в последствии канцлер Германской империи, Отто фон Бисмарк.
     В 1861 году прусским королем стал Вильгельм I. Вскоре он призвал к власти человека, сыгравшего важную роль в истории  объединения Германии. Это был прусский помещик Отто фон Бисмарк. Он допускал только один путь к объединению Германии – войну Пруссии с другими государствами и подавление демократического движения. Его программа была краткой и ясной: «Не словами, но железом и кровью будет объединена Германия». Так он заявил депутатам прусского ландтага (парламента).
     В августе 1866 года, в результате война  между Австрией и Пруссией, в Центральной  Европе, под именем Северо-Германского  союза, возникло по сути дела новое  государство, возглавляемое Пруссией. В него вошли двадцать два германских государства, расположенных к северу от реки Майн. Управление Союзом отдавалось прусскому королю («президенту»), канцлеру и двум палатам, нижняя из которых  избиралась на основе всеобщего избирательного права.
     Вне Союза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден и другие.
     В 1870 году Бисмарк спровоцировал Францию  на объявление войны и выставил ее агрессором. В ходе той войне, известной  под названием франко-прусской, Франция  была разгромлена и перед Северо-Германским союзом, перед Пруссией встала давно  запланированная задача присоединения  южно-германских государств. 18 января 1871 года в Версальском дворце, в  свое время служившем местопребыванием французских королей, прусский король Вильгельм I был провозглашен императором  Германии. Объединение Германии завершилось. Присоединение южных государств было оформлено договорами, ратифицированными  соответствующими парламентами. Таким  образом, в центре Европы возникло новое  государство, принявшее название Германской империи. 16 апреля 1871 года рейхстаг утвердил новую конституцию.
    Законы Хаммурапи как источник Древневавилонского права.
     Законы  вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) представляют собой крупнейший и важнейший памятник права древней  Месопотамии. Текст их, высеченный на двухметровой базальтовой стеле, был  обнаружен в 1901 году в Сузах французской  археологической экспедицией Ж. де Моргана2. Считается, что в окончательной редакции они были обнародованы в самые последние годы его царствования как завершение дела всей его жизни - политического, правового и идеологического объединения Месопотамии3. Текст состоит из трёх частей : пространного введения, собственно законов и заключения. Современные исследователи насчитывают в Законах 282 статьи, но сохранилось только 247 (разумеется, текст был разбит на статьи исследователями для удобства, а сам памятник такого деления не имел). Вследствие того, что вавилонское право не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное и т.п., Текст Законов Хаммурапи носит "синтетический" характер, устанавливая одновременно и правила и ответственность за их нарушение. Хаммурапи, очевидно, считал свои законы абсолютно всеобъемлющими, исчерпывающими все возможные в настоящем и будущем конфликтные ситуации4.
     Необходимо  упомянуть, что изданию царём  Хаммурапи свода своих законов  предшествовала глубокая судебная реформа5, которая сводилась, с одной стороны, к усилению элемента единообразия в судоустройстве, а с другой - к усилению роли царя. Главой коллегиального суда в общинах стал рабианум - глава общины по царскому назначению, который отвечал за поддержание общественного порядка, или же его непосредственный начальник, глава области. Судебная коллегия состояла по-прежнему из совета старейшин общины или выделялась из него, и в её число обычно входило несколько жрецов. Один из судей давал разрешение не приём иска как (в соответствии с нынешней классификацией) по гражданским делам, так и по уголовным, коль скоро дело не начиналось по непосредственной инициативе государственных органов. Этим судам были подсудны не царские люди, а царские - лишь по делам, не относящимся к царскому имуществу (но, видимо, в таких случаях в суде заседал председатель царского хозяйства). Руководствовались эти суды больше обычным, чем писаным, правом и своим знанием местных условий; перед судьями - старейшинами как коллективными свидетелями заключались все сколько-нибудь важные сделки и акты. В ряде случаев стороны, кажется, могли и не принять решения низшего, общинного суда.
     Существенным  нововведением в судоустройстве было назначение при Хаммурапи царских  судей. Хаммурапи ввёл царские суды во всех больших городах (в числе 6-10 чиновников, подчинённых непосредственно  царю), а также, видимо, всюду, где  ранее действовали храмовые суды. Эти судьи действовали в соответствии с царскими установлениями, в том  числе по писаным законам и  указам, или по аналогии с приведёнными в этих законах казусами, и в  первую очередь, конечно, по делам царских  людей или в конфликтах между  царскими и не царскими людьми. Были ли они также апелляционной или  кассационной инстанцией по отношению  к судам общинным, неясно. Их решение (или приговор) было, по-видимому, окончательным. Судьи города Вавилона могли функционировать  как царские судьи и по делам, возникшим первоначально в других городах.
     Хаммурапи сохранил храмовые суды, но их функции  были весьма ограниченными: они приводили  стороны к клятве и засвидетельствовали  её; предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы6.
     У нас нет чётких данных о месте  царя в судебной системе. Кассационной или апелляционной инстанцией он не был. Хаммурапи всячески поощрял  подачу ему жалоб всеми желающими  по любым вопросам, но каждую жалобу он, в соответствии с обычаями, положениями  и законами передавал на рассмотрение в определённые административные ил судебные органы; и если он даже и  высказывал при этом свои соображения, то не о желательности того или  иного решения по данному конкретному  делу, а только о применимости в  этом деле тех или иных существующих норм. Цари в древней Месопотамии, как правило, вообще не выполняли  судейских функций. Они лишь назначали  тех судей, чья юрисдикция распространялась на царских людей. Что же касается общины, то осуществление суда над  своими членами было той из её прерогатив, которую община сохранила до конца периода древности7.
     Среди историков и юристов долго  велись споры о природе и характере  Законов Хаммурапи: считать ли их плодом творчества царя-законодателя и его учёных, пользовавшихся в  своей работе сборниками "царских  решений", то есть приговоров, вынесенных по различным делам прежними царями, или же это кодификация обычного права, то есть запись и систематизация издавна существовавших в Месопотамии  обычаев. Другой вопрос касается действенности  кодекса - насколько обязательным было следовать букве и духу этих законов. Многочисленные деловые и судебные документы старовавилонской эпохи  дают немало примеров отступлений от соответствующих статей кодекса  при решении дел и заключении сделок. Видимо, в реальной жизни  Законы Хаммурапи представляли собой собрание настоятельно рекомендуемых "идеальных" решений, во многих случаях не обладавших силой некоего категорического императива и допускавших существенные отклонения. Так или иначе, но кодекс Хаммурапи, представляющий собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных норм права, на протяжении столетий служил авторитетнейшим руководством в судебной практике вавилонян8.
      Судопроизводство по законам Хаммурапи. Состав и полномочия судов. Участники процесса и их обязанности.
     Прежде  всего, в Законах Хаммурапи мы находим свидетельства коллегиального состава суда (ЗХ, 9,10). Что же касается места проведения судебных заседаний, то они, вероятно, проводились как  во дворце царя (в ст. 109 говорится, что  туда приводят пойманных преступников), так и на территории храмов (множество  статей содержат упоминания клятв, приносимых богам на судебных разбирательствах, - вероятнее всего, это могло происходить  именно присутствии изображений  божеств, то есть в храмах). В ведении  любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области  гражданского, уголовного, семейного (в  том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях  повторного брака) права. Инициатива в  возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс  носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса - обвинителе или  истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях (ЗХ, 1, 2, 3, 127 и т.д.). Института представителей или защитников интересов сторон (адвокатов) не было. Также не сообщается о проведении каких-либо следственных или розыскных действий. Поиск  и вызов свидетелей, а также письменных доказательств также входил в обязанности сторон (ЗХ, 9-11, 13).
     1.2. Круг доказательств, принимаемых к рассмотрению судами.
     Отдельного  внимания заслуживают принимаемые  судом к рассмотрению доказательства. В первую очередь к ним относятся  свидетельские показания, причём свидетели, как уже упоминалось, должны были в свою очередь доказывать свои слова (ЗХ, 3, 126). Кроме того, доказательствами служили письменные документы, в  том числе с печатью. (ЗХ, 104, 105, 122, 150, 165, 171, 178, 179, 182, 183). При рассмотрении многих исков было обязательно наличие  свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег - ЗХ, 96, 106) или  документа с печатью, подтверждающего  совершение определённых операций и  сделок или определённые отношения (при передаче каких-либо ценностей  для продажи была обязательна  своеобразная "расписка" с печатью  о получении денег - ЗХ, 104, 105; при  заключении брака обязателен был  письменный договор, иначе брак считался недействительным - ЗХ, 128; при дарении  имущества, в том числе между  родственниками, - ЗХ, 150, 165; при гарантиях  мужа жене, что она не может быть отдана в заложники за его долги - ЗХ, 151; о назначении приданого дочерям  и "вдовьей доли" жене - ЗХ, 178, 179, 182, 183; 171; о передаче скота пастуху - ЗХ, 264). В некоторых случаях требовалось  наличие и свидетелей, и документа  с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества - ЗХ, 122-124). Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии  судом не принимались (ЗХ, 123). Особый вид доказательств составляли обращения  к "божьему суду". Речь идёт о  клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит  от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен - тонул ( то есть бог реки "забирал" его)9. Клятвы перед богами приносились по множеству поводов: это обязан был сделать обвинитель (ЗХ, 1, 126, 131), свидетели (ЗХ, 9), заявитель о пропаже или краже своего имущества (ЗХ, 23) и об имевшей место сдаче его на хранение (ЗХ, 120), а также об уплаченной за товар сумме (ЗХ, 281). В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику (ЗХ,103, 240, 249, 266), а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба (ЗХ, 227); обвинённая мужем, но не уличённая в измене жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема таковой (ЗХ, 131); это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном убийстве или нанесении раны в драке (ЗХ, 206, 207). Вполне серьёзно предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву - доказательством справедливости обвинения10. Описанная выше водная ордалия считалась необходимой в нескольких случаях: при обвинении в чародействе (ЗХ, 2), при обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в этом (ЗХ, 132). В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию вины11.
     1.3. Вынесение судами решений и приговоров.
     Рассмотрев  все решения и доказательства, суд выносил решение о признании  правоты одной из сторон и о  наказании другой. Для Законов  Хаммурапи характерно очень широкое  применение смертной казни за самые  различные виды преступлений - от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. В остальных случаях (наиболее ярко это видно в статьях 195-201) Законы Хаммурапи устанавливают либо наказание  по принципу талиона (воздаяния равным за равное), либо денежную компенсацию12. Талион применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвинённому - ЗХ, 1, 3, 4). Принцип талиона был известен месопотамскому законодательству и раньше, но только в Законах Хаммурапи он проводится столь широко и последовательно13.
     Решение суда обязательно документировалось (записывалось на специальной глиняной табличке) и скреплялось печатью (ЗХ, 5). Особенно интересна пятая  статья Законов, запрещающее судье  изменять первоначально принятое решение: в этом случае он должен был уплатить потерпевшему от этого пересмотра в  двенадцатикратном размере сумму  иска по делу и с позором смещался со своей должности без права  когда-либо на неё вернуться. Здесь  важно установить, за что именно судья несёт наказание. Общепринятой является точка зрения14, согласно которой судья в этом случае повинен во взяточничестве, склонившем его изменить первоначальное решение. Однако поднесение "подарков" судьям в древности вовсе не обязательно считалось предосудительным, а кроме того, непонятно, почему не преследуется случай, когда за взятку судья сразу же выносит неправосудное решение. В действительности, видимо, речь идёт о том, что уже законченное дело не подлежит новому рассмотрению, то есть приходится признать, что принцип non bis in eadem re ("по одному делу два раза не выносится решение") был усвоен вавилонянами за много веков до римских юристов15. Не менее вероятно, однако, что речь идёт не о том, что дело в принципе не подлежало пересмотру, а только о том, что этого не имел права делать тот же самый судья и суд, которые выносили первоначальное решение и, следовательно, для пересмотра дело должно было направляться в вышестоящую инстанцию - вероятно, прямо к царю16. Хотя в тексте Законов Хаммурапи нет прямого упоминания того, что царь являлся кассационной или апелляционной инстанцией, в одной из статей (129) проскальзывает намёк на традиционное царское право помилования (если муж пощадит свою прелюбодейку-жену, то царь автоматически дарует помилование любовнику); кроме того, трудно сомневаться, что царь при желании мог казнить, кого хотел.
     Естественно, следует учитывать, что Законы Хаммурапи (как и вообще любые законы) рисуют идеализированную картину, так как  реальные общественные отношения отражены в них лишь в преломлении через  правовые взгляды того времени. Кроме  того, эта картина неполная, потому что писаные законы были рассчитаны, очевидно, только на царские суды и  они вовсе не представляют свода  всего действовавшего права. Тем  не менее Законы Хаммурапи, являясь  плодом огромной работы по сбору, обобщению  и систематизации правовых норм древней  Месопотамии, дают достаточно адекватное представление о системе действовавшего тогда судопроизводства.
    Конституция Германии 1871 года.
     В 1871 году была принята Конституция  Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского  союза, а также учла договоры с  южно-германскими государствами  путем ряда конституционных новаций. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария  и Вюртемберг, например, сохранили  право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и  пиво. А также на управление почтой и телеграфом. У Баварии сохранялась  определенная самостоятельность в  области управления армией и железными  дорогами, к тому же в имперском  комитете по «армии и крепостям» она  занимала постоянное место, в то время  как другие члены комитета назначались  императором. Под ее председательством  действовал комитет иностранных  дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, с включением двух ежегодно избираемых членов других государств.
     По  новой германской конституции в  состав новообразованной империи вошли  двадцать пять государственных образований (четыре королевств, шесть великих  герцогств, четыре герцогств, восемь княжеств, три вольных городов) и имперская  провинция Эльзас-Лотарингии, аннексированная  от Франции. По форме государственного устройства Германия становилась федерацией. Все члены федерации располагали  своими законодательными и исполнительными  органами власти. Конституция наделила эти субъекты незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.
     По  форме правления Германия стала  конституционной монархией. Главой империи – императором - был провозглашен король Пруссии Вильгельм. Это отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. На долю Пруссии приходилось свыше  половины всей территории Германии и  шестьдесят процентов населения  страны. Император был главой вооруженных  сил: «Император… от имени империи объявляет войну и заключает мир» (статья 11), назначал чиновников империи: «Император назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении» (статья 18), включая главу правительства – имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция давала ему возможность руководства министрами империи и самой Пруссией.
     Члены верхней палаты империи – Союзного совета – бундесрата – назначались  правительствами союзных государств: «Союзный совет состоит из представителей государств, входящих в состав союза, между которыми голоса распределяются таким образом, что… (Пруссия получает семнадцать голосов из пятидесяти восьми».17 Остальные государства имели в нем от одного до шести депутатов. «Представительство в союзном совете и руководство его делами принадлежит имперскому канцлеру, который назначается императором», - так гласила 15 статья Конституции Германии.
     Конституция предоставляла Союзному совету законодательную  власть – наряду и вместе с рейхстагом – и значительную исполнительную власть. Однако решающее слово во многих вопросах было за президентом: «Имперское законодательство осуществляется союзным  советом и рейхстагом. Согласие большинства  в том или другом собрании необходимо для имперского закона и устанавливает  его. Если в союзном совете произойдет разделение мнений, касательно законодательных  проектов, относящихся к армии, флоту, … голос президента является решающим, если он высказывается за сохранение существующего устройства» (статья 5). Бундесрат имел свой аппарат в  лице комиссий, специализированных по тем или иным областям общественной и государственной жизни. Самое  важное заключалось в том, что  бундесрату было предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.
     Пруссия имела огромную долю власти в верхней  палате империи. Председателем палаты, как уже было сказано, был канцлер  – прусский министр, назначаемый  по воле прусского короля. Одно это  давало Пруссии заметное преобладание в бундесрате. Для отклонения законопроекта  об изменении конституции требовалось  всего четырнадцать голосов: «Изменения конституции… считаются отклоненными, если имеют против себя 14 голосов  в союзном совете» (статья 78), между  тем Пруссия была представлена в  верхней палате первоначально семнадцатью  депутатами, затем их стало двадцать два. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта. Мелкие государства  нередко даже отказывались являться в бундесрат.
     Нижняя  палата парламента сохранила название рейхстага. Он избирался сначала  на три года, затем (с 1887 года) на пять: «Рейхстаг образуется посредством  всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов» (статья 20). Фактическая  власть рейхстага была небольшой. Его  неоднократные попытки установить хотя бы минимальный контроль над  исполнительной властью неизменно  завершались поражением.
     Итак, статья 20 конституции декретировала  введение всеобщего мужского избирательного права, хотя сам Бисмарк относился  к всеобщему голосованию как  институту вредному и опасному.
     Всеобщее  избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение  исконной воли объединенных народов.
     Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней  – бундесрата, и это не единожды делалось.
     Итак, как уже было сказано выше, имперское  правительство было представлено в  единственном лице – лице канцлера. Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в подчинении канцлера. Бисмарк писал: «Действительную  ответственность в делах большой  политики может нести … только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием».
     Функции имперского правительства были весьма широкими. «Надзору со стороны империи  и ее законодательству подлежат следующие  предметы:
     1) Определения, касающиеся свободы  переселения, отношений к месту  рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов,  полиции, иностранцев, а также  касающиеся ремесла и страхования,  … сверх того определения о  колонизации и о переселении  в иностранные, негерманские земли. 
     2) Законодательство таможенное и  торговое и установление налогов,  необходимых для нужд империи. 
     3) Определение системы мер, весов  и монет, а также основные  положения о выпуске бумажных  денег, гарантированных движимыми  или недвижимыми ценностями.
     4) Общие определения в банках.
     5) Патенты на изобретения. 
     6) Охрана авторской собственности. 
     7) Организация общей защиты германской  торговли за границей, германского  мореплавания … и распределение  общего консульского представительства,  установленного на счет империи. 
     8) Железные дороги … и пути  сообщения, водные и сухопутные, установленные в интересах защиты  страны и всеобщего оборота. 
     10) Почта и телеграф … 
     13) Общее законодательство в гражданском  праве, уголовное право и судопроизводство.
     14) Армия и военный флот в империи. 
     16) Определения о прессе и о  праве общения (союзов)» (статья 4).
     На  долю же местных правительств приходилось  главным образом исполнение имперских  законов, получавших преимущества перед  законами областническими.
     Итак, по своему социально-политическому  содержанию конституция 1871 года была выражением компромисса, установившегося в  ходе развития страны, между феодально-юнкерским  землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом.
     В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще  полуфеодального землевладения  и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.
     Таким образом, исходя из конституции 1871 года, государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы  сдержек и противовесов, наличие  ряда юридических несообразностей  делало демократизацию власти невозможной  и вело к формированию режима, при  котором правительство во главе  с императором доминировало над  парламентом. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король, он был волен  приказать своим представителям в бундесрате провалить любой  неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов и военного дела. Император был связан контрассигнатурой  канцлера, которого он же был волен  назначать и смещать по своему усмотрению. 
      Политический режим германской империи.
     Политический  режим кайзеровской Германии отличался  неустойчивостью. Непосредственное влияние  на частые изменения политического  режима оказывали сложные социально-экономические  процессы исторического развития объединенной Германии. Канцлер (ранее — министр-президент Пруссии) О. Бисмарк играл в этих процессах особую роль. С его именем связывается проведение политики, определяемой противоречивыми понятиями: «революция сверху», «государственный социализм», «реакционный милитаризм», «бонапартизм» и пр. Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно преобладание либеральных методов и средств осуществления государственной власти. В это время не только снимается множество феодальных препон для развития предпринимательства и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.
     Объединение Германии дало сильнейший толчок ее экономическому и политическому развитию. Промышленная революция в Германии в целом  началась сравнительно поздно, но при  этом совпала с крупными научно-техническими открытиями и широким внедрением в производство прогрессивных технологических  процессов. Индустриализация в Германии проходила с учетом передового опыта  развитых стран, а промышленность строилась  на базе современных технологий. Вскоре Германия станет перегонять Англию. Вместе с тем быстро росла численность  немецкого рабочего класса. Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 году возникает и первая рабочая  Социал-демократическая партия (СДРП). В 1875 году в результате объединения  в Готе СДРП и Всегерманского рабочего союза (эзенахцев и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партий Европы. Социалистическая идеология становится господствующей среди рабочего класса, расширяется  круг социалистических партийных изданий, представительство социал-демократов в Рейхстаге со временем все больше растет.
     В создавшейся ситуации Бисмарк прибег к мерам уголовной и административной репрессии. В 1878 году, ставшим вехой  наступления конца «либеральной эры» канцлерства Бисмарка, рейхстаг, по его настоянию, проводит так называемый исключительный закон против социалистов. Тюремное заключение и крупный штраф  угрожали каждому за состояние в  организации, желающей «свержения существующего  государственного или общественного  строя путем социал-демократических, социалистических или коммунистических устремлений». Запрещались также  собрания и печатные издания, пропагандирующие «подобные стремления», сбор средств  с этой целью и пр. Полиции и  местным властям по их усмотрению предоставлялось право запрещать  собрания и распространение политической литературы, объявлять «малое осадное  положение» и высылать лиц, «опасных для общественной безопасности», из мест их «вредной деятельности».
     На  основе «исключительного закона» правительство  добилось тюремного заключения для 1500 членов социал-демократической партии и высылки 900 человек, к ней принадлежащих; 1300 печатных изданий партии было запрещено.
     Однако  Бисмарк понимал, что влияние  новой партии обусловлено тяжелым  положением рабочего класса. Действуя методом кнута и пряника, он стал инициатором законов, целью которых  было улучшение положения рабочего класса. В 1883 году был принят закон  о страховании на случай болезни, в 1884 году введено страхование от несчастных случаев, а в 1889 году закон  о страховании по инвалидности и  старости, что и явилось одним  из ярких примеров неизменно проводимой им политики социального маневрирования (бонапартизма). Действие закона распространялось, однако, лишь на часть рабочих, за счет которых и проводилось само страхование, что послужило основанием его  резкой критики в рейхстаге представителем социал-демократии А. Бебелем.
     Итак, несмотря на комплекс тщательно разработанных  социальных законов, добиться ослабления влияния социалистов в среде  рабочего класса ему не удалось, «исключительный  закон» не дал ожидаемых результатов. В 1881 году за социалистов проголосовало  меньше, чем в 1877 году, но в 1884 году - уже больше (540 тысяч), а в 1890 году - почти полтора миллиона. Бесперспективность управления общественной и политической жизнью Германии с помощью репрессивных законов и непоследовательных уступок  рабочему движению проявилась со всей очевидностью. 1889—1890 годы стали рекордными по количеству рабочих забастовок (более 1100), принимающих все более массовый характер. Социальная политика Бисмарка зашла в тупик. В 1890 году «исключительный  закон» был отменен. Вместе с ним  был устранен и сам Бисмарк. Отмена «исключительного закона» стала  непосредственной причиной отставки «железного канцлера», а также последующей  очередной либерализации политического  режима.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.