На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновационная политика в организации страхового бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ Омский государственный педагогический университет
Университетский колледж 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине
«Экономика организаций»
Тема: «Инновационная политика в организации страхового бизнеса» 
 

                  Выполнила:
                  студентка 3 курса С-931 гр.
                  специальности «Страховое дело»
                  Панова  Ксения Александровна
                  Научный руководитель: 
                   

Дата защиты_____________
Оценка__________________
Подпись руководителя_____                                                          

Омск 2010 

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические  аспекты инновационной политики…………………...6
1.1.Сущность и  значение инноваций…………………………………………….6
1.2.Виды и функции  инновационной политики………………………………...9
1.3.Специфика  инновационной  политики  страхования……………………...15
Глава 2. Принципы и этапы планирования инновационной  политики………19
2.1.Планирование  инновационной политики………………………………….19
2.2.Планирование  организации проведения инновационной  политики……..24
2.3.Особенности  организации инновационной политики  в страховых компаниях………………………………………………………………………..28
Глава 3. Анализ инновационной политики на примере  компании Росгосстрах………………………………………………………………………32
3.1.Общая характеристика  компании Росгосстрах……………………………32
3.2.Изучение инновационной  политики компании Росгосстрах……………..36
3.3.Рекомендации  инновационной политики компании  Росгосстрах………..38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………43 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы исследования. Защищенность личности от различных рисков в процессе жизнедеятельности обеспечивается посредством страхования. В связи с увеличивающимися в последние годы масштабами и количеством рисков, угрожающих как физической, так и экономической безопасности личности, страхование приобретает ключевое значение в системе механизмов обеспечения экономической безопасности, способствуя решению важнейших направлений социально-экономической политики государства.
     В настоящее время природные и  техногенные чрезвычайные ситуации являются существенными источниками  риска для жизнедеятельности  населения. За прошедшее столетие более  половины крупных аварий произошло  в последние десятилетия. Одновременно увеличился их разрушительный эффект: на последнее десятилетие приходится почти половина погибших и 40% пострадавших в катастрофах и стихийных бедствиях XX столетия. Кроме того, резко возросла угроза террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные предприятия и объекты, и могут привести к катастрофическим последствиям, выходящим за рамки национальных границ. Данные обстоятельства обуславливают необходимость использования инновационных подходов к страхованию с целью обеспечения экономической безопасности личности путем формирования необходимых резервов финансовых средств и обоснованных компенсационных выплат в случаях рисковых ситуаций.
     Инновационный подход к работе страховых компаний на рынке более всего соответствовал бы реалиям времени, поскольку развитие страхования
экстенсивным  путем за счет введения новых обязательных видов и привлечения клиентуры  таким «принудительным» образом  не решит глубинных проблем, тормозящих развитие страхования в России, таких, как отсутствие доверия к страховым  компаниям, низкая страховая культура. Инновационная политика может выступать системой стратегических мер, проводимых руководством страховых компаний с целью повышения эффективности функционирования обязательного и добровольного страхования; основой разработки новых видов страховых продуктов и систем социальной защиты населения, направленных на обеспечение его экономической безопасности. Проблема страховой защиты личности должна, в сущности, решаться и с помощью видов страхования ответственности, предусматривающих защиту интересов пострадавших граждан от различных опасностей. Однако реализация этого направления защиты личности неразрывно связана с разрешением крупной методологической проблемы — определением цены жизни человека, решение которой позволило бы формировать страховые фонды, достаточные для адекватного возмещения ущерба в связи со смертью застрахованных от последствий страховых случаев. Решение данной проблемы также возможно в рамках реализации инновационного подхода в страховании.
     Все эти вопросы составляют актуальность данного исследования, предопределяя  выбор соискателя.
     Степень научной и практической разработанности  проблемы. Исходя из целевой направленности исследования, необходимо было обратиться к научной литературе по нескольким направлениям – страхованию, инновационной деятельности, экономике организаций.
     Целью курсовой работы является обоснование теоретических аспектов формирования инновационной политики страховщиков и изучение особенностей организации инновационной политики в страховых компаниях.
     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:
1) определить  сущность и значение инновационных процессов в страховании;
2) изучить теоретические основы инновационной политики;
3) исследовать  специфику инновационной политики  в страховании;
4) показать  принципы и этапы планирования  инновационной политики;
5) исследовать  особенности организации инновационной  политики в страховых компаниях;
6) проанализировать инновационную политику отдельной страховой компании;
7) представить  рекомендации инновационной политики.
     Предметом исследования является система экономических
отношений, направленных на инновационную политику в организации страхового бизнеса.
     Объектом  исследования выступает специфика инновационной политики в страховании.
Информационную  базу исследования наряду с электронными ресурсами, (составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, )
     Методологические  основы исследования. Общим методологическим подходом послужил дедуктивный метод, позволивший установить направленность исследования от формулирования инновационных  подходов к страхованию, к конкретным методологическим инновациям в страховании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты инновационной  политики. 

      Сущность  и значение инновации.
 
     Понятие «инновация» впервые появилось  в научных исследованиях культурологов  еще в XIX в. И означало введение некоторых  элементов одной культуры в другую. Обычно, речь шла об инфильтрации европейских  обычаев и способов организации  в традиционные азиатские и африканские  общества. И только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений.
       Основоположником теории инноваций  считают Й. Шумпетера. Он в  своей работе «Теория экономического  развития», изданной в 1912 г., рассматривал  инновацию (новые комбинации) как  средство предпринимательства для  получения прибыли.
     Позднее, в 30-х годах Й. Шумпетер выделил  пять типичных изменений в экономическом  развитии:
     • использование новой техники, новых  технологических процессов или  нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
     • внедрение продукции с новыми свойствами;
     • использование нового сырья;
     • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
     • появление новых рынков сбыта.
     Значительный  вклад в исследование инноваций  внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал  теорию больших циклов продолжительностью 50-60 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия  массового внедрения накопившихся изобретений.
     В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях.
     В исследованиях отечественных экономистов  термин «инновация» стал широко применяться  с переходом экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной  экономической литературе проблематика нововведений широко освещалась в рамках исследований научно-технического прогресса (НТП), развития науки и техники.
     Для того чтобы эффективно управлять  инновациями необходимо четко понимать смысл и значение термина «инновация». В словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля понятия «инновация» нет. У С.И. Ожегова есть термин «новация» - нечто  новое, новшество, «новшество» - новый  порядок, новый обычай, новый метод  изобретения, новое явление. В словаре  В.И. Даля – «новшество», употребляемое  как введенье новизны, новых обычаев, порядков.
     На  основе изучения в экономической  литературе последних лет на предмет  понятия «инновация» можно утверждать, что существует множество его  определений.
     Анализ  приведенных определений термина  «инновация» позволяет констатировать, что распространены три точки  зрения. Первая – инновация отождествляется  с нововведением, новшеством. Вторая точка зрения, инновация рассматривается  как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере  организации, экономики и управления производством. Третья – инновация  как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего  аналога.
     Новшество выступает как конкретный результат  научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и  т.д. В свою очередь, инновация представляет собой процесс внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения научно-технического, экономического и социального эффекта.
     Анализ  существующих в настоящее время  определений содержит ряд недостатков. Например, действующие международные  стандарты об инновациях, установленные  Организацией экономического сотрудничества и развития, разработаны применительно  к новым продуктам, техническим  изменениям и социальным услугам, не охватывают нововведения в области  организации и управления. Аналогичный  недостаток в определении инноваций  содержится в «Концепции инновационной  политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.».
     Инновация должна обладать следующими свойствами: иметь новизну, применимость в любой  сфере деятельности человека, реализована  на рынке, приносить экономический  и другие виды эффекта.
     Обобщая приведенные определения этого  термина, можно дать следующую формулировку понятия инновация. Инновация –  коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной  продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта.
   (http://legkoprom.ru/index43.html)
   Основные  понятия инновационной деятельности и их содержание представлены в таблице 1.1.
       

     1.2 Виды и функции  инноваций. 

   В зависимости от инновационной сферы, то есть сферы деятельности предпринимателей, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В  промышленности различают два вида инноваций:
    продуктовые, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта, чьи характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, использованные материалы и компоненты) или предполагаемое использование принципиально новые или существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов;
    процессные, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода, например метода организации производственного процесса.
   В сфере услуг инновацией будет  считаться услуга, если ее характеристики или способы оказания новые или  качественно усовершенствованные  в технологическом отношении. Например, инновациями в сфере услуг  будет считаться новая компьютерная система составления маршрута движения транспорта, внедрение пластиковых  карт различного назначения.
   Инновационный тип развития общества предполагает, что инновации пронизывают всю  ткань общества, все сферы человеческой деятельности. В связи с этим имеет  смысл пересмотреть укоренившееся  понимание инновации как чего-то нового, обязательно защищенного  соответствующим охранным документом.
   Этот  пересмотр необходим по двум причинам. Во-первых, никакой охранный документ даже в законопослушном обществе не дает стопроцентной гарантии соблюдения всеми Ваших законных прав на интеллектуальную собственность (а все без исключения инновации являются плодом деятельности человеческого интеллекта, т.е. объектами  интеллектуальной собственности). А  во-вторых, далеко не везде и не все  виды инноваций по закону подлежат правовой защите. Да это и понятно, если повнимательнее посмотреть на перечень видов инноваций:
    технологические инновации,
    экологические инновации,
    организационно-производственные инновации,
    управленческие инновации,
    военные (военно-стратегические) инновации,
    экономические инновации,
    социально-политические инновации,
    государственно-правовые инновации,
    инновации в духовной сфере (наука, культура, этика, образование, и т.д.).
   В рамках настоящей обзорной работы будем  рассматривать только инновации, которые  имеют ненулевой потенциал коммерциализуемости  и ненулевой потенциал трансфера, т.е. инновации, могущие в той или  иной мере облегчить существование  их авторам.
   Очень важным параметром инновации является ее сущностный масштаб или инновационный  потенциал. По этому признаку все  инновации можно разделить на:
    базисные инновации (в корне меняющие процесс или содержание сферы человеческой деятельности),
    улучшающие инновации (значительно меняющие процесс и высвобождающие существенные объемы ресурсов и труда),
    микроинновации (лишь в малой степени или в малой локальной части модифицирующие процесс или продукт),
    псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, или просто "гальванизирующие труп", т.е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс).
   В эпоху "внедрения" инноваций сопротивление  среды на всех этапах было пропорционально  масштабу инновации (чем кардинальнее она вмешивалась в отлаженную жизнь, тем сильнее было сопротивление ее вмешательству). Кстати, в ту пору наиболее легко "внедрялись" именно псевдоинновации, продлевающие агонию старых (но уж очень привычных) технологий. Сейчас, в понимании "трансфера", а не "внедрения", ситуация сместилась в сторону иных акцентов: чем масштабнее инновация, тем больше внимания приходится уделять не только базовым положениям теории трансфера технологий, но и всем без исключения "мелочам" на всем пространстве прямого и опосредованного воздействия новой технологии на функционирование системы, в которую она врастает. Впрочем, как и прежде, наиболее существенным остается сопротивление среды кардинальным, базисным инновациям, но здесь это уже связано с чисто психологическими факторами, здоровым консерватизмом человека. Поэтому, как будет показано ниже, максимальный потенциал коммерциализуемости чаще имеют не базисные, а улучшающие инновации.
   Наконец, следует обратить внимание и на "пространственный" масштаб инновации, по этому признаку инновации можно расклассифицировать  на:
    глобальные (воздействующие на определенную сферу деятельности сразу в нескольких странах с сильно различающимися укладами),
    национальные (имеющие существенное значение только в данном национальном укладе),
    региональные (не выходящие за пределы конкретного региона в связи с его специфическими природными или иными свойствами),
    локальные (нацеленные на определенную группу потребителей, обособленную территориально или по иным признакам),
    точечные или персональные (адресованные конкретному лицу или конкретной организации и не интересные никому другому).
   Нетрудно  заметить, что последние две классификации  инноваций заметно перекликаются  между собой, в обоих случаях  основанием логического деления  является степень обобщения видов  деятельности.
   Последняя четверть ХХ века характеризуется волной почти одновременных базисных инноваций  во всех сферах общественной жизни, характеризующих  переход к постиндустриальной цивилизации:
   а) Меняется тип демографического развития, динамика и структура потребностей, принципы взаимоотношений человека с природой. Базисной инновацией здесь  является перенос центра внимания с  экономического роста на улучшение  качества жизни, что сказывается  и на изменении экологического сознания людей.
   б) Глобальный энергетический кризис семидесятых  годов дал импульс для базисных технологических инноваций, через  энергосбережение изменивших большинство  отраслей промышленности.
   в) Радикальные экономические инновации  привели к возрастанию роли деконцентрации и демонополизации производства, повышению удельного веса малых  и средних предприятий, в которых  в основном и зарождаются инновации. Одновременно с этим получают развитие и интеграционные тенденции, от ассоциаций малых предприятий до межгосударственных союзов типа ЕС.
   г) Социально-политическая сфера также  переживает инновационный период - переход от двуполярного мира как  в микромасштабе (капиталист - наемный  рабочий), так и в макромасштабе (противостояние двух сверхдержав меняется на другое распределение международных  сил). Обилие мелких партий и общественных движений отражает многополярность  и в жизни общества многих стран.
   д) Инновации пронизывают и духовную сферу: плюрализм в образовании, почти во всех видах искусства, крушение идеалов социализма, возрождение  мировых религий, замена доминанты "образа врага" на приоритет сотрудничества и взаимной терпимости.
   Поскольку основной сферой деятельности специалистов по технологическому менеджменту являются прежде всего технологические инновации, то имеет смысл остановиться подробнее  на отличиях постиндустриального технологического способа производства, т.е. направленности того вектора, по которому движется технологический мир: 
- гуманизация технологии, освобождение человека от рутинных операций, приоритетность ориентации на улучшение качества жизни; 
- ресурсосбережение и экологизация технологии, ориентация на предотвращение экологических катастроф; 
- рост наукоемкости производства, приоритет высоких технологий; 
- информатизация всех сторон производства на основе интерактивных систем и сетей; 
- глобализация научно-технического прогресса; 
- миниатюризация техники, деурбанизация бизнеса.

   В свете сказанного становится очевидным, что для трансфера и для  коммерциализации в принципе пригодно почти любое Ваше методическое, аппаратурное, инструментальное, организационное  или иное усовершенствование, соответствующее  обозначенному выше вектору и  родившееся в процессе Вашей личной или коллективной работы. Попробуем "навскидку" перечислить те возможности, которыми располагает, например, вузовский  преподаватель, в угаре постоянной двух-, трехставочной перегрузки не замечающий этих возможностей. Итак, что  может преподаватель вуза:
    заключить контракт на какие-либо исследования (с привлечением студентов),
    предложить технические или аналитические услуги с использованием оборудования, применяемого в учебном процессе,
    предложить консультационные услуги,
    актуализировать какое-либо из своих хобби, увлечений,
    предложить лицензию на использование какого-либо из своих патентов,
    организовать или принять участие в совместном производственном предприятии,
    предложить учебную программу или курс (не только родственному вузу, но и, например, производственному предприятию),
    предложить иллюстративный материал или задачник по учебному курсу,
    предложить конструкторские услуги, услуги по программированию,
    организовать и возглавить собственное предприятие на базе одного из перечисленных выше действий.
   Этот  список каждый может дополнить, ориентируясь на собственные возможности, хобби, знания и умения.
   Чтобы понять и правильно выбрать стратегическое направление усилий по трансферу  технологий, полезно знать не только "технические" свойства инноваций, но и их функции по отношению к  каждому из участников процесса. Но прежде всего отметим следующее:
    инновация - это канал воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта (в соответствии с законом роста интеллектуализации общества),
    инновация - это расширение круга товаров и услуг, улучшения их качества (в соответствии с законом возвышения и дифференциации потребностей общества),
    инновация - это вовлечение в производство новых производительных сил (в соответствии с законом экономии труда),
    инновация - это приведение в соответствие структур воспроизводства, структур потребностей и структур внешней среды (в соответствии с законом пропорциональности развития).
   Иными словами, инновация - это реализация объективных законов развития общества, которые, в свою очередь, являются частным  случаем общих законов развития систем. Таким образом, сказанное  дает уверенность в том, что работа по трансферу инновационных технологий - это деятельность, направленная на реализацию объективных законов  природы и общества и, стало быть, объективно правильная деятельность, которая никакими политическими и конъюнктурными факторами не может быть дезавуирована. Вы работаете на будущее, которое неизбежно придет.
Однако  кроме высоких рассуждений о  будущности общества имеются и частные  интересы, которые для разных участников процесса трансфера технологий различаются  весьма и весьма значительно. Знать  эти интересы и умело использовать их для достижения конечного результата - важнейшее умение менеджера ТТ, поэтому на всем протяжении работы по трансферу технологий менеджер должен постоянно отслеживать и ненавязчиво  стимулировать эти интересы. В  этом смысле работа менеджера ТТ подобна  работе дирижера большого симфонического оркестра, когда он должен слышать (и  при необходимости корректировать) звучание каждого инструмента, одновременно задавая темп и стиль игры всего  оркестра в соответствии с собственным  пониманием содержания произведения, которое он исполняет. 

1.3. Специфика инновационной  политики страхования. 

       Современный экономический рост  характеризуется ведущим значением  научно-технического прогресса и  интеллектуализацией основных факторов  производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации  производства в развитых странах,  приходится от 70 до 85% прироста ВВП.
В своём  актуальном и глубоком научном докладе (1) академик РАН С.Ю.Глазьев отмечает, что особенностью современного этапа  социально-экономического развития стало  широкое применение информационных технологий, многократно расширивших  возможности генерирования и  передачи знаний и, соответственно, НИОКР. Следствием информационной революции  стало превращение науки в  ведущую производительную силу, которая  непрерывно генерирует новые технологические  возможности. Переход к экономике  знаний вызвал серьезный сдвиг в  структуре общественного производства, резко увеличив потребности и возможности образования и творческой деятельности.
Характерной чертой современного экономического роста  стал переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Проведение НИОКР занимает все больший вес  в инвестициях, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной  политики, определяющей общие условия  научно-технического прогресса. Постоянно  растет доля расходов на науку и  социально-экономическое развитие в ВВП развитых стран, достигшая, в передовых странах 3% ВВП, свыше  трети, из которых финансирует государство. Интенсивность НИОКР и качество человеческого потенциала определяют сегодня возможности и уровень  экономического развития – в глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные  условия для научно-технического прогресса.
В России, в отличие от развитых стран, в  течение уже полутора десятилетий, прошедших после перехода от директивного планирования к рыночной экономике, системная государственная научно-техническая  политика фактически отсутствует. Чтобы  ее создать и правильно сориентировать, необходимо четкое понимание, с одной  стороны, закономерностей современного экономического роста, и, с другой стороны, сравнительных национальных преимуществ, использование которых должно лечь в основу государственной политики развития.
Преодоление тенденций деградации научно-производственного  потенциала требует резкого наращивания  инвестиционной и инновационной  активности. Согласно оценкам акад. Л.И.Абалкина, «для реальной модернизации экономики отечественные инвестиции в течение ближайших 15 лет должны расти примерно на 18 % к предыдущему  году. Такова первая и решающая предпосылка создания благоприятного инвестиционного климата ». По оценкам С.Ю.Глазьева, для выхода в режим расширенного воспроизводства основного капитала объем производственных инвестиций должен быть увеличен втрое, а НИОКР – впятеро. Сделать это надо в ближайшие два-три года, поскольку вследствие запредельного износа устаревших производственных фондов до половины их может выбыть уже до конца текущего десятилетия.  

К приоритетным направлениям, осуществление которых  удовлетворяет всем необходимым  критериям, относятся, в частности, следующие:
    освоение современных информационных технологий;
    развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, поднимающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической и других отраслей промышленности;
    развитие нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;
    создание наноматериалов с заранее заданными свойствами;
    развитие лазерных технологий;
    обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства;
    комплексное развитие ракетно-космической промышленности;
    обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций;
    развитие технологий переработки и использования природного газа;
    развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;
    развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;
    развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;
    развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах;
    модернизацию непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т.д.);
    применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток, в медицине;
    оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.
Этот  перечень приоритетных направлений  технико-экономического развития составлен  на основе анализа основных тенденций  современного НТП с учетом состояния  отечественного научно-промышленного  потенциала.
Имеющиеся механизмы инвестиционной деятельности неспособны решить эту задачу. Сложившаяся  в России модель инвестиционной деятельности характеризуется маломощностью, неэффективностью и примитивностью. Ни фондовый рынок, ни банковская система не выполняют  своих функций по аккумулированию  сбережений и их трансформации в  инвестиции. Главными инвесторами являются сами производственные предприятия, на долю которых приходится более 60% всего  объема инвестиций. Государство фактически прекратило поддерживать инвестиционные процессы. 
 

Глава 2. Принципы и этапы  планирования инновационной  политики. 

     2.1.Планирование  инновационной политики. 

     Центральной задачей стратегического этапа  процесса управления является выбор и реализация инновационной стратегии, наиболее адекватной состоянию внешней и внутренней среды, фирменным вoзмoжнocтям и типу обновления. Например, при стабильной внешней среде, умеренной конкуренции, наличии у предприятия принципиально новых НИОКР, технологий и продукции инновационная стратегия должна носить лидирующий, наступательный характер. Надо помнить, что создание новых знаний и умений и новых технологий само по себе не приводит к реализации долгосрочных целей максимизации дохода и плодотворного роста. Цели, стратегии перспективного развития должны ситуационно "заземляться" с учетом текущего состояния. Стратегический этап реализации инновационной стратегии основан на точном анализе и прогнозе ситуации, альтернативном выборе на основе данных анализа наиболее соответствующего вида стратегии с последующим управлением реализацией этой стратегии. Как было показано выше, при благоприятной ситуации внешней и внутренней среды (стабильная среда и радикальные новшества) единственной альтернативой является стратегия лидера. И наоборот, при нестабильной внешней среде и имитационной технологической деятельности благоприятные обстоятельства в виде слабой конкуренции и низких издержек не должны толкать предприятие к наступательной стратегии, ибо ситуация диктует возможность только одной стратегии – следования за лидером. В то же время при стабильном рынке и высоком спросе то же самое предприятие может формировать стратегию лидера по низким издержкам.
     Если  фирма испытывает трудности в  исследованиях и разработках, но отличается высоким уровнем техники  и технологии, высоким качеством  продукции, то ее стратегия носит  оборонительный характер и имеет  цель не отстать от лидеров и остаться на рынке. Такая стратегия может  позволить фирме существовать на рынке долгие годы, но оставаться в  тени и вести малоуспешную деятельность.
     В зависимости от внешних и внутренних условий развития фирма-новатор  стремится к расширению доли рынка, к выпуску новой продукции, увеличению нормы прибыли и объема продаж. В этих случаях стратегия заключается  в активном поведении, но степень  активности может быть различной: активно  наступательной, атакующей и умеренно наступательной. Фирма стремится  быть лидером на рынке, но то, насколько  ей это удается, зависит от возможностей ее адаптации, ее инновационного потенциала, его реализации, интенсивности инновационной  деятельности, возможностей конкурентов  и жесткости конкурентной борьбы.
     Оперативный инновационный менеджмент является важной составной частью управления инновационной деятельностью. Оперативный  менеджмент опирается на системы  оперативного управления НИОКР, производством, персоналом, техническим обслуживанием, материально-техническим обеспечением, маркетинговыми и финансовыми подразделениями, информационными потоками, качеством  выпускаемой продукции и т.д.
     Целью операционной системы управления инновационной  деятельностью является обеспечение  экономически эффективной реализации целей организации. Система оперативного управления включает следующие элементы:
    Процесс как объект управления характеризуется параметрами состояния и управления, входами и выходами, а также может подразделяться на стадии, характеризоваться скоростью реализации процесса и т.д.
    Прямые, обратные, перекрестные и прочие связи нужны для измерения производительности процесса. Связи характеризуют направление движения ресурсных и информационных потоков. Для процессов управления особенно важна информация об обратной связи.
    На основе информации об обратной связи менеджер должен произвести сравнение полученных показателей с нормативными, проанализировать имеющиеся отклонения, т.е. провести анализ хода процессов.
    На основе приема сигнала об отклонении хода процесса менеджер должен принять решение по корректировке процесса и провести необходимые операции по координации и управлению для организации оптимального функционирования процесса.
    Оперативное планирование в ходе производственного процесса заключается в определении расчетных показателей и эффективности контролируемого процесса.
    Оперативный контроль за ходом процесса и состоянием системы осуществляется в замкнутой системе производства как на выходе (из процесса), так и на входе.
     Оценке  подлежат показатели как общих расходов и доходов предприятия, так и  отдельно объемов средств, выделяемых на НИОКР, маркетинговые и рекламные  мероприятия, формирование каналов  сбыта, разработку новых товаров  и их внедрение на рынок, а также  обучение персонала.
     Об  эффективности работы предприятия  свидетельствует не только показатель издержек производства, но и отношение  общей стоимости издержек производства к стоимости продаж и отношение  объема продаж к общему числу занятых. Помимо определения валовой и  чистой прибыли наиболее важны для новатора относительные показатели: отношение прибыли к общему объему продаж с поправкой на рост цен, к активам, к основным производственным фондам, к капиталовложениям, к собственным и заемным средствам.[4, с. 126]
     Анализу необходимо подвергать отношение общей  стоимости продаж к оборотным  и необоротным средствам, к стоимости  материально-производственных запасов, основным производственным фондам.
     Анализ  издержек производства и сбыта и  разработка на его основе мероприятий  планирования и управления инновационным  процессом значительно отличаются по сравнению с традиционными  производством.
     Известно, что удвоение объема производства приводит к снижению общих издержек на 20–30%. При организации же крупномасштабного  производства увеличение его объемов  сопровождается затухающим характером снижения его издержек.
     Современный тип новаторского предприятия характеризуется  быстрой сменой ассортимента, выпуском мелкосерийных или единичных образцов. На долю массового производства в индустриально развитых странах приходится менее четверти всей выпускаемой продукции. Анализ и управление мелкосерийными производствами требуют специальных подходов. Как показывает практика предпринимательства в индустриально развитых странах, при снижении средней серийности производства во всей экономике именно за небольшими фирмами остается основная часть продукции, изготавливаемой малыми сериями и по производственным заказам. Им же принадлежит удовлетворение высокоселективного и локального спроса узких, но многочисленных групп потребителей. Мелкий бизнес может состоять в отношениях кооперации, субподряда, франчайзинга с крупной фирмой.
     Эффективность деятельности компаний достигается  за счет не масштаба, а "экономии на разнообразии", синхронизации работы всех отделений, всех типов производств с потребностями рынка. Высокая эффективность обеспечивается предварительными заказами, возможным устранением риска, минимизацией потерь и превышением благоприятных результатов над затратами.
     В интенсификации инновационных возможностей предприятия особое место занимают ревизия товарного ассортимента и анализ конкурентоспособности  новых товаров на рынке.
     Ситуационный  подход к ассортиментной политике фирмы  предполагает выпуск широкой гаммы  товаров одновременно, подразделяющихся по функциональным особенностям, уровню качества и цены, по эксплуатационным свойствам, образующим широкий параметрический  ряд (например, по размерам экрана телевизора по диагонали, мощности двигателя и  грузоподъемности автотранспорта). Подвиды  продукции подразделяются на марки  и модификации, соответствующие  узким сегментам рынка. Например, автомобиль "Вольво" может быть окрашен по выбору покупателя в любой  из 18 цветов, а "Форд-эскорт" предлагает на рынке 21 модификацию автомобиля с 6 типами двигателя, 3 коробками передач, 4 видами кузовов и 7 типами комплектаций по оборудованию и отделке.
     Ассортиментная  политика определяет оптимальные соотношения набора изделий, находящихся на различных стадиях жизненного цикла. Широкая ассортиментная гамма товаров укрепляет позиции компании на рынке, а вариация изделий по степени новизны и фазам жизненного цикла позволяет обеспечить стабильные объемы производства и продаж.
     На  рынок следует выпускать группы товаров (они могут состоять из основных, находящихся в стадии роста, поддерживающих, находящихся в стадии зрелости и  стратегических, нацеленных в будущее  групп). На рынке должны присутствовать единичные образцы новых товаров, находящихся на стадии разработки, а также старые, уходящие с рынка товары. Маркетинговые мероприятия наиболее ориентированы на эти две группы и имеют опережающий характер, если представлен новый образец и проводится активно-агрессивная стратегия для "реабилитации и реанимации" изгоняемых товаров. Для предпринимательских фирм особенно важно выбрать ассортиментную нишу, которая может быть основана на узкой специализации фирмы, товарной дифференциации, а также реализации принципа дополнения и замещения ("синергизма") и возможной диверсификации производства товаров и услуг. 

2.2.  Планирование организации  проведения инновационной  политики. 

Планирование  составляет один из основных элементов  системы внутрифирменного управления деятельностью ИП. Планирование инноваций  — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей  развития ИП и подготовку решений. необходимых  для их безусловного достижения. В  рамках интегрированной системы  менеджмента подсистема планирования выполняет семь частных функций.
1. Целевая  ориентация всех участников. Благодаря  согласованным планам частные  цели отдельных участников и  исполнителей ориентированы на  достижение генеральных целей  совместного инновационного проекта  или ИП в целом.
2. Перспективная  ориентация и раннее распознавание  проблем развития. Планы ориентированы  в будущее и базируются на  обоснованных прогнозах развития  ситуации.
3. Координация  деятельности всех участников  инноваций. 
4. Подготовка  управленческих решений. Планы  представляют собой наиболее  распространенные в инновационном  менеджменте управленческие решения.  При их подготовке проводится  глубокий анализ проблем, выполняются  прогнозы, исследуются все альтернативы  и производится экономическое  обоснование наиболее рационального  решения. 
5. Создание  объективной базы для эффективного  контроля.
6. Информационное  обеспечение участников инновационного  процесса.
7. Мотивация  участников.
Планированию  инноваций на ИП присущи принципы, устанавливающие общие правила  разработки и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном  менеджменте.
Осуществление инновационной деятельности ИП направлено на достижение определенных экономических  результатов, задач хозяйственного и финансового развития.
Принцип научной обоснованности планирования реализуется в условиях, когда  оно базируется на учете законов  и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает  объективные условия и специфические  черты конкретного ИП.
Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании вытекает из долгосрочного  характера результатов, длительного  цикла осуществления инноваций  и их жизненной значимости для  обеспечения конкурентоспособности  ИП.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.