На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антимонопольное законодательство

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
         Содержание
ВВЕДЕНИЕ    

І. Антимонопольная  политика на современном этапе.
    Основные направления антимонопольной политики
    1.2 Антимонопольное  законодательство
    1.3 Антимонопольная  политика в условиях рыночной  экономики 

II. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
2.1. Содержание антимонопольного законодательства.
2.2. Ответственность на товарных рынках
2.3  Ответственность  на рынке финансовых услуг 

III.  Последствия применения антимонопольного законодательства.
    3.1 Влияние  антимонопольного регулирования  на единство российского рынка.
    3.2 Влияние  антимонопольного регулирования  на экономическое развитие.
Заключение
Список используемых источников 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных  цен, дефицитности производства, перераспределение  монополистического богатства и  диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.
     Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей.
     Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть.
     Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
     Таким образом, государственное регулирование  антимонопольной политики играет огромную роль для государства в целом.
     Целью данной работы является  исследование роли антимонопольного законодательства в экономике.
     В соответствии с поставленной целью  автор предлагает решить ряд взаимосвязанных  задач:
    исследовать роль антимонопольного законодательства в условиях рыночной экономики;
    рассмотреть последствия применения антимонопольного законодательства и влияние антимонопольного регулирования на единство рынка и экономического развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Глава І. Антимонопольная политика на современном этапе.
1. Основные направления антимонопольной политики.    
     Предпринимательская деятельность  на товарном рынке имеет две  тенденции, характеризуется  двумя способами достижения успеха, получения наибольшей  прибыли. Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Это становится движущей силой совершенствования производства, технического прогресса.
     Вторая тенденция заключается  в стремлении предпринимателей, поставщиков договориться между  собой о взаимовыгодном разделе  рынка, условия продажи, уровне  цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким способом получить преимущество. Первую тенденцию государство должно поддерживать, второй – противодействовать, проводя антимонопольную политику в интересах расширения масштабов конкурентной среды. Ограничивается монополистическая деятельность, как хозяйствующих объектов, так и органов управления, должностных лиц.
     Монополистической считается деятельность  хозяйствующего субъекта, органа  управления, направленная на недопущение,  ограничение или устранение конкуренции и причиняющая ущерб потребителю. Она позволяет хозяйствующему субъекту занять доминирующее положение на рынке и оказывать решающее внимание на обращение товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
     Антимонопольная политика базируется на Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и других нормативных актах. Законы не преследуют монопольное положение фирмы на рынке, они лишь запрещают такое её поведение, которое наносит вред другим участникам рынка, полностью или частично. Судебная власть не может принять решение о ликвидации монополиста только на основании его доли на рынке: нужны доказательства злоупотребления им своим монопольным положением.
     В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.
     Слияние предприятий является фактором устранения конкуренции и одновременно повышает концентрацию производства и его эффективность. Однако наращивание мощи фирмы в конкурентной борьбе признается более разумным, чем механическое слияние фирм. Поэтому проводится жесткая регламентация слияния.
          Проведение государственной политики  по содействию развитию товарных  рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции осуществляется федеральным  органом исполнительной власти – Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), МАП России решает следующие основные задачи:
    • Предупреждение, ограничение и  пресечение монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции.
    • Содействие формированию рыночных  отношений на основе развития  конкуренции и предпринимательства.
    • Осуществление контроля за  соблюдением антимонопольного законодательства.
    • Проведение государственной  политики поддержки предпринимательства.
    • Государственное регулирование  деятельности субъектов естественных  монополий.
      Антимонопольный контроль предполагает  представление в антимонопольные  органы ходатайств и уведомлений  при намерении и организаций  и лиц осуществлять следующие действия:
    - создание, слияния и присоединение  коммерческих организаций;
    - ликвидацию и разделение (выделение)  государственных и муниципальных  унитарных предприятий;
    - приобретение лицом (группой  лиц) акций (долей) с правом  голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);
    - получение  в собственность  или пользование одним хозяйствующим  субъектом (группой лиц) основных  производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта;
    - приобретение лицом (группой  лиц) прав, позволяющих определять  условия ведения хозяйствующим  субъектом его предпринимательской  деятельности либо осуществлять  функции его исполнительного органа;
    - участие физического лица в  исполнительных органах, советах  директоров двух и более хозяйствующих  субъектов.
     В одних случаях требуется  предварительное согласие антимонопольных  органов, в других – их последующее  уведомление.
     По результатам рассмотрения ходатайств антимонопольный орган может принять решения:
    -    об удовлетворении или  отклонении ходатайств;
    - об удовлетворении ходатайства  с выставлением требований по  изменению представленного плана  действий.
      Антимонопольный орган вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о расторжении противоречащих закону договоров, о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, об отмене органами власти и управления принятых неправомерных актов.            
 
 
 
 
 

§ 2. Антимонопольное законодательство. 

Закон РФ “Об  ограничении монополизма и недопущении  недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”.(1)
Данный Закон  определяет правовые основы ограничения  и предупреждения монополизма, недопущения  недобросовестной конкуренции в  предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Для целей настоящего Закона употребляются следующие  термины:
- рынок товара (товарный рынок) — сфера оборота  товара одной потребительской  стоимости, в пределах которой  определяется монопольное положение;
- конкуренция — состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в которых нуждается потребитель; 
 
 
 

__________________________________________________________
1 См. Олейник О. “Запреты, пределы, санкции в антимонопольном законодательстве”, “Закон”, 1995 г., №4, с. 13-15 
 
 
 
 
 
 
 

- монопольное  положение — доминирующее положение  предпринимателя, дающее ему возможность  самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным признается положение предпринимателя, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%.
Структура монопольной  цены может быть представлена формулой:
Рмон.= Р1 + Р2 +Р3,
где Р1 — средняя  прибыль, получаемая предпринимателями  в условиях свободного перемещения  капитала в результате действия межотраслевой  конкуренции; Р2 — обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые  осуществляют нововведения; Р3 — монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.
Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию. 

- монопольная  цена — цена, устанавливаемая  предпринимателем,который занимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя;
- монопольная  деятельность — действия (бездеятельность)  предпринимателя (предпринимателей) при условии монопольного положения  на рынке одного предпринимателя (группы предпринимателей) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;
- монопольное  образование — предприятие, объединение или хозяйственное общество и другое образование, занимающее монопольное положение на рынке.
Злоупотреблениями монопольным положением считаются:
- навязывание  таких условий договора, которые  ставят контрагентов в неравное  положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
- ограничение  или приостановление производства, а также изъятие из оборота  товаров в целях создания или  поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен;
- частичный или  полный отказ от реализации  или закупки товара при отсутствии  альтернативных источников снабжения  или сбыта в целях создания  или поддержания дефицита на  рынке или установления монопольных  цен;
- другие действия в целях создания препятствий доступа на рынок (выхода из рынка) других предпринимателей;
- установление  дискриминационных цен (тарифов,  расценок) на свои товары, ограничивающих  права отдельных потребителей.
Дискриминацией  предпринимателей органами власти и управления признается:
- запрещение  создания новых предприятий или  других организационных форм  предпринимательства в какой-либо  сфере деятельности, а также установление  ограничений на осуществление  отдельных видов деятельности, на  производство определенных видов товаров в целях ограничения конкуренции;
- принуждение  предпринимателей к приоритетному  заключению договоров, первоочередной  поставке товаров определенному  кругу потребителей;
- принятие решений  о централизованном распределении  товаров, что приводит к монопольному положению на рынке;
- установление  запрета на реализацию товаров  из одного региона страны в  другой;
- предоставление  отдельным предпринимателям налоговых  и других льгот, ставящих их  в привилегированное положение  по отношению к другим предпринимателям;
- ограничение  прав предпринимателей по приобретению  и реализации товаров;
- установление  запретов или ограничений относительно  отдельных предпринимателей или  групп предпринимателей.
Недобросовестной  конкуренцией признается:
- неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени;
- умышленное распространение заведомо ложных или неточных сведений, которые могут нанести ущерб деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя;
- получение,  использование, разглашение коммерческой  тайны, а также конфиденциальной  информации в целях нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов  предпринимателей от злоупотребления  монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом РФ в соответствии с его компетенцией. 
 
 
 

§ 3. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики. 

История развития монополий является одновременно и  историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других.
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.*
_________________________________________________________
* См. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, с. 166  

Главная цель этого  вмешательства заключается в  защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями: 1) предупреждение создания монополий; 2) ограничение использования монопольной власти.
Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.
Кроме осуществления  процесса демонополизации антимонопольная  служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной  только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения  должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.
Может ли антимонопольная  политика государства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скурпулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами. 

II. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Содержание  антимонопольного законодательства
     Антимонопольное законодательство (antitrust law), широко распространившееся во всех странах с момента принятия в США в 1890 г. знаменитого Акта Шермана, давно считается "респектабельной", "неидеологической" частью законодательства, полезность которой, как правило, не оспаривается. Более того, термин-синоним - "конкурентное право" - заставляет воспринимать данный вид законодательства как нечто, тесно связанное с идеей свободного рынка. Однако на самом деле свободный рынок и антимонопольное законодательство - не связанные понятия: выбор одного означает исключение другого. Рассмотрим содержание antitrust law на примере российского антимонопольного законодательства. Оно охватывает два основных "сюжета". Во-первых, это "классическое" антимонопольное законодательство, направленное против доминирующего положения на рынке и монополистического ценообразования. Основными актами в этой сфере являются Федеральный закон (далее - ФЗ) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. и ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23 июня 1999 г. Во-вторых, это регулирование деятельности естественных монополий, основывающееся на ФЗ "О естественных монополиях" и отраслевых актах. Также сюда можно отнести ряд актов, посвященных реформе ЖКХ. Наиболее важными актами здесь являются Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. "О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ", постановление Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. "О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы", а также Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фондов".
     Региональное законодательство, за редкими исключениями, не содержит оригинальных положений и принималось, в основном, как средство конкретизации положений федерального законодательства или как способ придания федеральных законам легитимности на региональном уровне.
     Основной принцип антимонопольного законодательства в явной форме сформулирован в ст. 5 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Данной статьей запрещаются действия хозяйствующего субъекта (или группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Дальнейшие запреты в рамках данной статьи конкретизируют эту базовую норму. Для уточнения смысла данного положения мы определим некоторые упоминающиеся в ней понятия. Во-первых, под конкуренцией в ст. 4 ФЗ понимается "состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке". Во-вторых, доминирующим положением признается "исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам" (ст. 4 ФЗ). Дальнейшая конкретизация нормы в рамках п. 1 ст. 5 ФЗ показывает, что наиболее общей формой монополистического поведения является концепция монопольных цен, предполагающая, что при монополизации происходит недопроизводство товара по сравнению с конкурентным уровнем. На эту концепцию указывает то, что запрещается:
    - изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
    - установление монопольно высоких (низких) цен;
    - сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
    - необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
         Наиболее сложную проблему представляет собой определение конкурентной цены на проверяемую продукцию и отклонения от нее фактической цены. Именно по степени разрыва между "идеальной" конкурентной ценой и фактической ценой можно делать заключение об установлении монопольно высокой цены. Цена в условиях свободной конкуренции (конкурентная цена) равняется предельным издержкам. Однако "механизм определения предельных издержек является теоретической категорией и не нашел широкого применения в хозяйственной практике". Поэтому "за базовую, при соответствующих возможностях и условиях, можно взять цену такого же или аналогичного товара, которая сложилась на конкурентном (данном или соседнем) рынке". Рекомендации, правда, отмечают, что "приведенные методы являются приближенными", а "реальное значение конкурентной цены может определить только рынок в условиях совершенной конкуренции".
     Еще один способ выявления монопольного ценообразования - обнаружение "сокращения его [товара] производства предприятием-монополистом при неполном использовании производственных мощностей и устойчивом спросе на данный товар". Вариантом такого поведения следует считать "сохранение объемов производства, но уменьшение поставок на рынок", признаком которого является "увеличение запасов на складе". В случаях монопольного ценообразования Министерство по антимонопольной политике и его территориальные подразделения совместно с органами ценового контроля могут "сбалансировать интересы сторон по принципу "справедливой цены"", которая определяется как "сумма себестоимости, проверенной на обоснованность по всем статьям калькуляции, и прибыли, объективно необходимой на развитие предприятия".
     Итак, антимонопольное законодательство основано на неоклассической теории монополии, не содержащей неоинституциональных или других серьезных модификаций. Краткая характеристика, которую можно дать неоклассической теории монополии, лежащей в основе российских антимонопольных законов и подзаконных актов, такова:
    - она основана либо на неверных теоретических посылках, либо на неверном применении теоретических концепций;
    - она непрактична в том смысле, что нет способа отличить осуждаемое "монополистическое" поведение от других, не осуждаемых видов поведения;
    - она основана на предпосылке, будто существует обязанность одних удовлетворять потребности других;
    - она не имеет исторических оснований..
2.2. Ответственность  на товарных рынках
       Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства определяет Федеральный Закон о  конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. 

     Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ  АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
     (в  ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) 

     Статья 22. Обязательность исполнения решений  и предписаний антимонопольного органа (в ред. Федеральных законов от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 09.10.2002 N 122-ФЗ). 

     Коммерческие  и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели обязаны выполнить действия, предусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа, в установленный в нем срок. (в ред. Федеральных законов от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 09.10.2002 N 122-ФЗ)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.