На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы осуществления предпринимательской деятельности в России: оценка состояния и перспективы развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

     Формирование  в России рыночных отношений осуществляется путем демократизации экономической  системы, которая создает условия  для развития плюрализма форм хозяйствования, которое, в свою очередь, оказывает  содействие разнообразию правовых форм организации отечественных предприятий и необходимости обеспечения эффективности их производственно-хозяйственной деятельности. Это особенно актуально на современном этапе трансформационных превращений в России, который характеризуется кризисными явлениями в отечественной экономике. 
Ход экономических реформ в России убедительно свидетельствует о том, что становление рыночной экономики в первая очередь связана с изменением отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственных предприятий и с развитием экономических форм организации предпринимательской деятельности. Это оказывает содействие демонополизации экономики, плюрализма разнообразных форм собственности, становлению и функционированию в отечественной экономике новых форм хозяйствования предприятий и их интеграционных образований, здоровой конкуренции между ними. Все это разнообразит предпринимательскую деятельность и убедительно доказывает, что без развития разных ее форм невозможно дальнейшее движение вперед. 
Проблемам коренной перестройки экономических, экономическим аспектам становления и развития новых форм организации субъектов предпринимательства и их эффективной деятельности в условиях рынка посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых: Л.И.Абалкина, О.Ю.Амосова, И.Т.Балабанова, Л.И.Воротиной, Г.В.Гренбека, В.М.Гриневой, М.М.Ермошенка, П.С.Ещенка, В.В.Логвиненко, В.А.Мищенко, В.М.Рутгайзера, Л.В. Соколовой, и др. 
За последнее время экономическая наука сделала значительный вклад в развитие теории форм хозяйствования и обоснование концептуального подхода к становлению и функционированию предпринимательства в условиях переходной экономики. Однако при этом следует отметить, что переход к новым формам хозяйствования отечественных предприятий в условиях рыночной трансформации экономики - это комплексная проблема, которая нуждается в обоснованном и эффективном решении, а изменения, которые происходят в процессе реформирования государственной собственности, требуют дальнейшего углубленного исследования. 
Актуальность этой проблемы в условиях трансформационной экономики, ее недостаточная разработка, теоретическое и практическое значения обусловили необходимость проводки данного исследования, определили тему, цель и задачи работы. 
Целью данной работы есть теоретическое обоснование развития современных форм хозяйствования предприятий. Для достижения поставленная цель сформулирована и решен комплекс следующих задач: 
определение основных предпосылок становления и развития новых форм хозяйствования в условиях рынка; 
раскрытие сущности современных организационно-правовых форм хозяйствования, их особенности; 
обоснование роли и значение финансового анализа на предприятии в условиях рыночной экономики; 
обобщение современных методик оценки формирования капитала предприятия. 
Предмет исследования – процесс формирования новых правовых форм организации предприятий в условиях рынка. 
Объект исследования – отечественные предприятия разнообразных форм хозяйствования. 
Исследовательский приемы. Теоретической и методологической основой исследования являются положения экономической теории, научные работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в сфере становления и развития новых форм предпринимательской деятельности в условиях рынка, а также в сфере производственного и финансового менеджмента. 
В процессе исследования применялись разные методы, в частности: метод логического обобщения, статистический анализ. 
Информационной базой исследования есть законодательные и нормативные документы по экономическим вопросам, официальные статистические материалы, статистическая отчетность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ФОРМ И ВИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 

     В наше время существует множество  предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
     Государственное предпринимательство - это форма  осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно  реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий - это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников.
     Частное предпринимательство - форма осуществления  экономической активности от имени  предприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирного банка, проведенные в 76 странах мира. Вместе с этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация - в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.
     Предпринимательство бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает  как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.  

     1.1 Виды предпринимательства 

     Два слова “предпринимательство” и  “рынок” связаны неразрывными узами. Самое краткое и ёмкое определение рыночной экономики звучит просто: ”Экономика свободного предпринимательства”. Рыночная, капиталистическая экономика всегда характеризовались как мир бизнеса, а бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же.
     Предпринимательская деятельность - это, прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного  человека, который, владея какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества[1,с.143].
     Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и, особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Отдельные виды бизнеса различаются также формами собственности на используемые факторы предпринимательства[1,с.176].
     В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения  конкретных результатов, связи предпринимательской  деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:
     -производственное,
     -коммерческо-торговое,
     -финансово-кредитное, 
     -посредническое,
     -страховое.
     1. Производственное предпринимательство
     Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.
     Производственное  предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
     В России производственное предпринимательство  является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка  экономики не обеспечила необходимых  условий для развития производственного  предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.
     Между тем, именно производственное предпринимательство  необходимо всем нам: в конечном счете, оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.
     2. Коммерческое (торговое) предпринимательство.
     Производственный  бизнес тесно связан с бизнесом в  сфере обращения. Ведь произведённые  товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами  развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства[2,с.262].
     Принцип организации торгового предпринимательства  несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.
     Коммерческое  предпринимательство охватывает все  виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах[3,с.165].
     Коммерческое  предпринимательство привлекает видимой  возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым  в карман весомую прибыль. Такая возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России при неразворотливости умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, "челнокам" удается "купить подешевле - продать подороже". За этой видимой легкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха.
     Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.
     Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный  спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
     3. Финансово-кредитное предпринимательство.
     Финансовое  предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги[5,с.76].
     Суть  финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель  приобретает основной фактор предпринимательства  в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.
     В случае кредитного предпринимательства  предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов  вознаграждение в виде депозитного  процента вместе с последующим возвратом  вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.
     Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы0, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ выступает также в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг, в этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги[6,с.108].
     4. Посредническое предпринимательство
     Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.
     Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя  или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьютеры, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель - посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль[7,с.112].
     5. Страховое предпринимательство.
     Страховое предпринимательство заключается  в том, что предприниматель в  соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
     Страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства. 

     1.2 Организационные формы предприятия 

     В настоящее время в соответствии с гражданским законодательством  наиболее распространенными организационно-правовыми формами предпринимательства являются:
     -Индивидуальный  предприниматель без образования  юридического лица 
     -Общество  с ограниченной ответственностью (ООО)
     -Закрытое акционерное общество (ЗАО)
     - Производственный кооператив
     - Полное товарищество
     - Коммандитное товарищество
     Индивидуальный  предприниматель без образования  юридического лица как субъект предпринимательства  имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это то, что он обладает всеми  гражданскими правами. Это и открытие расчетного и валютного счетов в банке, экспорт и импорт товаров и услуг как субъекта внешнеэкономической деятельности, заключение любых договоров с любыми компаниями и лицами и т. п. При этом, имея в виду, что денежные средства - это личная собственность предпринимателя, налоговая инспекция не может снять без решения суда и, соответственно, без ведома предпринимателя денежные средства с его расчетного счета. Немаловажным является и то, что регистрация индивидуального предпринимателя проходит значительно проще и быстрее, чем регистрация юридических лиц, так как не требуется составлять устав, учредительный договор, подыскивать юридический адрес. Другим значительным преимуществом является упрощенная система учета и отчетности индивидуального предпринимателя. Она в достаточной мере проста и доступна практически для любого человека. Кроме того, индивидуальный предприниматель не уплачивает некоторые налоги, например налог на добавленную стоимость. Как всегда наряду с преимуществами существуют и недостатки, к которым можно отнести невозможность иметь штат сотрудников по трудовому договору, однако договоры подряда на выполнение работ заключать можно и с гражданами. Как недостаток можно отметить и то, что индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, однако тем, на которое может быть наложено взыскание. Следует оговориться, что любое изъятие может проводиться только по решению суда[7,с.242].
     Как видно преимуществ значительно  больше, чем недостатков, поэтому  такая форма предпринимательства достаточно привлекательна. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
     Общество  с ограниченной ответственностью это  такая же организационно-правовая форма, как и общество с ограниченной ответственностью. Зарегистрированные с таким названием организационно-правовой формы компании подлежат перерегистрации (приведению учредительных документов в соответствие ГК РФ и Закона об обществах с ограниченной ответственностью)[7,с.314].
     Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Открытые акционерные общества (ОАО) чаще создаются для того, чтобы привлечь как можно большее количество денег акционеров для организации предпринимательской деятельности путем выпуска акций в свободную продажу. Выпустив определенное количество акций по номинальной стоимости (т.е. по той, которая указывается на самой акции) и, продав их акционерам, компания вкладывает вырученные средства в предпринимательскую деятельность, которая, в свою очередь, приносит прибыль. Прибыль распределяется между акционерами согласно количеству акций у каждого акционера и в объеме, принятом решением общего собрания акционеров. Акции открытого акционерного общества могут быть свободно проданы акционером по цене, которая может отличаться от номинальной в ту или другую сторону. Акции открытых акционерных обществ могут иметь котировки стоимости (периодически определяемая цена акции) на фондовой бирже (специальное учреждение, созданное для купли продажи акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг).
     Закрытое  акционерное общество не может выпустить  свои акции в свободную продажу. Акции закрытого акционерного общества могут быть проданы гражданам, не являющимся акционерами, в случае если проводится дополнительная эмиссия акций или в случае желания одного из акционеров продать свои акции, при условии, что желающих приобрести их среди других акционеров нет (отказ от преимущественного права покупки акций).
     Закрытое  акционерное общество (ЗАО) может  иметь в составе акционеров до 50 человек. По достижении этой цифры  закрытое акционерное общество должно быть перерегистрировано в открытое. До вступления в силу Закона РФ № 208 "Об акционерных обществах" акционерные общества имели название организационно-правовой формы в виде АОЗТ - акционерное общества закрытого типа и АООТ - акционерное общество открытого типа. При приведении учредительных документов акционерных обществ в соответствии действующим Гражданскому кодексу и Закону об акционерных обществах у большинства акционерных обществ изменилось название организационно-правовой формы с АООТ и АОЗТ на ОАО и ЗАО. Различие Закрытого акционерного общества и Общества с ограниченной ответственностью состоит в том, что участники (хозяева) Общества с ограниченной ответственностью имеют право на долю имущества, принадлежащего Обществу, пропорционально их вкладам в уставный капитал, акционеры Закрытого акционерного общества являются покупателями определенного количества акций. Таким образом, при выходе из Общества с ограниченной ответственностью участник может отчуждать свою долю имущества Общества физически, а при выходе из Акционерного общества, акционер может только продать свои акции, причем если акционерное общество закрытое, то преимущественное право покупки акций имеют остальные акционеры. Из вышеизложенного следует, что закрытое акционерное общество более устойчивая организационно-правовая форма, чем Общество с ограниченной ответственностью, так как при выходе участника (акционера) имущество акционерного общества (оборудование материалы, и т.д.) не подлежит отчуждению[7,с.467].
     Полным  товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Ответственность участников по обязательствам полного товарищества наступает после того, как исчерпывается возможность ответственности самого товарищества своим (складочным, наработанным и т.д.) имуществом. Если этого имущества недостаточно, ответственность по обязательствам возлагается на участников полного товарищества. В случае если у большинства участников недостаточно имущества, то обязательства покрывают те участники, у которых имущества достаточно[7,с.543].
     Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором  наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Ответственность участников (полных товарищей) коммандитного товарищества аналогична ответственности участников в полном товариществе, ответственность же вкладчиков (коммандитистов) выражается только в риске потери вклада. При распределении прибыли коммандитного товарищества коммандитисты имеют право на процент прибыли, оговоренный для коммандитистов в учредительном договоре, в то же время для полных товарищей распределение прибыли производится по решению общего собрания. Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность по обязательствам общества не только в размере внесенных в его уставный капитал вкладов, но и другим своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.
     Производственным  кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или  иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Имущество производственного кооператива составляется из паёв его членов. Пай может быть внесен как в виде денежной суммы, так и путем передачи имущества или имущественных прав (например, права на аренду). Решением собрания из имущества производственного кооператива может быть выделена неделимая собственность, которая в случае выхода члена из кооператива не подлежит разделу и отчуждению. Положение о неделимой собственности должно быть оговорено в уставе производственного кооператива.
     Распределение доходов от производственно-хозяйственной  деятельности в производственном кооперативе осуществляется пропорционально трудовому участию его членов, а не в зависимости от членских паев. 

1.3 Кооперативы и малые предприятия 

Производственные  кооперативы существующие в нашей  стране, по своей сущности и организационно-правовой основе фактически близки к обществам с ограниченной ответственностью.
Действительно, имущество кооперативов формируется  на долевой основе за счет взносов  его членов, производимых в денежной и материальной формах. Источниками  образования имущества также  служат продукция кооператива и доходы, получаемые от ее реализации и иных видов деятельности. Высшим органом управления кооператива является общее собрание. Исполнительные органы представлены правлением, возглавляемым председателем. Управленческие функции общего собрания и правления в кооперативах и обществах весьма сходны; близки также механизм создания и регистрации кооперативов и обществ, содержание уставов, регламентирующих их деятельность[8,с.23].
Наиболее  значимые различия между кооперативами  и обществами состоят, в следующем:
при управлении кооперативом, в ходе работы его  высшего органа управления (общего собрания) каждый член кооператива  имеет один голос независимо от размера  его имущественного взноса. Решающие голоса в обществе с ограниченной ответственностью распределяются между его членами пропорционально внесенным паям;
для кооперативов не устанавливается зависимость  дохода его членов от величины паевых взносов. Индивидуальные заработки  членов кооператива определяются их трудовым вкладом и размером той  части валового дохода, которая направляется на оплату труда. В то же время доход членов общества с ограниченной ответственностью напрямую связан с их паевыми взносами;
состав  учредительных документов для кооператива  и общества различен[8,с.67].
С начала проведения экономической реформы значительное распространение получил такой тин хозяйственных структур, как малое предприятие. Малые предприятия способны к высокому динамизму развития, самостоятельны в выборе стратегии развития и ее реализации, имеют упрощенную организационную структуру, обслуживаются относительно небольшим числом работников. В нашей стране они должны сыграть существенную роль в решении таких проблем, как демонополизация производства, развитие конкуренции, создание новых рабочих мест и обеспечение эффективной занятости населения, рациональное использование научно-технического потенциала, создание конкурентоспособной продукции, ликвидация диспропорций на потребительском рынке.
Термин "малое" не характеризует правовую форму предприятия. Такой правовой формы, как "малое предприятие", просто не существует. "Малое" свидетельствует лишь о небольших размерах предприятия по численности работников, объему хозяйственного оборота или другим параметрам деятельности, устанавливаемым в законодательных актах и постановлениях правительства[9,с.341].
Малые предприятия могут создаваться  в различных организационно-правовых формах: товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, а также на основе любых форм собственности, включая смешанные. Выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы малого предприятия обычно осуществляют его учредители - физические и юридические лица. 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РЕГИОНАХ РОССИИ  

2.1 Количество  зарегистрированных малых предприятий 

     Таблица 1
Количество  зарегистрированных малых предприятий
 по  федеральным округам Российской  Федерации
Федеральные округа Количество  зарегистрированных МП на 1 января 2009 г. в расчете на 100 тыс. населения1 Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП
на 100 тыс. чел. населения1
за период
01.01.2009- 01.01.2010
РФ 682,6 18,3
Центральный 898,6 19,7
Северо-Западный 1 189,3 68,5
Южный 479,4 11,0
Приволжский 523,0 9,4
Уральский 539,9 46,4
Сибирский 524,9 -6,1
Дальневосточный 582,4 -9,1
       1 исходя из численности населения на 1 января 2009 г.
      
     На 1 января 2010 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 979,3 тыс., что на 2,8% выше, чем по состоянию на 1 января 2009 г.  Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 682,6 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2009 г. на 18,3 ед. При этом рост показателя произошел только в пяти федеральных округах. Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось в Северо-Западном ФО, заметное увеличение произошло также в Уральском ФО. В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах наблюдалось небольшое сокращение рассматриваемого показателя.
     Таблица 2
Распределение регионов по группам с различной  динамикой 
числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей
за период с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г.
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей 01.01. 2009 г. - 01.01.2010 г.
Справочно: 01.01. 2008 г. -
01.01.2009 г.
Количество  регионов
Сильное сокращение (свыше 100 ед.) 5 4
Среднее сокращение (от 50 до 100 ед.) 4 2
Небольшое сокращение (от 0,1 до 50 ед.) 19 8
Без изменений (0 ед.) 15 15
Небольшое увеличение (от 0,1 до 50 ед.) 26 36
Среднее увеличение (от 50 до 100 ед.) 13 15
Сильное увеличение (свыше 100 ед.) 6 8
 
     Положительный прирост количества МП на 100 тыс. жителей по итогам 2009 г., зафиксирован в 45 регионах, в то время как по итогам 2008 г. увеличение показателя произошло в 59 регионах. Кроме того, в 15 регионах число МП в 2009 г., как и в 2008 г.,  осталось без изменений.
     Максимальный  прирост показателя по итогам 2009 г. отмечается в Корякском АО (на 420,2 ед.). Сильное увеличение наблюдалось в Калининградской области (на 254,0 ед.), Чукотском АО (на 197,2 ед.), г. Санкт-Петербург (на 191,3 ед.),  Республике Хакасия (на 147,9 ед.), а также Тверской области (на 105,2 ед.).
     Сильнее всего число МП на 100 тыс. жителей  сократилось в Магаданской области (на 229,0 ед.). Значительное сокращение показателя было зафиксировано в Республике Калмыкия (на 138,0 ед.), Рязанской (на 117,2 ед.), Самарской (на 109,3 ед.) и Вологодской (на 104,4 ед.) областях. Среднее сокращение также произошло в Сахалинской области (на 93,9 ед.), Республике Ингушетия (на 83,1 ед.), Алтайском (на 81,9 ед.) и Красноярском (на 51,3 ед.) краях.
2.2 Среднесписочная  численность работников малых  предприятий
     Таблица 3
Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным  округам 
Российской Федерации в 2009 г.
Федеральные округа Среднесписочная численность работников МП1 Доля  занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых
тыс. чел. в % к  2008 г.
Справочно: 2008 г. в % к 2007 г.
% Изменение относительно 2008 г., п.п.
Справочно: 2008 г. к 2007 г., п.п.
РФ 8 045,2 102,9 105,1 16,7 0,6 1,0
Центральный 2 943,8 104,4 100,8 21,9 1,0 0,3
Северо-Западный 1 155,0 105,5 101,8 22,0 1,1 0,6
Южный 813,6 98,6 105,7 14,8 0,0 0,9
Приволжский 1 512,8 102,2 119,2 14,3 0,4 2,6
Уральский 567,2 105,0 104,3 12,6 0,8 0,6
Сибирский 747,3 99,7 102,2 11,7 0,1 0,4
Дальневосточный 305,5 100,6 107,4 12,9 0,3 0,9
1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера 

     В 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла по сравнению с 2009 г. на 2,9% и составила 8 045,2 тыс. чел.
     Кроме того, в 2009 г. по сравнению 2008 г. малые предприятия обеспечили на 230,1 тыс. больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 16,7%, повысившись на 0,6 п.п. по сравнению с показателем за 2004 г. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на МП произошел в Северо-Западном и Уральском федеральных округах – на 5,5% и 5,0% соответственно. В Южном и Сибирском федеральных округах наблюдалось сокращение показателя.
     Таблица 4
Изменение среднесписочной численности занятых на МП по регионам в 2009 г. по сравнению с 2008 г.
Изменение среднесписочной численности работников  МП 2009 г. к 2008 г. Справочно: 2009 г. к 2008 г.
Количество  регионов
Сильное сокращение (свыше 30%) 4 1
Среднее сокращение (10-30%) 7 6
Небольшое сокращение (менее 10%) 16 15
Небольшое увеличение (менее 10%) 34 35
Среднее увеличение (10-30%) 21 22
Сильное увеличение (свыше 30%) 6 9
 
     В 2009 г. прирост среднесписочной численности занятых на МП отмечается в 61 регионе, в то время как по итогам 2008 г. таких регионов было 66.
     Максимальное  увеличение показателя было отмечено в Чукотском АО (в 2,3 раза). Увеличение среднесписочной численности занятых на МП более чем на 30% также зафиксировано в Корякском (на 80,0%) и Агинском Бурятском (на 60,0%) авт. округах, Калининградской области (на 42,1%), Республике Ингушетия (на 38,5%), Чувашской Республике (на 31,7%).
     Наибольшее сокращение произошло в Коми-Пермяцком АО (на 88,1%). Снижение более чем на 30% отмечено в таких регионах, как  Республика  Северная Осетия-Алания (на 37,6%), Удмуртская Республика (на 33,7%), Пермская область (на 30,7%). Среднее сокращение показателя (10-30%) наблюдалось в Усть-Ордынском Бурятском АО (на 29,4%), Рязанской (на 17,1%), Оренбургской (на 14,7%) и Волгоградской (на 13,2%) областях, Ненецком АО (на 11,1%), Сахалинской области (на 10,6%) и Ставропольской крае (на 10,5%).

2.3 Оборот малых предприятий

 
С первого  квартала 2009 г. Федеральная служба государственной статистики перешла от учета объемов производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях к учету объемов оборота малых предприятий.
     В соответствии с методологией Федеральной  службы государственной статистики, в оборот малых предприятий включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей). Объем отгруженных товаров собственного производства представляет собой стоимость тех товаров, которые произведены данным юридическим лицом и фактически в отчетном периоде отгружены или отпущены в порядке продажи, а также прямого обмена на сторону (другим юридическим и физическим лицам), независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет. Данные по объемам оборота представляют совокупность  малых организаций с соответствующим основным видом деятельности и отражают коммерческую деятельность организаций.  

     Таблица 5
Объемы  оборота МП по федеральным округам Российской Федерации в 2009 г.
Федеральные  округа
Объем оборота  в 2009 г.
млн. руб. На душу населения, руб.1
РФ 9 650 742,9 67 264,7
Центральный 4 615 547,9 122 931,1
Северо-Западный 885 765,5 64 508,4
Южный 806 020,1 35 319,5
Приволжский 1 522 101,3 49 563,4
Уральский 737 884,5 60 092,2
Сибирский 775 428,8 39 174,5
Дальневосточный 307 994,9 46 715,4
1 исходя из численности населения на 1 января 2009 г. 

     В 2009 г. оборот МП составил 9 650 742,9 млн. руб., а объем оборота в расчете на душу населения достиг 67 264,7 руб. При этом максимальный объем оборота МП в расчете на душу населения был зафиксирован в Центральном ФО. Наименьшее значение показателя в расчете на душу населения характерно для Южного ФО.
       Таблица 6
Распределение регионов по группам с различным  объемом оборота МП на душу населения  в 2009 г. с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (в % от среднего по РФ)
Объем оборота МП на душу населения
 с  учетом стоимости фиксированного  набора потребительских товаров и услуг
Количество  регионов
0-10% 7
10-30% 16
30-50% 30
50-70% 15
70-100% 11
Свыше 100%
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.