На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные этапы формирования отечественной социологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ  ПРОИЗВОДСТВ 
 
 

Кафедра “Социология и социальные технологии”. 
 
 

Тема: “Основные  этапы формирования отечественной  социологии”. 
 

Выполнил  студент
группы 08-ИУК-10
Торопова  Е.В.
Проверил  доц. Юшкова С.А. 
 
 
 
 

Москва 2010
Цель  исследования:
1. Изучение зарождения социологии в России и формирования различных направлений 
 

Задачи  исследования:
1.     Рассмотреть причины зарождения социологии в России;
2.     Изучить этапы развития отечественной социологии; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Причины зарождения социологии в России

      В 40-50-хх годах XIX в. в России остро ощущалась необходимость реформ. В 1861г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Метафизика и философия уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей в обществе. А значит, накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами. Это привело к зарождению и становлению в России новой науки.
      Возникновение социологии в первую очередь связано  с капиталистическим путем развития, по которому Россия медленно продвигалась после реформы 1861 г. Этот хронологический  рубеж и следует считать началом  социологии в России, которая, как  и в Западной Европе, возникла в  русле позитивистской традиции. К  началу 60-х годов в русском  обществоведении сложилась парадоксальная ситуация. Часть конкретных социальных наук - история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и  другие - достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало  глобального методологического  осмысления материала.
     Возникновению социологии как самостоятельной  науки предшествовал подготовительный этап, в котором выделяется два  направления общественной мысли: западническое  и славянофильское. Символически это  выражается в том, что российское государство расположено на двух континентах: Европа и Азия.
     Западники доказывали, что Россия как часть  европейского континента должна пройти европейский путь развития. Они критически относились к существующему в  России строю и считали образцом западный парламентаризм. В качестве преобразований выдвигались отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение конституции и организацию просвещения народа. Там, где славянофилы видели самобытность, западники усматривали невежество и насилие.
      Славянофилы считали, что необходимо учитывать  особенности азиатского происхождения  государства, его уникальность. Конечно  же, они признавали отставание России от Запада в области экономики  и техники, но подчеркивали, что она  идет впереди в сфере духовной культуры. Славянофилы идеализировали патриархальный уклад быта, общинные традиции и православие. Они утверждали, что понятие «частная собственность» чуждо нашему государству, а на селе должно существовать общинное землепользование. Именно в общине кроется русский  коллективизм в противовес западному  индивидуализму. Общинные отношения  славянофилы рассматривали как  семейные, поэтому они тесно связывали  общину, семью и государство.
      Несомненно, общественную мысль в России отличало особое своеобразие по сравнению  с социальными теориями Запада.  В нашем государстве в течение  длительного периода проблемы обществоведения  освещались с помощью средств  художественной культуры и публицистики.
      Философия истории 40-50-х годов (спор между западниками  и славянофилами) оказалась парализованной собственными трудностями. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность  в новой обобщающей общественной науке - социологии.
      Формирование  социологии для русской культуры имело как научное  значение, связанное  с появлением новой формы мысли, так и более широкий социальный смысл. Это связано с тем, что  социология теоретически отражала в  самой различной форме требования буржуазного перестроения существующих порядков в России. Несомненно, одной  из основных особенностей русской общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережитков крепостничества. Это переплетение нового и старого являлось яркой характеристикой того периода.
      Проблема  разложения феодального строя и  формирования промышленного капитализма  и его культуры становится, как  правильно отмечал В. И. Ленин, "главным  теоретическим вопросом" в русском  обществоведении.
      Усложнение  социальной структуры русского общества и  бурный рост городских сословий стимулировали развитие социологии. Капитализм привел к сильному расслоению населения города, ломке старых культурных стандартов, создал массу новых профессий. Совокупность этих изменений вызвала  в различных слоях русского общества большой интерес к социальным проблемам.
     Другим  отрицательным фактором в распространении  и оформлении социологии явились  предрассудки некоторых ученых в  отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведении и т. п. Как правило, их отношение  к социологии варьирует от безразличия  до откровенной враждебности. Недоброжелательство  ломалось очень медленно. И только в первое десятилетие XX в. междисциплинарные  отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологическая точка  зрения стала широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии именно как новая плодотворная теоретическая  перспектива в сравнении с  традиционными подходами.
Основные  этапы развития социологии в России
     В развитии социологической мысли  в России можно условно выделить 5 основных этапов.
Первый  этап — 1860—1890 гг.
Второй  этап — 1890 г. — начало XX в.,
Третий  этап — первая четверть XX в.
Четвертый этап — 20-е — 30-е годы XX в.
Пятый этап — конец 50-х — 90-е годы XX в. 

Первый  этап: 1869-1890гг.
     Развитие  социологии в России, также как  и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Идеи О. Конта были известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е началась широкая популяризация позитивизма в России. Усвоение идей Конта шло быстро, и, как писал Н.И. Кареев, “в исходе шестидесятых годов позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход” .
     Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторический эволюции человеческого  общества, о закономерностях общественного  развития, о прогрессе. Представители  разных школ и направлений абсолютизировали ту или иную сторону общественной жизни и считали, что именно она  является определяющей в социально-историческом развитии общества.
     В 1859 г. вышли две работы П.Л. Лаврова, имевшие позитивистское направление. В 1865 г. три наиболее серьезных журнала (“Современник”, “Русское слово”, “Отечественные записки”) опубликовали статьи о Конте  и его философии. Напечатанная в 1868 г. рецензия П.Л. Лаврова на книгу  “Огюст Конт и положительная философия” (1867) стала во многом определяющей для  всей последующей позитивистской социологии в России. В 60—70-е года вышли первые в прямом смысле социологические  работы, написанные П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским. Они положили начало специализированной социологической литературе в России ,рассматривали развитие общества как стремление к идеалу.
     Необходимо  отметить, что российские социологи, придерживаясь позитивизма, не заимствовали примитивно чужие идеи. Они критически относились к идеям О. Конта и  его сторонников.
     В это время зарождается ряд  социологических школ и направлений.
1. Социологические теории народников
Все главные  положения социологии народничества  теоретически обосновывали возможность  самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь  благодаря активному вмешательству  в ход исторического процесса.
     Конец 1860х – начало 1880х годов: революционное  направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.
Середина 1880х – середина 1890х годов: либеральное  направление народничества.
С середины 1890х годов народническая социология под напором марксистской критики  приходит в упадок, ее заменяет созданная  в 1902 году партия социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм, требовали уничтожения феодально  – крепостнических пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма  в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом социализма. Их взгляды расходились  только в вопросах подготовки и осуществления  революции, форм и способов революционной  деятельности:
П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы:  «Знание и революции», «Социальная  революция и задачи нравственности», «Кому принадлежит будущее».
      Был теоретиком  подготовительно –  пропагандистского направления. Выступал за длительную пропаганду социалистических идей, так как народ еще не готов  к социалистическому перевороту. Революция возможна только тогда, когда  большинство населения осознает полностью ее необходимость.
М.А.Бакунин  (1814-1876).  Основные социологические  работы:
«Кнуто-Германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена).
 Был  теоретиком бунтарско – анархического  направления, родоначальником отечественного  анархизма. Считал, что социология  – наука об общих законах,  управляющих всем развитием человеческого  общества, а общество – естественный  способ существования совокупности  людей независимо от всякого  договора. Оно никогда не руководствуется  законами, а медленно развивается  под влиянием инициативы индивидов,  а не мыслью и волей законодателей.
     Центральная проблема социологии: проблема уничтожения  государства как силы, которая  подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство таит в себе опасность  развития деспотизма управляющих и  рабства управляемых и является главным препятствием на пути социального  освобождения человека. Основная сила, способная уничтожить государство  – революция, которая возможна при  любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до основания старый строй, а вместо государства будут созданы независимые  общины. Бакунин отвергал не  управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет «сверху вниз».
Считал, что религия – социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.
     П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: « Задачи революционной пропаганды в России»,  «Что такое партия прогресса», «Накануне и на другой день революции», «Производительные  силы Европы», «Анархическое государство».
     Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех сферах: в природе, в индивидуальном организме  и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса –  приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения. 

     2. Субъективная школа
      П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: «Социологи-позитивисты», «Введение  в историю мысли», «Теория и  практика прогресса», «Социальная революция  и задачи нравственности», «Задачи  понимания истории».
      Считал, что социология – это наука  о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство  и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить  подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью  ее интересов. Движущая сила истории  – «критически мыслящая личность», элитарное меньшинство, а большинство  служит и трудится, создавая меньшинству  возможность служить народу для  искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.
      Н.К.Михайловский (1842-1904).  Основные социологические  работы: «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество».
      При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов  борьбы за индивидуальность, понимая  под этим целостность человека в  его взаимодействии с социальными  структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости и  индивидуальности.
      Идеал общественного развития – создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое  возможно только при социализме, когда  будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм – это  «творчество личного начала при  посредстве начала общинного».
      С середины 1870х годов занялся психологией  «толпы», изучением психологии масс, анализом психологических путей  и средств воздействия личностей  на народ. Проводил различие между понятиями  «герой» и «великая личность».
      Михайловский  первый в социологии разработал теорию подражания. 

     3. Натуралистическое направление.
      Его представители выдвигали на первый план географический фактор.
      Л.И.Мечников (1838-1888). Основная социологическая  работа: «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества».
      Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм социального  прогресса. Мерилом прогресса выступает  солидарность. Главный показатель социального  прогресса – степень свободы  при образовании кооперации. Считал, что социальный прогресс проходит те же ступени солидарности, что и  в органическом мире.
      Пытался рассмотреть механизм влияния природы  на социальное устройство общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией связывает  основной закон развития культуры.
      По  мнению Мечникова, социологические  законы не сводимы с законами природы, выступал против социал-дарвинизма.
      Пытался связать проблему географического  фактора с условиями материальной жизни общества. 

      4. Органицизм.
      Исходный  путь органицизма – гипотетическое отождествление общества с организмом.
      А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: «История и метод», «Политика как  наука», «История и общественность».
      По  мнению Стронина, общество – это  организм, а социальные институты  – отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково.
      Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты. Основание- большинство  общества( земледельцы и ремесленники).
      П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: «Мысли о социальной науке будущего», «Социальная патология».
      Так как общество – организм, оно  обладает всеми отличительными чертами  организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:
      1.Физиологическая  или экономическая
      2.Морфологическая  или юридическая
      3.Индивидуальная  или политическая
      Считал, что классовая борьба и революция  – это патология, ненормальное развитие. 

      5. Психологическое  направление.
      Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.
      Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические  работы: «Социология», «Прошедшее философии», «Новая постановка основных вопросов социологи».
      Положение  о социальной эволюции как об основном факторе социологии.
      Все социальные явления и процессы можно  поставить в эволюционный ряд, состоящий  из семи категорий: психологическое  взаимодействие – общественные группы – личность – наука – философия  – искусство – практическая деятельность.
      Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы: «Историко-философские и социологические  этюды», «Введение в изучение социологии», «Сущность исторического процесса и  роль личности в истории», «Историка. Теория исторического знания», «Общие основы социологи».
      Общество  – сложная система  психологических  и практических взаимодействий личностей, «надорганическая среда». Она делится  на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы – предмет  изучения психологии, социальные организации  – предмет изучения социологии. 

      6. Плюралистическая  школа Ковалевского
      М.М.Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы:
        « Очерк развития социологических  учений», «Очерк происхождения  и развития семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение  семьи, рода, племени, собственности,  государства и религии».
      Считал, что социология – синтез результатов, полученных конкретными общественными  науками, наука, имеющая своей целью  установление законов и тенденций  общественного развития. Считал, что  на исторический процесс параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место выдвигались разные факторы.
      Считал, что исторический прогресс связан с  существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику социального  прогресса. Считая, что только система  продуманных реформ является необходимым  благом для общества.
      В центре соц. теории Ковалевского –  учение о солидарности.
      Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития. 

     7. Ортодоксальный марксизм.
      Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: «Социализм и политическая борьба», «Очерки по истории материализма», «Основные вопросы марксизма», «Искусство и общественная жизнь», «К вопросу  о роли личности в истории».
      Глубокая  и основательная критика методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).
      Критика буржуазной философии.
      Разрабатывал  основные проблемы социологии на основе материализма, рассматривал методологию  научного предвидения в социальном познании.
      Критиковал  теорию фактов в социологии,  плюралистические взгляды Ковалевского, субъективную социологию народничества.
      Он  подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях  личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на определенном этапе развития общества. 
 
 

                                                                                                                                                       
Второй  этап: 1890е годы –  начало ХХ века. 

      В конце XIX века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими  теоретическими трудностями, стало  явным внутреннее противоречие натуралистического редукционизма. Кризис механического  естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое  выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Это стало причиной появления  неокантианство, которое критиковало вульгарный натурализм, эволюционизм и механицизм.
1.Неокантианство.
      Основные  моменты неокантианской концепции:
      -Приоритет  логических основ
      -Критика  понятий и языка социологии
      -Гносеологическое  философствование
      Неокантианство  в России можно разбить на 3 группы
       1.1 Ортодоксальное ядро (социологическая  гносеология)
      А.С.Лаппо-Данилевский  (1863-1919). Основная социологическая работа: «Методология истории».
      Он  выступил за переход от «публицистического любительства» в социологии к  ее специализации, то есть к научному профессионализму. В центре его внимания – вопросы синтеза истории  и социологии.
      Считал, что социология – это абстрактная, обобщающая наука, которая не может  опираться безусловно на понятия  физики, механики или энергетики.
      Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: «Общество  и личность», «Социальные науки  и право».
      Общество, по его мнению, это психическое  взаимодействие людей, и его нельзя  рассматривать с помощью пространственных категорий.
      Отмечал наличие кризиса в современном  социальном познании, выход из которого надо искать в области методологии.
      Настаивал на пересмотре всех основ социального  знания.
                   
         1.2 Субъективно –нормативная концепция.
      П.И.Новгородцев  (1866-1924)
      Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Общество – сознание отдельных  лиц.
      Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их концепции  права о том, что социальному  прогрессу всегда предшествует поворот  к идеализму. Эту идею он положил  в основу «системы нравственного  идеализма». Поворот к идеализму  возможен только в результате разрыва  с позитивизмом.
      В.М.Хвостов (1868-1920)
      Социология  – особая промежуточная наука, которая  использует типологические методы.
      Личность  – социокультурное образование, на которое общество и культура ставят свой отпечаток.
      Хвостов отрицательно относился к революции  как форме разрешения социальных противоречий. Необходимо учитывать, что  она ведет к разрушению культуры и гибели людей. Отдавал предпочтение реформам.
      Подверг критике марксизм и субъективную школу.
       
       1.3 Концепция индивидуального психологизма.
      Л.И.Петражицкий (1867 – 1931)
      Социология  – наука, призванная изучать человеческое участие в процессах социальной жизни. Основной метод изучения и  познания предметов: наблюдение.
      Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы (эмоции), а не общество и ценности, как  принято.
      Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения социального  действия. 

      2. Легальный марксизм
      С.Н.Булгаков (1871-1944)
      Н.А.Бердяев (1874-1948)
      М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Основные социологические работы: «Значение экономического фактора  в истории», «Экономический фактор и идеи», «Русская фабрика».
      П.Б.Струве (1870-1944). Основные социологические работы: «Критические заметки к вопросу  об экономическом развитии в России», «Моим критикам».
      Выступали против народничества, против положения  того,  что развитие капитализма есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Отрицали наличие антагонистических противоречий, выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Либерально – буржуазная политическая программа с заимствованными марксистскими экономическими идеями.
      Философия на базе идеализма. «Легальные марксисты» считали, что капитализм в России является исторической необходимостью, и для обоснования «прогрессивной и культурной миссии» капитализма  в будущем пытались применить  идеи марксистской социологии. 

      3. Ортодоксальный марксизм (развитие)
      В этот период также идет дальнейшее развитие ортодоксального марксизма. Теоретиками ортодоксального марксизма  в этот период были Плеханов и Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Взгляды Плеханова и Ленина на решение конкретных проблем общественного устройства кардинально расходились, а перед Октябрьской революцией эти расхождения привели к непримиримой борьбе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.